Программа профориентации
методическая разработка по теме
Программа профориентации учащихся в образовательных учреждениях Тербунского района
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma_proforientatsii.doc | 183 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Директор «Центра занятости Начальник отдела образования
населения» и молодёжной политики
С.Г. Логвинов В.С. Лесных
Программа
профориентации учащихся в образовательных учреждениях Тербунского района.
2010 г.
Пояснительная записка.
Как свидетельствует статистика, большая часть молодых людей, завершивших школьное обучение, сталкиваются с серьёзными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, трудоустройством. Причины этого не только в «закрытости» рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что подавляющая часть вчерашних школьников имеет весьма приблизительные представления о нём, существующих профессиях и, как следствие, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой деятельности требования со своими возможностями. Приоритетным становится развитие личности нового типа – экономически грамотной, творчески мыслящей, ответственной и дисциплинированной. Стать высококвалифицированным специалистом может только тот, кто сознательно выбрал профессию и любит её.
Профессиональная ориентация – это длительный и сложный процесс,
который должен осуществляться на всех этапах жизни человека. При этом
важно удовлетворить потребности и интересы в профессиональном и
личностном отношении, предвидеть возможную сферу будущей
деятельности.
Тербунский муниципальный район – сельскохозяйственный, т. к. ведущее место по производству продукции занимает агропромышленный комплекс. Благоприятные климатические условия, наличие плодородных почв способствуют эффективному развитию сельскохозяйственного производства. Используется современная производительная техника, внедряются новейшие технологии. Реализуются инвестиционные проекты в животноводстве. Они создаются на основе самых передовых технологий, по масштабам и эффективности не только не уступают, но и в отдельных параметрах превосходят зарубежные аналоги. Всё это ведёт к тому, что на рынке труда востребованы специалисты, подготовленные с учётом всех современных требований к их квалификации.
В последние годы в связи с созданием особой экономической зоны регионального уровня «Тербуны» происходит развитие промышленного потенциала района. Ведётся активная работа по привлечению инвесторов для строительства промышленных предприятий различных направлений. Это ведёт к увеличению потребности в специалистах строительных профессий. Кроме того, вводимые в строй предприятия нуждаются в хорошо подготовленных квалифицированных кадрах.
Таким образом, система профориентационной работы должна иметь чётко выраженную связь с заявленными потребностями в специалистах тех или иных направлений, востребованных на рынке труда района.
Цель: создать систему квалифицированной и комплексной
профориентационной работы на этапах дошкольного, начального,
основного, среднего и дополнительного образования, отвечающую
требованиям дальнейшего профессионального образования.
Задачи:
- Создание условий для формирования осознанного выбора профессии учащимися в соответствии со способностями, психофизиологическими данными и потребностями общества.
- Формирование знаний об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, об их требованиях к личности, о путях профессиональной подготовки.
- Развитие положительной мотивации к трудовой деятельности.
Этапы профориентационной работы
- Первый этап (дети дошкольного возраста) – эмоционально-
образный - формирование положительного отношения к
людям труда, их занятиям, а также первоначальных трудовых умений
в доступных видах деятельности.
- Второй этап (1-4 классы) –пропедевтический – формирование добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни общества; развитие интереса к трудовой деятельности.
- Третий этап:
(5 – 7 классы) – поисково – зондирующий – работа, направленная на осознание личных интересов, понимание общественных ценностей, способов создания определённого образа жизни, путей реализации возможностей;
(8 - 9 классы) – создание представления о профессиях, правилах выбора, перспективах профессионального роста и мастерства, умении адекватно оценивать свои возможности в соответствии с требованиями избираемого вида деятельности;
4. Четвёртый этап (10 - 11 классы) - формирование профориентационно значимых компетентностей по избранному направлению, оценка и коррекция планов; самоподготовка к избранной профессии и саморазвитие в ней.
Методы работы:
- беседа с учащимися и их родителями;
- анкетирование;
- тестирование;
- наблюдение;
- анализ;
- практическая деятельность
Основные направления программы
- Информационно-аналитическая деятельность.
- Организационно - методическая работа.
- Работа с педагогическими кадрами.
- Работа с учащимися.
- Работа с родителями.
- Социальное партнёрство.
- Информационно-аналитическая деятельность.
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственный |
1. | Анализ трудоустройства и поступления в учебные заведения выпускников 9 и 11 классов. | сентябрь | Зам. директора по ВР, методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений» |
2. | Диагностика учащихся 9 классов на выбор профиля обучения и профессиональное самоопределение. | Сентябрь, май | Зам. директора по ВР, методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений» |
3. | Диагностика учащихся 8 классов на выбор элективных курсов предпрофильного обучения. | Апрель-май | Зам. директора по ВР, методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений» |
4. | Анкетирование учащихся 9, 11 классов по вопросу выбора профессии и учебного заведения. | Сентябрь-октябрь | Зам. директора по ВР, методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений» |
5. | Оформление информационных стендов по профессиональной ориентации. | сентябрь | Зам. директора по ВР, методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений» |
6. | Отчёт о профориентационной работе за год. | июнь | Зам. заведующего МДОУ, зам. директора по ВР, методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений» |
7. | Изучение нормативно-правовых документов, обеспечивающих функционирование системы профориентационной работы. | В течение года | Методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений», зам. директора по ВР |
8. | Освещение реализации программных мероприятий в районной газете «Маяк». | В течение года | Методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений» |
2. Организационно-методическая работа
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственный |
1. | Заключение договоров с ЕГУ им. Бунина, ВГАСУ, ВГАУ им. Глинки, ПУ-4 о сотрудничестве по профориентации. | Сентябрь-ноябрь | Директор Центра внешкольной работы, директор МОУ СОШ с.Тербуны, методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений» |
2. | Сбор информации о Днях открытых дверей в учебных заведениях Липецкой и Воронежской областей и доведение её до учащихся | В течение года | Методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений» |
3. | Подготовка методических материалов по профориентации для классных руководителей и родителей | В течение года | Методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений» |
4. | Обновление и пополнение методических материалов по профессиональной ориентации. | В течение года | Методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений» |
5. | Подбор литературы для педагогического персонала по профессиональному определению учащихся | В течение года | Библиотекарь ОУ |
6. | Формирование, изучение и обобщение лучшего опыта работы педагогов. | В течение года | Методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений», зам. директора по ВР |
7. | Распространение видеоматериала профориентационной направленности | В течение года | Методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений» |
3. Работа с педагогическими кадрами.
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственный |
1. | Обеспечение преподавателей справочно-информационными материалами для организации предпрофильной и профильной подготовки. | В течение года | Методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений», зам. директора по ВР |
2. | Оформление профориентационной карты учащихся 8,9,10 и 11 классов. | В течение года | Классные руководители |
3. | Организация и проведение консультаций для педагогов по вопросам организации и ведения профориентационной работы с учащимися. | В течение года | Методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений», зам. директора по ВР |
4. | Составление графика проведения профориентационных мероприятий. | Сентябрь | Методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений», зам. директора по ВР |
5. | Изучение деятельности учителя при реализации курсов в рамках предпрофильной подготовки. | В течение года | Зам. директора по ВР, методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений» |
- Работа с учащимися.
Дошкольное образование
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственный |
1. | Организация экскурсий на предприятия и организации района. | В течение года | Воспитатели |
2. | Изучение демонстрационного материала о людях разных профессий. | В течение года | Воспитатели |
3. | Проведение сюжетно-ролевых, интеллектуальных игр, связанных с профессиями. | В течение года | Воспитатели |
4. | Индивидуальные и групповые консультации дошкольников у педагога-психолога | В течение года | Педагог-психолог |
5. | Беседы с детьми о профессиях. | В течение года | Воспитатели |
Начальное образование
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственный |
1. | Организация экскурсий на предприятия и организации района. | В течение года | Зам. директора по ВР, классные руководители |
2. | Изучение демонстрационного материала о людях разных профессий. | В течение года | Классные руководители |
3. | Проведение сюжетно-ролевых, интеллектуальных игр, связанных с профессиями. | В течение года | Классные руководители |
4. | Индивидуальные и групповые консультации школьников у педагога-психолога | В течение года | Педагог-психолог |
5. | Беседы с детьми о профессиях. | В течение года | Классные руководители |
6. | Проведение классных часов по вопросу профессионального ориентирования учащихся на специальности, востребованные на рынке труда. | В течение года | Классные руководители |
7. | Выставка рисунков, посвящённая людям разных профессий. | В течение года | Классные руководители |
8. | Организация встреч учащихся с представителями разных профессий. | В течение года | Зам. директора по ВР |
9. | Знакомство с профессиями в рамках работы детских творческих объединений. | В течение года | Педагоги дополнительного образования |
10. | Развитие творческих способностей, получение практических навыков учащихся через участие в кружках и секциях различного направления, получение дополнительного образования | В течение года | Педагоги дополнительного образования, педагоги Школы искусств (по согласованию) |
Основное образование
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственный |
1. | Организация экскурсий на предприятия и организации района. | В течение года | Методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений», зам. директора по ВР, классные руководители |
2. | Индивидуальные и групповые консультации школьников у педагога-психолога | В течение года | Педагог-психолог |
3. | Беседы с детьми о профессиях. | В течение года | Классные руководители |
4. | Проведение классных часов по вопросу профессионального ориентирования учащихся на специальности, востребованные на рынке труда. | В течение года | Классные руководители |
5. | Выставка рисунков, посвящённая людям разных профессий. | В течение года | Классные руководители |
6. | Организация встреч учащихся с представителями разных профессий. | В течение года | Зам. директора по ВР, методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений» |
7. | Знакомство с профессиями в рамках работы детских творческих объединений. | В течение года | Педагоги дополнительного образования |
8. | Развитие творческих способностей, получение практических навыков учащихся через участие в кружках и секциях различного направления, получение дополнительного образования | В течение года | Педагоги дополнительного образования, педагоги Школы искусств (по согласованию) |
9. | Организация встреч учащихся с представителями ПУ, ССУЗов и ВУЗов | В течение года | Зам. директора по ВР, методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений» |
10. | Организация экскурсий учащихся в ПУ – 4 | В течение года | Методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений», зам. директора по ВР, классные руководители |
11. | Посещение учебных заведений в Дни открытых дверей. | В течение года | Зам. директора по ВР, методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений» |
12. | Участие в Ярмарке учебных мест. | апрель | Районный центр занятости населения, методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений», зам. директора по ВР |
13. | Консультации по выбору профессий, об условиях приёма в учебные заведения, потребностях рынка труда в специалистах. | В течение года | Классные руководители, зам. директора по ВР, методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений» |
14. | Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся. | В течение года | Классные руководители |
15. | Поощрение учащихся за успехи и достижения в реализации творческих способностей. | В течение года | Специалист отдела образования и молодёжной политики. |
16. | Проведение элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки. | В течение года | Зам. директора по УР |
Среднее образование
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственный |
1. | Организация экскурсий на предприятия и организации района. | В течение года | Методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений», зам. директора по ВР, классные руководители |
2. | Комплектование педкласса для поступления в ЕГУ, агрокласса для поступления в ВГАУ, архитектурно-строительного класса для поступления в ВГАСУ, составление и согласование расписания занятий. | Сентябрь-октябрь | Методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений» |
3. | Организация экскурсии в ЕГУ им. Бунина | апрель | Методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений» |
4. | Индивидуальные и групповые консультации школьников у педагога-психолога | В течение года | Педагог-психолог |
5. | Проведение классных часов по вопросу профессионального ориентирования учащихся на специальности, востребованные на рынке труда. | В течение года | Классные руководители |
6. | Организация встреч учащихся с представителями разных профессий. | В течение года | Зам. директора по ВР, методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений» |
7. | Знакомство с профессиями в рамках работы детских творческих объединений. | В течение года | Педагоги дополнительного образования |
8. | Развитие творческих способностей, получение практических навыков учащихся через участие в кружках и секциях различного направления, получение дополнительного образования | В течение года | Педагоги дополнительного образования, педагоги Школы искусств (по согласованию) |
9. | Организация встреч учащихся с представителями ПУ, ССУЗов и ВУЗов | В течение года | Зам. директора по ВР, методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений» |
10. | Организация экскурсий учащихся в ПУ – 4 | В течение года | Методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений, зам. директора по ВР, классные руководители |
11. | Посещение учебных заведений в Дни открытых дверей. | В течение года | Методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений», зам. директора по ВР |
12. | Участие в Ярмарке учебных мест. | Апрель | Районный центр занятости населения, методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений, зам. директора по ВР |
13. | Консультации по выбору профессий, об условиях приёма в учебные заведения, потребностях рынка труда в специалистах. | В течение года | Классные руководители, методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений» |
14. | Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся. | В течение года | Классные руководители |
15. | Поощрение учащихся за успехи и достижения в реализации творческих способностей. | В течение года | Специалист по молодёжи отдела образования и молодёжной политики. |
16. | Проведение элективных курсов в рамках профильного обучения | В течение года | Зам. директора по УР |
- Работа с родителями
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственный |
1. | Организация консультаций для родителей по ознакомлению с учебными заведениями и условиями приёма в них. | В течение года | Зам. директора по ВР, методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений» |
2. | Консультации педагога-психолога. | В течение года | Педагог-психолог |
3. | Анкетирование родителей учащихся 8-11 классов с целью выяснения отношений к выбору профессий их детей. | В течение года | Классные руководители. |
4. | Изучение интересов, склонностей и способностей учащихся совместно с семьёй, их развитие через кружковую работу | В течение года | Классные руководители, педагоги дополнительного образования |
5. | Проведение родительских собраний по вопросам профориентации и выбору профессии учащимися 9, 11 классов. | Декабрь, март | Классные руководители |
6. | Организация бесед с родителями представителей учебных заведений. | В течение года. | Методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений» |
- Социальное партнёрство
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственный |
1. | Организация встреч учащихся с работодателями | В течение года | Методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений», зам. директора по ВР |
2. | Заключение договора о сотрудничестве ЕГУ им. Бунина с МОУ ДОД «Центр внешкольной работы с детьми и подростками» | Сентябрь | Заведующая кафедрой ПНО ЕГУ, директор МОУ ДОД, методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений» |
3. | Заключение договора о сотрудничестве ВГАСУ с МОУ СОШ с.Тербуны | Ноябрь | Ректора ВГАСУ, директор МОУ СОШ с.Тербуны. |
4. | Заключение договора о сотрудничестве ВГАУ с МОУ СОШ с. Тербуны | Октябрь-ноябрь | Ректор ВГАУ, методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений» |
5. | Заключение договора о сотрудничестве ПУ-4 с МОУ СОШ с. Тербуны | Октябрь-ноябрь | Директор ПУ-4, директор МОУ СОШ с.Тербуны, методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений» |
6. | Проведение Ярмарки учебных мест. | апрель | Районный центр занятости населения, методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений», зам. директора по ВР |
7. | Организация экскурсий на предприятия и организации района | В течение года | Методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений, зам. директора по ВР |
8. | Организация экскурсий в ПУ-4, ЕГУ им.Бунина | Ноябрь, апрель | Методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений, зам. директора по ВР |
9. | Организация трудовой занятости учащихся, достигших 14 лет, в период каникул. | В течение года | Районный центр занятости населения, администрация ОУ, работодатели. |
УТВЕРЖДАЮ
Директор МУ «Центр ресурсного
обеспечения муниципальных
учреждений»
Т.П. Григорьева
План работы
на 2010 год
методиста МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений» по профориентационной работе и по предмету математика
Барабанщиковой Ольги Владимировны.
1.Профориентационная работа.
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Организация экскурсий на предприятия и организации района. | В течение года |
2. | Анализ трудоустройства и поступления в учебные заведения выпускников 9 и 11 классов. | Август-сентябрь |
3. | Отчёт о профориентационной работе за год. | Июнь |
4. | Изучение нормативно-правовых документов, обеспечивающих функционирование системы профориентационной работы. | В течение года |
5. | Заключение договоров с ЕГУ им. Бунина, ВГАСУ, ВГАУ им. Глинки о сотрудничестве по профориентации. | Сентябрь-ноябрь |
6. | Сбор информации о Днях открытых дверей в учебных заведениях Липецкой и Воронежской областей и доведение её до учащихся | В течение года |
7. | Подготовка методических материалов по профориентации для классных руководителей и родителей. | В течение года |
8. | Обновление и пополнение методических материалов по профессиональной ориентации. | В течение года |
9. | Формирование, изучение и обобщение лучшего опыта работы преподавателей. | В течение года |
10. | Обеспечение преподавателей справочно-информационными материалами для организации предпрофильной и профильной подготовки. | В течение года |
11. | Организация и проведение консультаций для педагогов по вопросам организации и ведения профориентационной работы с учащимися. | В течение года |
12. | Составление графика проведения профориентационных мероприятий. | Сентябрь |
13. | Изучение деятельности учителя при реализации курсов в рамках предпрофильной подготовки. | В течение года |
14. | Организация встреч учащихся с представителями ПУ, ССУЗов и ВУЗов | В течение года |
15. | Организация экскурсий учащихся в ПУ – 4 | В течение года |
16. | Посещение учебных заведений в Дни открытых дверей. | В течение года |
17. | Участие в Ярмарке учебных мест. | Апрель |
18. | Комплектование педкласса для поступления в ЕГУ, агрокласса для поступления в ВГАУ, архитектурно-строительного класса для поступления в ВГАСУ, составление и согласование расписания занятий. | Сентябрь-октябрь |
19. | Организация экскурсии в ЕГУ им. Бунина | Апрель |
20. | Консультации по выбору профессий, об условиях приёма в учебные заведения, потребностях рынка труда в специалистах. | В течение года |
21. | Организация консультаций для родителей по ознакомлению с учебными заведениями и условиями приёма в них. | В течение года |
22. | Организация беседы с родителями представителей учебных заведений. | В течение года. |
- Методическая работа по математике.
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Диагностика информационных потребностей педагогов. | В течение года |
2. | Анализ действующих программ и учебников по математике. | Август |
3. | Анализ эффективности работы МО по математике | По плану ОО |
4. | Анализ результатов текущих и итоговых контрольных работ по математике. | По плану ОО |
5. | Анализ результатов итоговой аттестации учащихся. | Июнь |
6. | Анализ результатов районных олимпиад по математике. | Ноябрь, декабрь |
7. | Оказание помощи в составлении школьных олимпиад по математике. | Ноябрь |
8. | Анализ состояния преподавания математики в ОУ. | По плану ОО |
9. | Участие в семинарах ИРО по математике. | В течение года |
10. | Оказание помощи в организации деятельности методических объединений, участие в их работе. | Март, апрель, ноябрь |
11. | Формирование банка данных о кадровом потенциале ОУ. | Сентябрь |
12. | Формирование банка данных контрольно-измерительных материалов, аналогичных ЕГЭ-2010. | В течение года |
13. | Формирование банка данных контрольно-измерительных материалов, аналогичных ГИА - 2010. | В течение года |
14. | Формирование банка лучшего педагогического опыта. | В течение года |
15. | Оказание помощи в организации и проведении августовских секций. | Август |
16. | Организация и проведение консультаций для педагогов по вопросам нормативно-правового и программно-методического обеспечения образовательного процесса | В течение года |
17. | Индивидуальные и групповые консультации, анализ посещённых уроков, занятий. | В течение года |
18. | Индивидуальные консультации аттестуемым учителям | В течение года |
19. | Обновление и пополнение методических материалов по математике. | В течение года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Профориентация"
Программа работы кружка для подростков (8-11 классы)....
рабочая программа профориентация (27/11/15)
рабочая прогрпмма по профориентации...
Программа профориентации «МОЙ ВЫБОР»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы.Представляет собой комплекс мероприятий, направленных на совершенствование системы...
Рабочие программы «Профориентация» для учеников 7 класса, 8 класса
Цель курса – сориентировать школьников на профессиональное и личностное самоопределение, помочь смоделировать дальнейший жизненный путь с учетом потребностей рынка труда; развить способности к п...
Программа профориентации для старшеклассников
Основная идея программы заключается в том, чтобы помочь подростку познать самого себя, свои силы и индивидуальность, формировании мотивации осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии....
программа "Профориентация"
Настоящая программа разработана, руководствуясь Уставом государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Валуйская общеобразовательная школа-интернат» для о...
Программа профориентации
Представлена программа по профориентации ПЕРСПЕКТИВА...