Программа "Профориентация"
календарно-тематическое планирование по психологии (8 класс) по теме
Программа работы кружка для подростков (8-11 классы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_proforientatsiya_13-14.docx | 25.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Обоснование программы
Подростковый возраст – зачастую последний период обучения большинства детей в школе. Вот почему вопросы, касающиеся личностной и социальной зрелости старших подростков, анализ их субъективных представлений о своей будущей профессии имеют первостепенное значение. Процесс профессионального самоопределения – чрезвычайно значимый в этом возрасте момент личностного развития. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадут с требованиями профессии. Помочь ребенку правильно решить проблему профессионального выбора, призвана профориентация.
Так же с изменением экономической, политической и социально-культурной ситуации в Республике Беларусь необходимо новое понимание содержания проблемы выбора профессии. Во многом специфика проблем профессионального выбора определяется нестабильной ситуацией на рынке труда в стране, необходимостью освоения нового социального опыта. Появившиеся в связи с переходом к рыночной экономике новые профессии не имеют еще корней в профессиональной культуре нашего общества.
Участие в профориентации и помощь в обоснованном выборе профессии – одна из важнейших сторон работы психолога. Создание данной программы по профориентации обусловлено так же и тем, что, как показывает опыт прошлых лет, одной компьютерной диагностики не достаточно.
Цель данной программы состоит в том, чтобы оказать помощь подрастающему поколению в выборе профессии с учетом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей. Практически это означает, что подросткам нужно дать знания о профессиях вообще и о выбираемой в частности, помочь формировании их интересов и склонностей, в осознании ими своих способностей и наиболее разумном их применении. И здесь не играет роли, какую профессию – умственную или физического труда – выбирает подросток: и в том и в другом случае он нуждается в профориентационной помощи.
Задачи программы по профориентации:
1) расширение кругозора и увеличение информации об отраслях и профессиях, о требованиях к кадрам;
2) убеждение в необходимости развития качеств личности, нужных для получения будущей профессии, сочетания личных интересов и потребностей общества в квалифицированных кадрах, самоутверждения и принятия оптимального решения в жизненном самоопределении;
3) практическая подготовка учащихся к выбору сферы труда и профессии на основе общего образования, развития творческих качеств личности каждого подростка;
4) дифференцированная помощь учащимся в профессиональном самоопределении в зависимости от интересов, склонностей и способностей, состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого.
Сама программа мобильна, и занятия легко поддаются изменениям, исходя из возрастного состава групп, их подготовленности и имеющегося в наличии времени.
План реализации программы по профориентации для подростков МБОУ СОШ №17
|
|
| Методы |
1.Почему профессию надо тщательно выбирать и как это сделать? (2 часа) | 1. Знакомство с понятиями «профориентация», «профессия», «специальность», «должность» и др. | Ознакомить подростков с понятиями темы, а также целями и задачами профориентации. | Организационный момент: создать группу, выработать групповые правила и создать атмосферу (методики «Рулон бумаги», «Поздороваться ушами…»). Свободная анкета для сбора первичных данных. |
2. Твои требования к профессии. | Выяснить первые представления подростков о профессии. | Активная лекция по теме. Игровые методики «Профессия на букву», «Мяч плюс профессия» | |
3. Мир профессий и требования, предъявляемые к ним. Самый надежный способ выбора профессии. | Расширить представления детей о многообразии профессий в мире и ознакомить с требованиями, предъявляемыми к некоторым из них. | Активная лекция «Основные виды профессиональной деятельности» Игровые методики «Самая-самая …», «Угадай профессию». Дифференциально-диагностический опросник | |
4. Чем различаются разные профессии. | Расширить представления о признаках профессиональных сведений. | Технологические характеристики профессий. | |
5. Профессии новые и профессии исчезающие. | Расширить представления детей о многообразии профессий в мире | Характеристики профессий. | |
6. Карта страны профессий. | Познакомить подростков с типами профессий по предмету труда, классами профессий по характеру труда. | Анкета «исполнительские - творческие». | |
2. Интересы, склонности, способности – их влияние на выбор профессии. (6 часов) | 1.Способности, склонности и интересы – психологические образования личности, от которых зависят успех и удовлетворенность профессиональной деятельностью. | Выявить и раскрыть значение интересов, склонностей и способностей, влияющих на выбор будущей профессии. | Активная лекция по теме. Игровые методики «День из жизни …(Сон из жизни …)», «Белый снег» Анкета №2, диагностическая методика «Карта интересов» |
2. Город мастеров общения. | Помочь подросткам более конкретно определить направления своих профессиональных интересов. | Активная лекция по теме. Игровые методики «Кто есть кто?», «Человек профессия».
| |
3.Город мастеров техники | Помочь подросткам более конкретно определить направления своих профессиональных интересов. | Активная лекция по теме. Игровые методики «Кто есть кто?», «Человек профессия». Тест Кеттелла. | |
4.Город мастеров природы | Помочь подросткам более конкретно определить направления своих профессиональных интересов. | Активная лекция по теме. Игровые методики «Кто есть кто?», «Человек профессия». Тест Кеттелла. | |
5.Город мастеров информации. | Помочь подросткам более конкретно определить направления своих профессиональных интересов. | Активная лекция по теме. Игровые методики «Кто есть кто?», «Человек профессия». Тест Кеттелла. | |
6. Лаборатория и город мастеров - художников | Помочь подросткам более конкретно определить направления своих профессиональных интересов. | Активная лекция по теме. Игровые методики «Кто есть кто?», «Человек профессия». Тест Кеттелла. | |
7. Итоговое занятие по блоку «. Интересы, склонности, способности – их влияние на выбор профессии» | Определение направления своих профессиональных интересов. | Активная лекция по теме. Игровые методики «Кто есть кто?», «Человек профессия». Результаты тестирования. | |
| 1. Личность и профессия. | Определить направленность личности детей. | Беседа Игровые методики «Автопортрет», «Самореклама», «Воздушный шар». |
2. Личность и профессия (продолжение) | Определить профессиональную направленность личности и рассмотреть ее значимость в профессиональном самоопределении. | Дискуссия. Игровая методика « Наш остров». Тест «Определение профессиональной направленности личности» Д.Голланд. | |
3. Жизненные и личностные ценности. | Проанализировать влияние ценностных установок на выбор профессии. | Обсуждение темы в виде посылок и аргументов. Ролевая игра «Три судьбы». Анкета изучения жизненных ценностей. | |
4. Ваши жизненные цели. | Выявление стремлений в жизни подростка, наиболее важных аспектов. | Анкета изучения жизненных целей. | |
| 1. Внешние и внутренние мотивы выбора профессии. | Научить выделять приоритеты внутренних и внешних мотивов, которые способствуют успешному профессиональному самоопределению. | Активная лекция по теме. Мини-эссе. Игровые методики «Ловушки-капканчики», «Диалог о профессиях (Да, но …)». Тест «Мотивы выбора профессий». |
2.Условия высокой мотивации работника | Информация о наиболее основных условиях привлекательной работы, рабочего места. | Таблица факторов и компонентов. | |
3.Модные профессии. | Доказать влияние моды на выбор профессии. | Дискуссия по теме (методика «Да/Нет»). Игровые методики «Поступь (Походка) профессионала», «Листок на спине». | |
| 1. Профессиональные намеренья. | Помочь подросткам определиться в своих профессиональных намереньях | Активная лекция по теме. Опросник «Выявление готовности подростков к выбору профессии», тест «Как вы относитесь к обучению». Анализ и обсуждение результатов анкеты и мнений участников. |
2. Планирование своей жизни и профессиональных перспектив. | Помочь составить примерный поэтапный план, позволяющий предупредить возможные трудности на пути к получению выбранной профессии. | Методика «Пять шагов» | |
3.Законы рынка труда. | Помочь подросткам максимально точно определиться с выбором профессии. Рынок труда – его устройство и его законы. | Активная лекция по теме. Работа с документами. | |
4.Эффективное поведение на рынке труда. | Ознакомление со сособами и методами эффективной продажи.Стили продаж. | Активная лекция по теме. Дискуссия по теме (методика «Да/Нет»). | |
6. Практические занятия | Анкета оценки типа личности | Результаты анкеты. | |
Психологический тест для оценки уровня интеллекта. | Результаты теста (индивидуально) | ||
Анкета «Мои профессиональные желания», «О профессии и содержании труда» | |||
Анкета «О перспективах», «Об обучении» | |||
7. Технологии поиска учебных и рабочих мест | 1. Ваши документы. | Знакомство с важным компонентом поиска работы – правильно подобранные документы. | Перечень необходимых документов. Резюме. |
2. Государственная служба занятости. Газеты и другие СМИ. | Источники информации о ситуации на рынке труда. | Знакомство с ЦЗ г. Белая Калитва. Работа с газетой «Вакансия». | |
3.Айсберг рынка труда. | Знакомство с явными, вероятными и теневыми рабочими местами. | Активная лекция по теме. | |
4.Технология эффективного собеседования. | Знакомство с этапами установления контакта для достижения цели – встречи с работодателем. | Работа с материалами таблиц. | |
Перечень профессий, специальностей и видов деятельности, пользующихся на рынке труда. | Знакомство с перечнем в книге « Азбука профориентации», диск «Кирилл и Мефодий». | Подготовка домашнего задания. | |
Итоговое занятие | Планирование своей жизни и профессиональной перспектив. | Повысить готовность участников планировать свою жизнь и профессиональные перспективы. | Презентация личного поэтапного плана с последующим обсуждением. Игровые методики «Железное алиби», «Приемная комиссия». Прощание (методики «Комплименты», «Мой портрет в лучах солнца»). |