Программа "Профориентация"
календарно-тематическое планирование по психологии (8 класс) по теме

Кирилина Наталья Ивановна

Программа работы кружка для подростков (8-11 классы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_proforientatsiya_13-14.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Обоснование программы



Подростковый возраст – зачастую последний период обучения большинства детей в школе. Вот почему вопросы, касающиеся личностной и социальной зрелости старших подростков, анализ их субъективных представлений о своей будущей профессии имеют первостепенное значение. Процесс профессионального самоопределения – чрезвычайно значимый в этом возрасте момент личностного развития. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадут с требованиями профессии. Помочь ребенку правильно решить проблему профессионального выбора, призвана профориентация.

Так же с изменением экономической, политической и социально-культурной ситуации в Республике Беларусь необходимо новое понимание содержания проблемы выбора профессии. Во многом специфика проблем профессионального выбора определяется нестабильной ситуацией на рынке труда в стране, необходимостью освоения нового социального опыта. Появившиеся в связи с переходом к рыночной экономике новые профессии не имеют еще корней в профессиональной культуре нашего общества.

Участие в профориентации и помощь в обоснованном выборе профессии – одна из важнейших сторон работы психолога. Создание данной программы по профориентации обусловлено так же и тем, что, как показывает опыт прошлых лет, одной компьютерной диагностики не достаточно. 

Цель данной программы состоит в том, чтобы оказать помощь подрастающему поколению в выборе профессии с учетом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей. Практически это означает, что подросткам нужно дать знания о профессиях вообще и о выбираемой в частности, помочь формировании их интересов и склонностей, в осознании ими своих способностей и наиболее разумном их применении. И здесь не играет роли, какую профессию – умственную или физического труда – выбирает подросток: и в том и в другом случае он нуждается в профориентационной помощи.

Задачи программы по профориентации:

1) расширение кругозора и увеличение информации об отраслях и профессиях, о требованиях к кадрам;

2) убеждение в необходимости развития качеств личности, нужных для получения будущей профессии, сочетания личных интересов и потребностей общества в квалифицированных кадрах, самоутверждения и принятия оптимального решения в жизненном самоопределении;

3) практическая подготовка учащихся к выбору сферы труда и профессии на основе общего образования, развития творческих качеств личности каждого подростка;

4) дифференцированная помощь учащимся в профессиональном самоопределении в зависимости от интересов, склонностей и способностей, состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого.

Сама программа мобильна, и занятия легко поддаются изменениям, исходя из возрастного состава групп, их подготовленности и имеющегося в наличии времени.


План реализации программы по профориентации для подростков МБОУ СОШ №17


Блок


Занятие (тема)


Цель

Методы

1.Почему профессию надо тщательно выбирать и как это сделать? (2 часа)

1. Знакомство с понятиями «профориентация», «профессия», «специальность», «должность» и др.

Ознакомить подростков с понятиями темы, а также целями и задачами профориентации.

Организационный момент: создать группу, выработать групповые правила и создать атмосферу (методики «Рулон бумаги», «Поздороваться ушами…»).

Свободная анкета для сбора первичных данных.

2. Твои требования к профессии.

Выяснить первые представления подростков о профессии.

Активная лекция по теме.

Игровые методики «Профессия на букву», «Мяч плюс профессия»

3. Мир профессий и требования, предъявляемые к ним. Самый надежный способ выбора профессии.

Расширить представления детей о многообразии профессий в мире и ознакомить с требованиями, предъявляемыми к некоторым из них.

Активная лекция «Основные виды профессиональной деятельности»

Игровые методики «Самая-самая …», «Угадай профессию».

Дифференциально-диагностический опросник

4. Чем различаются разные профессии.

Расширить представления о признаках профессиональных сведений.

Технологические характеристики профессий.

5. Профессии новые и профессии исчезающие.

Расширить представления детей о многообразии профессий в мире

Характеристики профессий.

6. Карта страны профессий.

Познакомить подростков с типами профессий по предмету труда, классами профессий по характеру труда.

Анкета «исполнительские  - творческие».

2. Интересы, склонности, способности – их влияние на выбор профессии. (6 часов)

1.Способности, склонности и интересы – психологические образования личности, от которых зависят успех и удовлетворенность профессиональной деятельностью. 

Выявить и раскрыть значение интересов, склонностей и способностей, влияющих на выбор будущей профессии. 

Активная лекция по теме.

Игровые методики «День из жизни …(Сон из жизни …)», «Белый снег»

Анкета №2, диагностическая методика «Карта интересов» 

2. Город мастеров общения.

Помочь подросткам более конкретно определить направления своих профессиональных интересов.

Активная лекция по теме.

Игровые методики «Кто есть кто?», «Человек профессия».

  1. Тест Кеттелла.

3.Город мастеров техники

Помочь подросткам более конкретно определить направления своих профессиональных интересов.

Активная лекция по теме.

Игровые методики «Кто есть кто?», «Человек профессия».

Тест Кеттелла.

4.Город мастеров природы

Помочь подросткам более конкретно определить направления своих профессиональных интересов.

Активная лекция по теме.

Игровые методики «Кто есть кто?», «Человек профессия».

Тест Кеттелла.

5.Город мастеров информации.

Помочь подросткам более конкретно определить направления своих профессиональных интересов.

Активная лекция по теме.

Игровые методики «Кто есть кто?», «Человек профессия».

Тест Кеттелла.

6. Лаборатория и город мастеров - художников

Помочь подросткам более конкретно определить направления своих профессиональных интересов.

Активная лекция по теме.

Игровые методики «Кто есть кто?», «Человек профессия».

Тест Кеттелла.

7. Итоговое занятие по блоку «. Интересы, склонности, способности – их влияние на выбор профессии»

Определение направления своих профессиональных интересов.

Активная лекция по теме.

Игровые методики «Кто есть кто?», «Человек профессия».

Результаты тестирования.


3. Личностно-ценностные особенности подростков. (3 часа)

1. Личность и профессия.

Определить направленность личности детей.

Беседа

Игровые методики «Автопортрет», «Самореклама», «Воздушный шар».

2. Личность и профессия (продолжение)

Определить профессиональную направленность личности и рассмотреть ее значимость в профессиональном самоопределении.

Дискуссия.

Игровая методика « Наш остров».

Тест «Определение профессиональной направленности личности» Д.Голланд.

3. Жизненные и личностные ценности.

Проанализировать влияние ценностных установок на выбор профессии.

Обсуждение темы в виде посылок и аргументов.

Ролевая игра «Три судьбы».

Анкета изучения жизненных ценностей.

4. Ваши жизненные цели.

Выявление стремлений в жизни подростка, наиболее важных аспектов.

Анкета изучения жизненных целей.


4. Мотивы, влияющие на профессиональный выбор подростков. (2  часа)    

1. Внешние и внутренние мотивы выбора профессии.

Научить выделять приоритеты внутренних и внешних мотивов, которые способствуют успешному профессиональному самоопределению.

Активная лекция по теме.

Мини-эссе.

Игровые методики «Ловушки-капканчики», «Диалог о профессиях (Да, но …)».

Тест «Мотивы выбора профессий». 

2.Условия высокой мотивации работника

Информация о наиболее основных условиях привлекательной  работы, рабочего места.

Таблица факторов и компонентов.

3.Модные профессии.

Доказать влияние моды на выбор профессии.

Дискуссия по теме (методика «Да/Нет»).

Игровые методики «Поступь (Походка) профессионала», «Листок на спине».


5. Формирование готовности к выбору своей будущей профессии у подростков (4 часа)

1. Профессиональные намеренья.

Помочь подросткам определиться в своих профессиональных намереньях

Активная лекция по теме.

Опросник «Выявление готовности подростков к выбору профессии», тест «Как вы относитесь к обучению».

Анализ и обсуждение результатов анкеты и мнений участников.

2. Планирование своей жизни и профессиональных перспектив.

Помочь составить примерный поэтапный план, позволяющий предупредить возможные трудности на пути к получению выбранной профессии.

Методика «Пять шагов»

3.Законы рынка труда.

Помочь подросткам максимально точно определиться с выбором профессии. Рынок труда – его устройство и его законы.

Активная лекция по теме.

Работа с документами.

4.Эффективное поведение на рынке труда.

Ознакомление со сособами и методами эффективной продажи.Стили продаж.

Активная лекция по теме.

Дискуссия по теме (методика «Да/Нет»).

6. Практические занятия

Анкета оценки типа личности

Результаты анкеты.

Психологический тест для оценки уровня интеллекта.

Результаты теста (индивидуально)

Анкета «Мои профессиональные желания», «О профессии и содержании труда»

Анкета «О перспективах», «Об обучении»

7. Технологии поиска учебных и рабочих мест

1. Ваши документы.

Знакомство с важным компонентом поиска работы – правильно подобранные документы.

Перечень необходимых документов. Резюме.

2. Государственная служба занятости. Газеты и другие СМИ.

Источники информации о ситуации на рынке труда.

Знакомство с ЦЗ г. Белая Калитва. Работа с газетой «Вакансия».

3.Айсберг рынка труда.

Знакомство с явными, вероятными  и теневыми рабочими местами.

Активная лекция по теме.

4.Технология эффективного собеседования.

Знакомство с этапами установления контакта для достижения цели – встречи с работодателем.

Работа с материалами таблиц.

Перечень профессий, специальностей и видов деятельности, пользующихся на рынке труда.

Знакомство с перечнем в книге « Азбука профориентации», диск «Кирилл и Мефодий».

Подготовка домашнего задания.

Итоговое занятие

 Планирование своей жизни и профессиональной перспектив.

Повысить готовность участников планировать свою жизнь и профессиональные перспективы.

Презентация личного поэтапного плана с последующим обсуждением.

Игровые методики «Железное алиби», «Приемная комиссия».

Прощание (методики «Комплименты», «Мой портрет в лучах солнца»).