программа "Профориентация"
материал

     Настоящая программа разработана, руководствуясь Уставом государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Валуйская общеобразовательная школа-интернат» для обучающихся с нарушениями зрения. В целях и задачах деятельности школы-интерната: обеспечение обучающимся, воспитанникам условий для обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество; формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_proforientatsii.docx90.47 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат»

«ПРИНЯТО»

решением

педагогического совета

(Протокол № ____ от

«____» ___________ 2020 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУ  «Валуйская общеобразовательная школа-интернат»

______________________

А.П.Слюсарь

«____» ____________2020 г.

Программа профориентации воспитанников

«Путь к успеху» 

(1 – 12 классы)

2020-2024 гг.

Автор- составитель:

Долинская И. П.

г. Валуйки, 2020 г.

Содержание

1.

Пояснительная записка

3

2

Содержание профориентации в условиях непрерывного образования

4

2.1

Принципы реализации программы

5

3

Структура деятельности педагогического коллектива по проведению профориентационной работы в школе-интернате

6

4

Этапы внедрения программы по профориентации

10

5

Средства обучения

10

6

Мониторинг внедрения программы по профориентации

11

6.1

Направления деятельности

10

7

Организация профориентационной работы в школе-интернате

12

8

Ожидаемые результаты

24

Список  литературы

26

Приложения (план профориентационной работы по годам; достижения обучающихся по полугодиям)

27

  1. Пояснительная записка

     Настоящая программа разработана, руководствуясь Уставом государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Валуйская общеобразовательная школа-интернат» для обучающихся с нарушениями зрения. В целях и задачах деятельности школы-интерната: обеспечение обучающимся, воспитанникам условий для обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество; формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений. 

Выбор и подбор подходящей профессии, работы, обеспечивающих профессиональный рост и материальный достаток - всегда были одной из важнейших забот и проблем каждого человека, а молодого в особенности. От его решения зависит вся дальнейшая жизнь. Правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой деятельности.

        Профессиональное ориентирование - стержневая проблема в воспитании  детей, находящихся в учреждениях интернатного типа. Зачастую у детей отсутствует потребность в профессиональном выборе, а так же имеет место негативное отношение к любому виду трудовой деятельности.

Немаловажную роль в выборе профессии играет знание стабильности спроса на профессии на рынке труда. Очень важно рассказать о правильном поиске работы, научить различным стилям общения, познакомить с учреждением по трудоустройству.

Помочь воспитанникам  ориентироваться в сложном мире труда призвана профориентационная программа «Путь к успеху». Данная программа  направлена на оказание помощи ребенку в поиске своего места в жизни, осознание им собственных способностей и возможностей, определение себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма.

Программа представляет целостную систему профориентационной работы  с воспитанниками в ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат» с учетом их возрастных и индивидуально-типологических особенностей.

С 2015 по 2020 гг. в школе-интернате действовала профориентационная программа «Профориентация», можно сделать вывод успешной работы  в данном направлении. (табл.1)

Таблица1.

Год

Количество выпускников

Количество поступивших выпускников

(учебное заведение)

2017

2

2 (2 - ФГБ ПОУ «Кисловодский медицинский колледж»)

2018

2

2 (1 - ФГБ ПОУ «Кисловодский медицинский колледж»; 1 – Курский музыкальный колледж – интернат для слепых)

2019

2

2 (2 - медицинский колледж Медицинского института НИУ «БелГУ»)

2020

2

2, (1 – ФГБ ПОУ «Кисловодский медицинский колледж»; 1 - медицинский колледж Медицинского института  НИУ «БелГУ»)

  1. Содержание профориентации в условиях непрерывного образования

Цель: на основе совместной деятельности всех участников образовательного процесса оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора будущей профессиональной деятельности; выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Цели программы достигаются путем решения задач:

  1. получить данные о предпочтениях, склонностях и возможностях обучающихся;
  2. повысить уровень компетентности обучающихся посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширить границы самовоспитания, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
  3. формировать у школьников положительное отношение к себе, чувство изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к своей будущей профессии;
  4. ознакомить обучающихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях безработицы и конкуренции;
  5. активное привлекать к деятельности всех участников образовательного

процесса.

Решение задач по профориентации осуществляется в различных видах деятельности обучающихся:

  • познавательной,
  • общественно - полезной,
  • коммуникативной,
  • игровой,
  • производительном труде.

С этой целью ежегодно составляется план работы по профориентации. Данное направление прослеживается в планах воспитательной работы каждого воспитателя и  классного руководителя – раздел профориентация. Помощь классным руководителям и воспитателям в организации этого блока работы оказывают: социальный педагог, библиотекарь, педагог-психолог, учителя технологии.

Старший воспитатель  и социальный педагог обеспечивает контакт школы:

  • с предприятиями,
  • средними и высшими учебными заведениями,
  • внешкольными учреждениями.

Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности обучающихся, которую проводит педагог-психолог. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и обучающимися проводят классные руководители, воспитатели и социальный педагог.

Программа построена  на основе принципов:

  • системности и преемственности;
  • открытости (взаимосвязь школы-интерната, семьи, предприятий, учебных заведений и общественности в профориентации воспитанников предусматривает тесный контакт по оказанию помощи воспитанникам в выборе профессии);
  • активности;
  • дифференциации и индивидуализации (в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости).

При реализации программы учитываются специфика учреждения и обслуживаемого контингента детей.

Целевой группой являются воспитанники школы-интерната от 7 до 19 лет.

Программа «Путь к успеху» представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области профориентации воспитанников.

 Для решения поставленных цели и задач в программе используются следующие формы и методы: рассказ, беседа,  упражнения, дискуссия, сюжетно-ролевая игра, профориентационная игра,   экскурсия, вечер встреч, профессиональные пробы, конкурс рисунков, анкетирование, тестирование.

3. Структура деятельности педагогического коллектива по проведению профориентационной работы в школе-интернате:

Координатор деятельности: заместитель директора.

Заместитель директора:

  • контролирует планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности обучающихся к профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и адаптированной образовательной программой общеобразовательного учреждения;
  • осуществляет анализ и коррекцию деятельности педагогического коллектива по данному направлению, консультации учителей-предметников, классных руководителей, воспитателей  по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение обучающихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика определение индивидуальной образовательной траектории;
  • организует участие детей в предметных олимпиадах разного уровня;
  • организует систему повышения квалификации классных руководителей, воспитателей, учителей-предметников, педагога-психолога, социального педагога по проблеме самоопределения обучающихся.

Старший воспитатель:

  • вырабатывает стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;
  • содействует вовлечению обучающихся в систему дополнительного образования, систему воспитательных дел;
  • поддерживает связь общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение обучающихся основной и средней школы.

Классный руководитель, воспитатель:

  • организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
  • ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей обучающихся;
  • помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный Портфолио;
  • оказывает помощь педагогу-психологу в проведении анкетирования, обучающихся и их родителей по проблеме самоопределения;
  • проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности обучающихся к профессиональному самоопределению;
  • организует встречи обучающихся с выпускниками школы — студентами ВУЗов, средних профессиональных учебных заведений.

Учителя-предметники:

  • способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, конкурсы, домашние сочинения и т.д.:
  • обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у обучающихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  • проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей обучающихся;
  • адаптируют учебные программы в зависимости от особенностей обучающихся.

Библиотекарь:

  • регулярно подбирает литературу для педагогов и обучающихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
  • изучает читательские интересы обучающихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
  • обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
  • регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (транспорт, строительство, в мире искусства и т.д).

Педагог-психолог:

  • изучает профессиональные интересы и склонности обучающихся;
  • осуществляет мониторинг готовности обучающегося к профессиональному самоопределению через анкетирование обучающихся и их родителей;
  • проводит тренинговые занятия по профориентации обучающихся;
  • проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
  • осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей обучающихся;
  • способствует формированию у школьников адекватной самооценки;
  • приглашает родителей обучающихся для выступлений перед учениками о своей профессии;
  • оказывает помощь классному руководителю и воспитателю  в анализе и оценке интересов и склонностей обучающихся;
  • создает базу данных по профдиагностике.

Социальный педагог:

  • планирует организационно-методическую деятельность;
  • оказывает методическую помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт;
  • проводит индивидуальную и групповую работу с обучающимися, оказывает помощь в жизненном самоопределении;
  • проводит комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
  • проводит консультации по выбору учебного заведения и процедуры поступления в него;
  • проводит анкетирование;
  • организует и проводит экскурсии (в учебные заведения, на предприятия);
  • проводит встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
  • организует посещение обучающимися Дней открытых дверей в ВУЗах и средних профессиональных учебных заведениях;
  • организует тематические и комплексные экскурсии обучающихся на предприятия;
  • оказывает помощь педагогу-психологу в проведении анкетирования, обучающихся и их родителей по проблеме самоопределения;
  • организует встречи обучающихся с выпускниками школы — студентами ВУЗов, средних профессиональных учебных заведений.

Медицинский работник:

  • использует разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;
  • проводит с обучающимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
  • оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
  • оказывает помощь классному руководителю, воспитателю, педагогу-психологу и социальному педагогу в анализе деятельности обучающихся.

Работа с родителями педагогического коллектива школы-интерната:

  • проводят родительские собрания, (общешкольные, классные),
  • проводят лекторий для родителей;
  • проводят индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
  • проводят анкетирование родителей обучающихся;
  • привлекают родителей обучающихся для совместной работы с руководителями кружков, спортивных секций и т.п.;
  • родители помогают в организации временного трудоустройства обучающихся в каникулярное время;
  • избирают родительский комитет школы из наиболее активных родителей обучающихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников.

4. Этапы внедрения программы по профориентации

Этапы реализации:

I этап- подготовительный.

1. Разработка программы.

2. Определение возрастных групп.

3. Разработка информационно-методических, наглядных материалов.

4. Диагностика (для старшей группы воспитанников).

II этап- реализация программных мероприятий.

           Реализация комплекса мероприятий по Программе согласно плана воспитательной работы.

III этап- обобщение опыта реализации программы профессиональной ориентации воспитанников.

  1. Подготовка отчетных материалов об итогах работы по реализации программы.
  2. Подведение итогов работы (анализ анкет).
  3. Проектирование перспектив, путей и способов дальнейшего развития профессиональной ориентации воспитанников.

5. Средства обучения

Средства обучения - это составная часть профессиональной ориентации. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности профориентационного процесса, дают обучающимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления профориентационного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.

  • естественные: натуральные объекты или их изображения (реальные предметы, картины, портреты, произведения искусств);
  • объемные (геометрические фигуры, чучела);
  • изобразительные (фото, кадры кино-, теле-);
  • графические (схемы, чертежи, таблицы, диаграммы);
  • символические (географические карты, глобус);
  • звуковые (магнитофонная запись);
  • мультимедиа, основанная на компьютерных технологиях, использующая интерактивность и средства дистанционного обучения.

Информационные ресурсы:

- СМИ, интернет-ресурсы;

- информационные издания (буклеты, брошюры).

Методические ресурсы:

- диагностические методики;

- методические разработки (анкеты, тесты, конспекты занятий);

- наглядные материалы (презентации, видеофильмы, видеоролики и т.д.).

6. Мониторинг внедрения программы

  1. Диагностические методики («Карта интересов», «Самооценка», «Конструктивный рисунок человека» и др.)
  2. Контрольно – аналитическая деятельность:
  • анкетирование родителей, обучающихся;
  • анализ рефлексии обучающихся по окончании мероприятий;
  • снижение уровня тревожности выпускников при итоговой аттестации;
  • повышение уровня самооценки обучающихся;
  • расширение сферы трудоустройства выпускников.

Система профориентации воспитанников по программе «Путь к успеху» предусматривает следующие направления деятельности:

  1. Диагностика и консультирование

         Психолого-педагогическая диагностика определяет профессиональную ориентацию воспитанников, выявляет способности, склонности и интересы, способствует профессиональному и личностному самоопределению.

Психологическое консультирование - предполагает оказание помощи учащимся в познании своего «Я», в формировании ценностно-мотивационных установок, адекватной  самооценки, в преодолении эмоциональной неустойчивости, в повышении психологической компетентности педагогов, родителей или лиц, их заменяющих, в вопросах профессиональной ориентации.

       Медицинская диагностика заключается в  проведении медицинского осмотра и диспансеризации воспитанников.

Медицинское консультирование  основывается на данных профилактических медицинских осмотров и диспансеризации  воспитанников; обеспечивает ознакомление воспитанников, родителей или лиц, их заменяющих, с медицинскими аспектами выбора профессии

  1. Профпросвещение

Проводится с целью пропаганды сведений о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах воспитанника, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.

  1. Трудоустройство (только для старших  подростков)

Организуется трудоустройство воспитанников через центры занятости.

  1. Организация профориентационной работы

в школе-интернате

Специалисты, занимающиеся вопросами профессиональной ориентации в школе-интернате

Ответственный

Содержание работы

1.

Социальный педагог

Координирует профориентационную работу:

  • организация и контроль работы по профориентации;
  • создание информационно - методического банка;
  • разработка инновационных моделей социального партнерства в организации системы профориентации;
  • организует встречи воспитанников  с мастерами своего дела;
  • организует  тематические и комплексные экскурсии воспитанников на предприятия, учебные заведения;
  • организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, занятия, игры и т.д.;
  • содействует занятости и трудоустройству воспитанников;
  • организует посещение воспитанниками Дней открытых дверей в ВУЗах и средних профессиональных учебных заведениях.

2.

Воспитатель, классный руководитель

  • организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, занятия, игры и т.д.;
  • ведет педагогические наблюдения склонностей воспитанников;
  • сопровождает воспитанников на тематические и комплексные экскурсии на предприятия;
  • оказывает помощь педагогу-психологу в проведении анкетирования, воспитанников по проблеме самоопределения.

3.

Учитель технологии

  • способствует развитию познавательного интереса, творческой направленности личности воспитанников, используя метод профессиональных проб;
  • обеспечивает профориентационную направленность занятий;
  • формирует у воспитанников общетрудовые, профессионально важные навыки;
  • проводит наблюдения по выявлению склонностей и способностей воспитанников.

4.

Педагог – психолог

  •  готовит пакет диагностических методик для изучения личности воспитанников, их  интересов и склонностей  к профессиям людей;
  •  проводит психолого-педагогическое консультирование с учетом  возрастных и индивидуальных  особенностей воспитанников;
  • осуществляет мониторинг готовности воспитанников к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование детей и их родителей или лиц, их заменяющих;
  • способствует формированию у воспитанников адекватной самооценки.

5.

Медицинская сестра

  • способствует формированию у воспитанников установки на здоровый образ жизни, используя разнообразные формы, методы, средства;
  •  проводит с воспитанниками беседы о взаимосвязи успешности профессиональной;
  •  организует консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру.

Работа по программе профессиональной ориентации воспитанников в школе-интернате, строится с учетом возраста детей и подростков. Каждая возрастная группа решает свои задачи.

1-4 (доп.) класс

Психологические особенности возраста

К началу учёбы в школе начинает  формироваться  так называемое словесно-логическое мышление, которое предполагает умение оперировать словами, понимать логику рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения. При планировании профориентационных занятий необходимо учитывать особенности и включать различные модификации существующих психологических игр.

Обучающиеся 2-4 (доп.) –го классов уже могут не просто назвать предмет, но и описать, из каких частей он состоит, описать его функции и роль в жизни людей. К 3-4-му классам обучающиеся уже должны: уметь выделять иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями. В старших классах начальной школы дети все больше осознают и формируют нормы поведения. К 3-му классу возрастает количество негативных самооценок, поэтому важно формировать умение объективно оценивать свои собственные силы, возможности, выделять и опираться на свои позитивные качества. Также в этом возрасте мотив «хочу» меняется на мотив «надо».

Задачи:

  • познакомить воспитанников с различными профессиями сотрудников школы-интерната (повар, врач, воспитатель и т.д.);
  • создать условия для выявления способностей детей к определенным видам деятельности и их развития;
  • способствовать расширению уровня социального общения, познакомить с профессиями людей, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни в социуме (водитель, продавец, библиотекарь);
  • информировать о средствах и источниках существования человека, о роли труда в жизни личности и общества, о деньгах как эквиваленте человеческого труда;
  •  создать условия для развития трудовых навыков, воспитывать трудолюбие.

На этом этапе  профориентационная деятельность   в основном носит информационный характер, используются такие формы работы, как беседа, встреча, экскурсия, наблюдение за трудом взрослых, беседы с людьми разных профессий, игровая программа, конкурс, игра и др.  А также - практический характер, где  воспитанникам предоставляются возможности проявить себя и свои способности в творческой и бытовой деятельности, используются следующие формы работы:  трудовые поручения, участие в выполнении труда по самообслуживанию, кружковые занятия, занятия по интересам, трудовая деятельность в мастерской.

Задача работы специалистов на данном этапе состоит, естественно, не в том, чтобы побудить детей к выбору какой-нибудь профессии, а в том, чтобы воспитать у них уважение к труду взрослых, создать первоначальный круг представлений о разнообразии видов труда

Содержание программы по профориентации воспитанников 1-4 (доп.) классов

Профпросвещение

  1.  «В мире профессий»

Цель: расширение у воспитанников представления о мире взрослых, их профессиональной деятельности и формирование уважения к труду.

Форма проведения: вводное занятие.

2. «Больница»

Цель: обогащение знаний и представлений детей о профессиях врача, медсестры, ознакомление с их обязанностями и трудовыми действиями, формирование понимания значимости данной профессии для общества.

Форма проведения: беседа, экскурсии в процедурный кабинет, кабинет педиатра,  игра «Поликлиника».

3. «Кухня. Столовая»

Цель: ознакомление с трудом диетсестры, повара, кухонных работников, воспитание трудолюбия, уважения к труду.

Форма проведение: экскурсии в кабинет диетсестры и  столовую.

  1. «Мастерская»

Цель: ознакомление с профессиями  картонажника, плотника и т. п.

Форма проведения: беседа, экскурсия в кабинет технологии.

  1. «Прачечная»

Цель: ознакомление  с профессией оператор по машинной стирки белья, формировать представление о предметах бытовой техники, о значимости их использования для ускорения получения результата, улучшение его качества, облегчение труда человека воспитывать бережное отношение с бытовой техникой, воспитывать уважение к труду прачки.

Форма проведения: экскурсия в прачечную.

  1. «Транспорт»

Цель: ознакомление  с профессией водителя.

Форма проведения: просмотр презентации, экскурсия в гараж школы-интерната.

  1. «Парикмахерская»

Цель: ознакомление с профессией парикмахер.

Форма проведения: беседа, викторина.

  1. «Пожарная часть»

Цель: ознакомление с профессиональной деятельностью пожарного.

Форма проведения: беседа, экскурсия в пожарную часть.

  1. «Отдел полиции»

Цель: формирование представлений о профессиональной деятельности полицейского.

Форма проведения: экскурсия, просмотр презентации.

  1. «Почта»

Цель: ознакомление детей с городской почтой, ее назначением, расширять знания о профессиях работников социальной сферы, воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах.

Форма проведения: экскурсия на городскую почту.

  1. «Магазин»

Цель: ознакомление с профессиями работников торговли.

Форма проведения: экскурсия в близлежащий магазин, сюжетно-ролевая игра.

12. «Школа-мастерская национальных народных промыслов»

Цель: возрождение традиционной культуры народов; дать представление о видах промыслов народов.

Форма проведения: экскурсия в краеведческий музей и т. п.        

  1. «Все профессии важны, все профессии важны»

Цель: закрепление представлений о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитать уважение и любовь к труду взрослых.

Форма проведения: игровая программа.

  1. «Угадайте, кем я буду»

Цель: демонстрирование полученных представлений детей о профессиях, пробуждение к любознательности, интереса к деятельности взрослых, способствование выработке положительного отношения, уважения к их труду.

Форма проведения: выставка рисунков.

Диагностика воспитанников.

1. «Представления о труде взрослых»

Цель: изучение уровня информированности детей о труде взрослых

2. «Палитра интересов»

Цель: выявление направленности интересов ребенка

Форма проведения: анкетирование.

Консультирование

Педагог – психолог проводит консультации для педагогов, родителей или лиц, их заменяющих.

Цель: познакомить с результатами диагностики.

Форма проведения: индивидуальное консультирование.

5-10 классы

Психологические особенности возраста

  В этом возрасте закладываются  основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям.

 Подражание  внешним формам поведения взрослых приводит к тому, что мальчики-подростки ориентируются на романтические профессии «настоящих мужчин»: летчик-испытатель, космонавт, автогонщик и др.

Девочки начинают ориентироваться на профессии «настоящих женщин»: топ-модель, эстрадная певица, телеведущая и др.

Ориентация на романтические профессии складывается под влиянием средств массовой информации, стремления подростков к самовыражению, самоутверждению.

Дифференцированное отношение к различным учебным предметам, занятия в кружках художественного и технического творчества формируют у подростков учебно-профессиональные намерения  и профессионально ориентированные мечты.

Образцы желаемого будущего, профессиональные мечты становятся психологическими вехами, штрихами профессионального самоопределения.

   Задачи:

  • содействовать  расширению представления о многообразии профессий;
  • выявить и способствовать формированию разнообразных интересов, склонностей и способностей воспитанников;
  •  воспитывать у детей уважение к труду;
  •  способствовать формированию ответственного отношения к порученному делу, готовности к любому бытовому труду;
  •  побудить воспитанников к осознанию своего профессионального выбора и целей в жизни.

На этом этапе работы профориентационная деятельность приобретает диагностический характер (выясняются желания ребенка, его интересы и профессиональные склонности, сравниваются с личностными и индивидуальными особенностями). Большое значение имеет организация психологической подготовки к выбору профессии и самореализации (развивается потребность и желание осуществлять трудовую деятельность, умение правильно представить себя, свои личностные и профессиональные умения), усиливается внимание к индивидуальному профессиональному консультированию (оказание помощи в выборе профессии в соответствии с индивидуальными особенностями, указание на противопоказания).

Продолжается деятельность информационного характера, которая на этом этапе носит не просто ознакомительные с миром профессий задачи, а предоставляет воспитанникам знания об обществе, в котором им предстоит строить свою жизнь, о рынке труда, современных профессиях и роли образования в достижении профессиональных успехов. Здесь важное значение приобретает совместная работа с различными специалистами: педагогом-психологом, врачом,  социальным педагогом, учителями по технологии.

На данном этапе работы нужно большее значение придать практической работе, помочь воспитанникам в определении интересов и реализации своих способностей в творческой и трудовой деятельности.  На основе трудовой деятельности, игровых ситуаций организовать для ребенка пробу своих сил в различных профессиях 5 типов: «человек - природа», «человек - техника», «человек — человек», «человек — знаковая система», «человек - художественный образ».

Содержание программы по профориентации  воспитанников 5 -  10 классов

Профпросвещение

1.«В мире профессий»

Цель: ознакомление с многообразием мира профессий, значимостью выбора профессии в жизни человека.

Форма проведения: вводное занятие.

  1. «Профессии людей, работающих в школе-интернате»

Цель: ознакомление с  профессиональной деятельностью сотрудников школы-интерната, их значением для воспитанников.

Форма проведения: обзорная экскурсия по школе-интернату.

  1. «Лабиринт профессий»

Цель: ознакомление  с делением всех профессий на пять типов.

Форма проведения: дискуссия.

  1. «Человек – человек»

Цель: ознакомление с категорией профессий, в которых на первое место ставится умение налаживать и поддерживать контакт с другими людьми.

Форма проведения: беседа, профориентационная игра.

5. «Человек-техника»

Цель: ознакомление с профессиями, связанными с разработкой, сборкой, монтажом технических приборов, а также с их эксплуатацией и ремонтом.

Форма проведения: беседа, профориентационная игра.

  1. «Человек-знак»

Цель: ознакомление с профессиями, направленными на создание и оформление документов, труд в которых направлен на числа и системы условных знаков.

Форма проведения: профориентационная игра.

  1. «Человек - художественный образ»

Цель: ознакомление с профессиями, труд в которых направлен на художественные объекты или условия их создания, возрождение традиционной культуры народов.

Форма проведения: просмотр фильмов, экскурсия.

  1. «Человек-природа»

Цель занятий: ознакомление с профессиями, труд в которых направлен на объекты живой природы.

Форма проведения: беседа, просмотр презентации.

9. «Путешествие по морям профессий»

Цель: ознакомление с многообразием профессий, обобщение знаний воспитанников о сферах профессиональной деятельности человека, формирование осознанного представления о мире труда, воспитание уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.

Форма проведения: экскурсии в городскую библиотеку, почтовое отделение, парикмахерскую, пожарную часть, полицию, пекарню, типографию,  спортивные объекты города, просмотр диска «Профессии нашего города».

10. «Все работы хороши, выбирай на вкус

Цель: ознакомление с правилами выбора профессий.

Форма проведения: практикум.

11. «Кем быть?»

Цель: помочь сформировать мечту о будущей профессии.

Форма проведения: творческие задания.

  1. «Встреча с интересными людьми, мастерами своего дела»

Цель: ознакомление с людьми разных профессий, учить «брать положительное» от встречи с мастерами своего дела, развивать интеллектуальные, творческие способности, навыки общения воспитанников.

Форма проведения: вечер встречи.

  1. «У каждого дела запах особый»

Цель: обобщение и систематизация знаний воспитанников о профессиях, воспитание желания трудиться, быть полезным, уважения к труду взрослых.

Форма проведения: познавательно-игровое мероприятие.

Диагностика

  1. «Мир профессий»

Цель: выявление представлений школьников о мире труда и профессий.

Форма проведения: беседа.

  1. «Моя мечта о будущей профессии»

Цель: выявление способности школьников к целеполаганию и рефлексии.

Форма проведения: беседа

3. «Палитра интересов»

Цель: выявление направленности интересов ребенка

Форма проведения: анкетирование

4. «Кем я хочу быть»

Цель: Диагностика творческих способностей школьников

Форма проведения: беседа, анкетирование.

Консультирование

Педагогом - психологом проводится консультирование воспитанников, педагогов, родителей или лиц их заменяющих о психологическом сопровождении процесса профориентирования подростков в условиях школы-интерната.

11-12 классы

Психологические  особенности возраста

Важнейшая задача этого возраста - выбор профессии. Но окончательный психологически обоснованный выбор профессии старшеклассник ещё сделать не может. Неудовлетворенность реально наступившим будущим стимулирует развитие рефлексии - осознания собственного «Я» (Кто я? Каковы мои способности? Каков мой жизненный идеал? Кем я хочу стать?). Психологически более комфортно чувствуют себя те девушки и юноши, которые получают  среднее (полное) общее образование. Психологически устремленные в будущее, они понимают, что благополучие и успех в жизни, прежде всего, будут зависеть от правильного выбора профессии.

На основе оценки своих способностей и возможностей, престижа профессии, и ее содержания, а также социально-экономической ситуации девушки и юноши, прежде всего, самоопределяются относительно путей получения профессионального образования и резервных вариантов приобщения к профессиональному труду.

         

Задачи:

  • провести диагностическую работу с подростком с целью первичного выявления его профессиональных интересов;
  • содействовать формированию осознанности, взвешенности и реальности профессионального выбора, который может сделать подросток;
  • помочь подростку прикоснуться к предполагаемой профессиональной деятельности.

На данном этапе работы большое значение имеет практическая деятельность. Когда воспитанник на практике попробовал то, к чему он стремился, если при этом желание овладеть данной профессией не пропадет, можно надеяться, что процесс профессионального самоопределения протекает успешно.

Деятельность информационного характера осуществляется в виде экскурсий, бесед, профессиональных проб, индивидуальной консультационной помощи воспитаннику в изучении той профессии, которая соответствует его интересам, возможностям и способностям, а также в виде формирования представлений о профессиональном росте, о современных  требованиях  рыночной экономики.

Психологическая подготовка, основанная на диагностическом материале, направлена на развитие умений правильно представить себя и свои профессиональные интересы, на развитие коммуникативных способностей и реализации индивидуальных программ личностного роста.

Программа профессиональной ориентации «Путь к успеху», предполагает включение воспитанника  в процесс прогнозирования и планирования своего профессионального будущего таким образом, чтобы этот процесс был интересным и личностно значимым для детей.   

Содержание программы по профориентации воспитанников 11 - 12 классов.

Профпросвещение

  1. «В мире профессий»

Цель: ознакомление подростков с основными понятиями, целями и задачами, формами работы курса профориентации, расширить представления воспитанников о многообразии профессий в мире и познакомить с требованиями, предъявляемыми к ним.

Форма проведения: вводное занятие.

  1. «Профессии людей, работающих в нашем городе и округе»

Цель: ознакомление подростков со спецификой работы людей нашего города, значением их труда.

Форма проведения: дискуссия, презентация.

  1. «Секреты» выбора профессии»

Цель: информирование об основных факторах выбора профессии, знакомства со схемой «хочу, могу, надо».

Форма проведения: практикум.

4. «Классификация профессий»

Цель: ознакомление с делением всех профессий на пять типов, с требованиями, предъявляемыми к ним.

Форма проведения: дискуссия

5. «Путешествие по морям профессий»

Цель: ознакомление с многообразием профессий, обобщение знаний воспитанников о сферах профессиональной деятельности человека, формирование осознанного представления о мире труда, воспитание уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда.

Форма проведения: экскурсии на промышленные предприятия города, центр занятости.

  1. «Способности и профессиональная пригодность»

 Цель: ознакомление подростков с понятиями «способности» и «профессиональная пригодность»; обобщение полученных знаний о профессиях, обучение  соотносить эти знания со своими возможностями.

Форма проведения: дискуссия.

7. «Самооценка, ее роль в жизни человека»

Цель: формирование у воспитанников представления о самооценке, ее важности в жизни человека.

Форма проведения: занятие – тренинг.

8.«Этот удивительный мир профессий»

Цель: уточнение  и расширение знаний воспитанников о мире профессий; развитие познавательной активности, навыков группового взаимодействия, творческих способностей; воспитание уважения к труду, спрос на профессии на рынке труда региона.

Форма проведения: смотр-конкурс художественного творчества, экскурсия в центр занятости населения.

  1. «Ошибки в выборе профессии»

Цель: осознание привлекательности и непривлекательности сторон любой профессии, возможности ошибок и их последствия; знакомство с правилами грамотного выбора профессии.

Форма проведения: профориентационная игра

  1. «Дороги, которые мы выбираем»

Цель: ознакомление подростков с учебными заведениями города.

Форма проведения: беседа, экскурсия в учебные заведения, посещение дней открытых дверей.

11 .«Встреча с интересными людьми, мастерами своего дела»

Цель: развитие интереса к людям разных профессий, развитие навыков общения, развитие интеллектуальных, творческих способностей воспитанников.

Форма проведения: вечер встречи.

12 . «Моя профессиональная карьера»

Цель: обучение подростков составлению индивидуального профессионального плана с учетом их знаний о профессиях, о своих личностных особенностях, склонностях, интересах.

Форма проведения: деловая игра.

13. «Профессиональные пробы»

Цель: практическое ознакомление с профессиями (массажист, ландшафтный дизайнер и т.п.), овладение элементарными профессиональными действиями.

Форма проведения: занятия в кружках «Умелые ручки», «Техническое творчество», «Волшебный клубочек» и т.п. (по плану кружковой работы)

14.Трудоустройство.

Диагностика для воспитанников 

  1. Применение программ компьютерной обработки и тестирования.

         Цель: диагностика профессиональных интересов и склонностей.

2. «Карта интересов».

Цель: диагностика профессиональных интересов воспитанника.

3.«Кем я хочу быть»

Цель: диагностика профессиональных интересов и склонностей.

Форма проведения: анкетирование, тестирование.

4. «Я и моё профессиональное будущее»

Цель: диагностика профессиональных способностей и личностных качеств.

Форма проведение: тестирование

5.«Мой выбор»

Цель: диагностика уровня готовности воспитанника к самостоятельному и осознанному выбору профиля обучения.

Форма проведения: анкетирование.

Консультирование

Педагог – психолог организует консультации по итогам диагностики  и вопросам выбора профессии с воспитанниками, их родителями или лицами, их заменяющими.

Врач-педиатр проводит консультации с целью ознакомления с медицинскими аспектами выбора профессии; для формирования у воспитанников адекватной профессиональной направленности с учетом состояния здоровья и индивидуальных психофизиологических особенностей организма.

  1. Ожидаемые результаты

Итогом  работы по программе «Путь к успеху» является готовность воспитанников к профессиональному самоопределению  с учетом их возрастных и индивидуально-типологических особенностей.

     В процессе реализации программы  предполагается достижение следующих результатов:

  1. Повышение у воспитанников мотивации к труду, уровня трудолюбия и работоспособности.
  2. Формирование у воспитанников понимания личной и общественной значимости труда.
  3. Овладение воспитанниками способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута.
  4. Овладение воспитанниками основными принципам построения профессиональной карьеры и навыками поведения на рынке труда.

Список  литературы

  1. Арефьев, И.П. Профориентация: ученик, учитель / И.П.Арефьев // Педагогика. – 2007. - №3.
  2. А. Батаршев, И. Алексеева, Е. Майорова Диагностика профессионально важных качеств. /Практическая психология/ - СПб.: «Питер», 2007 г.
  3. Белова, И.А. О проблемах профориентационной работы в школе/ И.А.Белова // Социологические исследования. – 2000. - №5.
  4. Грецов, А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога/ А.Г.Грецов.- СПб.: Питер, 2009 г.
  5. Загашев, И. Формы и методы профориентационной работы в школе. Лекция / Прил."ПС"Библиотека в школе. – 2004г. - № 21
  6. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения/ Е.А. Климов.- Москва: Изд-во Академия, 2010 г.
  7. Кухарчук, А.М. Тесты для выбирающих профессию/ А.М. Кухарчук,  В.В Лях., С.Г. Макарова –Минск: Изд-во Современная школа, 2008 г.
  8. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих.– СПб, 2006 г.
  9. Лобова, В.А Формирование позитивной этнической идентичности через активные формы образования для учащихся 5-11 классов/В.А. Лобова, В.Н. Соловар-Ханты-Мансийск: ИИЦ, 2012.-45 с.
  10. Морозова Е.А.Особенности развития эмоционально-личностной сферы слабовидящих детей в период подросткового кризиса. /АНО «МУКНГПУ»/Н.Новгород, 2002г.
  11. Никулина Г.В. «Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения», СПб, 2004г.
  12. Никулина Г.В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения.-СПб.: Изд-во «Система», 2004 г.
  13. Пряжников, Н.С. Активные методы профессионального самоопределения: учеб. пособие/ Н.С. Пряжников.-Москва: МГППИ, 2001 г.
  14. Резапкина, Г.В. Профориентация старшеклассников/ Г.В. Резапкина.- Волгоград, 2007.- 120 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

7.9.  Профориентационная работа 2020-2021 уч. год

№ п/п

Содержание и формы работы

Срок исполнения

Ответственный

  1. Организационная работа в школе

1

Проведение анализа результатов работы по профориентации за прошлый учебный год

Август

Зам.директора, педагог-психолог, соц.педагог

2

Корректировка плана работы на текущий учебный год.

Август

Зам.директора, педагог-психолог, соц.педагог

3

Размещение информации по профориентационной работе на официальном сайте школы

В течение года

Администрация, старший воспитатель

4

Осуществление взаимодействия школы-интерната с учреждениями дополнительного образования, центрами занятости населения районов, области (по необходимости)

В течение года

Старший воспитатель, соц.педагог

5

Подбор тестовых материалов, изучение технологий и приемов работы по профориентации, обновление и пополнение методических материалов по профессиональной ориентации.

В течение года

Педагог-психолог,

соц. педагог,

библиотекарь

6

Заседания методических объединений классных руководителей и воспитателей по планированию профориентационной работы с обучающимися.

В течение года

Руководители МО

7

Участие в «Ярмарке профессий».

Апрель – май

Педагог-психолог, соц.педагог

8

Систематизация, анализ и обобщение профориентационной работы.

Апрель – май

Администрация, соц.педагог,

педагог-психолог

9

Составление плана профориентационной работы на новый учебный год

Май

Педагог-психолог, соц.педагог

  1. Работа с педагогическими кадрами

1

Разработка рекомендаций классным руководителям, воспитателям по планированию профориентационной работы с обучающимися разных возрастных групп

1 раз в четверть

Соц. педагог,

Педагог - психолог

2

Организация помощи в разработке классных часов

1 раз в четверть

Соц.педагог,

педагог - психолог

3

Участие в проекте «Доброжелательная школа»

В течение года

Зам. директора, старший воспитатель

4

Оказание помощи в разработке воспитательных мероприятий.

В течение года

Педагог-психолог, библиотекарь,

соц.педагог

                                                          3. Работа с родителями

1.

Проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросу выбора профессий обучающимися

В течение года

Педагог – психолог, соц. педагог, классные руководители

2

Привлечение родителей обучающихся к участию в проведение экскурсий на предприятия и учебные заведения города

В течение года

Педагог – психолог, соц. педагог, кл. руководители

3

Проведение родительских собраний в выпускных классах (10, 12 класс) «Анализ рынка труда и востребованность профессий»

В течение года

Педагог – психолог, соц. педагог, кл. руководители

4

Консультации «Как подготовить ребенка к экзамену»

В течение года

Педагог-психолог

5

Подготовка рекомендаций родителям по возникшим проблемам профориентации

Март, 2021 г.

Соц. педагог, педагог-психолог

                                                         

4. Работа с обучающимися

1

Обеспечение участия старшеклассников в работе «Ярмарки профессий» с целью знакомства с учебными заведениями и рынком труда

По плану ЦЗН

Соц.педагог, кл. руководители

2

Работа по программе групповых занятия «Мой профессиональный выбор» с обучающимися 9-12 классов

В течение года

Педагог-психолог

3

Организация поездок в первичные организации ВОС с целью профориентационного просвещения (9-12 классы)

В течение года

Соц. педагог, кл. руководители

4

Знакомство с профессиями в рамках работы детских кружков: «Волшебный лоскуток», «Вокальный ансамбль», «Сольное пение», «Хозяюшка», «Мягкая игрушка», «Техническое творчество», «Сильные, ловкие, смелые»

В течение года

Педагоги школы и ПДО

5

Участие в конкурсах декоративно-прикладного творчества

В течение года

Учителя технологии, руководители кружков

6

Предпрофильная подготовка по программе элективных курсов по различным предметам 10-12 кл.

В течение года

Педагоги

7

Тестирование и анкетирование обучающихся с целью выявления профнаправленности «Карта интересов»

Сентябрь

Соц. педагог

8

Классный час  «В мир профессий»

Октябрь

Кл. руководители, воспитатели

9

Профориентационная игра «Успех в жизни»

Октябрь

Соц. педагог,

кл руководитель 12 кл.

10

Профориентационная игра  «Я - лидер» (8-12 классы)

Ноябрь

Старший воспитатель, соц.педагог.

11

Информационный час «Свободное время с пользой»

Декабрь

Старший воспитатель, соц. педагог

12

Встречами со специалистами соц. защиты «На страже закона»

Декабрь

Старший воспитатель, соц. педагог

13

Урок – игра « Я и мир профессий»

15.01

Педагог-психолог, Кирюхова Л. В.

14

Единый день профориентации «Сделай свой выбор»

12.02

Педагог-психолог, Лапина З. Н.

15

Тренинг «Я и другие»

Февраль

Соц. педагог, педагог-психолог

16

Диагностика обучающихся 10 – 12 классов: методика Л. А. Йовайши, ДДО

Март-апрель

Педагог-психолог

17

Час общения «Как найти своё призвание» (встреча с представителями разных профессий, доступных людям с ОВЗ)

29.04.21 г.

Соц. педагог, педагог-психолог

18

Оказание помощи в трудоустройстве детей с 14 лет на время летних каникул через ЦЗН

По необходимости

Соц. педагог

НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ

2020 – 2021 учебный год

(I полугодие)

Международный инклюзивный фестиваль-конкурс

«Алтын Майдан - Крым», август – 2020 г.

Место проведения

Номинация

Участник

Результат

дистанционно

Художественное слово

Шлыкова Оксана

I место

Вокал. Эстрадное пение. Соло

Склярова Анастасия

I место

Алфимов Валерий

II место

Яценко Елизавета

II место

Декоративно-прикладное творчество

Яценко Елизавета

II место

Пожарова Валерия

II место

Всероссийский музыкально-театральный конкурс "Дети Победы",

сентябрь, 2020 г.

Место проведения

Номинация

Участник

Результат

г. Москва

Вокал

Щербатова Татьяна

III место

Склярова Анастасия, Яценко Елизавета

III место

Художественное слово

Шлыкова Оксана

II место

Областной конкурс сочинений

«Открытый мир с закрытыми глазами»

ноябрь, 2020 г.

Место проведения

Номинация

Участник

Результат

ГКУК

«Белгородская государственная библиотека для слепых им. В. Я. Ерошенко»

Конкурс сочинений

Художественное слово

Галактионов Дмитрий

III место

Белянская Дарья

III место

Межрегиональный фестиваль  «С сердцем и душой» среди лиц с ОВЗ

декабрь, 2020 г.

Место проведения

Номинация

Участник

Результат

г. Задонск

«Художественное чтение»

Шлыкова Оксана

II место

«Изобразительное искусство»

Федорищев Павел

I место

Труханова Елизавета

III место

«Вокал»

Яценко Елизавета

II место

Склярова Анастасия

III место

«Декоративно-прикладное творчество»

Пожарова Валерия

I место

Белякова Мария

I место

Моделина Виолетта

I место

Зинькова Дарья

I место

Бутенко Эдуард

I место

Шелаев Виктор

I место

Белянская Дарья

II место

Яценко Елизавета

II место

Якутова Анастасия

II место

Щербатова Татьяна

II место

Раздобаров Данил

II место

Антонов Андрей

II место

Посохов Артем

II место

Мирзабаев Николай

II место

Исаева Юлия

II место

Зинькова Дарья

II место

Федорищев Павел

II место

Шлыкова Оксана

II место

Гапонова Карина

II место

Дядькова Юлия

III место

Моделина Виолетта

III место

Рыжков Андрей

III место

Областной конкурс «Новогодняя поделка» среди лиц с ОВЗ

декабрь, 2020 г.

Место проведения

Номинация

Участник

Результат

Филиал библиотеки В. Я. Ерошенко

«Символ года»

Шестаков Руслан

I место

Яценко Елизавета

I место

Терзи Лев

II место

Пожарова Валерия

II место

Гапонова Карина

III место

«Новогодняя ёлочка»

Антощук Елизавета

I место

обучающиеся 3 класса

I место

обучающиеся 2 класса

II место

Федорищев Павел

II место

Потанин Арсентий

III место

Труханова Елизавета

III место

«Новогоднее настроение»

Павлов Александр

I место

Якутова Анастасия

I место

Федорищев Павел

I место

обучающиеся 12 класса

I место

Серопян Иван

III место

«Сказочные герои»

Мирзабаев Николай

I место

Абросимов Михаил

II место

Дядькова Юлия

II место

«Новогодняя игрушка»

Журкина Дарья

I место

Мирзабаев Николай

II место

Шлыкова Оксана

III место