программа "Профориентация"
материал
Настоящая программа разработана, руководствуясь Уставом государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Валуйская общеобразовательная школа-интернат» для обучающихся с нарушениями зрения. В целях и задачах деятельности школы-интерната: обеспечение обучающимся, воспитанникам условий для обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество; формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_proforientatsii.docx | 90.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат»
«ПРИНЯТО»
решением
педагогического совета
(Протокол № ____ от
«____» ___________ 2020 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат»
______________________
А.П.Слюсарь
«____» ____________2020 г.
Программа профориентации воспитанников
«Путь к успеху»
(1 – 12 классы)
2020-2024 гг.
Автор- составитель:
Долинская И. П.
г. Валуйки, 2020 г.
Содержание
1. | Пояснительная записка | 3 |
2 | Содержание профориентации в условиях непрерывного образования | 4 |
2.1 | Принципы реализации программы | 5 |
3 | Структура деятельности педагогического коллектива по проведению профориентационной работы в школе-интернате | 6 |
4 | Этапы внедрения программы по профориентации | 10 |
5 | Средства обучения | 10 |
6 | Мониторинг внедрения программы по профориентации | 11 |
6.1 | Направления деятельности | 10 |
7 | Организация профориентационной работы в школе-интернате | 12 |
8 | Ожидаемые результаты | 24 |
Список литературы | 26 | |
Приложения (план профориентационной работы по годам; достижения обучающихся по полугодиям) | 27 |
- Пояснительная записка
Настоящая программа разработана, руководствуясь Уставом государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Валуйская общеобразовательная школа-интернат» для обучающихся с нарушениями зрения. В целях и задачах деятельности школы-интерната: обеспечение обучающимся, воспитанникам условий для обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество; формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений.
Выбор и подбор подходящей профессии, работы, обеспечивающих профессиональный рост и материальный достаток - всегда были одной из важнейших забот и проблем каждого человека, а молодого в особенности. От его решения зависит вся дальнейшая жизнь. Правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой деятельности.
Профессиональное ориентирование - стержневая проблема в воспитании детей, находящихся в учреждениях интернатного типа. Зачастую у детей отсутствует потребность в профессиональном выборе, а так же имеет место негативное отношение к любому виду трудовой деятельности.
Немаловажную роль в выборе профессии играет знание стабильности спроса на профессии на рынке труда. Очень важно рассказать о правильном поиске работы, научить различным стилям общения, познакомить с учреждением по трудоустройству.
Помочь воспитанникам ориентироваться в сложном мире труда призвана профориентационная программа «Путь к успеху». Данная программа направлена на оказание помощи ребенку в поиске своего места в жизни, осознание им собственных способностей и возможностей, определение себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма.
Программа представляет целостную систему профориентационной работы с воспитанниками в ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат» с учетом их возрастных и индивидуально-типологических особенностей.
С 2015 по 2020 гг. в школе-интернате действовала профориентационная программа «Профориентация», можно сделать вывод успешной работы в данном направлении. (табл.1)
Таблица1.
Год | Количество выпускников | Количество поступивших выпускников (учебное заведение) |
2017 | 2 | 2 (2 - ФГБ ПОУ «Кисловодский медицинский колледж») |
2018 | 2 | 2 (1 - ФГБ ПОУ «Кисловодский медицинский колледж»; 1 – Курский музыкальный колледж – интернат для слепых) |
2019 | 2 | 2 (2 - медицинский колледж Медицинского института НИУ «БелГУ») |
2020 | 2 | 2, (1 – ФГБ ПОУ «Кисловодский медицинский колледж»; 1 - медицинский колледж Медицинского института НИУ «БелГУ») |
- Содержание профориентации в условиях непрерывного образования
Цель: на основе совместной деятельности всех участников образовательного процесса оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора будущей профессиональной деятельности; выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Цели программы достигаются путем решения задач:
- получить данные о предпочтениях, склонностях и возможностях обучающихся;
- повысить уровень компетентности обучающихся посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширить границы самовоспитания, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
- формировать у школьников положительное отношение к себе, чувство изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к своей будущей профессии;
- ознакомить обучающихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях безработицы и конкуренции;
- активное привлекать к деятельности всех участников образовательного
процесса.
Решение задач по профориентации осуществляется в различных видах деятельности обучающихся:
- познавательной,
- общественно - полезной,
- коммуникативной,
- игровой,
- производительном труде.
С этой целью ежегодно составляется план работы по профориентации. Данное направление прослеживается в планах воспитательной работы каждого воспитателя и классного руководителя – раздел профориентация. Помощь классным руководителям и воспитателям в организации этого блока работы оказывают: социальный педагог, библиотекарь, педагог-психолог, учителя технологии.
Старший воспитатель и социальный педагог обеспечивает контакт школы:
- с предприятиями,
- средними и высшими учебными заведениями,
- внешкольными учреждениями.
Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности обучающихся, которую проводит педагог-психолог. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и обучающимися проводят классные руководители, воспитатели и социальный педагог.
Программа построена на основе принципов:
- системности и преемственности;
- открытости (взаимосвязь школы-интерната, семьи, предприятий, учебных заведений и общественности в профориентации воспитанников предусматривает тесный контакт по оказанию помощи воспитанникам в выборе профессии);
- активности;
- дифференциации и индивидуализации (в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости).
При реализации программы учитываются специфика учреждения и обслуживаемого контингента детей.
Целевой группой являются воспитанники школы-интерната от 7 до 19 лет.
Программа «Путь к успеху» представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области профориентации воспитанников.
Для решения поставленных цели и задач в программе используются следующие формы и методы: рассказ, беседа, упражнения, дискуссия, сюжетно-ролевая игра, профориентационная игра, экскурсия, вечер встреч, профессиональные пробы, конкурс рисунков, анкетирование, тестирование.
3. Структура деятельности педагогического коллектива по проведению профориентационной работы в школе-интернате:
Координатор деятельности: заместитель директора.
Заместитель директора:
- контролирует планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности обучающихся к профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и адаптированной образовательной программой общеобразовательного учреждения;
- осуществляет анализ и коррекцию деятельности педагогического коллектива по данному направлению, консультации учителей-предметников, классных руководителей, воспитателей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение обучающихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика определение индивидуальной образовательной траектории;
- организует участие детей в предметных олимпиадах разного уровня;
- организует систему повышения квалификации классных руководителей, воспитателей, учителей-предметников, педагога-психолога, социального педагога по проблеме самоопределения обучающихся.
Старший воспитатель:
- вырабатывает стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;
- содействует вовлечению обучающихся в систему дополнительного образования, систему воспитательных дел;
- поддерживает связь общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение обучающихся основной и средней школы.
Классный руководитель, воспитатель:
- организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
- ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей обучающихся;
- помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный Портфолио;
- оказывает помощь педагогу-психологу в проведении анкетирования, обучающихся и их родителей по проблеме самоопределения;
- проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности обучающихся к профессиональному самоопределению;
- организует встречи обучающихся с выпускниками школы — студентами ВУЗов, средних профессиональных учебных заведений.
Учителя-предметники:
- способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, конкурсы, домашние сочинения и т.д.:
- обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у обучающихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
- способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
- проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей обучающихся;
- адаптируют учебные программы в зависимости от особенностей обучающихся.
Библиотекарь:
- регулярно подбирает литературу для педагогов и обучающихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
- изучает читательские интересы обучающихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
- обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
- регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (транспорт, строительство, в мире искусства и т.д).
Педагог-психолог:
- изучает профессиональные интересы и склонности обучающихся;
- осуществляет мониторинг готовности обучающегося к профессиональному самоопределению через анкетирование обучающихся и их родителей;
- проводит тренинговые занятия по профориентации обучающихся;
- проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
- осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей обучающихся;
- способствует формированию у школьников адекватной самооценки;
- приглашает родителей обучающихся для выступлений перед учениками о своей профессии;
- оказывает помощь классному руководителю и воспитателю в анализе и оценке интересов и склонностей обучающихся;
- создает базу данных по профдиагностике.
Социальный педагог:
- планирует организационно-методическую деятельность;
- оказывает методическую помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт;
- проводит индивидуальную и групповую работу с обучающимися, оказывает помощь в жизненном самоопределении;
- проводит комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
- проводит консультации по выбору учебного заведения и процедуры поступления в него;
- проводит анкетирование;
- организует и проводит экскурсии (в учебные заведения, на предприятия);
- проводит встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
- организует посещение обучающимися Дней открытых дверей в ВУЗах и средних профессиональных учебных заведениях;
- организует тематические и комплексные экскурсии обучающихся на предприятия;
- оказывает помощь педагогу-психологу в проведении анкетирования, обучающихся и их родителей по проблеме самоопределения;
- организует встречи обучающихся с выпускниками школы — студентами ВУЗов, средних профессиональных учебных заведений.
Медицинский работник:
- использует разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;
- проводит с обучающимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
- оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
- оказывает помощь классному руководителю, воспитателю, педагогу-психологу и социальному педагогу в анализе деятельности обучающихся.
Работа с родителями педагогического коллектива школы-интерната:
- проводят родительские собрания, (общешкольные, классные),
- проводят лекторий для родителей;
- проводят индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
- проводят анкетирование родителей обучающихся;
- привлекают родителей обучающихся для совместной работы с руководителями кружков, спортивных секций и т.п.;
- родители помогают в организации временного трудоустройства обучающихся в каникулярное время;
- избирают родительский комитет школы из наиболее активных родителей обучающихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников.
4. Этапы внедрения программы по профориентации
Этапы реализации:
I этап- подготовительный.
1. Разработка программы.
2. Определение возрастных групп.
3. Разработка информационно-методических, наглядных материалов.
4. Диагностика (для старшей группы воспитанников).
II этап- реализация программных мероприятий.
Реализация комплекса мероприятий по Программе согласно плана воспитательной работы.
III этап- обобщение опыта реализации программы профессиональной ориентации воспитанников.
- Подготовка отчетных материалов об итогах работы по реализации программы.
- Подведение итогов работы (анализ анкет).
- Проектирование перспектив, путей и способов дальнейшего развития профессиональной ориентации воспитанников.
5. Средства обучения
Средства обучения - это составная часть профессиональной ориентации. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности профориентационного процесса, дают обучающимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления профориентационного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
- естественные: натуральные объекты или их изображения (реальные предметы, картины, портреты, произведения искусств);
- объемные (геометрические фигуры, чучела);
- изобразительные (фото, кадры кино-, теле-);
- графические (схемы, чертежи, таблицы, диаграммы);
- символические (географические карты, глобус);
- звуковые (магнитофонная запись);
- мультимедиа, основанная на компьютерных технологиях, использующая интерактивность и средства дистанционного обучения.
Информационные ресурсы:
- СМИ, интернет-ресурсы;
- информационные издания (буклеты, брошюры).
Методические ресурсы:
- диагностические методики;
- методические разработки (анкеты, тесты, конспекты занятий);
- наглядные материалы (презентации, видеофильмы, видеоролики и т.д.).
6. Мониторинг внедрения программы
- Диагностические методики («Карта интересов», «Самооценка», «Конструктивный рисунок человека» и др.)
- Контрольно – аналитическая деятельность:
- анкетирование родителей, обучающихся;
- анализ рефлексии обучающихся по окончании мероприятий;
- снижение уровня тревожности выпускников при итоговой аттестации;
- повышение уровня самооценки обучающихся;
- расширение сферы трудоустройства выпускников.
Система профориентации воспитанников по программе «Путь к успеху» предусматривает следующие направления деятельности:
- Диагностика и консультирование
Психолого-педагогическая диагностика определяет профессиональную ориентацию воспитанников, выявляет способности, склонности и интересы, способствует профессиональному и личностному самоопределению.
Психологическое консультирование - предполагает оказание помощи учащимся в познании своего «Я», в формировании ценностно-мотивационных установок, адекватной самооценки, в преодолении эмоциональной неустойчивости, в повышении психологической компетентности педагогов, родителей или лиц, их заменяющих, в вопросах профессиональной ориентации.
Медицинская диагностика заключается в проведении медицинского осмотра и диспансеризации воспитанников.
Медицинское консультирование основывается на данных профилактических медицинских осмотров и диспансеризации воспитанников; обеспечивает ознакомление воспитанников, родителей или лиц, их заменяющих, с медицинскими аспектами выбора профессии
- Профпросвещение
Проводится с целью пропаганды сведений о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах воспитанника, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
- Трудоустройство (только для старших подростков)
Организуется трудоустройство воспитанников через центры занятости.
- Организация профориентационной работы
в школе-интернате
Специалисты, занимающиеся вопросами профессиональной ориентации в школе-интернате
Работа по программе профессиональной ориентации воспитанников в школе-интернате, строится с учетом возраста детей и подростков. Каждая возрастная группа решает свои задачи.
1-4 (доп.) класс
Психологические особенности возраста
К началу учёбы в школе начинает формироваться так называемое словесно-логическое мышление, которое предполагает умение оперировать словами, понимать логику рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения. При планировании профориентационных занятий необходимо учитывать особенности и включать различные модификации существующих психологических игр.
Обучающиеся 2-4 (доп.) –го классов уже могут не просто назвать предмет, но и описать, из каких частей он состоит, описать его функции и роль в жизни людей. К 3-4-му классам обучающиеся уже должны: уметь выделять иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями. В старших классах начальной школы дети все больше осознают и формируют нормы поведения. К 3-му классу возрастает количество негативных самооценок, поэтому важно формировать умение объективно оценивать свои собственные силы, возможности, выделять и опираться на свои позитивные качества. Также в этом возрасте мотив «хочу» меняется на мотив «надо».
Задачи:
- познакомить воспитанников с различными профессиями сотрудников школы-интерната (повар, врач, воспитатель и т.д.);
- создать условия для выявления способностей детей к определенным видам деятельности и их развития;
- способствовать расширению уровня социального общения, познакомить с профессиями людей, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни в социуме (водитель, продавец, библиотекарь);
- информировать о средствах и источниках существования человека, о роли труда в жизни личности и общества, о деньгах как эквиваленте человеческого труда;
- создать условия для развития трудовых навыков, воспитывать трудолюбие.
На этом этапе профориентационная деятельность в основном носит информационный характер, используются такие формы работы, как беседа, встреча, экскурсия, наблюдение за трудом взрослых, беседы с людьми разных профессий, игровая программа, конкурс, игра и др. А также - практический характер, где воспитанникам предоставляются возможности проявить себя и свои способности в творческой и бытовой деятельности, используются следующие формы работы: трудовые поручения, участие в выполнении труда по самообслуживанию, кружковые занятия, занятия по интересам, трудовая деятельность в мастерской.
Задача работы специалистов на данном этапе состоит, естественно, не в том, чтобы побудить детей к выбору какой-нибудь профессии, а в том, чтобы воспитать у них уважение к труду взрослых, создать первоначальный круг представлений о разнообразии видов труда
Содержание программы по профориентации воспитанников 1-4 (доп.) классов
Профпросвещение
- «В мире профессий»
Цель: расширение у воспитанников представления о мире взрослых, их профессиональной деятельности и формирование уважения к труду.
Форма проведения: вводное занятие.
2. «Больница»
Цель: обогащение знаний и представлений детей о профессиях врача, медсестры, ознакомление с их обязанностями и трудовыми действиями, формирование понимания значимости данной профессии для общества.
Форма проведения: беседа, экскурсии в процедурный кабинет, кабинет педиатра, игра «Поликлиника».
3. «Кухня. Столовая»
Цель: ознакомление с трудом диетсестры, повара, кухонных работников, воспитание трудолюбия, уважения к труду.
Форма проведение: экскурсии в кабинет диетсестры и столовую.
- «Мастерская»
Цель: ознакомление с профессиями картонажника, плотника и т. п.
Форма проведения: беседа, экскурсия в кабинет технологии.
- «Прачечная»
Цель: ознакомление с профессией оператор по машинной стирки белья, формировать представление о предметах бытовой техники, о значимости их использования для ускорения получения результата, улучшение его качества, облегчение труда человека воспитывать бережное отношение с бытовой техникой, воспитывать уважение к труду прачки.
Форма проведения: экскурсия в прачечную.
- «Транспорт»
Цель: ознакомление с профессией водителя.
Форма проведения: просмотр презентации, экскурсия в гараж школы-интерната.
- «Парикмахерская»
Цель: ознакомление с профессией парикмахер.
Форма проведения: беседа, викторина.
- «Пожарная часть»
Цель: ознакомление с профессиональной деятельностью пожарного.
Форма проведения: беседа, экскурсия в пожарную часть.
- «Отдел полиции»
Цель: формирование представлений о профессиональной деятельности полицейского.
Форма проведения: экскурсия, просмотр презентации.
- «Почта»
Цель: ознакомление детей с городской почтой, ее назначением, расширять знания о профессиях работников социальной сферы, воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах.
Форма проведения: экскурсия на городскую почту.
- «Магазин»
Цель: ознакомление с профессиями работников торговли.
Форма проведения: экскурсия в близлежащий магазин, сюжетно-ролевая игра.
12. «Школа-мастерская национальных народных промыслов»
Цель: возрождение традиционной культуры народов; дать представление о видах промыслов народов.
Форма проведения: экскурсия в краеведческий музей и т. п.
- «Все профессии важны, все профессии важны»
Цель: закрепление представлений о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитать уважение и любовь к труду взрослых.
Форма проведения: игровая программа.
- «Угадайте, кем я буду»
Цель: демонстрирование полученных представлений детей о профессиях, пробуждение к любознательности, интереса к деятельности взрослых, способствование выработке положительного отношения, уважения к их труду.
Форма проведения: выставка рисунков.
Диагностика воспитанников.
1. «Представления о труде взрослых»
Цель: изучение уровня информированности детей о труде взрослых
2. «Палитра интересов»
Цель: выявление направленности интересов ребенка
Форма проведения: анкетирование.
Консультирование
Педагог – психолог проводит консультации для педагогов, родителей или лиц, их заменяющих.
Цель: познакомить с результатами диагностики.
Форма проведения: индивидуальное консультирование.
5-10 классы
Психологические особенности возраста
В этом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям.
Подражание внешним формам поведения взрослых приводит к тому, что мальчики-подростки ориентируются на романтические профессии «настоящих мужчин»: летчик-испытатель, космонавт, автогонщик и др.
Девочки начинают ориентироваться на профессии «настоящих женщин»: топ-модель, эстрадная певица, телеведущая и др.
Ориентация на романтические профессии складывается под влиянием средств массовой информации, стремления подростков к самовыражению, самоутверждению.
Дифференцированное отношение к различным учебным предметам, занятия в кружках художественного и технического творчества формируют у подростков учебно-профессиональные намерения и профессионально ориентированные мечты.
Образцы желаемого будущего, профессиональные мечты становятся психологическими вехами, штрихами профессионального самоопределения.
Задачи:
- содействовать расширению представления о многообразии профессий;
- выявить и способствовать формированию разнообразных интересов, склонностей и способностей воспитанников;
- воспитывать у детей уважение к труду;
- способствовать формированию ответственного отношения к порученному делу, готовности к любому бытовому труду;
- побудить воспитанников к осознанию своего профессионального выбора и целей в жизни.
На этом этапе работы профориентационная деятельность приобретает диагностический характер (выясняются желания ребенка, его интересы и профессиональные склонности, сравниваются с личностными и индивидуальными особенностями). Большое значение имеет организация психологической подготовки к выбору профессии и самореализации (развивается потребность и желание осуществлять трудовую деятельность, умение правильно представить себя, свои личностные и профессиональные умения), усиливается внимание к индивидуальному профессиональному консультированию (оказание помощи в выборе профессии в соответствии с индивидуальными особенностями, указание на противопоказания).
Продолжается деятельность информационного характера, которая на этом этапе носит не просто ознакомительные с миром профессий задачи, а предоставляет воспитанникам знания об обществе, в котором им предстоит строить свою жизнь, о рынке труда, современных профессиях и роли образования в достижении профессиональных успехов. Здесь важное значение приобретает совместная работа с различными специалистами: педагогом-психологом, врачом, социальным педагогом, учителями по технологии.
На данном этапе работы нужно большее значение придать практической работе, помочь воспитанникам в определении интересов и реализации своих способностей в творческой и трудовой деятельности. На основе трудовой деятельности, игровых ситуаций организовать для ребенка пробу своих сил в различных профессиях 5 типов: «человек - природа», «человек - техника», «человек — человек», «человек — знаковая система», «человек - художественный образ».
Содержание программы по профориентации воспитанников 5 - 10 классов
Профпросвещение
1.«В мире профессий»
Цель: ознакомление с многообразием мира профессий, значимостью выбора профессии в жизни человека.
Форма проведения: вводное занятие.
- «Профессии людей, работающих в школе-интернате»
Цель: ознакомление с профессиональной деятельностью сотрудников школы-интерната, их значением для воспитанников.
Форма проведения: обзорная экскурсия по школе-интернату.
- «Лабиринт профессий»
Цель: ознакомление с делением всех профессий на пять типов.
Форма проведения: дискуссия.
- «Человек – человек»
Цель: ознакомление с категорией профессий, в которых на первое место ставится умение налаживать и поддерживать контакт с другими людьми.
Форма проведения: беседа, профориентационная игра.
5. «Человек-техника»
Цель: ознакомление с профессиями, связанными с разработкой, сборкой, монтажом технических приборов, а также с их эксплуатацией и ремонтом.
Форма проведения: беседа, профориентационная игра.
- «Человек-знак»
Цель: ознакомление с профессиями, направленными на создание и оформление документов, труд в которых направлен на числа и системы условных знаков.
Форма проведения: профориентационная игра.
- «Человек - художественный образ»
Цель: ознакомление с профессиями, труд в которых направлен на художественные объекты или условия их создания, возрождение традиционной культуры народов.
Форма проведения: просмотр фильмов, экскурсия.
- «Человек-природа»
Цель занятий: ознакомление с профессиями, труд в которых направлен на объекты живой природы.
Форма проведения: беседа, просмотр презентации.
9. «Путешествие по морям профессий»
Цель: ознакомление с многообразием профессий, обобщение знаний воспитанников о сферах профессиональной деятельности человека, формирование осознанного представления о мире труда, воспитание уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.
Форма проведения: экскурсии в городскую библиотеку, почтовое отделение, парикмахерскую, пожарную часть, полицию, пекарню, типографию, спортивные объекты города, просмотр диска «Профессии нашего города».
10. «Все работы хороши, выбирай на вкус!»
Цель: ознакомление с правилами выбора профессий.
Форма проведения: практикум.
11. «Кем быть?»
Цель: помочь сформировать мечту о будущей профессии.
Форма проведения: творческие задания.
- «Встреча с интересными людьми, мастерами своего дела»
Цель: ознакомление с людьми разных профессий, учить «брать положительное» от встречи с мастерами своего дела, развивать интеллектуальные, творческие способности, навыки общения воспитанников.
Форма проведения: вечер встречи.
- «У каждого дела запах особый»
Цель: обобщение и систематизация знаний воспитанников о профессиях, воспитание желания трудиться, быть полезным, уважения к труду взрослых.
Форма проведения: познавательно-игровое мероприятие.
Диагностика
- «Мир профессий»
Цель: выявление представлений школьников о мире труда и профессий.
Форма проведения: беседа.
- «Моя мечта о будущей профессии»
Цель: выявление способности школьников к целеполаганию и рефлексии.
Форма проведения: беседа
3. «Палитра интересов»
Цель: выявление направленности интересов ребенка
Форма проведения: анкетирование
4. «Кем я хочу быть»
Цель: Диагностика творческих способностей школьников
Форма проведения: беседа, анкетирование.
Консультирование
Педагогом - психологом проводится консультирование воспитанников, педагогов, родителей или лиц их заменяющих о психологическом сопровождении процесса профориентирования подростков в условиях школы-интерната.
11-12 классы
Психологические особенности возраста
Важнейшая задача этого возраста - выбор профессии. Но окончательный психологически обоснованный выбор профессии старшеклассник ещё сделать не может. Неудовлетворенность реально наступившим будущим стимулирует развитие рефлексии - осознания собственного «Я» (Кто я? Каковы мои способности? Каков мой жизненный идеал? Кем я хочу стать?). Психологически более комфортно чувствуют себя те девушки и юноши, которые получают среднее (полное) общее образование. Психологически устремленные в будущее, они понимают, что благополучие и успех в жизни, прежде всего, будут зависеть от правильного выбора профессии.
На основе оценки своих способностей и возможностей, престижа профессии, и ее содержания, а также социально-экономической ситуации девушки и юноши, прежде всего, самоопределяются относительно путей получения профессионального образования и резервных вариантов приобщения к профессиональному труду.
Задачи:
- провести диагностическую работу с подростком с целью первичного выявления его профессиональных интересов;
- содействовать формированию осознанности, взвешенности и реальности профессионального выбора, который может сделать подросток;
- помочь подростку прикоснуться к предполагаемой профессиональной деятельности.
На данном этапе работы большое значение имеет практическая деятельность. Когда воспитанник на практике попробовал то, к чему он стремился, если при этом желание овладеть данной профессией не пропадет, можно надеяться, что процесс профессионального самоопределения протекает успешно.
Деятельность информационного характера осуществляется в виде экскурсий, бесед, профессиональных проб, индивидуальной консультационной помощи воспитаннику в изучении той профессии, которая соответствует его интересам, возможностям и способностям, а также в виде формирования представлений о профессиональном росте, о современных требованиях рыночной экономики.
Психологическая подготовка, основанная на диагностическом материале, направлена на развитие умений правильно представить себя и свои профессиональные интересы, на развитие коммуникативных способностей и реализации индивидуальных программ личностного роста.
Программа профессиональной ориентации «Путь к успеху», предполагает включение воспитанника в процесс прогнозирования и планирования своего профессионального будущего таким образом, чтобы этот процесс был интересным и личностно значимым для детей.
Содержание программы по профориентации воспитанников 11 - 12 классов.
Профпросвещение
- «В мире профессий»
Цель: ознакомление подростков с основными понятиями, целями и задачами, формами работы курса профориентации, расширить представления воспитанников о многообразии профессий в мире и познакомить с требованиями, предъявляемыми к ним.
Форма проведения: вводное занятие.
- «Профессии людей, работающих в нашем городе и округе»
Цель: ознакомление подростков со спецификой работы людей нашего города, значением их труда.
Форма проведения: дискуссия, презентация.
- «Секреты» выбора профессии»
Цель: информирование об основных факторах выбора профессии, знакомства со схемой «хочу, могу, надо».
Форма проведения: практикум.
4. «Классификация профессий»
Цель: ознакомление с делением всех профессий на пять типов, с требованиями, предъявляемыми к ним.
Форма проведения: дискуссия
5. «Путешествие по морям профессий»
Цель: ознакомление с многообразием профессий, обобщение знаний воспитанников о сферах профессиональной деятельности человека, формирование осознанного представления о мире труда, воспитание уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда.
Форма проведения: экскурсии на промышленные предприятия города, центр занятости.
- «Способности и профессиональная пригодность»
Цель: ознакомление подростков с понятиями «способности» и «профессиональная пригодность»; обобщение полученных знаний о профессиях, обучение соотносить эти знания со своими возможностями.
Форма проведения: дискуссия.
7. «Самооценка, ее роль в жизни человека»
Цель: формирование у воспитанников представления о самооценке, ее важности в жизни человека.
Форма проведения: занятие – тренинг.
8.«Этот удивительный мир профессий»
Цель: уточнение и расширение знаний воспитанников о мире профессий; развитие познавательной активности, навыков группового взаимодействия, творческих способностей; воспитание уважения к труду, спрос на профессии на рынке труда региона.
Форма проведения: смотр-конкурс художественного творчества, экскурсия в центр занятости населения.
- «Ошибки в выборе профессии»
Цель: осознание привлекательности и непривлекательности сторон любой профессии, возможности ошибок и их последствия; знакомство с правилами грамотного выбора профессии.
Форма проведения: профориентационная игра
- «Дороги, которые мы выбираем»
Цель: ознакомление подростков с учебными заведениями города.
Форма проведения: беседа, экскурсия в учебные заведения, посещение дней открытых дверей.
11 .«Встреча с интересными людьми, мастерами своего дела»
Цель: развитие интереса к людям разных профессий, развитие навыков общения, развитие интеллектуальных, творческих способностей воспитанников.
Форма проведения: вечер встречи.
12 . «Моя профессиональная карьера»
Цель: обучение подростков составлению индивидуального профессионального плана с учетом их знаний о профессиях, о своих личностных особенностях, склонностях, интересах.
Форма проведения: деловая игра.
13. «Профессиональные пробы»
Цель: практическое ознакомление с профессиями (массажист, ландшафтный дизайнер и т.п.), овладение элементарными профессиональными действиями.
Форма проведения: занятия в кружках «Умелые ручки», «Техническое творчество», «Волшебный клубочек» и т.п. (по плану кружковой работы)
14.Трудоустройство.
Диагностика для воспитанников
- Применение программ компьютерной обработки и тестирования.
Цель: диагностика профессиональных интересов и склонностей.
2. «Карта интересов».
Цель: диагностика профессиональных интересов воспитанника.
3.«Кем я хочу быть»
Цель: диагностика профессиональных интересов и склонностей.
Форма проведения: анкетирование, тестирование.
4. «Я и моё профессиональное будущее»
Цель: диагностика профессиональных способностей и личностных качеств.
Форма проведение: тестирование
5.«Мой выбор»
Цель: диагностика уровня готовности воспитанника к самостоятельному и осознанному выбору профиля обучения.
Форма проведения: анкетирование.
Консультирование
Педагог – психолог организует консультации по итогам диагностики и вопросам выбора профессии с воспитанниками, их родителями или лицами, их заменяющими.
Врач-педиатр проводит консультации с целью ознакомления с медицинскими аспектами выбора профессии; для формирования у воспитанников адекватной профессиональной направленности с учетом состояния здоровья и индивидуальных психофизиологических особенностей организма.
- Ожидаемые результаты
Итогом работы по программе «Путь к успеху» является готовность воспитанников к профессиональному самоопределению с учетом их возрастных и индивидуально-типологических особенностей.
В процессе реализации программы предполагается достижение следующих результатов:
- Повышение у воспитанников мотивации к труду, уровня трудолюбия и работоспособности.
- Формирование у воспитанников понимания личной и общественной значимости труда.
- Овладение воспитанниками способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута.
- Овладение воспитанниками основными принципам построения профессиональной карьеры и навыками поведения на рынке труда.
Список литературы
- Арефьев, И.П. Профориентация: ученик, учитель / И.П.Арефьев // Педагогика. – 2007. - №3.
- А. Батаршев, И. Алексеева, Е. Майорова Диагностика профессионально важных качеств. /Практическая психология/ - СПб.: «Питер», 2007 г.
- Белова, И.А. О проблемах профориентационной работы в школе/ И.А.Белова // Социологические исследования. – 2000. - №5.
- Грецов, А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога/ А.Г.Грецов.- СПб.: Питер, 2009 г.
- Загашев, И. Формы и методы профориентационной работы в школе. Лекция / Прил."ПС"Библиотека в школе. – 2004г. - № 21
- Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения/ Е.А. Климов.- Москва: Изд-во Академия, 2010 г.
- Кухарчук, А.М. Тесты для выбирающих профессию/ А.М. Кухарчук, В.В Лях., С.Г. Макарова –Минск: Изд-во Современная школа, 2008 г.
- Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих.– СПб, 2006 г.
- Лобова, В.А Формирование позитивной этнической идентичности через активные формы образования для учащихся 5-11 классов/В.А. Лобова, В.Н. Соловар-Ханты-Мансийск: ИИЦ, 2012.-45 с.
- Морозова Е.А.Особенности развития эмоционально-личностной сферы слабовидящих детей в период подросткового кризиса. /АНО «МУКНГПУ»/Н.Новгород, 2002г.
- Никулина Г.В. «Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения», СПб, 2004г.
- Никулина Г.В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения.-СПб.: Изд-во «Система», 2004 г.
- Пряжников, Н.С. Активные методы профессионального самоопределения: учеб. пособие/ Н.С. Пряжников.-Москва: МГППИ, 2001 г.
- Резапкина, Г.В. Профориентация старшеклассников/ Г.В. Резапкина.- Волгоград, 2007.- 120 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
7.9. Профориентационная работа 2020-2021 уч. год
№ п/п | Содержание и формы работы | Срок исполнения | Ответственный | ||
| |||||
1 | Проведение анализа результатов работы по профориентации за прошлый учебный год | Август | Зам.директора, педагог-психолог, соц.педагог | ||
2 | Корректировка плана работы на текущий учебный год. | Август | Зам.директора, педагог-психолог, соц.педагог | ||
3 | Размещение информации по профориентационной работе на официальном сайте школы | В течение года | Администрация, старший воспитатель | ||
4 | Осуществление взаимодействия школы-интерната с учреждениями дополнительного образования, центрами занятости населения районов, области (по необходимости) | В течение года | Старший воспитатель, соц.педагог | ||
5 | Подбор тестовых материалов, изучение технологий и приемов работы по профориентации, обновление и пополнение методических материалов по профессиональной ориентации. | В течение года | Педагог-психолог, соц. педагог, библиотекарь | ||
6 | Заседания методических объединений классных руководителей и воспитателей по планированию профориентационной работы с обучающимися. | В течение года | Руководители МО | ||
7 | Участие в «Ярмарке профессий». | Апрель – май | Педагог-психолог, соц.педагог | ||
8 | Систематизация, анализ и обобщение профориентационной работы. | Апрель – май | Администрация, соц.педагог, педагог-психолог | ||
9 | Составление плана профориентационной работы на новый учебный год | Май | Педагог-психолог, соц.педагог | ||
| |||||
1 | Разработка рекомендаций классным руководителям, воспитателям по планированию профориентационной работы с обучающимися разных возрастных групп | 1 раз в четверть | Соц. педагог, Педагог - психолог | ||
2 | Организация помощи в разработке классных часов | 1 раз в четверть | Соц.педагог, педагог - психолог | ||
3 | Участие в проекте «Доброжелательная школа» | В течение года | Зам. директора, старший воспитатель | ||
4 | Оказание помощи в разработке воспитательных мероприятий. | В течение года | Педагог-психолог, библиотекарь, соц.педагог | ||
3. Работа с родителями | |||||
1. | Проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросу выбора профессий обучающимися | В течение года | Педагог – психолог, соц. педагог, классные руководители | ||
2 | Привлечение родителей обучающихся к участию в проведение экскурсий на предприятия и учебные заведения города | В течение года | Педагог – психолог, соц. педагог, кл. руководители | ||
3 | Проведение родительских собраний в выпускных классах (10, 12 класс) «Анализ рынка труда и востребованность профессий» | В течение года | Педагог – психолог, соц. педагог, кл. руководители | ||
4 | Консультации «Как подготовить ребенка к экзамену» | В течение года | Педагог-психолог | ||
5 | Подготовка рекомендаций родителям по возникшим проблемам профориентации | Март, 2021 г. | Соц. педагог, педагог-психолог | ||
4. Работа с обучающимися | |||||
1 | Обеспечение участия старшеклассников в работе «Ярмарки профессий» с целью знакомства с учебными заведениями и рынком труда | По плану ЦЗН | Соц.педагог, кл. руководители | ||
2 | Работа по программе групповых занятия «Мой профессиональный выбор» с обучающимися 9-12 классов | В течение года | Педагог-психолог | ||
3 | Организация поездок в первичные организации ВОС с целью профориентационного просвещения (9-12 классы) | В течение года | Соц. педагог, кл. руководители | ||
4 | Знакомство с профессиями в рамках работы детских кружков: «Волшебный лоскуток», «Вокальный ансамбль», «Сольное пение», «Хозяюшка», «Мягкая игрушка», «Техническое творчество», «Сильные, ловкие, смелые» | В течение года | Педагоги школы и ПДО | ||
5 | Участие в конкурсах декоративно-прикладного творчества | В течение года | Учителя технологии, руководители кружков | ||
6 | Предпрофильная подготовка по программе элективных курсов по различным предметам 10-12 кл. | В течение года | Педагоги | ||
7 | Тестирование и анкетирование обучающихся с целью выявления профнаправленности «Карта интересов» | Сентябрь | Соц. педагог | ||
8 | Классный час «В мир профессий» | Октябрь | Кл. руководители, воспитатели | ||
9 | Профориентационная игра «Успех в жизни» | Октябрь | Соц. педагог, кл руководитель 12 кл. | ||
10 | Профориентационная игра «Я - лидер» (8-12 классы) | Ноябрь | Старший воспитатель, соц.педагог. | ||
11 | Информационный час «Свободное время с пользой» | Декабрь | Старший воспитатель, соц. педагог | ||
12 | Встречами со специалистами соц. защиты «На страже закона» | Декабрь | Старший воспитатель, соц. педагог | ||
13 | Урок – игра « Я и мир профессий» | 15.01 | Педагог-психолог, Кирюхова Л. В. | ||
14 | Единый день профориентации «Сделай свой выбор» | 12.02 | Педагог-психолог, Лапина З. Н. | ||
15 | Тренинг «Я и другие» | Февраль | Соц. педагог, педагог-психолог | ||
16 | Диагностика обучающихся 10 – 12 классов: методика Л. А. Йовайши, ДДО | Март-апрель | Педагог-психолог | ||
17 | Час общения «Как найти своё призвание» (встреча с представителями разных профессий, доступных людям с ОВЗ) | 29.04.21 г. | Соц. педагог, педагог-психолог | ||
18 | Оказание помощи в трудоустройстве детей с 14 лет на время летних каникул через ЦЗН | По необходимости | Соц. педагог |
НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ
2020 – 2021 учебный год
(I полугодие)
Международный инклюзивный фестиваль-конкурс
«Алтын Майдан - Крым», август – 2020 г.
Место проведения | Номинация | Участник | Результат |
дистанционно | Художественное слово | Шлыкова Оксана | I место |
Вокал. Эстрадное пение. Соло | Склярова Анастасия | I место | |
Алфимов Валерий | II место | ||
Яценко Елизавета | II место | ||
Декоративно-прикладное творчество | Яценко Елизавета | II место | |
Пожарова Валерия | II место |
Всероссийский музыкально-театральный конкурс "Дети Победы",
сентябрь, 2020 г.
Место проведения | Номинация | Участник | Результат |
г. Москва | Вокал | Щербатова Татьяна | III место |
Склярова Анастасия, Яценко Елизавета | III место | ||
Художественное слово | Шлыкова Оксана | II место |
Областной конкурс сочинений
«Открытый мир с закрытыми глазами»
ноябрь, 2020 г.
Место проведения | Номинация | Участник | Результат |
ГКУК «Белгородская государственная библиотека для слепых им. В. Я. Ерошенко» | Конкурс сочинений Художественное слово | Галактионов Дмитрий | III место |
Белянская Дарья | III место |
Межрегиональный фестиваль «С сердцем и душой» среди лиц с ОВЗ
декабрь, 2020 г.
Место проведения | Номинация | Участник | Результат |
г. Задонск | «Художественное чтение» | Шлыкова Оксана | II место |
«Изобразительное искусство» | Федорищев Павел | I место | |
Труханова Елизавета | III место | ||
«Вокал» | Яценко Елизавета | II место | |
Склярова Анастасия | III место | ||
«Декоративно-прикладное творчество» | Пожарова Валерия | I место | |
Белякова Мария | I место | ||
Моделина Виолетта | I место | ||
Зинькова Дарья | I место | ||
Бутенко Эдуард | I место | ||
Шелаев Виктор | I место | ||
Белянская Дарья | II место | ||
Яценко Елизавета | II место | ||
Якутова Анастасия | II место | ||
Щербатова Татьяна | II место | ||
Раздобаров Данил | II место | ||
Антонов Андрей | II место | ||
Посохов Артем | II место | ||
Мирзабаев Николай | II место | ||
Исаева Юлия | II место | ||
Зинькова Дарья | II место | ||
Федорищев Павел | II место | ||
Шлыкова Оксана | II место | ||
Гапонова Карина | II место | ||
Дядькова Юлия | III место | ||
Моделина Виолетта | III место | ||
Рыжков Андрей | III место |
Областной конкурс «Новогодняя поделка» среди лиц с ОВЗ
декабрь, 2020 г.
Место проведения | Номинация | Участник | Результат |
Филиал библиотеки В. Я. Ерошенко | «Символ года» | Шестаков Руслан | I место |
Яценко Елизавета | I место | ||
Терзи Лев | II место | ||
Пожарова Валерия | II место | ||
Гапонова Карина | III место | ||
«Новогодняя ёлочка» | Антощук Елизавета | I место | |
обучающиеся 3 класса | I место | ||
обучающиеся 2 класса | II место | ||
Федорищев Павел | II место | ||
Потанин Арсентий | III место | ||
Труханова Елизавета | III место | ||
«Новогоднее настроение» | Павлов Александр | I место | |
Якутова Анастасия | I место | ||
Федорищев Павел | I место | ||
обучающиеся 12 класса | I место | ||
Серопян Иван | III место | ||
«Сказочные герои» | Мирзабаев Николай | I место | |
Абросимов Михаил | II место | ||
Дядькова Юлия | II место | ||
«Новогодняя игрушка» | Журкина Дарья | I место | |
Мирзабаев Николай | II место | ||
Шлыкова Оксана | III место |