Программа краеведческого кружка
рабочая программа по теме

В последнее время у учащихся снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным ценностям и достижениям, корням, событиям военной истории. Именно поэтому нравственно-патриотическое воспитание в настоящее время является приоритетным. Данная программа расчитана на учащихся 5-9 классов. Значимость и необходимость нравственно-патриотического воспитания учащихся – одно из главных средств формирования интереса и уважения к прошлому своей страны, людям, чьи имена составляют часть ее истории. Знание истории, культуры малой Родины поможет сформировать у детей нравственные качества, чувство патриотизма, толерантности, укрепит связь поколений. Все это способствует комплексному подходу в решении важных образовательных и воспитательных задач. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       Пояснительная записка.

      В настоящее время уделяется большое внимание краеведческому образованию учащихся. На первом плане стоит задача воспитания патриота Родины, образованного человека, знающего и любящего историю, культуру, духовные традиции своего народа, природу родного края. Очень важно сегодня не только дать определенные знания подрастающему поколению, но и научить его практической деятельности по восстановлению и сохранению наследия предков. Актуальность этого объясняется тем, что существовавшая ранее преемственность между поколениями по передачи духовных ценностей была нарушена. Наше село Малое Перекопное хранит богатую историю: в нем родился и провёл детство заслуженный художник РФ Заутренников М.М, жил знаменитый соратник В.И.Чапаева –Потапов Ф.К, творили историю села замечательные люди

     В последнее время у учащихся снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным ценностям и достижениям, корням, событиям военной истории. Именно поэтому нравственно-патриотическое воспитание в настоящее время является приоритетным. К.Д.Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народа». Это справедливо, т.к. опора на нравственно-патриотическое воспитание – залог успешного воспитания подрастающего поколения. Истинным идеалом воспитания в России испокон веков является традиционное духовное мировоззрение, основанное на понятиях долга и чести, нравственности и морали. Сегодня слово «патриотизм» многими воспринимается как устаревшее. Но жить без уважения к собственной стране, ее истории, достижениям и жертвам значит нарушить собственное будущее. Воспитать гражданина-патриота – значит формировать человека, которому присущи любовь к Родине, стремление к ее процветанию и могуществу, прочная гражданская позиция. Значимость и необходимость нравственно-патриотического воспитания учащихся – одно из главных средств формирования интереса и уважения к прошлому своей страны, людям, чьи имена составляют часть ее истории. Знание истории, культуры малой Родины поможет сформировать у детей нравственные качества, чувство патриотизма, толерантности, укрепит связь поколений. Все это способствует комплексному подходу в решении важных образовательных и воспитательных задач. Решению этих задач помогут уже имеющиеся разработанные и апробированные методики изучения природы, культуры и истории жителей села, материалы школьного музея, специалисты, которые могут работать с учащимися

      Учащиеся должны знать:

даты событий, термины, понятия истории родного края;  исторические памятники и культовые места села;  сведения о жизни и деятельности земляков уметь: анализировать исторические источники, документы;  описывать исторические памятники, культовые места родного края; наблюдать за жизнью и бытом старожилов села, беседовать с ними;  высказывать собственное суждение владеть компетенциями:  коммуникативной;  информационно-поисковой;  рефлексивной; ·учебно-познавательной;  трудовой. Кружок рассчитан на учащихся 7-9 классов. Срок реализации программы: 2013-2014 годы. Время проведения кружка среда 14.00-15.00

Цель курса: 

1.Приобщать учащихся к истории Малой Родины. Создавать условия для успешной творческой самореализации личности  в краеведческой деятельности.

         Краеведческий кружок решает следующие основные задачи:

*Участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей.

*Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине.

*Изучение истории и культуры России и родного края.

*Участие в подготовке и проведение мероприятий краеведческого характера.

Формы  работы

-экскурсии

-викторины

-конкурсы рисунков

-встречи с интересными людьми

-участие в конкурсах

-выставки

-уход за памятниками

Работа краеведческого кружка «Возрождение» осуществляется в 2-х направлениях:

1.    Теоретическом (беседы, лекции, доклады, викторины,
самостоятельные работы).
2.    Практическом (экскурсии, практикумы в музее,
творческие отчёты, записи,).

Принципы и подходы, лежащие в основе программы:

- принцип гуманизации
- личностно-ориентированный подход
- научность
- доступность
- практическая направленность
- креативность

Формы и методы проведения занятий:

- Беседа.

- Экскурсия.

- Сообщения.

- Беседы – встречи.

- Конкурсы.

- Литературно-исторические задания, кроссворды, викторины.

- Презентации.

- Конференции.

                         

Содержание тем

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. 1час Вводное занятие, знакомство с программой кружка.

1.Письменные источники. 4 часа

Письменные источники-знания о прошлом.

Древнейшие рукописные  памятники: рукописи, берестяные грамоты, краеведческие  сборники.

Знакомство с документами - письменными источниками школьного музея, фотодокументами.

2.Школьный музей.7 часов

 Положение о школьном музее. Профиль музея, его размещение. 

Разработка текстов экскурсий: обзорной, тематической. Подготовка экскурсоводов и определение порядка их работы.

3.Изучение родного края.   11 часов

Территория и границы родного края. Понятие родной край. История края. Родной край сегодня, перспективы его развития.

Сбор материала для музея, встреча с односельчанами. Работа с документами школьного музея.

4. Военно-патриотическая работа

 Составление буклетов и презентаций по афганской войне сбор информации об участии наших земляков в сражениях Вов) Сбор информации об герое Гражданской войны Ф.К.Потапове.  Оформление стенда по теме  « Земляки – участники Гражданской войны»

Учебно- тематический план

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Введение

1

1

-

2

Письменные источники

4

2

2

3

Школьный музей

7

1

6

4

Изучение родного края

11

5

6

5

Военно-патриотическая работа

11

1

10

6

Итоговое занятие

1

Календарно- тематический план.

    Дата

                     Тема занятий

Кол-во

 часов

Корректировка

Инструктаж по технике безопасности .Вводное занятие

1

Письменные источники

4

Знакомство с документами – письменными источниками школьного музея, фотодокументами

Письменные источники – знания о прошлом

Древнейшие рукописные памятники:

Знакомство с документами – письменными источниками школьного музея, фотодокументами

Школьный музей

7

Знакомство с экспонатами школьного музея.

История Малоперекопновской школы в стенах школьного музея

Разработка текстов экскурсий: обзорной, тематической

Разработка текстов экскурсий: обзорной, тематической

Обучающее занятие по проведению экскурсий в краеведческой комнате

Экскурсия  в краеведческую комнату учащихся 1-4 классов  «Что предметы старины рассказать тебе должны?»

Работа в краеведческой комнате (реставрация альбомов)

Изучение родного края

11

Территория и границы родного края. Понятие «родной край»

Сбор материала по истории села

История края

Встреча со старожилами села, ветеранами труда, работниками сельского хозяйства

Беседа  «наше село: прошлое и современность»

Краеведческая викторина «История  села в названиях»

Родной край сегодня, перспективы его развития.

 Поисковая деятельность  Сбор материала о национальных традициях жителей села

Экскурсия в храм во имя Святой Троицы

Беседа « Культура родного края на современном этапе развития».

Экскурсия в краеведческий музей г Пугачёв

Военно-патриотическая работа

11

Герой – это слово особое… (сбор материала о В.Малярове)

«По волнам памяти». Составление буклетов и презентаций по афганской войне

Сбор информации об герое Гражданской войны Ф.К.Потапове.

Оформление стенда по теме  « Земляки – участники Гражданской войны»

Фронтовой блокнот(сбор информации об участии наших земляков в сражениях Вов)

Оформление выставки «Письма с фронта»

Трудовой десант. Уборка территорий у памятников

Встреча со старожилами села. Беседа о земляках- участниках ВОв

День открытых дверей краеведческой комнаты. Обзорная экскурсия

для односельчан и гостей

Выставка «Эхо той войны»

 История создания обелиска воинам – односельчанам, погибшим  в годы ВОВ

 Итоговое занятие

1

                                         Ожидаемый результат:

- устойчивый интерес к истории своей Родины;
- знания культурных традиций родного края;
- умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
- способность творчески мыслить и рассуждать;
-   способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах

                                        Литература:

1.Энциклопедия саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). – Саратов, Приволжское кн. изд-во, 2002, 688 с.

2. Мамин Г. Памятники и памятные места Саратовской области. Саратов, Приволжское книжное изд-во, 1971

3.История Саратовского края: С древнейших времен до 1917 года: учеб. пособие для сред. и ст. кл. школ всех типов / М. В. Булычев и др. - Саратов : Дет. книга, 2000. - 416 с. : ил. - (Знай и люби родной край).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа краеведческого кружка "Следопыт"

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования...

Программа краеведческого кружка "Родная сторона"

Ребята знакомятся с письменными и устными  источниками, различными архивными документами, выявляют архивные документы, связанные с историей села, школы. Итогом 1 года является краеведческая...

рабочая программа краеведческого кружка "По страницам прошлого"

данная рабочая программа предназначена для организации работы с краеведческим материалом...

Программа краеведческого кружка

Программа краеведческого кружка для школьников 10-15 лет на основе местных материалов. Предусматривает преимущественно экскурсии и полевые исследования....

Программа краеведческого кружка «Тропами родного края»

Курс рассчитан на изучение основ краеведения Фурмановского муниципального района, раскрывающих особенности основных этапов развития истории региона. Цели курса:1. Систематизация имеющихся з...

Программа краеведческого кружка "Здесь Родины моей начало"

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.   У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и...

Программа краеведческого кружка "Здесь Родины моей начало"

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.   У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и...