Программа краеведческого кружка
рабочая программа по теме
В последнее время у учащихся снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным ценностям и достижениям, корням, событиям военной истории. Именно поэтому нравственно-патриотическое воспитание в настоящее время является приоритетным. Данная программа расчитана на учащихся 5-9 классов. Значимость и необходимость нравственно-патриотического воспитания учащихся – одно из главных средств формирования интереса и уважения к прошлому своей страны, людям, чьи имена составляют часть ее истории. Знание истории, культуры малой Родины поможет сформировать у детей нравственные качества, чувство патриотизма, толерантности, укрепит связь поколений. Все это способствует комплексному подходу в решении важных образовательных и воспитательных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kraevedcheskogo_kruzhkavozrozhdenie_na_2013-2014g.docx | 30.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
В настоящее время уделяется большое внимание краеведческому образованию учащихся. На первом плане стоит задача воспитания патриота Родины, образованного человека, знающего и любящего историю, культуру, духовные традиции своего народа, природу родного края. Очень важно сегодня не только дать определенные знания подрастающему поколению, но и научить его практической деятельности по восстановлению и сохранению наследия предков. Актуальность этого объясняется тем, что существовавшая ранее преемственность между поколениями по передачи духовных ценностей была нарушена. Наше село Малое Перекопное хранит богатую историю: в нем родился и провёл детство заслуженный художник РФ Заутренников М.М, жил знаменитый соратник В.И.Чапаева –Потапов Ф.К, творили историю села замечательные люди
В последнее время у учащихся снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным ценностям и достижениям, корням, событиям военной истории. Именно поэтому нравственно-патриотическое воспитание в настоящее время является приоритетным. К.Д.Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народа». Это справедливо, т.к. опора на нравственно-патриотическое воспитание – залог успешного воспитания подрастающего поколения. Истинным идеалом воспитания в России испокон веков является традиционное духовное мировоззрение, основанное на понятиях долга и чести, нравственности и морали. Сегодня слово «патриотизм» многими воспринимается как устаревшее. Но жить без уважения к собственной стране, ее истории, достижениям и жертвам значит нарушить собственное будущее. Воспитать гражданина-патриота – значит формировать человека, которому присущи любовь к Родине, стремление к ее процветанию и могуществу, прочная гражданская позиция. Значимость и необходимость нравственно-патриотического воспитания учащихся – одно из главных средств формирования интереса и уважения к прошлому своей страны, людям, чьи имена составляют часть ее истории. Знание истории, культуры малой Родины поможет сформировать у детей нравственные качества, чувство патриотизма, толерантности, укрепит связь поколений. Все это способствует комплексному подходу в решении важных образовательных и воспитательных задач. Решению этих задач помогут уже имеющиеся разработанные и апробированные методики изучения природы, культуры и истории жителей села, материалы школьного музея, специалисты, которые могут работать с учащимися
Учащиеся должны знать:
даты событий, термины, понятия истории родного края; исторические памятники и культовые места села; сведения о жизни и деятельности земляков уметь: анализировать исторические источники, документы; описывать исторические памятники, культовые места родного края; наблюдать за жизнью и бытом старожилов села, беседовать с ними; высказывать собственное суждение владеть компетенциями: коммуникативной; информационно-поисковой; рефлексивной; ·учебно-познавательной; трудовой. Кружок рассчитан на учащихся 7-9 классов. Срок реализации программы: 2013-2014 годы. Время проведения кружка среда 14.00-15.00
Цель курса:
1.Приобщать учащихся к истории Малой Родины. Создавать условия для успешной творческой самореализации личности в краеведческой деятельности.
Краеведческий кружок решает следующие основные задачи:
*Участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей.
*Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине.
*Изучение истории и культуры России и родного края.
*Участие в подготовке и проведение мероприятий краеведческого характера.
Формы работы
-экскурсии
-викторины
-конкурсы рисунков
-встречи с интересными людьми
-участие в конкурсах
-выставки
-уход за памятниками
Работа краеведческого кружка «Возрождение» осуществляется в 2-х направлениях:
1. Теоретическом (беседы, лекции, доклады, викторины,
самостоятельные работы).
2. Практическом (экскурсии, практикумы в музее,
творческие отчёты, записи,).
Принципы и подходы, лежащие в основе программы:
- принцип гуманизации
- личностно-ориентированный подход
- научность
- доступность
- практическая направленность
- креативность
Формы и методы проведения занятий:
- Беседа.
- Экскурсия.
- Сообщения.
- Беседы – встречи.
- Конкурсы.
- Литературно-исторические задания, кроссворды, викторины.
- Презентации.
- Конференции.
Содержание тем
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. 1час Вводное занятие, знакомство с программой кружка.
1.Письменные источники. 4 часа
Письменные источники-знания о прошлом.
Древнейшие рукописные памятники: рукописи, берестяные грамоты, краеведческие сборники.
Знакомство с документами - письменными источниками школьного музея, фотодокументами.
2.Школьный музей.7 часов
Положение о школьном музее. Профиль музея, его размещение.
Разработка текстов экскурсий: обзорной, тематической. Подготовка экскурсоводов и определение порядка их работы.
3.Изучение родного края. 11 часов
Территория и границы родного края. Понятие родной край. История края. Родной край сегодня, перспективы его развития.
Сбор материала для музея, встреча с односельчанами. Работа с документами школьного музея.
4. Военно-патриотическая работа
Составление буклетов и презентаций по афганской войне сбор информации об участии наших земляков в сражениях Вов) Сбор информации об герое Гражданской войны Ф.К.Потапове. Оформление стенда по теме « Земляки – участники Гражданской войны»
Учебно- тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Введение | 1 | 1 | - |
2 | Письменные источники | 4 | 2 | 2 |
3 | Школьный музей | 7 | 1 | 6 |
4 | Изучение родного края | 11 | 5 | 6 |
5 | Военно-патриотическая работа | 11 | 1 | 10 |
6 | Итоговое занятие | 1 |
Календарно- тематический план.
Дата | Тема занятий | Кол-во часов | Корректировка |
Инструктаж по технике безопасности .Вводное занятие | 1 | ||
Письменные источники | 4 | ||
Знакомство с документами – письменными источниками школьного музея, фотодокументами | |||
Письменные источники – знания о прошлом | |||
Древнейшие рукописные памятники: | |||
Знакомство с документами – письменными источниками школьного музея, фотодокументами | |||
Школьный музей | 7 | ||
Знакомство с экспонатами школьного музея. | |||
История Малоперекопновской школы в стенах школьного музея | |||
Разработка текстов экскурсий: обзорной, тематической | |||
Разработка текстов экскурсий: обзорной, тематической | |||
Обучающее занятие по проведению экскурсий в краеведческой комнате | |||
Экскурсия в краеведческую комнату учащихся 1-4 классов «Что предметы старины рассказать тебе должны?» | |||
Работа в краеведческой комнате (реставрация альбомов) | |||
Изучение родного края | 11 | ||
Территория и границы родного края. Понятие «родной край» | |||
Сбор материала по истории села | |||
История края | |||
Встреча со старожилами села, ветеранами труда, работниками сельского хозяйства | |||
Беседа «наше село: прошлое и современность» | |||
Краеведческая викторина «История села в названиях» | |||
Родной край сегодня, перспективы его развития. | |||
Поисковая деятельность Сбор материала о национальных традициях жителей села | |||
Экскурсия в храм во имя Святой Троицы | |||
Беседа « Культура родного края на современном этапе развития». | |||
Экскурсия в краеведческий музей г Пугачёв | |||
Военно-патриотическая работа | 11 | ||
Герой – это слово особое… (сбор материала о В.Малярове) | |||
«По волнам памяти». Составление буклетов и презентаций по афганской войне | |||
Сбор информации об герое Гражданской войны Ф.К.Потапове. | |||
Оформление стенда по теме « Земляки – участники Гражданской войны» | |||
Фронтовой блокнот(сбор информации об участии наших земляков в сражениях Вов) | |||
Оформление выставки «Письма с фронта» | |||
Трудовой десант. Уборка территорий у памятников | |||
Встреча со старожилами села. Беседа о земляках- участниках ВОв | |||
День открытых дверей краеведческой комнаты. Обзорная экскурсия для односельчан и гостей | |||
Выставка «Эхо той войны» | |||
История создания обелиска воинам – односельчанам, погибшим в годы ВОВ | |||
Итоговое занятие | 1 |
Ожидаемый результат:
- устойчивый интерес к истории своей Родины;
- знания культурных традиций родного края;
- умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
- способность творчески мыслить и рассуждать;
- способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах
Литература:
1.Энциклопедия саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). – Саратов, Приволжское кн. изд-во, 2002, 688 с.
2. Мамин Г. Памятники и памятные места Саратовской области. Саратов, Приволжское книжное изд-во, 1971
3.История Саратовского края: С древнейших времен до 1917 года: учеб. пособие для сред. и ст. кл. школ всех типов / М. В. Булычев и др. - Саратов : Дет. книга, 2000. - 416 с. : ил. - (Знай и люби родной край).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа краеведческого кружка "Следопыт"
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования...
Программа краеведческого кружка "Родная сторона"
Ребята знакомятся с письменными и устными источниками, различными архивными документами, выявляют архивные документы, связанные с историей села, школы. Итогом 1 года является краеведческая...
рабочая программа краеведческого кружка "По страницам прошлого"
данная рабочая программа предназначена для организации работы с краеведческим материалом...
Программа краеведческого кружка
Программа краеведческого кружка для школьников 10-15 лет на основе местных материалов. Предусматривает преимущественно экскурсии и полевые исследования....
Программа краеведческого кружка «Тропами родного края»
Курс рассчитан на изучение основ краеведения Фурмановского муниципального района, раскрывающих особенности основных этапов развития истории региона. Цели курса:1. Систематизация имеющихся з...
Программа краеведческого кружка "Здесь Родины моей начало"
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и...
Программа краеведческого кружка "Здесь Родины моей начало"
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и...