Проектная деятельность классного руководителя по формированию ключевых компетентностей учащихся.
проект по теме
В связи с принятием национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и переходом на новые образовательные стандарты акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Метод проектов - это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Это путь познания, способ организации процесса познания. Данный метод считаю универсальным средством развития человека. Он способствует реализации принципа связи обучения с жизнью, решает многие педагогические задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проектная деятельность | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проектная деятельность классного руководителя по формированию ключевых компетентностей учащихся»
Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит.
(Саади)
Нынешняя жизнь выдвигает очень высокие требования к современному человеку, который должен быть компетентным, хорошо образованным и способным адекватно и быстро реагировать на любые перемены в жизни общества. В связи с этим возрастают требования и к современной школе, которая играет важную роль в формировании такой личности. Успех во многом зависит от того, насколько школа готова меняться в соответствии с современными требованиями, внедрять в свою работу инновационные приёмы и методы обучения.
Актуальность. В связи с принятием национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и переходом на новые образовательные стандарты акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Метод проектов - это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Это путь познания, способ организации процесса познания. Данный метод считаю универсальным средством развития человека. Он способствует реализации принципа связи обучения с жизнью, решает многие педагогические задачи.
Актуализация в общественном сознании и педагогической науке роли школы как социального института, активно влияющего на изменение нравственного состояния общества, признание классного руководителя проводником политики государства и воспитателем личности, анализ педагогических исследований по данной проблеме, изучение воспитательной практики и опыта взаимоотношений семьи и школы в России позволили выделить противоречие:
между необходимостью проектирования воспитательной работы в инновационном режиме и неразработанностью педагогической модели проектной деятельности классного руководителя.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему: как классному руководителю спроектировать свою профессиональную деятельность, обеспечивающую современный уровень ключевых компетентностей учащихся в условиях модернизации образования и демократизации общества.
Осмысление противоречий и постановка научной проблемы обусловили выбор темы «Проектная деятельность классного руководителя по формированию ключевых компетентностей учащихся».
Цель моей работы:
создать условия для внедрения проектной деятельности в воспитательный процесс школы с целью формирования у учащихся ключевых компетентностей.
Задачи моей работы:
- использовать в работе теоретические основы проектной технологии;
- определить основные направления воспитательной работы;
-ознакомить учащихся с проектной деятельностью через разработку коллективных проектов во внеклассной работе в рамках общешкольных и внутриклассных проектах;
- сформировать позитивную Я-концепцию и умения ребенка объективно оценивать себя и свои действия;
- создать модель проектной деятельности с классом;
- исследовать результативность применения метода проектов в воспитательной работе с классом.
Составляя перспективную воспитательную программу с учащимися 10 класса я ещё не знала, к какому результату приду, и поэтому определила объект, предмет и гипотезу.
Объект исследования - процесс педагогического взаимодействия класса и школы.
Предмет исследования - педагогическое проектирование с учащимися по формированию ключевых компетентностей.
Гипотеза исследования: проектная деятельность будет способствовать сформированности ключевых компетентностей учащихся.
И применила следующие методы и принципы в воспитательной работе с классом.
методы исследования: теоретический анализ, педагогическое моделирование, проектирование, педагогический мониторинг, методика незаконченного предложения, наблюдение, обобщение педагогического опыта.
Принципы: принципы сотрудничества, творчества, активности, целостности.
Практическая значимость исследования заключается в осуществлении общественно значимых проектов как форм реализации концепции деятельности классного руководителя по формированию ключевых компетентностей учащихся.
Новизна работы - в создании модели проектной деятельности в воспитательной работе с классом.
Мною изучены работы об особенностях взаимодействия участников образовательного процесса (Ф.Ф. Брюховецкий, И.А. Ильин, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский);
и работы по творческому развитию индивидуальности через осуществление личностно ориентированного подхода в образовании (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, М.Н. Бородатая, О.Б. Даутова, Г.К. Селевко, А.Н. Тубельский, И.С. Якиманская);
Работа классного руководителя сложна и многообразна, но она, несомненно, нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися, осуществляется воспитание через систему ценностей и традиций школы, установок общества в процессе внеклассной работы с учащимися, через взаимодействие с семьей, социумом, с обществом.
Цель деятельности классного руководителя- это создание условий для успешной самореализации и саморазвития личности, обучающихся в обществе.
В 2010-2012 учебном году я являлась классным руководителем 10-11 класса. В моём классе обучалось 30 учащихся (15 девочек и 15 мальчиков).
При оценке воспитанности нужно отметить, что уровень высокий у 15% учащихся, выше среднего у 85%. Интеллектуальное развитие у детей выше среднего. Класс физически развит. У большинства детей развита художественно-эстетическая направленность. Трудовая деятельность учащихся отмечается как хорошая. Уровень знаний, умений и навыков с каждым годом увеличивался.
Как помочь в самоопределении?
Как воспитать ключевые компетентности?
Помогли мне в этом направления по моей воспитательной работе с классом:
Отечество. Интеллект. Общение. Природа. Здоровье. Труд. Красота. Дом.
В направлении «Общение» реализованы проекты: одноклассники .ru ( папка со всеми материалами хранится в музее школы) , МБОУ «ОСОШ №1» на страницах местных газет, проект модели ученического самоуправления, день дублёра (это мероприятие полностью было проведено ребятами: разработали план, назначили ответственных за каждый этап работы, были проведены уроки некоторыми учащимися 11 класса, внеклассное мероприятие для учителей, сдали отчёт).
В направлении «Интеллект»: Ломоносовская неделя, активное участие в олимпиадах, творческих конкурсах школьного, районного и областного уровней, исследовательские работы, представляли проект настольной игры прошлого и демонстрировали как в неё надо играть.
В направлении «Отечество» осуществили проекты «У победы наши лица» (поздравляли ветеранов с Днём победы) Во время проведения недели права в школе защищали проект «Права ребёнка» и заняли 1 место. Проводили беседы для ребятишек начальной школы по правам ребёнка, а для учащихся среднего и старшего звена школы выступали с презентацией по международным документам о защите прав детей.
Направление «Природа». Проект «Экология нашего региона» был отправлен заочно на всероссийский конкурс исследовательских работ – получили сертификат. (ребята обозначили экологические проблемы района, наглядно обрисовали ситуацию и предложили некоторые пути выхода). Так же был осуществлён проект «Наш дом – Земля» по формированию компетенций взаимосотрудничества.
Направление «Здоровье». Учащимися 11 класса был проведён общешкольный праздник «День здоровья», участвовали и победили в школьном конкурсе рисунков «Спорт против наркотиков». В ходе акции «Курить – здоровью вредить» учащиеся 11 класса выступили с беседами по ЗОЖ и в классные уголки были подарены буклеты по ЗОЖ. Также группа ребят 10 класса участвовали в районном спортивном мероприятии «Юные и активные», где показали себя на достойном уровне.
Направление «Красота» Ко Дню учителя ребята составили проект «Гороскопа для учителей» нашей школы и озвучили его на общешкольн6ом концерте. Большую помощь для осуществления проекта «Школьного форма нашего класса» оказали родители (ребятами был составлен проект формы для девочек и мальчиков, произведены все финансовые расчёты и сделали заказ в ателье), а так же родители помогли в работе над проектом «Фотография из семейного альбома». Ребятами была собрана и представлена большая папка с фотографиями по истории нашего посёлка.
Направление «Труд». Неоднократно принимали участие в акции «Чистота и порядок», убирали территорию возле школы. В прошлом учебном году ребята в очередной раз проявили инициативу и оказали помощь пенсионерам, ветеранам, проживающим по ул. Профсоюзная п. Октябрьский (убирали дрова, носили воду).
«Дом» На одном из классных вечеров был осуществлён проект «Детство наших родителей» и «Выбор моей будущей профессии» (родители рассказывали о своих профессиях и значимость её в своей жизни). Одним из проектов классного конкурса был проект: «Генеалогическое древо» и проект «Школа будущего».
Но самым значимым для себя, ребята отметили проект «Твори добро» (помощь пожилым людям в доме ветеранов)
По каждому направлению определили проекты.
Так появилась модель проектной деятельности в воспитательной работе с классом: направления, цель, проекты.
Направление | Цель | Проекты |
«Общение» «Все победы в жизни начинаются с победы над самим собой» | Формирование воспитанности и такта по отношению к другим людям, уважению чужого мнения, толерантности | «Одноклассники. Ru» (фрагмент см. приложение №1) «День дублёра» «МБОУ ОСОШ №1 на страницах местных газет» «Модель ученического самоуправления» (фрагмент см. приложение №2) |
«Интеллект» «Школа знания даёт, а жизнь их проверяет» | Обеспечение высокого уровня интеллектуального развития, расширение познавательной сферы учащихся | «Ума палата» (олимпиады) «Юные Ломоносовы» (фрагмент см. приложение №3) Исследовательские работы «Настольная игра – прошлое, настоящее и будущее» (фрагмент см. приложение №4) |
«Отечество» «Для Родины своей ни сил, ни времени не жалей»
| Формирование гражданских позиций патриотизма, чувства гордости и любви к Родине, ее истории. | «Героические страницы нашей истории» «У победы наши лица» (фрагмент см. приложение №5) «Права детей» «Я – гражданин России» |
«Природа» «Береги природу – наш дом» | Экологическое воспитание учащихся, развитие потребности общения с природой, понимания ценности природы | «Экология нашего региона» «Наш дом – земля» |
«Здоровье» «Здоровье за деньги не купишь» | Формирование ценности здорового образа жизни, профилактика вредных привычек, развитие мотивации к ЗОЖ | «Спорт против наркотиков» «Курить – здоровью вредить» (фрагмент см. приложение №6) «День здоровья» (фрагмент см. приложение №7 – буклет) «Юные и активные» |
«Красота» «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» | Воспитание стремления жить по законам красоты, формирование гуманистической морали | «Школьная форма нашего класса» (фрагмент см. приложение № 8) «Фотография из семейного альбома» (фрагмент см. приложение № 9, №10) «Гороскоп для учителей» (фрагмент см. приложение №11) |
«Труд» «Истинное сокровище для людей – умение трудиться» | Воспитание социально-значимой целеустремленности в трудовых отношениях | « Чистота и порядок» «Моё свободное время» |
«Дом» «Семья сильна, когда над ней крыша одна» | Налаживание связей с семьей и школой, укрепление роли семьи в формировании жизненной позиции | «Твори добро» (фрагмент см. приложение №12) «Детство наших родителей» «Моя семья. Моя родословная» |
Нет возможности рассказать обо всех проектах. Остановлюсь на технологии работы с одним проектом: Социальный проект «Твори добро» ( см. приложение)
Этапы работы над проектом
1.) Погружение в проект.
Мои ученики заинтересовались темой «Помощь ветеранам» на уроках истории. В это время в районе проходил конкурс социальных проектов. Ребята решили поучаствовать, хотя главная цель была – сделать доброе дело пожилым людям.
Важность первого этапа в том, чтобы дети сами были заинтересованы в нахождении решения по возникающей проблеме.
За довольно короткий период времени ребята получили некоторую информацию о том, что здание Дома ветеранов находится на пер. Шангальский , дом 7. Построено здание в конце 1970-х годов работниками Шангальской лесобазы. Первое время там жили работники-ветераны Шангальской лесобазы. 1983 году здание было передано отделу социальной защиты и приобрело статус районного Дома ветеранов. В настоящее время там проживает 32 ветерана. Начиная с 2003 года районный Совет ветеранов под руководством Подшивайловой В.Я. активно и постоянно проводит, организует концерты и «Уроки памяти» ко Дню Победы, поздравления с Днём пожилых людей. Ветераны проживают в однокомнатных благоустроенных квартирах, где имеются кухня и ванная комната.
Также они узнали, что МБОУ «ОСОШ №1» взяла шефство над Домом ветеранов. Два года назад были покрашены стены и окна 2 этажа, подарены картины, выполненные руками детей, школьники поздравляют ветеранов с Днём пожилых людей, с Новым годом, с 8 Марта.
Ребята посочувствовали тому, что у жителей отсутствует должное помещение для общения друг с другом, совместного просмотра телевизора. Они выяснили, что для этого служит небольшая площадка размером 2м. на 3 м. на втором этаже. С целью её благоустройства они и решили реализовать данный проект: изготовить деревянную подставку под цветы, художественно оформить стены.
Учащиеся на первом этапе ставят перед собой проблему, выдвигают гипотезу, ищут пути решения проблемы, делятся на группы.
Деятельность учителя в это время направлена на разъяснение детям технологии работы над проектом.
2.) Организация деятельности.
Определили цель:
создание и благоустройство зоны отдыха для более комфортного проживания ветеранов, создание атмосферы доброты, сочувствия, деятельной помощи и поддержки тех, кто в этом нуждается.
Необходимо, чтобы дети задумались над тем, зачем они делают проект. Затем решили, что для этого нужно сделать.
Поставили задачи:
- определить тему и актуальность проекта;
- найти социальных партнёров;
- определить ресурсный материал;
- составить смету проекта;
- сделать цветочницу;
- рассказать о проделанной работе учащимся школы для привлечения их внимания.
Ожидаемый результат (со страниц проекта):
Мы считаем, что принесём реальную пользу обездоленным людям.
Мы прогнозируем повышение уровня сознательного поведения и привлечения внимания к людям пожилого возраста среди учащихся школы.
Одним из результатов мы предполагаем и расширение числа активных партнеров, спонсоров.
Описание деятельности в ходе проекта.
1.Определили тему и актуальность через социальный опрос. (Проведение опроса о значимости проекта среди учащихся, учителей, Совета ветеранов)
2. Определили круг социальных партнёров ( искали спонсоров, помощников, откликнулись родители)
3.Определили ресурсный потенциал (предлагались варианты изготовления цветочницы из дерева, металла, железа)
4. Составили смету проекта
3.) Осуществление деятельности
Выбрали форму продукта в виде деревянной цветочницы и время для создания проекта - 3 месяца.
Распределили роли в группе.
Учитель помог в распределении ролей и определении плана деятельности (по просьбе учащихся).
Проектирование изделия, его конструирование.
Выбрали изделие, сделали его эскиз, подготовили все необходимые материалы. Затем приступили к работе над изделием: мальчики точили заготовки, вырезали подставки, соединяли детали. Отделочными работами (шлифовка, покраска морилкой, лакирование) занимались девочки. В это время учитель консультировал, направлял деятельность учащихся.
Вскоре была проведена рефлексия – итоговая встреча участников проекта по анализу выполненной работы.
4. Презентация работы над проектом:
Выступили на классном собрании перед родителями, на Управляющем Совете школы, на конференции «Я – гражданин России» (диплом 2 степени)
Совместно с председателем Совета ветеранов чуть позже прошло торжественное открытие зоны отдыха, вручение картин и цветочницы, чаепитие с пирогами.
Так был реализован социальный проект. Стали победителями финала областного тура социальных проектов и ездили в область на защиту.
Проектная деятельность позволяет развить творческие способности детей, повысить уровень воспитанности, об этом говорят грамоты и дипломы, печатные работы, благодарности.
Результативность работы класса определила по шести блокам: интеллект, здоровый образ жизни, творчество, социальная направленность, спорт, лидерство.
Интеллект.
Грамота самому результативному классу-участнику 1 этапа Всероссийской олимпиады школьников;
Грамоты за победы в интеллектуальных играх;
Грамота за победу в викторине, посвящённой Дню космонавтики;
Грамота за победу в викторине, посвящённой Дню рождения школы;
Благодарность за участие в районной викторине «Блюди хлеб на обед, а слово на ответ» (посвящённой 125-летию со дня рождения М.И.Романова);
Грамоты за победу в конкурсе по информатике «Своя игра»;
Благодарность за участие в викторине, посвящённой Дню народного единства»;
Здоровый образ жизни.
Грамоты за победы в конкурсах на общешкольном празднике «День здоровья»;
Благодарность за проведение общешкольного праздника «День здоровья»;
Грамота за победу в конкурсе плакатов «Здоровый образ жизни»;
Творчество.
Грамоты за победы в конкурсах на общешкольном празднике «Масленица»;
Грамота за победу в номинации «Самое креативное» по итогам конкурса новогодних поздравлений;
Грамота за победу в конкурсе «Лучшая новогодняя газета»;
Грамота за победу в конкурсах «Осень – праздник»;
Грамота за победу в конкурсе рисунков, посвящённых 90-летию Пионерии;
Социальная направленность.
Благодарность за участие и выступление в районной акции «Пиву нет»;
Диплом 2 степени в муниципальном этапе Всероссийской акции «Я – гражданин России» за проект «Твори добро»;
Диплом победителя финала регионального этапа Всероссийской акции « Я – гражданин России» (социальный проект «Твори добро»);
Грамота за победу в школьной игре «Права ребёнка»;
Грамота за победу в номинации «Лучший дежурный класс»;
Диплом за победу в номинации в конкурсе проектов «Школа – наш второй дом»;
Спорт.
Грамота за участие в районном молодёжном спортивно-развлекательном турнире «Юные и активные»;
Грамота за победу в спортивной викторине;
Лидерство.
Грамота за победу в номинации «Активный класс»;
Грамота за победу в номинации «Активный класс в делах школы»;
Благодарность за организацию и проведение Дня дублёра;
Грамота за победу в номинации «Успешный класс»;
Результативность можно проследить в успехах отдельных учащихся на областном уровне, не говоря о районном: победитель областного творческого конкурса «Любо говорить о Ломоносове»; призёр областной викторины о М.В.Ломоносове; призёр областного конкурса журналистских работ.
Юные дарования Устьи 2012 г.: (см. приложение)
П. О. -Золотой фонд Устьи;
П. А. – Серебряный фонд Устьи;
Л. И. – Науки юношей питают;
П. В. – Я – гражданин России;
З. А. – Интеллект будущего;
С. Е. – Олимпийские надежды.
Книга Почёта школы: (см. приложение)
Полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике формирования у учащихся компетентностей, необходимых им для дальнейшей успешной самореализации и саморазвития, а также для самоопределения в выборе профессии.
Единый Государственный Экзамен:
все учащиеся сдали основные экзамены: по русскому языку и математике, а также по профильным предметам;
все учащиеся получили аттестат об общем среднем образовании.
Все ребята моего класса определились после окончания школы:
13 человек учится в высших учебных заведениях ( 43 %);
12 человек - в колледжах ( 40 %);
3 человека поступили в техникумы ( 10 %);
2 человека служат в рядах российской армии ( 7%).
Вывод:
Моя гипотеза о том, что проектная деятельность будет способствовать сформированности ключевых компетентностей учащихся подтвердилась. Ярким примером тому является высокая результативность как класса в целом, так и отдельных учащихся в самых различных направлениях воспитательной деятельности.
Как правило, все проекты, используемые во внеклассной работе, групповые, поэтому каждый участник находится в одной из ролей (лидер, организатор, критик, исполнитель), которые постоянно меняются, а у участников формируются навыки работы в сотрудничестве.
Объединению коллектива в 10 классе послужили неоднократные поездки для отдыха, общения.
Таким образом, я считаю, что проектная деятельность позволяет учащимся получить личностный опыт и освоить виды деятельности, необходимые им в будущем:
Умение прогнозировать результат
Планировать свою работу и деятельность группы
Рассчитывать необходимые ресурсы
Принимать решения и нести за них ответственность
Взаимодействовать с другими людьми
Отстаивать свою точку зрения
Защищать результат публично
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность
Компетентностный подход стал популярен в российских школах. Формирование ключевых компетентностей требует других методов обучения: все чаще признаются учебное исследование и проектирование....
Проектная деятельность как условие формирования ключевых компетентностей учащихся.
Проектная деятельность как условие формирования ключевых компетентностей учащихся....
Презентация "Проектная деятельность обучающихся как средство формирования ключевых компетентностей"
Данная презентация подготовлена к защите проета на вышеназванную тему....
Проектная деятельность как эффективный инструмент формирования ключевых компетенций учащихся.
Статья "Проектная деятельность как эффективный инструмент формирования ключевых компетенций учащихся" была опубликованна в Сборнике Бушелевских чтений....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Школьное телевидение как способ проектной деятельности для формирования ключевых компетентностей учащихся: информационной и коммуникативной»
Развитие и расширение использования проектной технологии и исследование проблемы эффективности предпрофильного и профильного обучения, включения учащиеся в самостоятельную познавательную деятельность....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Школьное телевидение как способ проектной деятельности для формирования ключевых компетентностей учащихся: информационной и коммуникативной»
Развитие и расширение использования проектной технологии и исследование проблемы эффективности предпрофильного и профильного обучения, включения учащиеся в самостоятельную познавательную деятельность....
Деятельность классного руководителя в формировании социальной компетентности и социальных навыков учащихся
Социальная адаптация учащихся – основное направление воспитательной работы, оно включает в себя посильное участие школьников в труде и общественной жизни коллектива, приобщение к социальной куль...