Проектная деятельность как эффективный инструмент формирования ключевых компетенций учащихся.
статья по теме
Статья "Проектная деятельность как эффективный инструмент формирования ключевых компетенций учащихся" была опубликованна в Сборнике Бушелевских чтений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_dlya_knigi.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Алтухова И. В.
Проектная деятельность как эффективный инструмент формирования ключевых компетенций учащихся.
Конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда.
Базовой образовательной технологией, поддерживающей компе-тентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов. Сегодня он считается технологией четвёртого поколения.
Метод проектов – это не универсальный способ, позволяющий решить все дидактические задачи. Но он создает условия для формирования созидательной личности учащегося, способной к творческой, исследовательской и научной деятельности, свободно владеющей различными технологиями и имеющей навыки к самоопределению и саморазвитию.
В настоящее время проектная деятельность в школе является эффективным инструментом формирования самых различных видов компетенций – функциональной грамотности школьников.
Работа над проектами очень многое даёт учащимся. Это и активная мыслительная деятельность, и развитие познавательной и социальной активности, и заинтересованность в обучении, и расширение кругозора, и возможность осознанно получать знания и использовать их.
Кроме того, школьники учатся работать над проблемой, обретать навыки сбора и обработки информации, умения и навыки исследовательской деятельности, учатся применять знания. На практике проектная деятельность даёт ученикам, возможность сотрудничать с учителем, обсуждать, высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Использование метода проектов ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников, из авторитетного источника информации учитель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся.
В зависимости от количества участников можно выделить следующие типы проектов:
- индивидуальные (автором выступает один ученик);
- групповые (разработчиком является группа учащихся);
- общешкольные (в работе над проектом задействовано много творческих групп учащихся школы).
По структуре проект включает в себя: титульный лист, краткую аннотацию, оглавление (перечень основных частей проекта), основную часть, заключение, библиографию, приложения, презентацию для защиты проекта.
Оценка за проектную работу ставится по трем основным составляющим:
- за плановость и эффективность работы в течение установленного срока;
- за содержательность, научность теоретической и исследовательской частей проекта;
- за конечный продукт проектной работы, представляющий практическую ценность (например, видеофильм, макет, печатное издание, и т.п.);
- за защиту проекта.
При осуществлении учебного проекта можно выделить несколько этапов.
Первый этап – погружение в проект. Это самый короткий, но очень важный для получения ожидаемых результатов от проектной технологии. На этом этапе учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта, очерчивает проблемное поле, расставляя акценты значимости, предлагая тот или иной ракурс рассмотрения темы.
Конкретизируя цель и задачи проекта, уже приняв проблему как свою личную, учащиеся в еще большей степени приобретают личную заинте-ресованность в работе над проектом.
Второй этап – организация деятельности. На этом этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи группы, определить роль каждого члена группы.
На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта.
Третий этап – осуществление деятельности. После того как спланирована работа, пора действовать. Здесь учитель вообще может «потеряться». Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Если дети должны провести какое-то исследование в рамках проекта, они должны владеть методами и технологиями данного исследования (химического, биологического, физического и пр.). Этому необходимо учить.
Учитель должен постоянно «держать руку на пульсе»: нормально ли идет ход деятельности. Пускать все на самотек, стихийную самостоятельность нельзя.
Почти все проекты предусматривают самостоятельную работу учащихся с информацией. Это или исследование уже опубликованных в печати способов решения задачи проекта, или анализ исходных данных, или поиск информации по теме проекта. Нужно использовать все возможные источники информации, в том числе библиотеку, Интернет, электронные носители и т.д. При этом необходимо учить работать детей с книгой, пользоваться информационными технологиями. Нужно, конечно, и самому учителю уметь пользоваться этими источниками информации. Но нельзя предоставлять ученику готовую, найденную самим учителем информацию по теме проекта. Тем более недопустимо руководителю самому выполнять основные работы над проектом, оформлять результаты и выдавать это за итог работы над проектом учащегося (к сожалению, такие случаи бывают в нашей практике).
Четвертый этап – презентация. Этап презентации – важнейший этап проектной деятельности и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя, бесспорно, обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Очень важно, чтобы каждое дело было завершенным, поскольку незаконченность работы действует на личность разрушительно. Ощущение законченности появляется именно на презентации.
Для учеников момент презентации – предъявление роста своей компетентности, самоанализа. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, но не просто рассказать, а доказательно, поясняя, какая была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа.
Для успешной работы при подготовке к презентации важно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение. На этом этапе роль учителя значительно возрастает. Он обобщает, резюмирует, дает оценку.
Но интересующий нас, учителей, результат проектной деятельности - это, прежде всего, ход самой деятельности. Нас интересует, как работали дети, реализуя себя, как проявляли свою самостоятельность, какие новые знания и умения приобрели.
Опыт работы над учебными проектами позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, внедрение проектной деятельности целесообразно проводить на второй ступени обучения. Начав работу со старшеклассниками, мы убедились, что проектную деятельность нужно начинать раньше, формируя у своих учеников такие учебные компетентности как:
- компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных, навыков работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения;
- компетентности в сфере социально-трудовой деятельности;
- компетентности в сфере гражданско-общественной деятельности;
- компетентности в сфере культурно-досуговой деятельности, (включая выбор путей и способов использования свободного времени, духовного развития личности);
- компетентности в бытовой сфере (включая вопросы собственного здоровья, образа жизни, семейного бытия).
Во-вторых, необходимо переосмыслить школьную программу, рассмотрев ее содержание с точки зрения возможности использования в обучении проектной деятельности учащихся. Ведь не так все просто. Без соответствующей практики, творческого подхода, трудно увидеть в рамках сухой учебной программы будущий исследовательский проект своих учащихся.
В-третьих, необходимо начать работу по созданию на базе класса (параллели) творческой лаборатории, как базы для систематической исследовательской деятельности учащихся. Творческая лаборатория должна реализовать следующие задачи:
- содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний;
- развивать у школьников познавательную активность, исследовательские умения и навыки, творческие способности в процессе учебной деятельности;
- знакомить учащихся с методами научного поиска;
- учить работать с большими объемами информации, отбирать, анализировать, систематизировать материал, выявлять и формулировать проблемы и определять пути их решений, грамотно оформлять научную работу, овладевать искусством дискуссии;
- способствовать профессиональному самоопределению личности.
Такая лаборатория может стать отправной точкой для внедрения в образовательный процесс проектной деятельности учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Наше время принесло новое противоречие в образовательный процесс - противоречие между темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения обучаемым, будь то ребёнок или взрослый. Именно...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ
В условиях интеграции и информатизации всех сфер деятельности человека наше государство выдвигает новые требования к образованию своих граждан. Учитывая то, что развивающемуся обществу нужны образован...
Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики
Выступление на педсовете...
Организация проектной деятельности как необходимый компонент формирования ключевых компетенций школьника
Компетентность – один из терминов, появившихся в педагогической науке и практике совсем недавно, но ставший едва ли не наиболее часто встречаемым в публикациях последнего времени. Именно компетентност...
Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики
Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики...
Проектная деятельность классного руководителя по формированию ключевых компетентностей учащихся.
В связи с принятием национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и переходом на новые образовательные стандарты акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, форм...
Статья учителя математики Смирновой Марины Алексеевны ГБОУ СОШ № 138 " Проектная деятельность школьника как средство формирования ключевых компетенций обучающихся"
Как научить ребенка проектной деятельности?...