Проектная деятельность как условие формирования ключевых компетентностей учащихся.
статья по биологии по теме
Проектная деятельность как условие формирования ключевых компетентностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_kak_uslovie_formirovaniya_klyuchevyh_kompetentnostey_uchashchihsya.rar | 285.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность как условие формирования ключевых компетентностей учащихся.
Емельянова Валентина Николаевна.
МОУ «ООШ № 78» г. Саратова.
Учитель биологии.
(слайд № 1)
Китайская мудрость гласит:
“Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я усваиваю”.
(слайд № 2)
Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным.Сегодня социуму нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых употребляются понятия “компетентности” и “компетенции”,более соответствующие пониманию современных целей образования.
Так, в Концепции, например, применительно к общему образованию отмечается, что (слайд № 3) «общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции».[4]
В чем разница терминов «компетенция» и «компетентность»: (слайд № 4)
Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.[3]
«Образовательная компетенция» — уровень развития личности обучающегося, связанный с качественным освоением содержания образования.
«Образовательная компетентность» — способность обучающегося осуществлять сложные культуросообразные виды деятельности. Видим, что образовательная компетентность — это уже сложившееся личностное качество.
«Понятие компетентности», — согласно «Стратегии модернизации содержания общего образования, — «… включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и т.д.».[7]Компетентность всегда есть актуальное проявление компетенции.[2]
Выделяют следующие группы ключевых компетенций: (слайд № 5) ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования.[8]
Обоснование актуальности темы.В связи с переходом на новые образовательные стандарты акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. (слайд № 6) Главная идея компетентностного подхода: «нужно не столько располагать знаниями как таковыми, сколько обладать определенными личностными характеристиками и уметь в любой момент найти и отобрать нужные знания в созданных человечеством хранилищах информации».
В развитии ключевых компетенций обучающихся большое значение имеют проектные технологии, так как (слайд № 7)
• формируется научно-теоретическое, нестандартное мышление обучающихся;
• осваиваются основы исследовательской деятельности;
• создаётся ситуация успеха (переживание радости от самостоятельных открытий);
• предоставляется возможность самостоятельного поиска знаний (отсутствие готовых «рецептов»);
• развивается способность к рефлексии.
Основы проектной деятельности и соответствующая ей дидактика была заложена в середине 19 века учителем Джоном Дьюи в США. Последователем дидактики Джона Дьюи стал профессор педагогики Колумбийского учительского университета Уильям Херд Килпатрик, который провозгласил лозунг: «Все из жизни – все для жизни».
В России метод проектов начал использоваться одновременно с зарубежными школами. Но использование "метода проектов" под руководством Станислава Теодоровича Шацкого в 1920-е годы привело к недопустимому падению качества обучения. И на долгие годы о нем забыли. А какие же были причины явления падения качества обучения? Современные исследователи истории педагогики выделяют следующие причины:
• отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;
• слабая разработанность методики проектной деятельности;
• неалгоритмизированность проектной деятельности.[5]
В современном отечественном образовании сложились условия востребованности этого метода.
Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее применение в практике преподавания биологии. Причин тому несколько:
• необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
• актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.)
• актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными точками зрения на одну проблему;
• значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Поиск нужных материалов, комплектующих, требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, обучающиеся обращаются не только к учебникам, но и к другой учебно-методической литературе, к ресурсам сети Интернет.
Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт обучающихся в труде и общении, способствует интеллектуальному росту школьников, расширяет кругозор как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал, а включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности обучающегося в области решения проблем и коммуникаций.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Работа над проектом включает следующие этапы (по И. Д. Чечель):
(слайд № 8)
1. Постановка цели: выявление проблемы, формулировка задач.
2. Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов решения.
3. Самообразование и актуализация знаний при консультационной помощи учителя.
4. Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей (при работе в группах).
5. Исследования, решение конкретных задач.
6. Обобщение результатов, выводы.
7. Реализация проекта.
8. Анализ успехов и ошибок.[1]
(слайд № 9) Функции учителя при работе обучающихся над проектом:
• помогает ученикам в поиске нужной информации.
• Учитель сам является источником информации.
• Координирует весь процесс.
• Поощряет учеников.
• Поддерживает непрерывную обратную связь.
Результаты, к которым стремится любой учитель, работающий в проектной методике:
• Повышение уровня активности школьников и качества знаний.
• Интеграция между предметами различных образовательных областей.
• Профессиональное самоопределение обучающихся.
Метод проектов имеет особое значение для школьной практики, так как это особая форма групповой работы, участниками которой является весь класс.
От учителя, ставящего перед собой задачу создать в классе учебное сообщество, требуется принципиальная смена педагогической позиции: с одной стороны, не давать в готовом виде ни правил работы, ни образца результата, с другой стороны, помогать детям, выдвигать предположения, слышать мнения друг друга и учитывать разные точки зрения при построении собственного действия.Главной компетенцией учителя - предметника становится его обновлённая роль – роль проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего обучающимся ориентироваться в безграничном море информации. По словам Г.К. Селевко, задача современного учителя – «учить оптимальному выбору индивидуального образовательного маршрута и способов его прохождения, то есть «навигации в образовании».[6]
Проектная деятельность учитывает индивидуальность ребенка – его интересы, темп работы, уровень обученности, позволяет самостоятельно выбирать партнеров, источники и способы получения информации, методы исследования и формы предоставления результатов. Все это развивает чувство ответственности у обучающихся, повышает мотивацию к учебе и творческую активность.
Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе, конструировать прямую и обратную связь.
Яработаю по УМК В.В. Пасечника. По этому курсу увеличено количество опытов, наблюдений и самонаблюдений.
На уроках биологии я применяю различные виды проектов (слайд № 10).
1. По продолжительности подготовки: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный.
2. По количеству участников: индивидуальный, работа в парах, групповой. 3. По методу: творческий, исследовательский, информационный.
Выбирая тип проекта в соответствии с доминирующей деятельностью ребенка, можно направленно воздействовать на самостоятельное, активное приобретение обучающимися знаний, на формирование необходимых для него умений и навыков. Это позволяет реализовать цели обучения в интересной для ученика, а значит, и в весьма эффективной форме.
Моей основной целью при организации проектной работы является формирование у школьников образовательных компетенций, определяющих становление личности, отвечающей запросам современного общества.
При этом я ставлю следующие задачи: (слайд № 11)
- образовательные: вовлечь обучающихся в активную исследовательскую деятельность;
- развивающие: развивать информационные, коммуникативные, организаторские, лидерские навыки;
- воспитательные: способствовать социализации личности по составляющим: адекватность самооценки, оценивание и анализ деятельности, понимание своей роли в коллективной деятельности.
Покажу на примере, как обучающиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность.
Например, при выполнении лабораторной работы «Изучение препаратов крови лягушки и человека» перед ребятами ставится задача: выявить особенности строения эритроцитов человека в связи с выполняемой ими функцией; определить направления эволюции эритроцитов у позвоночных животных.
С целью формирования информационной компетентности и компетентности решения проблем в конце работы обучающиеся обобщают полученные результаты и делают вывод: строение эритроцитов идеально соответствует выполняемой ими газовой функции. Благодаря мелким размерам, двояковогнутой форме, отсутствию в зрелых клетках ядер эритроциты связывают большое количество кислорода и поставляют его тканям.
При изучении темы «Зрительный анализатор» ребята готовили мультимедийную презентацию по готовому шаблону, который я им предоставила. Класс распределился на три группы: первая группа изучала эволюцию зрительного анализатора, вторая – строение и функции, третья – заболевания органов зрения, их профилактику и лечение. В ходе изучения обучающиеся создавали слайды, которые потом были объединены в общую презентацию. Первая и третья группа работала в основном с Интернет-ресурсами, так как в учебнике данные вопросы представлены очень кратко, а основная группа, изучавшая строение и функции органов зрения, работала с учебником и разборной моделью зрительного анализатора.
Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении). Учителю в этом проекте необходимо задавать жесткую структуру не самого проекта, а его оформления.
У ребят неплохо получились такие продукты творческого проекта, как сказка о строении растения «Поспорили однажды корень, стебель и лист».
Большой интерес вызвали у обучающихся 9 классов такие проекты как: «Влияние алкоголя на наследственность и здоровье детей», «Наследственные болезни», «Родственные браки: «за» и «против»», «Эмбриональное развитие желанных и нежеланных детей».
Практикую уроки, направленные на развитие у обучающихся навыков самостоятельного целенаправленного поиска информации в Интернете, её обработке и анализе.
Для расширения кругозора знаний обучающихся о нервной и гуморальной регуляции функций в живом организме, их взаимосвязи, роли гормонов в обменных процессах организма человека лучше всего подходят информационно – поисковые исследовательские проекты.
Например, все информационно-поисковые проекты, которые мы создаем науроке в 8-м классе по теме: «Роль гормонов в обменных процессах. Нервно – гуморальная регуляция», имеют практическое значение и направлены на профилактику заболеваний. Школьники в процессе работы самостоятельно добывают знания, полезные для их здоровья,узнают, что железы внутренней секреции – это дирижеры жизни. Причиной всех болезней, связанных с функциональными изменениями в живом организме и нарушениями деятельности желез внутренней секреции, очень часто является неправильный образ жизни.
Я считаю что, проектный урок приобретет статус полезного, если сформулирован проблемный вопрос, задачи и определены направления работы.
У обучающихся интерес к теме проекта я пробуждаю во время беседы, которуюначинаю с цитаты: «Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека» (И.Д. Зверев).
Наше здоровье зависит от самых маленьких желез большого значения.
Любое нарушение работы желез внутренней секреции приводит к болезни, а нередко и к смерти. Справедливы ли эти слова?
Затем формулируем следующие задачи:
1. Объяснить роль гормонов в обменных процессах.
2. Рассказать об особенностях нервно – гуморальной регуляции.
3. Познакомиться с нарушениями нервно – гуморальной регуляции, мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения.
Предлагаю участникам проекта самостоятельно разделиться на 4 группы (по желанию и интересам) и выбрать лидера (руководителя). Каждая группа выбирает одно из направлений работы в проекте. Помогаю ученикам составить план работы по решению задач проекта и рекомендую источники получения информации, предлагаю различные типы заданий. (слайд № 12) (Приложения № 1). Участники проекта самостоятельно распределяют роли в группах, самостоятельно отбирают информацию, выполняют задания по намеченному плану работы (слайд № 13) (Приложение № 2). Затем в ходе дискуссии в группах формируется главное основное содержание будущего проекта. Выбирают форму представления результатов работы. Если это компьютерная презентация, создается общий сценарий презентации, который будет уточняться в процессе работы. В сценарии презентации определяются количество слайдов, назначение каждого из них, основные объекты, которые должны быть размещены на слайдах. В конце обучающиеся проводят рефлексию своей и групповой деятельности. (слайд № 14) (Приложение № 3,5). Помимо оценочных листов (слайд № 15) я составляю сводные таблицы по классу. Это помогает мне составить целостную картину об уровне сформированности ключевых компетентностей у всех обучающихся (Приложение № 4). (слайд № 16)
Проанализировав результаты диагностики уровня сформированности ключевых компетентностей, можно сделать следующие выводы: (Приложение № 6)
(слайд № 17)
- практически все обучающиеся обладают тем набором ключевых компетентностей, который соответствует их возрастной группе;
(слайд № 18)
- особое значение следует придавать повышению уровня сформированности информационной компетентности, так как во всех классах уровень сформированности данной компетентности значительно ниже среднего.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что уроки биологии с использованием технологии проектов школьникам очень нравятся, интересны, полезны, запоминаются надолго. Каждый обучающийся имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, раскрыть свои творческие способности и задатки, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех. Проектная деятельность создает благоприятный фон внутри группы, между группами, формирует ключевые знания в приобретении школьниками социального опыта. Метод проектов превращает образовательный процесс в результативную и созидательную работу.
Библиографический список
- Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. — 1995. — № 6. — 39—47.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. № 5. 2003.
- Иванов, Д.И. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании/ Д.И. Иванов //Завуч.-2008.-№1.-С.4-24.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
- Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие, - Омск: Изд-во ОмГУ.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
- Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования, М., 2001.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования - М., Педагогика, 2003, №5
Приложение № 1
План работы группы № 2
Тема: « Щитовидная железа и ее гормоны».
Решите задачу:
Помните, в сказке разгневанная мачеха превращается на глазах у нелюбимой падчерицы в ведьму – нос ее заострился, глаза вылезли из орбит, лицо и шея вздулись, мачеха стала трястись. Так в сказке.
Вопрос: «А в жизни могут быть подобные превращения?».
Задание:
1) объясните нарушения функций щитовидной железы: «что такое зоб, микседема, кретинизм?».
2)Расскажите о профилактике заболеваний.
Результаты работы - компьютерная презентация, обновление школьного сайта, памятка по профилактике заболеваний щитовидной железы.
Проведите рефлексию собственной деятельности.
Приложение № 2
Состав группы обучающихся, самооценка деятельности
(2 группа, для других составляется по аналогии).
Состав группы | Роль в группе | самооценка | Материалы, подготовленные группой для защиты. |
1.Омарова М. | Руководитель, Ответственный за результат работы, организацию, формулировку вывода | 5 | Компьютерная презентация |
2. Амплеева А. | Подбор информационного материала для решения задач, презентаций | 4 | |
3.Федорова Д. | Подбор рисунков | 4 | |
4. Кочетов А. | Разработчик рекомендаций по профилактике заболеваний | 5 | |
5. Погосян Н. | оформитель презентации, демонстратор, докладчик | 5 | |
Общее количество балов самооценки | 23 |
Приложение № 3
Оценочный лист проектной деятельности 1 группы
(для других составляется по аналогии)
(для оппонентов)
№ | Критерий выполнения и защиты проекта | Оценка других групп | ||
№ 2 | № 3 | № 4 | ||
1 | Качество: соответствие содержания заявленной теме, лаконичность, научность, продуманность структуры | |||
2 | Корректность текста: отсутствие ошибок, точность, законченность. | |||
3 | Дизайн: разметка слайдов отвечает эстетическим требованиям, текст легко читается, фон сочетается с элементами, изображение соответствует содержанию | |||
4 | Взаимодействие: качество сообщения, убедительность, глубина знаний по теме, аргументированность, полнота ответов на вопросы, грамотность речи, владение терминологией. | |||
5 | Выступление: качество сообщения, убедительность, глубина знаний по теме, аргументированность, полнота ответов на вопросы, грамотность речи, владение терминологией. | |||
Общее количество баллов |
Приложение № 4
Сводная таблица
№ группы | Общее количество баллов самооценки | Общее количество баллов деятельности групп | Рейтинговая оценка (среднеарифметическое) | Итоговая оценка |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 |
Схема выставления оценок:
25 - 30 баллов – «5»
20 – 24 баллов – «4»
15 – 19 баллов – «3»
Приложение 5
Вопросы анкеты
1. Как я чувствовал себя в процессе учения? Было ли мне комфортно? С каким настроением я работал?
2. Доволен ли я собой?
3. Насколько комфортно мне работалось в малой группе?
4. Чего было больше – я помогал товарищам или они помогали мне?
5. Авторитетен ли я в вопросах, изучаемых группой?
6. Были ли у меня затруднения в работе с группой?
7. Достиг ли я цели обучения?
8. Нужен ли мне этот материал для дальнейшей учебы (практики, просто интересен)?
9. В чем я затруднялся? Как мне преодолеть свои проблемы?
Приложение № 6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики
Выступление на педсовете...
Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетентностей.
Выступление о проектной деятельности учителя иностранных зыков и руководителя кружка "Школьное телевидение"...
Проектная технология как способ формирования ключевых компетентностей учащихся.
Материал аналитической справки. 2009 г....
Сетевая проектная деятельность как средство формирование ключевых компетентностей
Методическая разработка представлена в форме лекции раскрывающей совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе к...
Развитие навыков исследовательской работы как условие формирования ключевых компетентностей учащихся
Обобщение опыта работы...
Статья "Исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетентностей учащихся"
Статья "Исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетентностей учащихся"...
"Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в условиях введения ФГОС"
Процесс интеграции(от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и в...