Проектная деятельность как условие формирования ключевых компетентностей учащихся.
статья по биологии по теме

Проектная деятельность как условие формирования ключевых компетентностей учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                   

Проектная деятельность как условие формирования ключевых компетентностей учащихся.

                                               Емельянова Валентина Николаевна.    

                                          МОУ «ООШ № 78» г. Саратова.                                                                    

                     Учитель биологии.                          

                                                         (слайд № 1)    

                         

                                                                          Китайская мудрость гласит:

                                                                                              “Я слышу – я забываю,

                                                                                               я вижу – я запоминаю,

                                                                                              я делаю – я усваиваю”.

                                                                                                               (слайд № 2)              

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным.Сегодня социуму нужны  выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых употребляются понятия “компетентности” и “компетенции”,более соответствующие пониманию современных целей образования.

 Так, в Концепции, например, применительно к общему образованию отмечается, что (слайд № 3) «общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции».[4]

В чем разница терминов «компетенция» и «компетентность»: (слайд № 4)

Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов,  необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.[3]

«Образовательная компетенция» — уровень развития личности обучающегося, связанный с качественным освоением содержания образования.

«Образовательная компетентность» — способность обучающегося осуществлять сложные культуросообразные виды деятельности. Видим, что образовательная компетентность — это уже сложившееся личностное качество.

«Понятие компетентности», — согласно «Стратегии модернизации содержания общего образования, — «… включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и т.д.».[7]Компетентность всегда есть актуальное проявление компетенции.[2]

Выделяют следующие группы ключевых компетенций: (слайд № 5) ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования.[8]

Обоснование актуальности темы.В связи с переходом на новые образовательные стандарты акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.     (слайд № 6) Главная идея компетентностного подхода: «нужно не столько располагать знаниями как таковыми, сколько обладать определенными личностными характеристиками и уметь в любой момент найти и отобрать нужные знания в созданных человечеством хранилищах информации».

В развитии ключевых компетенций обучающихся большое значение имеют проектные технологии, так как (слайд № 7)

•        формируется научно-теоретическое, нестандартное мышление обучающихся;

•        осваиваются основы исследовательской деятельности;

•        создаётся ситуация успеха (переживание радости от самостоятельных открытий);

•        предоставляется возможность самостоятельного поиска знаний (отсутствие готовых «рецептов»);

•        развивается способность к рефлексии.

 Основы проектной деятельности и соответствующая ей дидактика была заложена в середине 19 века учителем Джоном Дьюи в США. Последователем дидактики Джона Дьюи стал профессор педагогики Колумбийского учительского университета Уильям Херд Килпатрик, который провозгласил лозунг: «Все из жизни – все для жизни».

В России метод проектов начал использоваться одновременно с зарубежными школами. Но использование "метода проектов" под руководством Станислава Теодоровича Шацкого в 1920-е годы привело к недопустимому падению качества обучения. И на долгие годы о нем забыли. А какие же были причины явления падения качества обучения? Современные исследователи истории педагогики выделяют следующие причины:

•        отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;

•        слабая  разработанность методики проектной деятельности;

•        неалгоритмизированность проектной деятельности.[5]

 В современном отечественном образовании сложились условия востребованности этого метода.

Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее применение в практике преподавания биологии. Причин тому несколько:

•        необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

•        актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.)

•        актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными точками зрения на одну проблему;

•        значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Поиск нужных материалов, комплектующих, требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, обучающиеся обращаются не только к учебникам, но и к  другой учебно-методической литературе, к ресурсам сети Интернет.

Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт обучающихся в труде и общении, способствует интеллектуальному росту школьников, расширяет кругозор как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал, а включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности обучающегося в области решения проблем и коммуникаций.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Работа над проектом включает следующие этапы (по И. Д. Чечель):

(слайд № 8)

1.        Постановка цели: выявление проблемы, формулировка задач.

2.        Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов решения.

3.        Самообразование и актуализация знаний при консультационной помощи учителя.

4.        Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей (при работе в группах).

5.        Исследования, решение конкретных задач.

6.        Обобщение результатов, выводы.

7.        Реализация проекта.

8.        Анализ успехов и ошибок.[1]

(слайд № 9) Функции учителя при работе обучающихся над проектом:

•        помогает ученикам в поиске нужной информации.

•        Учитель сам является источником информации.

•        Координирует весь процесс.

•        Поощряет учеников.

•        Поддерживает непрерывную обратную связь.

Результаты, к которым стремится любой учитель, работающий в проектной методике:

•        Повышение уровня активности школьников и качества знаний.

•        Интеграция между предметами различных образовательных областей.

•        Профессиональное самоопределение обучающихся.

Метод проектов имеет особое значение для школьной практики, так как это особая форма групповой работы, участниками которой является весь класс.

        От учителя, ставящего перед собой задачу создать в классе учебное сообщество, требуется принципиальная смена педагогической позиции: с одной стороны, не давать в готовом виде ни правил работы, ни образца результата, с другой стороны, помогать детям, выдвигать предположения, слышать мнения друг друга и учитывать разные точки зрения при построении собственного действия.Главной компетенцией учителя - предметника становится его обновлённая роль – роль проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего обучающимся ориентироваться в безграничном море информации. По словам Г.К. Селевко, задача современного учителя – «учить оптимальному выбору индивидуального образовательного маршрута и способов его прохождения, то есть  «навигации в образовании».[6]

Проектная деятельность учитывает индивидуальность ребенка – его интересы, темп работы, уровень обученности, позволяет самостоятельно выбирать партнеров, источники и способы получения информации, методы исследования и формы предоставления результатов. Все это развивает чувство ответственности у обучающихся, повышает мотивацию к учебе и творческую активность.

       Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе, конструировать прямую и обратную связь.

Яработаю по УМК В.В. Пасечника. По этому курсу увеличено количество опытов, наблюдений и самонаблюдений.

На уроках биологии я применяю различные виды проектов (слайд № 10).

1. По продолжительности подготовки: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный.

 2. По количеству участников: индивидуальный,  работа в парах, групповой. 3. По методу: творческий, исследовательский, информационный.

 Выбирая тип проекта в соответствии с доминирующей деятельностью ребенка, можно направленно воздействовать на самостоятельное, активное приобретение обучающимися знаний, на формирование необходимых для него умений и навыков. Это позволяет реализовать цели обучения в интересной для ученика, а значит, и в весьма эффективной форме.

Моей основной целью при организации проектной работы является формирование у школьников образовательных компетенций, определяющих становление личности, отвечающей запросам современного общества.

При этом я ставлю следующие задачи: (слайд № 11)

  1. образовательные: вовлечь обучающихся в активную исследовательскую деятельность;
  2. развивающие: развивать информационные, коммуникативные, организаторские, лидерские навыки;
  3. воспитательные: способствовать социализации личности по составляющим: адекватность самооценки, оценивание и анализ деятельности, понимание своей роли в коллективной деятельности.

         Покажу на примере, как обучающиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность.

Например, при выполнении лабораторной работы «Изучение препаратов крови лягушки и человека» перед ребятами ставится задача: выявить особенности строения эритроцитов человека в связи с выполняемой ими функцией; определить направления эволюции эритроцитов у позвоночных животных.  

С целью формирования информационной компетентности и компетентности решения проблем в конце работы обучающиеся обобщают полученные результаты и делают вывод: строение эритроцитов идеально соответствует выполняемой ими газовой функции. Благодаря мелким размерам, двояковогнутой форме, отсутствию в зрелых клетках ядер эритроциты связывают большое количество кислорода и поставляют его тканям.

При изучении  темы  «Зрительный анализатор» ребята готовили мультимедийную презентацию по готовому шаблону, который я им предоставила. Класс распределился на три группы: первая группа изучала эволюцию зрительного анализатора, вторая – строение и функции, третья – заболевания органов зрения, их профилактику и лечение. В ходе изучения обучающиеся создавали слайды, которые потом были объединены  в общую презентацию. Первая и третья группа работала в основном с Интернет-ресурсами, так как в учебнике данные вопросы представлены очень кратко, а основная группа, изучавшая строение и функции органов зрения, работала с учебником и разборной моделью зрительного анализатора.

Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении).  Учителю в этом проекте необходимо задавать жесткую структуру не самого проекта, а его оформления.

У ребят неплохо получились такие продукты творческого проекта, как сказка о строении растения «Поспорили однажды корень, стебель и лист».

Большой интерес вызвали у обучающихся 9 классов такие проекты как: «Влияние алкоголя на наследственность и здоровье детей», «Наследственные болезни», «Родственные браки: «за» и «против»», «Эмбриональное развитие желанных и нежеланных детей».

Практикую уроки, направленные на развитие у обучающихся навыков  самостоятельного целенаправленного поиска информации в Интернете, её обработке и анализе.

 Для расширения кругозора знаний обучающихся о нервной и гуморальной регуляции функций в живом организме, их взаимосвязи, роли гормонов в обменных процессах организма человека лучше всего подходят информационно – поисковые исследовательские проекты.

Например, все информационно-поисковые проекты, которые мы создаем науроке в 8-м классе по теме: «Роль гормонов в обменных процессах. Нервно – гуморальная регуляция», имеют практическое значение и направлены на профилактику заболеваний. Школьники в процессе работы самостоятельно добывают знания, полезные для их здоровья,узнают, что железы внутренней секреции – это дирижеры жизни. Причиной всех болезней, связанных с функциональными изменениями в живом организме и нарушениями деятельности желез внутренней секреции, очень часто является неправильный образ жизни.

Я считаю что, проектный урок приобретет статус полезного, если сформулирован проблемный вопрос, задачи и определены направления работы.

У обучающихся интерес к теме проекта я пробуждаю во время беседы, которуюначинаю с цитаты: «Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека» (И.Д. Зверев).

Наше здоровье зависит от самых маленьких желез большого значения.

Любое нарушение работы желез внутренней секреции приводит к болезни, а нередко и к смерти. Справедливы ли эти слова?

Затем формулируем следующие задачи:

1. Объяснить роль гормонов в обменных процессах.

2. Рассказать об особенностях нервно – гуморальной регуляции.

3. Познакомиться с нарушениями нервно – гуморальной регуляции, мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения.

Предлагаю участникам проекта самостоятельно разделиться на 4 группы (по желанию и интересам) и выбрать лидера (руководителя). Каждая группа выбирает одно из направлений работы в проекте. Помогаю ученикам составить план работы по решению задач проекта и рекомендую источники получения информации, предлагаю различные типы заданий. (слайд № 12) (Приложения № 1). Участники проекта самостоятельно распределяют роли в группах, самостоятельно отбирают информацию, выполняют задания по намеченному плану работы (слайд № 13) (Приложение № 2). Затем в ходе дискуссии в группах формируется главное основное содержание будущего проекта. Выбирают форму представления результатов работы. Если это компьютерная презентация, создается общий сценарий презентации, который будет уточняться в процессе работы. В сценарии презентации определяются количество слайдов, назначение каждого из них, основные объекты, которые должны быть размещены на слайдах. В конце обучающиеся проводят рефлексию своей и групповой деятельности.  (слайд № 14) (Приложение № 3,5).  Помимо оценочных листов (слайд № 15)  я составляю сводные таблицы по классу. Это помогает мне составить целостную картину об уровне сформированности ключевых компетентностей у всех обучающихся (Приложение № 4). (слайд № 16)

Проанализировав результаты диагностики уровня сформированности ключевых компетентностей, можно сделать следующие выводы: (Приложение № 6)

(слайд № 17)

- практически все обучающиеся обладают тем набором ключевых компетентностей, который соответствует их возрастной группе;

 (слайд № 18)

- особое значение следует придавать повышению уровня сформированности информационной компетентности, так как во всех классах уровень сформированности данной компетентности значительно ниже среднего.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что уроки биологии с использованием технологии проектов школьникам очень нравятся, интересны, полезны, запоминаются надолго. Каждый обучающийся имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, раскрыть свои творческие способности и задатки, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех. Проектная деятельность создает благоприятный фон внутри группы, между группами, формирует ключевые знания в приобретении школьниками социального опыта. Метод проектов превращает образовательный процесс в результативную и созидательную работу.

Библиографический список

  1. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. — 1995. — № 6. — 39—47.
  2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. № 5. 2003.
  3. Иванов, Д.И. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании/ Д.И. Иванов //Завуч.-2008.-№1.-С.4-24.
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  5. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие, - Омск: Изд-во ОмГУ.
  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  7. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования, М., 2001.
  8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования - М., Педагогика, 2003, №5

Приложение № 1

План работы группы № 2

Тема: « Щитовидная железа и ее гормоны».

        Решите задачу:

Помните, в сказке разгневанная мачеха превращается на глазах у нелюбимой падчерицы в ведьму – нос ее заострился, глаза вылезли из орбит, лицо и шея вздулись, мачеха стала трястись. Так в сказке.

Вопрос: «А в жизни могут быть подобные превращения?».

Задание:

1)        объясните нарушения функций щитовидной железы: «что такое зоб, микседема, кретинизм?».

2)Расскажите о профилактике заболеваний.

Результаты работы -  компьютерная презентация, обновление школьного сайта, памятка по профилактике заболеваний щитовидной железы.

Проведите рефлексию собственной деятельности.

Приложение № 2

Состав группы обучающихся, самооценка деятельности

(2  группа,  для других составляется по аналогии).

Состав группы

Роль в группе

самооценка

Материалы, подготовленные группой для защиты.

1.Омарова М.

Руководитель, Ответственный за результат работы, организацию, формулировку  вывода

5

Компьютерная презентация

2. Амплеева А.

Подбор информационного материала для решения задач, презентаций

4

3.Федорова Д.

Подбор рисунков

4

4. Кочетов А.

Разработчик рекомендаций по профилактике заболеваний

5

5. Погосян Н.

оформитель презентации, демонстратор, докладчик

5

Общее количество балов самооценки

23

                                                                                                    Приложение № 3

Оценочный лист проектной деятельности 1 группы

(для других составляется по аналогии)

(для оппонентов)

Критерий выполнения и защиты проекта

Оценка других групп

№ 2

№ 3

№ 4

1

Качество: соответствие содержания заявленной теме, лаконичность, научность, продуманность структуры

2

Корректность текста: отсутствие ошибок, точность, законченность.

3

Дизайн: разметка слайдов отвечает эстетическим требованиям, текст легко читается,  фон сочетается с элементами, изображение соответствует содержанию

4

Взаимодействие: качество сообщения, убедительность, глубина знаний по теме, аргументированность, полнота ответов на вопросы, грамотность речи, владение терминологией.

5

Выступление: качество сообщения, убедительность, глубина знаний по теме, аргументированность, полнота ответов на вопросы, грамотность речи, владение терминологией.

Общее количество баллов

Приложение № 4

Сводная таблица

№ группы

Общее количество баллов

самооценки

Общее количество баллов деятельности групп

Рейтинговая оценка (среднеарифметическое)

Итоговая оценка

1

2

3

4

Схема выставления оценок:

25  - 30 баллов – «5»

20  – 24 баллов – «4»

15 – 19 баллов – «3»

                                                                                                                 Приложение 5

Вопросы анкеты

1.        Как я чувствовал себя в процессе учения? Было ли мне комфортно? С каким настроением я работал?

2.        Доволен ли я собой?

3.        Насколько комфортно мне работалось в малой группе?

4.        Чего было больше – я помогал товарищам или они помогали мне?

5.        Авторитетен ли я в вопросах, изучаемых группой?

6.        Были  ли у меня затруднения в работе с группой?

7.        Достиг ли я цели обучения?

8.        Нужен ли мне этот материал для дальнейшей учебы (практики, просто интересен)?

9.        В чем я затруднялся? Как мне преодолеть свои проблемы?

                                                                                    Приложение № 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетентностей.

Выступление  о проектной деятельности учителя иностранных зыков и руководителя кружка "Школьное телевидение"...

Сетевая проектная деятельность как средство формирование ключевых компетентностей

Методическая разработка представлена в форме лекции раскрывающей совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе к...

Статья "Исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетентностей учащихся"

Статья "Исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетентностей учащихся"...

"Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в условиях введения ФГОС"

Процесс интеграции(от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и в...