ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Школьное телевидение как способ проектной деятельности для формирования ключевых компетентностей учащихся: информационной и коммуникативной»
проект по мхк (10 класс) по теме

Губарь Галина Александровна

Развитие и расширение использования проектной технологии и исследование проблемы эффективности предпрофильного и профильного обучения, включения учащиеся в самостоятельную познавательную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gubar_g_a_proekt_televidenie.docx55.72 КБ

Предварительный просмотр:

Губарь Г.А. «Школьное телевидение как способ проектной деятельности для формирования ключевых компетентностей учащихся: информационной и коммуникативной»

Управление образования администрации муниципального

образования Ленинградский район

муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 им. З. Я. Лавровского

станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Школьное телевидение как способ проектной деятельности

для формирования ключевых компетентностей учащихся:

информационной и коммуникативной»

                                         Автор: Губарь Г. А.,

          учитель русского языка и литературы,

      мировой художественной культуры

ст. Ленинградская

2010 год

Паспорт педагогического проекта

Юридический адрес

 

Направление

Формирование и проявление ключевых компетентностей учащихся

Название

Школьное телевидение как способ проектной деятельности для формирования ключевых компетентностей учащихся: информационной и коммуникативной

Разработчик

Губарь Г.А., учитель русского языка и литературы, мировой художественной культуры высшей квалификационной  категории

Исполнители

Губарь Г.А., учитель русского языка и литературы, мировой художественной культуры высшей квалификационной  категории

Сроки реализации

2010-2015 годы

Цель проекта

развитие и расширение использования проектной технологии и исследование проблемы эффективности предпрофильного и профильного обучения, включения учащиеся в самостоятельную познавательную деятельность

Актуальность проекта

В соответствии  с одобренной Правительством Российской Федерации Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и иных сферах. Особо следует выделить учебно-познавательную, информационную, социально-трудовую и коммуникативную компетенции, которые определяют успешность функционирования выпускника в будущих условиях жизнедеятельности.

Проблемное поле сегодня предоставляют нам результаты того, что школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. А такая подготовка не может быть обеспечена за счёт усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.

Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки данных учебных заданий и управления процессом их выполнения, а также дают возможность применения компьютерных технологий в различных видах учебной и творческой деятельности. Соединение образования и телевидения улучшают знания, приобретенные в школе. Об этом свидетельствуют многочисленные факты из жизни школ России, интернет-источники (см стр. 12). Для формирования и проявление ключевых компетентностей учащихся в этой области деятельности использование  ИКТ является обязательным.

Цель проекта: развитие и расширение использования проектной технологии и исследование проблемы эффективности предпрофильного и профильного обучения, включения учащиеся в самостоятельную познавательную деятельность.

Объект исследования - уроки русского языка, литературы, мировой художественной культуры и внеурочная деятельность по данным предметам.

Предмет исследования - Школьное телевидение как способ проектной деятельности для формирования ключевых компетентностей учащихся.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

  • Рассмотреть использование сквозного школьного проекта "Школьное телевидение" для активизации познавательной мотивации, 
  • Опираясь на проведенные исследования, апробировать возможности сил учащихся в самом широком спектре человеческой деятельности – от гуманитарного до технического,
  • реализовать творческий потенциал учащихся,
  • сравнить эффективность инновационного и традиционного обучения по различным критериям,
  •  приступить к созданию методического пособия по теме проекта.

Методологические и теоретические основы исследования: 

Нам хотелось бы обратить внимание на то, что проблемой ключевых компетенций занимаются уже более 10 лет как за рубежом, так в нашей стране. Например, в Самарской области ключевые компетентности – это приоритет образовательной политики, в городе Томске с 2007 года проектная деятельность выдвигается как технология формирования ключевых компетенций обучающихся и «профессиональной компетентности педагога», МОУ СОШ № 37 г. Чебоксары предлагает вариант «Роль современных информационно - коммуникационных технологий в повышении качества образовательных услуг в условиях профильной школы». В Ленинградском районе МОУ СОШ №6 предлагает инновационный проект «Проектная  деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей в 2009 году. Мы видим, что география решение проблемы обширна.

Изучение же проблемы в современной науке также имеет свою историю, хоть эта проблема сравнительно молода, но претворение ее в жизнь, ее решение очень перспективны. К примеру, показателен опыт работы  Гликина Л.Д., руководителя телестудии,  (Москва, школа № 1311), проекты московской телестудии школы № 863, работа студии в городе Рыбинске, школа № 12 и так далее. (Материалы по адресу: http://www.openclass.ru/.)

Гипотеза исследования: использование проектной технологии, формирование ключевых компетентностей учащихся с помощью  информационно коммуникационных технологий. (ИКТ) способны предложить возможности для улучшения системы образования, активирования познавательной мотивации, максимального раскрытия творческого потенциала учащихся, профориентационная работа. 

База исследования:  учащиеся 8-11 классов МОУ СОШ № 1 Ленинградского района

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП – 2010 – 2011 годы

Задачи

Основная деятельность

Ответственные

Нормативно-правовая база

1.Анализ научного, методического, информационного и технического обеспечения проекта «Школьное телевидение»

2.Создание материально-технической базы проекта.

3. Психолого-педагогическая разработка проблемы формирования  активной, творческой личности.

4.Изучение учебной деятельности учащихся и их проектной деятельности

1.Организация аналитической деятельности педагога, изучение литературы по данному вопросу, накопление материалов для создания информационного банка данных по проблеме проекта;

2.Создание Школьной телестудии и Творческой лаборатории для внеклассной работы на базе кабинета 305,

-приобретение и установка соответствующего технического оборудования:

-ПК или ноутбук;

-видеокамера, фотоаппарат;

-специальные программы, установленные на ПК («Pinnacle», «Adobe Premiere») для обработки видео материалов;

-приобретение видеокассет, CD-дисков и других необходимых материалов.

3.Изучение мотивационной сферы педагога в области инновационной деятельности; мотивационной деятельности учащихся по следующим направлениям:

коммуникативные способности

информационные

4.Организация деятельности исследовательских, творческих групп;

1.ШМО учителей русского языка и литературы

2.Администрация школы, Управляющий Совет школы

3.Жадобина Нина Николаевна, педагог-психолог,

4.Трофименко Татьяна Игоревна, зам. директора по УМР

Губарь Галина Александровна,

учитель русского языка

и мировой художественной культуры

Протокол ШМО

Протокол общешколь-ного родительского собрания

Приказ администрации школы

Экспертное заключение

Справка

зам. директора

по УМР

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1. Программно-методическое обеспечение инновационной деятельности.

2. Создание условий для продуктивного функционирования телестудии, ее стабильной работы

3. Включение в расписание учебных занятий учащихся проблемной группы в кабинете информатики №209,

4. Включение в расписание проведение занятий кружка  «АТВ» в кабинете информатики №209 для проведения научно-практической работы в этом направлении.

5. Создание психолого-педагогических условий для развития деятельности учащихся, учителя.

6. Позитивная динамика учебных достижений учащихся по предмету и во внеурочной деятельности, участие в творческих конкурсах, исследовательской  работе, создание видеопродуктов.

7. Участие в проекте родителей школьников.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ  ЭТАП – 2011 – 2014 годы

Задачи

Основная деятельность

Ответственные

Нормативно-

правовая база

1.Знакомство  учащихся со структурными компонентами проекта «Школьное телевидение»,

Активное участие школьников  в реализации проекта

Адаптация личности в новых социально-экономических условиях

3.Освоение информационно-коммукационных технологий

4.Экспериментальное апробирование разработанной модели.

5.Включение в эксперимент учителей предметников в 2010- 2015 учебном году

Участие в проекте родителей школьников в 2010- 2015 учебном году

6.Создание центра психологической  помощи, диагностики участников проекта

1.Формирование учебного плана школы и расписания: Введение кружка «Альтернативное телевидение» в 8 «Г» классе в 2010-2011 у.г.

Включение в учебный план в 2010-2011 у. г. В 9 классе курса  по выбору «Азбука телевидения» (1 ч. в неделю) для изучения базовых понятий теории и применения полученных знаний, для решения различных задач:

теоретических,

технических, социальных.

Включение в учебный план в 2011-2012 у.г. в 10 классе элективного курса «Творчество на телевидении» с целью обучения, воспитания, профессиональной ориентации и профессиональной начальной подготовки

Включение в учебный план в 2012-2013 у.г. в 11 классе элективного курса «Телевизионные профессии» с целью обучения, воспитания, профессиональной ориентации и профессиональной начальной подготовки

3.Формирование навыков работы в сети Интернет, текстовом редакторе «Microsoft Word», в программе «Paint»

4.Создание группы мониторинга инновационной программы

5.Апробация проекта на уроках

 русского языка,

математики,

 биологии,

географии,

иностранного языка

6.Психологические консультации.

Сравнительное психологическое исследование по следующим направлениям:

-развитие логического, образного и ассоциативного мышления;

-развитие творческой памяти;

-анализ учебных предпочтений;

коммуникативные способности.

1.Администрация школы, Управляющий Совет

3.Учителя информатики Логинова С.В.

Танага Л.В.

Писаревская Т.Э

4.Зам.директора по УМР

5.Зам. директора по УМР, учителя-предметники:

Губарь Г.А.

Истомина Т.В.,

Семыкина Л.Н.,

Давиденко Е. В.,

Головко Т.А.

6.Жадобина Н.Н., педагог-психолог

Протокол УС

Приказ администрации

школы

Справка зам.директора

по УМР

Приказ администрации школы

Мониторинг

Деятельности

Справка

зам.директора по УМР

Мониторинг

психолога

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  1. Приобретение учащимися функционального навыка работы как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
  2. Развитие творческих способностей учащихся, формирование образного мышления и воображения, развитие навыка продуктивной деятельности.
  3. Развитие коммуникативных способностей и культуры устной и письменной речи.
  4. Создание сайта «Школьное телевидение», индивидуальных сайтов учащихся
  5. Разработка эффективной методики контроля результатов эксперимента.
  6. Серия уроков-презентаций по внедрению результатов опыта работы по проблеме
  7. Экспериментальное создание видео рефератов по любым предметам – физика, химия, математика, история и т.д.;
  8. Избавление от психологической инерции мышления
  9. Участие в проекте родителей школьников в 2010- 2015 учебном годах

ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП – 2014 – 2015 годы

Задачи

Основная деятельность

Ответственные

Нормативно-правовая база

1.Изучение и обобщение экспериментальных данных по теме опыта.

2.Самоэкспертиза основных результатов проекта.

3.Связь с ВУЗами Краснодарского края

1.Подведение итогов апробации проекта» Школьное телевидение;

статистическая обработка результатов

2.Составление информационно-технологической карты деятельности по  теме: «Школьное телевидение как способ проектной деятельности для формирования ключевых компетентностей учащихся».

 Проведение научно-практической конференции по результатам деятельности

Разработка рекомендаций на основе рефлексии опыта, коррекция работы

3.Привязывание участников образовательного процесса к месту получения образования

1.Методический совет школы

Педагог-психолог

2.Зам. директора по УМР

Зам. директора по УМР

Методический совет

3.Администрация школы

Зам. директора по УМР

 Протокол Совета школы

Справка зам.директора

 По УМР

3.Договора администрации школы с ВУЗами.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1. Обобщение, выводы по итогам реализации проекта.

2. Проведение семинара-практикума, презентация идей опыта.

3. Серия публикаций позитивного опыта работы  по проблеме проекта в СМИ.

4. Размещение разработанных материалов на сайте школы, ЦРО.

5. Подготовка методического сборника «Школьное телевидение как способ проектной деятельности для формирования ключевых компетентностей учащихся».

6. Внедрение школьного телевидения в учебно-воспитательный процесс

7.Решение социальной адаптации учащихся в «культуросообразных видах деятельности», попытка решения проблемы успешности функционирования выпускников.

Сметная стоимость проекта

«ШКОЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ»

на 2010-2015 г. г.

п\п

Наименование

расходов

Разовые

расходы

Ежемесяч -ные расходы

Ежегодные

расходы

Общая сумма

за 5 лет

1

Приобретение персонального компьютера или ноутбука

30 тыс. руб.

-

-

30 тыс.

2

Приобретение

видеокамеры

40 тыс. руб.

-

-

40 тыс.

3

Приобретение

фотоаппарата

20 тыс. руб.

-

-

20 тыс.

4

Приобретение специальных программ для установки на ПК («Pinnacle», «Adobe Premiere» и др.)

10 тыс. руб.

-

-

10 тыс. руб.

5

Приобретение

видеокассет

150 руб.

1800 руб.

9 тыс. руб.

6

Приобретение

CD - дисков

120 руб.

1440 руб.

7,2 тыс. руб.

7

Командировочные расходы

8 тыс. руб.

40 тыс. руб.

8

Доплата руководителю проекта

2 тыс. руб.

24 тыс. руб.

120 тыс. руб.

9

Прочие расходы

4 тыс. руб.

20 тыс. руб.

10

Всего

100 тыс. руб.

2 270 тыс. руб.

139 250 тыс. руб.

286.200 тыс. руб.

Литература:

Электронные образовательные ресурсы сети Интернет

  1. http://www.school.holm.ru/ Каталог ресурсов по школьному образованию
  2. http://www.ug.ru/ Учительская газета: электронная версия
  3. http://www.countries.ru/library.htm. Культурология: теория, школы, история, практика
  4. http://cnit.ssau.ru/ Учебные мультимедиа комплексы
  5. http://www.educentral.ru/ (Российский образовательный портал)
  6. www.it-n.ru/board.  внедряем школьное телевидение.
  7. iskra.lysva.ru/ новый проект – школьное телевидение
  8. edu.of.ru/tv  общедоступный познавательно-просветительский телеканал. "Школьник ТВ"
  9. sch1311.msk.ort.ru/projects/tv.php   История школьного телевидения
  10. www.1tvs.ru  Первая национальная школа телевидения - государственное учебное учреждение

Библиография:

  1. К.С. Станиславский - "Собрание сочинений в 8-ми томах", изд. "Искусство", 1955г.
  2. Вл.Ив. Немирович-Данченко - "Из прошлого", изд. "Academia", 1936 г.
  3. В.Э. Мейерхольд - "Статьи, письма, речи, беседы", изд. "Искусство", 1968 г.
  4. С.М. Михоэлс - "Статьи, беседы, речи", изд. "Искусство", 1960 г.
  5. Б.Е. Захава - "Мастерство актёра и режиссёра", изд. "Просвещение", 1973 г.
  6. С. Юткевич - "Контрапункт режиссёра", изд. "Искусство", 1960 г.
  7. М. Ромм - "Избранные произведения в 3-х томах", изд. "Искусство", 1982 г.
  8. Р. Кармен - "Искусство кинорепортажа", изд. "ВГИК", 1974 г.
  9. Г. Товстоногов - "Круг мыслей", изд. "Искусство", 1972 г.
  10. Б.М. Неменский - "Культура - искусство - образование", изд. "Наука", 1993 г.
  11. С. Гиппиус - "Гимнастика чувств", изд. "Искусство", 1967 г.
  12. А.М. Поламишев - "Действенный анализ пьесы", изд. "Просвещение", 1982 г.
  13. Хью Бэдли - "Техника документального кинофильма", изд. "Искусство", 1972 г.
  14. Е. Дзиган - "О режиссёрском сценарии", изд. "Искусство", 1961 г.
  15. Л.В. Косматов - "Операторское мастерство", изд. "Искусство", 1962 г.
  16. Р. Ильин - "Техника киносъёмки", изд. "Искусство", 1968 г.
  17. Н.Г. Юров - "Реализация замысла художника в кинодекорациях", изд. "ВГИК", 1978 г.
  18. Г.С. Прожико - "Событийный репортаж", изд. "ВГИК", 1982 г.
  19. Д.Я. Булышкин - "От замысла до экрана", изд. "Искусство", 1990 г.
  20. В. Ильев - "Реализация замысла школьного урока", изд. "Аспект-пресс", 1993 г.
  21. А.П  Ершов, В.М. Букатов - "Режиссура урока, общения и поведения учителя", изд. "Институт практической психологии", 1995 г.
  22. Сборник статей "Телевидение и мы", изд. "Искусство" 1985 г.
  23. В.В. Гузеев - "Развитие образовательной технологии", изд. "Знание", 1998 г.
  24. Аллан Пиз - "Язык телодвижений", изд. "Ай кью", 1992 г.
  25. Джеральд Миллерсон – «Телевизионное производство», изд.ГИТР, 2004 г.
  26. Г. Козинцев – «Время трагедий», изд. ЗАО «Плюс-Минус», 2004 г.
  27. Девид Паркинсон – «Кино», изд. «Росмен», 1996 г.
  28. Е.А. Бондаренко – «Путешествие в мир кино», изд. «Олма-пресс Гранд», 2003г.
  29. Е.А. Бондаренко – «Диалог с экраном», изд. «Svr-Аргус», 1994 г.

Л.Д.Гликин – Творческий проект «Школьное телевидение», изд. «Спутник+».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический педсовет «Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»

В данном разделе предствален педагогический совет по теме  «Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»  и представлен опыт учителей-предметников по проектной...

Презентация педагогического педсовета «Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»

В данном разделе предствален педагогический совет по теме «Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся» и представлен опыт учителей-предметников по проектной деятельност...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Школьное телевидение как способ проектной деятельности для формирования ключевых компетентностей учащихся: информационной и коммуникативной»

Развитие и расширение использования проектной технологии и исследование проблемы эффективности предпрофильного и профильного обучения, включения учащиеся в самостоятельную познавательную деятельность....

Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетентностей.

Выступление  о проектной деятельности учителя иностранных зыков и руководителя кружка "Школьное телевидение"...

социальный проект "Школьное телевидение, как способ рассказать о себе"

Учащиеся 9 и 11 класса начали работу над социальным проектом. Цель: создать школьное телевидение вМБОУ СОШ села Ильинка....

Мастер-класс: «Мини-проекты на уроках естественного цикла как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся»

Мастер-класс учителя географии и биологии, который демонстрирует методы использования мини-проектов на уроке и во внеурочной деятельности....