Программа "Сувенир. Основы народоведения и художественного ремесла"
материал на тему
Программа предназначена для работы с детьми 6-10 лет в системе дополнительного образования детей или организации и проведения внеурочной деятельности обучающихся ОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_suvenir_na_2013-2014_word.doc | 275.5 КБ |
stsenariy_rytsarskiy_turnir_boyarkinoy.doc | 53.5 КБ |
stsenariy_estafeta_dorozhnykh_nauk_office_word.doc | 36 КБ |
konspekt_chto_takoe_kalendar_microsoft_word.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных техников» города Ржева
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на методическом совете МУ ДОД СЮТ Директор МУ ДОД СЮТ Протокол №_________ __________Н. Н. Муратова
«____»_______________ 2013 г. «_____»____________2013 г.
Дополнительная образовательная программа
«Сувенир. Основы народоведения и художественных ремесел»
для кружка «Сувенир» МУ ДОД СЮТ г. Ржева
на 3 года обучения, детей 6- 12 лет
Руководитель
педагог ДО Бояркина Е. П.
«10» августа 2013 г.
г. Ржев Тверская область
2013 г.
1. Пояснительная записка.
Надо ли говорить, что труд – основа жизни, а ремесло – одна из наиболее необходимых и древних сфер человеческого бытия. Если ребенку с малых лет привили любовь к труду и умение трудиться, то о его будущем можно не беспокоиться. Такой человек будет крепко стоять на ногах, не бояться трудностей, уметь работать головой и творить чудеса руками.
Ручной труд издавна используется во многих прогрессивных системах образования в качестве эффективного средства для развития интеллекта и психики учеников.
Разумеется, не всякий ручной труд может иметь такое значение. Если на первый план выдвигается овладение только практическими приемами и технологиями, то результатом будет, лишь «набитая» рука, а не развитие личности. В свете современных требований к образованию ручные умения и владение технологиями могут выступать лишь в качестве средств, но никак не цели обучения, особенно в младшем школьном возрасте. Ручной труд должен быть, прежде всего, средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил, а так же способом воспитания,
тем более это актуально сегодня, когда воспитание стало важнейшей частью образовательного процесса.1 (Письмо Министерства образования РФ от 2 апреля 2002 года № 13-15-28/13. О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях.)
Значит, сегодня очень важно научить ребенка трудиться, почувствовать силу, ловкость и аккуратность своих рук, ясность и пытливость ума и не забывая о красоте, благородстве и чистоте души.
Как нельзя лучше для достижения этой цели подходят занятия различными видами декоративно-прикладного творчества в объединениях дополнительного образования. Ведь кружки, студии, мастерские – это особая среда, где дети не только учатся трудиться, но и имеют широкие возможности для разнообразных форм общения, творческой самореализации, духовного развития, получения богатого опыта гражданского поведения и профессиональной ориентации.
Работая не первый год в дополнительном образовании, мы пришли к выводу, что самым плодотворным возрастом для приобщения ребенка к художественному труду и привитию ему потребности в постоянном творчестве является период обучения в начальной школе.
Психологи доказали, что именно в этом возрасте ребенок пытается самоутвердиться, проходит школу познания: «Что я умею? Что я стою?». Он старается испытать себя в различных видах деятельности, «попробовать все дела на вкус». Очень важно помочь ему в этот период пройти «дорогу познаний», самоутвердиться. Но также важно не забывать о становлении духовных идеалов, привитии общечеловеческих ценностей, воспитании культуры.
Культура имеет национальные особенности, тесно связана с культом предков, с их обычаями, обрядами, традициями, сказками и верованиями. Значит, ребенка нужно знакомить и с этим – это культурно-нравственная сторона, то есть решать двуединую задачу.
Найти программу, удовлетворяющую все эти требования, нам не удалось, поэтому было принято решение создать программу «Сувенир. Основы народоведения и художественного ремесла».
Эта программа специально разработана и направлена на комплексное решение воспитательных и образовательных задач в объединениях декоративно-прикладной направленности. Она предназначена для ознакомления детей младшего и среднего школьного возраста (6-12 лет) с основами различных видов декоративного прикладного творчества, а также формирования у них духовно-нравственных качеств через культурно-исторические и этнографические знания.
1.2. Цель программы – с помощью системы знаний создать условия для формирования творчески-активной, духовно-развитой личности; пробудить интерес к дальнейшим занятиям декоративно-прикладным творчеством.
В основу программы положены следующие принципы:
- принцип доступности, так как следует учитывать возраст учащихся, их образовательный уровень и физические возможности;
- принцип последовательности – «от простого к сложному», так как необходимо учитывать специфику данного вида творчества и постепенность усложнения приемов и техники работы;
- принцип связи теории с практикой, так как практика закрепляет теорию, нарабатывает навыки, развивает творческое мышление и фантазию;
- принцип индивидуальности, так как необходимо помнить, что каждый ребенок – личность и результат его обучения и воспитания зависит от позиции ребенка в образовательном процессе, от его желаний и возможностей.
1.3. Задачи программы:
Развивающие:
- привить интерес к декоративно-прикладному творчеству;
- способствовать развитию фантазии, ассоциативного, образного и логического мышления;
- развить психомоторные качества личности, особенно мелкой моторики и мышц;
- создать условия для раскрытия творческого потенциала каждого, его самореализации;
- дать возможность свободно творить, опираясь на базу полученных знаний, умений и навыков.
Образовательные:
- ознакомить с различными видами декоративно-прикладного творчества и народными промыслами;
- сформировать определенную базу знаний, умений и навыков, необходимых при обработке различных материалов: текстильных, природных, бытовых и промышленных отходов, бумаги;
- обучить безопасной работе с оборудованием, инструментами и приспособлениями;
- научить понимать и уважать национальные традиции своего народа и других народов России.
Воспитательные:
- способствовать патриотическому, эстетическому и трудовому воспитанию;
- воспитать чувство национального достоинства, культуры межнационального общения через знания национальных традиций, календарно - и семейно-обрядовой культуры;
- сформировать культуру общения с микро - и макроколлективом.
1.4. Характеристика программы:
По виду деятельности данная программа является художественной, прикладной, многопрофильной, профессионально-ориентированной; по форме реализации – групповой и индивидуальной; по продолжительности реализации – трёхгодичной; предназначена для обучения учащихся начальной школы не зависимо от половой принадлежности.
Программа является унифицированной, так как создана в результате переработки и адаптации к условиям объединения дополнительного образования следующих программ общеобразовательной школы: «Изобразительное искусство и художественный труд», авторского коллектива и научного руководителя Шпиковой Т.Я.; «Моя народная кукла», Демидовой Н.Г.; «Художественно-конструкторская деятельность (основы дизайна образования)», Колышевой Н.М.; Факультативный курс «Введение в народоведение», Новицкой М.Ю.; «Трудовое обучение. Школа мастеров», Геронимус Т.М.; «Обработка материалов», Огерчук Л.Ю.
1.5. Отличительные особенности программы.
Отбор материала и внутренняя его организация, в рамках общей проблематики программы, подчиняются необходимости решения двуединой задачи.
С одной стороны, требуется показать самобытность и неповторимость своеобразия русской народной культуры, научить понимать художественный язык народного творчества.
С другой стороны, необходимо сориентировать детей на ручной труд, научить работать головой и руками, создать условия для раскрытия их творческого потенциала, самореализации.
Поэтому особое внимание в программе уделено формированию у учащихся целостного восприятия духовности и созидания, опираясь на опыт предков, человек может достигнуть вершин совершенства, сможет жить в мире и согласии с природой, соплеменниками, с самим собой.
Программа имеет цикличный характер, она тесно связана с народным календарём. Как русский крестьянин целиком исходил из реальных климатических условий и сроков их продолжительности при планировании своих работ, так и в программе, содержание которой разделено по видам обрабатываемых материалов каждой работе своё время.
Осенью работают с природным материалом и бумагой, опираясь на народные традиции – собирать урожай в это время года, благодарить землю за ее плоды и готовиться к долгой зиме.
Зимой же – вслед за Параскевой - пятницей, приступают к рукоделию: изучают основы плетения, шитья, вышивки, изготовления рукотворной куклы, знакомятся с видами волокон, узнают историю ткачества.
Весной, когда «поспевает глина» знакомятся с художественными промыслами, учатся лепить из пластилина, солёного теста, глины, работают с бросовым материалом, отмечают весенние праздники, готовят обрядовые блюда, знакомятся с традициями других народов.
Летом, в лагере дневного пребывания, занимаются сбором материалов, путешествуют, изучают историю родного края, наблюдают за природой, готовят эскизы будущих работ.
Активная творческая деятельность учащихся обеспечивается интеграцией разрозненных дисциплин: родиноведением (с постижением народной философии и психологии), природоведением (со знанием народного календаря), трудового обучения (с умением работать с различными материалами и инструментами), занятием декоративно-прикладным искусством.
Процесс обучения и воспитания в программе проходят в комплексе, то есть объединяются общим тематическим и проблемным стержнем занятий: «тематические», где педагог и дети размышляют над смыслом тех или иных сторон народного миросозерцания, и занятия «практические», на которых дети учатся сами воплощать этот самый смысл, играя в народную игру, выполняя игровую и обрядовую атрибутику, элементы народной утвари, игрушки, готовят народные кушанья, постигают азы декоративно-прикладного творчества.
Таким образом, круглый год ребенок учится, узнаёт много нового, общается со сверстниками и взрослыми, творит, самореализуется.
1.6. Структура и содержание программы.
Программа имеет два раздела:
1 раздел – «Основы художественных ремесел»,
2 раздел – «Основы народоведения».
Оба раздела учащиеся проходят одновременно на протяжении трёх лет обучения.
1 раздел обучения представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются из года в год.
За период обучения учащимся предстоит познакомиться с самыми различными поделочными материалами и овладеть способами их обработки. Хотя технология является лишь средством, а не самостоятельной целью программы, само это средство должно быть надёжно освоено. Учащиеся должны уметь качественно обрабатывать различные материалы, чтобы использовать их как средство в создании выразительных вещей.
Весь 1 раздел условно разбит на блоки. В названии блока «закодированы» вид изучаемого материала и способы работы с ним. Блок включает темы, связанные с историей происхождения материалов, приёмами их обработки, инструментами и оборудованием необходимыми для работы, а также виды декоративно-прикладного творчества и художественных ремесел связанными с обработкой этих материалов.
Например, блок «Тряпичное дело» на 1 году обучения разбит на темы: «История ткачества», «Классификация волокон или материаловедение», «Правила безопасной работы с иглой, булавкой и ножницами. Организация рабочего места», «Аппликация из ткани», «Виды ручных швов», «Мягкая игрушка» и так далее.
На втором году обучения к темам этого блока добавляется: «Вышивка», «Рукотворная кукла», «Машиноведение», «Лоскутное шитье».
Чтобы результатом обучения стала всесторонне развитая личность, а не лишь набитая рука, то параллельно с 1 разделом изучаются, и темы 2 раздела «Основы народоведения». Это позволяет раскрыть многообразие связи предметной практической деятельности человека с его историей и культурой, а также с миром природы. Каждый год обучения является ступенью в познании этих связей.
Главным в содержании обучения является нравственно-эстетический и социально-исторический опыт человечества, отраженный в материальной культуре.
Раздел «Основы народоведения» включает следующие блоки:
- «Вслед за солнышком живём. (Человек и природа в народной культуре) – на первом и втором годах обучения;
- «Без корня и полынь не растёт. (Человек и семья)» - на третьем году обучения;
Причём название этих блоков является и сюжетом года, то есть единым проблемным стержнем объединяющим «теоретические» и «практические» знания.
Например, сквозная сюжетика первого года обучения «Вслед за солнышком живём» построена на освоении мировоззренческой проблемы «Единство годового круга жизни природы и человека».
Календарно-обрядовая деятельность народа предстанет перед детьми, как способ, с помощь которого люди раньше выстраивали свои взаимоотношения с природой, планировали свою жизнь и работу. Сами же учащиеся, вслед за солнышком будут учиться работать с природным и текстильным материалами, бумагой, глиной, изучать народные промыслы и ремёсла.
Графически структура программы выглядит следующим образом.
Год обучения | Блоки 1 раздела | Блоки 2 раздела | |||||
I | Природинки | Бумажное чудо | Раз косичка, два косичка | Тряпичное дело | Лепной образ | Чудеса превращения | «Вслед за солнышком живём (Человек и природа)» |
II | «Вслед за солнышком живём (Человек и природа)» | ||||||
III | «Без корня и полынь не растёт (Человек и семья)» |
1.7. Краткая характеристика участников образовательного процесса
и места проведения занятий.
Так как реализация программы предполагает комплексное решение обширных образовательных и воспитательных задач, то представляется невозможным решить их силами, знаниями и способностями одного педагога.
Поэтому необходимо привлечь к образовательному процессу лица, обладающие специальными знаниями и возможностями.
например, участниками образовательного процесса могут стать:
- педагог или несколько педагогов дополнительного образования, имеющие среднеспециальное или высшее образование и мотивацию к личностному развитию – как преподаватели-руководители и воспитатели объединения;
- учащиеся начальной школы – как обучаемые и воспитуемые;
- классные руководители и воспитатели групп продленного дня – как связующее звено между школой и объединением;
- родители учащихся – как главные заинтересованные лица в воспитании и обучении детей;
- методист учреждения – как помощник и учитель педагога объединения;
- священослужители, работники культуры и другие частные лица – в роли гостей, приглашенных для беседы, лекции , а так же в роли экскурсовода или хозяина помещения, посещаемого во время экскурсии и другие заинтересованные лица.
Место проведения занятий.
Занятия объединения могут проводиться как в стенах учреждения ДО, так на территории других заведений города, области: школах, детских садах, выставочных залах, дворцах культуры, спортивных комплексах, предприятиях лёгкой промышленности, церквях и храмах, библиотеках.
1.8. Ожидаемый результат и способы их оценки.
ожидаемый результат данной программы отсрочен во времени. конечный результат – это формирование творческой личности ребенка; умеющего проецировать полученные в ходе освоения образовательной программы знания и умения на деятельности, преобразующего окружающую действительность. Положительным результатом образовательной деятельности является самоопределение ребенка – жизненное социальное, личностное и профессиональное, то есть, если после окончания данного курса обучения воспитанник может продолжить занятия в любом другом объединении ДО он будет иметь знания и навыки в работе с различными материалами и инструментами, представление о народных традициях, промыслах и истории родного края, а так же постоянную потребность в творчестве и самовыражении, то можно сказать, что цели программы достигнуты.
Промежуточными результатами являются участие работ учащихся в различных выставках и конкурсах детского творчества: итоговых выставках внутри объединения, городских, областных и региональных.
При оценки усвоения программы применяются такие методы диагностики как, собеседование, наблюдение, анкетирование, выполнение отдельных заданий, тестирование. Образцы некоторых из них даны в приложении на стр.______
Перечень конкретных знаний и умений следует далее в разделе «Содержание программы».
2. Методическое обеспечение программы
2.1 Организация образовательного процесса,
методы и формы работы.
Как уже говорилось ранее, настоящая программа предназначена для работы с учащимися начальной и средней школы. Рекомендуемый возраст для обучения 6-12 лет. Время обучения 3 года.
Количество обучающихся в группах зависит от формы занятий, возраста воспитанников, специфики технологии обработки материалов и определенно уставом учреждения:
- при групповой форме занятий 10-15 человек;
- при индивидуальной в смешанной группе 6-10 человек.
Формы занятий зависят от контингента обучающихся:
- групповые – для определенных классов средней школы и групп продленного дня, изъявивших желание заниматься в объединение внеурочной деятельностью;
- индивидуальные – для учащихся разных школ и классов, объединенных в группы по интересам, возможностям и способностям.
Учитывая то, что дети, приходящие в учреждение дополнительного образования, как правило, разновозрастные, разноодаренные, с разной степенью подготовки и разной мотивацией, мы пришли к выводу, что необходимо создать разноуровневую программу, которая позволит учесть особенности каждого ребенка.
Первый уровень – ознакомительный «Сувенирная лавка», который рассчитан на 30 часов, занятия 1 раза в неделю по 1 часа.
Ознакомительный уровень предполагает знакомство воспитанников с основами декоративно-прикладного творчества, особенностями используемого в работе материала, обучением навыкам в пользовании основными инструментами, освоении простейших технологических приёмов в работе с бумагой, природным и текстильным, бросовым материалами, пластилином. Первичный опыт участия в представлении своих работ на итоговых выставках внутри объединения.
Сквозная тематика всего раздела «Вслед за солнышком живём», предполагает знакомство с народным календарём, календарными обрядами, народным фольклором.
Второй уровень – репродуктивный, является основным курсом «Мастерская».
Раздел рассчитан на 66 часа, 1 занятия в неделю по 2 часа.
На данном этапе предлагается более углублённое изучение технологии обработки ткани, бумаги, работы с природным материалом, лепки из солёного теста и глины, знакомство с обрядовыми костюмами при изготовлении рукотворных кукол, знакомство с народной и обрядовой кулинарией. На этом этапе воспитанники готовят свои изделия для участия в городских выставках. Сквозная тематика всего раздела, так же как и на первом году обучения, «Вслед за солнышком живём», но она предполагает более глубокое знакомство с народным календарём, календарными обрядами, народным фольклором.
Третий уровень – допрофессиональный – специальный раздел «Мастер-класс».
Раздел рассчитан на 108 часов, 1 раза в неделю по 3 часа.
Спецраздел рассчитан на творчески одаренных воспитанников, которые прошли обучение на первых двух ступенях.
Программа посвящена наиболее сложной технике в художественной обработке: природного материала (флористике), работе с соломкой, ткани (гельошированию, вышивке, изготовлению искусственных цветов), бумаги (бумагопластике и конструированию).
Обучение предполагает свободное творчество на основе полученных знаний. Изделия, созданные воспитанниками, демонстрируются на районных, областных и региональных выставках, а так же участвуют в выставках-распродажах при проведении таких мероприятий как «Праздник урожая», «Рождественское чудо», «Масленица» и так далее.
Данный раздел является подготовительным для дальнейшего обучения в объединениях имеющих профессионально-ориентированный уровень освоения, например «Школа кройки и шитья», студиях и коллективах детской моды, дизайн и так далее.
Кроме того, содержание программы предусматривает материал по истории костюма, знакомство с символикой в русском декоративно-прикладном искусстве, знакомство с орнаментальным изображением, ознакомление с костюмами народов России. Сквозная тематика этого раздела «Без корня и полынь не растёт» раскрывает роль семьи в жизни каждого человека и семьи как частички всего человеческого общества. Учащиеся знакомятся с семейными обрядами, терминами родства, составляют семейное дерево, изготавливают предметы домашнего обихода, подарки для близких и родных, девочки «готовят приданное».
Первоначальное деление на разделы идёт в начале года, здесь учитывается лишь возраст учащихся. Далее в течение учебного года педагог имеет возможность перевести воспитанника на другой уровень, до этого он должен отследить результаты обучения, учесть умственные, творческие и физические возможности ребенка. С помощью анкетирования, тестирования, наблюдения, собеседования провести диагностику, мониторинг. Результаты зафиксировать в карточке учета результатов (приложение стр._____).
Перевести воспитанника на другой уровень нужно не заметно для него, то есть не из группы в группу, а стараться дифференцировать задания и предметную деятельность непосредственно на занятии.
Таким образом, дифференцированный подход, формирующий знания и умения воспитанников, позволит создать условия для выбора учащимися деятельности в соответствии со своими возможностями для получения удовлетворения от достигнутых результатов.
Этому способствует комплекс методов, форм и средств образовательного процесса.
Основными формами образовательного процесса являются: практическое учебное занятие, экскурсии, выставки, игры, праздники, конкурсы, «творческие дни» (дни свободного творчества учащихся, то есть учащиеся в такие дни имеют возможность выбрать вид деятельности, материал для работы и выполнить работу самостоятельно, опираясь на ранее приобретенные знания и навыки).
Основными методами являются:
- диалогический – непосредственный диалог учащегося с педагогом, учащегося с учащимися, учащегося со специально приглашёнными гостями;
- объяснительно-иллюстрированный, используется при объяснении нового материала в виде рассказа, объяснения, демонстрации таблиц, готовых образцов, способов выполнения работы;
- репродуктивный или метод «делай как я», используется при необходимости наглядного показа способов выполнения работы, использования инструментов, отработке навыков;
- эвристический метод всегда присутствует на занятиях. Учащимся предлагается много способов выполнения работы, оформления поделок, он выбирает одно из предлагаемых средств или придумывает свой вариант решения;
- игровой – это профилирующий метод, так как учащиеся младшего школьного возраста ещё устают от нудного объяснения, теряют внимание, интерес к обучению и работе. Этот метод используется и в мотивации, и в объяснении, и в подведении итогов.
Все методы используются в комплексе, дополняют и расширяют друг друга. Обучение строится по схеме: объяснение – повтор – накопление – воспроизводство – импровизация.
3. Тематический план
3.1. Тематический план занятий первого года обучения
«Сувенирная лавка».
Сроки | Разделы, блоки, темы, количество часов | |||||
Сентябрь - ноябрь | № п/п | Раздел «Основы народоведения» | Кол-во часов | № п/п | Раздел «Основы художественных промыслов» | Кол-во часов |
1. | Блок «Осень – начало года» | 1. | Вводное занятие. Тест «Знакомство». Правила техники безопасности. | 1 | ||
1.1. | «Осенины – осени именины» | 1 | 2. | Блок «Природинки». | ||
1.2. | Покров – всему развязка | 0,5 | 2.1. | Виды природного материала. Способы заготовки и хранения. Правила безопасной работы с инструментами и материалами. | 1 | |
1.3. | Пораскева пришла – рукоделье принесла | 1 | 2.2. | Аппликация из природного материала (листья, травы, цветы) | 1 | |
1.4. | Кузьминки – об осени поминки. Праздник посвящения в рукодельники. | 0,5 | 2.3 | Фигурки-сувениры из природного материала | 1 | |
3. | Блок «Бумажное чудо» | |||||
3.1. | Основные приёмы работы с бумагой. Правила работы с ножницами и клеем. Изготовление изделий в техники оригами. | 1 | ||||
3.2. | Аппликация из бумаги: виды и способы изготовления. Изготовление объемной аппликации. | 1 | ||||
3.3. | Бумагокручение, работы в технике «Квиллинг». | 1 | ||||
Итого за три месяца: | 3 | 7 | ||||
Декабрь – февраль | 2. | Блок «Зима – земля спит, народ веселится» | 3.4 | Объемные изделия из бумаги и картона. | 1 | |
2.1. | Новый год встречай, пост не забывай! | 1 | 3.4 | Игрушки на конусе из бумаги и картона | 1 | |
2.2. | Рождество – светлый праздник. Святки, колядки. | 1 | 4. | Блок «Раз косичка, два косичка» | ||
2.3. | Стретенье – зима с весной встречаются. | 1 | 4.1. | Виды волокон. Способы плетения. Изготовление изделий способом переплетения кос | 1 | |
4.2. | Изготовление объёмных изделий из кистей и помпонов. | 2 | ||||
5. | Блок «Тряпичное дело» | |||||
5.1 | История ткачества. Знакомство со швейным делом. Техника безопасности. Изготовление игольницы. | 1 | ||||
Итого за три месяца: | 3 | 6 | ||||
Март – май | 3. | Блок «Матушка весна всем красна» | 5.2 | Аппликация из ткани. Изготовление изделий в технике плоской аппликации на клею. | 1 | |
3.1. | Масленица – веселуха | 1 | 5.3 | Виды ручных швов. Изготовление игрушек | 2 | |
3.2. | Сорокоуст пришёл. Жаворонки прилетели. | 1 | 5.4 | Вышивка. Простые швы. Изготовление открытки в технике «Скрапбукинг» | 1 | |
3.3. | Пасха. В день свят суеты спят, душа радуется. | 1 | 6. | Блок «Лепной образ» | ||
3.4. | «Про отцов помнить от века завещано». | 0,5 | 6.1 | Изготовление аппликаций из солёного теста и ткани. | 2 | |
3.5. | «Прощай весна! Здравствуй лето красное!» | 0,5 | 7. | Итоговое занятие | 1 | |
Итого за три месяца: | 4 | 7 | ||||
Итого за год: | 10 | 20 | ||||
Всего: 30 часов |
3.2. Тематический план занятий второго года обучения «Мастерская».
Сроки | Разделы, блоки, темы, количество часов | |||||
Сентябрь - ноябрь | № п/п | Раздел «Основы народоведения» | Кол-во часов | № п/п | Раздел «Основы художественных промыслов» | Кол-во часов |
1. | Блок «Осень – начало года» | 1. | Вводное занятие. Тест «Проверка знаний 1». Правила техники безопасности. | 2 | ||
1.1. | «Осенины – осени именины» | 1 | 2. | Блок «Природинки». | ||
1.2. | Покров – всему развязка | 0,5 | 2.1. | Виды природного материала. Способы заготовки и хранения. Правила безопасной работы с инструментами и материалами. Заготовка материала. | 2 | |
1.3. | Осеннее новолетие (осенние праздники) | 0,5 | 2.2. | Апплтикация из природного материала (опилки, семена, крупа, мох, ветки, кора) | 2 | |
1.4. | Пораскева пришла – рукоделье принесла | 1 | 2.3 | Фигурки-сувениры из природного материала | 2 | |
1.5 | Кузьминки – об осени поминки. Праздник посвящения в рукодельники. | 1 | 3. | Блок «Бумажное чудоо» | ||
1.6 | Особенные календарные дни | 2 | 3.1. | Основные приёмы работы с бумагой. Правила работы с ножницами и клеем. Изготовление изделий в техники оригами. | 2 | |
3.2. | Аппликация из бумаги: виды и способы изготовления. Изготовление объемной аппликации. | 2 | ||||
3.3. | Бумагокручение, работы в технике «Квиллинг». | 4 | ||||
Объемные изделия из бумаги и картона. Работы в технике «Бумагопластика». | 4 | |||||
Итого за три месяца: | 6 | 20 | ||||
декабрь – февраль | 2. | Блок «Зима – земля спит, народ веселится» | 3.4 | Объемные игрушки из бумаги и картона | 2 | |
2.1. | Новый год встречай, пост не забывай! | 2 | 4. | Блок «Раз косичка, два косичка» | ||
2.2. | Рождество – светлый праздник. Святки, колядки. | 2 | 4.1. | Виды плетения. Работы в технике «Макраме». | 2 | |
2.3. | Стретенье – зима с весной встречаются. | 1 | 4.2. | Плетение из атласных лент. Изготовление изделий на картонной основе оплетенной лентами. | 4 | |
2.4 | Особенные календарные дни | 1 | 5. | Блок «Тряпичное дело» | ||
5.1 | Виды волокон. Способ определения вида волокон и вида переплетения. | 1 | ||||
Аппликация из ткани. Изготовление аппликаций способом ручного пришивания. Правила безопасной работы с ножницами и иглами | 2 | |||||
Мягкая игрушка. Виды. Технология изготовления. Изготовление плоскостных и объёмных игрушек. | 5 | |||||
Итого за три месяца: | 6 | 16 | ||||
Март – май | 3. | Блок «Матушка весна всем красна» | 5.2 | Лоскутное шитье. Виды, технология, правила подбора материала, применение. Изготовление изделий в лоскутной технике. | 2 | |
3.1. | Масленица – веселуха | 2 | 6. | Блок «Лепной образ» | ||
3.2. | Сорокоуст пришёл. Жаворонки прилетели. | 2 | 6.1 | Изготовление объемных изделий из соленого теста. | 4 | |
3.3. | Пасха. В день свят суеты спят, душа радуется. | 2 | 7. | Итоговое занятие | 2 | |
3.4. | «Про отцов помнить от века завещано». | 1 | ||||
3.5. | «Прощай весна! Здравствуй лето красное!» | 1 | ||||
3.6. | Особенные календарные дни | 2 | ||||
Итого за три месяца: | 10 | 8 | ||||
Итого за год: | 22 | 44 | ||||
Всего: 66 часов |
3.3. Тематический план занятий третьго года обучения
«Мастер-класс»
Сроки | № п/п | Раздел «Основы народоведения» | Кол-во часов | № п/п | Раздел «Основы художественных промыслов» | Кол-во часов |
Сентябрь - ноябрь | 1. | Блок «Своя хатка – родная матка» | 1. | Вводное занятие. Тест «Проверка знаний 2». Правила техники безопасности. | 2 | |
1.1 | Знакомство с русской избой. | 1 | 2. | Блок «Природинки» | ||
1.2. | Знакомство с внутренним убранством крестьянской избы. | 2 | 2.1. | Правила заготовки и хранения природного материала. Виды природного материала. | 2 | |
1.3. | Знакомство с надворными постройками. | 1 | 2.2. | Аппликация из природного материала (опилки, семена, крупа, мох, ветки, кора) | 4 | |
1.4 | Особенные календарные дни | 6 | 2.3. | Изготовление фигурок-сувениров из шишек, желудей, каштанов. Правила безопасной работы с ножом, шилом, ножницами. | 6 | |
3. | Блок «Бумажное чудо» | |||||
3.1. | Виды бумаги и картона. Приёмы работы с бумагой. Правила безопасности. | 2 | ||||
3.2. | Аппликация из бумаги. Изготовление изделий в техниках объемной и теневой аппликаций. | 6 | ||||
3.3. | Изготовление объёмных игрушек в технике папье-маше | 6 | ||||
Итого за три месяца: | 10 | 28 | ||||
Декабрь-февраль | 2. | Блок «На свет народился, с людьми породнился» | 4. | Блок «Плетение». | ||
2.1. | На свет родился, именем озолотился. | 1 | 4.1. | Материалы для плетения. Приёмы плетения из различных материалов. | 2 | |
2.2. | Термины родства и свойства. | 1 | 4.2. | Плетение из шпона. Изготовление изделий в технике «Плетения из шпона» | 4 | |
3. | Блок «Добрые дети – дому венец». | 5. | Блок «Тряпичное дело» | |||
3.1. | Народная игрушка. | 1 | 5.1. | Виды волокон. Способ определения вида волокон и вида переплетения. | 2 | |
3.2. | Детский игровой фольклор. | 1 | 5.2. | Аппликация из ткани. Изготовление аппликаций способом ручного пришивания. Правила безопасной работы с ножницами и иглами | 4 | |
3.3 | Особенные календарные дни | 4 | 5.3 | Изготовление народных кукол. | 8 | |
5.4. | Мягкая игрушка. Виды. Технология изготовления. Изготовление театральных и объёмных игрушек. | 8 | ||||
Итого за три месяца: | 8 | 28 | ||||
Март – май | 4. | Блок «Муж да жена одна душа». | 5.5. | Машиноведение: части и детали ручной швейной машины. Правила безопасной эксплуатации. | 1 | |
4.1 | Роль и обязанности женщины в крестьянской семье. | 0.5 | 5.6. | Лоскутное шитье. Виды, технология, правила подбора материала, применение. Изготовление изделий в лоскутной технике. | 3 | |
4.2. | Женские рукоделия. | 1 | 5.7. | Изготовление простых швейных изделий машинным способом. | 4 | |
4.3. | Женский народный костюм | 1 | 5.8 | Ручная вышивка. Виды декоративных швов. Изготовление кукол в народных костюмах | 6 | |
4.4 | Роль и обязанности мужчины в крестьянской семье. | 0.5 | 6. | Блок «Лепной образ». | ||
4.5 | Традиционные ремесла и промыслы. | 1 | 6.1. | Основные приёмы лепки. Правила безопасной работы. | 2 | |
4.6 | Мужской народный костюм. | 1 | 6.2. | Знакомство с народными промыслами, связанными с лепкой из глины. | 2 | |
4.7 | Традиции гостеприимства. | 1 | 6.3. | Изготовление изделий из глины и пластилина в технике народной игрушки. | 4 | |
5. | Блок «Корни стары – ветки новы». | 7. | Итоговое занятие | 2 | ||
5.1. | Передача имени от предков к потомкам. Что означает наша фамилия. Семейное древо. | 1 | ||||
5.2. | Подвиги отцов и дедов. | 1 | ||||
5.3. | Особенные календарные дни | 2 | ||||
Итого за три месяца: | 10 | 24 | ||||
Итого в год: | 28 | 80 | ||||
Всего: 108 |
4. Содержание программы
4.1. Содержание программы первого года обучения
- Вводное занятие
Занятие 1. Знакомство с группой детей. Введение в игровую ситуацию. Основные материалы и инструменты, используемые в начальном декоративно-прикладном творчестве. Правила безопасности и личной гигиены.
Практическая работа: выполнение теста «Знакомство».
Раздел «Основы художественных промыслов»
Блок 1. «Природинки» Работа с природным материалом.
Занятие 2 .Экскурсия в парк. Знакомство с жителями чудесного леса – растениями их листьями и семенами.
Практическая работа: заготовка материалов (осенних листьев, семян, флористического материала).
Занятие 3. Рассматривание собранного материала. Составление плоской флористической композиции
Практическая работа: выполнение аппликация из засушенных листьев травы и цветов на тему: «Лето с нами»
Занятие 4. Правила работы с природным материалом, техника безопасность при работе с ножницами, шилом клеем. Технология изготовление объемных поделок из природного материала: семян, каштанов, желудей, орехов и т. д.
Практическая работа: изготовление объемных сувениров на тему: «Кто из леса к нам пришел».
Блок 2. «Бумажное чудо» Работа с бумагой.
Занятие 5. Виды бумаги, назначение. Правила сгибания и складывания.
Практическая работа: изготовление поделок «Самолетик», «Птичий клюв»
Занятие 7. Беседа об искусстве оригами. Чтение линий чертежа.
Практическая работа: изготовление поделок «Лодочка», «Пароход».
Занятие 8. Правила пользования ножницами, карандашом и линейкой. Резание по прямой.
Практическая работа: изготовление поделки «Вертушка»
Занятие 9. Резание по линиям разметки. Нанесение клея точечным способом
Практическая работа: изготовление поделки закладка.
Занятие10. Основные правила симметричного вырезания.
Практическая работа: вырезание «Снежинок» различной конфигурации.
Занятие11. Технология плетения из бумаги
Практическая работа: плетение «Коврика» из цветных полос.
Занятие12.Объемные поделки на основе бумажной полосы (технология гофрированной бумаги)
Практическая работа: изготовление полосы «Елочки», «Петушок»
Занятие13.Игрушки из бумаги. Мастерская деда Мороза.
Практическая работа: изготовление новогодних игрушек
Блок 3. «Ваятель» - 4ч. (практических -3) Лепка.
Занятие14.Знакомство с пластическим материалам – соленое тесто и основными приемами лепки: скатыванием, раскатыванием, расплющиванием, вытягиванием, сгибанием, присоединением. Выполнение рельефной композиции.
Практическая работа: лепка изделия «Бабочка» - рельефная лепка
Занятие15.Закрепление основных приемов лепки. Роспись изделия из солено теста. Цветоведения.
Практическая работа: роспись готового изделия «Бабочка»
Занятие16. Отработка и закрепление основных приемов лепки на объемной поделке из соленого теста.
Практическая работа: лепка поделки из цветного теста «Поросенок»
Блок 4. «Веселый лоскуток» - 3ч. (практических -3) Работа с тканью
Занятие 17, 18, 19 . Беседа о лоскутной пластике. Виды тканей.
Практическая работа: клеевая аппликация из лоскутов «Мухомор», «Бабочка», «Жук» и т. д.
Блок 5. «Народная кукла» - 4ч. (практических -3) Конусная кукла.
Занятие20. Беседа о народных куклах, народном костюме, театре кукол.
Практическая работа: изготовление конусной куклы «Русская красавица»
Занятие 21. Беседа о куклах-оберегах.
Практическая работа: изготовление куклы-скрутки «Шептунья»
Занятие 22. Виды ниток (хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, синтетические). Плетение из ниток.
Практическая работа: ниточная кукла «Мартинички»
Итоговое занятие – 1 час
Занятие 23. Игра – путешествие по Стране Мастеров. Подведение итогов. Анализ выполненных работ.
Клубные часы - 5 часов
Экскурсии. Мероприятия творческого характера.
Предварительный просмотр:
Конспект (сценарий) мероприятия для обучающихся первого года обучения (8-10 лет)
Тема: «Рыцарский турнир» - конкурс для мальчиков 8-9 лет, посвященный Дню Защитников Отечества.
Составила Бояркина Е. П. – педагог дополнительного образования МУ ДОД СЮТ г. Ржева
Цели и задачи мероприятия: патриотическое воспитание обучающихся; ознакомление с традициями русского народа и других народов мира; организация познавательного досуга, сплочение коллектива детей; развитие самоуверенности личности и самоутверждения.
Форма проведения: игра - конкурс
Оформление: Плакаты, воздушные шары, музыкальное оформление.
Оборудование: музыкальный центр, ручки, карандаши, фломастеры, писчая бумага, атрибуты для конкурсов.
Ход мероприятия
Звучит музыка, в зал, где сидят обучающиеся, входят два ведущих (1- ый ведущий - педагог, 2 –ой ведущий – ребенок, воспитанник объединения.)
1 Ведущий (педагог):
- Добрый день, дорогие друзья! Мы собрались сегодня с вами на праздник, который назвали «Рыцарский турнир». Мои юные друзья, вы знаете кто такие рыцари? (Дети отвечают)
2 Ведущий (ребенок): - Да. В средние века рыцарями называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжелые доспехи, были вооружены копьём и мечом. Рыцарский турнир — это военное состязание рыцарей в средневековой Западной Европе. Предположительно, турниры стали проводиться со второй половины XI века. Родина турниров — Франция.
1 Ведущий (педагог):
- Назначение турнира — демонстрация боевых качеств рыцарей, составлявших главную военную силу Средневековья. Турниры обычно устраивались королями либо баронами, крупными сеньорами по особенно торжественным случаям: в честь браков королей, принцев крови, в связи с рождением наследников, заключением мира и т. д. На турниры собирались рыцари со всех концов Европы. Любой турнир происходил публично, при широком скоплении феодальной знати и простонародья.
2 Ведущий (ребенок):
- Для турнира избиралось подходящее место вблизи большого города, так называемое «ристалище». Ристалище имело четырёхугольную форму и было обнесено деревянным барьером. Рядом воздвигали скамейки, ложи, палатки для зрителей. Ход турнира регламентировался особым кодексом, за соблюдением которого следили герольды, они называли имена участников и условия турнира. Сегодня мы исполняем роль герольдов.
1 Ведущий (педагог):
- Чтобы стать рыцарем, нужно было пройти специальную подготовку. Начиналась она, когда мальчику исполнялось семь лет: отец отдавал сына своему сеньору, и мальчик становился учеником рыцаря. За годы обучения он должен был овладеть семью рыцарскими искусствами: фехтованием, верховой ездой, стрельбой из лука, кулачным боем, соколиной охотой, сложением стихов и игрой в шахматы.
Скоро наша страна будет отмечать День Защитников Отечества, а как вы думаете, кого можно называть защитником Отечества?
(Дети отвечают)
2 Ведущий (ребенок):
- Самые главные защитники Отечества это наши солдаты и офицеры, которые проходят службу в российских войсках, их мы тоже можем назвать российскими рыцарями. Нашим участникам больше семи лет, поэтому они сегодня попробуют пройти все этапы нелегкого рыцарского воспитания, чтобы в дальнейшем стать настоящими Защитниками Отечества.
1 Ведущий (педагог):
- Наши испытания будут проходить в 5 этапов: на первом этапе мы представим наше уважаемое жюри и объясним правила состязаний; вторым этапом станет демонстрация выполнения домашнего задания; на третьем этапе наши участники сойдутся в различных испытаниях за звание рыцарей; на четвертом этапе мы проведем конкурс эрудитов и джентльменов; на пятом этапе мы подведем итоги состязаний и дадим клятву всегда с гордостью носить звание Рыцаря и Защитника Отечества, служить верой и правдой своей семье, своему городу, своей Родине.
2 Ведущий (ребенок):
- И так, мы начинаем наш рыцарский турнир (фанфары).
1. Ведущий (педагог):
- Дорогие друзья! Судить наш турнир любезно согласились милые, очаровательные и обаятельные дамы, которые организовали, совет милых дам. (Представляет членов жюри: мам, бабушек, сестер, подруг, одноклассниц). Милые дамы, прошу занять почетные места, судить честно и открыто (Звучит музыка и аплодисменты).
2 Ведущий (ребенок):
- А теперь просим познакомиться с полномочиями Совета милых дам. За победу в каждом туре Совет начисляет баллы - вот такие цветы-жетоны. Одна из дам, опускает, по мнению остальных, жетон в мешочек одной из команд на котором изображен герб рыцарства. Сегодня у нас соревнуются команды «Рыцари доброты», вот их герб и «Рыцари сердца», вот и их герб.
1 Ведущий (педагог):
- А сейчас я прошу команды показать свое домашнее задание, выступить с «рыцарским приветствием».
Домашнее задание – приветствие и представление рыцарских гербов команд
2 Ведущий (ребенок):
- Первой свое представлении покажет команда «Рыцари доброты». Они долго готовились дома и сейчас мы увидим и услышим, какие правила существуют в их рыцарском ордене, какие добрые дела они совершили, и как они готовятся к дальнейшей службе в российской армии.
Участники команды показывают свое приветствие, представляют герб, речевку и список добрых дел.
1 Ведущий (педагог):
- Вторыми выступает команда «Рыцари сердца», ребята тоже покажут нам свою домашнюю работу, свои достижения и успехи.
Участники команды показывают свое приветствие, представляют герб, речевку и список добрых дел.
2 Ведущий (ребенок):
- Все сегодня молодцы!
1 Ведущий (педагог):
- И не только сегодня, посмотрите, сколько добрых дел совершили участники команд за время подготовки к турниру!
2 Ведущий (ребенок):
- Уважаемые мамы, мы просим вас оценить первое состязание команд.
1 Ведущий (педагог):
- И так, первый цветок достается команде_________!
Звучат фанфары.
2 Ведущий (ребенок):
- Следующим этапом наших состязаний будет серия конкурсов на силу, ловкость и выносливость.
Я думаю, что и среди вас есть настоящие рыцари: сильные, ловкие, смелые, великодушные. И сегодня мы увидели, какая же команда будет удостоена этого звания.
1 Ведущий (педагог):
- Рыцари - прежде всего профессиональный воин. Из того, что он имел, самым важным было его вооружение и конь. Зачастую он сам следил, чтобы оружие находилось в порядке, не ржавело, а конь был накормлен, напоен и не застаивался в конюшне.
2 Ведущий (ребенок):
- Посмотрите, каких замечательных коней мы вам приготовили. Необходимо оседлать «скакуна», проскакать на нём по дороге с препятствиями до замка прекрасной дамы, вручить ей цветок и вернуться в свое рыцарство. Так поступает каждый член ордена. Победит та команда, дама которой быстрее соберет букет.
Проводится конкурс «Верховая езда».
1 Ведущий (педагог):
- Уважаемые мамы, мы просим вас оценить состязание по верховой езда.
2 Ведущий (ребенок):
- Что же ожидает рыцарей в следующем туре?
1 Ведущий (педагог):
- Им предстоит продемонстрировать умение стрелять из лука. Кстати, знаете ли вы, кто был самым знаменитым лучником?
Родители - Робин Гуд.
1 Ведущий (педагог):
- Верно! Робин Гуд – это защитник бедных, меткий стрелок, смелый и ловкий воин. Вот сейчас мы узнаем, кого из наших рыцарей можно назвать этим именем.
Проводится конкурс «Меткий стрелок».
2 Ведущий (ребенок):
- Дамы, подведите итог состязания.
1 Ведущий (педагог):
- А знаете ли вы, мои юные друзья, что было излюбленным развлечением баронов в средние века? (Родители и дети отвечают). Совершенно верно. Существовало несколько видов рыцарской охоты: псовая травля, соколиная охота, загонная охота.
2 Ведущий (ребенок):
- Какая охота будет у нас?
1 Ведущий (педагог):
- У нас будет загонная охота. Мы пропустили кулачные бои, которые были обязательным состязанием на Руси, поэтому мы совместили два конкурса в одном. Подайте боксерские перчатки. Уважаемые рыцари, надевайте перчатки. Вам предстоит загнать в эти силки (мешки) по очереди как можно больше дичи (мячи). У кого в силках окажется больше дичи, тот и победил в этом соревновании. Внимание! Рога трубят! Охота началась!
Проводится конкурс «Охота».
2 Ведущий (ребенок):
- Подсчитаем трофеи. Победителями стали _____________.
Уважаемые охотники, вы заслужили подарок за столь удачную охоту. Цветы от наших дам.
1 Ведущий (педагог):
- Рыцарский турниры - это прежде всего демонстрация боевых качеств рыцарей, а самыми боевым качеством является физическая сила и выносливость.
2 Ведущий (ребенок):
- Поэтому мы сейчас проведем конкурс силачей. Каждый из вас должен будет как можно больше подтянуться на турнике и отжаться от пола. Каждое правильно выполненное упражнение – плюс один балл. Дамы, считайте балы.
Проводится конкурс силачей.
1 Ведущий (педагог):
- Вот и закончился этап силовых испытаний. Наступает пора четвертого этапа состязаний.
1 Ведущий (педагог):
- Раньше существовали особые правила рыцарского этикета. Они предполагали изысканность и учтивость, умение вести себя в обществе. Рыцари умели сочинять стихи в честь дамы сердца. Наш следующий этап начинается с творческого конкурса.
2 Ведущий (ребенок):
- Вот вам рифмы. Прочитайте их, пожалуйста. Сейчас старшие рыцари приступят к сочинительству стихотворения из этих фраз, а юные рыцари пройдут за кулисы и начнут готовиться к следующему конкурсу. Приступайте.
1 Ведущий (педагог):
- А пока рыцари заняты сложением стихов в честь прекрасной дамы, мы проведем игру для болельщиков.
Проводится динамическая пауза для болельщиков.
2 Ведущий (ребенок):
- Внимание! Стихи о прекрасной даме читают___________.
Совет милых дам, прошу отдать свои голоса самому достойному. (Объявление результатов)
1 Ведущий (педагог):
- А теперь мы проверим вашу память и узнаем, как вы усвоили знания, полученные во время проведения наших состязаний.
2 Ведущий (ребенок):
- Я буду задавать вопросы о жизни рыцарей и проведении рыцарских турниров, а вы будите поднимать руку и отвечать на мои вопросы.
Проводится конкурсов «Знаток».
1 Ведущий (педагог):
- Подведем итоги: команда ____________ ответила правильно на_______ вопросов,
команда ____________ ответила правильно на_______ вопросов, Дамы отдайте «голос» победителям конкурса.
2 Ведущий (ребенок):
- Вот и закончился наш турнир, пора подвести итоги. Благодарим всех участников за активную игру.
Подводится итог соревнований. Награждаются победители
1 Ведущий (педагог):
- Вот и закончились наши испытания. Вы все сегодня названы рыцарями. Ваши мамы могут вами гордиться, а папы быть уверенны в том, что из вас получатся отличные Защитники Отечества. Мы надеемся, что участие в наших соревнованиях вам дало повод для дальнейшего изучения истории боевых заслуг как наших Защитников Отечества, так и отважных воинов и защитников других стран.
2 Ведущий (ребенок):
- До свидания, до скорых встреч.
Предварительный просмотр:
Конспекта внеклассного мероприятия для обучающихся первого года обучения (7-8 лет).
Тема: «Эстафета дорожных наук»
Составила Бояркина Е. П. – педагог дополнительного образования МУ ДОД СЮТ г. Ржева
Цели и задачи мероприятия: повторить и закрепить знания учащихся по ПДД; отработать умение выбирать верный маршрут по улицам города; повторить дорожные знаки; воспитывать внимание, навыки осознанного использования знания ПДД в повседневной жизни.
Форма проведения: игра-конкурс
Оборудование: плакаты по ПДД, дорожные знаки, карточки с заданиями для конкурсов.
Ход мероприятия
1. Вступительная часть
Кабинет украшен плакатами по правилам дорожного движения, дорожным знаками и рисунками детей.
Дети сидят за столами.
Ведущий. Ребята, мы живем в красивом городе с зелеными широкими улицами и переулками. По ним движется много легковых и грузовых машин, едут трамваи, автобусы. И никто никому не мешает. Это потому, что есть четкие и строгие правила для водителей машин и пешеходов. Перейти с одной стороны улицы на другую не просто. Помогают нам в этом три сигнала светофора: зеленый, желтый, красный. За порядком следит регулировщик. Он управляет движением. В руках у регулировщика палочка - жезл.
Но на наших улица не всегда мы можем видеть светофоры и регулировщиков, поэтому нам нужно знать правила дорожного движения. Все эти правила мы изучали с вами на занятиях, сегодня мы повторим их еще раз и подведем итоги нашего обучения. И так, начинаем нашу «Эстафету дорожных наук».
Победитель будет награжден дипломом «Отличник-пешеход». Конкурсы эстафеты будут оцениваться жюри следующим образом, за каждый правильный ответ команда получит светофорчик, в конце мы подсчетам все светофоры, и та команда у кого их будет больше, станет победителем конкурса.
2. Основная часть
Ведущий: - Начинаем первый конкурс домашнее задание «Представление команд». Команды пожалуйте на сцену.
Проводится конкурс домашнее задание «Представление команд».
Ведущий: - На дом вам было дано задание, повторить дорожные знаки, поэтому мы сейчас посмотрим, как вы справились с этим заданием и проведем конкурс «Дорисуй дорожный знак».
Каждая команда получает карточку с дорожными знаками, где необходимо дорисовать недостающие элементы. Команды выполняют задание, а ведущий проводит с болельщиками подвижную игру «Светофор».
Подводится итог конкурса.
Ведущий: - Молодцы! Все справились с домашним заданием, теперь мы, вспоминая все пройденное на наших занятиях по правилам дорожного движения, составим правильный маршрут движения ученика в школу. Всем вам я раздам кару с изображением участка города, а вам нужно будет на ней проложить правильный и безопасный маршрут движения ученика.
Каждому участнику раздается рисунок-схема «Путь ученика в школу в городе», проводится конкурс «Мы идем в школу». Оценка конкурса проводится следующим образом: за каждую правильную работу дается один бал команде участника.
Ведущий: - Следующий конкурс – конкурс-игра для капитанов. «Есть сигналы светофора, подчиняйся им без спора». Капитаны подойдите ко мне, я буду читать стихи, а вы должны будите отгадать сигнал светофора и поднять соответствующий по цвету круг.
Проводится конкур капитанов.
Ведущий: - Следующий конкурс вопросов и ответов.
Вопросы для первой команды:
Когда надо начинать переход улицы, если на перекрестке есть светофор?
Кому дает команды пешеходный светофор?
Для чего предназначен “островок безопасности”?
Вопросы для второй команды:
Где находится “островок безопасности”?
Где пешеходы должны ходить, находясь на улице?
Где должны ходить пешеходы, если нет тротуара?
Почему по тротуару надо идти по правой стороне?
Сколько сигналов у светофора?
Ведущий: - Молодцы ребята, подсчитаем балы. Подведем итог этого конкурса.
Ведущий: следующий конкурс заключительный, он называется «Опознай нарушителя». Один человек из команды берет листок с заданием, на котором описаны действия нарушителя правил дорожного движения, участник конкурса должен показать пантомиму «Действия нарушителя», а члены другой команды определить, кого и что изображает участник конкурса.
Проводится конкур «Опознай нарушителя».
Ведущий: - Здорово, у вас хорошо получается изображать нарушителей правил дорожного движения, надеюсь, вы не тренировались на улицах нашего города. Нет, конечно, вы у меня все молодцы и на пять знаете правила дорожного движения и умеете их соблюдать. А теперь давайте подведем итоги нашего соревнования.
Ведется подсчет балов. Награждаются победители.
3. Заключительная часть.
Ведущий: - Сегодня мы повторили правила дорожного движения и узнали много нового и интересного. ПДД очень важны. Знать их должен каждый взрослый и каждый ребенок. Даю вам домашнее задание: никогда не нарушайте правил дорожного движения, делайте замечания своим друзьям, нарушившим эти правила и тогда у нас не будет несчастных случаев на дорогах, вы вырастете крепкими и здоровыми.
Составила – педагог дополнительного образования МУ ДОД СЮТ г. Ржева Бояркина Е. П.
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
педагога ДО МУ ДОД СЮТ г. Ржева Бояркиной Е. П.
Тема: «Что такое календарь?»
Цель: познакомить с календарем и его видами, дать знания последовательности времен года, месяцев в году, дней в неделе, способствовать развитию сенсорных эталонов.
Оборудование: календарь настенный, календарь отрывной, календарь перекидной, народный календарь, фланелеграф, комплект карточек «Круглый год», литературный ряд.
Ход занятия
Воспитатель: показывает детям фланелеграф на котором висят различные календари.
- Ребята, посмотрите, что у нас здесь висит?
Дети отвечают
- А вы знаете, что такое календарь?
Дети отвечают
Воспитатель:
- Календарь – это прибор для измерения времени. Вы все знаете, что для измерения времени в каждом доме есть часы. Часы считают секунды, минуты и часы, а календарь считает дни, недели и месяцы. Календарь придумали люди давно. Они наблюдали за Землей, Солнцем, Луной, звездами и заметили что через какое - то время все наблюдаемые явления повторяются заново. Тогда для распорядка своей жизни они разделили год на четыре сезона, 12 месяцев, 52 недели и 365 дней. Как часы у всех дома разные, так и календари тоже бывают разные: отрывные настенные, календари - плакаты, календари – открытки, перекидные календари. Вот посмотрите, какие календари я вам принесла.
Дети рассматривают календари.
Воспитатель:
- Посмотрите на этот календарь.
Воспитатель показывает на календарь – плакат.
- Что на нем изображено?
Дети отвечают
Воспитатель:
- Видите, здесь расположены 12 столбиков с четырьмя рядами цифр от одного до 30 или 31, а в одном столбике цифры заканчиваются на цифре 28. Столбиками на календаре изображены месяца, рядами показаны недели, цифрами обозначены дни месяца. Давайте посчитаем, из скольких месяцев состоит год? Правильно, из 12 месяцев. А теперь отгадайте загадку.
Стоит дуб,
На дубу двенадцать гнезд
На каждом гнезде
По четыре синицы,
У каждой синицы
По четырнадцати яиц:
Семь беленьких
Да семь черненьких.
Двенадцать братьев
(Год, месяцы, недели, дни и ночи).
- Что это? дуб – это год, двенадцать гнезд – это двенадцать месяцев.
- Как вы думаете, почему в каждом гнезде по четыре синицы?
Дети отвечают
- Потому что все месяцы делятся на сезоны, четыре времени года. Как они называются? У каждого сезона «свое лицо». Вот отгадайте, о каком времени года я говорю.
Отпели метели, звенят капели.
Грачи прилетели, на полях сели.
(весна)
Солнце ясное, погода прекрасная.
Цветет ромашка на лугу.
И мы с тобой лежим в стогу.
(лето)
Алеют ягоды рябины,
Лист желтый бьется на ветру.
И мы в свои кладем корзины
Грибочки рано поутру.
(осень)
Солнце холодное светит над нами,
Нос свой и уши согреем руками.
Сядем мы в санки, поедем кататься.
Как бы нам с горки в сугроб не забраться.
(Зима)
Дети отгадывают загадки.
Воспитатель:
- Молодцы ребята, а теперь давайте поиграем в игру «Когда это бывает».
Проводится дидактическая игра «Когда это бывает».
Воспитатель:
- Здорово у нас получается, молодцы!
- А теперь посмотрите на этот календарь. Воспитатель показывает настенный народный календарь (приложение 4). Это не обычный календарь а нем все времена года и месяца расположены по кругу, как, бы говоря о том, что у времени нет конца, оно циклично, один круг – один цикл, а потом все начинается с начала. В народе говорили: «Время что мельница, кругом вертится, все перемелется». Народный календарь придумали давно. Люди любили природу, жили с ней дружно. Из года в год наблюдали за погодой, состоянием растений, поведением животных, примечали изменения и повторяющиеся явления, так были придуманы народные приметы. Народные примете говорят о будущей погоде, о том какой будет урожай.
Например, сейчас у нас кокой идет месяц?
Дети отвечают: Ноябрь.
Воспитатель: Правильно, вот послушайте какие приметы придумали люди о ноябре: «В ноябре зима с осенью борется», «Ноябрьские ночи до снега темны», «В ноябре снегу надует – хлеба будут».
В народно календаре каждый день имел свое название. Вот сегодня 8 ноября – Дмитриев день. О сегодняшнем дне тоже есть приметы: «Дмитриев день – зима лезет на плетень», «Коли Дмитриев день по снегу, то Святая Пасха по холоду».
Итог занятия:
- Итак, ребята, сегодня мы с вами познакомились с таким замечательным изобретение как календарь.
- Что такое календарь?
- Для чего нам нужен календарь?
- Сколько месяцев в году?
- Сколько существует времен год?
Заключение: Значит календарь это прибор для измерения времени. На календаре показаны дни, недели, месяцы. Весь год делится на сезоны в каждом сезоне три месяца. О том, что такое месяцы, недели и сутки вы узнаете на следующем занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественное ремесло
Презентация может использоваться в качестве сообщения по теме "Культура и искусство Руси X-XII вв....
Тема: Рукоделие. Художественные ремесла.- урок "Вязание крючком"
урок технологии 7 класс "Вязание по кругу"...
Конспекты уроков к разделу " Художественные ремесла" 5 класс
Конспекты уроков...
Нетрадиционный урок-путешествие по технологии для 7 класса "Путешествие в страну рукоделия" (раздел "Художественные ремесла").
Данную разработку можно использовать для проведения внеклассного мероприятия, повышающего интерес обучающихся 7 класса к предмету технология и подготавливающего младших школьников к изучению предмета ...
Конспект урока "Художественные ремесла"
Конспект урока раздела Художественные ремесла предмета технология. О видах декоративно-прикладного искусства и ремесле плетения поясов дерганьем на пальцах. К уроку есть презентация....
Вышивка как образец народного художественного ремесла
Конспект итогового урока технологии в 6 классе (раздел "Вышивка")...