Программа "Сувенир. Основы народоведения и художественного ремесла"
материал на тему

Программа предназначена для работы с детьми 6-10 лет в системе дополнительного образования детей или организации и проведения внеурочной деятельности обучающихся ОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей      «Станция юных техников» города Ржева

  СОГЛАСОВАНО                                                                         УТВЕРЖДАЮ

на методическом совете МУ ДОД СЮТ                                       Директор МУ ДОД СЮТ       Протокол №_________                                                              __________Н. Н.  Муратова

                             

«____»_______________  2013 г.                                         «_____»____________2013 г.

 

Дополнительная образовательная программа

«Сувенир. Основы народоведения и художественных  ремесел»

для кружка «Сувенир» МУ ДОД СЮТ г. Ржева

на  3 года обучения,   детей 6- 12 лет

Руководитель

педагог ДО Бояркина Е. П.

«10» августа  2013 г.

 

г. Ржев Тверская область

2013 г.

1. Пояснительная записка.

Надо ли говорить, что труд – основа жизни, а ремесло – одна из наиболее необходимых и древних сфер человеческого бытия. Если ребенку с малых лет привили любовь к труду и умение трудиться, то о его будущем можно не беспокоиться. Такой человек будет крепко стоять на ногах, не бояться трудностей, уметь работать головой и творить чудеса руками.

Ручной труд издавна используется во многих прогрессивных системах образования в качестве эффективного средства для развития интеллекта и психики учеников.

Разумеется, не всякий ручной труд может иметь такое значение. Если на первый план выдвигается овладение только практическими приемами и технологиями, то результатом будет, лишь «набитая» рука, а не развитие личности. В свете современных требований к образованию ручные умения и владение технологиями могут выступать лишь в качестве средств, но никак не цели обучения, особенно в младшем школьном возрасте. Ручной труд должен быть, прежде всего, средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих  сил, а так же способом воспитания,

тем более это актуально сегодня, когда воспитание стало важнейшей частью образовательного процесса.1  (Письмо Министерства образования РФ от 2 апреля 2002 года № 13-15-28/13. О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях.)

Значит, сегодня очень важно научить ребенка трудиться, почувствовать силу, ловкость и аккуратность своих рук, ясность и пытливость ума и не забывая о красоте, благородстве и чистоте души.

Как нельзя лучше для достижения этой цели подходят занятия различными видами декоративно-прикладного творчества в объединениях дополнительного образования. Ведь кружки, студии, мастерские – это особая среда, где дети не только учатся трудиться, но и имеют широкие возможности для разнообразных форм общения, творческой самореализации, духовного развития, получения богатого опыта гражданского поведения и профессиональной ориентации.

Работая не первый год в дополнительном образовании, мы пришли к выводу, что самым плодотворным возрастом для приобщения ребенка к художественному труду и привитию ему потребности в постоянном творчестве является период обучения в начальной школе.

Психологи доказали, что именно в этом возрасте ребенок пытается самоутвердиться, проходит школу познания: «Что я умею? Что я стою?». Он старается испытать себя в различных видах деятельности, «попробовать все дела на вкус». Очень важно помочь ему в этот период пройти «дорогу познаний», самоутвердиться. Но также важно не забывать о становлении духовных идеалов, привитии общечеловеческих ценностей, воспитании культуры.

Культура имеет национальные особенности, тесно связана с культом предков, с их обычаями, обрядами, традициями, сказками и верованиями. Значит, ребенка нужно знакомить и с этим – это культурно-нравственная сторона, то есть решать двуединую задачу.

Найти программу, удовлетворяющую все эти требования, нам не удалось, поэтому было принято решение создать программу «Сувенир. Основы народоведения и художественного ремесла».

Эта программа специально разработана и направлена на комплексное решение воспитательных и образовательных задач в объединениях декоративно-прикладной направленности. Она предназначена для ознакомления детей младшего и среднего школьного возраста (6-12 лет) с основами различных видов декоративного прикладного творчества, а также формирования у них духовно-нравственных качеств через культурно-исторические и этнографические знания.

1.2. Цель программы – с помощью системы знаний создать условия для формирования творчески-активной, духовно-развитой личности; пробудить интерес к дальнейшим занятиям декоративно-прикладным творчеством.

В основу программы положены следующие принципы:

-  принцип доступности, так как следует учитывать возраст учащихся, их образовательный уровень и физические возможности;

- принцип последовательности – «от простого к сложному», так как необходимо учитывать специфику данного вида творчества и постепенность усложнения приемов и техники работы;

- принцип связи теории с практикой, так как практика закрепляет теорию, нарабатывает навыки, развивает творческое мышление и фантазию;

- принцип индивидуальности, так как необходимо помнить, что каждый ребенок – личность и результат его обучения и воспитания зависит от позиции ребенка в образовательном процессе, от его желаний и возможностей.

1.3. Задачи программы:

Развивающие:

- привить интерес к декоративно-прикладному творчеству;

- способствовать развитию фантазии, ассоциативного, образного и логического мышления;

- развить психомоторные качества личности, особенно мелкой моторики и мышц;

- создать условия для раскрытия творческого потенциала каждого, его самореализации;

- дать возможность свободно творить, опираясь на базу полученных знаний, умений и навыков.

Образовательные:

- ознакомить с различными видами декоративно-прикладного творчества и народными промыслами;

- сформировать определенную базу знаний, умений и навыков, необходимых при обработке различных материалов: текстильных, природных, бытовых и промышленных отходов, бумаги;

- обучить безопасной работе с оборудованием, инструментами и приспособлениями;

- научить понимать и уважать национальные традиции своего народа и других народов России.

Воспитательные:

- способствовать патриотическому, эстетическому и трудовому воспитанию;

- воспитать чувство национального достоинства, культуры межнационального общения через знания национальных традиций, календарно - и семейно-обрядовой культуры;

- сформировать культуру  общения с микро - и макроколлективом.

1.4. Характеристика программы:

По виду деятельности данная программа является художественной, прикладной, многопрофильной, профессионально-ориентированной; по форме реализации – групповой и индивидуальной; по продолжительности реализации – трёхгодичной; предназначена для обучения учащихся начальной школы не зависимо от половой принадлежности.

Программа является унифицированной, так как создана в результате переработки и адаптации к условиям объединения дополнительного образования следующих программ общеобразовательной школы: «Изобразительное искусство и художественный труд», авторского коллектива и научного руководителя Шпиковой Т.Я.; «Моя народная кукла», Демидовой Н.Г.; «Художественно-конструкторская деятельность (основы дизайна образования)», Колышевой Н.М.; Факультативный курс «Введение в народоведение», Новицкой М.Ю.; «Трудовое обучение. Школа мастеров», Геронимус Т.М.; «Обработка материалов», Огерчук Л.Ю.

1.5. Отличительные особенности программы.

Отбор материала и внутренняя его организация, в рамках общей проблематики программы, подчиняются необходимости решения двуединой задачи.

С одной стороны, требуется показать самобытность и неповторимость своеобразия русской народной культуры, научить понимать художественный язык народного творчества.

С другой стороны, необходимо сориентировать детей на ручной труд, научить работать головой и руками, создать условия для раскрытия их творческого потенциала, самореализации.

Поэтому особое внимание в программе уделено формированию у учащихся целостного восприятия духовности и созидания, опираясь на опыт предков, человек может достигнуть вершин совершенства, сможет жить в мире и согласии с природой, соплеменниками, с самим собой.

Программа имеет цикличный характер, она тесно связана с народным календарём. Как русский крестьянин целиком исходил из реальных климатических условий и сроков их продолжительности при планировании своих работ, так и в программе, содержание которой разделено по видам обрабатываемых материалов каждой работе своё время.

Осенью работают с природным материалом и бумагой, опираясь на народные традиции – собирать урожай в это время года, благодарить землю за ее плоды и готовиться к долгой зиме.

Зимой же – вслед за Параскевой - пятницей, приступают к рукоделию: изучают основы плетения, шитья, вышивки, изготовления рукотворной куклы, знакомятся с видами волокон, узнают историю ткачества.

Весной, когда «поспевает глина» знакомятся с художественными промыслами, учатся лепить из пластилина, солёного теста, глины, работают с бросовым материалом, отмечают весенние праздники, готовят обрядовые блюда, знакомятся с традициями других народов.

Летом, в лагере дневного пребывания, занимаются сбором материалов, путешествуют, изучают историю родного края, наблюдают за природой, готовят эскизы будущих работ.

Активная творческая деятельность учащихся обеспечивается интеграцией разрозненных дисциплин: родиноведением (с постижением народной философии и психологии), природоведением (со знанием народного календаря), трудового обучения (с умением работать с различными материалами и инструментами), занятием декоративно-прикладным искусством.

Процесс обучения и воспитания в программе проходят в комплексе, то есть объединяются общим тематическим и проблемным стержнем занятий: «тематические», где педагог и дети размышляют над смыслом тех или иных сторон народного миросозерцания, и занятия «практические», на которых дети учатся сами воплощать этот самый смысл, играя в народную игру, выполняя игровую и обрядовую атрибутику, элементы народной утвари, игрушки, готовят народные кушанья, постигают азы декоративно-прикладного творчества.

Таким образом, круглый год ребенок учится, узнаёт много нового, общается со сверстниками и взрослыми, творит, самореализуется.

1.6. Структура и содержание программы.

Программа имеет два раздела:

1 раздел – «Основы художественных ремесел»,

2 раздел – «Основы народоведения».

Оба раздела учащиеся проходят одновременно на протяжении трёх лет обучения.

1 раздел обучения представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются из года в год.

За период обучения учащимся предстоит познакомиться с самыми различными поделочными материалами и овладеть способами их обработки. Хотя технология является лишь средством, а не самостоятельной целью программы, само это средство должно быть надёжно освоено. Учащиеся должны уметь качественно обрабатывать различные материалы, чтобы использовать их как средство в создании выразительных вещей.

Весь 1 раздел условно разбит на блоки. В названии блока «закодированы» вид изучаемого материала и способы работы с ним. Блок включает темы, связанные с историей происхождения материалов, приёмами их обработки, инструментами и оборудованием необходимыми для работы, а также виды декоративно-прикладного творчества и художественных ремесел связанными с обработкой этих материалов.

Например, блок «Тряпичное дело» на 1 году обучения разбит на темы: «История ткачества»,  «Классификация волокон или материаловедение», «Правила безопасной работы с иглой, булавкой и ножницами. Организация рабочего места», «Аппликация из ткани», «Виды ручных швов», «Мягкая игрушка» и так далее.

На втором году обучения к темам этого блока добавляется: «Вышивка», «Рукотворная кукла», «Машиноведение», «Лоскутное шитье».

Чтобы результатом обучения стала всесторонне развитая личность, а не лишь набитая рука, то параллельно с 1 разделом изучаются, и темы 2 раздела «Основы народоведения». Это позволяет раскрыть многообразие связи предметной практической деятельности человека с его историей и культурой, а также с миром природы. Каждый год обучения является ступенью в познании этих связей.

Главным в содержании обучения является нравственно-эстетический и социально-исторический опыт человечества, отраженный в материальной культуре.

Раздел «Основы народоведения» включает следующие блоки:

  • «Вслед за солнышком живём. (Человек и природа в народной культуре) – на первом  и втором годах обучения;
  • «Без корня и полынь не растёт. (Человек и семья)» - на третьем году обучения;

Причём название этих блоков является и сюжетом года, то есть единым проблемным стержнем объединяющим «теоретические» и «практические» знания.

Например, сквозная сюжетика первого года обучения «Вслед за солнышком живём» построена на освоении мировоззренческой проблемы «Единство годового круга жизни природы и человека».

Календарно-обрядовая деятельность народа предстанет перед детьми, как способ, с помощь которого люди раньше выстраивали свои взаимоотношения с природой, планировали свою жизнь и работу. Сами же учащиеся, вслед за солнышком будут учиться работать с природным и текстильным материалами, бумагой, глиной, изучать народные промыслы и ремёсла.

Графически структура программы выглядит следующим образом.

Год обучения

Блоки 1 раздела

Блоки 2 раздела

I

Природинки

Бумажное чудо

Раз косичка, два косичка

Тряпичное дело

Лепной образ

Чудеса превращения

«Вслед за солнышком живём (Человек и природа)»

II

«Вслед за солнышком живём (Человек и природа)»

III

«Без корня и полынь не растёт (Человек и семья)»

1.7. Краткая характеристика участников образовательного процесса

 и места проведения занятий.

Так как реализация программы предполагает комплексное решение обширных образовательных и воспитательных задач, то представляется невозможным решить их силами, знаниями и способностями одного педагога.

Поэтому необходимо привлечь к образовательному процессу лица, обладающие специальными знаниями и возможностями.

например, участниками  образовательного процесса могут стать:

  • педагог или несколько педагогов дополнительного образования, имеющие среднеспециальное или высшее образование и мотивацию к личностному развитию – как преподаватели-руководители и воспитатели объединения;
  • учащиеся начальной школы – как обучаемые и воспитуемые;
  • классные руководители и воспитатели групп продленного дня – как связующее звено между школой и объединением;
  • родители учащихся – как главные заинтересованные лица в воспитании и обучении детей;
  • методист учреждения – как помощник и учитель педагога объединения;
  • священослужители, работники культуры и другие частные лица – в роли гостей, приглашенных для беседы, лекции , а так же в роли экскурсовода или хозяина помещения, посещаемого во время экскурсии и другие заинтересованные лица.

Место проведения занятий.

Занятия объединения могут проводиться как в стенах учреждения ДО, так на территории других заведений города, области: школах, детских садах, выставочных залах, дворцах культуры, спортивных комплексах, предприятиях лёгкой промышленности, церквях и храмах, библиотеках.

1.8. Ожидаемый результат и способы их оценки.

ожидаемый результат данной программы отсрочен во времени. конечный результат – это формирование творческой личности ребенка; умеющего проецировать полученные в ходе освоения образовательной программы знания и умения на деятельности, преобразующего окружающую действительность. Положительным результатом образовательной деятельности является самоопределение ребенка – жизненное социальное, личностное и профессиональное, то есть, если после окончания данного курса обучения воспитанник может продолжить занятия в любом другом объединении  ДО он будет иметь знания и навыки в работе с различными материалами и инструментами, представление о народных традициях, промыслах и истории родного края, а так же постоянную потребность в творчестве и самовыражении, то можно сказать, что цели программы достигнуты.

Промежуточными результатами являются участие работ учащихся в различных выставках и конкурсах детского творчества: итоговых выставках внутри объединения, городских, областных и региональных.

При оценки усвоения программы применяются такие методы диагностики как, собеседование, наблюдение, анкетирование, выполнение отдельных заданий, тестирование. Образцы некоторых из них даны в приложении на стр.______

Перечень конкретных знаний и умений следует далее в разделе «Содержание программы».

2. Методическое обеспечение программы

2.1 Организация образовательного процесса,

методы и формы работы.

Как уже говорилось ранее, настоящая программа предназначена для работы с учащимися начальной и средней школы. Рекомендуемый возраст для обучения 6-12 лет. Время обучения 3 года.

Количество обучающихся в группах зависит от формы занятий, возраста воспитанников, специфики технологии обработки материалов и определенно уставом учреждения:

- при групповой форме занятий 10-15 человек;

- при индивидуальной  в смешанной группе 6-10 человек.

Формы занятий зависят от контингента обучающихся:

  •  групповые – для определенных классов средней школы и групп продленного дня, изъявивших желание заниматься в объединение внеурочной деятельностью;
  •  индивидуальные – для учащихся разных школ и классов, объединенных в группы по интересам, возможностям и способностям.

Учитывая то, что дети, приходящие в учреждение дополнительного образования, как правило, разновозрастные, разноодаренные, с разной степенью подготовки и разной мотивацией, мы пришли к выводу, что необходимо создать разноуровневую программу, которая позволит учесть особенности каждого ребенка.

Первый уровень – ознакомительный «Сувенирная лавка», который рассчитан на 30 часов, занятия 1 раза в неделю по 1 часа.

Ознакомительный уровень предполагает знакомство воспитанников с основами декоративно-прикладного творчества, особенностями используемого в работе материала, обучением навыкам в пользовании основными инструментами, освоении простейших технологических приёмов в работе с бумагой, природным и текстильным, бросовым материалами, пластилином. Первичный опыт участия в представлении своих работ на итоговых выставках внутри объединения.

Сквозная тематика всего раздела «Вслед за солнышком живём», предполагает знакомство с народным календарём, календарными обрядами, народным фольклором.

Второй уровень – репродуктивный, является основным курсом «Мастерская».

Раздел рассчитан на 66 часа, 1 занятия в неделю по 2 часа.

На данном этапе предлагается более углублённое изучение технологии обработки ткани, бумаги, работы с природным материалом, лепки из солёного теста и глины, знакомство с обрядовыми костюмами при  изготовлении рукотворных кукол, знакомство с народной и обрядовой кулинарией. На этом этапе воспитанники готовят свои изделия для участия в городских выставках. Сквозная тематика всего раздела, так же как и на первом году обучения,  «Вслед за солнышком живём», но она  предполагает  более глубокое знакомство с народным календарём, календарными обрядами, народным фольклором.

Третий уровень – допрофессиональный – специальный раздел «Мастер-класс».

Раздел рассчитан на 108 часов, 1 раза в неделю по 3 часа.

Спецраздел рассчитан на творчески одаренных воспитанников, которые прошли обучение на первых двух ступенях.

Программа посвящена наиболее сложной технике в художественной обработке: природного материала (флористике), работе с соломкой, ткани (гельошированию, вышивке, изготовлению искусственных цветов), бумаги  (бумагопластике и конструированию).

Обучение предполагает свободное творчество на основе полученных знаний. Изделия, созданные воспитанниками, демонстрируются на районных, областных и региональных выставках, а так же участвуют в выставках-распродажах при проведении таких мероприятий как «Праздник урожая», «Рождественское чудо», «Масленица» и так далее.

Данный раздел является подготовительным для дальнейшего обучения в объединениях имеющих профессионально-ориентированный уровень освоения, например  «Школа кройки и шитья», студиях и коллективах детской моды, дизайн и так далее.

Кроме того, содержание программы предусматривает материал по истории костюма, знакомство с символикой в русском декоративно-прикладном искусстве, знакомство с орнаментальным изображением, ознакомление с костюмами народов России. Сквозная тематика этого раздела «Без корня и полынь не растёт» раскрывает роль семьи в жизни каждого человека и семьи как частички всего человеческого общества. Учащиеся знакомятся с семейными обрядами, терминами родства, составляют семейное дерево, изготавливают предметы домашнего обихода, подарки для близких и родных, девочки «готовят приданное».

Первоначальное деление на разделы идёт в начале года, здесь учитывается лишь возраст учащихся. Далее в течение учебного года педагог имеет возможность перевести воспитанника на другой уровень, до этого он должен отследить результаты  обучения, учесть умственные, творческие и физические возможности ребенка. С помощью анкетирования, тестирования, наблюдения, собеседования провести диагностику, мониторинг. Результаты зафиксировать в карточке учета результатов (приложение стр._____).

Перевести воспитанника на другой уровень нужно не заметно для него, то есть не из группы в группу, а стараться дифференцировать задания и предметную деятельность непосредственно на занятии.

Таким образом, дифференцированный подход, формирующий знания и умения воспитанников, позволит создать условия для выбора учащимися деятельности в соответствии со своими возможностями для получения удовлетворения от достигнутых результатов.

Этому способствует комплекс методов, форм и средств образовательного процесса.

Основными формами образовательного процесса являются: практическое учебное занятие, экскурсии, выставки, игры, праздники, конкурсы, «творческие дни» (дни свободного творчества учащихся, то есть учащиеся в такие дни имеют возможность выбрать вид деятельности, материал для работы и выполнить работу самостоятельно, опираясь на ранее приобретенные знания и навыки).

Основными методами являются:

  • диалогический – непосредственный диалог учащегося с педагогом, учащегося с учащимися, учащегося со специально приглашёнными гостями;
  • объяснительно-иллюстрированный, используется при объяснении нового материала в виде рассказа, объяснения, демонстрации таблиц, готовых образцов, способов выполнения работы;
  • репродуктивный или метод «делай как я», используется при необходимости наглядного показа способов выполнения работы, использования инструментов, отработке навыков;
  • эвристический метод всегда присутствует на занятиях. Учащимся предлагается много способов выполнения работы, оформления поделок, он выбирает одно из предлагаемых средств или придумывает свой вариант решения;
  • игровой – это профилирующий метод,  так как учащиеся младшего школьного возраста ещё устают от нудного объяснения, теряют внимание, интерес к обучению и работе. Этот метод используется и в мотивации, и в объяснении, и в подведении итогов.

Все методы используются в комплексе, дополняют и расширяют друг друга. Обучение строится по схеме: объяснение – повтор – накопление – воспроизводство – импровизация.

3. Тематический план

3.1. Тематический план занятий первого года обучения

«Сувенирная лавка».

Сроки

Разделы, блоки, темы, количество часов

                                  Сентябрь - ноябрь

№ п/п

Раздел «Основы народоведения»

Кол-во часов

№ п/п

Раздел «Основы художественных промыслов»

Кол-во часов

1.

Блок «Осень – начало года»

1.

Вводное занятие. Тест «Знакомство». Правила техники безопасности.

1

1.1.

«Осенины – осени именины»

1

2.

Блок «Природинки». 

1.2.

Покров – всему развязка

0,5

2.1.

Виды природного материала. Способы заготовки и хранения.  Правила безопасной работы с инструментами и материалами.

1

1.3.

Пораскева пришла – рукоделье принесла

1

2.2.

Аппликация из природного материала (листья, травы, цветы)

1

1.4.

Кузьминки – об осени поминки. Праздник посвящения в рукодельники.

0,5

2.3

Фигурки-сувениры из природного материала

1

3.

Блок «Бумажное чудо»

3.1.

Основные приёмы работы с бумагой. Правила работы с ножницами и клеем. Изготовление изделий в техники оригами.

1

3.2.

Аппликация из бумаги: виды и способы изготовления. Изготовление объемной аппликации.

1

3.3.

Бумагокручение, работы в технике «Квиллинг».

1

Итого за три месяца:

3

7

Декабрь – февраль

2.

Блок «Зима – земля спит, народ веселится»

3.4

Объемные изделия из бумаги и картона.

1

2.1.

Новый год встречай, пост не забывай!

1

3.4

Игрушки  на конусе из бумаги и картона

1

2.2.

Рождество – светлый праздник. Святки, колядки.

1

4.

Блок «Раз косичка, два косичка»

2.3.

Стретенье – зима с весной встречаются.

1

4.1.

Виды волокон. Способы плетения. Изготовление изделий способом переплетения кос

1

4.2.

Изготовление  объёмных изделий из кистей и помпонов.

2

5.

Блок «Тряпичное дело»

5.1

История ткачества.  Знакомство со швейным делом. Техника безопасности. Изготовление игольницы.

1

Итого за три месяца:

3

6

                       Март – май

3.

Блок «Матушка весна всем красна»

5.2

Аппликация из ткани. Изготовление изделий в технике плоской аппликации на клею.

1

3.1.

Масленица – веселуха

1

5.3

Виды ручных швов. Изготовление игрушек

2

3.2.

Сорокоуст пришёл. Жаворонки прилетели.

1

5.4

Вышивка. Простые швы.

Изготовление открытки в технике «Скрапбукинг»

1

3.3.

Пасха. В день свят суеты спят, душа радуется.

1

6.

Блок «Лепной образ»

3.4.

«Про отцов помнить от века завещано».

0,5

6.1

Изготовление аппликаций из солёного теста и ткани.

2

3.5.

«Прощай весна! Здравствуй лето красное!»

0,5

7.

Итоговое занятие

1

Итого за три месяца:

4

7

Итого за год:

10

20

        Всего:                                                                                                                     30 часов

3.2. Тематический план занятий второго года обучения «Мастерская».

Сроки

Разделы, блоки, темы, количество часов

                                  Сентябрь - ноябрь

№ п/п

Раздел «Основы народоведения»

Кол-во часов

№ п/п

Раздел «Основы художественных промыслов»

Кол-во часов

1.

Блок «Осень – начало года»

1.

Вводное занятие. Тест «Проверка знаний 1». Правила техники безопасности.

2

1.1.

«Осенины – осени именины»

1

2.

Блок «Природинки». 

1.2.

Покров – всему развязка

0,5

2.1.

Виды природного материала. Способы заготовки и хранения.  Правила безопасной работы с инструментами и материалами. Заготовка материала.

2

1.3.

Осеннее новолетие (осенние праздники)

0,5

2.2.

Апплтикация из природного материала (опилки, семена, крупа, мох, ветки, кора)

2

1.4.

Пораскева пришла – рукоделье принесла

1

2.3

Фигурки-сувениры из природного материала

2

1.5

Кузьминки – об осени поминки. Праздник посвящения в рукодельники.

1

3.

Блок «Бумажное чудоо»

1.6

Особенные календарные дни

2

3.1.

Основные приёмы работы с бумагой. Правила работы с ножницами и клеем. Изготовление изделий в техники оригами.

2

3.2.

Аппликация из бумаги: виды и способы изготовления. Изготовление объемной аппликации.

2

3.3.

Бумагокручение, работы в технике «Квиллинг».

4

Объемные изделия из бумаги и картона. Работы в технике «Бумагопластика».

4

Итого за три месяца:

6

20

декабрь – февраль

2.

Блок «Зима – земля спит, народ веселится»

3.4

Объемные игрушки  из бумаги и картона

2

2.1.

Новый год встречай, пост не забывай!

2

4.

Блок «Раз косичка, два косичка»

2.2.

Рождество – светлый праздник. Святки, колядки.

2

4.1.

Виды плетения. Работы в технике «Макраме».

2

2.3.

Стретенье – зима с весной встречаются.

1

4.2.

Плетение из атласных лент. Изготовление изделий на картонной основе оплетенной лентами.

4

2.4

Особенные календарные дни

1

5.

Блок «Тряпичное дело»

5.1

Виды волокон. Способ определения вида волокон и вида переплетения.

1

Аппликация из ткани. Изготовление аппликаций способом ручного пришивания. Правила безопасной работы с ножницами и иглами

2

Мягкая игрушка. Виды. Технология изготовления. Изготовление плоскостных и объёмных игрушек.

5

Итого за три месяца:

6

16

                      Март – май

3.

Блок «Матушка весна всем красна»

5.2

Лоскутное шитье. Виды, технология, правила подбора материала, применение. Изготовление изделий в лоскутной технике.

2

3.1.

Масленица – веселуха

2

6.

Блок «Лепной образ»

3.2.

Сорокоуст пришёл. Жаворонки прилетели.

2

6.1

Изготовление объемных изделий из соленого теста.

4

3.3.

Пасха. В день свят суеты спят, душа радуется.

2

7.

Итоговое занятие

2

3.4.

«Про отцов помнить от века завещано».

1

3.5.

«Прощай весна! Здравствуй лето красное!»

1

3.6.

Особенные календарные дни

2

Итого за три месяца:

10

8

Итого за год:

22

44

        Всего:                                                                                                                     66 часов

 

3.3. Тематический план занятий третьго года обучения

«Мастер-класс»

Сроки

№ п/п

Раздел «Основы народоведения»

Кол-во часов

№ п/п

Раздел «Основы художественных промыслов»

Кол-во часов

Сентябрь - ноябрь

1.

Блок «Своя хатка – родная матка»

1.

Вводное занятие. Тест «Проверка знаний 2». Правила техники безопасности.

2

1.1

Знакомство с русской избой.

1

2.

Блок «Природинки»

1.2.

Знакомство с внутренним убранством крестьянской избы.

2

2.1.

Правила заготовки и хранения природного материала. Виды природного материала.

2

1.3.

Знакомство с надворными постройками.

1

2.2.

Аппликация из природного материала (опилки, семена, крупа, мох, ветки, кора)

4

1.4

Особенные календарные дни

6

2.3.

Изготовление  фигурок-сувениров из шишек, желудей, каштанов. Правила безопасной работы с ножом, шилом, ножницами.

6

3.

Блок «Бумажное чудо»

3.1.

Виды бумаги и картона. Приёмы работы с бумагой. Правила безопасности.

2

3.2.

Аппликация из бумаги. Изготовление изделий в техниках объемной  и теневой аппликаций.

6

3.3.

Изготовление объёмных игрушек  в технике папье-маше

6

Итого за три месяца:

10

28

Декабрь-февраль

2.

Блок «На свет народился, с людьми породнился»

4.

Блок «Плетение».

2.1.

На  свет родился, именем озолотился.

1

4.1.

Материалы для плетения. Приёмы плетения из различных материалов.

2

2.2.

Термины родства и свойства.

1

4.2.

Плетение из шпона. Изготовление изделий в технике «Плетения из шпона»

4

3.

Блок «Добрые дети – дому венец».

5.

Блок «Тряпичное дело»

3.1.

Народная игрушка.

1

5.1.

Виды волокон. Способ определения вида волокон и вида переплетения.

2

3.2.

Детский игровой фольклор.

1

5.2.

Аппликация из ткани. Изготовление аппликаций способом ручного пришивания. Правила безопасной работы с ножницами и иглами

4

3.3

Особенные календарные дни

4

5.3

 Изготовление народных кукол.

8

5.4.

Мягкая игрушка. Виды. Технология изготовления. Изготовление театральных и объёмных игрушек.

8

Итого за три месяца:

8

28

Март – май

4.

Блок «Муж да жена одна душа».

5.5.

Машиноведение: части и детали ручной швейной машины. Правила безопасной эксплуатации.

1

4.1

Роль и обязанности женщины в крестьянской семье.

0.5

5.6.

Лоскутное шитье. Виды, технология, правила подбора материала, применение. Изготовление изделий в лоскутной технике.

3

4.2.

Женские рукоделия.

1

5.7.

Изготовление простых швейных изделий машинным способом.

4

4.3.

Женский народный костюм

1

5.8

Ручная вышивка. Виды декоративных швов. Изготовление  кукол в народных костюмах

6

4.4

Роль и обязанности мужчины  в крестьянской семье.

0.5

6.

Блок «Лепной образ».

4.5

Традиционные ремесла и промыслы.

1

6.1.

Основные приёмы лепки. Правила безопасной работы.

2

4.6

Мужской народный костюм.

1

6.2.

Знакомство с народными промыслами, связанными с лепкой из глины.

2

4.7

Традиции гостеприимства.

1

6.3.

Изготовление изделий из глины и пластилина в технике народной игрушки.

4

5.

Блок «Корни стары – ветки новы».

7.

Итоговое занятие

2

5.1.

Передача имени от предков к потомкам. Что означает наша фамилия. Семейное древо.

1

5.2.

Подвиги отцов и дедов.

1

5.3.

Особенные календарные дни

2

Итого за три месяца:

10

24

Итого в год:

28

80

                             Всего:                                                                 108

4. Содержание программы

 

4.1. Содержание программы первого года обучения

  1. Вводное занятие

Занятие 1. Знакомство с группой детей. Введение в игровую ситуацию. Основные материалы и инструменты, используемые в начальном декоративно-прикладном творчестве. Правила безопасности и личной гигиены.

Практическая работа: выполнение теста «Знакомство».

Раздел «Основы художественных промыслов»

Блок 1. «Природинки»    Работа с природным материалом.

Занятие 2 .Экскурсия в парк. Знакомство с жителями чудесного леса – растениями их листьями и семенами.

Практическая работа: заготовка материалов (осенних листьев, семян, флористического материала).

Занятие 3.  Рассматривание собранного материала. Составление плоской флористической композиции

 Практическая работа: выполнение аппликация из засушенных листьев  травы и цветов  на тему: «Лето с нами»

Занятие 4. Правила работы с природным материалом, техника безопасность при работе с  ножницами, шилом клеем. Технология изготовление объемных поделок из природного материала: семян, каштанов, желудей, орехов и т. д.

Практическая работа: изготовление объемных сувениров на тему: «Кто из леса к нам пришел».

Блок 2. «Бумажное чудо»    Работа с бумагой.

Занятие 5. Виды бумаги, назначение. Правила сгибания и складывания.

 Практическая работа: изготовление поделок «Самолетик», «Птичий клюв»

Занятие 7. Беседа об искусстве оригами. Чтение линий чертежа.

 Практическая работа: изготовление поделок «Лодочка», «Пароход».

Занятие 8. Правила пользования ножницами, карандашом и линейкой. Резание по прямой.

 Практическая работа: изготовление поделки «Вертушка»

Занятие 9.  Резание по линиям разметки. Нанесение клея точечным способом

 Практическая работа: изготовление поделки закладка.

Занятие10. Основные правила симметричного  вырезания.

 Практическая работа: вырезание «Снежинок» различной конфигурации.

Занятие11. Технология плетения из бумаги

 Практическая работа: плетение «Коврика»  из цветных полос.

Занятие12.Объемные поделки на основе бумажной полосы (технология гофрированной бумаги)

Практическая работа: изготовление полосы «Елочки», «Петушок»

Занятие13.Игрушки из бумаги.  Мастерская деда Мороза.

Практическая работа: изготовление новогодних игрушек

Блок 3. «Ваятель» - 4ч.    (практических -3)    Лепка.

Занятие14.Знакомство с пластическим материалам – соленое тесто и основными приемами лепки: скатыванием, раскатыванием, расплющиванием, вытягиванием, сгибанием, присоединением. Выполнение рельефной композиции.

Практическая работа: лепка изделия «Бабочка» - рельефная лепка

Занятие15.Закрепление основных приемов лепки. Роспись изделия из солено теста. Цветоведения.

Практическая работа:  роспись готового изделия «Бабочка»

Занятие16. Отработка и закрепление основных приемов лепки на объемной поделке из соленого теста.

 Практическая работа: лепка поделки из цветного теста «Поросенок»

Блок 4. «Веселый лоскуток» - 3ч.   (практических -3)     Работа с тканью

Занятие 17, 18, 19 . Беседа о лоскутной пластике. Виды тканей.

Практическая работа: клеевая аппликация из лоскутов «Мухомор», «Бабочка», «Жук» и т. д.

Блок 5. «Народная кукла» - 4ч.   (практических -3)     Конусная кукла.

Занятие20. Беседа о народных куклах, народном костюме, театре кукол.

Практическая работа: изготовление конусной куклы  «Русская красавица»

Занятие 21. Беседа о куклах-оберегах.

Практическая работа: изготовление куклы-скрутки «Шептунья»

Занятие 22. Виды ниток (хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, синтетические). Плетение из ниток.

Практическая работа: ниточная кукла «Мартинички»

Итоговое занятие – 1 час

Занятие 23. Игра – путешествие по Стране Мастеров.  Подведение итогов. Анализ выполненных работ.

Клубные часы -   5 часов

Экскурсии. Мероприятия творческого характера.



Предварительный просмотр:

Конспект (сценарий)  мероприятия для  обучающихся  первого года обучения (8-10 лет)

Тема:   «Рыцарский турнир» -  конкурс для мальчиков 8-9 лет, посвященный Дню Защитников Отечества.

Составила Бояркина Е. П. – педагог дополнительного образования МУ ДОД СЮТ г. Ржева

Цели  и задачи мероприятия:  патриотическое воспитание обучающихся; ознакомление с традициями русского народа и других народов мира; организация познавательного досуга, сплочение коллектива детей; развитие самоуверенности личности  и самоутверждения.

Форма проведения:  игра - конкурс

Оформление: Плакаты, воздушные шары,  музыкальное оформление.  

 Оборудование: музыкальный центр,  ручки, карандаши, фломастеры, писчая бумага, атрибуты для конкурсов.

Ход мероприятия

Звучит музыка,  в зал, где сидят обучающиеся,  входят два ведущих (1- ый ведущий - педагог, 2 –ой ведущий – ребенок, воспитанник объединения.)


1 Ведущий (педагог):

 - Добрый день, дорогие друзья! Мы собрались сегодня с вами на праздник, который назвали «Рыцарский турнир». Мои юные друзья, вы знаете кто такие рыцари? (Дети отвечают)

 
2 Ведущий (ребенок):  - Да. В средние века рыцарями называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжелые доспехи, были вооружены копьём и мечом.  Рыцарский турнир — это военное состязание рыцарей в средневековой Западной Европе. Предположительно, турниры стали проводиться со второй половины XI века. Родина турниров — Франция.

1 Ведущий (педагог):

- Назначение турнира — демонстрация боевых качеств рыцарей, составлявших главную военную силу Средневековья. Турниры обычно устраивались королями либо баронами, крупными сеньорами по особенно торжественным случаям: в честь браков королей, принцев крови, в связи с рождением наследников, заключением мира и т. д. На турниры собирались рыцари со всех концов Европы. Любой турнир происходил публично, при широком скоплении феодальной знати и простонародья.

2 Ведущий (ребенок):  

- Для турнира избиралось подходящее место вблизи большого города, так называемое «ристалище». Ристалище имело четырёхугольную форму и было обнесено деревянным барьером. Рядом воздвигали скамейки, ложи, палатки для зрителей. Ход турнира регламентировался особым кодексом, за соблюдением которого следили герольды, они называли имена участников и условия турнира. Сегодня мы исполняем роль герольдов.

1 Ведущий (педагог):

- Чтобы стать рыцарем, нужно было пройти специальную подготовку. Начиналась она, когда мальчику исполнялось семь лет: отец отдавал сына своему сеньору, и мальчик становился учеником рыцаря. За годы обучения он должен был овладеть семью рыцарскими искусствами: фехтованием, верховой ездой, стрельбой из лука, кулачным боем, соколиной охотой, сложением стихов и игрой в шахматы.

Скоро наша страна будет отмечать День Защитников Отечества, а как вы думаете, кого можно называть защитником Отечества?

(Дети отвечают) 


2 Ведущий (ребенок):

- Самые главные защитники Отечества это наши солдаты и офицеры, которые проходят службу в российских войсках, их мы тоже можем назвать российскими рыцарями.  Нашим участникам  больше семи лет, поэтому  они сегодня попробуют  пройти все этапы нелегкого рыцарского воспитания, чтобы в дальнейшем стать настоящими Защитниками Отечества.

  1 Ведущий (педагог):

-  Наши испытания  будут проходить в 5 этапов: на первом этапе мы представим наше уважаемое жюри и объясним правила состязаний; вторым этапом станет  демонстрация выполнения домашнего задания; на третьем этапе наши участники сойдутся в различных испытаниях за звание рыцарей; на четвертом этапе мы проведем  конкурс эрудитов и джентльменов;  на пятом этапе мы подведем итоги состязаний и дадим клятву всегда с гордостью носить звание Рыцаря и Защитника Отечества, служить верой и правдой своей семье, своему городу, своей Родине.

2 Ведущий (ребенок):

- И так, мы начинаем наш рыцарский турнир (фанфары).

1. Ведущий (педагог):

- Дорогие друзья! Судить наш турнир любезно согласились милые, очаровательные и обаятельные дамы, которые организовали, совет милых дам. (Представляет членов жюри: мам, бабушек, сестер, подруг, одноклассниц). Милые дамы, прошу занять почетные места, судить честно и открыто (Звучит музыка и аплодисменты).

2 Ведущий (ребенок):

 - А теперь просим познакомиться с полномочиями Совета милых дам. За победу в каждом туре Совет начисляет баллы - вот такие цветы-жетоны. Одна из дам, опускает, по мнению остальных, жетон в мешочек одной из команд на котором изображен герб рыцарства. Сегодня у нас соревнуются команды «Рыцари доброты»,  вот их герб и «Рыцари сердца», вот и их герб.

1 Ведущий (педагог):

 - А сейчас я прошу команды показать свое домашнее  задание, выступить с «рыцарским приветствием».

Домашнее задание – приветствие и представление рыцарских  гербов команд

 2 Ведущий (ребенок):

- Первой свое представлении покажет команда «Рыцари доброты». Они долго готовились дома и сейчас мы увидим и услышим, какие правила существуют в их рыцарском ордене, какие добрые дела они совершили, и как они готовятся к дальнейшей службе в российской армии.

 

Участники команды показывают свое приветствие, представляют герб, речевку и список добрых дел.

1 Ведущий (педагог):

- Вторыми выступает команда «Рыцари сердца», ребята тоже покажут нам свою домашнюю работу,  свои достижения и успехи.

Участники команды показывают свое приветствие, представляют герб, речевку и список добрых дел.

2 Ведущий (ребенок):

- Все сегодня молодцы!

1 Ведущий (педагог):

- И не только сегодня, посмотрите, сколько добрых дел совершили участники команд за время подготовки к турниру!

2 Ведущий (ребенок):

- Уважаемые мамы, мы просим вас оценить первое состязание команд.

1 Ведущий (педагог):

 - И так, первый цветок достается команде_________!

 Звучат фанфары.

2 Ведущий (ребенок):

- Следующим этапом наших состязаний будет серия конкурсов на силу, ловкость и выносливость.

Я думаю, что и среди вас есть настоящие рыцари: сильные, ловкие, смелые, великодушные. И сегодня мы увидели, какая же команда будет удостоена этого звания.

1 Ведущий (педагог):

- Рыцари - прежде всего профессиональный воин. Из того, что он имел, самым важным было его вооружение и конь. Зачастую он сам следил, чтобы оружие находилось в порядке, не ржавело, а конь был накормлен, напоен и не застаивался в конюшне.

2 Ведущий (ребенок):

- Посмотрите, каких замечательных коней мы вам приготовили.  Необходимо оседлать «скакуна», проскакать на нём по дороге с препятствиями до замка прекрасной дамы, вручить ей цветок и вернуться в свое рыцарство. Так поступает каждый член ордена.  Победит та команда, дама  которой быстрее соберет букет.  

 Проводится конкурс «Верховая езда».

1 Ведущий (педагог):

- Уважаемые мамы, мы просим вас оценить  состязание по верховой езда.

2 Ведущий (ребенок):

- Что же ожидает рыцарей в следующем туре?

1 Ведущий (педагог):

- Им предстоит продемонстрировать умение стрелять из лука. Кстати, знаете ли вы, кто был самым знаменитым лучником?

 Родители - Робин Гуд.


1 Ведущий (педагог):

- Верно! Робин Гуд – это защитник бедных, меткий стрелок, смелый и ловкий воин. Вот сейчас мы узнаем, кого из наших рыцарей можно  назвать  этим именем.

 Проводится конкурс «Меткий  стрелок».


2 Ведущий (ребенок):

- Дамы, подведите итог состязания.

1 Ведущий (педагог):

- А знаете ли вы, мои юные друзья, что было излюбленным развлечением баронов в средние века? (Родители и дети отвечают). Совершенно верно. Существовало несколько видов рыцарской охоты: псовая травля, соколиная охота, загонная охота.

2 Ведущий (ребенок):

- Какая охота будет у нас?

1 Ведущий (педагог):
- У нас будет загонная охота.  Мы пропустили кулачные бои, которые были обязательным состязанием на Руси, поэтому мы совместили два конкурса в одном. Подайте боксерские перчатки. Уважаемые рыцари, надевайте перчатки. Вам предстоит загнать в эти силки (мешки) по очереди как можно больше дичи (мячи).  У кого в силках окажется больше дичи, тот и победил в этом соревновании. Внимание! Рога трубят! Охота началась!


Проводится конкурс «Охота».


2 Ведущий (ребенок):

- Подсчитаем трофеи. Победителями стали _____________.

Уважаемые охотники, вы заслужили подарок за столь удачную охоту. Цветы от наших дам.

1 Ведущий (педагог):
-  Рыцарский турниры -  это прежде всего демонстрация боевых качеств рыцарей, а самыми боевым качеством является физическая сила и выносливость.

2 Ведущий (ребенок):

- Поэтому мы сейчас проведем конкурс  силачей. Каждый из вас должен будет как можно больше подтянуться на турнике  и отжаться от пола. Каждое правильно выполненное упражнение – плюс один балл. Дамы, считайте балы.

Проводится конкурс силачей.

1 Ведущий (педагог):

- Вот и закончился  этап силовых испытаний. Наступает пора четвертого этапа состязаний.  

1 Ведущий (педагог):

- Раньше существовали особые правила рыцарского этикета. Они предполагали изысканность и учтивость, умение вести себя в обществе. Рыцари умели сочинять стихи в честь дамы сердца. Наш следующий  этап начинается с творческого конкурса.

2 Ведущий (ребенок):
  - Вот вам рифмы. Прочитайте их, пожалуйста. Сейчас старшие рыцари приступят к сочинительству стихотворения из этих фраз, а юные рыцари пройдут за кулисы и начнут готовиться к следующему конкурсу. Приступайте.

1 Ведущий (педагог):

- А пока рыцари заняты сложением стихов в честь прекрасной дамы, мы проведем игру для болельщиков.

Проводится динамическая пауза для болельщиков.

2 Ведущий (ребенок):
- Внимание! Стихи о прекрасной даме читают___________.
Совет милых дам, прошу отдать свои голоса самому достойному. (Объявление результатов)


1 Ведущий (педагог):

- А теперь мы проверим вашу память и узнаем, как вы усвоили знания, полученные во время проведения наших состязаний.

2 Ведущий (ребенок):
- Я буду задавать вопросы о жизни рыцарей и проведении рыцарских турниров, а вы будите поднимать руку и отвечать на  мои вопросы.

Проводится конкурсов «Знаток».

1 Ведущий (педагог):

- Подведем итоги: команда ____________ ответила правильно на_______ вопросов,

команда ____________ ответила правильно на_______ вопросов, Дамы отдайте «голос» победителям конкурса.

2 Ведущий (ребенок):

- Вот и закончился наш турнир, пора подвести итоги. Благодарим всех участников за активную игру.

Подводится итог соревнований. Награждаются победители

1 Ведущий (педагог):

- Вот и закончились наши испытания. Вы все сегодня названы рыцарями. Ваши мамы могут вами гордиться, а папы быть уверенны в том, что из вас получатся отличные Защитники Отечества. Мы надеемся, что участие в наших соревнованиях вам дало повод для дальнейшего изучения истории боевых заслуг как наших  Защитников Отечества, так и отважных воинов и защитников других стран.  

2 Ведущий (ребенок):

- До свидания, до скорых встреч.



Предварительный просмотр:

Конспекта внеклассного мероприятия для обучающихся первого года обучения (7-8 лет).

Тема:   «Эстафета дорожных наук»

Составила Бояркина Е. П. – педагог дополнительного образования МУ ДОД СЮТ г. Ржева

Цели и задачи мероприятия: повторить и закрепить знания учащихся по ПДД; отработать умение выбирать верный маршрут по улицам города; повторить дорожные знаки; воспитывать внимание, навыки осознанного использования знания ПДД в повседневной жизни.

Форма проведения: игра-конкурс

Оборудование: плакаты по ПДД, дорожные знаки, карточки с заданиями для конкурсов.

Ход мероприятия

1. Вступительная часть
Кабинет  украшен плакатами по правилам дорожного движения, дорожным знаками и рисунками детей.
Дети сидят за столами.

Ведущий. Ребята, мы живем в красивом городе с зелеными широкими улицами и переулками. По ним движется много легковых и грузовых машин, едут трамваи, автобусы. И никто никому не мешает. Это потому, что есть четкие и строгие правила для водителей машин и пешеходов. Перейти с одной стороны улицы на другую не просто. Помогают нам в этом три сигнала светофора: зеленый, желтый, красный. За порядком следит регулировщик. Он управляет движением. В руках у регулировщика палочка - жезл.
Но на наших улица не всегда мы можем видеть светофоры и регулировщиков, поэтому нам  нужно знать правила дорожного движения. Все эти правила мы изучали с вами на занятиях, сегодня мы повторим их еще раз и подведем итоги нашего обучения. И так,  начинаем  нашу  «Эстафету дорожных наук».

Победитель будет награжден дипломом «Отличник-пешеход». Конкурсы эстафеты будут  оцениваться жюри следующим образом, за каждый правильный ответ команда получит светофорчик, в конце мы подсчетам все светофоры, и та команда у кого их будет больше, станет победителем конкурса.

2. Основная часть

Ведущий: - Начинаем первый конкурс домашнее задание  «Представление команд». Команды пожалуйте на сцену.
Проводится конкурс домашнее задание «Представление команд».
Ведущий: - На дом вам было дано задание, повторить дорожные знаки, поэтому мы сейчас посмотрим, как вы справились с этим заданием и проведем конкурс «Дорисуй дорожный знак».

Каждая команда получает карточку с дорожными знаками, где необходимо дорисовать недостающие элементы. Команды выполняют задание, а ведущий проводит с болельщиками подвижную игру «Светофор». 
Подводится итог конкурса.

Ведущий: - Молодцы! Все справились с домашним заданием,  теперь мы,  вспоминая все пройденное на наших занятиях по правилам дорожного движения, составим правильный маршрут движения ученика в школу. Всем вам я раздам кару с изображением участка города, а вам нужно будет на ней проложить правильный и безопасный маршрут движения ученика.

Каждому участнику  раздается рисунок-схема «Путь ученика в школу в городе»,  проводится конкурс «Мы идем в школу». Оценка  конкурса проводится следующим образом: за каждую правильную работу дается один бал команде участника.

Ведущий: - Следующий конкурс – конкурс-игра для капитанов. «Есть сигналы светофора, подчиняйся им без спора». Капитаны подойдите ко мне, я буду читать стихи, а вы  должны будите отгадать сигнал светофора и поднять соответствующий по цвету круг.

Проводится конкур капитанов.

Ведущий: - Следующий конкурс вопросов и ответов.

Вопросы для первой команды:

 Когда надо начинать переход улицы, если на перекрестке есть светофор?

Кому дает команды пешеходный светофор?

Для чего предназначен “островок безопасности”?

Вопросы для второй команды:

Где находится “островок безопасности”?

Где пешеходы должны ходить, находясь на улице?

Где должны ходить пешеходы, если нет тротуара?

Почему по тротуару надо идти по правой стороне?

Сколько сигналов у светофора?

Ведущий: - Молодцы ребята, подсчитаем балы. Подведем итог этого конкурса.

Ведущий: следующий конкурс заключительный, он называется «Опознай нарушителя». Один человек из команды берет листок с заданием, на котором описаны действия нарушителя правил дорожного движения, участник конкурса должен показать пантомиму «Действия нарушителя», а члены другой команды определить, кого и что изображает участник конкурса.

Проводится конкур «Опознай нарушителя».

Ведущий: - Здорово,  у вас хорошо получается изображать нарушителей правил дорожного движения, надеюсь, вы не тренировались на улицах нашего города. Нет, конечно, вы у меня все молодцы и на пять знаете  правила дорожного движения и умеете их соблюдать. А теперь давайте подведем итоги нашего соревнования.

Ведется подсчет балов. Награждаются победители.

3. Заключительная часть.
Ведущий: - Сегодня мы повторили правила дорожного движения и узнали много нового и интересного. ПДД очень важны. Знать их должен каждый взрослый и каждый ребенок. Даю вам домашнее задание: никогда не нарушайте правил дорожного движения, делайте замечания своим друзьям, нарушившим эти правила и тогда у нас не будет несчастных случаев на дорогах,  вы вырастете крепкими и здоровыми.

Составила – педагог дополнительного образования  МУ ДОД СЮТ г. Ржева   Бояркина Е. П.



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

педагога ДО МУ ДОД СЮТ г. Ржева    Бояркиной Е. П.

 Тема: «Что такое календарь?»

Цель: познакомить с календарем и его видами, дать знания последовательности  времен года, месяцев в году, дней в неделе, способствовать развитию сенсорных эталонов.

Оборудование: календарь настенный, календарь отрывной, календарь перекидной, народный календарь, фланелеграф, комплект карточек «Круглый год», литературный ряд.

Ход занятия

Воспитатель: показывает детям фланелеграф на котором висят различные календари.

  • Ребята, посмотрите, что у нас здесь висит?

Дети отвечают 

  • А вы знаете, что такое календарь?

Дети отвечают

Воспитатель:

  • Календарь – это прибор для измерения времени. Вы все знаете, что для измерения времени в каждом доме есть часы. Часы считают секунды, минуты и часы, а календарь считает дни, недели и месяцы. Календарь придумали люди давно. Они наблюдали за Землей, Солнцем,  Луной, звездами и заметили что через какое - то время все наблюдаемые явления повторяются заново. Тогда для распорядка своей жизни они разделили год на четыре сезона, 12 месяцев, 52 недели и 365 дней. Как часы у всех дома разные, так и календари тоже бывают разные: отрывные настенные, календари -  плакаты, календари – открытки, перекидные календари. Вот посмотрите,  какие календари я вам принесла.

Дети рассматривают календари.

Воспитатель:

  • Посмотрите на этот календарь.

Воспитатель показывает на календарь – плакат.

  •  Что на нем изображено?

Дети отвечают

Воспитатель:

  • Видите, здесь расположены 12 столбиков с  четырьмя рядами цифр от одного до 30 или 31, а в одном столбике цифры заканчиваются  на цифре 28. Столбиками на календаре изображены месяца, рядами  показаны недели,   цифрами обозначены дни месяца. Давайте посчитаем, из скольких месяцев состоит год? Правильно, из 12 месяцев. А теперь отгадайте загадку.  

Стоит дуб,

На дубу двенадцать гнезд

На каждом гнезде

По четыре синицы,

У каждой синицы

По четырнадцати яиц:

Семь беленьких

Да семь черненьких.

Двенадцать братьев

(Год, месяцы, недели, дни и ночи).

  • Что это?  дуб – это год, двенадцать гнезд – это двенадцать месяцев.
  • Как вы думаете, почему в каждом гнезде по четыре синицы?

Дети отвечают

  • Потому что все месяцы делятся на сезоны, четыре времени года. Как они называются? У каждого сезона «свое лицо». Вот отгадайте,  о каком времени года я говорю.

Отпели метели, звенят капели.

Грачи прилетели,  на полях сели.

                                       (весна)

Солнце ясное, погода прекрасная.

Цветет ромашка на лугу.

И мы с тобой лежим в стогу.

                           (лето)

Алеют ягоды рябины,

Лист желтый бьется на ветру.

И мы в свои кладем корзины

Грибочки рано поутру.

                               (осень)

Солнце холодное светит над нами,

Нос свой и уши согреем руками.

Сядем мы в санки, поедем кататься.

Как бы нам с горки в сугроб не забраться.

                                 (Зима)

Дети отгадывают загадки.

Воспитатель:

  • Молодцы ребята, а теперь давайте поиграем в  игру «Когда это бывает».

        Проводится дидактическая игра «Когда это бывает».

Воспитатель:

  • Здорово у нас получается, молодцы!
  • А теперь посмотрите на этот календарь. Воспитатель показывает  настенный народный календарь (приложение 4). Это не обычный календарь а нем все времена года и месяца расположены по кругу, как, бы говоря о том, что  у времени нет конца, оно циклично, один круг – один цикл, а потом все начинается с начала. В народе говорили: «Время что мельница, кругом вертится, все перемелется». Народный календарь придумали давно. Люди любили природу, жили с ней дружно. Из года в год наблюдали за погодой,  состоянием растений,  поведением животных, примечали изменения и повторяющиеся явления, так были придуманы народные приметы. Народные примете говорят о будущей погоде, о том какой будет урожай.

Например, сейчас у нас кокой идет месяц?

Дети отвечают: Ноябрь.

Воспитатель: Правильно, вот послушайте какие приметы придумали люди о ноябре: «В ноябре зима с осенью борется», «Ноябрьские ночи до снега темны», «В ноябре снегу надует – хлеба будут».

В народно календаре каждый день имел свое название.  Вот сегодня 8 ноября – Дмитриев день. О сегодняшнем дне тоже есть приметы: «Дмитриев день – зима лезет на плетень», «Коли Дмитриев день по снегу, то Святая Пасха по холоду».  

Итог занятия:

  • Итак, ребята, сегодня мы с вами познакомились с таким замечательным изобретение как календарь.
  • Что такое календарь?
  • Для чего нам нужен календарь?
  • Сколько месяцев в году?
  • Сколько существует времен год?

Заключение: Значит  календарь это прибор для измерения времени. На календаре показаны дни,  недели,  месяцы. Весь год делится на сезоны в каждом сезоне три месяца.  О том,  что такое месяцы, недели и сутки вы узнаете на следующем занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественное ремесло

Презентация может использоваться в качестве сообщения по теме "Культура и искусство Руси X-XII вв....

Тема: Рукоделие. Художественные ремесла.- урок "Вязание крючком"

урок технологии 7 класс "Вязание по кругу"...

Нетрадиционный урок-путешествие по технологии для 7 класса "Путешествие в страну рукоделия" (раздел "Художественные ремесла").

Данную разработку можно использовать для проведения внеклассного мероприятия, повышающего интерес обучающихся 7 класса к предмету технология и подготавливающего младших школьников к изучению предмета ...

Конспект урока "Художественные ремесла"

Конспект урока  раздела Художественные ремесла предмета технология. О  видах декоративно-прикладного искусства и ремесле плетения поясов дерганьем на пальцах. К уроку есть презентация....

Вышивка как образец народного художественного ремесла

Конспект итогового урока технологии в 6 классе (раздел "Вышивка")...