Вышивка как образец народного художественного ремесла
методическая разработка по технологии (6 класс)

Конспект итогового урока технологии в 6 классе (раздел "Вышивка")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лебедева Галина Викторовна

 учитель технологии

 ГБОУ гимназия № 622 Выборгского района Санкт-Петербурга

Конспект урока

«Вышивка как образец народного художественного ремесла»

 6 класс

Тема урока: Итоговое занятие по теме «Вышивка»

Класс: 6.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: контрольно-проверочный

Цель: формирование творческих способностей обучающихся путем создания условий

для самореализации личности.

Задачи:

Образовательная: повторить и закрепить полученные знания и умения по вышиванию.

подвести итоги проделанной работы, выявить ошибки, отметить лучшие работы.

Развивающая: Развивать творчество учащихся, чувство композиции, художественно-

эстетическое восприятие.

Воспитательная: Воспитывать аккуратность, терпение, желание доводить начатое дело

до конца. Прививать интерес к народному творчеству. Способствовать развитию коммуникативных навыков.

Оборудование и наглядность: мультимедийное оборудование (медиавизор), различные виды вышивок (коллекция работ разных лет); презентации: «Экскурсия в этнографический музей», «Мозговой штурм», «Современная вышивка»; пяльцы, наперсток, набор игл, мулине, канва, ножницы.

 Раздаточный материал: картинки для мозгового штурма, силуэты платья, цветные карандаши, карточки самооценки.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, история, литература.

Ход урока.

В классе оформлена выставка с вышивками разных лет, образцами видов швов. 

1. Организационный момент.

Приветствуем учащихся. Сегодня мы с вами проводим итоговое занятие.

На уроке мы повторим и закрепим полученные знания, еще раз обратимся к нашим работам и расширим знания о таком увлекательном виде художественного творчества, как вышивка.

В течение урока будут выставляться  оценки за выполненные задания в карточки оценивания по баллам (от 1 до 5) за каждое задание. При подведении итогов урока будут выведены итоговые оценки за урок.

2. Информационный обзор учителя.

- Какие художественные ремесла вы знаете?

- На каком из них мы остановились подробнее? (на вышивке)

- Для того, чтобы глубже понять это удивительное мастерство, окунуться в историю этого ремесла мы посетили раздел «Народные костюмы» в Этнографическом музее.

- Давайте еще раз пройдем по некоторым залам музея. (экскурсию проводят гиды)

(Презентация) «Этнографический музей»

- В процессе работы вы упоминали изделия ваших  мам, бабушек, прабабушек. Вы приносили сами работы, фотографии. Настя Попова познакомит нас с секретным сундучком своей бабушки.

- Но не только в прошлом были выдающиеся мастера. Среди наших учениц есть такие умницы, которые на уроке показали свое замечательное творчество.  

Сейчас девочки расскажут о работе над своими изделиями. (Свои работы представляют дети).

- Молодцы!

- У вас, ребята, безграничная фантазия и в этом мы сейчас убедимся проводя, так называемый, «Мозговой штурм». Давайте вспомним, что это за прием.

- Во время этого процесса у вас будет практическая работа по вышивке. За 2-3 минуты вы должны показать свое умение. Работаем по группам, начиная с первой. Каждый участник, выполнив крестик  передает работу соседу и так, пока все участники группы не покажут свое мастерство. Далее передаем работу на следующий стол №2 и т.д.

Ребята, не занятые рукоделием, выполняют упражнение «Мозговой штурм»: на столах лежат картинки. Вам необходимо написать свои ассоциации.

- По окончании работы подводятся итоги: что получилось в результате коллективной работы?

- (Презентация «Мозговой штурм»). Дети зачитывают свои ассоциации. Совместный просмотр коллективной работы.

Выставление баллов в карточки-оценивания за активность

 

- Вышивка используется и в современном мире. (Презентация «Современная вышивка»).

- На столах для каждого участника приготовлены силуэты платья. Вам нужно подготовить проект современной модели платья, украсив его новыми элементами, в том числе используя  вышивку. Дети оценивают работы друг друга за столом.

Оценка выставляется на листке с силуэтом и в карточку оценивания.

Подводя итоги можно сказать, что вышивка – один из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства. С ее помощью можно украсить свой быт, одежду. Это увлекательный творческий труд приносящий радость, заполняющий досуг, вводящий в мир прекрасного.

- Подсчитываем баллы, набранные за урок, и выставляем оценки

- Рефлексия (на экране)

Ожидаемые результаты:

- приобретение умений отвечать на поставленные вопросы;

- отстаивать свои решения и выражать свое мнение;

- давать объективную оценку своей деятельности и ее продуктам;

- анализировать недостатки и намечать пути и способы их устранения.

Сформулировать тему урока:

Пояснительная записка:

     Урок технологии – сложный процесс. При планировании проведения урока должны соблюдаться четкость и ясность основных задач, которые необходимо достичь.

     Правильный подбор учебного и наглядного материала во многом определяет успех его усвоения учащимися. Для организации на уроке практической работы очень важен подбор объектов труда, разработка технологического процесса.

     В своей деятельности мне приходится проводить чаще всего комбинированные уроки, практические и контрольно-проверочные уроки. Данный урок является комбинированным и имеет цель: формирование творческих способностей обучающихся путем создания условий

для самореализации личности.

    Содержание урока направлено на формирование интереса и положительной мотивации учащихся к изучению распространенных видов рукоделия.

     Функционально-прикладной характер обучения обеспечивает наиболее прочное усвоение основных технологий выполнения работы.

     Декоративно-прикладное искусство – это удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свой внутренний мир и проявить свои способности. Отношение к народному творчеству должно быть особенным, ведь многие пытаются сейчас отойти от стандарта, который предлагает нам современная жизнь.

     На своих уроках я пытаюсь приобщить учащихся к народному искусству, на примере собственных работ стараюсь «заразить» их идеей творчества. Уроках использую личностно-ориентированный подход к учащимся, информационные технологии.

     Подведение итогов является ключевым моментом в структуре урока. Наиболее подходящей формой оценки я считаю просмотр выполненных работ и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ и указание недочетов и недоработок. Часто предлагаю самим оценить свою работу и работу товарища. Такая форма оценки позволяет учащимся критически оценивать не только чужие работы, но и свои.

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Граница между Европой и Азией. Удивительные истории в географических названиях.Первопроходцы - инки, покорители вершин Южной Америки.Знакомство с африканской народностью ибо.Ремесла России.

Граница между Европой и Азией.Удивительные истории в географических названиях.Первопроходцы - инки, покорители вершин Южной Америки.Знакомство с африканской народностью ибо.Ремесла России....

Художественное ремесло

Презентация может использоваться в качестве сообщения по теме "Культура и искусство Руси X-XII вв....

Тема: Рукоделие. Художественные ремесла.- урок "Вязание крючком"

урок технологии 7 класс "Вязание по кругу"...

Программа "Сувенир. Основы народоведения и художественного ремесла"

Программа предназначена для работы с детьми 6-10 лет в системе дополнительного образования детей или организации и проведения внеурочной деятельности обучающихся ОО...

Нетрадиционный урок-путешествие по технологии для 7 класса "Путешествие в страну рукоделия" (раздел "Художественные ремесла").

Данную разработку можно использовать для проведения внеклассного мероприятия, повышающего интерес обучающихся 7 класса к предмету технология и подготавливающего младших школьников к изучению предмета ...

Урока «Народные промыслы и художественные ремесла».

Конспект урока разработан на основе системно-деятельной педагогики Л.Г. Петерсон ("Школа 2000")...