Нетрадиционный урок-путешествие по технологии для 7 класса "Путешествие в страну рукоделия" (раздел "Художественные ремесла").
методическая разработка по технологии (5, 7 класс) на тему
Данную разработку можно использовать для проведения внеклассного мероприятия, повышающего интерес обучающихся 7 класса к предмету технология и подготавливающего младших школьников к изучению предмета в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_puteshestvie_v_stranu_rukodeliya.docx | 42.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка нетрадиционного урока по технологии
«Путешествие в страну рукоделия»
Раздел: «Художественные ремесла», 7 класс
Автор: Живилова Е.Г., учитель технологии ГБОУ школа №350 Невского района г. Санкт-Петербурга
Цель:
1. Повысить интерес к предмету.
2. Выявить уровень трудовых навыков отдельных учащихся.
3. Познакомить с интересными фактами из истории рукоделия.
4. Воспитывать уважение к труду и людям – мастерам своего дела.
5.Изучить и закрепить в игровой форме правила техники безопасности выполнения ручных работ.
6.Познакомить с произведениями живописи и народного творчества, воспевающими красоту мастерства.
Наглядные пособия:
картины, рисунки ,изделия выполненные в разных техниках, катушки, клубки ниток ,иголки, спицы, крючки.
Оборудование: Ткань, резинка, булавки, утюг, пуговицы, бумага, фломастеры, ножницы.
Основные теоретические сведения:
Роль труда и умений в жизни человека.
История отдельных предметов рукоделия и техник.
Правила безопасности при работе с колющими и режущими предметами.
Практические работы: Продергивание резинки. Пришивание пуговиц . Прокладывание стежков. Эскиз декоративного украшения швейного изделия.
Межпредметные связи:
1.Привитие любви к народному творчеству на основе пословиц, поговорок и загадок.
2.Восприятие исторических сведений через игровой момент.
3. Знакомство с произведениями живописи.
Итог урока: определение ключевого слова зашифрованного в конверте и подведение итога «Умелые руки-золотые руки»
Методы – рассказ, беседа, демонстрация, упражнения, практические работы.
Формы - групповые, индивидуальные, фронтальные.
Содержание.
Организационный момент Девочки занимают места на стульях, расставленных буквой «П»( С одной стороны девочки класса ,с другой- гости)
Учитель: Здравствуйте. Все, кто сегодня пришел в этот класс! Я приглашаю вас отправиться в удивительную страну!
На карте страны рукоделия нет
Географ любой даст такой же ответ
В страну рукоделия тот попадет
Кто со стараньем трудиться начнет!
1 слайд
Учитель : Вот она уже рядом, но что бы преодолеть дорогу нам надо вспомнить загадки о труде и трудолюбии:
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Есть терпение, будет и умение.
В хорошей артели всяк при деле.
Делано наспех, сделано на смех.
Кто умеет трудиться, тот труда не боится.
2 слайд
Учитель:
зачитывает определение « рукоделие-вид ручного труда, искусство выполнения вещей из ткани, ниток и других материалов».
Учитель : Хотя на географической карте нет такой страны, но ее жителей можно встретить по всему миру, а лучшие работы хранятся в известных музеях мира.
А у народов исповедующих православие есть святая покровительница «Параскева-Пятница». Почему Пятница ,да потому что после трудовой недели собирались рукодельницы на посиделки, что бы изготовить какое-то изделие ,молились и говорили « Помоги Параскева с работой справиться ,чтобы людям она понравилась»
3 слайд
Учитель: Сегодня к нам мастерица пришла.
Мастерица: Здравствуйте, люди добрые, здравствуйте рукодельные!
Я не привыкла напрасно хвалиться, но все называют меня мастерицей,
За то, что без дела я не бываю, вот этот конверт для урока вручаю.
Вручает конверт, а на нем « открыть в конце урока»
Учитель: «Хорошо, рукодельница, так и сделаем».
Мастерица :
РУКОДЕЛЬНИЦЫ (Евгения Краснова)
Простой крючок из стали
И нитки – раз и два! –
Нужны, чтоб возникали
Ажуры-кружева.
Подвластны все узоры
Крючку или игле:
Так делали уборы
И раньше на земле.
Приданое невеста
И шила, и плела,
Работали с ней вместе
Крючочек да игла.
Ну а потом с терпением
Учила дочек мать
Хранить своё умение,
Чтоб дальше передать.
Так ниточкой волшебной
Связала, как могла,
Все наши поколения
Обычная игла.
4 слайд
Те связи не прервутся
И с ниткой той сейчас
И в мой узор вплетутся,
Чтоб радовать Вам глаз.
Учитель: Спасибо за такие чудесные стихи. Мы рады ,что ты к нам пришла 1 Демонстрация картины «Вечер»
Художников восхищали мастерицы своим искусством и они изображали их на картинах.
Слайды 5.6,7.
Учитель: А народ складывал песни о мастерицах, воспевая их трудолюбие и мастерство.
Песня « Пряха».
Мастерица: В моей стране живут жители ,которые очень важны для рукоделия и я вам загадку загадаю
«Всех на свете обшивает - что сошьет не надевает» ( отгадывают)
Выходит игла:
Я иголка для шитья
Нас огромная семья
Мелких, средних и больших
Для машинок и простых
Всем ребятам надо знать,
Что с иглой нельзя играть
Я ведь шуток не люблю-
Тут же палец уколю
Ведь со мной работать можно
Только очень осторожно!
Мастерица: А вы, ребята, что про меня знаете?
Ученики:
1 Птичка-невеличка
С льняным хвостом
Сквозь стенку перелётывает.
(Иголка, нитка, ткань.) Карельская.
2 Конь стальной,
Хвост льняной.
(Иголка, нитка). Русская.
3 Утка ныряла-ныряла
И хвост потеряла.
(Иголка, нитка.) Русская.
4 Тонка, остра, всему миру нужна.
5 Тонкий, длинный паровозик ,за собой вагоны возит
Где проехал - дырки нет, только шпал и рельсов след.
Учитель: Вот сколько загадок про тебя знают! Присаживайся, мы тебе рады.
Иголочка: (подбоченившись) « не сяду!»
Учитель: (пробует стул на прочность). Крепкий, можно смело садиться! Иголочка: (подбоченившись) Нет ,не сяду!!!!
Учитель: ребята ,может ,вы, догадаетесь, что же надо нашей иголочке?
Дети : Подушечку!!!!!!
Учитель: Конечно, дорогая гостья ,вот твоя подушечка!(дает подушку)
Учитель: А сейчас я вас приглашаю в Древний Египет ,а знаете почему ? Потому что следующая гости родом оттуда.( на экране пирамиды)
Две сестрицы – мастерицы. Мир обвяжут - это спицы. Выходит ученица(спицы) и рассказывает:
Спицы: Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры.
В Египте в одной из гробниц найдена детская вязаная туфелька, археологи установили, что ей более четырех тысяч лет.
А уже в начале нашей эры техника и принципы вязания находились на очень высоком уровне. Например, в районе старого Каира найдено превосходное многоцветное шелковое платье, связанное на металлических спицах .В музее Каира хранятся носки у которых большой палец отделен от остальных, как в современных перчатках, чтобы между пальцами мог проходить ремешок сандалии.
Полагают, что в Европу вязание проникло через коптов - египетских христиан. В миссионерские поездки они брали с собой вязаные вещи, которые привлекали всеобщее внимание, а в XII веке в Европе вязание превратилось в домашнюю работу. В ХIII веке во Франции вязание стало довольно доходной отраслью промышленности. Вязали шляпки, перчатки, фуфайки, чулки. В Шотландии появляется традиционный головной убор - вязаный берет.
Интересно, что вязание сначала было мужским ремеслом, и мужчины боролись с женской конкуренцией специальными договорами. В 1612 году Пражские чулочники заявили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины!
Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься прежде всего женщины. И все равно мужчины не потеряли интереса к вязанию. В 1946 году национальный американский конкурс по вязанию крючком выиграл мужчина, получив за победу золотой крючок. Наравне с Европой вязание развивалось и на русских просторах. Особенно были распространены теплые изделия из шерсти (рукавицы, носки) и ажур.
Учитель: А мы отправляемся в город Оренбург ( слайд)
Практичность, удобство плюс приятное времяпрепровождение – вот что дарило людям вязание во все времена. Современный век дополнил данный список еще тремя компонентами: превосходное успокаивающее воздействие на нервную систему, оригинальное хобби, развитие чувства красоты и стиля. В наши дни как никогда популярна ручная вязка независимо от используемого инструмента. Изделия из пряжи различной текстуры и качества, с многоцветьем узоров присутствуют в гардеробе практически каждого жителя планеты, пополняют коллекции модных кутюрье. Вяжут даже голливудские звезды! И есть все основания полагать, что этот древнейший вид рукотворного искусства никогда не умрет.
2 Демонстрация вязаного изделия
Мастерица: Он все вяжет в одиночку и о трудностях молчок. Он усердный и умелый для вязания - крючок! ( выходит ученица)
Крючок: как приятно когда берут в руки меня старательные и внимательные, но порой бывает и так .
Я себе вязала кофту
целый месяц, или два.
Но, увы, в мою работу
лишь пролезла голова.
Я опять перевязала,
но старалась, видно, зря:
в этот раз в неё влезала
не одна, а три меня.
Вновь работу распустила.
Это был последний раз,
потому что нитка как-то
вся сама переплелась.
Вся скрутилась, замоталась,
бесполезным став комком.
Я разматывать пыталась,
только плюнула потом.
Нитки жаль, конечно, очень,
и вину чтоб искупить,
я решила кучку строчек
бедным ниткам посвятить ( Наталья Лубянко)
Учитель: Да ,вот про таких горе -рукодельниц мы сейчас послушаем Частушки
«Частушки»
1 Шире, шире круг раздайся
Мыс подругами идем
И веселые частушки
От души сейчас споем.
2 Я сошью себе наряды
Буду я красавица
Как увидят петухи, Сразу испугаются.
3 Я себе вязала свитер,
Получился кардиган,
Только для примерки нужен
Двухметровый великан.
4 Я носки связать старалась
Но не испугалася
Ведь на кухне за клубком
До ночи гонялася
5 А подруженька Наташа
Рукодельницей была
В решето коров доила
Кочерыжкой пол мела.
6 И в работе, и в науке
Голова нужна и руки
Чтоб рукам трудиться дружно
Головой работать нужно!
Учитель: Без техники безопасности никак не обойтись, а вспомнить ее нам помогут строгие ножницы.
Ножницы: Конечно, помогу, потому что уже со времен Древнего Рима я помогаю стричь, резать, кроить. И если сначала мы выглядели просто, но потом нас украшали и даже помещали в футляры из перламутровых раковин. А многие дамы с ними и не расставались, носили их на поясе. Сменяется время и меняются ножницы. И скоро в каждом доме лазерные ножницы все также будут служить людям. А теперь повторяем технику безопасности!
Что бы друга не поранить
И себе не навредить
Все иголки и булавки
Надо правильно хранить! (ответ учащихся)
Если вдруг игла сломалась
На столе не оставляй
Ты скорей поломку эту
В мусор тут же отправляй ( ответ)
Зубы нам даны, чтоб кушать
Это надо понимать
Ну , а нитку, если нужно
Не кусать, а отрезать! (ответ)
Если ножницы вдруг надо
Вам кому-то передать
Как при этой передаче
Вы их будете держать? ( ответ)
Учитель: Молодцы! Не подвели! Вот сейчас и проверим как вы, ребята, умеете аккуратно работать ножницами.
Конкурс: Раскрой.
Мастерица: Вязание неразрывно связано еще с одним жителем моей страны. Отгадайте загадку:
Лежит старый дед
В двести крестов одет
Он без рук и без ног
А под лавку скок. (клубок).
Мастерица: А кто еще знает загадки о клубке?
1 Легко, кругло,
А за хвост не поднять.
(Клубок.) Русская.
2 Побегу в сторону -
Останется хвост
На семь вёрст.
(Клубок.) Белорусская.
3 На чём больше всего обручей?
(На клубке.) Белорусская.
Учитель: Вот сейчас мы с клубками и поиграем.
(три девочки на скорость мотают клубки, а все кричат « Быстрей»
Мастерица: В полотняной стране ,по реке простыне
Плывет пароход, то назад, то вперед. (утюг)
Учитель: А сейчас мы отправимся в восточную Словакию
Потому что именно там живет удивительный человек Янос Наги, который собрал самую большую коллекцию утюгов. Слайд.
Учитель: Ребята, а вы знаете когда появился утюг и каким он был раньше?
Первым утюгом был камень. На ровной поверхности расстилали одежду и придавливали ее камнями, оставляя так на некоторое время. Другой способ глажки, дошедший до нас при помощи рубеля и валька (на ровно обструганную палку наматывали просушенное белье и прокатывали его по столешнице при помощи рельефной доски). Наиболее близкий дул, чего губы родственник утюга сковородка с углями «Федул! Чего губы надул?». Из открытой жаровни падали угольки, оставляя на одежде дыры. Поэтому появился угольный утюг, в которые клали горящие угли и гладили, пока они не остывали. Угли быстро остывали. Для лучшей тяги сделали отверстия по бокам и ставили трубу вверх. Потом появился сплошной утюг, одним гладили, а другой грелся на плите. С появлением электричества появились электрические утюги. А сейчас современные утюги увлажняют и паром гладят.
Выбегают три девочки (катушка, булавка, пуговица): Ссорятся. «Я главнее, я важнее, нет я нужнее».
Учитель: «Не ссорьтесь, а представьтесь пожалуйста».
Катушка: «Сеньора катушка серьезная дама.
Я спину свою держу всегда прямо.
Катушечный стержень мне держит осанку.
Бывает верчусь целый день спозаранку».
И вес свой при этом теряю, теряю
Проблем с лишним весом друзья я не знаю».
Булавка: «На помощь я приду всегда,
Когда настигнет Вас беда,
Я пуговицу заменю и заколю замок
Булавка в рукоделии надежнейший дружок».
Пуговица: «Я маленькая, скромная и зря я не болтаю
Но всю одежду Вам носить конечно помогаю.
Значенье важное мое тогда все понимают,
Когда возьму и оторвусь и даже потеряюсь».
Учитель : Каждая из наших гостей очень важна, сейчас мы проведем конкурсы в которых без них не обойтись!!!!
Вдеть резинку, пришить пуговицу, вышить простыми стежками катушку.
Катушка: Я такая любительница менять наряды. Да, в какие я только нитки не наряжалась. Захочу в хлопчатобумажные, захочу в шелковые. А как мерзнуть стану, так в шерстяные. Отгадайте мою загадку «Валенки, валенки, кто же их не знает? Из чего же на Руси валенки валяют?(из шерсти)
Учитель: А мы с вами отправляемся в Ярославль, где создают самые красивые в мире валенки. Само название изделия указывает на главный технологический процесс изготовления этой обуви. Шерсть сваливают, сбивают, уплотняют. У валенков не бывает швов, а на одну пару уходит в среднем 2,5 килограмма шерсти. Валенки долгое время оставались самой любимой обувью русского народа, поэтому их украшали вышивками и аппликациями. А задорная песня русской певицы Нины Руслановой до сих пор радует слушателей. Вот мы сейчас и проведем разминку под эту песню.
Физкультурная разминка под песню «Валенки»
Булавка: А сколько мне различных нарядов на своем веку пришлось скреплять! У меня очень древняя биография. Самыми древними родственниками булавки были шипы растений, поэтому в некоторых языках « булавка» происходит от латинского « шип» или «колючка.» Первобытный человек использовал в качестве застежки палочки, кусочки рыбьих костей. Греки и римляне использовали металлические застежки-фибулы, а самая простая фибула выглядела как современная английская булавка. 13 Июня 1825 года житель Нью-Йорка Уолтер Хант запатентовал безопасную булавку. Сделать это его заставила необходимость покрыть долг в 15 долларов Чуть позже, в этом же году, точно такой же механизм запатентовали в Англии. Английский изобретатель оказался проворнее, и булавки не только были названы в честь Великобритании, но и очень быстро распространились по всему миру. Как приятно скалывать нежную скользящую ткань из натурального шелка. Учитель: Ребята, а вы знаете как раньше определялось качество настоящего шелкового полотна?
3(кольцо, отрез шелка натурального)
Учитель: А мы отправляемся в древний Китай
4Демонстрация шкатулки.
Пуговица: Пуговицы начали свое шествие по миру с о средних веков. Делали их из кожи, металла, кости .Причем поначалу служили отличительным знаком костюма знати, а простым людям приходилось довольствоваться шнуровкой. Пик увлечения пуговицами в России – 16 век, времена Ивана Грозного, когда пуговицы стали использоваться, как украшение: они пришивались на рукав, от локтя до манжета, и на грудь, от шеи до пояса. Мастерством исполнения и изысканностью должны были демонстрировать богатство их владельца. Пуговицы из золота, серебра и слоновой кости символизировали достаток и высокое положение в обществе. Русские бояре и боярыни, не скупясь, платили золотых дел мастерам и иностранным купцам большие деньги за пуговицы из драгоценных металлов со вставками из бирюзы, жемчуга, кораллов, эмалей. Пуговицы обычно нашивались на верхнюю одежду и застегивались на петли из кожи или шнура. Кому-то нравились ажурные пуговицы, а кому-то цельные, с узором, выполненные чернью, с гравировкой. Размеры у них были различные — от горошины до яйца. Их передавали по наследству, включали в состав приданого, использовали как подвески к серьгам, в качестве бусин.
С появлением новых видов одежды - фрака, сюртука, пиджаков, жакетов - пуговицы начинают делать небольшими, строгими, сдержанными по цвету. В конце 19 века в моду вошли блузки, жакеты, пальто, и без пуговиц обойтись стало невозможно .
Интересные факты из истории пуговиц: Известно, например, что французский король Франциск I как-то заказал ювелиру 13600 маленьких золотых пуговиц для отделки лишь одного бархатного костюма. На знаменитом мушкетерском плаще их было совсем немного-всего150. Указ Петра I, предписывающий пришивать оловянные пуговицы к обшлагам рукавов солдатских мундиров с внешней стороны был полон тайного смысла: пуговицы не позволяли солдатам по привычке после еды вытирать рукавом рот и нос. Так без шпицрутенов отучил солдат от дурной привычки, портившей мундирное сукно.
5 Учитель демонстрирует изделие из пуговиц
Учитель: А самые дорогие и красивые пуговицы долгое время делали в Венеции, куда мы и отправимся.
6 демонстрация изделия с бисером.
Учитель: Сегодня столько нового вы узнали о стране рукоделия, но у еще не представился очень важный гость.
Маленькая головка,
Тысяча глаз. (Напёрсток). Ногайская.
Мал, мал домик
С сотню окон. (Напёрсток.) Латышская.
Круглая гора,
Что ни шаг, то нора. (Напёрсток.) Белорусская.
Слово «наперсток» происходит от старинного русского слова «перст», означающего «палец». Имя изобретателя наперстка история умалчивает, наперсток - настолько древнее изобретение, что никаких упоминаний об его создателе до наших дней не сохранилось. Заслугу в создании наперстка некому конкретно посвятить – так глубоко уходят исторические сведения о нем. Можно предположить, что его изобретение было на территории древней Руси. Более 30 тысяч лет до н. э. на этих землях жили кроманьонцы, и по раскопкам археологов установлено, что они уже пользовались примитивной одеждой, которую сами и шили. Делали они это при помощи костяных игл, которые были не так удобны в применении, как современные. Поэтому, у них имелись простейшие приспособления – пластины, завернутые в круг, которыми они пропихивали далеко не тонкую иглу в подобие ткани. Именно эти незатейливые детали и можно считать прототипом сегодняшнего наперстка. В средние века наперстки украшали эмалью, гравировкой. В музеях Европы хранятся удивительные по красоте образцы. Их дарили барышням, матерям и сестрам. Делали их из серебра ,золота, драгоценной кости. В конце 19 века наперсток стал популярным сувениром. Ведь большинство женщин увлекались шитьем и вышиванием. А кто пробовал шить с наперстком? Ведь я сначала от не умелых убегаю, а потом умелым шить помогаю!
Конкурс для гостей взрослых « Проложи стежки с наперстком»
Учитель: Каждый народ уважает и ценит трудолюбие, умение создавать своими руками не только нужные, но и красивые вещи. Эта любовь к мастерству находит отражение в сказках. Давайте их вспомним!
Чем уколола палец принцесса в сказке «Спящая красавица»? (веретеном)
Какую перину взбивала рукодельница в сказке «Морозко»? (Из снега)
Какие задания давал своим невесткам царь в сказке «Царевна – Лягушка»?
(Испечь хлеб, сшить рубашку, соткать ковер)
Как звали героиню сказки, которая отличалась редким трудолюбием и мастерством шитья, что и помогло ей выйти замуж за принца? (Золушка)
Учитель : «Ну вот и подходит к концу наш урок, и мы открываем заветный конверт»
В конверте: Силуэт рук золотого (желтого цвета).
Учитель: кто же подведет итог и объяснит почему эти руки золотого цвета?
Потому что руки умелого мастера - это золотые руки!
Мастерица: Я хочу всем терпения, радости, полета фантазии в любом деле! И тогда про ваши руки скажут: «Золотые руки»
Список использованной литература:
- Домоводство – 3. Под ред. И.А. Мусской. – Ижевск: РИО «Квест», 1994 – 320 с.
- Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.
- Технология. 9 класс (девушки): поурочные планы по учебнику под ред. В.Д.Симоненко / авт.-сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 301 с.
- Перова Е.Н. Уроки по курсу «Технология»: 5-9 класс (девочки). – 3-е изд. – М.: 5 за знания, 2008. – 208 с.
- Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие по Новой истории в 8 классе "Страны промышленной цивилизации в конце 19- начале 20 века"
Урок содержит задания в виде маршрутных листов. Учащиеся выполняют задания, двигаясь по маршруту....
нетрадиционный урок "Путешествие в семью параллелограммов..."
Урок с использованием ИКТ. Возможно использование при обобщении или повторении ранее изученного материала. Для начала урока, откройте главную презентацию и далее перехаодите по гиперссылкам....
Методический материал для нетрадиционного урока - путешествия в страну Баскетболию
Методический материал для проведения интересного урока физической культуры. Материал содержит план конспект урока, брошуру для учащихся, карточки с заданиями, домашнее задание....
Статья "Малая родина - часть большой страны" с конспектом нетрадиционного урока-путешествия.
Материал по нравственно-патриотическому воспитанию: статья, конспект краеведческого урока-путешествия по чтению в 6 классе индивидуального обучения ребёнка с ОВЗ специальной школы VIII вида. К конспек...
Урок-путешествие по математике для 5 класса "В стране натуральных чисел"
Урок №70 обобщения и систематизации знаний по теме «Натуральные числа»Образовательная: 1. Систематизировать, обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся, при решении конкрет...
Урок-путешествие по книге Льюиса Кэррола "Алиса в стране чудес". Урок по физике. 7 класс.
Урок по физике является обобщающим для учеников 7 класса по темам "Механическое движение" и "Плотность". Урок выстроен в виде путешествия вместе с Алисой по стране чудес....