Воспитание коммуникативной культуры учащихся средней школы.
статья по теме

Соколова Светлана Гаврииловна

Данная статья раскрывает методы работы при формировании коммуникативной культуры учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание коммуникативной культуры учащихся средней школы.

Общение как коммуникативный обмен.

Общение - многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Одной из задач воспитателя и является: устанавливать и улавливать межличностные взаимодействия и взаимоотношения внутри группы. Пути, посредством которых я, как воспитатель, собираюсь это делать такие. Это и углубленное изучение различных социальных фактов, а также изучение взаимодействия детей, входящих в состав данной группы.

Чтобы установить контакт в группе требуется открытость воспитателя, которая бы способствовала развитию общения, климату доверия, психологической безопасности.

На первых этапах брать для работы форму диалога сложно, т.к. есть «закрытые дети» - не всегда они могут выразить свои переживания в словах. Поэтому я провела тест – рисунок «Семья», который и поможет изучить социальные факты, на  основе которых дети строят своё общение с окружающими.

Тест поможет определить способность к сопереживанию, к пониманию чувств и внутреннего состояния другого человека.

На контуре своей руки дети рисовали членов своей семьи. Дело в том, что неосознанно дети проделывают эту операцию, а каждый из пальцев имеет свою древнюю символику: большой - секс, указательный – агрессия, средний – интеллект, безымянный – здоровье, мизинец – сердечность. Таким образом, помещая членов семьи на определенных пальцах, ребенок так или иначе коммунирует (общается) с тем или иным ближним.

РЕЗУЛЬТАТ.

На рисунке Петуновой Ольги большой палец на занят, что для постороннего человека должно означать, что девочка растет без отца, но она не закрасила безымянный палец. Вероятно, он предназначался именно для него. Но существующая в данный момент агрессия, направленная против него, явно мешает это сделать.

Далее, в основном маму рисуют на большом пальце. Что означает то, что мама наделяет семью сексуальной ролью и здоровье семьи полностью ложится на её плечи.

Тюрина Люба не рисует своих членов семьи, а только подписывает пальцы. Это значит, что она хочет выдать минимум информации о внутрисемейных проблемах, контакт с ней будет затруднен. Требуется особая доверительная атмосфера. Себя же она ставит на месте указательного пальца, что характеризует её как личность агрессивно настроенную. Что вызывает агрессию мы попытаемся разобраться с психологом.

Я уверена, что рисунки – это бесценная информация о взаимоотношениях наших с детьми; при желании можно скорректировать поведение, сделать ваши отношения более гармоничными.

Второй момент. Упражнение на способность сопереживать другим в значимых ситуациях.

Изобрази голосом.

  1. Как лает собака, встретившая своего хозяина.
  2. Как гогочут дикие гуси, улетая осенью на юг и прощаясь с родиной.
  3. Как мурлычет кот, когда просит молока и др.

Третий момент.

Игра «Зеркало».

Играющий отображает мимику входящего и угадывает его настроение (гнев, печать, радость)

Четвертый момент.

Тест «Общителен ли ты?!»

У детей получился одинаковый результат. Часто скрытны. Общаются с себе подобными, избирательны в выборе окружения. Девиз их - никогда и никому не доверять своих чувств. По отношению к окружающим может вспыхнуть необоснованная агрессия.

По итогам теста проведена беседа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Проектная деятельность как средство воспитания коммуникативной культуры учащихся"

Методическая разработка-описание реализации системы проектов по воспитанию коммуникативной культуры учащихся и духовно-нравственному развитию. Эти проекты реализованы в рамках городской программы "Тол...

Методическая разработка системы социальных проектов "Проектная деятельность как средство воспитания коммуникативной культуры учащихся"

Методическая разработка представляет собой описание опыта реализации системы социально значимых проектов по изучению русской культуры и культур стран ближнего зарубежья....

Воспитание коммуникативной культуры учащихся средней школы.

Данная статья раскрывает методы работы при формировании коммуникативной культуры учащихся....

Значение интегрированных уроков английского языка для формирования коммуникативной компетенции учащихся средней школы

В понимании важности обозначенной темы нашей статья мы исходим, в первую очередь, из того, что междупредметная интеграционная деятельность предоставляет возможность систематизировано обобщать знания у...

Современные методы обучения иностранному языку и их роль в развитии коммуникативной компетентности учащихся средней школы. Английский язык

Данная статья затрагивает актуальную в настоящее время проблему компетентностного подхода при обучении иностранному языку. Автором приведены методы обучения, способствующие развитию коммуникативных ко...

Доклад. "Использование социокультурного материала в содержании обучения английскому языку как средства формирования коммуникативной компетенции у учащихся средней школы".

Центральными проблемами модернизации обучения  иностранному языку  в школе являются вопросы определения целей, а также содержания обучения, адекватного им, при разработке которых наиболее эф...

Театрализация как эффективный метод развития коммуникативной культуры учащихся средней школы

Школьный конкурс "Английский театр" как  один из эффективных методов развития иноязычной коммуникации....