Значение интегрированных уроков английского языка для формирования коммуникативной компетенции учащихся средней школы
методическая разработка по английскому языку на тему
В понимании важности обозначенной темы нашей статья мы исходим, в первую очередь, из того, что междупредметная интеграционная деятельность предоставляет возможность систематизировано обобщать знания учеников по смежным учебным предметам. Кроме того, повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметной интеграции усиливает его воспитательные функции. Особенно заметно это проявляется при изучении английского языка в средней школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_borisovoy.docx | 20.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Борисова Инна Евгеньевна,
учитель английского языка
МОАУ «Лицей №6» имени З.Г. Серазетдиновой
г. Оренбург
Значение интегрированных уроков английского языка для формирования коммуникативной компетенции учащихся средней школы
В понимании важности обозначенной темы нашей статья мы исходим, в первую очередь, из того, что междупредметная интеграционная деятельность предоставляет возможность систематизировано обобщать знания учеников по смежным учебным предметам. Кроме того, повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметной интеграции усиливает его воспитательные функции. Особенно заметно это проявляется при изучении английского языка в средней школе.
Основными целями интеграции иностранного языка с гуманитарными дисциплинами являются:
- совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний, и обмен этими знаниями в условиях иноязычного речевого общения;
- дальнейшее развитие и совершенствование эстетического вкуса учеников.
В современной школе иностранный язык перестает быть самоцелью, а трансформируется в способ познания окружающего мира и способ саморазвития.
Такое понимание цели изучения иностранного языка нашло отражение и в целях обучения иностранным языкам в школе, которые заключаются в развитии коммуникативной компетенции, позволяющей качественно и эффективно участвовать в жизни мирового сообщества.
Кроме того, назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, что является одной из ключевых компетентностей российского образовательного пространства, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
При сформированности коммуникативной компетентности выпускник научится:
- представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;
- представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;
- владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
- владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо).
В рамках современных ФГОС коммуникативная компетентность, в свою очередь, включает предметные компетенции:
- речевую;
- языковую;
- социокультурную;
- компенсаторную;
- учебно – познавательную.
Обязательная коммуникативная направленность процесса обучения языку находит отражение в целях, содержании, структуре, методах и приемах работы как на каждом отдельном уроке, так и в системе уроков в целом.
Специфика предмета «иностранный язык» такова, что обучение, направленное на формирование коммуникативной компетенции, может происходить только в условиях системо-деятельностного подхода. Системо-деятельностный подход заключается в том, что обучение общению должно происходить в ходе выполнения продуктивных видов работы — слушать иноязычную речь, читать тексты, писать и говорить, где все эти виды деятельности рассматриваются не в качестве самоцели, а как способ решения учеником конкретных личностно важных проблем и задач. Учитель создает ситуацию, в которой каждый ученик в классе должен иметь возможность сформулировать собственную цель относительно заявленной темы урока, должен иметь возможность создать собственный продукт в ходе изучения темы, используя наиболее приемлемые для него темпы и способы работы.
Во всех темах курса иностранного языка («Семья», «Друзья», «Музыка», «Природа» и др.) уже заложен огромный личностный потенциал. Все, что нужно сделать учителю, - помочь ученикам найти свой ракурс предлагаемой темы, свою проблему, которую он хотел бы решить в рамках этой темы. Чтобы урок повышал мотивацию учащихся в изучении иностранного языка, материалы, на основе которых происходит изучение языка, должны быть интересными и учителю, и детям. В наше время найти такой материала ( в дополнение к действующим УМК) вполне доступно для любого учителя иностранного языка.
Коммуникативная направленность процесса обучения иностранному языку должна найти отражение также и в многообразии форм организации этого процесса. Ролевые игры, театрализованные постановки, проектная и исследовательская деятельность наиболее часто используются учителями иностранного языка. Как и в реальной жизни, учащиеся должны научиться использовать разные способы решения задач в зависимости от характера проблемы. Разные формы организации процесса изучения языка также помогают учителю создавать ситуации общения, максимально приближенные к действительности.
В процессе обучения учителя иностранного языка часто сталкиваются с проблемой отсутствия у школьников потребности пользоваться изучаемым языком в коммуникативных целях. Для того чтобы стимулировать развитие коммуникативных навыков, нужно выбирать такие формы урока, которые будут наиболее способствовать этому. Как сделать уроки английского языка по-настоящему интересными? Почему не все занятия английским языком одинаково полезны? И что мешает детям использовать полученные знания по английскому языку на практике? Как провести урок английского языка, который был бы не только корректно построен с точки зрения методики, но и интересен и результативен для учащихся?
На основании требований ФГОС в содержании календарно-тематического планирования предусмотрено формирование у школьников общеучебных умений и навыков:
- умение соотнести графический образ слов с его звуковым образом,
- опираться на языковую догадку в процессе чтения,
- действовать по образцу при составлении собственных высказываний в пределах обозначенной тематики,
- умение списывать слова и текст на иностранном языке,
- вставлять в него слова в соответствии с решаемой учебной задачей, с целью формирования орфографических, лексических или грамматических навыков,
- умение пользоваться двуязычным словарём учебника, в том числе транскрипцией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ( ГОВОРЕНИЕ, ЧТЕНИЕ ).
Информационные и коммуникативные технологии на уроках английского языка...
Метод проектов на уроках английского языка для повышения коммуникативной компетенции учащихся.
Сегодня перед школой остро стоит проблема активного творческого восприятия знаний, поэтому необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе зна...
технология проектирования на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции обучающихся.
главной задачей на уроках английского языка является формирование коммуникативной компетенции обучающихся по средствам современных технологий. одной из современных технологий является использование ме...
технология проектирования на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции обучающихся.
главной задачей на уроках английского языка является формирование коммуникативной компетенции обучающихся по средствам современных технологий. одной из современных технологий является использование ме...
Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции
Статья выступления на методическом объединении " Технологии критического развития на урокаханглийского языка". Использование технологии развития критического мышления на уроках английского...
«Использование технологии РКМЧП на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции.
Материал включет в себя краткую характеристику технологии РКМЧП, технологическую карту урока, планируемые результаты и ход урока по теме Семья по УМК Spotlight 5....
Использование аутентичного материала на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетентности учащихся
Рисунок современного урока стремительно меняется. Сейчас все чаще говорят о мотивации детей на уроках, о применении информационных технологий, мультимедийных средств обучения. Меняется сам процесс обу...