Доклад. "Использование социокультурного материала в содержании обучения английскому языку как средства формирования коммуникативной компетенции у учащихся средней школы".
опыты и эксперименты по английскому языку
Центральными проблемами модернизации обучения иностранному языку в школе являются вопросы определения целей, а также содержания обучения, адекватного им, при разработке которых наиболее эффективными представляются идеи об обучении не просто языку, а иноязычной культуре в широком смысле этого слова, т.е. развивать коммуникативную компетенцию. Социокультурная компетенция подразумевает знание учащимися национально-культурный особенностей социального и речевого поведения носителей языка: их обычаев, этикета, социальных стереотипов, истории и культур.
Социальная компетенция проявляется в желании и умении вступать в коммуникацию с другими людьми, в способности ориентироваться в ситуации общения и строить высказывание в соответствии с коммуникативным намерением говорящего и ситуацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется доклад по теме "Использование социокультурного материала в содержании обучения английскому языку как средства формирования коммуникативной компетенции у учащихся средней школы".
Центральными проблемами модернизации обучения иностранному языку в школе являются вопросы определения целей, а также содержания обучения, адекватного им, при разработке которых наиболее эффективными представляются идеи об обучении не просто языку, а иноязычной культуре в широком смысле этого слова, т.е. развивать коммуникативную компетенцию.
Коммуникативная компетенция – способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности. В ее основе лежит комплекс умений, позволяющих участвовать в речевом общении в его продуктивных и рецептивных видах.
В состав коммуникативной компетенции входят следующие виды компетенций:
Лингвистическая (языковая) компетенция – это владение знанием о системе языка, о правилах функционирования единиц языка в речи и способность с помощью этой системы понимать чужие мысли и выражать собственные суждения в устной и письменной форме.
Речевая компетенция означает знание способов формирования и формулирования мыслей с помощью языка, а также способность пользоваться языком в речи. Этот вид компетенции некоторые исследователи называют также социолингвистической, стремясь этим подчеркнуть присущее обладателю такой компетенции умение выбрать нужные лингвистическую форму и способ выражения в зависимости от условий речевого акта: ситуации, коммуникативных целей и намерения говорящего.
Социокультурная компетенция подразумевает знание учащимися национально-культурный особенностей социального и речевого поведения носителей языка: их обычаев, этикета, социальных стереотипов, истории и культур.
Социальная компетенция проявляется в желании и умении вступать в коммуникацию с другими людьми, в способности ориентироваться в ситуации общения и строить высказывание в соответствии с коммуникативным намерением говорящего и ситуацией.
пользоваться этими знаниями в процессе общения.
Стратегическая (компенсаторная)компетенция – это компетенция, с помощью которой учащийся может восполнить пробелы в знании языка, а также речевом и социальном опыте общения в иноязычной среде. Владение ею дает возможность:
- при чтении:
- догадаться о значении незнакомых слов, опираясь на контекст, тему, ситуацию;
- при обращении к словарю выбрать правильное значение искомого слова;
- догадаться о значении слова по знакомым элементам его структуры (корню, суффиксу и др.);
- при слушании:
- догадаться о значении слова, фразы, опираясь на контекст;
- при межличностном контакте обратиться к партнеру за помощью (например, попросить повторить сказанное);
- при говорении:
- упростить фразу, опираясь на известные слова, образцы речи и структуры ее построения;
- внести в свою речь поправки, используя выражения типа «Простите, я скажу это по-другому» и др.
Дискурсивная компетенция означает способность учащегося использовать определенные стратегии для конструирования и интерпретации теста. ДК – это знание особенностей, присущих различным типам дискурсов, а также способность порождать дискурсы в процессе общения. Наиболее употребительные типы дискурсов в учебно-профессиональной сфере общения – доклад, сообщение, обсуждение, расспрос и др.
Предметная компетенция – это способность ориентироваться в содержательном плане общения в определенной сфере человеческой деятельности.
Для будущего преподавателя языка исключительно важное значение имеет также профессиональная компетенция, приобретаемая в ходе обучения. Она обеспечивает способность к успешной профессиональной деятельности и включает:
- знания из области дидактики, методики, психологии, лингвистики и других наук, значимых для профессиональной деятельности педагога;
- умение организовывать учебную деятельность учащихся и управлять такой деятельностью;
- умение владеть коммуникативной компетенцией, максимально близкой к уровню носителей языка;
- личностные качества, обеспечивающие эффективность педагогического труда (терпимость, требовательность).
Сегодня я расскажу вам о социокультурной компетенции.
Сафонова В.В. интерпретирует понятие «социокультурная компетенция» как «обучение нормам общения в условиях межкультурной, а не монокультурной коммуникации, для которой характерно взаимодействие цивилизованного, национального и социально стратификационного компонентов».
Социокультурная компетенция является комплексным явлением и включает в себя набор следующих компонентов:
- лингвострановедческий компонент (лексические единицы с национально-культурной семантикой и умение их применять в ситуациях межкультурного общения);
- социолингвистический компонент (языковые особенности социальных слоев, представителей разных поколений, полов, общественных групп, диалектов);
- социально-психологический компонент (владение социо- и культурнообу-словленными сценариями, национально-специфическими моделями поведе- ния с использованием коммуникативной техники, принятой в данной культуре);
- культурологический компонент (социокультурный, историко-культурный, этнокультурный фон). Существует очень много средств развития социокультурной компетенции у изучающих иностранный язык вне языковой среды .
1. Презентаци.
2. Видеокурсы для знакомства с жизнью и культурой Англии.
3. Различные песни и видеоклипы (праздники).
4. Мультфильмы.
5. Книги.
6. Фонетические конкурсы.
7. Конкурсы КАРАОКЕ.
8. Английский театр.
9. Социальные практики.
10. Он-лайн уроки с иностранными преподавателями.
11. Уроки с иностранными преподавателями.
12. Международные образовательные поездки.
Обучающие программы нового поколения должны максимально использовать возможности гипермедиа и Интернет для развития социокультурной компетенции учащихся вне языковой среды.
Таким образом, социокультурный материал выступает важным средством при формировании коммуникативной компетенции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Использование метода проектов для повышения мотивации обучения английскому языку»
Доклад Использование метода проектов для повышения мотивации обучения английскому языку...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ( ГОВОРЕНИЕ, ЧТЕНИЕ ).
Информационные и коммуникативные технологии на уроках английского языка...
презентация к уроку английского языка посвященному Дню Святого Валентина длч учащихся средней школы
презентация к уроку английского языка посвященному Дню Святого Валентина длч учащихся средней школы...
Метод проектов на уроках английского языка для повышения коммуникативной компетенции учащихся.
Сегодня перед школой остро стоит проблема активного творческого восприятия знаний, поэтому необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе зна...
Значение интегрированных уроков английского языка для формирования коммуникативной компетенции учащихся средней школы
В понимании важности обозначенной темы нашей статья мы исходим, в первую очередь, из того, что междупредметная интеграционная деятельность предоставляет возможность систематизировано обобщать знания у...
Развитие учебно - познавательной компетенции ( самостоятельности ) учащихся средней школы через формирование универсальных учебных действий на уроках физики и во внеурочной деятельности
Создание условий (системы работы и методической копилки ) для развития самостоятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности через формирование УУД, ( включающей в себя систему у...
Технология смешанного обучения как средство развития иноязычной коммуникативной компетенции в условиях цифровой школы
Технология смешанного обучения как средство развития иноязычной коммуникативной компетенции в условиях цифровой школы...