Театрализация как эффективный метод развития коммуникативной культуры учащихся средней школы
статья по английскому языку
Школьный конкурс "Английский театр" как один из эффективных методов развития иноязычной коммуникации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_teatr.docx | 443.54 КБ |
Предварительный просмотр:
- Муниципальное автономное образовательное учреждение
- «Средняя общеобразовательная школа №8 г.Улан-Удэ»
Доклад
На тему :
Театрализация как эффективный метод развития коммуникативной культуры учащихся средней школы.
Учитель Сахаева О.Г.
Дата 20.11.2020г.
Развитие коммуникативной культуры учащихся средней школы особенно актуально в последние годы ввиду увеличения числа гаджетов, уменьшения «живого общения» в сторону виртуального, сокращения интереса к чтению.
Проблема коммуникативной культуры освещалась в исследованиях посвященных социализации школьников такими педагогами и учеными как О.С. Газман, Н.Ф. Головановой, А.В. Мудриком, А.Г.Пашковой и др.; аспект общекультурного их становления изучался Б.Н. Боденко, И.А. Зимней, В.С. Ледневым, А.В.Репринцевым и др.
Коммуникативная культура – это совокупность знаний законов межличностного общения, умений и навыков пользования его средствами в различных жизненных и производственных ситуациях и личностных коммуникативных качеств.
Коммуникативная культура – это часть базовой культуры личности, обеспечивающая ее готовность к жизненному самоопределению, установлению гармоничных отношений с окружающей действительностью и внутри себя. Она есть средство создания внутреннего мира личности, богатства ее содержания, средство решения возникающих проблем.
Значение первого и второго понятия в принципе одинаковы. И если объединить эти понятия, то мы увидим, что коммуникативная культура – это и правильное употребления языка; и подстраивание общения под ситуацию, в которой оно происходит; и такое поведение, которое будет лучшим для разговора, которое будет наиболее эффективно решать все задачи общения и влиять на создание гармоничных отношений личности с окружающей действительностью и внутри себя.
Немаловажным моментом в развитии коммуникативной культуры является мотивация к изучению иностранного языка. Как правило высокая мотивация наблюдается у учащихся младшей школы, но в процессе деятельности отношение учащихся меняется.
Поэтому весь учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы учащиеся на каждом уровне испытывали радость от удовлетворения потребностей, специфических для предмета "иностранный язык". Эти потребности соответствуют следующим разновидностям внутренней мотивации, предложенным психологом С.Т.Григоряном: коммуникативной, лингво-познавательной и инструментальной. Коммуникативную разновидность внутренней мотивации можно назвать основной, так как коммуникативность - это первая и естественная потребность учащихся, изучающих иностранный язык.
Одним из методов коммуникативного обучения является театрализация. Он обеспечивает усвоение нового лексического материала и создает эмоционально-положительный настрой в обучении.
В методике проведения театрализаций в форме ролевой игры воплощается принцип функциональности обучения иностранному языку. Процесс иноязычного общения представляет собой модель реального общения. Ученик понимает, что может дать ему практическое овладение иностранным языком.
При отборе лексического материала мы руководствуемся следующими принципами: доступности; вовлечения максимального числа учащихся в группы; заинтересованности учащихся в драматизации.
Подобная форма изучения английского языка развивает и совершенствует речемыслительную деятельность, способствует появлению искреннего желания общаться на иностранном языке не только на занятии, но и в неурочное время. Иными словами, здесь успешно формируется внутренний мотив к изучению дисциплины [1, с.4].
Принципы театральной педагогики:
- принцип событийности – ученики словно “проживают” определенные ситуации, заданные учителем, готовятся к запланированному мероприятию;
- принцип продуктивного действия – на уроке появляется “продукт” – спектакль, этюд, индивидуальная импровизация;
- принцип игровой направленности – атмосфера на уроке должна быть комфортной, создавать условия для раскрытия талантов учеников;
- принцип диалогизации – учитель принимает точку зрения учеников, дает возможность выбрать содержание и форму обучения;
- принцип подлинности и непрерывности педагогических действий – учитель всегда вовлечен в процесс, показывая пример своим поведением. Он вовремя хвалит и направляет учеников к цели.
Школьная театральная педагогика говорит о воспитании личности ученика средствами театрального искусства. Она предполагает:
∙ включение уроков театра в учебный процесс школы;
∙ школьный театр;
∙ включение элементов театральной педагогики в урок;
∙ психологические тренинги с целью освоения элементов актѐрского мастерства.
На сегодняшний день театральной педагогикой разработана богатейшая система упражнений и тренингов, развивающих внимание, воображение, ассоциативное мышление, память, способность к действию и другие элементы творчества.
В условиях средней школы этот метод можно использовать в дни предметной декады. Мной был проведен школьный конкурс «Английский театр» среди 2-11 классов. Мероприятие однозначно оставило приятные впечатления у всех участников праздника.
Примерные этапы работы над мероприятием:
- Подготовка (выбор произведения, распределение ролей, подготовка декораций, костюмов, репетиции)
- Выступление (внеклассное мероприятие желательно проводить на сцене с привлечением зрителей)
- Подведение итогов ( распределение номинаций, желательно всем участникам праздника)
Приложение 1
ПОЛОЖЕНИЕ
о школьном конкурсе театрализации на английском языке
«А World of Fairy»
23 марта 2017 года
1. Цели и задачи:
1. Цель - приобщение детей к культуре, литературе, истории, традициям англоязычных стран.
2. Задачи:
- выявление и поддержка одаренных детей, а также творчески работающих учителей английского языка;
- развитие навыков разговорной и сценической речи средствами театрализации английских сказок;
- популяризация театрального искусства среди подрастающего поколения, приобщение учащихся к театральной культуре, драматургии и литературе.
2. Условия и порядок проведения:
1. В конкурсе принимают участие учащиеся 2-11 классов. Количественный состав участников спектакля – не менее 5 человек(Участие руководителя в спектакле приветствуется).
2. Возрастные категории:
младшая группа (с 2-4 класс),
средняя группа (с 5-7класс),
старшая группа (с 8-11 класс).
3. В программу конкурса-фестиваля должны быть представлены спектакли и одноактные постановки, представляющие различные жанры театрального искусства: драматический, музыкальный, литературный, эстрадный.
4. Регламент выступления от 5 мин. до 15 мин.;
4. Дата и место проведения.
Конкурс проводится 23 марта 2017 года в 13.00 в актовом зале муниципального автономного образовательного учреждения СОШ №8.
5. Критерии оценки конкурсных работ:
- художественная исполнительская целостность и эстетическая ценность репертуара;
- соответствие уровня сложности и тематики сказки возрасту исполнителей;
- оригинальность замысла и его воплощение;
- единство стилевого решения;
- художественное оформление;
- музыкальное оформление;
- исполнительская манера ;
- вокал;
- хореография;
- костюмы;
- произношение.
5. Технические требования:
1. Носителями фонограмм являются USB - носители.
6. Жюри конкурса:
Состав жюри составляется из учителей музыки, хореографии, учителей английского языка.
7. Награждение участников:
1.Победители конкурса получают дипломы согласно решения Жюри о присужденных званиях.
2. Специальные номинации:
• за лучшую хореографию;
• за лучшее музыкальное оформление спектакля;
• за лучшее художественное оформление спектакля;
• за лучший костюм;
• за лучшее актерское воплощение образа.
Приложение 2
Грамота
Список литературы:
- Безбородова, М. А. Мотивация в обучении английскому языку / М. А. Безбородова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 8 (8). — С. 156-160. — URL: https://moluch.ru/archive/8/567/
- Интерактивные занятия как форма развития коммуникативных навыков при проведении выездного языкового лагеря. – Первое сентября. Английский язык. – 2009. – №5. – с. 3 – 5.
- В.А.Ильев. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. М., 1993.
- Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - 2-е изд М.: Просвещение,1991.
- Театральный проект в обучении иностранному языку на начальном этапе / Е. М. Гербач.// Иностранные языки в школе, №4, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание коммуникативной культуры учащихся средней школы.
Данная статья раскрывает методы работы при формировании коммуникативной культуры учащихся....
Воспитание коммуникативной культуры учащихся средней школы.
Данная статья раскрывает методы работы при формировании коммуникативной культуры учащихся....
Значение интегрированных уроков английского языка для формирования коммуникативной компетенции учащихся средней школы
В понимании важности обозначенной темы нашей статья мы исходим, в первую очередь, из того, что междупредметная интеграционная деятельность предоставляет возможность систематизировано обобщать знания у...
Лексические нормы как фактор развития коммуникативной культуры учащихся на уроках русского языка и литературы// Эффективный педагогический опыт: сборник научных статей и методических материалов.- Гуково- Ростов- на- Дону.- 2014.- С 257- 261
Данная статья предлагает методы,приемы, игровые ситуации, формы работы, используя которые учитель - словесник сможет совершенствовать речь ребенка,обогощать словарный запас , ...
Театрализация как эффективный метод развития познавательной активности на уроках истории
Театрализация как эффективный метод развития познавательной активности на уроках истории...
Современные методы обучения иностранному языку и их роль в развитии коммуникативной компетентности учащихся средней школы. Английский язык
Данная статья затрагивает актуальную в настоящее время проблему компетентностного подхода при обучении иностранному языку. Автором приведены методы обучения, способствующие развитию коммуникативных ко...
Сюжетно-ролевая игра как эффективный прием формирования коммуникативных умений учащихся основной школы при обучении иностранным языкам
В статье рассматриваются теоретические подходы к сюжетно-ролевой игре в основной школе, отмечается, что игра по сути носит деятельностный характер, моделируя при этом ситуации общения и формируя комму...