Методическая разработка системы социальных проектов "Проектная деятельность как средство воспитания коммуникативной культуры учащихся"
методическая разработка по теме
Методическая разработка представляет собой описание опыта реализации системы социально значимых проектов по изучению русской культуры и культур стран ближнего зарубежья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_1.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность как средство воспитания коммуникативной культуры учащихся
Ражева Н.Е., методист, руководитель ОДОД,
ГБОУ лицей № 82
Жукова О.Е.,, методист ГБОУ лицей № 82
“Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей,
подростков и юношества от одной из самых больших бед –
пустоты души, бездуховности…”
(В.А.Сухомлинский)
Духовно-нравственное воспитание и развитие школьников есть первостепенной важности задача современного образования и воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы, поставленные перед педагогами в новых Федеральных государственных стандартах и Концепции духовно-нравственного воспитания школьников.
В этом формате нам предстоит сформировать у ребенка осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. Убеждены, что важнейшая роль в воспитании личности ребенка должна отводиться традиционной народной культуре, позволяющей приобщить подрастающее поколение к историческому и культурному наследию своего народа и являющейся оберегом, охраняющим от идей насилия, жестокости, национализма, безнравственности.
В течение 3-х лет наша школа работала над реализацией проекта «Мировой лицей» объединяет друзей», рождение которого потребовал тот факт, что в лицее №82 учатся ребята и работают педагоги 19 национальностей. Из ближнего зарубежья - белорусы, украинцы, армяне, туркмены, грузины, азербайджанцы, таджики, казахи, эстонцы, уйгуры. Из дальнего зарубежья - иранцы, палестинцы, евреи, корейцы, немцы. Из России - мордва, ингуши, татары, дагестанцы. Но у нас общий Дом - Лицей № 82 на улице Мира в Санкт-Петербурге (это мы не могли не учесть, называя наш проект), и мы все несем за него ответственность, стремясь к тому, чтобы наш Дом жил по законам равенства, добрососедства и гостеприимства. Проект глубоко погрузил лицеистов в изучение традиций, обычаев, праздников, народного творчества всего полиэтнического лицейского братства, дал возможность получить знания о том, что есть нации, чем они живут, каковы их нравственные принципы. Мы убеждены, что взаимодействие разных культур - это всегда взаимообогащение. Тот, кто не любит свои корни, не оценит и другую культуру.
При этом мы не забывали делать акцент на том, что все участники проекта - петербуржцы, а значит носители особой культуры и менталитета, что яркая палитра национально-культурных красок должна обогащать имидж Петербурга, но и сама согреваться при этом его блеском, обретая новые цвета и смысл. В ходе проекта учащиеся разных национальностей смогли вместе ближе познакомиться с историей и культурой северной столицы, что способствовало социализации лицеистов как жителей города, членов городского сообщества.
Проводя «Национальные гостиные», все участники готовили пригласительные билеты для друзей и гостей, программку проведения мероприятия, презентацию о республике с использованием ИКТ, рассказ об истории флага, символике цвета, о национальном костюме и его истории. Хозяева гостиных представили на национальном языке чтение прозы, поэзии, исполнили песни и танцы, пригласили поиграть в национальные игры, провели мастер-класс для гостей по изготовлению сувениров, представили блюда национальной кухни, инсценировали фрагменты национального праздника. «Хозяевам» предоставлялась возможность научить гостей произносить несколько слов на языке своей нации: слова приветствия, благодарности и т.д. Участники провели исследовательскую работу и по ее результатам приготовили рассказы о памятниках, бюстах, мемориальных досках, памятных местах и улицах, носящих имена выдающихся деятелей представляемой нации.
Прием в «Национальной гостиной» готовили не только представители нации, помогали их друзья других национальностей, одноклассники, родители. Все это позволило лицеистам приобрести уникальный опыт знакомства с традициями, культурой разных народов. Этот проект помог нашим воспитанникам осознать собственную причастность к решению проблем в многонациональном обществе.
Реализуя проект «Мировой лицей» объединяет друзей», мы еще раз убедились, насколько глубоко знают, любят и чтут свои национальные традиции дети - инофоны. Но совершенно очевидным было то, что наши воспитанники русской нации практически не понимают смысла традиций, обрядов, праздников своего народа, не знают песенного наследия, истории декоративно-прикладного искусства и почти не испытывают потребности их глубокого изучения, что и подтвердила входящая диагностика проекта. Увы, не только, дети, но и родители, педагоги. А ведь любовь к родине начинается с уважения к ее традициям. Современная цивилизация постоянно разрушает многие культурно-нравственные ценности нашего народа. В последние десятилетия стремительного развития современных информационных технологий и глобализации особенно актуальна проблема потери Россией своей самобытности, все больше заполоняет нас западное, чужеземное, на смену тысячелетним традициям христианства приходит низкопробная массовая культура. Знание же русских традиций дает возможность подрастающему поколению по-новому взглянуть на историческое прошлое своих предков. И мы решили погрузить лицеистов 6 класса в ее изучение через новый проект «Наследники русских традиций».
Главной целью проекта явилось становление личности, стремящейся знать, понимать, ценить и пропагандировать традиции своего народа, способной гордиться достижениями своей культуры, личности, богатой духовными интересами, имеющей гражданскую жизненную позицию, национальное самосознание, уважение к историческому и культурному наследию не только России, но и всего мира. Проект позволил реализовать актуальные в настоящее время в рамках реализации ФГОС компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы, которые позволяют решить главную педагогическую задачу: создать условия для самореализации, саморазвития творческой личности и индивидуальности.
В проектной деятельности мы широко используем личностно- ориентированные технологии: индивидуальную и групповую работу, обучение в диалоге, технологию речетворчества. Несомненно, в методической системе используются интеграция дисциплин (литература, история, ИЗО, музыка, технология, хореография), информационно- коммуникативные технологии, технологии развития критического мышления и исследовательских работ. Проект рассчитан на осуществление в парадигме педагогики сотрудничества (ученик - учитель - родитель), когда взрослые и дети делают общее дело, вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотворчества. Педагогика сотрудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции, при которых содержание обучения рассматривается как средство развития личности, на что и опираются ФГОС. Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогло объединить семью, наполнить ее досуг новым содержанием. Родители стали активными участниками реализации проекта: шили русские костюмы, принимали участие в проведении русских народных праздников, в изготовлении атрибутов в мини-музее.
Наши воспитанники занимались изучением быта, традиций, обрядов, обычаев, песенного наследия русского народа, народной мудрости обрядовой поэзии, трапезы, погружением в историю праздников, обрядов, обычаев, игр, оформлением альбомов об истории народных и православных праздников, изучением истории декоративно-прикладного искусства в этнографическом и Русском музеях. Дети освоили приемы изготовления русских сувениров, инсценировали народные и православные праздники для учащихся лицея, образовательных учреждений района, детских садов, детских домов, жителей микрорайона.
В рамках презентации проекта ребята стали победителями районного этапа, призерами городского этапа Всероссийской акции «Я – гражданин России». Портфолио проекта было представлено на конкурсе в Москве.
Однако главным итогом реализации проекта «Наследники русских традиций» стало рождение нового общешкольного проекта «Русский дом», в котором каждый класс лицея имеет свой модульный маленький проект по технологической карте.
Предлагаем Вашему вниманию тематику модульных проектов для работы в классах по изучению русской народной культуры в рамках проекта «Русский дом»:
- Приметы, поверья русского народа
- Русские народные игры
- Русские народные сказки
- Народный календарь
- Русские народные праздники
- Русская изба
- Русские народные обряды
- Народные промыслы
- Домоводство, народный лечебник
- Русский народный костюм
- Народная музыка,
а также технологическую карту для участников проекта «Русский дом»:
1. Посетить залы русского народного быта в Этнографическом музее
2. Посетить экспозицию «Народное искусство» в Русском музее
3. Составить анкету и провести входящую диагностику, по итогам заключительную.
4. Изучить материал по представляемой теме (книги, Интернет, другое)
5. Провести конференцию по теме в классе
6. Провести мастер-класс для учащихся начальной школы
7. Съездить на экскурсию «Православный Петербург»
8. Съездить на экскурсию в деревню Шуваловка (возможны варианты: любой музей деревянного зодчества под открытым небом)
9. Провести мастер-класс для учащихся лицея (открытое мероприятие по теме)
10. Научиться делать русский сувенир
11. Оформить выставку рисунков по модуль - проекту
12. Выучить русскую народную песню и принять участие в фестивале «Русская песня»
13. Оформить проектную папку
14. Защитить презентацию (октябрь-ноябрь 2012г.)
15. Принять участие в Фестивале – празднике «Русский дом»
Через всю деятельность в рамках реализации представленных выше проектов проходит мысль о том, что путь познания национальных и мировых ценностей есть путь от родной песни, родного слова, познания души своего народа через его обычаи, обряды, традиции, духовную культуру к освоению мировой художественной культуры.
В перспективе мы надеемся стать постоянной площадкой для проведения встреч национально-культурных объединений, фестивалей и выставок народного творчества, информационного обмена и передачи опыта воспитания толерантной личности в поликультурном пространстве Санкт-Петербурга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Проектная деятельность как средство воспитания коммуникативной культуры учащихся"
Методическая разработка-описание реализации системы проектов по воспитанию коммуникативной культуры учащихся и духовно-нравственному развитию. Эти проекты реализованы в рамках городской программы "Тол...
Воспитание коммуникативной культуры учащихся средней школы.
Данная статья раскрывает методы работы при формировании коммуникативной культуры учащихся....
Воспитание коммуникативной культуры учащихся средней школы.
Данная статья раскрывает методы работы при формировании коммуникативной культуры учащихся....
Социально-культурная деятельность как средство воспитания и развития личности трудных подростков
Социально-культурная деятельность как средство воспитания и развития личности трудных подростков....
Методическая разработка по теме : "Межпредметные связи как средство формирования культуроведческой компетенции учащихся на уроках литературы , русског языка и во внеурочной деятельности.""
Интеграция предметов- это не просто соединение их частей и элементов, это взаимопроникновение, объединение на основе общего подхода. Стремление к эффективности учебного процесса заст...
Методическая система. «Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уровнях основного и среднего общего образования».
Актуальность данной МС.Цели и задачи.Основные теоретические и методические идеи....
Социально-проектная деятельность как средство воспитания патриотизма старшеклассников.
Творческий проект, посвящённый 70-летию Победы "Никто не забыт, ничто не забыто!"...