Программа по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности 2012-2015г.
классный час по теме
Развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей, формирование у них моральных и духовных качеств гражданина и патриота (мужество, честь, верность, стойкость, воля, любовь к Отечеству), готовности к активному проявлению этих качеств в различных сферах жизни общества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Мужевская средняя общеобразовательная школа
им. Н.В.Архангельского»
МБОУ «Мужевская СОШ им. Н.В.Архангельского»
Программа по военно-патриотическому
воспитанию и формированию гражданственности
2012-2015г.
Составила:
заместитель директора по ВР
Молчанова Л.Д.
2012
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Цели и задачи программы | Цель программы: Развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей, формирование у них моральных и духовных качеств гражданина и патриота (мужество, честь, верность, стойкость, воля, любовь к Отечеству), готовности к активному проявлению этих качеств в различных сферах жизни общества. Задачи программы:
|
Разработчики | Администрация и педагогический коллектив школы (воспитательные ресурсы) |
Сроки и этапы реализации | 2012-2013 год -реализация первоочередных мер по выполнению приоритетных задач и мероприятий программы; формирование основных элементов системы патриотического воспитания; 2013-2015 год -обобщение результатов практической реализации Программы и определение приоритетов на перспективу. |
Перечень программных мероприятий | Программные мероприятия планируется осуществлять по следующим направлениям:
|
Ресурсное обеспечение | Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального, регионального и муниципального бюджетов, внебюджетных источников. Объемы и структура источников финансирования Программы подлежит ежегодному уточнению в соответствии с реальными возможностями городского бюджета и иных средств. |
Ожидаемые результаты |
|
Основание для разработки программы:
- Конвенция ООН о правах ребёнка
- Конституция РФ
- Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка"
- Закон РФ "Об образовании"
- Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (постановление Правительства РФ от 05.10. 2010 № 795)
- Комплексный план мероприятий по патриотическому воспитанию ОУ Шурышкарского района
Описание основной проблемы и обоснование актуальности её разработки
Развитие российского государства и общества, модернизация общего образования и введение федеральных государственных стандартов второго поколения ставят новые задачи в области воспитания молодого поколения. В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Данное направление воспитания должно внести весомый, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело формирования достойных граждан, подготовки умелых и сильных защитников Отечества. Важность и в то же время сложность решения задач патриотического воспитания молодежи подчеркивает президент Российской Федерации, отмечая, что «...грамотных и продуманных действий требуют вопросы, связанные с военно-патриотическим воспитанием молодежи. Эта тема вечная, но очень сложная».
Военно-патриотическое воспитание - это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность школы, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества.
В настоящее время очень мало внимания уделяется воспитанию молодежи именно как патриотов своего отечества, основной упор в процессе обучения делается на профессиональную реализацию и адаптацию к жизни в современном обществе. Проблема патриотизма особенно остро встала в последнее время, в связи с напряженной политической, экономической, социальной атмосферой. Проблемы нравственно-патриотического воспитания отошли на второй план, что недопустимо в процессе развития и воспитания человека и гражданина своего отечества.
Общественное мнение традиционно отводит главенствующую роль в формировании патриотических позиций и установок электронным и печатным источникам информации. Роль СМИ в процессе патриотического воспитания нельзя оценивать однозначно. СМИ, безусловно, способны оказать поддержку различным слоям населения в проведении тех или иных акций, апеллируя к таким эмоционально-чувственным элементам общественного сознания, как любовь к Родине, национально-патриотические настроения.
По мере взросления у школьников, как отмечают ученые-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма», требующий реализации, но, как, ни грустно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут отыскать свое применение в примыкании к антиобщественным организациям, сгусток которых год от года растет.
Формирование патриотических чувств неотделимо от гражданского самоопределения молодежи, от развития правового самосознания и гуманистической направленности взглядов. Перечисленные качества закладываются в раннем детстве в семье и закрепляются в школьные годы.
Современному обществу нужны патриоты, интеллектуально и духовно развитые люди, любящие свою Родину, почитающие традиции наших дедов и прадедов, способные в любую минуту на самопожертвование во имя спасения жизни других людей (своих отцов, матерей, братьев, сестёр, жён, детей), свято почитающих атрибуты государственной власти.
Следовательно, положение в обществе отчетливо доказывает востребованность патриотического воспитания подрастающего поколения, налаживания четкой системы в его осуществлении. Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально – психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру.
Формы работы, используемые при реализации программы:
- учебные занятия;
- внеклассные мероприятия: смотры-конкурсы; выставки; мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игр и круглые столы; классные часы, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела;
- Вахта памяти;
- музейная работа;
- военно-спортивные состязания;
- походы;
- встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими;
- взаимосвязь с учреждениями дополнительного образования.
- трудовые дела.
Возможные способы внедрения проектной разработки в образовательную практику школы.
Если целью патриотического воспитания является формирование личности, обладающей качествами, о которых сказано выше, то задачи должны быть различными в зависимости от возраста, психолого-педагогических особенностей учащихся.
Направление | Задачи |
Объединение младших школьников «Галактика Добрых сердец» | В начальной школе задачи патриотического воспитания включают:
|
Объединение средних и старших школьников «Ребячья Республика «Ритм»
| В среднем звене в качестве основных воспитательных задач ставим следующие:
|
Старший возраст учащихся требует более сложных воспитательных задач:
| |
Музейная работа | Задачи:
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа;
- степень готовности и стремление учащихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга;
- проявление гордости за своё Отечество, за символы государства, за свой народ;
- умение сочетать общественные и личные интересы;
- присутствие толерантности у учащихся;
- нравственная атмосфера в школе: доверительное отношение к учителям, любовь к школе;
- внимательное отношение к старшим и младшим, уважительное отношение к ветеранам войны и труда.
План реализации программы
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1 | Тематические классные часы | В течение учебного года | Классные руководители |
2 | Уроки Мужества | В течение учебного года | Классные руководители, сотрудничество с РИКМ, школьные библиотекари |
3 | Уроки России | В течение учебного года | Классные руководители, учителя истории, обществознания и права. |
4 | День народного единства Ноябрь | ежегодно | Зам.директора по ВР , педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования, кл. руководители . |
5 | Конкурс рисунков на военную тематику | Февраль | Учителя ИЗО, педагоги дополнительного образования изостудия «Радуга» |
6 | Смотр строя и песни | Февраль | Кл.руководители 3-4 клю, зам.директора по ВР, педагог-организатор , педагог –организатор ОБЖ. |
7 | Конкурс чтецов « О героях войны» | Февраль | Учителя литературы, педагог-организатор. |
8 | Конкурс чтецов – декламаторов «И помнит мир спасенный» | Февраль | Учителя литературы |
9 | Фестиваль фронтовых песен | Февраль | Зам.директора по ВР, Педагог-организатор, педагоги дополнительного образования, руководитель хора |
10. | Оборонно-спортивные состязания «Школа Мужества» | Февраль | педагог –организатор ОБЖ. |
11 | Посвящение в кадеты | Февраль | Зам.директора по ВР, педагог-организатор педагог –организатор ОБЖ. |
12 | Спортивно-интеллектуальная игра с элементами краеведения | Ежегодно | Учителя истории, педагог-организатор учителя физкультуры и ОБЖ |
13 | Военизированная эстафета (ср., ст. звено) | Ежегодно | Зам.директора по ВР, педагог-организатор по физкультурно-массовой работе, учителя физкультуры и ОБЖ кл.руководители |
14 | Трудовая вахта памяти по благоустройству памятника погибшим войнам | Ежегодно | Кл.руководители (нач.звено), педагог-организатор. |
15 | Выпуск школьной газеты « Ступени» | В течение года | Руководитель кружка школьных СМИ, |
16 | Встречи с ветеранами и Воинами запаса Февраль-Март | В течение года | Педагог-организатор, кл.руководители |
17 | Акция «Забота», «Ветеран», «Георгиевская ленточка» | Ежегодно | Ученическое самоуправление, кл. руководители. |
1 8 | Операция «Подарок ветерану» (нач.школа) | Ежегодно | Ученическое самоуправление, кл. руководители |
19 | Спортивные соревнования «Вперед, мальчишки!», «А ну-ка, парни!», «Мама, папа и Я –спортивная семья» | Ежегодно | Педагог-организатор, педагог-организатор по спортивно-массовой работе, учителя физкультуры |
20 | Спартакиада учащихся | В течение года | Педагог-организатор по спортивно-массовой работе, учителя физкультуры |
21 | Участие кадетских классов в районных, региональных и российских слетах | По мере поступления заявок | Педагог-организатор ОБЖ |
22 | Районный праздник, посвященный проводам в армию. | Ежегодно | Педагог-организатор ОБЖ |
23 | Возложение цветов к памятнику, участие в районных митингах, мероприятиях, Вахта Памяти | В течение года | Администрация школы, педагог-организатор, педагог-организатор ОБЖ, кл. руководители. |
24 | Участие молодежи допризывного возраста и учащихся кадетских классов в торжественных празднованиях, посвященных годовщине: Дню Защитника Отечества, Дню Победы | Ежегодно | Администрация школы, кл.руководители. педагог –организатор ОБЖ. |
25 | Читательская конференция «Поклонимся великим тем годам» | Апрель | Библиотекари |
26 | Викторина по историческим событиям «Я знаю историю Великой Отечественной войны» | Апрель | Учителя истории |
27 | Экскурсии в РИКМ «Не забыть нам этой даты» | В течение года | Кл.руководители |
28 | Работа с допризывной молодёжью (совместно с военкоматом) | В течение года | Администрация школы, кл.руководители, педагог-организатор ОБЖ |
29 | Методические занятия с классными руководителями по вопросам военно-патриотического воспитания учащихся | В течение года | Зам.директора по ВР, работники военкомата, педагог-организатор ОБЖ |
30. | Участие в поисковом отряде «Летопись ВОВ» | В течение года | Кл. руководители |
31 | Подготовка статей для печати в средствах массовой информации, освещающих проведение школьных мероприятий | В течение года | Зам.директора по ВР, педагоги -организаторы |
32 | Ведение страницы сайта школы мероприятий по патриотическому воспитанию | В течение года | Педагог-организатор ОБЖ |
Материально-техническое оснащение программы и источники её финансирования
Материально-техническое обеспечение программы включает в себя:
- спортивный инвентарь и спортивное оборудование школы;
- компьютерную базу данных;
Источниками финансирования программы являются:
- бюджетные и внебюджетные средства;
- участие в районных и областных целевых программах по военно-патриотическому воспитанию
В ходе реализации программы осуществляется взаимодействие и сотрудничество:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ВОЗРОЖДЕНИЕ» по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности во внеурочной деятельности по ОБЖ для учащихся 5-11х классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«ВОЗРОЖДЕНИЕ»по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственностиво внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельностидля учащихся 5-11х классов МБОУ «...
Программа по военно-патриотическому воспитанию "Мы - Россияне"
Программа по военно-патриотическому воспитанию "Мы - Россияне"...
БАЗОВАЯ ПРОГРАММА по Военно-патриотическому воспитанию «Я-Гражданин»
Пояснительная записка Программа необходима для создания условий для формирования профессионально-значимых знаний, у...
Программа по военно-патриотическому воспитанию "Отечество"
Коренные преобразования в стране конца XX-начале XXI века, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, поли...
ПРОГРАММА ПО ВОЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В РАМКА РДШ «Патриот»
Выработка системы мер, помогающая воспитывать у детей патриотизм, чувство долга перед своей Родиной и готовность защищать в любой момент интересы Отечества....
Рабочая программа «Витязи» по патриотическому воспитанию и формированию гражданственности для учащихся 7-9 классов
Рабочая программа «Витязи» по патриотическому воспитанию и формированию гражданственности для учащихся 7-9 классов...
Программа по военно-патриотическому обучению и воспитанию допризывной и призывной молодежи по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности и начальной военной подготовки».
Программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности и начальной военной подготовки» предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки молодежи допризывного и ...