Рабочая программа «Витязи» по патриотическому воспитанию и формированию гражданственности для учащихся 7-9 классов
материал на тему
Рабочая программа «Витязи» по патриотическому воспитанию и формированию гражданственности для учащихся 7-9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vityazi.docx | 53.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа «Витязи» по патриотическому воспитанию и формированию гражданственности для учащихся 7-9 классов разработана в соответствии с ФГОС ООО. Знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися на основе программы играют огромную роль и имеют большое значение для детей не только в настоящее время, но и в их будущей жизнедеятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культуры.
При составлении рабочей программы «Витязи» учитывались следующие факторы:
- Образовательные потребности детей.
- Особенности учащихся классов (уровень подготовки, состояние здоровья, уровень мотивации).
- Состояние материально-технического обеспечения школы, в том числе и учебно-методического обеспечения.
Актуальность программы
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты в этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.
В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от учреждения образования – содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально-ценными делами, к реализации прав и обязанностей. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Цель программы
Совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
- развитие учащихся как высоконравственных, ответственных, творческих, инициативных и компетентных граждан;
- утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России;
- формирование высоких моральных и психологических качеств детей и подростков, преданности Родине и готовности к ее защите;
- воспитание любви к семье, семейным традициям, к своей «малой» Родине через поисково-краеведческую работу;
- повышение мотивации в социальной деятельности учащихся, их коммуникативной активности;
- воспитание молодого поколения в духе уважения к Конституции Российской Федерации, Российским законам, в соответствии с нравственными и духовными ценностями общества;
- привитие учащимся чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
- воспитание уважительного и толерантного отношения к культуре и традициям других народов;
- создание конкретных условий для проявления гражданственности, патриотизма.
Программа рассчитана на 1 год, объёмом в 33 часа, 1 час в неделю.
Занятия проводятся во второй половине дня.
Ценностные ориентиры: программа имеет патриотическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; правовое государство; гражданское общество; долг перед старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; свобода и ответственность; доверие к людям.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших
Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
Виды деятельности
- Проявлять интерес к изучаемому курсу; формировать любовь к окружающему, людям Родине.
- Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей роль семьи в жизни человека и взаимоотношениях в семье.
- Знать о том, что самое дорогое у человека – его семья; основа благополучия – взаимопомощь членов семьи. Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; совместно договариваться о правилах общения.
- Принимать и сохранять учебную задачу и включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем.
- Знать основные достопримечательности родного города, его историю возникновения. Знать инфраструктуру городского окружения с атрибутами городской жизни, уметь самостоятельно ориентироваться в этой обстановке; объяснять роль различных профессий в нашей жизни; соблюдать правила уличного движения; иметь представление о хозяйстве человека и его роли в развитии этого хозяйства.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Знать символику России. Исследовать жизнь древних славян на примере героических сказок. Знать государственные праздники России.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Формы контроля
Мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры; диспуты, викторины; исследовательская деятельность; коллективные творческие дела; смотры-конкурсы, выставки; соревнования.
Планируемые результаты освоения программы.
Метапредметными результатами изучения программы «Витязи» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД
Развитие нравственных качеств, творческих способностей, развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Формирование межличностных отношений:
- умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде;
- осознание личной ответственности за своё здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья;
- умение различать государственную символику Российской Федерации, своего региона; находить на картах (географических, политико-административных, исторических) территорию России, её столицу – город Москву, территорию родного края, его административный центр; описывать достопримечательности столицы и родного края, особенности некоторых зарубежных стран.
Познавательные УУД
Получение знаний о семье, Родине, родном крае, природе родного края. Знакомство с произведениями русских композиторов, художников, народных умельцев. Знакомство с творчеством сверстников (стихи о Родине, заметки). Извлечение информации патриотического содержания из текстов. Овладение первоначальными оформительскими навыками:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; пользоваться памятками;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- знание собственной истории (семьи, рода, фамилии) на фоне знания отечественного историко-культурного процесса;
- знание о «малой родине» (родной край: история, культура, традиции, достижения, проблемы и др.);
- знания о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, героических свершениях, достижениях, проблемах и др.;
- понимание сущности и особенностей российского патриотизма;
- знание содержания таких понятий и категорий, как «Отечество», «патриотизм», «патриот», «долг», «служение Отечеству», «национальные интересы», «защита Отечества» и др.;
- понимание роли, места и значения России в мировой цивилизации, самобытности и уникальности нашего общества и государства, имеющих свой путь в истории человечества;
- способность к анализу процессов и явлений, проблем и противоречий, присущих обществу и государству, понимание их причин и путей решения в интересах динамичного развития России.
Регулятивные УУД
Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников:
- учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
- формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений;
- освоение основных социальных ролей, норм и правил.
Коммуникативный УУД
Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Отработка умения слушать и вступать в диалог. Обучение постановки вопросов. Обучение поиску и сбору информации. Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Участие в коллективных творческих делах. Сотрудничество со сверстниками и другими людьми. Обучение владению диалогической и монологической речью:
- умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках;
- уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях и следовать им;
- учиться согласованно, работать в группе:
- формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
Формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знаю:
-что такое семья и для чего она создается;
-историю своего рода, своей семьи;
-историю семейных реликвий;
-традиции и обычаи своей семьи;
-как называются мои родственники, кем они приходятся мне и моим родителям;
-роль каждого члена семьи в ее жизни;
-проблемы семьи в целом и проблемы ее членов в частности;
-состояние здоровья членов моей семьи;
-материальное положение семьи;
-где и кем работают родители, что входит в сферу их профессиональной деятельности;
-важные даты в жизни семьи;
-семейный этикет;
-свои права и свои семейные обязанности;
-как и чем я могу помочь своим близким;
-историю России;
-историю Малой Родины и родного края;
-историю своего народа и его нравы;
-историю государственных символов России;
-имена знаменитых соотечественников, прославивших Россию;
-национальные черты характера россиян, что отличает нас от других народов мира;
-духовные и нравственные основы россиян;
- свой родной язык;
-родную литературу;
-культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды, народный
календарь, народные праздники, игры и забавы, народные промыслы; живопись, музыку, архитектуру, кино, театр и др.
-основы национальной кухни;
-основы народной медицины.
Умею:
-любить свою семью и всех своих родных и близких;
-быть благодарным;
-радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах;
-понять и прощать, сочувствовать и помогать;
-уважать мнение других членов семьи;
-в согласии делать общие дела;
-осмысливать свой долг перед старшими членами семьи;
-хранить семейные реликвии;
-донести сведения о своем роде, своей семье;
-добросовестно выполнять свои обязанности;
-заботиться о старших и младших членах семьи;
-вести здоровый образ жизни;
-помогать в организации семейных праздников, игр, забав, развлечений;
-отстаивать честь и достоинство своей семьи и ее членов;
-делать приятное своим родным и близким;
-рассказать об истории своего Отечества;
-рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;
-рассказать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами
(в том числе о своих предках, родных и близких людях);
-рассказать о себе как носителе характера той или иной национальности;
-петь песни своего народа;
-рассказывать народные сказки;
-ценить красоту и богатства родной природы;
-умею при необходимости защитить честь и достоинство Родины.
Действую:
-участвую в составлении родословной моей семьи;
-берегу и передаю следующим поколениям историю и традиции своей семьи;
-добросовестно выполняю свои обязанности по дому;
-посильно участвую в решении семейных проблем;
-участвую в организации досуга семьи;
-помогаю старшим и младшим членам семьи, забочусь о них;
-учусь у старших членов семьи вести домашнее хозяйство, помогаю им в их делах;
-берегу мир и покой моей семьи;
-готовлюсь стать продолжателем рода, к созданию своей собственной семьи;
-изучаю историю России, своей Малой Родины и родного края;
-овладеваю богатствами духовного наследия России;
-с уважением отношусь к символам России: знаю историю государственных символов,
-смотрю мультфильмы, посвященные моему Отечеству и жизни его героев;
-беру пример с достойных граждан своего Отечества;
- уважительно отношусь к другим людям;
-не нарушаю правила и законы моего государства;
-развиваю традиции народа и передаю их следующему поколению;
-участвую в акциях милосердия, помогаю родным, ветеранам, престарелым людям;
-участвую в народных праздниках;
-участвую в сохранении памятников истории и культуры;
-хожу в походы по родному краю;
-берегу природу родного края, участвую в акциях помощи природе, братьям нашим меньшим;
-учусь защищать честь и достоинство своего Отечества, его интересы.
Календарно – тематическое планирование
1 четверть
№ п/п | Дата | Тема занятия | Содержание | Основные виды учебной деятельности | Материалы | |
План | Факт | |||||
1 | 5.09 | Знакомство с Программой «Витязи». Строевые упражнения. | Познакомить обучающихся с программой лектория. Внести в нее изменения с учетом интересов обучающихся. Разучить основные строевые упражнения. | Фронтальная беседа. Осуществляют правильное выполнение строевых упражнений. | Справочный материал, иллюстрации, плакаты, презентация. | |
2 3 | 12.09 19.09 | Понятие «патриотизм», его сущность и виды. | «Патриот» и «патриотизм» как любовь к Родине. | Фронтальная беседа. | Справочный материал, иллюстрации, плакаты, презентация. | |
4 | 26.09 | Древнерусская дружина. Игра «Богатырь». | Значение термина «Патриот». Древнерусская дружина, структура и функции. «Игра «Богатырь». | Беседа, просмотр презентации. Осваивают универсальные умения в самостоятельной организации и проведении игры. | Тематические иллюстрации, презентация по теме. Гантели 1, 2 и 5 кг. | |
5 6 | 3.10 10.10 | История военного искусства. | Как развивалось военное искусство в различные века. Военное искусство вооруженной организации древних славян. | Беседа, просмотр презентации. | Тематические иллюстрации, презентация по теме. | |
7 | 17.10 | Военное дело на Руси в XIII-XV вв. Игра «Много троих, хватит двоих». | Исследование вооружения раннефеодальной монархии и удельного периода на Руси. Игра «Много троих, хватит двоих». | Беседа, просмотр презентации. Принимают активные решения в условиях игровой деятельности. | Справочный материал, презентация. | |
8 | 24.10 | 4 ноября - День народного единства | История возникновения праздника. Минин и Пожарский как народные ополченцы и освободили. | Беседа, просмотр презентации. Обсуждение исторических личностей. | Справочный материал. Исторический справочник. |
Календарно – тематическое планирование
2 четверть
9 | 7.11 | 7 ноября. «Две знаменательные даты». Октябрьская революция. Военно-историческая настольная игра «Танковый бой» | День Октябрьской революции 1917 года. Военно-историческая настольная игра «Танковый бой» | Беседа, просмотр презентации. | Справочный материал, презентация. Настольная игра. | |
10 | 14.11 | 7 ноября. «Две знаменательные даты». День воинской славы. Военно-историческая настольная игра «Танковый бой» | День воинской славы России — День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве. Военно-историческая настольная игра «Танковый бой» | Беседа, просмотр презентации. | Беседа, просмотр презентации. Настольная игра. | |
11 | 21.11 | История оружия - от древних времен до современности. | Виды оружия. Примитивное оружие. Средневековое оружие. Новое время. Оружие массового поражения. | Беседа, просмотр презентации. | Тематические иллюстрации, презентация по теме. | |
12 | 28.11 | Военно-прикладные виды спорта. Армейский рукопашный бой. | История развития. Армейский рукопашный бой. | Беседа, просмотр презентации. Знакомство с приемами Армейского рукопашного боя. | Справочный материал, иллюстрации, плакаты, презентация. Маты. Борцовские курточки. Перчатки. | |
13 | 5.12 | История стрелкового оружия. ТБ. Стрельба из пневматического оружия. | История создания стрелкового оружия. Стрельба из пневматического оружия. | Беседа, просмотр презентации. Стрельба по мишеням. | Справочный материал. Тир, пневматическое оружие. | |
14 | 12.12 | История стрелкового оружия. ТБ. Стрельба из пневматического оружия. | История развития стрелкового оружия начиная с 690г. до наших дней. Стрельба из пневматического оружия | Беседа, просмотр презентации. Стрельба по мишеням. | Справочный материал. Тир, пневматическое оружие. | |
15 | 19.12 | «Готовимся к армии». Что нужно знать. В/ч. | Подготовка обучающихся к службе в ВС РФ. «Первые дни в армии». В/ч. | Беседа, просмотр презентации. Экскурсия в воинскую часть города. | Тематические иллюстрации, презентация по теме. |
Календарно – тематическое планирование
3 четверть
16 | 9.01 | «Готовимся к армии». Строевая подготовка. В/ч. | Зачем в армии учат строевой подготовке. Слаженность действий, дисциплина, «солдат как часть единого механизма». В/ч. | Беседа, просмотр презентации. Экскурсия в воинскую часть города. | Тематические иллюстрации, презентация по теме. | |
17 | 16.01 | «Готовимся к армии». Воинский устав. В/ч. | Воинский устав - официальный нормативно-правовой документ. В/ч. | Беседа, просмотр презентации. Экскурсия в воинскую часть города. | Тематические иллюстрации, презентация по теме. | |
18 | 23.01 | Великая отечественная война. Памятные даты. Освобождение Варшавы. Музей. | Памятная дата военной истории Отечества. 1945 год – освобождение Варшавы от немецко-фашистских войск. Музей. | Беседа, просмотр презентации. Посещение музея. Просмотр экспозиций ВОВ. | Справочный материал, Презентация. | |
19 | 30.01 | Великая отечественная война, памятные даты. Блокадный Ленинград. Музей. | День воинской славы России. Освобождение блокадного Ленинграда от немецко-фашистских войск. Музей. | Беседа, просмотр презентации. Посещение музея. Просмотр экспозиций ВОВ. | Справочный материал, презентация. | |
20 | 6.02 | Великая отечественная война. Памятные даты. Сталинградская битва. Музей. | День воинской славы России. 1943 год – разгром немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. Музей. | Беседа, просмотр презентации. Посещение музея. Просмотр экспозиций ВОВ. | Справочный материал, презентация. | |
21 | 13.02 | Танки и бронемашины. Военно-историческая настольная игра «Танковый бой» | Танки, история создания бронетехники. Военно-историческая настольная игра «Танковый бой» | Беседа, просмотр презентации. | Тематические иллюстрации, презентация по теме. Настольная игра. | |
22 | 20.02 | 23 февраля. День защитника Отечества. Конкурс «А ну-ка, мальчики!» | День воинской славы России. День защитника Отечества. Конкурс «А ну-ка, мальчики!» | Фронтальная беседа. Участие в конкурсе. Демонстрация умственных и силовых способностей. | Беседа, просмотр презентации. Штанга. Гантели. Канат. | |
23 | 27.02 | Военная авиация. | История создания военной авиации. | Беседа, просмотр презентации. | Справочный материал, презентация. | |
24 | 6.03 | Ракетные войска. Встреча с интересным человеком. | Ракетные войска стратегического назначения, история создания. Встреча с интересным человеком (ракетные войска стратегического назначения) | Беседа, просмотр презентации. | Справочный материал, презентация. | |
25 | 13.03 | Воздушно-десантная подготовка. Встреча с интересным человеком. | ВДВ. Военная подготовка десантников. Встреча с интересным человеком (ВДВ) | Беседа, просмотр презентации. | Тематические иллюстрации, презентация по теме. | |
26 | 20.03 | Медико-санитарная подготовка обучающихся. Встреча с интересным человеком. | Подготовка обучающихся к оказанию первой медицинской помощи. Встреча с интересным человеком (военный фельдшер). | Беседа, просмотр презентации. | Тематические иллюстрации, презентация по теме. |
Календарно – тематическое планирование
4 четверть
27 | 3.04 | Энциклопедия выживания. | Выживание в экстремальных условиях. | Беседа, просмотр презентации. | Справочный материал, презентация. | |
28 | 10.04 | Создание военно-морского флота в России. Игра «Морской бой». | История создания от IX века до наших дней. Игра «Морской бой». | Беседа, просмотр презентации. Осуществляют действия по образцу и заданному правилу, адекватно оценивают свои действия и действия партнеров | Тематические иллюстрации, презентация по теме. Настольная игра. | |
29 | 17.04 | От Крещения до Федерации: история флагов России. | История флагов России, значение. | Беседа, просмотр презентации. | Тематические иллюстрации, презентация по теме. | |
30 | 24.04 | Первомай. Музей. | День Международной солидарности трудящихся. Праздник весны и труда. Музей. | Беседа, просмотр презентации. Посещение музея. Просмотр экспозиций, приуроченных к 1 мая. | Тематические иллюстрации, презентация по теме. | |
31 | 15.05 | День Победы. Встреча с интересным человеком. | 9 мая 1945г. День Победы советских войск над немецко-фашистскими оккупантами. Встреча с интересным человеком. | Беседа, просмотр презентации. Посещение ветерана ВОВ. | Тематические иллюстрации, презентация по теме. Цветы. | |
32 | 22.05 | История спецназа России. | Войска специального назначения России, история создания. | Беседа, просмотр презентации. | Тематические иллюстрации, презентация по теме. | |
33 | 29.05 | Туризм. Поход. | Правильный туризм или люби природу. Поход. | Фронтальная беседа. Установка палаток. Разведение костра. Сбор мусора. | Тематические иллюстрации, презентация по теме. Палатки, мусорные пакеты. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ВОЗРОЖДЕНИЕ» по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности во внеурочной деятельности по ОБЖ для учащихся 5-11х классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«ВОЗРОЖДЕНИЕ»по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственностиво внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельностидля учащихся 5-11х классов МБОУ «...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование спортивной секции "Волейбол" для учащихся 8-11 классов
Секция спортивных игр: «Волейбол»Программа секции «Волейбол» адресована: детям – подросткам, обучающимся в 8-11омклассе . Методическое обеспечение реализации программы секции спортивн...
Программа по военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности 2012-2015г.
Развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей, формирование у них моральных и духовных качеств гражданина и патриота (мужество, ч...
Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей
Рабочая подпрограмма по гражданско-патриотическому воспитанию детей 12-14 лет предназначена для воспитанников интернатного учреждения и представляет собой систематизированное изложен...
Рабочая программа проектной деятельности с использованием информационных технологий дополнительного образования учащихся 1-4 классов по ФГОС: "Мои первые проекты".
Данная программа обучает учащихся создавать и работать с проектом, используя компьютер, как основной инструмент. Формирует навыки сотрудничества, учит способам обработки информации....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК КАК ВТОРОЙ ИНОСТРАННЫЙ» для учащихся 5, 6 классов ( учебник О.Ю.Зверловой “Abenteuer Deutsch” (1, 2))
УМК для 6 класса органично связан с УМК 5 класса и является продолжением данного курса обучения школьников немецкому языку как второму ИЯ в соответствии с Федеральным компонентом Государственного обра...
Рабочая программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Маленький Бердчанин" (от 5 до 7 лет)
Рабочая программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленький Бердчанин» (от 5 до 7 лет)...