Цикл занятий по теме "Собираемся на эко-пикник"
методическая разработка по теме

Хуснуллина Гузель Фазыловна

Цикл занятий по теме "Собираемся на эко-пикник" предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_zanyatiy_sobiraemsya_na_eko-piknik.docx38.87 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл занятий по теме «Собираемся на эко-пикник»

Занятие 1.   Тема: «Собираемся на пикник».

Цель:

-  дать детям понятие «пикник» и «эко-пикник», а также основы организации правильного отдыха на природе;

- познакомить с основными правилами эко-пикника;

- воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, дружелюбное отношение к окружающим, семье.

Возраст детей: 7-10 лет.

Материалы и оборудование: экран и ноутбук, колонки для слушания музыки, листы бумаги и наборы цветных карандашей на каждого ребенка, набор картинок, предметы: туристический коврик, нож, фонарик, одноразовая посуда из картона (образцы), образцы защитных средств от насекомых, коллекция образцов натуральных тканей.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

(тихо звучит музыка с звуками природы)

Педагог: (читает стихотворение)

 

Ветер поет и звенит над рекой,

Возле обрыва трещит камышами,

Сосны зелеными машут платками,

Небо надулось, как парус тугой!

Летний поход: полевые дорожки,

Яркого солнца и песен пора,

Время рыбалок, печеной картошки,

Время ночевок в лесу у костра…

Педагог:

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.

- Скажите, какое время года у нас наступило? (Весна).  

Весной и летом тысячи горожан устремляются на природу: оправляются на пикники, в походы, вылазки на природу – одним словом «на природу». Мы даже часто так говорим: «поедем или пойдем на природу». Но при этом не все знают, как правильно организовать пикник или поход, как одеться, что с собой взять из еды и вещей, как вести себя на природе.

  1. Ознакомление с новым материалом

Педагог: Сегодня мы с вами поговорим о том, как правильно собраться на пикник, и не просто пикник, а эко-пикник. А вместе с тем мы будем выполнять творческие задания на листе бумаги. Для начала, давайте разберемся, что такое пикник?

Дети высказывают свои ответы.

Педагог: (Слайд на экране) Пикник – это увеселительная загородная прогулка компанией, обычно с едой на открытом воздухе. Произошло это слово от французского слова «pique-nique». Пикник – это праздник на свежем воздухе. Он может быть коротким, а может продлиться день или два (выходные, к примеру).

Пикник – это довольно древнее развлечение, которое было еще во времена Римской империи. Правда, слово «пикник» возникло несколько позднее в 1692 году.

Педагог: А как вы понимаете выражение «эко-пикник»?

Дети: высказывают свои ответы.

Педагог: Правильно, эко-пикник – отдых на природе с минимальным нанесением вреда природе. Это когда мы отдыхаем на природе и природа от этого не страдает. Важно помнить, что после вас тоже будут приходить люди, чтобы насладиться природой, а не убирать после вас мусор.

Педагог: Давайте, вместе составим правила организации и проведения  пикника. Простые советы помогут вам с родителями организовать приятный и полезный экологический отдых на природе.

Первое, что нужно сделать: разработать эко-маршрут? Мы всегда заранее должны знать, куда мы поедем или пойдем отдыхать. В центре города пикник  не устроишь, а ехать далеко за город — означает использовать транспорт, покупать бензин, загрязнять атмосферу выхлопными газами. Давайте подумаем, куда можно отправиться на пикник, на чем, и чтобы это было экологично?

 Дети предлагают свои варианты ответов

Педагог: Верно, молодцы! Можно выехать за город на велосипеде или отправиться пешком. Можно поискать специально отведенные для подобного времяпрепровождения места в окрестностях города. Лучше выбирать места, защищенные от солнца и ветра.

Творческое задание: нарисуйте на листе бумаги место, куда вы отправитесь на пикник. На задание дается 5-7 минут. Звучит приятная музыка природы, ребята делают  наброски.

Второе действие: что взять с собой из вещей?

Педагог: Сейчас в магазинах товаров для спорта и туризма можно купить все, что угодно: палатки, навесы, складные столики и стульчики, наборы посуды и сумку – холодильник. Но если вы едете на природу, чтобы ощутить себя ее частью, излишний комфорт, может, и не нужен. Поэтому есть вещи, которые обязательно надо взять с собой, а есть то, что можно брать, а можно и оставить дома.

- Давайте, подумаем, что мы возьмём с собой? (Рассуждения детей сопровождается слайдами)

  • На чём сидеть: плед, покрывало, а лучше туристические коврики «пенки». Возьмите кусок плотного полиэтилена, чтобы сделать навес на случай дождя (показ предметов или слайдов). Захватите зонтики или дождевики.
  • Подручные инструменты: нож, фонарик, посуда. Конечно, самый экологический вариант — пользоваться настоящей, не одноразовой посудой. Но она довольна тяжелая, поэтому как вариант купите одноразовую посуду из бумаги. Если вы берете с собой термосы и фляги, одноразовая посуда для питья вам может и не понадобиться — ведь подобные емкости обычно продаются со стаканчиками. Подумайте — может, вам их будет вполне достаточно. Возьмите с собой бумажные салфетки и полотенца, они всегда пригодятся. (показ предметов или слайдов)

Педагог: Давайте поиграем и узнаем, что же мы возьмем на пикник.

Игра «Что лишнее?»

Детям предлагаются картинки различных предметов. Задача: выбрать только то, что необходимо для пикника. (картинки: нож, фонарик, полотенце, коврик, телевизор, кресло, мешки для мусора, подушка, электрочайник, фен и т.д.)

Педагог: Отгадайте загадки:

Самого не видно, а песню слышно;
Летит, пищит, случай не упустит:
Сядет и укусит.

Дети: Комар

Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.

Дети: Жук

На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион.

Дети: Муравьи

Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настанет,

Тогда перестанет.

Дети: Муха

Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.

Дети: Бабочка

Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.

Дети: Пчела

Педагог: Неотъемлемой частью нашей природы являются насекомые, которые встречаются нам на пикниках. И мы не должны злиться на них: они тоже живые существа и выполняют свою роль в природе. Давайте поговорим, как защититься от некоторых насекомых на природе.

  • Защитные средства от насекомых. Желательно взять мини-аптечку, в которой будут самые необходимые лекарства от головной боли, расстройства желудка, в случае ран, бинт, вата, влажные салфетки. От комаров и других насекомых есть натуральные средства, гораздо более надежные, здоровые и проверенные временем, чем всякая химия, настойчиво рекламируется в СМИ. Например, комары очень не любят растение под названием пиретрум девичий. Его цветы повсеместно украшают клумбы и газоны. Но даже если в вашей местности пиретрум и не водится — не беда. Купите эфирное масло на основе пиретрума, базилика, гвоздика, эвкалипта, герани или розмарина. Также можно воспользоваться лимонной мятой. Найдите немного листьев этого растения, потрите им открытые участки кожи — и комары в ближайшие часы вас не побеспокоят.

Физминутка

Раз, два, три, четыре, Три, четыре, раз, два.

-Кто шагает с рюкзаком?

-Мы – туристы.

-Кто со скукой не знаком?

-Мы- туристы.

Раз, два- Дружно в ногу.

-Три, четыре- Тверже шаг

-Наш турист берет в дорогу

-Плошку,ложку,котелок,спички, палатку и рюкзак!

-А девиз у нас каков?

-Больше дела – меньше слов!

-Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья!

-Один за всех и все за одного!

-Не кричать и не пищать, выше голову держать!

(слова сопровождаются движениями)

  • Одежда для пикника. Часто у нас возникают проблемы – а что одеть на пикник? С одной стороны, хочется выглядеть ярко и красиво, с другой – одежда для пикника должна быть немаркой, удобной, готовой к пятнам. Вот некоторые советы по выбору одежды:

Одежда для отдыха на природе должна быть свободной, не сковывающей движений, удобной и немаркой. Выбирать нужно  спортивную обувь или, как минимум, обувь на плоской подошве.

Для отдыха на природе лучше всего выбирать одежду из натуральных тканей природных цветов. Лен, хлопок, шелк – лучшие «друзья» пикников. Цветовая палитра может варьироваться между бежевым, хаки, всеми оттенками коричневого или зеленого.

(Детям предлагается коллекция образцов тканей, чтобы они потрогали и посмотрели)

Не забудьте солнцезащитные очки и шапку. А вот брать с собой модные сумки – совершенно излишне, лучше сложить вещи в рюкзак, пляжную сумку, корзину.

Совет вашим мамам и старшим сестрам: злоупотреблять украшениями и макияжем не надо: «боевой раскрас» на пикнике неуместен, это просто смешно, да и поддерживать его в нужном состоянии в «полевых условиях» будет не так-то просто.

Какой бы теплой ни была погода, желательно взять на пикник ветровки или кофточки, ведь к вечеру может серьезно похолодать, да и в течение дня погодные условия могут значительно измениться.

  • Не забудьте захватить на пикник мешки для мусора. После окончания мероприятия соблюдайте правила, принятого среди ответственных туристов: оставляйте место после себя в более чистом состоянии, чем оно было, когда вы здесь только появились. Только не пытайтесь все после себя сжигать. Например, сжигание пластиковой упаковки или других предметов принесет природе больше вреда, чем пользы. Лучше выбросьте подобные предметы в специально отведенных местах — так больше шансов, что они попадут в правильную переработку и будут утилизированы с помощью соответствующих технологий.

Педагог: Сейчас мы с вами поговорили об основных правилах подготовки и проведения пикника. Конечно же, ни один пикник не проходит без еды. О том, что приготовить для пикника, рецепты блюд и как это перевозить мы поговорим на следующем занятии.

Творческое задание 

Педагог: Давайте закончим наши рисунки.

Дети дорисовывают свои работы, затем организуется выставка работ и их обсуждение

  1. Итог

Обсуждение пройденного материала.


Занятие № 2. Тема « Скатерть-самобранка для эко-пикника»

Цель:

-  закрепить с детьми понятие «пикник» и «эко-пикник», а также основы организации правильного отдыха на природе;

- познакомить с основными правилами приготовления еды для эко-пикника;

- воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, бережное отношение к продуктам.

Возраст детей: 7-10 лет.

Материалы и оборудование: экран и ноутбук, листы бумаги и наборы цветных карандашей на каждого ребенка, набор предметов для пикника и рюкзаки

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Педагог:

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Сегодня мы продолжим подготовку к пикнику и поговорим, наверное, о самом приятном и интересном. Ведь, пикник подразумевает прогулку, но аппетит на свежем воздухе разыгрывается так, что если вы не позаботитесь о скатерти-самобранке, то очень скоро станете тосковать по дому.

А для начала давайте вспомним о чем мы говорили на прошлом занятии и поиграем.

Игра «Собери рюкзак».  Детям предлагаются рюкзаки и принадлежности для пикника. Задача детей как можно быстрей собрать рюкзак и положить необходимые предметы. Затем группа проверяет содержимое рюкзаков.

  1. Ознакомление с новым материалом

Педагог: Скажите, что обычно вы кушаете на природе, когда отдыхаете с родителями?

Дети высказывают свои ответы.

Педагог: Конечно, все мы любим готовить на свежем воздухе шашлыки, жарить сосиски, печь картошку и варить уху и многое другое. Но, чтобы всё это приготовить, нужно разводить костер. А разведение костра не такое уж безопасное дело, да ещё и вред природе наносит. К тому же необходимо подумать заранее о дровах, топорике и мангале и т.д. Все это тяжело нести и мы ведь с вами решили, что мы идем на эко-пикник. Поэтому эко-пикник будет без костра, так называемый «холодный пикник». Значит, нам нужна такая еда, которая не требует готовки на костре.

Если уж вы решили выехать на природу, подышать свежим воздухом, позаботьтесь, чтобы и ваша еда была здоровой и полезной.

Первое правило. Для пикника отлично подойдут свежие салаты, пирожки, канапе, бутерброды, вареный или запеченный картофель, любые свежие овощи и фрукты (показ всех блюд на слайдах).

Если у вас есть сумка-холодильник, то можно брать все, что пожелаете. Однако если такого приспособления у вас нет, советуем отказаться от продуктов, которые не могут долго храниться без охлаждения. Жаркое солнце, за которым вы так стремитесь летом, может испортить:

• сливочное масло и бутерброды с ним;

• вареную колбасу;

• молочные продукты.

Постарайтесь позаботиться о том, чтобы этого не произошло.

Педагог: Лучшая еда для «холодного» пикника – конечно, бутерброды. Какие виды бутербродов можно сделать?

Прежде всего нужно купить «правильный» хлеб. Идеально подойдут лепешки, лаваш и пита: во-первых, они легко рвутся, их необязательно резать, а во-вторых, в пите и тонком лаваше начинка будет надежно спрятана внутри – такой бутерброд можно держать одной рукой и хоть в бадминтон с ним играть. Кстати, начинку стоит нарезать заранее, разложить по отдельным емкостям и предложить гостям самим «сооружать» себе сэндвичи по вкусу.

Физминутка

Раз, два, три, четыре, Три, четыре, раз, два.

-Кто шагает с рюкзаком? - Мы – туристы.

-Кто со скукой не знаком? -Мы- туристы.

Раз, два -Дружно в ногу.

-Три, четыре -Тверже шаг

-Наш турист берет в дорогу

-Плошку,ложку,котелок,спички, палатку и рюкзак!

-А девиз у нас каков?

-Больше дела – меньше слов!

-Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья!

-Один за всех и все за одного!

-Не кричать и не пищать, выше голову держать!

(слова сопровождаются движениями)

Второе правило, которое нужно помнить при сборах на пикник – это упаковка еды. Лучше всего использовать пластиковые контейнеры. Для упаковки бутербродов нужно использовать пекарскую бумагу, а не пищевую пленку, которая портит вкус хлеба. Холодный салат не стоит везти в общей кастрюле и на природе возиться с тарелками. Пустите в дело баночки из-под  джема или другие  с защелкивающимися крышками – это красиво и практично. Если захотите сделать перерыв и доесть салат позднее: достаточно закрыть крышку – и ни одна пылинка не подберется.

Отварное, запеченное и копченое мясо и рыба – идеальные продукты для любого пикника. Жареную курицу можно завернуть в фольгу, а потом в пакет.

Педагог: Ребята, а что же мы будем пить на пикнике?

Дети высказывают свои ответы.

Педагог: Третье правило: напитки! На природе лучше пить только природные напитки! Нежелательно пить  магазинные лимонады «Кока-колу», «Фанту» и др. Есть много более здоровых и вкусных напитков, которые можно приготовить самостоятельно, иногда даже на месте — если там есть водоемы с питьевой водой. Например, тот же лимонад можно сделать за несколько минут и всего из нескольких ингредиентов. Для этого вам потребуется около 2 литров теплой воды, 100-150 г сахара и сок двух-трех (по вкусу) лимонов. Засыпьте сахар в теплую воду, размешайте его до полного растворения, затем дайте воде остыть и влейте в нее лимонный сок — напиток готов! Можно заранее приготовить дома морс, квас, компот, чай со льдом и какао.

Главные правила пикника
 

  • Исключить: блюда со сметаной и майонезом, мягкие сыры, вареные колбасы, молочные продукты, нежные десерты и торты.
  • Использовать: рецепты блюд, которые хотя бы частично можно приготовить заранее, а также те, которые позволят обойтись без вилок-тарелок.
  • Позаботиться: о правильной упаковке – пекарская бумага вместо салфеток для выпечки и бутербродов, контейнеры вместо мнущейся фольги – для остального. Кроме того, соусы и приправы в тюбиках на пикнике удобнее тех, что в бутылках.
  • Выбрать: картонные тарелки вместо пластиковых, бумажные скатерти  или клеёнку, которую можно потом помыть дома.
  • Не забыть: пакеты для мусора.

Педагог: А сейчас мы переходим к творческому заданию. Поделимся на группы, перед вами листы бумаги и карандаши, можно написать или нарисовать. А задание такое: придумайте свои рецепты бутербродов для пикника.

Обсуждение выполненных работ детей.

  1. Итог

Педагог: Молодцы, ребята! Вы хорошо постарались и придумали оригинальные рецепты для пикника. Давайте мы соберем все рецепты и оформим книгу рецептов для пикника нашего кружка.


Занятие № 3 Тема « Чем  заняться на пикнике? Игры и развлечения на пикнике»

Цель:

-  закрепить с детьми понятие «эко-пикник», а также основы организации правильного отдыха на природе;

- познакомить детей с основами активного отдыха, играми на природе ;

- воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, дружелюбное отношение друг к другу.

Возраст детей: 7-10 лет.

Материалы и оборудование: листы бумаги и наборы цветных карандашей на каждого ребенка, предметы для игр с детьми.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Педагог:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим нашу тему пикника, а для начала вспомним прошлые занятия и поиграем.

2. Ознакомление с новым материалом

Педагог: Пикник — это не просто выезд на природу с целью покушать, это, прежде всего, полезное времяпрепровождение со своими близкими, с семьей, друзьями. Можно придумать множество развлечений на природе, чтобы пикник надолго запомнился и вы получили удовольствие от отдыха.

Давайте подумаем вместе, чем можно заняться на природе?

Дети высказывают свои соображения.

Педагог: Да, нужно не забывать, что вы на природе и, это главное. Спокойно можно пообщаться с близкими, поговорить. Можно прогуляться по окрестностям, любуясь красотой природы. Обязательно возьмите на пикник фотокамеру, чтобы запечатлеть приятное времяпровождение. А можно сделать фотоснимки деревьев, порхающих бабочек, ползущего муравья, красивого цветка (но не рвать его!).

Можно взять с собой бадминтон, мяч и поиграть в волейбол или футбол на открытой поляне.

Сегодня я познакомлю вас с интересными играми, которые вы можете организовать на природе.

Некоторые  игры мы попробуем с вами проиграть.

Игра «Лимбо» (играем с детьми)

Для этой игры нужно найти палку длиной 1 метр. Два человека держат палку с двух концов как перекладину, а остальные проходят под ней, не задевая палки. Палка опускается всё ниже и ниже. Побеждает тот, кто сможет пройти под палкой, не задев её.

Игра «Крокодил» (играем с детьми)

Все делятся на две команды. Первая команда придумывает какое-то слово, а затем говорит его одному из игроков противоположной команды. Задача избранного – не издавая ни звука, только жестами, мимикой и пластикой движений изобразить загаданное слово, так, чтобы его команда смогла отгадать, что же было задумано.

Игра «Фрисби»

Современная игра, другое название — «игра в летающую тарелку». Для этой игры понадобится ровный участок земли (чем больше, тем лучше), условно разделенный на две противоположные зоны, и две команды игроков. Команды располагаются на передних линиях противоположных зон, которые им предстоит защищать. Игроки первой команды запускают тарелку в сторону противников, чья задача — поймать «летающий объект», пока он еще находится в чужой зоне. Если получилось, значит засчитывается одно очко. По правилам игры бегать можно только с пустыми руками. Если поймал тарелку, остановись!

Игра «Съедобное — несъедобное» (играем с детьми)

Играющие встают в круг. У одного из них мяч. Назвав какой-нибудь предмет, он одновременно бросает мяч любому из игроков. Если был назван съедобный предмет, то мяч должен быть пойман, если несъедобный, то его ловить нельзя. Если игрок ошибается (ловит мяч, названный несъедобным), то он выбывает из игры. Если не ошибается, то сам называет какой-либо предмет и передает мяч.
Побеждает последний, не выбывший из игры.

У этой игры может быть и другая разновидность. Игроки располагаются перед линией, а водящий стоит перед ними.

Водящий по очереди бросает игрокам мяч и называет съедобные или несъедобные предметы, а игроки должны ловить либо не ловить мячи. Если игрок не допустил ошибки, то перемещается на один шаг вперед, если ошибся, то остается на месте.

Игра «Чур у дерева».

Играют на лужайке, где есть деревья. Перед началом игры выберите водящего, используя считалку. Тот игрок, на кого «попадает» последнее слово, становится водящим. Он встает в центре полянки. Остальные – у деревьев. Каждое дерево, у которого разместился игрок, пометьте яркими ленточками. Только эти деревья будут участвовать в игре. Затем игроки начинают перебегать от дерева к дереву. Задача водящего – занять дерево без игрока. Тот, чье место у дерева занято, становится водящим.

Здесь же можно познакомить ребят с народными красивыми считалками.

Например: 

Бубенчики, бубенчики,
Летели голубенчики
По утренней росе,
По зеленой полосе.
Сели на сарай.
Беги, догоняй!

Педагог: В сосновом лесу у вас отыщутся замечательные помощники – шишки. С этим природным материалом, который буквально лежит под ногами, можно придумать множество веселых игр и забав. Например, игра «Шишкомёт». Можно обозначить круг или поставить ведёрко, миску куда все игроки будут с определенного расстояния бросать шишки. Выигрывает тот, кто больше всего попал в цель.

Также с шишками можно придумать и другие развлечения: положите несколько шишек в непрозрачный пакет и предложите другим  угадать, сколько их там, подсказывая им словами «больше» и «меньше». Кто угадал – проверяет: высыпает шишки и пересчитывает.

Творческое задание: придумайте свои игры для пикника.

  1. Итог

Педагог: Молодцы, ребята! Вы хорошо постарались и придумали оригинальные игры для пикника. Желаю вам приятного и полезного  отдыха на природе. А самое главное: не забывайте, что мы тоже часть природы. И если мы наносим вред природе, значит мы наносим вред себе! А этого никто не хочет. Относитесь бережно к окружающему вас миру!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Я обижаюсь". Из цикла занятий по формированию коммуникативных навыков.

Занятие "Я обижаюсь". Из цикла занятий по формированию коммуникативных навыков. На занятии используется музыка: возбуждающая (для того, чтобы детям легче было войти в состояние прошлых обид, ...

Занятие «Путешествие по стране «Хорео - Графия»» из цикла занятий по истории хореографического искусства (программа «Мир танца»).

 Занятие построено в форме путешествия с использованием  ИКТ. Применение указанных технологий в дополнительном образовании  существенно облегчает процесс преподавания учебного ма...

Дьяченко Г.И. Поварова И.Ф. Дидактические материалы к занятиям в объединении «Оригами» "Цикл занятий "Собаки"

Данные материалы предназначены для использования педагогами на занятиях с обучающимися коррекционных образовательных учреждений VII и VIII вида в объединениях дополнительного образования «Оригам...

внеурочное занятие по ОПК из цикла занятий "Заповеди"

внеурочное занятие по ОПК из цикла занятий "Заповеди"...

Конспект занятия/ цикл занятий Постановка, автоматизация и дифференциация звука [Р]

Цикл занятий по постановке, дифференциации и автоматизации   звука [Р],[Р`] разработана  для  детей начальной школы. Цикл занятий имеет социально-педагогическую направленность....

Методическая разработка цикла занятий по курсу ОДНКНР (Раздел I «Россия – наш общий дом») Занятие 1. Тема «Истоки родной культуры» Занятие 2. Тема «Материальная культура» Занятие 3. Тема «Духовная культура»

В методической разработке представленные уроки входят в первый тематический блок «Россия – наш общий дом». Данный цикл занятий связан с понятием «культура».Так на п...