Занятие "Я обижаюсь". Из цикла занятий по формированию коммуникативных навыков.
классный час (9 класс) на тему
Занятие "Я обижаюсь". Из цикла занятий по формированию коммуникативных навыков.
На занятии используется музыка: возбуждающая (для того, чтобы детям легче было войти в состояние прошлых обид, снова прочувствовать их и выразить) и расслабляющая (для релаксации).
Цель: объяснить обучающимся понятие «обида», выявить способы борьбы с обидой.
Задачи:
- Развитие эмпатии, толерантности к эмоциональному состоянию другого человека.
- Развитие способности эмоциональной саморегуляции.
- Формирование установки на эмоциональную поддержку другого в кризисной ситуации.
Материалы: бланки, ручки, «психологические листки», тетради.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.doc | 199 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие "Я обижаюсь". Из цикла занятий по формированию коммуникативных навыков.
На занятии используется музыка: возбуждающая (для того, чтобы детям легче было войти в состояние прошлых обид, снова прочувствовать их и выразить) и расслабляющая (для релаксации).
Цель: объяснить обучающимся понятие «обида», выявить способы борьбы с обидой.
Задачи:
- Развитие эмпатии, толерантности к эмоциональному состоянию другого человека.
- Развитие способности эмоциональной саморегуляции.
- Формирование установки на эмоциональную поддержку другого в кризисной ситуации.
Материалы: бланки, ручки, «психологические листки», тетради.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Приветствие. Упражнение в кругу «Импульс»
– Здравствуйте, очень приятно снова всех вас видеть. Вспомните ситуацию, когда каждыйиз вас испытывал чувство обиды и разочарования. Я предлагаю вам вернуться в это состояние, прочувствовать его, вспомнить, как вам было неприятно, как хотелось, чтобы кто-то поддержал вас, помог. Давайте поддержим, друг друга, поможем избавиться от этого чувства.
– Возьмемся за руки. И через рукопожатие по кругу постараемся передать друг другу поддержку и сочувствие, постарайтесь, чтобы этот «огонек поддержки» пришел ко всем. Эта поддержка адресована каждому и исходит от всех.
2. Основная часть
Упражнение «Я обижаюсь, когда»
– Вы вспомнили свое состояние обиды, подумайте, в каких ситуациях вы обижаетесь. Это ситуации, которые может быть, были у вас в жизни, или как вы считаете, могут быть. Продолжите предложение «Я обижаюсь, когда…» и запишите их в свои тетради. (Затем высказывания зачитываются вслух, автор при этом не называется)
– У кого подобная ситуация также вызывает обиду?
Делается вывод, что названные ситуации обидны для большинства людей, они как бы универсальны и нужно помнить об этом, чтобы не обижать других.
– Попробуйте сформулировать понятие «обида». Как мы реагируем на обиды?
– Давайте разберемся, что такое обида, и почему мы обижаемся…
Обида – это эмоциональное состояние, чувство, возникшее в результате переживания несостоявшейся ситуации значимой для нас. Вы ожидали от какого-то человека определенного поведения, но ваши ожидания не подтвердились. В результате чего-то возникла обида. Причем чем сильнее ожидания, тем сильнее чувство обиды. Обида появляется в ответ на воображаемое оскорбление, это плод нашего сравнения: ожидаемого и реального поведения другого человека. Например, подруга ушла с другой компанией, а тебе об этом не сказала, или же ты намекала родителям на «один» подарок, а тебе подарили «другой». И ты обиделась.… Но почему другой человек должен жить по твоим правилам? Откуда взялись эти ожидания?
Упражнение «Правила»
– Мы часто обижаемся на других, но не потому, что хотим их обидеть, а потому, что не всегда понимаем их поступки или мысли. Поэтому в общении следует придерживаться определенных правил. А какие это правила, мы с вами сейчас узнаем. Для этого каждому нужно составить фразу из предложенных слов.
(Каждому дается предложение, разрезанное на части. Приложение 1.)
1. Говоря о своих чувствах к другому человеку, скажи о том, какие его слова и поступки их вызывали, не говори о человеке в целом.
2. Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека.
3. Не давай оценки, другому человеку. Тебе тоже не понравиться, если будут оценивать твои поступки.
Вклейте эти правила себе в тетради, чтобы всегда о них помнить. Приложение 2.
Обиды бывают разные. Старайтесь различать то, что связано с намеренным желанием оскорбить и унизить, и то, что произнесено случайно, без всякого дурного умысла. Ведь часто лучшие друзья сорятся и даже расходятся на долгие годы из-за неудачной шутки, нечаянного укола. Поэтому нужно научиться воспринимать чью-то ненамеренную бестактность просто и безболезненно. Чтобы не обижаться, надо не торопиться, не отвечать сразу, а немного поостыть. Помните, глупый обижается, а умный ищет в себе причины неудач. Но если мы будем придерживаться этих правил, то наше общение будет более эффективным и менее конфликтным.
Упражнение «Мудрые высказывания»
(Детям раздаются «психологические листки». Приложение 3)
– Прочитайте эти мудрые высказывания и выберите, какое из них может быть вашим девизом в ситуации обиды. Какое из них вы уже применяли в жизни? Объясните, почему вы выбрали именно этот способ? А с чем вы не согласны? Что случиться, если мы будем обижаться на всех по любому поводу? Да нам просто не с кем будет дружить, нам даже поговорить будет не с кем. На самом деле обиды копить бессмысленно, а вот уметь от них избавляться нужно. Способов избавления от обид много, один из них давайте попробуем сейчас.
Упражнение «Рисуем обиду» (Музыкальное сопровождение «Шторм»)
– А теперь представьте свою обиду визуально, подумайте, где она находится, постарайтесь представить, как она выглядит. Нарисуйте на листке бумаги свою обиду.
– Чем похожи рисунки? Почему?
– Что делать с обидами? (Рвем листочки и выбрасываем.)
– Что вы чувствуете теперь?
– Как быть с нашими обидами в жизни? (Прощать.)
– Как относиться к обидчику? (Прощать.)
– Умение выразить обиду очень важно для самого себя. Но нельзя мстить другим людям: это не решает проблему, а усугубляет ее. Можно написать обиды на листке бумаги и тоже разорвать его. А еще обиды можно мысленно отпускать на ветер или по воде и представлять, как они исчезают. Представить это нам поможет релаксация.
Упражнение «Мыльный пузырь» (Музыкальное сопровождение «Ностальгия»)
– Давайте ляжем поудобнее, закроем глаза и попробуем представить, как мы готовим мыльный раствор для пузырей. Берем красивую разноцветную трубочку, размешиваем ей раствор и начинаем выдувать замечательные мыльные пузыри они получаются очень разные разноцветные и большие. Вместе с воздухом из наших легких в них переходит вся наша злость и агрессия. Первый пузырь мы наполняем нашими обидами. Пузыри отрываются от трубочки и медленно улетают вдаль, мы следим за тем, как по мере удаления они становятся все меньше и меньше. Второй пузырь давайте наполним злостью. Пузырь злости медленно переливается на солнце и улетает ввысь. А третий давайте наполним завистью. Через пузыри видны разноцветные облака и лучи солнца. Вместе с этими пузырями наши обиды, злость, зависть покидают нас, дышать становится легко и свободно.
– Помните, ваше прощение освобождает вас!
– Что вы почувствовали, расскажите о своих ощущениях. Какого цвета были пузыри, а какого размера. Какой был самый большой.
3. Анализ занятия
– Давайте подведем итог. Мы с вами на занятии говорили о таком эмоциональном состоянии как обида. Выработали несколько правил общения, которые помогут нам не обижаться. Познакомились со способами избавления от обид. Итак, чтобы изменить положение, вы должны сначала измениться сами. Обращайтесь с людьми так, как вам хотелось бы, чтобы обращались с вами, и вы никогда не ошибетесь. Обидчивый человек остается в одиночестве, так как никому не захочется общаться с тем, кого обидел пусть даже непреднамеренно. Путь прощения обид один – принятие других такими, какие они есть. А еще помните один важный момент, мы обижаемся только на тех, кто нам близок: друзья, родители, учителя, потому, что мы заранее программируем их действия и ожидаем от них того, чего хотим мы сами.
– Сможете ли вы после нашего занятия правильно реагировать на обиды и быть менее обидчивым? Оцените свою обидчивость в баллах. Покажите количество баллов на руках, оцениваем в пятибалльной системе.
4. Домашнее задание
– До нашего следующего занятия понаблюдайте за окружающими (и за собой). Что людей больше всего обижает? Подумайте, почему. Как разные люди реагируют на обиду. Постарайтесь записать свои наблюдения в тетради, можете нарисовать свои чувства, если не сможете выразить только словами. Проанализируйте, достигают ли их реакции цели.
ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школа – интернат VIII вида №4
Занятие "Я обижаюсь". Из цикла занятий по формированию коммуникативных навыков.
Воспитатель: Сапрыкина Н.Н.
2012 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование коммуникативных навыков у учащихся младших классов на логопедических занятиях."
Развитие коммуникативных навыков....
Конспект занятия по формированию коммуникативной компетенции подростков по коррекционной программе «Тренинг развития навыков общения»
Программа «Тренинг развития навыков общения» разработана для работы с подростками и направлена на формирование коммуникативных компетенций учащихся через наполнение занятий искусственно смоделированны...
Проект "Формирование коммуникативных навыков младших подростков посредством тренинговых занятий"
Цель данной работы: помочь подросткам в развитии коммуникативных навыков а также реализовать прогрессирующую в данном возрасте потребность в самопознании....
Занятие на формирование коммуникативных навыков
Занятие разработано для учащихся 5-6 классов.Известно, что в этом возрасте на первый план выходят проблемы общения и самопознания. Проблемы осложняются, начинающимися подростковыми изменениями организ...
Формирование коммуникативных навыков и БУД на групповых коррекционных занятиях с обучающимися с ТМНР
Презентация к межрайонному семинару-практикуму ГБОУ Школа №281 от 22.12.2017 г...
Мастер-класс. Формирование коммуникативных навыков и БУД на групповых коррекционных занятиях с обучающимися с ТМНР
Текст к Презентации Мастер-класса, представленного педагогом в соавторстве с учителем-дефектологом Дудкиной А.В. 24.10.2018 на V Международной научно-практической конференции "Научное обеспечение...
«Внеурочная деятельность обучающихся на занятиях кружка «Творческая мастерская» в рамках совместного инновационного проекта по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ через волонтерскую деятельность школьников «Учимся го
Обмен опытом по партнерской работе с детским садом....