Методическая разработка цикла занятий по курсу ОДНКНР (Раздел I «Россия – наш общий дом») Занятие 1. Тема «Истоки родной культуры» Занятие 2. Тема «Материальная культура» Занятие 3. Тема «Духовная культура»
методическая разработка (5 класс)

Мочалова Татьяна Викторовна

 В методической разработке представленные уроки входят в первый тематический блок «Россия – наш общий дом». Данный цикл занятий связан с понятием «культура».

Так на первом уроке «Истоки родной культуры» у учащихся формируется представление о том, что такое культура, представления об общих чертах в культуре разных народов.

Занятие второе «Материальная культура» помогает учащимся сформировать представление об артефактах культуры, понимание зависимости основных культурных укладов народов России от географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами. На этом уроке учащиеся узнают о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве.

А на третьем уроке «Духовная культура» раскрываются понятия культурных концептов как «искусство», «наука», «религия». Обучающиеся учатся понимать и объяснять, в чём заключается смысл и взаимосвязь таких терминов как «мораль», «нравственность», «духовные ценности», «духовность» на доступном для них уровне осмысления.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19»

602254, Россия, Владимирская обл., г. Муром, Куйбышева ул., д. 24.                    тел. 8 (49234)9-24-05

 

 Методическая разработка цикла занятий

по курсу ОДНКНР 

(Раздел I «Россия – наш общий дом»)

Занятие 1. Тема «Истоки родной культуры»

Занятие 2. Тема «Материальная культура»

Занятие 3. Тема «Духовная культура»

 5 класс (10-11 лет, первый год обучения)

Разработчик:

Мочалова Т.В.,

учитель русского языка

и литературы

г. Муром

 2023 г.

Аннотация: в методической разработке представленные уроки входят в первый тематический блок «Россия – наш общий дом». Данный цикл занятий связан с понятием «культура».

Так на первом уроке «Истоки родной культуры» у учащихся формируется представление о том, что такое культура, представления об общих чертах в культуре разных народов.

Занятие второе «Материальная культура» помогает учащимся сформировать представление об артефактах культуры, понимание зависимости основных культурных укладов народов России от географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами. На этом уроке учащиеся узнают о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве.

А на третьем уроке «Духовная культура» раскрываются понятия культурных концептов как «искусство», «наука», «религия». Обучающиеся учатся понимать и объяснять, в чём заключается смысл и взаимосвязь таких терминов как «мораль», «нравственность», «духовные ценности», «духовность» на доступном для них уровне осмысления.

Урок по теме «Истоки родной культуры»

Тема: Истоки родной культуры

Предмет: ОДНКНР

Класс: 5

Тип урока: урок изучения нового материала.

Используемая технология: технология системно–деятельностного подхода.

Методы обучения: словесный (беседа с учащимися); наглядный (демонстрация презентации); проблемно-поисковый (работа с текстом, видеоматериалами); практические (выполнение упражнений); методы самоконтроля, взаимоконтроля (проверка по ключу, рефлексия).

Формы познавательной деятельности: работа фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная (в ходе урока сменяют друг друга).

Методическое обеспечение: учебник Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков В.А. «Основы духовно-нравственной культуры России» 5 класс, рабочая тетрадь.  

Оборудование: мультимедийные средства обучения, раздаточный материал, словари, наглядность.

Количество часов: 1 час.

Цель урока: Познакомить с понятием «культура», дать общее представление о   культурном наследии народов России.

УУД:

Образовательные:

  • формировать представление о понятии «культура»;
  • формировать понятие о ключевых составляющих родной культуры на начальном этапе развития.

Развивающие:

  • развивать умение формулировать ответы, выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы, логически мыслить.

Воспитательные:

  • воспитание уважительного и бережного отношения к культурному и историческому наследию народов России.

Познавательные:

  • определение темы урока, проблемы;
  • извлечение информации, представленной в разных формах (текст, иллюстрации, видеоряд и т.д.)

Коммуникативные:

  • применение информации из собственного опыта;
  • умение классифицировать информацию с учетом полученных знаний.

Регулятивные:

  • оценивать и сравнивать разные точки зрения и свою собственную.

Ход урока:

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Подготовительный

Подготовка к уроку оборудования. Проверка готовности обучающихся к уроку.

Подготовка к уроку.

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос.  

1. Как называется тематический блок, который мы сейчас изучаем?

2. Какую тему мы рассматривали на прошлом уроке?

3. Какая главная мысль этой темы?

И т.д.

Ответы учащихся.

1. Россия-наш дом.

2. Русский язык-язык общения и возможностей.

3. Русский язык-язык межнационального общения. Происходит постоянное взаимообогащение языков. Каждый человек должен дорожить своим языком, как культурным достоянием народа.

Мотивационный

Подведение учащихся к формулировке новой темы с помощью прочтения стихотворения.

Обучающиеся работают в группах по 4 человека. Каждой группе выдается свое стихотворение «Русская культура» разных авторов.

Учитель просит прочитать   стихи и попробовать определить какова их главная мысль и о чем сегодня на уроке пойдет речь?

(Приложение № 1)

Предполагают, дают свои варианты ответов.

Организационный

Постановка целей и задач урока

Записывают в тетрадь тему урока

Изучение новой темы

  1. А что такое культура?

(учитель слушает варианты ответов учащихся).

  1. Учитель предлагает обсудить ученикам различное толкование понятия «культура», выделить общее в этих определениях, сформулировать собственное определение, читая определения из разных источников/ словарей: Дaля, Ожегова, Ефремовой, Ушакова, в словаре Энциклопедии и т.д. (Приложение № 2)
  2. Под культурой в широком смысле понимается все, что создается человеком: жилье, вещи, предметы быта, духовные ценности, технологии производства произведения искусства. Все они необходимы для того, чтобы обеспечить комфортное существование людей. Культура делится на 2 вида. Об этом более подробно пойдет речь на последующих занятиях.

https://image1.slideserve.com/3235254/slide3-l.jpg

Записываем собственное определение

4. Предлагает выполнить  задание (Приложение № 3) после просмотра видеоролика «История русской культуры» https://youtu.be/cgLFTitXPdw (просмотр до 4 минут)

1.Отвечают на вопросы учителя.

2.Выполняют задания; работают со словарями, учебными пособиями; анализируют информацию.

3. В тетрадях фиксируют результаты работы. Записывают понравившееся определение слова «культура».

(Культура – это материальные и духовные достижения человечества)

4.Смотрят видеоролик и выполняют задание.

Закрепление изученного

Предлагает провести взаимопроверку. Дает правильные варианты ответов.

Проверяют выполненную работу соседа по парте, сравнивая с правильными ответами и выставляют оценки согласно данным критериям.

Рефлексия

Анкета.

Детям необходимо ответить на некоторые вопросы о разных этапах учебного процесса и аргументировать ответ. Примерные вопросы могут содержать следующие пункты:

  1. На уроке я делал…
  2. Своей работой я доволен/не доволен потому что…
  3. Этот урок показался мне…
  4. За урок я бы поставил себе, потому что…
  5. Материал урока я освоил…
  6. Мое настроение после занятия…

Ответы учащихся.

Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Предлагает выполнить задание по собственному выбору.

 (Приложение № 4)

Записывают домашнее задание.

Подведение итогов

Подводит итоги проделанной работы, делает выводы.

Оценивает работу учеников.

Подводят итоги, делают выводы.

        Приложение № 1

 

Русская культура

Русская культура — это наша детская
С трепетной лампадой, с мамой дорогой,
Русская культура — это молодецкая
Тройка с колокольчиком, с расписной дугой!

Русская культура — это сказки нянины,
Песни колыбельные, грустные до слез.
Русская культура — это разрумяненный
В рукавицах-варежках дедушка-мороз.

Русская культура — это дали Невского
В серо — белом сумраке северных ночей,
Это — радость Пушкина, горечь Достоевского
И стихов Жуковского радостный ручей.

Русская культура — это вязь кириллицы,
Это пляска буйная яровских цыган;
Жемчуг на кокошнике у простой кормилицы,
При чеканном поясе — кучерский кафтан.

Русская культура — это кисть Маковского,
Мрамор Антокольского, Лермонтов и Даль;
Терема и церковки, звон Кремля Московского,
Музыки Чайковского сладкая печаль.

Русская культура — это то, чем славится
Со времен Владимира наш народ большой:
Это наша женщина, русская красавица,
Это наша девушка с чистою душой!

Русская культура — это жизнь убогая
С вечными надеждами, с замками во сне.
Русская культура — это очень многое,
Что не обретается ни в одной стране.

Евгений Вадимов — Сб. «Русская культура»,
Варшава (Польша), 1937 год, с.3.

 

Русская культура

Русская культура – это наше всё!

Русская культура-это битвы славные,
Это — наша армия, надежда и оплот,
Это непреклонные чистота и преданность
Всем, кто поднимает из рабов народ.

Вера в справедливое, вечное и лучшее,
Что передаётся нам от прадедов седых,
Это «Слово. » древнее, доброе, могучее,
Это гимны славные и военный стих.

Русская культура – это мемуары,
Миллионы писем с фронта и на фронт,
Это – фотографии блёклые и старые,
Это – горы книжек, весь старинный фонд.

Русская культура — это песни дедов
Из окопов, танков, от стальной печи.
Это — слово правды от искусствоведов,
Это в храме тонкий аромат свечи.

Русская культура — это песни вольные,
Марши боевые, шутки да гармонь;
Русская культура — это даль раздольная,
За неё готовы мы в воду и в огонь!

Н.Е. Белякова

Русская культура 

Культура русская богата, животворна,
Духовностью пропитана насквозь,
Как русская душа она бездонна,
Понять её нельзя пытаться вскользь.

От чувства совести она неотделима,
Славянской веры, ценностей её,
Она как воздух нам необходима,
Как благодатное целебное питьё.

Культура русская щедра и многолика,
Разнообразна, как природная краса,
Талантами и мудростью велика,
И необъятна словно небеса.

Её всечеловечность помогает
Объединять народы матушки-земли,
А искренность сердца их согревает,
Как днём весенним в небе журавли.

Культура русская богата, животворна,
Духовностью пропитана насквозь,
Как русская душа она бездонна.
С ней никогда не буду жить я врозь.

Леонид Зеленский

Приложение № 2

Значение слова «Культура» в толковом словаре Ожегова

КУЛЬТУРА, -ы, ж. 1. Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. История культуры. К. древних греков. 2. То же, что культурность (см. культурный во 2 знач.). Человек высокой культуры. 3. Разведениевыращивание какого-н. растения или животного (спец.). К. льна. К. шелкопряда. 4. Разводимое растение, а также (спец.) клетки микроорганизмов, выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях. Технические культуры. К. органической ткани. 5. Высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение. К. производства. К. голоса (у певцов). Физическая к. (физкультура). л, речи, || прил. культурный, -ая, -ое (к 1, 3 и 4 знач.).

Значение слова «Культура» в толковом словаре Даля

ж. франц. обработка и уход, возделывание, возделка; | образование, умственое и нравственое; говорят даже культивировать, вм. обрабатыватьвозделыватьобразовать и пр. Культиватор. в земледелии, скоропашка, для передваивания пашни, с железными лапами, вместо сошника.

Значение слова «Культура» в толковом словаре Ефремовой

Ударение: культу́ра

  1. ж.
  1.  
  1. Совокупность достижений человечества в области общественно-интеллектуальных и производственных отношений.
  2. Совокупность таких достижений в определенную эпоху, у определенного народа.
  3. Уровень развития каждой из областей – интеллектуальной, общественной и производственной – жизни.
  4. Конкретные результаты такого развития.
  1. Совокупность памятников литературы, искусства, архитектуры и т.п., относящихся к одному времени, определенной территории.
  1. ж.
  1. Растение, выращиваемое или выращенное в процессе культивирования; культивируемое растение.
  1. ж.
  1. Клетки микроорганизмов (бактерий, дрожжей и т.п.), выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях.

        Значение слова «Культура» в толковом словаре Д.Н. Ушакова

КУЛЬТУ́РА, культуры, ·жен. (·лат. cultura) (·книж. ).
1. только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. Развитие культуры происходит скачками.
2. То или иное состояние общественной, хозяйственной, умственной жизни в какую-нибудь эпоху, у какого-нибудь народа, класса. Неолитическая культура. Культура древнего Египта. Пролетарская культура.
3. только ед. То же, что культурность. Высокая культура. Насаждать культуру.
4. только ед. Разведениевозделываниеобработка (с.-х.). Культура льна, свекловицы.
5. Разводимое, культивируемое растение (с.-х.). Сельскохозяйственные культуры. Масличные культуры (соя, кунжутклещевина ·и·др. ).
6. Лабораторное выращивание бактерий; полученная таким путем колония бактерий (бактер.). Культура холеры.
7. перен., только ед. Усовершенствование, высокое развитие. Актеру требуется культура голоса, движений. Физическая культура (спорт и гимнастика).

Значение слова «Культура» в толковом словаре Д.Н. Ушакова

КУЛЬТУ́РА, культуры, ·жен. (·лат. cultura) (·книж. ).
1. только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. Развитие культуры происходит скачками.
2. То или иное состояние общественной, хозяйственной, умственной жизни в какую-нибудь эпоху, у какого-нибудь народа, класса. Неолитическая культура. Культура древнего Египта. Пролетарская культура.
3. только ед. То же, что культурность. Высокая культура. Насаждать культуру.
4. только ед. Разведениевозделываниеобработка (с.-х.). Культура льна, свекловицы.
5. Разводимое, культивируемое растение (с.-х.). Сельскохозяйственные культуры. Масличные культуры (соя, кунжутклещевина ·и·др. ).
6. Лабораторное выращивание бактерий; полученная таким путем колония бактерий (бактер.). Культура холеры.
7. перен., только ед. Усовершенствование, высокое развитие. Актеру требуется культура голоса, движений. Физическая культура (спорт и гимнастика).

Значение слова «Культура» в толковом словаре Энциклопедии

(от лат. cultura - возделываниевоспитаниеобразованиеразвитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура» употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле - сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т. д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).

Приложение № 3

С целью формирования внимания у учащихся перед просмотром видеоролика (4 минуты) «История русской культуры» (https://youtu.be/cgLFTitXPdw) им выдается текст с пропусками на месте некоторых слов. Учащимся необходимо, ориентируясь на информацию, полученную из видеосюжета, заполнить пропуски.  

Скандинавов на Руси было ……………, они были очень ……………….   и от них мы

унаследовали много элитных ………… , таких как ………… ,……… , ………… и.т.д.

Древняя Русь по своему строю была больше похожа на своих …………………… соседей,

 чем на …………………….   .

Византия дала нам ……………………… веру. Мы переняли у Византии ……………………….  .

Татаро-монгольское иго ……………………. Русь и надолго остановило

 ………………………… строительство. Под влиянием Орды система управления на Руси ……………………….   .

Вывод: Культура Древней Руси впитала в себя множество элементов от    …………………

    ……………… .

Взаимопроверка.

Скандинавов на Руси было много, они были очень сильными, и от них мы

унаследовали много элитных имен, таких как Олег, Ольга, Игорь. и.т.д.

Древняя Русь по своему строю была больше похожа на своих западных соседей, чем на северных.

Византия дала нам православную веру. Мы переняли у Византии иконопись.

Татаро-монгольское иго разоряло Русь и надолго остановило каменное строительство.

Под влиянием Орды система управления на Руси ужесточилась.

Вывод: Культура Древней Руси впитала в себя множество достижений   других народов.     

Критерии оценивания:

Оценка «5» - правильно заполнены все пропуски (слова могут быть и другие, главное, чтобы был сохранен смысл)

Оценка «4» - пропущено 1-2 слова.

Оценка «3» - заполнено 50% пропусков.

Оценка «2» - заполнено менее 50% пропусков.

Приложение №4.

Домашнее задание (на выбор).

1 задание. Перейти по ссылке https://youtu.be/cgLFTitXPdw и посмотреть видеоролик (полностью) «История русской культуры». Опираясь на полученную из него информацию, вам распределить (см. ключ) элементы русской культуры по своим эпохам и заполнить 2-ую колонку таблицы.

 

Эпохи истории

русской культуры

  Главные смыслы

IX – XIV

Древняя Русь

  

XV – XVII

Московское княжество и Московское царство

1967 – 1825

От Петра I

до первых декабристов

 

1825 – 1894

От Николая I до Николая II

1894 – 1917

Серебряный век

1917 – 1941

Между революцией и войной

1941 – 1991

От войны до распада СССР

 

 Ключ (ответы) к заданиям:

А) Русь – главная православная Держава. Москва – третий Рим. «Театры, портреты, поэзия…» (XV – XVII)

Б) Россия стала «европейской». (1967 – 1825)

В) Культура Древней Руси впитывала в себя множество элементов от других народов. (IX – XIV

Г) Вера в народ и поиск особой русской судьбы. (1825 – 1894)

Д) Проводилась активная работа по ликвидации неграмотности и малограмотности, по повышению культурного уровня советских людей. (1917 – 1941)

Е) Технический и экономический прогресс достигает невероятных масштабов. Процветание меценатства. (1894 – 1917)

Ж) «Торжество» бытовой культуры. (1941 – 1991)

    2 задание. Составить кластер по теме урока «Истоки родной культуры». В центре – тема; вокруг нее – крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией с темой, у каждой смысловой единицы – свои черты, особенности. Можно использовать цветные карандаши, фломастеры, рисунки, ассоциативный ряд и т.д.

Например

 

        

3 задание. Составить кроссворд по теме урока «Истоки родной культуры».

 

Урок по теме «Материальная культура»

Тема: Материальная культура

Предмет: ОДНКНР

Класс: 5

Тип урока: урок изучения нового материала.

Используемая технология: технология системно–деятельностного подхода.

Методы обучения: словесный (беседа с учащимися); наглядный (демонстрация презентации); проблемно-поисковый (работа с текстом); практические (выполнение упражнений); методы самоконтроля, взаимоконтроля (проверка по ключу, рефлексия).

Формы познавательной деятельности: работа фронтальная, в парах, индивидуальная (в ходе урока сменяют друг друга).

Методическое обеспечение: учебник Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков В.А. «Основы духовно-нравственной культуры России» 5 класс, рабочая тетрадь.  

Оборудование: мультимедийные средства обучения, раздаточный материал, наглядность.

Количество часов: 1 час.

Цель урока: Познакомить с понятием «материальная культура», дать общее представление

о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве, повлиявших на развитие материальной культуры.

УУД:

Образовательные:

  • формировать представление о понятии «материальная культура»;
  • формировать понятие взаимосвязи материальной и духовной культуры.

Развивающие:

  • развивать умение формулировать ответы, выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы, логически мыслить;
  • развивать умение определять материальную и духовную культуру;
  • развивать логическое мышление.

Познавательные:

  • определение темы урока, проблемы;
  • формирование у учащихся умение извлекать существенную информацию из разных источников, (текст, иллюстрации, видеоряд и т.д.) систематизировать её, обобщать, представлять в графическом виде;
  • формирование проблемы урока, создание алгоритма деятельности для решения выявленной проблемы.

Коммуникативные:

  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;  
  • умение классифицировать информацию с учетом полученных знаний.

Воспитательные:

  • воспитание уважительного и бережного отношения к культурному и историческому наследию народов России;
  • воспитание желания внести вклад в развитие культуры своей Родины.

Регулятивные:

  • оценивать самого себя, усвоенный материал и объем того, что еще предстоит изучить.

Ход урока:

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Подготовительный

Подготовка к уроку оборудования. Проверка готовности обучающихся к уроку.

Подготовка к уроку.

Проверка домашнего задания

Предлагалось выполнить задание по собственному выбору.

  1. Заполнить таблицу
  2. Составить кластер
  3. Составить кроссворд

Самые интересные работы размещаются на доску. Заслушиваются ответы.

Мотивационный

Подводит учащихся к формулировке новой темы с помощью наводящих вопросов и загадок.

- Давайте вспомним, на какие виды делится культура?

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить, что изучать?

Мотивирует учащихся к изучению нового материала посредством загадок, которые способствуют формулировке темы урока:  

(Приложение № 1)

Ответы учащихся:

1.Культура – это материальные и духовные достижения человечества, значит она делится на материальную и духовную.

2. Все загадки про бытовые предметы, про мебель, еду, одежду, предметы  

первой необходимости. Делают выводы, что на уроке пойдет речь о материальной культуре.

Организационный

Постановка целей и задач урока

Записывают в тетрадь тему урока

Изучение новой темы

1.Все наши загадки были про бытовые предметы, про мебель, еду, одежду, предметы   первой необходимости. Все они сделаны руками человека. А вы знаете, что есть предметы, созданные человеком, которые несут в себе некую смысловую информацию, и представляют собой культурную и эстетическую ценность. Такие предметы называются артефактами.

 Артефакт - это ценный для культуры предметы, несущий в себе некий смысл, так или иначе расширяющий кругозор людей, обогащающий наше знание о культуре, часто имеющий также символическое значение. Каждый артефакт имеет свою индивидуальность.

И, кстати, это не обязательно древняя вещь.

2.  Предлагает рассмотреть разные столовые приборы (чашки, блюдца, ложки, вилки и т.д.).

- О чем нам могут рассказать эти вещи?

-Так как же появилась материальная культура? Ответить на этот вопрос нам поможет учебник истории и тот материал, который вы изучили в 1ой четверти.

  1. После беседы предлагает выполнить задание. Из перечисленного на карточке необходимо определить, что относится к материальной культуре (Приложение № 2)

 1. Записывают определение слова «артефакт».

«Артефакт — любой искусственно созданный объект, имеющий как определённые физические характеристики, так и знаковое, символическое содержание. Артефактами культуры могут быть изготовленные людьми предметы, вещи, а также научные теории, суеверия, произведения искусства и фольклор.

  1. Ответы учащихся. Данные предметы и вещи могут рассказать об особенностях бытовой и гастрономической культуры, а также из чего и как они сделаны.

  1. Ответы учащихся.

Наши предки, чтобы выжить и прокормить себя занимались определенными видами деятельности:

собирательством, охотой, рыболовством, скотоводством, земледелием, ремеслом.

  1. Выполняют задание и в тетрадях фиксируют результаты своей работы.

К материальной культуре следует отнести: здание, деньги, орудия труда, украшения, оружие, одежда, посуда, мебель и т.д.)

Закрепление изученного

Предлагает провести взаимопроверку. Дает правильные варианты ответов.

Проверяют выполненную работу друг у друга, сравнивая с правильными ответами.

Рефлексия

Три «М».

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Ответы учащихся.

Домашнее задание

Объясняет домашнее задание. Необходимо выполнить любое (на выбор) из 2х предложенных.

  1. Найти иллюстрации с интересными артефактами из древности. Подготовить о них сообщение.
  2. Вспомнить правила синквейна. Составить синквейн к изученной теме «Материальная культура».

Синквейн -  стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

1 строка – тема или предмет (одно существительное);

2 строка – описание предмета (два прилагательных);

3 строка – описание действия (три глагола);

4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;

5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения.

Записывают домашнее задание.

Подведение итогов

Подводит итоги проделанной работы, делает выводы.

Оценивает работу учеников.

Подводят итоги, делают выводы.

        

Приложение № 2.

Задание. Из перечисленного на карточке необходимо определить, что относится к материальной культуре.

https://ladogamuseum.com/DSC_2946%201.jpghttps://avatars.mds.yandex.net/i?id=870bff0a3c118214ba659247c7edf66a-4329855-images-thumbs&n=13&exp=1https://eurasia.travel/files/azerbaijan_state_museum_of_history__950x634_ln0.jpg

https://cdn.fishki.net/upload/post/201512/17/1778800/tn/ris-11-skif-gold-skifskoe-zoloto.jpghttps://palata-npr.ru/assets/images/new_2018/11/pocrov-xran.jpg12--2018-nov-6.jpg

        

https://www.historynet.com/wp-content/uploads/2022/03/Nomads-on-the-Eurasian-steppe.jpeghttps://kdc.klgd.muzkult.ru/media/2020/06/19/1257658606/755616.jpg

https://friends.bigasia.ru/upload/iblock/07e/07ef5adbb6310b2a40d6d4904c5abc37.jpg

https://vmestemir.ru/uploads/Rabota-i-karyera/psixologiya%20uspexa/kak-ekonomit-dengi-sovetyi-izvestnyix-milliarderov-vmestemir.ru.png

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Храм" (по теме образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль «Основы православной культуры», 4 класс)

Тема "Храм" (с использованием регионального компонента). Данную методическую разработку можно использовать как на уроках ОРКСЭ, так и на внеклассных мероприятиях по патриотическому воспитани...

Конспект урока "Истоки родной культуры" (5 класс) по ОДНКНР

Данный материал может быть полезен учителям ОДНКНР....