занятие для выпускников ДОУ "Сказка о пропавшей улыбке" в рамках цикла занятий "Школа будущего первоклассника"
план-конспект по психологии на тему
Предварительный просмотр:
Г.Ю. Захарова,
педагог-психолог 1 квалификационной категории,
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа»,
ЗАТО Первомайский
Кировской области
Занятие для выпускников ДОУ
«Сказка о пропавшей улыбке»
в рамках цикла занятий «Школа будущих первоклассников» на базе школы
(проводит школьный психолог)
Цель: осознание детьми особенностей взаимоотношений с родителями
Задачи:
- Помочь детям переосмыслить отношение к родительским запретам
- Актуализировать и закрепить знания о социально одобряемых и осуждаемых поступках
- Мотивировать детей на совершение добрых поступков в отношении родителей
- Стимулировать детей анализировать своё психо-эмоциональное состояние, поведение, осуществлять контроль над ними, делать выводы
Материалы:
- Куклы: Царь БольшеУх, Царевна Доброе сердце, перевертыш Миссис Ох и Миссис Ах
- Бумага для рисования (альбомы у детей)
- Карандаши цветные
- Доска, мел
- Карточки с иллюстрациями родительских запретов
- Текст сказки
Ход занятия:
- Знакомство (фронтально) друг с другом и с куклами Царем БольшеУхом и Царевной Доброе сердце (правила слушания другого и доброжелательности).
- Психогимнастика (работа в парах): «Повернитесь друг к другу лицом, изобразите…
- Веселого жирафа
- Злого поросенка
- Грустную лягушку
- Печальную мышку
- Счастливую курицу
- Уставшего слоненка
- Радостную пчелу
- Работа по сказке Трушиной Д. «Сказка о пропавшей улыбке»
- Прослушивание текста сказки (фронтально)
Жили-были где-то далеко мама Катя и дочка Сашенька. И было доченьке то ли 6 лет, то ли 7. Росла Сашенька очень милой, хорошенькой девочкой, и все её любили. Особенно когда она улыбалась. Казалось, даже солнышко светит ярче. Все и всегда радовались этой девочке, и всё ей было можно. Но вот что из этого получилось.
Как-то осенью пошли мам с Сашенькой гулять в парк. Вдруг Саша увидела, что недалеко продается мороженое, и требовательно сказала: «Хочу мороженого! Купи!»
Но мама Катя не захотела покупать: «У тебя горлышко немножко красное, ты можешь опять заболеть», - сказала она. Саша не привыкла, что ей отказывают, разозлилась и громко сказала: «Ты нехорошая, плохая мам!» - а лицо у неё стало противным и капризным.
- Задание (в группах по 4 человека – 2 парты): обсудите в группах: «Почему родители детям запрещают…»
- Смотреть долго телевизор
- Играть много за компьютером
- Гулять зимой без рукавичек
- Есть много сладкого
- Гладить чужих бездомных кошек и собак
- Ходить в сандалиях по лужам
- Драться с братиком или сестричкой
- Прослушивание текста сказки (фронтально). «На чем мы закончили чтение сказки?»
Рядом на скамейке сидела старушка, с виду обыкновенная, совсем как ваша бабушка. Не выдержала она и сказала девочке: «Разве можно так говорить с мамой!» но девочка ей грубо ответила: «Не твоё дело, бабка! Моя мама, что хочу, то и говорю!». А бабушка эта была не просто старушка, а фея – не злая и не добрая, а очень справедливая. И решила она проучить девочку, чтобы она больше никогда не обижала свою маму. Она направила свой волшебный зонтик на Сашу и прошептала волшебные слова:
«Кто обидит свою маму,
Станет злым и некрасивым,
Но когда он станешь лучше,
Расколдую я его….»
Расстроенная таким невежливым Сашиным поведением, мама Катя ничего не заметила и повела дочку домой. А Сашенька разучилась смеяться и улыбаться.
Повела мама дочку гулять. Все дети играют, смеются, а Саша рядом стоит, грустная - грустная…
Повез папа дочку в цирк. По арене бегают веселые клоуны, смешат публику, дети веселятся, хлопают в ладоши, а у Сашеньки ротик совсем не хочет улыбаться. И какая-то она некрасивая, сердитая. Забеспокоились родители – что с ребёнком случилось? Стали они ей рассказывать веселые стихи и сказки, стали сами смешить дочку – а она, как Несмеяна, грустит и плачет.
- Игра «Царевна Несмеяна» (в парах): 1 играет роль Царевны Несмеяны, другой пытается рассмешить Несмеяну, не дотрагиваясь до неё. Затем дети меняются ролями.
- Прослушивание текста сказки (фронтально)
Прошла зима. Однажды весной мама снова повела Сашеньку гулять в парк. Сели они на скамейку, на которой уже отдыхал какой-то старичок. Наверное, тоже волшебный. Сашенька сидит, скучает, из глаз слезы катятся. «Почему Ваша девочка такая грустная?» - тихонько спросил старичок у мамы Кати. Мама вздохнула и рассказала, что раньше дочка была веселая, но однажды обидела маму и разучилась веселиться и улыбаться. «Вашему горю можно помочь», - сказал старичок. – «Пусть девочка научится делать добрые дела – улыбка и вернётся».
Решила девочка делать добрые дела, а как – не знает.
Давайте, ребята, поможем Сашеньке научиться определять какие дела добрые, а какие не добрые - злые.
- Задание «Добрые дела» - подвижное (фронтально): выполняется стоя между рядов.
Если я называю доброе дело, вы показываете большие пальцы обеих рук вверх и весело говорите «У-у-у», если злое – пальцы вниз и голосом печально: «У-у-у».
Список добрых и злых дел
(психолог показывает правильность ответов
с помощью куклы- перевертыша Миссис Ох и Миссис Ах)
- Выносить мусор – доброе
- Бросать фантик от конфет на землю – злое
- Нарисовать открытку для бабушки – доброе
- Толкать брата или сестру – злое
- Обзываться – злое
- Покупать хлеб для семьи – доброе
- Грубить старшим – злое
- Кидаться песком – злое
- Вытирать пыль – доброе
- Уступать в автобусе место старушке – доброе
Если я называю доброе дело, вы подпрыгиваете вверх и хлопаете в ладоши руками над головой, если злое – приседаете.
- Ссориться с ребятами – злое
- Заправлять постель – доброе
- Аккуратно складывать вещи – доброе
- Раскрашивать обои на стене - злое
- Раскрашивать раскраски – доброе
- Поливать цветы – доброе
- Поливать попугайчика – злое
- Делать зарядку – доброе
- Ломать игрушки – злое
- Умываться и чистить зубы – доброе
- Прослушивание текста сказки (фронтально)
«Мама, научи меня, как делать добрые дела» - попросила она маму и стала мама ей подсказывать.
Однажды на прогулке какой-то малыш упал и заплакал. Саша подбежал к нему, подняла с земли, отряхнула одежду и руки и сказала: «Не плачь, все пройдет». Мама малыша сказала ей, что она умница. И Сашенька немного улыбнулась. В другой раз девочка сама взяла тряпку и вытерла колёса велосипеда после улицы. Пап очень удивился и похвалил дочку – и ещё немножко вернулась к Саше улыбка. Девочка очень старалась – помогала маме мыть посуду, убирала на место игрушки, делилась с малышами в песочнице формочками и всегда говорила только хорошие слова.
- Задание (в парах): повернитесь друг к другу и по очереди называйте хорошие слова, какие вы знаете, и одновременно считайте, сколько слов вы вместе назовёте.
- Прослушивание текста сказки (фронтально)
Мама очень радовалась, глядя на Сашеньку, но улыбка пока не возвращалась насовсем, а только на минуточку.
Когда Саша и мама гуляли в парке, неожиданно встретилась та самая старушка, которая заколдовала девочку. Но Саша теперь стала хорошей и поздоровалась со старушкой. «Как тебя зовут?», - спросила фея. «Саша», - ответила девочка. – «А Вас как зовут?». «Марья Ивановна». Мама тоже познакомилась с феей и рассказала ей о Сашиной беде, о том, что пока не возвращается Сашина улыбка. Старушка спросила, не обижает ли девочка маму и папу. «Никогда!» - сказала мама. Фея поняла, что Саша опять стала хорошей девочкой, и решила расколдовать её. Она сказала Саше: «Сейчас к тебе вернётся твоя улыбка, но не забывай, что она иногда теряется». С этими словами фея направила на девочку свой волшебный зонтик и прошептала волшебные слова:
«Стала, Саша, ты хорошей,
Любишь всех и помогаешь.
И за это, Александра,
Расколдую я тебя…».
Так улыбка вернулась на красивое Сашино личико. А мама, прощаясь, тихо шепнула старушке: «Спасибо!»
- Рисунок по сказке.
- Домашнее задание: сделать доброе дело для родителей – сделать их счастливее
- Релаксация. Дыхательная гимнастика. Самомассаж.
- Рефлексия.
Отметьте «галочкой» на Лесенке настроения своё настроение.
Литература:
- Сборник «Сказки без агрессии». – Йошкар-Ола, март, 2013.
Используемая кукла – перевёртыш Миссис Ох и Ах (автор-изготовитель педагог-психолог Захарова Г.Ю.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Будущие первоклассники" мероприятие для проведения на летней досуговой площадке для будущих первоклассников.
"Будущие первоклассники" мероприятие для проведения на летней досуговой площадке для будущих первоклассников. Ступени - испытания психологически подготовят первоклассников к новому этапу их жизни....
Интегрированное занятие изобразительного искусства и музыки в рамках проведения "Дня открытых дверей! для будущих первоклассников по теме: "Рождество"
Материал подготовлен для детей 5-7 лет....
занятие "Ёжик" для выпускников ДОУ в рамках цикла "Школа будущего первоклассника"
занятие направлено на формирование внутренней позиции школьника (проводит школьный психолог)...
Программа логопедического обследования дошкольников в рамках школы будущего первоклассника «ФИЛИПОК»
Программа предназначена для оказания логопедической диагностико-консультативной помощи родителям будущих первоклассников, направленной на выявление уровня и особенностей речевого развития ...
Квест для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"
Что такое квест? (англ. «guest» - поиск). Это разновидность игр, в которых герой проходит по запланированному сюжету, стремясь выполнить какое-то задание. Так и мы сегодня, постепенн...
Цикл занятий педагога- психолога с будущими первоклассниками
Представлен цикл занятий для будующих первоклассников, занятия педагога- психолога...
Дополнительная образовательная программа "Будущий первоклассник" (в рамках оказания платных образовательных услуг)
представлена программа дополнительного образования "Будущий первоклассник" для детей старшего дошкольного возраста...