Сценарий речевого праздника "Я могу, хочу говорить красиво" ( для учащихся 5-9 классов школ I и II вида)
материал (5 класс) по теме
Наша школа для слабослышащих детей. Ежегодно в школе проводятся речевые праздники в классах, но учителя- дефектологи решили проводить ещё и общешкольные мероприятия по рсв. На уроках рсв и фп учителя- дефектологи ставят звуки, развивают слуховое восприятие, работают над темпом, ритмом речи, орфоэпией... над всем тем, что делает речь внятной и понятной окружающим. Это ежедневный кропотливый труд, а речевой праздник является итогом нашей ежедневной работы.Цель речевых праздников- создание речевой среды для закрепления произносительных навыков во внеклассное время.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сценарий речевого праздника
для учащихся 5-9 классов школ I и II вида
«Я могу и хочу говорит красиво»
Составители:
учителя – дефектологи
КОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат №15
II вида»
Храмцова Г.И.
Майстришина Н.В.
Цель: создание речевой среды для закрепления произносительных навыков во внеклассной работе.
Истинная любовь к своей стране немыслима
без любви к своему языку.
К. Паустовский
Ведущий:
У нас сегодня прекрасная встреча,
Ждет нас город Красивой речи.
Посмотрите на этот экран,
Вы увидите города план.
Это город Красивой речи! ( Рассматривают план на экране)
Ведущий: приглашает прочитать хором: (экран)
Если хочешь грамотно, красиво говорить,
Надо русский язык полюбить!
Ведущий:
Русский язык – самый богатый язык в мире. Давайте это докажем!
- Например, как можно еще назвать нашу Родину? Читают с экрана.
( экран) Родина, Отечество, Отчизна |
Ведущий:
-Какими словами можно выразить, если человек быстро бежит?
(экран) бежит, несётся, летит |
Это слова – синонимы. Они помогают выразить оттенки, мысли, чувства.
Ведущий:
Мы доказали, что язык богат.Русским языком пользуются все жители России и жителииностранных государств. Русский язык звучный, чистый, красивый.Это язык А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.
К нам пришла в гости Красивая речь. Встречайте! (Хлопают)
Красивая речь:
Я, Красивая речь, благодарю вас за приглашение на праздник. Я рада, что вы хотите правильно говорить, красиво, эмоционально выражать свои мысли. Я готова вам помогать, и приглашаю в путешествие по моему городу. Вы многому можете научиться. Будьте внимательны!
Ведущий:
Мы идём на Главную площадь города, затем повернем на улицу Звуков. Какие бывают звуки? (Хором читают с экрана)
Звуки бывают |
гласные согласные
звонкие глухие
Красивая речь:
- Какие звуки главней? (Ответы ребят)
Давайте проверим. Вот посмотрите, в этом тексте потерялись гласные, попробуйте прочитать. (Пробуют читать).(Выплывают гласные на свое место, все читают хором)
С. 35 |
Д.бр.й д.кт.р .йб. л. т! |
Красивая речь:
- Кто главнее? (ответ)
- Все звуки важные (хором).
Красивая речь:
- Верно! Все звуки важные! Ведущий, ведите ребят дальше.
Ведущий:
Спасибо, Красивая речь! Будьте гостьей на нашем празднике.
Каждое слово имеет свой звукобуквенный состав. Если заменить хоть одну фонему, то получится новое слово.
Например, зверь - дверь (экран).
Посмотрите эту смешную историю (дедушка и внучка).
Сценка. С.23
- Дедушка, посмотри, что я нарисовала.
- А это кто?
- Ты дедушка. И портфель с учебниками.
Почему ты смеешься?
- Очень смешные твои подписи. Наверное, ты что – то перепутала. Надо у ребят спросить (спрашивает).
Ведущий:
- Почему смеётся дедушка?
- Ответы.
Ведущий:
– Спасибо, гласные и согласные звуки.
Мы будем стараться правильно говорить и писать.
А теперь идём на следующую улицу.( Читают название. Звонкие согласные: в, б, д, г, з, ж).
Ведущий:
- Звонкие согласные –хитрые звуки: если после них стоят гласные, то они звонко звенят, журчат, кричат; (выходят три ученика, в руках поднимают прямые слоги ЗА, ЖА, БА, читают, можно хором с ребятами);
- А если гласных нет, то притихнут до шёпота (ребята поворачивают слоги обратной стороной с обратными слогами,
читают АЗ, АЖ, АП, затем хором).
Ведущий предлагает прочитать
Зубы - зуб( после ответа выплывает)
морозы-
Ведущий:
- Когда звонкие звуки стоят в середине слова, то ведут себя также.
Сказочка- сказка
Сапожок-
Кружечка -
Указочка –
Ведущий:
Сделаем вывод: (экран) читают правило хором.
Звонкие согласные на конце слова и перед глухими говори как глухие.
Ведущий: (говорит с ребятами хором). Спасибо звуки гласные и согласные.
- А мы пойдём на улицу, где живёт волшебник Ударение.
Сценка.
Два друга встретились и решили пойти на экскурсию.
- Куда пойдём?
- Давай посмотрим рекламу.
- Давай. (Смотрят газету).
- Вот смотри, экскурсия в замок, ставят на плакате ударение на О( замок на экране, плакат у ребят)
- А как мы пройдем в него? Он маленький.
- Не знаю?(Думают).
Выходит Ударение, ставит правильно знак ударения (выплывает замок).
Два друга:
- Спасибо, Ударение. Оставайся у нас на празднике.
Ударение:
- Как вы думаете, ребята, ударение важный знак?
- Да.
Ударение:
- Правильно, как взмахну своей волшебной палочкой, перенесу знак ударения на другой слог, сразу появится новое слово. Посмотрите (на экране слово ГВОЗДИКИ и
ГВОЗДИКИ ).
Ударение:
- Это одинаковые слова? (ответы) Приплывают гвозди и гвоздики.
Ударение:
- Почему вы по – разному говорили звук О?
- Ребята отвечают: «безударный О говори как А (экран, правило читают хором, проговаривают слова: государство, слуховая работа, спасибо, кроссворд).
Ударение:
- Я могу менять своё место в слове.
Нога - ноги
Рука - руки
Плечо – плечи
- Ударение:
- Я могу допускать варианты ударений.- Таких слов много. Чтобы не ошибиться, пользуйтесь словарём.
Запомните слова:
Красивее каталог звонит договор |
Ударение:
- Молодцы! Путешествуйте дальше, а я прощаюсь с вами, пойду помогать другим ребятам (уходит).
Ведущий:
- Ребята, вы правильно выделяли ударный слог в слове. В предложении тоже есть важные слова, которые надо выделять голосом. Это логическое ударение. Оно помогает правильно понять смысл предложения.
Итак, мы пришли на улицу Логическое ударение (на экране улица).
- Кто хочет правильно прочитать, выделяя голосом логическое ударение? (4 ученика выходят, читают по одному предложению, выплывает пояснение).
ТЫ сегодня дежурный в классе? (или кто-то другой).
Ты СЕГОДНЯ дежурный в классе? (или завтра)
Ты сегодня ДЕЖУРНЫЙ в классе? (или нет)
Ты сегодня дежурный В КЛАССЕ? (или в столовой)
Ведущий:
Молодцы! Мы переходим на следующую улицу Речевое дыхание (экран, хором читают:)
- « Когда говоришь, правильно дыши. Короткое предложение говори на одном выдохе, длинное предложение –говори с паузами».
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные, крутя.
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Ведущий:
- Молодцы. Вы правильно читали и правильно дышали.Мы подошли к улице Темп речи (читают с экрана)
Темп речи бывает медленный, средний и быстрый. Средний темп- норма. |
Ведущий:
- Все ли темпы речи мы используем? ( ответы)
- Сказку будем говорить медленно нараспев (один ребёнок читает: «Жили –были старик со старухой у самого синего моря…)
- Беседовать будем в среднем темпе (выходят двое)
-Какими видами спорта ты занимаешься?
- Я занимаюсь гимнастикой.
- Ты имеешь спортивный разряд?
- Да, у меня первый разряд.
Ведущий:
- Скороговорки и считалки говорим в быстром темпе.
Мой весёлый звонкий мяч, ты куда пустился вскачь?
Ведущий:
Вот так мы добежали до следующей улицы Выразительная речь.
Выходит восклицательный знак:
- Я очень важный знак, я выражаю радость, гнев.
Ура! я победил в конкурсе чтецов! (экран)
Выходит вопросительный знак.
- Где проходил конкурс? (экран)
- Кто участвовал в нём?
- Конкурс проходил в Москве, участвовали ребята из десяти городов.
(Выходят Запятая и Точка, встают на экране на своё место)
- Мы дружная команда, помогаем вам красиво выражать свои мысли и чувства (ушли)
О ( произнести, выразив разные чувства): удивленно,
радостно, недовольно, испуганно.
Ведущий:
- Наше путешествие подошло к концу. Я думаю, что оно вам понравилось.
Ученик:
Мы не прощаемся с городом речи,
Речи красивой, плавной и звучной.
Будут у нас ещё новые встречи
И познаем её мы лучше.
Город красивой речи - наша школа, наш дом.
Мы с утра и до вечера учимся в нём:
Жить, говорить, любить,
Не оставляя ничего на потом.
Всё только сегодня и только сейчас,
И любовь ко всему не на показ.
И знание, и красивая речь, и дружба-
Это каждому в жизни нужно.
Учителя: (понимаются на сцену к ведущему).
Научим говорить ученика
Научим говорить его красиво:
Словами Пушкина, Есенина, Дюма,
Тургенева.
И в этом наша сила.
Научим мы с тобой ученика,
И говорить, и чувствовать красиво.
12 лет идём в руке рука,
И будут дети говорить красиво.
Русский язык – Это родина наша,
И нет ничего богаче и краше.
Любите Россию! Любите народ!
И школу родную,
Где жизнь ключом бьёт.
Литература:
1.Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. Ярославль, 1998;
2.Щербакова Е.К. Работа над темпом речи, интонацией, орфоэпией.
Дидактические материалы по исправлению недостатков произношения у слабослышащих детей. М.,2005.
3. 1001 интересная идея интересного занятия с детьми
РЕЧЕВОЙ ПРАЗДНИК «ГОРОД КРАСИВОЙ РЕЧИ».
Овчинникова Татьяна Сергеевна, ГБС(К)ОУ ШИ I - II вида, учитель слуховой работы, г. Тихорецк, Краснодарский край.
Иванова Ирина Владимировна, ГБС(К)ОУ ШИ I – II вида, учитель слуховой работы, г. Тихорецк, Краснодарский край.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг на сплочени коллектива для учащихся 5-6 классов школы-интерната №6 VIII вида
В данном тренинге, представлены игры, в процессе которых происходит процесс сплочения детского коллектива....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/06/picture-201623-1457276512.jpg)
Ток – шоу – «Пусть говорят» на тему: «Учусь говорить «Нет!» (для учащихся 2 - 6 классов).
Статья посвящена профилактике вредных привычек. Не секрет, что использование токсикоманических веществ в последние годы довольно широко распространилось в молодежной среде. И поэтому, согласно послови...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/30/picture-303771-1380555988.jpg)
Речевая конференция по проверке навыков самостоятельной речи для учащихся 2-4 классов школы II вида.
Материал представляет собой сценарий речевого праздника для слабослышащих учащихся начальной школы, тесно связан с формированием грамматического строя речи. Речевой материал подобран таким образом, чт...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/13/picture-314924-1381667880.jpg)
Программа элективного курса "Как научиться говорить красиво" для учащихся 9 класса
Элективный курс "Как научиться говорить красиво" создан как учебный курс предпрофильной подготовки учащихся 9 класса с ориентацией на гуманитарный профиль....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/25/picture-352569-1390676940.jpg)
Занятие «Учимся говорить красиво» для учащихся 6 – 7 классов
Занятие с учащимися направлено на развитие лингвистических умений. Детям представляются результаты опроса, проведенного заранее. затем предлагается ряд упражнений, направленных на развитие творческих ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/15/picture-367847-1387090176.jpg)
"Осенняя сказка" (Сценарий речевого праздника для разновозрастной дошкольной группы учреждений II вида)
"Осенняя сказка"-это сценарий речевого праздника для детей с ограниченными возможностями по слуху. Это не просто сценарий праздника, это обобщение знаний дошкольников по теме "Осень".Материал мо...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/10/picture-610972-1444487947.jpg)
Сценарий спортивного праздника"А ну-ка девочки!",для учащихся 3-4 классов.
Данный сценарий поможет преподавателям провести спортивный праздник, что порадует детей и приобщит их к систематическим занятием физкультурой....