Речевая конференция по проверке навыков самостоятельной речи для учащихся 2-4 классов школы II вида.
методическая разработка по теме

Ткачёва Алла Анатольевна

Материал представляет собой сценарий речевого праздника для слабослышащих учащихся начальной школы, тесно связан с формированием грамматического строя речи. Речевой материал подобран таким образом, что позволяет оценить произношение учащимися звуков с, з, ш, ж, ч, р, интонированность, выразительность, общую внятность речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевая конференция

по проверке навыков самостоятельной речи

для учащихся 2-4 классов

 школы II вида

Подготовила Ткачёва А.А.

Тема          «Язык мой - друг мой»

Цели     1. Образовательные, коррекционные

  • проверка произносительных навыков (употребление в самостоятельной речи учащихся звуков с-з, ш-ж, ч, р)
  • выяснение уровня  овладения  интонацией  в самостоятельной речи

     2. Воспитательные

  • воспитание  интереса к родному языку, к изучению грамматики.

Содержание речевого материала

Ведущий  

Дети    

Ведущий

Дети

Ведущий

Ваня

Ведущий

Корова

Ведущий

Ваня

Ведущий

Пёс

Ведущий

Ваня

Ведущий

Козлёнок

Ведущий

Мальчик

Ваня

Ведущий

Ведущий

Все

Ученики

Ведущий

Ведущий

Дети

Ведущий

Точка

Воскл.знак

Вопрос.знак

Запятая

Двоеточие

Многоточие

Вопрос.знак

Вопрос.знак

Точка

Ведущий

Ведущий

Ведущий

Ученики

Ведущий

Ученик

Ведущий

-Ребята! Сегодня мы собрались на праздник. Праздник наш

необычный – это день родного языка. Скажите, для чего нам нужен язык?

-Для того, чтобы говорить,  спрашивать, отвечать.

-А животные могут говорить?

-Нет, не могут.

-Да, ребята, речь дана только человеку

Вот, послушайте.

….У пастушка Вани пропала овечка без хвоста и он пошёл её искать…(выходит Ваня)

Повстречалась с ним корова у зелёного листа.

-Эй, бурёнушка, здорово!

Не видала  ль ты, корова,

Где овечка без хвоста?

-Но корове эти речи

Непонятны человечьи,

И она в ответ ему промычала

-Му-му-му!

-Повстречался пёс зубастый

 Возле речки у моста.

- Эй, послушай, Шарик, здравствуй!

Не видал ли ты, зубастый,

Где овечка без хвоста?

- Но  собаке эти речи

Непонятны человечьи,

Ничего не разобрав, пёс залаял

Гав-гав-гав!

-Повстречался и козлёнок

У кленового листа.

-Эй, рогатый, эй, милёнок!

Не видал ли ты, козлёнок,

Где овечка без хвоста?

- Но козлёнку эти речи

Непонятны человечьи,

Лист кленовый теребя,

Он проблеял:

-Бя-бя-бя!

-Наконец, встретил Ваня мальчика. И мальчик ответил

-Мы с тобой такие речи

Понимаем человечьи.

Я ответ сказать могу:

-Вон овечка- на лугу!

-Спасибо тебе, друг!

-Теперь вы поняли,  ребята, что при помощи слов мы передаём  друг другу свои знания и мысли. Язык для человека- самое важное в жизни.

Прочитайте пословицы, выделяя  голосом главное слово

«Язык голову кормит»

«Язык до Киева доведёт»

«Без языка и колокол молчит»

-Что помогает нам изучать язык?

-Грамматика!

-Грамматика, грамматика!

Наука очень строгая.

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

- Она трудна, но без неё

Плохое было  бы житьё.

-Не составишь телеграмму

И открытку не отправишь.

-Даже собственную маму

С днём рожденья не поздравишь!

-Посмотрим, хорошо ли вы знаете грамматику.

Игра-эстафета «Не ошибись!»

(командам предлагается составить словосочетания с предлогами, выражающими пространственные отношения: под, над, между, около).

В грамматике живут не только слова, но и знаки препинания. Какие вы знаете?

Точка, запятая,…..

Послушайте, о чём спорят знаки препинания

-У последней точки

На последней строчке

Собралась компания

Знаков препинания.

-Прибежал чудак,

Восклицательный знак:

-Ура! Долой! Караул! Разбой!

- Притащился кривоносый

Вопросительный знак:

Кто? Кому? Откуда? Как?

-Явилась запятая,

Девица завитая.

Живёт она в диктовке

На каждой остановке.

Мы особы занятые,

Не обходится без нас ни диктовка, ни рассказ!

-Нет, постой!

Я важней, чем запятая

Или точка с запятой,

Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу,

За порядком я слежу.

-Если вам угодно знать,

Я важней, чем прочие:

Если нечего сказать,

Ставят многоточие.

-Вопросительный знак удивился:

-То есть как?

-Восклицательный знак возмутился:

- То есть как?

-И сказала точка,

Точка-одиночка:

-Мной кончается рассказ,

Значит, я важнее вас.

-Постойте, не спорьте!

В грамматике вы все нужны и важны!

-Ребята! Вы знаете, есть такие интересные слова: слова-невидимки. Они прячутся в других словах.

- Угадайте, какие слова спрятались здесь?

Игра «Слова - невидимки»

(уточка, столб, щель, укол, зубр, коса, мрак, полк, удочка, волк, олень, клещ, мель, снаряд, скот, кремень)

- А сейчас попробуйте угадать, какие предметы помогают нам изучать грамматику.

Загадки

-Не куст, а с листочкам,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

- Умный Ивашка,

Деревянная рубашка,

По полю пройдёт,

Каждый след его найдёт.

-Птички-крошки

Сели в ряд  и словечки говорят.

- Грамматика трудна, но она помогает  научиться правильно читать, писать и говорить.

-Люблю тебя, грамматика,

Ты умная и строгая.

Тебя, моя грамматика,

Осилю понемногу я.

- Постарайтесь, ребята, полюбить грамматику. И тогда язык вам будет хорошим  другом и вы сможете сказать эти слова:

(плакат)

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивно-патриотическая игра "Зарница" для учащихся 1-8 классов школы 8 вида

Цель: Популяризировать занятия физкультурой и спортом, воспитывать чувство патриотизма. Задачи: 1) Развивать двигательную активность, двигательную моторику, умение ориентироваться в об...

Внеклассное мероприятие для учащихся 7-8 классов школы I вида "Эрудит"

Предлагаю практический материал для проведения внеклассного мероприятия по русскому языку среди учащихся 7-8 классов школы неслышащих детей. Цели мероприятия.1)         ...

Формирование умения планировать свою деятельность на уроках трудового обучения учащихся 6-7 классов школы 8 вида.

—Новые задачи, которые ставятся ФГОС перед системой образования,  затрагивают модернизацию многих ее составляющих: изменение метода обучения, изменение результатов обучения и их оценки. Для учите...

Сценарий речевого праздника "Я могу, хочу говорить красиво" ( для учащихся 5-9 классов школ I и II вида)

Наша школа для слабослышащих детей. Ежегодно в  школе  проводятся речевые праздники  в классах, но учителя- дефектологи решили проводить ещё и общешкольные мероприятия по рсв. На уроках...

Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку для учащихся 6-7 классов школ 8 вида

План - конспект внеклассного занятия для учащихся старшего звена с целью проверки знаний по программе школ 8 вида...

Рабочие программы по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи для 5,6,8, классов школы 8 вида

Рабочие программы по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи для 5,6,8, классов школы 8 вида...

Методическая разработка урока по теме «Посуда» для учащихся 4-х классов школы VIII вида по предмету «Развитие речи и окружающий мир»

Методическая разработка урока по теме «Посуда» для учащихся 4-х классов школы VIII вида по предмету «Развитие речи и окружающий мир»  Цель урока - уточнение...