Программа элективного курса "Как научиться говорить красиво" для учащихся 9 класса
методическая разработка (9 класс) на тему
Элективный курс "Как научиться говорить красиво" создан как учебный курс предпрофильной подготовки учащихся 9 класса с ориентацией на гуманитарный профиль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titulnyy_list_el.k.doc | 21 КБ |
poyasn.zap_._el.k.ispr_.doc | 36 КБ |
soderzhanie_programmy_el.k.ispr_.doc | 34.5 КБ |
uch.-tem.pl_.17ch.xls | 21 КБ |
trebovaniya_k_znaniyam_i_umeniyam_shkolnikov_el.k.doc | 27.5 КБ |
inf.obesp_._el.k.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования МОГО «Воркута»
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШ № 12
____________Гончар А.А.
«__»__________200_г.
П Р О Г Р А М М А
«Как научиться говорить красиво»
(Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9 класса
с ориентацией на гуманитарный профиль)
Автор
Харина Лидия Владимировна,
учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 12»
г. Воркуты
Воркута
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В современном мире развитие компьютерной техники и различных электронных систем коммуникации влечёт за собой снижение умений человеческого общения и навыков устной речи. Однако хорошо известна та роль, которую играет устная речь как средство общения и орудие воздействия на массы.
Умение говорить красиво, т.е. ясно, понятно, последовательно, убедительно, выразительно и правильно, – не только показатель культуры человека, но и одно из условий его активного участия в общественной и производственной жизни того коллектива, где он трудится. Многие профессии – адвоката, проповедника, менеджера, политика, диктора ТВ, преподавателя, руководителя и др. - теснейшим образом связаны с этим умением.
Школа должна вооружать навыками связной устной речи. Однако в массовом опыте развитию устной речи учащихся не уделяется должного внимания: ученики почти совсем не тренируются в устных выступлениях публичного характера, недостаточное внимание обращается и на культуру устного ответа.
Элективный курс «Как научиться говорить красиво», предназначенный для 9 класса, призван восполнить пробелы в устной речи и направлен на углубление действующих курсов, в частности, курса риторики.
Курс входит в образовательную область «Филология» и, являясь межпредметным (русский язык и литература), дополняет раздел «Развитие речи учащихся».
Цели элективного курса:
а) научить школьников хорошо владеть устной речью, свободно выражать свои мысли;
б) обучить рациональному речевому поведению в различных ситуациях общения; в) помочь учащимся оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы – обучение по гуманитарному профилю, ориентирующему на профессиональную деятельность в системе «Человек – человек», «Человек – знак».
Основные задачи курса:
- Познакомить с современной теорией и практикой общения.
- Сформировать речевые умения: умение отбирать и обрабатывать информацию с учетом цели общения, обосновывать выдвинутое положение; умение публично выступать по тому или иному вопросу; отстаивать свою точку зрения; оказывать убеждающее воздействие на партнера.
- Повысить речевую культуру обучаемых, их языковую компетенцию.
Тематическое содержание курса составляет материал по четырем разделам: 1.Общение. 2.Речевая культура человека. 3.Мастерство публичного выступления. 4. Искусство спора.
Курс имеет блочное построение, так как в каждом новом разделе освоить новое содержание можно, только опираясь на те коммуникативные умения, которые были получены в предшествующем блоке.
Продолжительность реализации программы элективного курса – 17 часов.
Формы занятий различны:
- мини-лекция;
- беседа;
- практикум;
- творческая и лабораторная работы;
- дискуссия;
- тестирование и самоопрос;
- зачет;
- сообщения учащихся;
- деловые и ролевые формы.
В процессе реализации программы элективного курса используются фронтальная, индивидуальная, парная и групповая формы организации познавательной деятельности школьников.
Итоговый контроль достижений учащихся осуществляется через игру «Крестики-нолики» (контроль усвоения теоретических знаний и практических умений) или через ораторские состязания (проверка практических умений и навыков связной устной речи).
Элективный курс имеет практическую направленность и носит развивающий характер, т.к. ориентирован на интеллектуальное, творческое, эмоциональное развитие девятиклассников.
Программа применима для различных категорий школьников, что достигается обобщенностью включенных в неё знаний, их отбором в соответствии с общими для всех учащихся задачами предпрофильного обучения.
Предварительный просмотр:
Содержание программы:
Раздел I. Общение.
Основные функции общения: информационно-коммуникативная (прием и передача информации), регулятивно-коммуникативная (взаимная корректировка действий в процессе совместной деятельности), эффективно-коммуникативная (передача эмоционального отношения).
Практикум. Тест «Приятно ли с вами общаться?».
Средства речевого общения: вербальные (словесные); невербальные (позы, жесты, мимика, взгляд, территориальное расположение
Формы общения: монолог, диалог, полилог. Условия эффективной речевой коммуникации.
Психологические основы общения. Сенсорная типология (визуальный тип, аудиальный тип, кинестетический тип). Психогеометрическая типология («квадрат», «треугольник», «прямоугольник», «круг», «зигзаг»).
Характеристика индивидуальных речевых типов.
Классификация типов собеседников. Умение вести себя с партнером определенного типа.
Раздел II. Речевая культура человека.
Литературный язык – основа культуры речи. Устная и письменная речь. Стилевые системы устной речи (кодифицированная речь, разговорная речь, просторечие).
Нормативность литературного языка. Нормы грамматические, лексические, орфоэпические (произношение), акцентологические (ударение).
Практикум. а). Редактирование текста с нарушением норм литературного языка;
б). Корректировка текста с орфографическими и пунктуационными ошибками
Основные качества речи (содержательность, точность, понятность, чистота, богатство и разнообразие).
Раздел III. Мастерство публичного выступления.
Что такое ораторское искусство. Из истории ораторского искусства (Древний Рим и Древняя Греция). Виды красноречия. Овладение ораторским мастерством: риторические умения и навыки (навык отбора литературы, навык изучения отобранной литературы, навык составления плана, навык написания текста речи, навык самообладания перед аудиторией, навык ориентации во времени).
Техника речи. Основные элементы речевой техники: фонационное (речевое) дыхание, голос (правильные навыки голосообразования) и дикция (степень отчетливости в произношении слов, слогов, звуков).
Практикум. а). Голосовой тренинг. Дыхательная гимнастика. Артикуляционная разминка; б). Зачет по технике речи.
Подготовка к публичному выступлению. Этапы подготовки ораторской речи (определение темы, формулировка темы, определение цели выступления, подбор материалов, изучение отобранной литературы, запись прочитанного).
«Цветы красноречия» (изобразительно-выразительные средства языка). Фразеология. Пословицы и поговорки. Тропы (метафора, метонимия, синекдоха, сравнение, эпитет). Стилистические фигуры (антитеза, инверсия, анафора, эпифора, риторический вопрос). Использование чужой речи (прямая и косвенная речь).
Практикум. Лабораторная работа по определению изобразительно-выразительных средств языка.
Формы работы над выступлением (полный текст, подробный конспект, неподробный конспект, план с цитатами, речь без опоры на текст, речь экспромтом (без подготовки)).
Композиция публичного выступления. Понятие композиции. План – основа композиции. План рабочий и основной, простой и сложный. Составные элементы композиции (вступление, главная часть, заключение). Недостатки композиции.
Практикум. а). Составление сложного плана заданного текста; б). Анализ образцов речи с точки зрения композиции.
Методы изложения материала (индуктивный, дедуктивный, метод аналогии, концентрический, ступенчатый, исторический).
Контакт с аудиторией. Приемы привлечения внимания аудитории (тайна занимательности, вопросно-ответный прием, интеллектуальное сопереживание, эмоциональное сопереживание). «Ораторская лихорадка» (чувство неуверенности перед выступлением) и ее преодоление.
Практикум. Анализ видеозаписи речей по определению приемов привлечения внимания аудитории.
Виды речей: развлекательная, информационная, воодушевляющая, убеждающая, призывающая к действию (агитационная). Специфика, структура и схема оценки каждого вида речи.
Творческий практикум. Составление приветственной или агитационной речи (на выбор).
Раздел IV. Искусство спора.
Спор, дискуссия, полемика. Классификация споров. Основные требования культуры спора (умение четко определить предмет спора, не упускать из виду главных положений, определенность позиций участников спора, правильное оперирование понятиями в споре).
Поведение участников спора (уважительное отношение оппонентов друг к другу, выдержка и самообладание, что влияет на поведение полемистов, манера спора Сократа). Национальные и культурные традиции в споре.
Доказательство и аргументация в споре. Основные формально-логические законы (закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания). Доказательство как логическая операция. Структура доказательства (тезис, аргументы, демонстрация). Виды доказательства (прямое, косвенное). Логические ошибки в доказательстве. Доводы в споре (статистические данные, примеры из жизни, законы природы и общества, факты и мнения).
Практикум. а). Решение логических задач; б). Подбор доказательств к тезису «Каждый человек должен быть здоровым».
Опровержение позиции оппонента. Способы опровержения (опровержение ложного тезиса фактами, критика доводов оппонента, опровержение демонстрации).
Практикум. Дискуссия «Как наше слово отзовется?»
Полемические приемы (юмор, ирония, сарказм, «доведение до абсурда», прием бумеранга, «подхват реплики», атака вопросами, «апелляция к публике»).
Ответы на вопросы. Классификация вопросов (уточняющие и восполняющие, простые и сложные, корректные и некорректные, благожелательные и неблагожелательные, острые вопросы). Виды ответов (краткие и развернутые).
Нечестные приемы в споре («ошибка многих вопросов», уклонение от вопросов, иронизирование над вопросами оппонента, «ответ вопросом на вопрос», «ответ в кредит»). Уловки в споре («оттягивание возражения», смягчающие обороты речи, напр., «Я не то хотел сказать»). Непозволительные уловки (ставка на ложный стыд, «подмазывание аргумента»; ссылка на возраст, образование, положение; стремление увести разговор в сторону, перевести спор на противоречия между словом и делом; перевод вопроса на точку зрения пользы или вреда; смещение времени действия; самоуверенный, безапелляционный тон; «чтение в сердцах», оскорбления, «обструкция»).
Практикум. Определение полемических приемов в речи адвоката.
Раздел V. Итоговое занятие.
Предварительный просмотр:
Требования к знаниям и умениям школьников
Учащиеся должны знать:
- Основные функции средства общения;
- Стилевые системы устной речи;
- Нормы литературного языка (грамматические, лексические, орфографические, акцентологические);
- Основные качества речи;
- Изобразительно – выразительные средства языка;
- Основные элементы речевой техники;
- Этапы подготовки ораторской речи;
- Составные элементы композиции публичного выступления;
- Методы изложения материала;
- Приёмы привлечения внимания аудитории;
- Виды публичных речей и их особенности;
- Требования культуры спора;
- Основные формально – логические законы;
- Доводы и полемические приёмы в споре.
Учащиеся должны уметь:
- Анализировать невербальные средства общения;
- Отбирать нужную для выступления литературу, изучать её, вести записи прочитанного;
- Составлять план будущей речи;
- Использовать различные приемы привлечения внимания аудитории при произнесении речи;
- Проводить тренировку основных элементов речевой техники (движения, голос, дикция);
- Вести дискуссию, соблюдая требования культуры спора;
- Аргументировать и доказывать свою точку зрения в споре, используя разные способы опровержения позиции оппонента;
- Анализировать композиционные особенности и изобразительно – выразительные средства публичной речи;
- Проводить критический анализ публичных выступлений;
- Выразительно читать тексты;
- Составлять текст в определённой стилевой манере устной речи, соблюдая требования композиции и нормы литературного языка;
- Создавать различные виды речей (воодушевляющая, развлекающая, информационная, убеждающая, агитационная).
Предварительный просмотр:
Информационное обеспечение курса
Литература для учителя
- Абрамова С.Г., Лебедев А.Ю., Москаленко О.В.и др. Комплекс методик на определение учебного профиля школьника. М., 1993.
- Александров Д.Н. Логика. Риторика. Этика. Учебное пособие. М., Флинта – Наука, 2002.
- Александров Д.Н. Основы ораторского мастерства, или В погоне за Цицероном. Учебное пособие. М., Флинта – Наука, 2003.
- Ашихмина Л.П. Найди себя в мире людей и профессий. Исследование личности школьника. М., 2001.
- Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. Книга для учителя. М., «Просвещение», 1986.
- Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Д., Изд. центр «Март», 2002.
- Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. Для высш. и средн. уч. завед. Ростов-на-Д., «Феникс», 1995.
- Гудзовский С.И., Комаров В.В., Ливенцев А.В. Мой мир – твой мир. Уч. пособие для 10-11 классов по курсу «Социальные компетенции». Самара, 2001.
- Денисенко С.И. Рейтинг как комплексное средство контроля учебной деятельности студентов // Инновации в образовании – 2002. – № 1 – с.85-95.
- Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. М., Изд-во «Дело», 1998.
- Казарцева О.М. Культура речевого общения. Теория и практика обучения. Уч. пособие для студ. пед. уч. завед. М., Флинта – Наука, 1999.
- Камзова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Уч.-метод. пособие. М., педагогическое общество России, 2000.
- Кохтев Н.Н. Риторика. М., 1994
- Купина Н.А. Риторика в играх и упражнениях. Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов университета. М., Флинта – Наука, 2002.
- Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М., Педагогика, 1974.
- Леммерман Х. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями. Перевод с немецкого. АО «Интерэксперт», М., 1998.
- Маркичева Т.Б., Ножкин Е.А. Мастерство публичного выступления. Уч. пособие. М., Изд-во «Знание», 1989.
- Маров В.Н., Вагапова Д.Х., Зыбина Т.Н., Виньков Ю.В. Риторика – учителю. Пермь, 1993
- Михневич А.Е. О красноречии в шутку и всерьез. М., 1989.
- Русский язык и культура речи. Под ред. Максимова, 2000.
- Сопер П.Л. Основы искусства речи. «Прогресс-академия». М., 1992.
- Стешов В. Устное выступление: логика и композиция. Ленинград, 1989.
- Ханин М. Риторика для детей и взрослых. Как научиться красиво и правильно говорить. СПб., «Корона-принт», 1997.
- Шейнов В.П. Искусство убеждать. Учебно-практическое пособие. М., 2000.
- Якимова И.Б. Учителю о риторике. Сыктывкар, 1995.
Литература для учащихся
- Архарова Д.И. и др. Речь и культура общения. Практ. риторика. Учебник для 5 кл. Екатеринбург, 1998.
- Богуславская Н.Е. и др. Сб. упр-й по культуре речи, стилистике и риторике. Пособие для ст. кл. общеобразоват. школ. Екатеринбург, 1997.
- Введенская Л.А., Павлова Л.П. Человеческое слово могуче… Книга для внеклассного чтения уч-ся 8 – 10 кл. М., «Просвещение», 1984.
- Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. М., «Просвещение», 1988.
- Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Популярная стилистика русского языка. М., 1988.
- Кохтев Н.Н. Риторика. Уч. пособие для 8 - 9 кл. для общеобр. учрежд-й. М., «Просвещение», 1997.
- Кохтев Н.Н. Риторика. Уч. пособие для уч-ся 8 – 11 кл. М., 1994.
- Михальская А.Н. Основы риторики 10 – 11 кл. М., Дрофа, 1999.
- Уроки развития речи. Дидакт. материалы для уч-ся по программе «Речь», 6 кл. Под общ. ред. Г.И.Канакиной, Г.В.Пранцовой. М., ГИЗ «Владос», 2000.
- Чудинов А.П., Чудинова Е.А. Речь и культура общения. Практическая риторика. Уч. пособие для 10 - 11 кл.
- Школьная риторика. Под. ред. Ладыженской Т.А. 5 кл. ч. I – II, «Дрофа», 1996.
- Школьная риторика. Развитие речи. Уч. пособие для 6 кл. для общеобр. учрежд-й. Под ред. Ладыженской Т.А. М., Дрофа, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская учебная программа Элективные курсы по физике для учащихся 11 классов «КОЛЕБАНИЯ. ВОЛНЫ. КВАНТЫ»
Сегодня массовая школа активно переходит на образование по выбору. Учащиеся получают возможность учиться в соответствии со своими интересами, возможностями, способностями. С этой целью программы...
Программа элективного предмета "Бизнес-немецкий" для учащихся социально-гуманитарного класса
Элективный бизнес-курс по немецкому языку предназначен для учащихся 10—11 классов и составлен на основе методической разработки «Немецкий язык. Бизнес-курс» (авт. Т.Н. Сухова.: «Учитель», Волгог...
Программа элективного курса по физике для учащихся 7 класса "Учусь решать задачи"..
Программа предназначена для учащихся 7 класса. Она рассчитана на 34 часа.Целью данного курса является углубление знаний учащихся, формирование мотивационной основы для осознанного подхода к...
Программа элективного курса по математике для учащихся 10-11 классов « Подготовка к ЕГЭ: решение дополнительных задач по алгебре и геометрии »
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10-11 классов, расчитана на 70 часов (35 ч в 10 классе, 35 ч в 11 классе). Цель курса - создание условий для формирования и развития у обуча...
Программа элективного курса по химии для учащихся 10 (общеобразовательных) классов "Пищевые добавки"
У каждого учителя сегодня часто возникает проблема с поиском программ и материалов для элективных курсов. Обучаясь на курсах повышения квалификации курс "Пищевые добавки" представлял нам О.С.Габриелян...
Программа элективного курса по математике для учащихся 10-11-х классов<<Методы решеня тригонометрических уравнений>>
Автор Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 10-11-х классов << Методы решения тригонометрических уравнений >>,автор Толкачева Л.В.Умения решать уравнения яв...
Программа элективного курса по математике для учащихся 2-3 курсов НПО «Подготовка к ЕГЭ: решение дополнительных задач по алгебре и геометрии »
Цель курса - создание условий для формирования и развития у обучающихся самоанализа и систематизации полученных знаний, подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.Рассчитанная на 40 часов, программа...