Занятие «Учимся говорить красиво» для учащихся 6 – 7 классов
классный час по психологии (7 класс) на тему
Занятие с учащимися направлено на развитие лингвистических умений. Детям представляются результаты опроса, проведенного заранее. затем предлагается ряд упражнений, направленных на развитие творческих способностей. В ходе занятия много внимания уделяется развитию умения слушать друг друга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие лингвистических способностей | 26.47 КБ |
презентация к занятию "Учимся говорить красиво" | 172.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие «Учимся говорить красиво»
для учащихся 6 – 7 классов
Составитель: Т.Н.Цыбулина, педагог-психолог высшей категории
Цель занятия: развитие лингвистических умений
Задачи:
- Тренировать мышление и лингвистические умения: строить связное высказывание, давать логичный и последовательный ответ
- Учиться слушать себя и других
- Развивать творческие способности.
Оснащение: компьютерная презентация; выставка книг с афоризмами; карточки-задания «Обобщение»; плакат с высказыванием; «ВСЕЛЮдибольшиеилималенькиеЗлыеинеоченьНАЧАльникииПОДчинённыеЛюбятСКазки»; листочки для ответов; секундомер; ручки; «Корзина чувств».
Ход занятия:
- Обобщенные результаты опроса «Сделать это мне…трудно или легко?»
обучающихся 7 «б» класса
Цель: определение трудностей учащихся при подготовке к публичным выступлениям
№ | Сделать это мне… | …трудно | …легко |
1 | Говорить перед классом | 3 – 20% | 12 – 80% |
2 | Во время выступления не потерять нить рассуждения | 9 – 60% | 6 – 40% |
3 | Сделать сообщение по ключевым словам | 4 – 27% | 11 – 73% |
4 | Пояснить что-либо у доски | 7 – 47% | 8 – 53% |
5 | Сказать что-то, в чем не уверен | 10 – 67% А стоит ли говорить, если ты не уверен? | 5 – 33% |
6 | Говорить так, чтобы привлечь внимание одноклассников | 9 – 60% | 6 – 40% |
7 | Выступать с докладом, не читая, а рассказывая | 1 – 7% | 14 – 93% |
8 | Ставить вопросы | 2 – 13% | 13 – 87% |
9 | Чувствовать себя уверенно во время выступления | 9 – 60% | 6 – 40% |
10 | Работать длительное время в библиотеке | 6 – 40% | 9 – 60% |
- Устная разминка «Антонимы»:
Подберите антонимы к словам: старший (младший), позже (раньше), вражда (дружба), чистый (грязный), уронить (поднять), вдоль (поперек), храбрость (трусость), мелкий (крупный), предлагать (игнорировать), повреждение (целостность), ссориться (мириться), откровенность (закрытость, замкнутость), внутренний (внешний), уволить (принять), жестокий (мягкий), осуждать (защищать), защита (нападение), вместе (порознь), запрещать (разрешать), высший (низший), опорожнить (наполнить), праздный (трудолюбивый), сомнение (уверенность).
- Упражнение «Навести порядок» (2 минуты) – цель: тренировка мыслительной операции «обобщение»
Задание: Давайте разделимся на две группы по 4 человека; каждой группе предлагаются карточки со словами (в КП они представлены на слайде). Распределите эти слова по группам под общим понятием, назовите это общее понятие и слова, к нему относящиеся:
Первой группе: корова, свинья, овца, лошадь (млекопитающие животные);
химия, физика, математика, история (науки или школьные предметы); диван, софа, тахта, кровать (мебель); сентябрь, июнь, июль, август (месяцы); свекла, картофель, капуста, морковь (овощи); ручка, карандаш, тетрадь, пенал (школьные принадлежности).
Второй группе: апельсин, яблоко, груша, мандарин (фрукты); день, утро, вечер, ночь (время суток); муравей, комар, бабочка, стрекоза (насекомые); А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой (русские писатели); тюльпаны, настурции, нарциссы, хризантемы (цветы); батон, сайка, булочка, крендель (хлеб).
- Упражнение «Какая вывеска должна быть» (в скобках приведены примерные ответы учащихся):
…над входом в магазин, где продают хлеб – (Булочная)
…над входом в магазин, где продают торты и конфеты – (Кондитерская)
…там, где можно читать книги – (Читальный зал или Библиотека)
…там, где шьют одежду – (Ателье)
…там, где делают фото – (Фотография, фотоателье)
…там, где принимают в стирку бельё – (Прачечная)
…там, где покупают очки – (Оптика)
…там, где лечат людей – (Поликлиника, больница, медсанчасть)
…там, где лечат зубы – (Стоматология)
…там, где заверяют документы (Нотариус, нотариальная контора)
…там, где решают имущественные и личные споры – (Суд, Мировой суд)
…там, где решают вопросы ремонта в домах – (ЖКХ, ЖКУ, Жилсервис)
…там, где слушают музыку – (Консерватория, концертный зал)
- Расшифруйте предложение, представленное на слайде. И ответьте на вопрос: «Так это или нет?»
ВСЕЛЮдибольшиеилималенькиеЗлыеинеоченьНАЧАльникииПОДчинённыеЛюбятСКазки
- «Конференция по правам сказочных героев» (дети дома подготовили выступления от лица сказочного персонажа; тип речи – рассуждение, стиль – публицистика).
Представьте себе, что вы на конференции по правам сказочных героев, где собрались персонажи любимых сказок. Каждый из вас должен выйти к трибуне и в течение 40 секунд (регламент нельзя нарушать, я буду засекать время по секундомеру) выступить от имени своего сказочного героя. (Сказочные герои: Серый Волк – Никита З., Фреккен Бок – Ефим К., Почтальон Печкин – Ксюша В., Карлсон – Маргарита Г., Колобок – Катя С., Белоснежка – Женя Ш., Петушок – Никита К., царь Додон – Даниил М.).
Рефлексия «Корзина чувств» (используется декоративная корзина)
Психолог подходит к каждому из участников группы и предлагает положить в «корзину чувств» написанное им на листочке чувство, которое он испытывал, занимаясь в группе. По желанию эти чувства могут быть озвучены.
При подготовке к занятию использована книга Дереклеевой Н. И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.,Вербум, 2001.
Бланк для опроса
№ | Сделать это мне… | …трудно | …легко |
1 | Говорить перед классом | ||
2 | Во время выступления не потерять нить рассуждения | ||
3 | Сделать сообщение по ключевым словам | ||
4 | Пояснить что-либо у доски | ||
5 | Сказать что-то, в чем не уверен | ||
6 | Говорить так, чтобы привлечь внимание одноклассников | ||
7 | Выступать с докладом, не читая, а рассказывая | ||
8 | Ставить вопросы | ||
9 | Чувствовать себя уверенно во время выступления | ||
10 | Работать длительное время в библиотеке | ||
Опрос
№ | Сделать это мне… | …трудно | …легко |
1 | Говорить перед классом | ||
2 | Во время выступления не потерять нить рассуждения | ||
3 | Сделать сообщение по ключевым словам | ||
4 | Пояснить что-либо у доски | ||
5 | Сказать что-то, в чем не уверен | ||
6 | Говорить так, чтобы привлечь внимание одноклассников | ||
7 | Выступать с докладом, не читая, а рассказывая | ||
8 | Ставить вопросы | ||
9 | Чувствовать себя уверенно во время выступления | ||
10 | Работать длительное время в библиотеке | ||
Опрос
№ | Сделать это мне… | …трудно | …легко |
1 | Говорить перед классом | ||
2 | Во время выступления не потерять нить рассуждения | ||
3 | Сделать сообщение по ключевым словам | ||
4 | Пояснить что-либо у доски | ||
5 | Сказать что-то, в чем не уверен | ||
6 | Говорить так, чтобы привлечь внимание одноклассников | ||
7 | Выступать с докладом, не читая, а рассказывая | ||
8 | Ставить вопросы | ||
9 | Чувствовать себя уверенно во время выступления | ||
10 | Работать длительное время в библиотеке | ||
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наши задачи: Тренировать мышление и лингвистические умения: строить связное высказывание, давать логичный и последовательный ответ Учиться слушать себя и других Развивать творческие способности
«Сделать это мне трудно… легко…»: результаты опроса обучающихся 7 «б» класса № Сделать это мне… …трудно …легко 1 Говорить перед классом 3 – 20% 12 – 80% 2 Во время выступления не потерять нить рассуждения 9 – 60% 6 – 40% 3 Сделать сообщение по ключевым словам 4 – 27% 11 – 73% 4 Пояснить что-либо у доски 7 – 47% 8 – 53% 5 Сказать что-то, в чем не уверен 10 – 67% 5 – 33% 6 Говорить так, чтобы привлечь внимание одноклассников 9 – 60% 6 – 40% 7 Выступать с докладом, не читая, а рассказывая 1 – 7% 14 – 93% 8 Ставить вопросы 2 – 13% 13 – 87% 9 Чувствовать себя уверенно во время выступления 9 – 60% 6 – 40% 10 Работать длительное время в библиотеке 6 – 40% 9 – 60%
Устная разминка «Антонимы» Старший, позже, вражда, чистый, уронить, вдоль, храбрость, мелкий, повреждение, ссориться, откровенность, внутренний, уволить, жестокий, осуждать, защита, вместе, запрещать, высший, опорожнить, праздный, сомнение.
Упражнение «Навести порядок» Подгруппам предлагаются карточки со словами; следует распределить эти слова по группам под общим понятием, назвать общее понятие и слова, к нему относящиеся: 1. Корова , химия, диван, сентябрь, свекла, ручка, свинья, физика, кровать, июнь, картофель, карандаш, овца, математика, тахта, июль, капуста, тетрадь, лошадь, история, софа, август, морковь, пенал. 2. А пельсин, крендель, нарциссы, А.С.Пушкин, яблоко , батон , стрекоза, груша , утро , хризантемы, сайка, мандарин, день, муравей , комар, М.Ю.Лермонтов, бабочка , Н.В.Гоголь , ночь , тюльпаны , вечер, Л.Н.Толстой, настурции , булочка.
Упражнение «Какая вывеска должна быть?» …над входом в магазин, где продают хлеб – … …над входом в магазин, где продают торты и конфеты – … …там, где можно читать книги – … …там, где шьют одежду – … …там, где делают фото – … …там, где принимают в стирку бельё – … …там, где покупают очки – … …там, где лечат людей – … …там, где лечат зубы – … …там, где заверяют документы … …там, где решают имущественные и личные споры – … …там, где решают вопросы ремонта в домах – … …там, где слушают музыку – …
Расшифруйте предложение И ответьте на вопрос: «Так это или нет?» ВСЕЛЮдибольшиеилималенькиеЗлыеинеочень НАЧАльникииПОДчинённыеЛюбятСКазки
Конференция по правам сказочных героев На конференцию по правам сказочных героев собрались персонажи любимых сказок. Каждый из них выходит к трибуне и говорит… (выступление от имени сказочного героя)
Рефлексия «Корзина чувств» Положите в «Корзину чувств» написанное на листочке чувство, которое вы испытывали, занимаясь в группе… Если хотите, назовите это чувство…
Благодарим за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ток – шоу – «Пусть говорят» на тему: «Учусь говорить «Нет!» (для учащихся 2 - 6 классов).
Статья посвящена профилактике вредных привычек. Не секрет, что использование токсикоманических веществ в последние годы довольно широко распространилось в молодежной среде. И поэтому, согласно послови...
Программа элективного курса "Как научиться говорить красиво" для учащихся 9 класса
Элективный курс "Как научиться говорить красиво" создан как учебный курс предпрофильной подготовки учащихся 9 класса с ориентацией на гуманитарный профиль....
Учись говорить красиво и правильно!
Элективный курс (9 класс)...
Статья "Учимся говорить красиво" (из опыта работы)
Учитель делится опытом работы, как сделать речь учащихся яркой, точной, выразительной....
Учимся говорить красиво
Сегодня русский язык перенасыщен различными иностранными словами, ненормативной лексикой и словами-паразитами. Хорошо, что некоторые люди, не смотря на это, хотят говорить красиво....
Учимся говорить красиво и правильно
Презентация актуальна в рамках подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе, нацеливает школьников на развитие умения говорить красиво и правильно, а также подробно р...
Исследовательская работа "Как подготовиться к устному экзамену:учимся говорить красиво"
Презентация к исследовательской работе...