Мастер-класс "Здоровый образ жизни - залог долголетия"
методическая разработка по теме
В методической разработке представлена методика проведения внеклассного мероприятия на тему «Здоровый образ жизни – залог долголетия». Цель данного мероприятия: показать важность здорового образа жизни, добиться понимания того, что здоровье – это вершина на которую постоянно нужно взбираться самому.
Методическая разработка предназначена классным руководителям при проведении классных часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mk-zdorovyy_obraz_zhizni.doc | 237 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГОУ СПО «Жердевский колледж сахарной промышленности»
Рассмотрено Утверждаю
на заседании цикловой комиссии Зам. директора по УР
общепрофессиональных дисциплин ____________Н.В.Зингер
Протокол № ____от__________20 г. «___»__________20___г.
Председатель ЦК_________________
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
мастер-класса
Тема: «Здоровый образ жизни — залог долголетия»
Подготовила: Евдокимова М.В.
Преподаватель ФГОУ СПО «Жердевский колледж
сахарной промышленности»
Жердевка
2012
В методической разработке представлена методика проведения внеклассного мероприятия на тему «Здоровый образ жизни – залог долголетия». Цель данного мероприятия: показать важность здорового образа жизни, добиться понимания того, что здоровье – это вершина на которую постоянно нужно взбираться самому.
Методическая разработка предназначена классным руководителям при проведении классных часов.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..................................................................................................
Подготовительный этап.........................................................................
План мероприятия...................................................................................
Методика проведения...........................................................................
Сценарий.................................................................................................
Заключение.............................................................................................
Список литературы.................................................................................
Приложение.............................................................................................
ВВЕДЕНИЕ
В методической разработке представлена методика проведения мастер-класса в форме беседы с последующим тестированием.
Цель мастер-класса:
1. Показать важность здорового образа жизни.
2.Дать представление о здоровом образе жизни.
Разработка предназначена классным руководителям при проведении классных часов.
Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье — это самое главное в жизни человека, так как оно дает ему возможность самореализоваться, добиться цели в жизни, быть полезным людям, и конечно же быть счастливым.
Задачи мастер-класса: формировать настрой на
- активный образ жизни;
- отказ от вредных привычек;
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- положительные эмоции.
Методическая разработка состоит из основных разделов: подготовительный этап, в котором планируется порядок проведения мастер-класса, определяются цели и задачи мероприятия, план мастер-класса отражает цель и задачи мероприятия, раздаточный материал в виде тестов, структура занятия состоит в подробном распределении элементов мастер-класса, использовании видеоматериала и мультимедийной презентации, а также времени, необходимого для проведения мастер-класса, методика проведения мастер-класса включает в себя подробное описание каждого элемента занятия и его цель.
Заключительный этап подводит итоги проведения мероприятия.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Данный мастер-класс был запланирован в рамках конкурса «Лучший классный руководитель», проводимого в колледже.
Было проведено предварительное тестирование преподавателей и сотрудников колледжа с целью выяснения их отношения к здоровому образу жизни.
Преподавателем были определены ход проведения мастер-класса, его цели и задачи, были подготовлены слайды, на которых показаны факторы, влияющие на здоровье человека.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ
Тема: «Здоровый образ жизни - залог долголетия».
Цель: 1. Показать важность здорового образа жизни.
2. Дать представление о здоровом образе жизни.
Задачи: Формировать настрой на:
- активный образ жизни;
- отказ от вредных привычек;
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- положительные эмоции.
Вид мероприятия: мастер-класс.
Место проведения: компьютерный класс.
Время проведения: 30 минут.
Оформление и оборудование: проектор.
Участники: преподаватели колледжа.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ
- Организационный момент заключается в проверке наличия слушателей на мероприятии, готовности учебного кабинета.
- Сообщается тема и цели мастер-класса.
- Преподаватель объясняет, какие факторы и в какой степени оказывают влияние на здоровье человека. Делается акцент на том, что здоровье – это самое главное в жизни человека, так как оно дает ему возможность самореализоваться, добиться цели в жизни, быть полезным людям и конечно же стать счастливым.
- Демонстрируется видеоролик о пользе здорового образа жизни.
- Преподаватель предлагает слушателям ответить на вопросы тестов и по результатам сделать вывод об уровне своей физической активности.
- В заключении слушатели мастер-класса высказывают свои суждения на тему ведения здорового образа жизни.
Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.
Существует три вида здоровья: физическое, психическое и нравственное (социальное):
Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.
Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.
Здоровье человека зависит от ряда факторов – это внешняя среда и природно-климатические условия, генетическая биология, качество медицинского обслуживания
и самую важную роль в состоянии человека играет его образ жизни. Часть этих факторов мы изменить не в силах, но образ жизни – это выбор каждого человека.
Слушателям предлагается слайд, на котором представлены слагаемые здоровья человека и степень их влияния.
К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.
Вниманию слушателей предлагается видеоролик о важности ведения активного образа жизни, отказа от вредных привычек и излишеств.
4. В ходе подготовки к этому мероприятию, проводился социологический опрос, целью которого было выявить насколько преподаватели и сотрудники колледжа придерживаются норм здорового образа жизни. Выяснилось, что более половины опрошенных хотя бы редко, но занимаются гимнастикой, соблюдают диету, практически все согласны с тем, что физические упражнения необходимо выполнять ежедневно и у многих есть любимое занятие – хобби. Все это помогает нам поддерживать организм в хорошей физической форме.
5. Больше всего на жизненный тонус человека влияют физические нагрузки.
Для работников умственного труда систематическое занятие физкультурой и спортом приобретает исключительное значение. Известно, что даже у здорового и нестарого человека, если он не тренирован, ведет, малоподвижный, сидячий, образ жизни и не занимается физкультурой, при самых небольших физических нагрузках учащается дыхание, появляется сердцебиение. Напротив, тренированный человек легко справляется со значительными физическими нагрузками. Сила и работоспособность сердечной мышцы, главного двигателя кровообращения, находится в прямой зависимости от силы и развития всей мускулатуры. Поэтому физическая тренировка, развивая мускулатуру тела, в то же время укрепляет сердечную мышцу.
В заключении слушателям предлагается тест, который поможет каждому оценить свою физическую подготовку и жизненную активность.
СЦЕНАРИЙ
Преподаватель приветствует слушателей мастер-класса.
Преподаватель: Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.
Здоровье человека зависит от ряда факторов – это внешняя среда и природно-климатические условия, генетическая биология, качество медицинского обслуживания и самую важную роль в состоянии человека играет его образ жизни. Часть этих факторов мы изменить не в силах, но образ жизни – это выбор каждого человека.
Существует три вида здоровья: физическое, психическое и нравственное (социальное):
Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые
являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном
человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья
человека являются прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение
сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.
Здоровье человека зависит от ряда факторов - это внешняя среда и природно-климатические условия, генетическая биология, качество медицинского обслуживания и самую важную роль в состоянии человека играет его образ жизни. Часть этих факторов мы изменить не в силах, но образ жизни - это выбор каждого человека.
Слушателям демонстрируются слайды с факторами, от которых зависит здоровье человека.
Преподаватель: Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Слушателям демонстрируется видеоролик о важности ведения здорового образа жизни и отказа от вредных привычек.
Преподаватель: К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.
В ходе подготовки к этому мероприятию, был проведен небольшой социологический опрос, целью которого было выявить насколько преподаватели и сотрудники колледжа придерживаются норм здорового образа жизни. Выяснилось, что более половины опрошенных хотя бы редко, но занимаются гимнастикой, соблюдают диету, практически все согласны с тем, что физические упражнения необходимо выполнять ежедневно и у многих есть любимое занятие - хобби. Все это помогает нам поддерживать организм в хорошей физической форме.
Слушателям раздают тесты, ответив на вопросы которых, они могут оценить уровень своей физической активности.
Преподаватель: Чем старше человек, тем острее он понимает, что время его жизни стремительно уменьшается и только активный образ жизни может способствовать долголетию. Люди старшего возраста стараются больше бывать на свежем воздухе и некоторые занимаются посильными им видами спорта, в то время как молодежь предпочитает посидеть у компьютера или ТВ, попить пива.
В колледже работают спортивные секции, посещение которых особенно важно для преподавателей и сотрудников, так как это лучший способ находиться в хорошей физической форме.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мастер-класс, проведенный с использованием видеоролика и тестирования вызывает у слушателей интерес к здоровому образу жизни.
Внеклассные мероприятия такого типа формируют у слушателей представление о том, что здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
В ходе проведения мастер-класса преподавателем были достигнуты поставленные цели и задачи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Журнал «Воспитание школьников» №5 2011
2. Журнал «Воспитание школьников» №8 2011
Приложение 1
Приложение 2
- Занимаетесь ли вы гимнастикой?
-регулярно;
- редко;
-никогда.
- Соблюдаете ли вы диету?
-регулярно;
- редко;
-никогда.
- Как вы оцениваете свое физическое состояние по пятибалльной шкале?
- Сколько времени ежедневно вы проводите перед телевизором, компьютером?
- 0,5-1,5 часа;
-2-3 часа
-более 3 часов.
- Есть ли у вас хобби?
-да
-нет
- Считаете ли вы необходимым ежедневное выполнение физических упражнений?
-да
-нет
- Какой вид отдыха вы предпочитаете
-активный
-пассивный
Приложение 3
Подумайте, насколько соответствуют действительности приведенные ниже высказывания. После чего подсчитайте набранные баллы (сначала по группам, а потом все вместе).
I. Подвижность
- Я занимаюсь спортом:
- не более раза в месяц (1)
- раз в неделю (2)
- в среднем два-три раза в неделю (3)
2. Я могу подняться без одышки:
- максимум на один этаж (1)
- на два-три этажа (2)
- столько этажей, сколько необходимо, потому что я всегда пользуюсь лестницей (3)
3. Такие физические упражнения на выносливость, как бег, езда на велосипеде, продолжительные забеги на лыжах или плавание:
- не интересуют меня (1)
- практикуются мной только тогда, когда это необходимо (2)
- практикуются мной постоянно (3)
4. Физические упражнения за рабочим столом:
- это чепуха: как это вообще выглядит? (1)
- знаю о них, хотя редко применяю на практике (2)
- выполняю регулярно (3) .
Сумма в данной группе баллов
П. Питание
5. Еда:
- это неизбежное зло (1)
- не так уж и важна, однако я все же уделяю внимание витаминам (2)
- должна быть вкусной и, прежде всего, здоровой (3)
6. Время приема пищи:
- наступает тогда, когда я проголодаюсь, нерегулярно (1)
- строго определенное, я стараюсь его придерживаться (2)
7. Если вдруг мне запретят есть какие-то определенные продукты, то это будет:
- катастрофа! Ведь всегда самая вкусная пища - нездоровая! (1)
- неприятно, но нельзя же делать из этого проблему! (2)
- первым шагом к здоровью (3)
Сумма в данной группе баллов
III. Стиль жизни
8. Я курю:
- регулярно (1)
- только в особых случаях (2)
- никогда(3)
9. Алкоголь:
- вполне привычная вещь для меня (почти ежедневно) (1)
- употребляю спиртное максимум два-три раза в неделю (2)
10. Кофе, кола и другие энергетические напитки:
- без них я не продержусь и дня (1)
- пью их от случая к случаю (2)
- обычно не нуждаюсь в них (3)
11. Мой жизненный ритм:
- чрезвычайно изменчив: ненормированный рабочий день, бессонные ночи по выходным, иногда смена часовых поясов (1)
- в некоторой мере можно назвать упорядоченным, однако работа занимает у меня слишком много времени (2)
- в полном порядке, я регулярно питаюсь и соблюдаю режим сна (3)
Сумма в данной группе баллов
IV. Рабочая нагрузка
12. На моем письменном столе:
- постоянный беспорядок, я никогда ничего не успеваю (1)
- в большинстве случаев царит беспорядок, но все достаточно понятно (2)
- по вечерам обычно чисто, я убираюсь перед следующим рабочим днем (3)
13. Мой шеф и коллеги:
- с гораздо большим удовольствием любуюсь ими со спины (1)
- отношусь к ним с безразличием (2)
- считаю, что мы отличная команда (3)
14. Обычно я иду с утра на работу:
- в дурном настроении (1)
- с удовольствием (2)
15. Отпуск:
- это мое спасение: только ради него и живу (1)
- идет мне на пользу: наконец-то я снова смогу поправить свое здоровье (2) Сумма в данной группе баллов
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ 15-23 балла
Вы не уделяете должного внимания здоровью и активному образу жизни. Чтобы лучше себя чувствовать, постарайтесь поработать над каждой из областей, обозначенных в тесте. О своем наиболее слабом звене вы узнаете, подведя итоги по группам.
24-32 балла
В некоторых областях вы вполне заботитесь о своем здоровье, однако всегда можно что-то улучшить. Подведя итоги по группам, вы узнаете, какие сферы больше всего нуждаются в вашем внимании.
33-41 балл
Поздравляем! Забота о здоровье и регулярная физическая активность - для вас первоочередные задачи. Однако никто не совершенен - научиться еще паре-тройке приемов вам будет только полезно. Проведя итоги по группам, вы узнаете, какой из областей необходимо уделить наибольшее внимание.
Итоги по группам
Подвижность: 4-12 баллов
Если в этой области набрано меньше восьми баллов, вы испытываете недостаток движения, и это может угрожать здоровью. Физическая активность не обязательно означает занятия спортом. Если вы будете ходить быстрее и чаще подниматься по лестнице, то эти меры также будут способствовать кровообращению. А если еы освоите комплекс упражнений на рабочем месте, то оздоровитесь гораздо быстрее. Ну а регулярные занятия фитнесом - бесспорно оптимальный вариант.
Питание: 3-8 баллов
Сбалансированное питание - основа хорошего самочувствия. Если в этой области вы набрали менее пяти баллов, надо тщательно проанализировать свой рацион: скорее всего, он в основном состоит из фастфуда и кока-колы. Постарайтесь сбалансировать свое меню, обогатив его живыми витаминами. Поверьте, полезная еда может быть при этом и вкусной.
Стиль жизни: 4-11 баллов
Курение, алкоголь и ненормированный режим - мы не задумываемся об этом, пока молоды. Однако со временем и с возрастающей рабочей нагрузкой отрицательное влияние этих факторов на здоровье все более ощутимо. Если вы набрали менее восьми баллов, пора снижать потребление табака и алкоголя.
Рабочая нагрузка: 4-10 баллов
Вы считаете свою работу обременительной? Испытываете на службе слишком большое давление или возвращаетесь домой выжатыми, как лимон? Если вы набрали меньше восьми баллов, значит, у вас серьезные проблемы. Постарайтесь подобрать и освоил способы борьбы со стрессом на работе. При каких-либо сложностях, можете воспользоваться помощью психолога.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мастер-класс, проведенный с использованием видеоролика и тестирования вызывает у слушателей интерес к здоровому образу жизни.
Внеклассные мероприятия такого типа формируют у слушателей представление о том, что здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
В ходе проведения мастер-класса преподавателем были достигнуты поставленные цели и задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание Здоровый образ жизни - основа долголетия
Родительское собрание по теме Здоровый образ жизни, по профилактике наркомании, курения и употребления алкоголя подростками...
Конспект урока по теме: "Здоровый образ жизни - залог успеха!"
Интегрированный урок по биологии, ОБЖ, ф изической культуре в 8 классе по теме: "Здоровый образ жизни залог успеха!"...
Сбалансированное питание - залог активной жизни и долголетия
Сбалансированное питание - залог активной жизни и долголетия.В данной статье рассказывается об основных принципах рационально (сбалансированного питания), наборе витаминов и полезных веществ в продукт...
«Здоровый образ жизни – залог здоровья».
показать полследствия вредных привычек для подростка и подвести учащихся к осознанию преимущества здорового образа жизни....
Классный час "Путь к долголетию -здоровый образ жизни"
Одна из социально-экономических стратегий развития страны -здоровая нация, поэтому актуально рассмотреть на классном часу тему "Здоровый образ жизни"...
Консультация «Подвижный образ жизни – залог детского здоровья»
Самое главное условие здорового роста детского организма – это активный образ жизни. Если ребёнок не на шутку увлекся компьютерными играми и большую часть своего свободного времени проводи...
Здоровый образ жизни-залог успеха
Здоровый образ жизни настолько важен для человека? Давайте вместе с вами разбиремся в этой задаче! Поговорим и разберем подробно с вами факторы ЗОЖРешим мини тест на здоровье...