Практико-ориентированный проект «Пропаганда здорового образа жизни среди подростков».
учебно-методический материал (10 класс) по теме

Паначёва Ирина Евгеньевна

 В проекте представлены методические и дидактические материалы    по    программе  курса   «Мой выбор – моё здоровье»,  определена актуальность, цели и задачи инновационного опыта.  Разработана «Программа реализации проекта», а также определены ожидаемые результаты в ходе её выполнения и намечены перспективы дальнейшего развития. Проект имеет практическую значимость, в нём кратко описаны методы, формы и средства обучения, которые   оказывают воздействие на  формирование адекватного отношения к отдельным явлениям, ситуациям, проблемам, создание стойких убеждений в приемлемости или неприемлемости соответствующих способов поведения.       

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Уйско-Чебаркульская сош

Октябрьского муниципального района

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ

Пропаганда здорового образа жизни

среди подростков

 

Выполнила:

Учитель математики

Паначёва Ирина Евгеньевна

д.Уйско-Чебаркульская

2013

                                   2

Аннотация инновационного проекта

    Тема проекта: «Пропаганда здорового образа жизни среди подростков». Тип проекта: практико-ориентированный. В проекте представлены методические и дидактические материалы    по    программе  курса   «Мой выбор – моё здоровье»,  определена актуальность, цели и задачи инновационного опыта.  Разработана «Программа реализации проекта», а также определены ожидаемые результаты в ходе её выполнения и намечены перспективы дальнейшего развития. Проект имеет практическую значимость, в нём кратко описаны методы, формы и средства обучения, которые   оказывают воздействие на  формирование адекватного отношения к отдельным явлениям, ситуациям, проблемам, создание стойких убеждений в приемлемости или неприемлемости соответствующих способов поведения.      

   Ежегодно в рамках проекта выполняется групповая исследовательская работа по актуальной тематике.  Представлены  примеры  мини-презентаций упражнения «Умей сказать НЕТ!», учебных занятий и мультимедийных презентаций сопровождающих учебный диалог.                       [  Приложение 5,6.]

     В работе  показан механизм инновационной деятельности, который нашел отражение в разработке и введении элементов нового содержания образования, новых образовательных технологий, укреплении связей учителя с наукой. В ходе реализации проекта активно используются материалы социального телевизионного проекта «Общее дело» и  православного медиапортала  ТВСПАС, созданы веб-ресурсы для обмена опытом.

3

Обоснование необходимости инновационного проекта

   Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. На настоящий момент здоровье детского населения России оценивается как критическое: ухудшаются показатели физического и психологического развития детей, возросло число хронических и инфекционных заболеваний, отмечается рост социально обусловленных болезней. Тревогу вызывают проблемы,  связанные с социальной дезориентацией подростков. Это пропаганда насилия, ложной свободы поведения, разнузданная реклама потребления алкогольных напитков и т. д.  Специалисты отмечают также ухудшение состояния здоровья учащихся от начальной школы к старшим классам,  поскольку в сложные кризисные времена больше всего страдают семья и дети, испытывающие на себе все проблемы, в том числе и психологические.                                                                

      От того, насколько дети здоровы  сегодня, зависит то, насколько будут здоровы взрослые в ближайшем будущем. И дело не только в физическом здоровье, хотя оно и играет очень важную роль,  но и в тех жизненных принципах, которые заложены с детства.   Если в детстве ребенок вел здоровый образ жизни, умел стойко держать удар от жизненных трудностей, то очень велики шансы, что он, став взрослым, будет следовать этим принципам, став успешным гражданином страны. Поэтому работу по пропаганде здорового образа жизни необходимо начинать с детей. И начинается эта работа с углубления  теоретических знаний учащихся о видах вредных привычек, причинах их возникновения и увеличения распространенности в России, мерах борьбы и профилактики вредных зависимостей, последствиях для организма человека в современном аспекте, а также получение практических навыков оценки степени влияния той или

4

иной вредной привычки на организм. Все вышесказанное определило актуальность данного проекта. 

      Актуальность проекта также обусловлена с одной стороны необходимостью формирования активной социальной позиции обучающихся,  а с другой стороны, низкого познавательного интереса детей.    Социальная  ситуация в школе сложилась характерной для небольшого поселка. Уровень интеллекта, грамотности и воспитанности взрослого населения постоянно снижается, что способствует отрицательному влиянию на обучение и воспитание детей.   Поэтому цель учебных занятий не только получение учащимися определенных знаний, но и  формирование адекватного отношения к отдельным явлениям, ситуациям, проблемам; создание стойких убеждений в приемлемости или неприемлемости соответствующих способов поведения. При этом соблюдается определенная последовательность: сначала у учащихся формируется представление о предмете или явлении, затем вырабатывается соответствующее отношение к нему и далее осваиваются адекватные способы поведения в данной ситуации.

                 Актуальность определила цель и задачи проекта. 

5

Цель  и задачи проекта

        Цель проекта:

создание методических и дидактических материалов для реализации       программы  курса   «Мой выбор – моё здоровье»,  направленного на    профилактику  вредных привычек, пропаганду здорового образа жизни и   на обучение умению противостоять различным факторам риска.


      Задачи проекта: 

- изучить и обобщить теоретический материал по теме проекта; 

- создать методическое и дидактическое обеспечение к программе курса   «Мой выбор – моё здоровье»

-  отобрать наиболее эффективные формы, методы, технологии реализации курса; 

-  изучить теоретический материал по исследовательскому обучению и проектированию в современном образовании;

- обобщить опыт и оформить методические рекомендации для педагогов.

        Новизна:

 обогащение содержания образовательного процесса в соответствии с новыми требованиями государственного стандарта по проблеме социализации обучающихся; обеспечение внедрения новых методов и технологий обучения;  новый  метод  организации взаимодействия всех участников образовательного процесса  через участие в группе социальной сети работников образования Nsportal и Dnevnik.ru.

6

Основное содержание инновационного проекта

     

       Данный проект предусматривает создание методических и дидактических материалов для реализации       программы  курса   «Мой выбор – моё здоровье»,  направленного на    профилактику  вредных привычек, пропаганду здорового образа жизни и   на обучение умению противостоять различным факторам риска.

  Данная программа  составлена и реализуется мною на протяжении четырёх  лет      в целях профилактики алкоголизма, табакокурения, наркомании и СПИДа среди молодежи, пропаганды здорового образа жизни и направлена на обучение умению противостоять различным факторам риска, выработку и развитие навыков защиты.  [  Приложение 2.]

Программа курса предусматривает разбор факторов, влияющих на нравственность, мораль подрастающего поколения. Одним из таких факторов являются СМИ,  без которых современному человеку жить крайне сложно. Но роль СМИ неоднозначна. На занятиях учащиеся составляют «Шкалу мнений» о пользе и вреде человеку и обществу от СМИ. Особо анализируются передачи, пропагандирующие насилие и жестокость, которые развращают людей, наносят в целом вред здоровью. При изучении курса группой учащихся выполнена  исследовательская работа «Природа школьных конфликтов», которая опубликована в СС работников образования Nsportal и является участником районной конференции исследовательских работ. [ Приложение 7.] При разборе передач, реклам учащиеся делают свой выбор, что им полезно и что вредно, при этом каждый обосновывает его. Не всегда этот выбор способствует формированию ЗОЖ, но характеристика предполагаемых последствий заставляет учеников проанализировать свой выбор. Ведь критическое осмысление что полезно, а что нет, каким примерам следовать, чему можно подражать, а чему нельзя, это и есть осознанный выбор человека в него

7

становлении как личности. В рамках изучения курса учащимися выполнена исследовательская работа «Реклама как один из способов воздействия на сознание подростков», которая опубликована в СС работников образования Nsportal и является победителем районного тура, и лауреатом регионального тура конкурса, посвященного 205-летию со дня образования МВД России.   [  Приложение 7.]  Решена задача проекта – изучение теоретического материала по исследовательскому обучению и проектированию в современном образовании.

    Программа элективного курса предусматривает теоретические знания, решение практических задач, связанных с сохранением здоровья подростков и с исследовательской деятельностью школьников в области сохранения и укрепления своего здоровья.  Контроль осуществляется  при  проверке заполнения анкет, опросников, участии в учебном диалоге, подготовке сообщений.[ Приложение 8.] Анализируя материалы контроля, можно сделать вывод, что растёт заинтересованность подростков в изучении курса, снижается уровень тревожности, повышается самооценка. При изучении каждого раздела курса предусмотрены практические работы. Они ориентированы на формирование умений: оценивать прогнозировать, объяснять, описывать, определять влияние каких-либо факторов на здоровье человека. Система практических работ позволяет согласовывать, имеющиеся у ученика бытовые представления, и излагаемое ему научное содержание проблем.  

      С этой целью я использую форму учебного диалога «Мифы и реальность». В ходе обсуждения с опорой на презентацию мы рассматриваем миф как устоявшийся в обществе слух, претендующий на роль истины, а затем сопоставляем  реальность как некоторый теоретический объект, доказанный наукой и практическими исследованиями. [  Приложение 4.]         В процессе реализации проекта для формирования культурного отказа от вредных привычек разработаны

8

мультимедийные   презентации  упражнения «Умей сказать НЕТ!».                     [  Приложение 1.]  Это иллюстрация решения следующей задачи проекта, а

именно отбора наиболее эффективных форм, методов, технологий реализации курса.

        Мы живем в мире, в котором количество информации постоянно растет. Этому способствует проникновение компьютерных технологий

практически во все сферы человеческой деятельности, в том числе и в образование. Теперь уже трудно представить школу, в  которой нет хотя бы одного компьютера.

       Необходимость постоянно обновлять знания, продиктована современными условиями информационного общества. В этой связи следует отметить, что информационные технологии и глобальная информационная сеть Интернет дает возможность получать самую разнообразную актуальную информацию в широчайшем диапазоне науки и техники. Одной из задач проекта является изучение и обобщение теоретического материала по теме проекта. При реализации данного проекта активно используются материалы сети Интернет, подобран и систематизирован  достаточно большой архив электронных книг и роликов для видеосопровождения курса. [  Приложение 8.]

       С целью обобщения и систематизации опыта работы  по данному проекту материалы курса были представлены  на районный  методический фестиваль "Образование - 2012" и являются победителем в номинации «Здоровье школьника». В социальной сети работников образования создан   сайт группы «Мой выбор - моё здоровье» и размещены  материалы  проекта  http://nsportal.ru/moi-vybor-moe-zdorove , сайтах Педсовет и Завуч, а также знакомство с опытом работы прошло в рамках районного семинара заместителей директоров по УВР и на открытых учебных занятиях для педагогов образовательного учреждения. Таким образом,  решены ещё две задачи проекта: создать методическое и дидактическое обеспечение  

9

программы курса   «Мой выбор – моё здоровье», обобщить опыт и оформить методические рекомендации для педагогов.

      Исходя из вышеизложенного, ареал распространения педагогического опыта возможен на уровне образовательного учреждения, муниципальной, региональной  или федеральной образовательной системы. Все задачи проекта решены и определена перспектива развития.

       Данный проект востребован в реальной педагогической практике, так как учителя используют представленные методические и дидактические материалы, а также публикации статей по данной теме, поэтому актуальность работы очевидна. 

10

Ресурсное обеспечение проекта

Необходимые условия реализации инновационного проекта: 
      Кадровые ресурсы проекта:

педагоги, социальные педагоги, психологи, заместители по УВР.

      Временные ресурсы:

18 часов или 34 часа (в зависимости от возможностей учебного плана образовательного учреждения).

       Организационные ресурсы:

включение курса в учебный план,  наличие заинтересованного педагога и программы с методическими и дидактическими материалами.

      Материально – технические ресурсы: 

помещение для проведения учебных занятий; мультимедийная установка: экран, проектор, персональный компьютер, сканер  для применения информационно-коммуникационных технологий; магнитная доска для иллюстрационного материала на бумажном носителе; программно-методические материалы; дополнительная и методическая литература, медиаресурсы: интернет, программный пакет Microsoft Office  и др.;         

      Информационные ресурсы:                                                                               подборка материалов на бумажном и электронном носителях, активные ссылки сети Интернет, видеоматериалы, материалы социального телевизионного проекта  1 канала «Общее дело» и  православного медиапортала  ТВСПАС.

11

Партнёры

Основными партнёрами по реализации проекта являются   общественные организации и учреждения культуры. 

12

Целевая аудитория

        Целевая аудитория:

учащиеся, родители, педагоги  и заместители по ВР.

        Принцип отбора:

презентация курса для учащихся   и их родителей, анкетирование.

        Целевая аудитория была выделена путем проведения анкетирования, бесед и изучения возможностей образовательной программы школы  для  введения элективного курса. Психологические и возрастные особенности школьников средней и старшей возрастной группы, социальная ситуация,  поведенческие привычки явились решающими факторами выбора целевой аудитории. Таким образом, наиболее эффективная отдача при работе над проектом была в группах учащихся  15 -17 лет, то есть у учеников  9-11  классов. 

13

План реализации практико-ориентированного проекта

Программа курса реализуется в объеме 18 часов (34ч),                                              аудитория сменяется ежегодно, ответственность за реализацию                         плана проекта лежит на педагоге.

Этапы реализации

Сроки реализации

Теоретическая проработка проблемы, изучение теоретических источников.

в течение  учебного года

Проведение информационной работы с учащимися старших классов и их родителями о необходимости формирования устойчивого противостояния вредным привычкам.

ежегодно сентябрь  

Проведение информационной работы с учащимися старших классов   о  проектной  и исследовательской деятельности учителя и ученика.  

ежегодно сентябрь–октябрь  

Размещение материалов в группе «Мой выбор – моё здоровье» социальной сети работников образования Nsportal.

в течение  учебного года

Размещение материалов для обсуждения на  школьном форуме Dnevnik.ru.

в течение  учебного года

Выполнение проектных и исследовательских работ.

в течение изучения курса

14

Представление выполненных проектных и исследовательских работ на конкурсы, конференции; публикация  их в сети Интернет.

в течение  учебного года

Отбор содержания и создание методических рекомендаций, диагностического инструментария.  

в течение  учебного года

Апробация методических рекомендаций.

в течение  учебного года

Анализ результатов апробации.

ежегодно май

Корректировка методических рекомендаций.

ежегодно май

15

Ожидаемые результаты и социальный эффект

Ожидаемые результаты и социальный эффект:

  -  Обобщение и систематизация опыта работы по пропаганде здорового образа жизни, профилактике вредных привычек, формированию культуры отказа.

  -  Распространение опыта работы среди педагогов района.

  -  Создание  активных   групп по пропаганде здорового образа жизни  в социальных сетях Интернета   и публикация материалов курса.

  - Углубление теоретических знаний учащихся о видах вредных привычек, причинах их возникновения, мерах борьбы и профилактики вредных зависимостей, последствиях для организма человека в современном аспекте, а также получение практических навыков оценки степени влияния той или иной вредной привычки на организм.  

- Формирование представления о ценности жизни, о необходимости защищать себя и  свою жизненную позицию.

16

Перспективы дальнейшего развития инновационного проекта

В последнее время наметились определенные позитивные сдвиги в области общего образования, сделаны первые шаги к обеспечению инновационного пути развития. Всеобщим   в настоящее время стало понятие «образование для всех через всю жизнь». И одним из главных вопросов является вопрос социальной адаптации подростков в повседневной жизни.

В перспективе дальнейшего развития проекта можно рассмотреть возможность работы в средней возрастной группе школьников; разработку районной творческой мастерской для педагогов – единомышленников; апробацию и отработку новых организационных форм объединения усилий.  Увеличить опору на интересы и инициативу подростков. Активнее привлекать внешние  ресурсы (ЦОРы, форумы, блоги).  Апробировать новую форму работы - сетевой кластерный проект, использовать онлайн формы  тестирования и диагностики, организовать работу  активных   групп по пропаганде здорового образа жизни  в социальных сетях Интернета   и размещать публикации  материалов проекта. И конечно, обобщение опыта,  и  предложение апробированных технологий работы с   детьми; разработок  занятий с использованием практико-ориентированной технологии; мультимедийных презентаций; специализированного Интернет-пространства для взаимодействия участников проекта.

17

Литература


1. Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях: Книга для всех. –              М.: Бином-Спб: Невский диалект, 1999. –125 с.

2. Билибин Д.П., Дворников В.Е. Патофизиология алкогольной болезни и наркомании: Учебное пособие. – М., 1991. -367с.

3. Данилин А., Данилина И. Как спасти детей от наркотиков.- Врачи предупреждают. – М.: Изд-во Центрополиграф, 2000. – 348 с.

4. Дубровский В.И. Валеология: здоровый образ жизни: Учебник, 1999. – 559 с.

5.Здоровый образ жизни или вредные привычки.- Уч.пособие.-Смоленск.-2003

6. Здоровье: учебно-методическое пособие для учителей 1-11 классов /под редакцией В.Н.Касаткина, Л.А.Щеплягиной. Ярославль: Аверс Плюс, 2007.  

7. Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. – СПб, 1998. – 231 с.

8.Макаревич А. Занимательная наркология: - М.: Махаон, 2006.-160 с  

9. Наркомания: методические рекомендации по преодолению наркозависимости / Под ред. А.Н.Гаранского. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2000. – 384 с.
10. Сердюкова Н.Б. Наркотики и наркомания. – Ростов на Дону: Феникс, 2000. – 256 с.
11. Сизанова А.Н., Хриптова В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5-11 классы, ПТУ. М.: «ВАКО», 2004 г.

12. Сизанова А.Н., Хриптова В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5-11 классы, ПТУ. М.: «ВАКО», 2004 г.

13. Соковня-Семеновна И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – С.108–121.

18

 Приложения

Приложение 1.Формы учебных занятий

Упражнение «Умей сказать НЕТ!». Учебный диалог. Тренинг. Словесные методы обучения.

 Приложение 2. Программа курса «Мой выбор - моё здоровье»

      Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся  посвящён одной из главных проблем – сохранение здоровья у подрастающего поколения. Курс предметно – ориентированный, рассчитан на  18 часов. Элективный курс “Мой выбор - моё здоровье” поможет школьникам дать   ответы на многие волнующие вопросы. Содержание и структура соответствуют возрастным особенностям 15-17-летних подростков, так как в этот период перед школьниками стоит много проблем, касающихся их здоровья, на которые они стараются найти правильные ответы.

Приложение 3. Упражнение  « Умей сказать НЕТ!»

14 мультимедийных авторских мини - презентаций упражнения «Умей сказать НЕТ!» для формирования культурного отказа

Приложение 4. Презентации  « Мифы и реальность»

    Миф сам по себе не является ни хорошим, ни плохим, его нельзя оценивать с точки зрения морали. В нашем контексте мы рассматриваем миф как устоявшийся в обществе слух, претендующий на роль истины.

    Различают объективную (материальную) реальность и субъективную (явления сознания) реальность.  В контексте наших занятий мы рассматриваем реальность как некоторый теоретический объект, доказанный наукой и практическими исследованиями.

19

Приложение 5. Презентации к учебным занятиям

Примеры. Ответственность. Пивной алкоголизм - беда молодых. Профессия и здоровье. Формула здоровья.

Приложение 6.Учебные занятия                                                                         Примеры. Лекция «Пивной алкоголизм - беда молодых».  Ранняя беременность.  СПИД.  Тренинг  «Избавление  от вредных привычек».

Приложение 7. Исследовательские работы

Примеры. Исследование природы школьных конфликтов.  Реклама как один из способов воздействия на сознание подростков.

Приложение 8. Ресурсы

Видеосопровождение курса.  Активные ссылки сети Интернет. Каталог электронных книг. Диагностика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни современных подростков.

  В последние годы выдвигаются требования пересмотра и коренного изменения программ, средств и методов гигиенического обучения и воспитания, внедрения принципов ЗОЖ, приведения их в соотве...

СТАТЬЯ: формирование здорового образа жизни у подростков средствами физической культуры и привлечение подростков к занятиям физической культурой

Привлечение подростков к занятиям физической культурой как психолого-педагогическая проблемаФизическая культура создает фундамент для полноценного развития подростков, так как содержание предмета напр...

Интеллектуальная викторина "Пропаганда здорового образа жизни среди подростков и молодёжи"

Интеллектуальная викторина "Пропаганда здорового образа жизни среди подростков и молодёжи"...

Открытое мероприятие по пропаганде здорового образа жизни среди подростков «ФОРМУЛА ЗДОРОВЬЯ»

middot;        пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков;выявление путей и средств сохранения здоровья школьников, внедрения в их жизнедеятельность...

Элементы фитнеса на уроках физической культуры как новый взгляд на культуру здорового образа жизни среди подростков.

Как сделать свои уроки интересными и полезными - об этом задумывается каждый педагог. Часто на уроки физической культуры дети и подростки ходят без особого желания, а иногда и вовсе пропускают их без ...

Статья "Советы подросткам и их родителям «Формирование здорового образа жизни у подростков»"

Советы подросткам и их родителям«Формирование здорового образа жизни у подростков»Педагог дополнительного образования ГБОУ школы №258 с углубленным изучением физики и химии Колп...


 

Комментарии

Паначёва Ирина Евгеньевна

Если кого -то заинтересуют приложения, то частично они размещены здесь, а большая часть через личное общение. Пишите.