Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни современных подростков.
методическая разработка по обж (7 класс) по теме

    В последние годы выдвигаются требования пересмотра и коренного изменения программ, средств и методов гигиенического обучения и воспитания, внедрения принципов ЗОЖ, приведения их в соответствие с изменившимися социально-экономическими условиями жизни населения.

    В качестве основной выдвигается задача выработать и закрепить у детей и подростков в период их обучения в школе целесообразные для их возраста гигиенические навыки и привычки, осознанное отношение к здоровью, личной и общественной безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Доклад ЗОЖ93 КБ

Предварительный просмотр:

Современная российская школа не обеспечивает всех необходимых условий, которые позволили бы ей стать местом формирования здоровья школьников. Помимо  объективных причин такая ситуация объясняется недостатками в системе гигиенического обучения и воспитания детей и подростков по формированию у них умений и навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья

    Здоровый образ жизни - поведение, стиль, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья данной популяции. Здоровый образ жизни - это не только медицинская, но и социально-экономическая категория, которая зависит от развития производства и производственных отношений. ЗОЖ связан с выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенической культуры отдельных социальных групп и общества в целом.

    К гигиенически рациональным формам поведения относится поведение, способствующее повышению защитных свойств организма, а также поведение, направленное на борьбу с вредными привычками, влияющими на здоровье. Повышение защитных свойств организма включает в себя оптимальный режим различных видов деятельности и отдыха, рациональное питание, оптимальную двигательную активность, физическую культуру, закаливание, соблюдение правил личной гигиены, медицинскую активность и динамическое слежение за собственным здоровьем, позитивное экологическое поведение.

   Применительно к детям необходимо постоянно иметь в виду, что не всегда сам ребенок может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, организаторов образования, педагогов . В этом смысле ребенок пассивен, но от того, как организована его жизнедеятельность, во многом будет зависеть и его будущее поведение.

   Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками. Употребление алкоголя, других опьяняющих и наркотических веществ, курение табака препятствуют утверждению любых сторон ЗОЖ. Вредные привычки входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний, существенно сказываются на состоянии здоровья детей и подростков, населения в целом.

   Гигиеническое обучение и воспитание является важным условием сохранения и укрепления здоровья и должно носить комплексный и непрерывный характер, побуждать их к активным и сознательным действиям, направленным на:

- улучшение собственного физического и психического здоровья;

- отказ от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;

- сознательное участие в формировании здоровьесберегающей среды.

    В последние годы выдвигаются требования пересмотра и коренного изменения программ, средств и методов гигиенического обучения и воспитания, внедрения принципов ЗОЖ, приведения их в соответствие с изменившимися социально-экономическими условиями жизни населения.

    В качестве основной выдвигается задача выработать и закрепить у детей и подростков в период их обучения в школе целесообразные для их возраста гигиенические навыки и привычки, осознанное отношение к здоровью, личной и общественной безопасности.

    Как показывают результаты исследований, более чем у половины учащихся школ не закреплены целесообразные для их возраста элементарные гигиенические навыки: соблюдение режима дня, умение чередовать умственную и физическую нагрузку, регулярное и рациональное питание, соответствующая возрасту двигательная активность, достаточный сон, пребывание на свежем воздухе, навыки личной гигиены. Следует также отметить, что качество применения этих навыков с возрастом снижаются.

    Существующие в настоящее время программы гигиенического обучения и воспитания могут обеспечить только экстенсивный этап обучения, т.е. сообщение знаний, но не интенсивный- закрепление этих знаний и их реализацию в своем поведении. Кроме того, многие программы для подростков по вопросам здорового образа жизни разрабатываются без участия специалистов и содержат спорные сведения по нетрадиционным методам оздоровления, неприемлемые для подростков.

    Все это подтверждает необходимость анализа  и пересмотра существующих программ гигиенического обучения и воспитания подростков как с точки зрения их содержания, так и предусматриваемых ими форм и методов обучения, для разработки и дальнейшего внедрения комплексных модульных программ, способствующих формированию здорового образа жизни подростков.  

    Принципы формирования здорового образа жизни:

- принцип актуальности;

- принцип научности;

- принцип доступности;

- принцип  положительного ориентирования;

- принцип единства теории и практики;

- принцип активного обучения;

- принцип единства обучения и воспитания;

- принцип дифференцированного подхода;

- принцип  индивидуального подхода;

- принцип иллюстративности;

- принцип последовательности;

- принцип системности;

- принцип стимулирования сознательности и активности.

    Принцип актуальности призван обеспечить индивидов, группы лиц, наиболее важной и современной гигиенической информацией.

    Актуальность гигиенической информации определяется современными задачами по поддержанию здоровья, в т.ч. задачами здравоохранения, а также проблемами местного характера.

    Предполагает отражение насущных проблем, связанных со здоровьем детей, экологией, гигиенической культурой, социальными нормами и ценностями и т.д.

    Принцип научности предусматривает осуществление теоретической и практической деятельности на основе научно обоснованных данных.

    В соответствии с этим принципом в гигиеническом воспитании используются данные общественных наук (педагоги, психологи, социологи и др.), которые позволяют дать гигиеническую информацию в удобной, понятной, интересной для населения форме.

    При разработке содержания гигиенического воспитания особо важная роль принадлежит медицинской науке: гигиеническая информация должна соответствовать современному состоянию и последним достижениям медицины, быть научно обоснованной, объективной, достоверной, избегать сенсационных сообщений, не имеющих научных доказательств.

    Принцип доступности предполагает соответствие содержания, методов, форм, средств воспитания и обучения социально- культурному уровню, интересам и потребностям индивида, группы лиц, социальной общности.

    Данный принцип предполагает оптимальный для усвоения объем информации и рациональность методики обучения. Важное значение для реализации принципа имеют дидактические подходы к изложению материала: переход от простого к сложному, от известного к неизвестному, четкое формулирование обобщений и выводов. Доступность информации достигается также эмоциональной образной речью, отсутствием в ней непонятных медицинских терминов и наименований, использованием в качестве примеров жизненных фактов, применением изобразительных средств.

    Принцип положительного ориентирования предполагает формирование типов поведения и стилей жизни, ориентированных на положительные эталонные образцы, одобряемые в обществе.

    В соответствии с этим принципом уделяется значительное внимание позитивным с точки зрения здоровья стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье.

    Реализация данного принципа - показ положительных примеров- более эффектна, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья поведения.

    Принцип единства теории и практики предполагает возможность использования полученных индивидом или группой лиц знаний на практике.

    Реализации принципа способствует иллюстрирование материалов по гигиенической тематике фактическими данными, анализ конкретных практических ситуаций с использованием теоретических сведений, а также, по возможности, практическая отработка желательных способов поведения в различных ситуациях.

Принцип активного обучения способствует устойчивому закреплению знаний1 и навыков здорового образа жизни, включающий качественный анализ, в том числе «мозговой штурм», позволяющий учащимся высказать максимальное число версий по предлагаемому вопросу и выработать наиболее подходящую точку зрения на проблему в процессе ее обсуждения в малых группах с последующим подведением итогов в классе; ситуационные задачи с необходимостью выбора и принятия решения; ролевые игры; опыты и эксперименты; информационный поиск; рисование, моделирование, лепка; игры (настольные, сюжетные, лотерея и т. п.); танцы, пантомима, музыкальные и драматические сцены.

При этом наряду с традиционными формами предъявления информации (памяти, буклеты, выставки, картотеки, кино – и видеофильмы, слайды, плакаты) следует шире использовать малые формы пропаганды – информацию на пакетах, закладках, календарях, обложках школьных тетрадей и т. д.

Принцип единства обучения и воспитания предусматривает усвоение индивидом или группой лиц не только содержания информации, но и приемов ее обработки, отношения к ней, способов ее использования.

Реализация принципа возможна в условиях комплексного использования методов передачи информации и методов, активизирующих познавательную деятельность, способствующих формированию творческой активности в отношении здоровья- метода проблемного изложения, эвристического метода обучения и т. д.

Используются как формы гигиенического воспитания, основанные на деятельности специалиста (например, лекция), так и формы, предусматривающие активное участие лиц, на которых направлено воздействие (например, дискуссия).

Принцип дифференцированного подхода предусматривает учет характерных особенностей групп населения, на которые оно направлено.

В соответствии с этим принципом в процессе гигиенического воспитания следует учитывать признаки, послужившие основанием для формирования целевых групп: пол, возраст, состояние здоровья, национальные особенности быта, обычаи, традиции,  географические особенности в той или иной гигиенической информации и т.д.

С учетом особенностей целевых групп дифференцируются содержание, методы, формы и средства гигиенического воспитания.

Принцип индивидуального подхода предусматривает учет индивидуальных особенностей человека, на которого оно направлено.

В соответствии с принципом осуществляется дифференциация содержания, методов, форм, средств гигиенического воспитания с учетом состояния здоровья, характерологических особенностей, темперамента, пола, возраста и т.д.

В соответствии с этим принципом необходимо, чтобы каждый подросток имел возможность получить индивидуальную консультацию по вопросам охраны и укрепления здоровья с учетом физических и психологических характеристик, социальных параметров.

Реализация данного принципа в современных условиях предполагает разработку индивидуальных программ обучения на основе предварительного изучения статуса здоровья.

 Принцип иллюстрированности предусматривает сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, конкретизирующих ее применение на практике.

В практике гигиенического воспитания используются три вида иллюстративности: словесно-образная, знаковая (натуральные и искусственные предметы, плакаты, схемы, рисунки, фотографии и т.д.); иллюстративность, представленная действиями.

Иллюстративность способствует доходчивому и убедительному изложению материала, улучшает его восприятие.

Принцип последовательности предусматривает выделение основных этапов и их логическую преемственность в процессе его осуществления.

Гигиеническое воспитание осуществляется на всех этапах роста и развития ребенка; при этом изучение нового материала должно иметь опору на ранее приобретенные знания.

Логическая преемственность излагаемого материала позволяет избежать отрывочности, фрагментарности подлежащей усвоению информации, наличия в сознании противоречивых оцениваемых фактов и в целом формирует устойчивую убежденность в отношении здоровья.

Принцип системности предусматривает постоянный, регулярный характер его осуществления, что позволяет дать знания, имеющие отношение к здоровью, в виде целостной системы.

Системность в процессе гигиенического воспитания дает возможность сформировать целостную концептуальную картину по вопросам здоровья, овладеть необходимыми знаниями и умениями, которые являются предпосылкой формирования позитивных в отношении здоровья стилей жизни, а также способствуют сознательной смене стиля жизни при изменении объективных условий

Реализация принципа возможна лишь в условиях координации деятельности всех учреждений и организаций, а также частных лиц, задействованных в гигиеническом воспитании.

Принцип стимулирования сознательности и активности направлен на повышение активности индивида, групп лиц, социальной общности в вопросах здоровья, такая активность возможна только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.

Принцип стимулирования сознательности и активности является чрезвычайно важным, так как выступает в качестве основополагающего для изменения форм поведения и стиля жизни.

      Этапы обучения и формирования устойчивых навыков ЗОЖ.

Первый этап- выработка навыков использования той информации, которую получает подросток в повседневной жизни. В качестве примера можно привести знания о риске, связанном с табакокурением, личное осознание ценности хорошего здоровья и т.д. Учитель может проводить на своих уроках групповые дискуссии и консультации. При проведении уроков очень важно принимать во внимание возрастно- психологические особенности ребенка и то, какая группа для него является референтной. В младшем школьном возрасте это родители, в подростковом - сверстники.

Второй этап- изменение отношения к своему здоровью и к вредным привычкам. Здесь очень важно подготовить подростка к принятию решения на основе всеобъемлющей информации. Он должен решить:

1. Являются ли вредные привычки серьезным риском для его здоровья.

2. Что он приобретет, отказавшись от вредных привычек (например, хорошее здоровье или успехи в спорте).

3. Что он в этом случае потеряет.

Важной частью обучения навыкам здорового образа жизни является выработка навыков общения, разрешать конфликты, отстаивать свои права, отказываться от нежелательных или опасных форм поведения. Поскольку формирование собственного стиля поведения в подростковом возрасте во многом базируется на поиске примера для подражания, на этом этапе обучения важно использовать так называемые положительные социальные родовые модели.

Третий этап - принятие решений. Подросток должен самостоятельно сделать

выбор  в пользу здорового образа жизни, и учителю следуем ему в этом помочь. Подросткам нужно научиться правильно, оценивать полученную информацию. Они должны уметь сознательно делать выбор в конкретной ситуации, взвесить все «за» и «против». Большую помощь на этом этапе оказывают ролевые игры.

Четвертый этап - подростком принято решение. Здесь очень важна поддержка родителей и учителей. Кроме целенаправленных занятий в школе, должны проводиться общешкольные мероприятия. Так, целесообразны организация викторин, конкурсов рисунков, например по антитабачной пропаганде и т.д.

Сложившаяся ситуация позволяет обосновать приоритетность следующих направлений в укреплении здоровья современных подростков:

1. направление - снижение психо - эмоционального напряжения, стресса и тревожности.

2 направление- повышение двигательной активности.

3 направление- адресная государственная информационная политика и социальная реклама.

  Снижение психо- эмоционального напряжения, стресса и тревожности.

С этой целью необходимо проводить мероприятия по психопрофилактике стрессогенных состояний путем обучения подростков навыкам управления своими эмоциями и формирования чувства уверенности в себе, в том числе с использованием современных компьютерных технологий на основе принципов биологической обратной связи.

Для проведения профилактических и оздоровительных мероприятий и повышения уровня индивидуальной стрессоустойчивости внедряются новые технологии, основанные на принципе биологической обратной связи (БОС).        

Принципиально важной особенностью применения приемов обратной связи при функциональном биоуправлении является активное участие ребенка в процессе тренировок и повышения его заинтересованности в достижении полезного результата.

Эффекты психо - эмоционального расслабления достигаются на принципиально новой основе, связанной с сочетанием релаксации и высокой степени контроля создания. Повторяющиеся виртуальные события формируют стойкие стереотипные образы, занимающие со временем доминирующие положение и вытесняющие прежние, лежащие в основе психо - эмоционального напряжения.

Снижение психо - эмоционального напряжения и стресса позволит повысить работоспособность и функциональные возможности школьников, сохранить и укрепить состояние их здоровья в условиях образовательных учреждений.  

Повышение двигательной активности – основное условие гармоничного развития, сохранения и укрепления здоровья подростков.

В настоящие время идет активный поиск новых форм организации занятий по физическому воспитанию и наиболее эффективных вариантов общеобразовательных уроков, оптимально сочетающих образовательный и динамический компоненты.

Тормозящим моментом в решении данной проблемы следует считать традиционную структуру урока, которая сложилась давно, но несмотря на множество инновационных разработок различных авторов, появившихся в

последнее время, не претерпела существенных изменений. Динамический компонент в лучшем случаи занимает от 5% до 10% урока и охватывает небольшой процент учащихся. Чтобы изменить эту диспропорцию, разрабатываются новые технологии, совмещающие сохранность в полной мере образовательного компонента в интеграции с динамическим фоном, который задействован учителем на всех этапах учебной деятельности любого общеобразовательного урока. Определённым сдерживающим моментом является выработанный годами стереотип ведения урока преподавателем.

Школьные уроки физической культуры должны стать «привлекательными» для подростков. Они не должны быть «нормативными». Увеличение объёмов занятия по физическому воспитания до 3-5 часов в неделю практически во всех случаях способствует повышению уровня физической подготовленности и уровня здоровья подростков.

Адресная государственная информационная политика и социальная реклама. Заслуживает развития опыт проведения двумя министерствами и Комитетом по физкультуре и спорту России проведения телемарафона, приуроченного к Всемирному дню здоровья (7 апреля). Эту акцию необходимо сделать постоянной и она должна подводить ежегодный итог работы по гигиеническому обучению и воспитанию детей, формированию у них здорового образа  жизни. Очень близко к этой проблеме подходит и вопрос развития социального ориентированной рекламы. И по-прежнему ни федеральный ни местный бюджет не имеют средств на рекламу здорового образа жизни (физическая активность, правильное питание и др.). Причём не обязательно её организовывать на  телевидении. Во многих городах пустуют  подземные переходы, стены которых можно было бы заполнить рекламными щитами, пропагандирующими здоровый образ жизни.

По нашему мнению, в осуществлении работы по формированию здорового образа жизни детей значительную роль должны сыграть отделения медико-социальной помощи детских амбулаторно- поликлинических учреждений и подростковых центров.

                         

Список используемой литературы:

1.Настольная книга учителя ОБЖ (Б.И.Мишин Москва «АСТ-АСТРЕЛЬ 2002г.)

2.Основы мед.знаний (Н.И.Федюкович Ростов-на-Дону «Феникс» 2000г.)

3.Современная энциклопедия фельдшера (Минск 2001г.)

4.Беседы о здоровье (Т.А.Шорыгина Москва Творческий центр 2005г.)

5.Уч.пособие «Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей» (Н.В.Сократов Москва «Творческий Центр» 2005г.)

6.Метод.пособие «Формирование ЗОЖ подростков на уроках ОБЖ» 5-9кл. (А.Т.Смирнов Б.И.Мишин Москва «Вента-Граф» 2005г.

7.10 заповедей сохранения жизни (Б.Н.Чумаков Москва 2005г.)

8.Уч.пособие «Основы безопасности человека ЭС» (Ю.В.Репин ,из-во «Рауан 1994г.)

9.Человек в ЧС (Н.Н.Петров Челябинск 1995г.)

10.Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. (Н.К.Смирнов Москва «Аркти» 2005г.)

                           

                           

Учитель ОБЖ: Аблец Р.И.

        2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Коррекционная направленность методов, средств и форм в работе по формированию здорового образа жизни у подростков ГС(К)ОУ VIII вида»

Обучение школьников бережному отношению  к своему здоровью - важнейшая  задача современного образования. Доклад прочитан на школьной научно-практической конференции...

Родительское собрание на тему: «Приоритетные направления формирования здоровья и здорового образа жизни»

Родительское собрание на тему: «Приоритетные направления формирования здоровья и здорового образа жизни»...

Самообразование на тему "Формирование экологической культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посредством современных технологий в соответствии с ФГОС"

Самообразование "Формирование экологической культуры здорового и безопасного образа жизни  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посредством современных технологий в соо...

родительское собрание на тему приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни

родительское собрание на тему приорететные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни...