Использование образовательного пространства школы для развития одаренных детей
статья на тему

Татьяна Александровна Шумилова

В статье раскрыта проблема создания условий необходимых   для развития способностей обучающихся и работы с одаренными детьми в рамках образовательного пространства школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Использование образовательного пространства школы

 для   развития одаренных детей.

В настоящее время происходят значительные изменения в образовании. В первую очередь – это введение Государственных образовательных стандартов нового поколения. Стандарт  предъявляет определенные требования к образовательному учреждению,  среди которых  отмечены следующие: «В образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:

  • выявления и развития способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков;
  • работы с талантливыми и одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

В национальной образовательной  инициативе «Наша новая школа» указано, что одной из главных задач современной школы является  раскрытие способностей и развитие каждого ребенка.

С учетом  всех  изменений возникает проблема: какие условия необходимо создать  для развития способностей обучающихся и работы с одаренными детьми. Решение данной проблемы составляет цель  работы:  обобщение личного опыта   развития одаренных детей через образовательное пространство школы.

Раздел 1. Образовательное пространство школы.

В течение последних лет ученые-педагоги все чаще обращаются к идее образовательного пространства при решении педагогических, организационно-управленческих задач. Понятие «образовательное пространство» стало обсуждаемой категорией педагогики не только среди ученых (Виленский М. Я., Гинецианский В. И., Конев В. Я., Мещерякова Е. В., Панов В. И., Слободчиков В. И., Шендрик И. Г., И.Фрумин, Б.Эльконин и др.), но и среди педагогов общеобразовательных школ. Это обусловлено введением  данного термина в содержание Государственных образовательных стандартов нового поколения.

Понятие «образовательного пространства» было введено авторами И.Фрумин и Б.Эльконин еще в 90-ые годы. Но сам Б.Д. Эльконин говорил о том, что понятие необходимо «обновить». И до настоящего времени понятие образовательного пространства в научных исследованиях наполняется различным содержанием. Так, например, по утверждению Р.Е.Пономарева, «…образовательное пространство человека представляет собой вид пространства, место, охватывающее человека и среду в процессе их взаимодействия, результатом которого является приращение индивидуальной культуры образующегося .3

По мнению авторов: А. Журавлева, В.А. Харитоновой, О.В. Санниковой, И.В. Меньшикова, образовательное пространство - является сферой взаимодействия трех его субъектов - учителя, ученика и среды между ними.1

А В.А. Козырев, проректор РГПУ имени А.И. Герцена утверждает: «Говоря об образовательном пространстве, мы имеем в виду набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на образование  и развитие человека.   2

Понимание одаренности во все времена было неоднозначным .

В психологическом словаре под термином одарённый ребёнок понимают «любого ребёнка, чьи интеллектуальные способности и достижения значительно превышают нормы, характерные для его возраста» (Ребер Артур, 2003). В одном из классических отечественных психологических словарей выделено пять вариантов определения одарённости, которые включают в себя:

1) сочетание способностей,

2)  общие способности,

3) умственный потенциал, или интеллект,

4)совокупность задатков,

5) талантливость (Краткий психол. словарь, 1985).

  В предложенной типологии одаренности в журнале «Наша молодежь» ( №9, сентябрь 2011 г.) акцент сделан на то, что разнообразные виды человеческой деятельности требуют разных видов одаренности. И рассмотрено 9 видов одаренности: общая познавательность ( интеллектуальная), академическая, математическая, творческая, художественно - эстетическая, коммуникативная, лидерская, практическая, духовно-ценностная. А увидеть ростки одарённости ребёнка, создать условия для того, чтобы они превратились в достояние человека, преобразовав его индивидуальность, это одна из важных задач, которая стоит перед педагогами.

Есть дети, которым много дано от рождения. Они  получили в Дар  то, что другим приходится развивать в себе.  Необходимо формировать условия, среду, чтобы сделать всё возможное для развития одарённых детей.

Таким образом, «образовательное пространство» - это то место (условия), где (или при которых) может произойти развитие человека или качественные изменения с ним.

Итак, образовательное пространство   школы  представлено урочной и внеурочной деятельностью учащихся.

В условиях урочного пространства через урок  реализуется основное направление деятельности - это учебная деятельность. В рамках урочной деятельности идет развитие общей познавательной и математической одаренности.

Для создания условий продвижения  ребенка в образовательном пространстве   школы, поддержку стремления к учебной самостоятельности, позволяющей выходить за границу своих возможностей, расширять собственные знания и умения, в  школе организована  внеурочная  деятельность школьников, которая   объединяет все виды деятельности,  в которых возможно и целесообразно решение задач их развития и воспитания.

 

Формы внеурочной деятельности

Учитель

Классный руководитель

Факультативные и элективные курсы

Экскурсии

Математические кружки

Круглые столы

Предметные недели

Познавательные игры

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Математические конкурсы

Конкурсы

Олимпиады

Олимпиады

  Существует множество различных форм внеурочной работы с учащимися. Я в своей работе как учитель использую следующие:

·         факультативные и  элективные курсы;

·         математические кружки ;

·         предметные недели;

·         научно-исследовательская работа;

·         школьные и районные олимпиады;

·         математические конкурсы  

 Факультативные занятия по математике  

Главной целью факультативных занятий по математике является углубление и расширение знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их математических способностей.

Программа основного курса математики вместе с программой факультативных занятий по математике для средней школы составляют программу повышенного уровня по   предмету для учащихся данного класса.  

Возможность 1-2 часа в неделю дополнительно работать со школьниками, проявляющими повышенный интерес и способности к математике, представляет собой одно из проявлений  такой формы обучения математике, как дифференцированного обучения.  

Важно отметить , что главным направлением факультативных занятий является  изучение специальных математических курсов, которые дополняют школьный курс математики. Мною был разработан и апробирован факультативный курс «Теория множеств. Теория вероятности»,  цель которого  состояла в том, чтобы познакомить учащихся с первоначальными понятиями и методами теории вероятностей,  научить учащихся применять полученные знания при решении практических задач.

            Кружковые занятия по математике  

Математический кружок – считается одной из наиболее действенных и эффективных форм внеурочных занятий. В основе кружковой работы лежит принцип  добровольности. Кружок могут посещать как хорошо успевающие по математике учащиеся, так и учащиеся, испытывающие затруднения . К таким учащимся  необходимо   более внимательно отнестись, постараться укрепить имеющиеся у них ростки интереса к математике, проследить за тем, чтобы работа в математическом кружке оказалась для них посильной.  

                        Исследовательская работа по математике

Основным фактором личностного развития является особая форма организации педагогического процесса в виде учебно-исследовательской деятельности. В процессе такой деятельности учащиеся воспроизводят не только знания и умения, но и те возникающие способности, которые лежат в основе теоретического сознания и мышления: рефлексию, анализ, синтез, планирование  и т. д.

Исследовательской деятельностью с учащимися  занимаюсь уже шестой год.

В процессе научно-исследовательской работы ученик учится вырабатывать новые знания, при этом развивается его познавательная способность, т. е. во время исследования ученик находится все время в поиске истины.

 И здесь нельзя не заметить, что главной целью научно-исследовательской работы является формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать   новые способы деятельности в любой сфере  .

Проявление интереса к предмету, формирование навыков работы с литературой  и желание заниматься дополнительно во внеурочное время, развитие самостоятельности мышления, желание поделиться своими “открытиями” и достижениями с другими учащимися – самый значимый и желаемый результат в организации исследовательской деятельности учащихся.

Все эти формы дополняют  друг друга, одним из главных результатов их проведения я считаю  - участие в олимпиадах и математических конкурсах.  В то время, как олимпиады и конкурсы также  выделяют как  формы внеурочной работы.

 Следует отметить, что   эти формы внеурочной работы с учащимися являются своеобразным итогом проделанной работы (чаще всего кружковой и факультативной). Олимпиада, конкурс - соревнование, которое, несомненно, стимулирует рост учащихся в смысле их математического образования, воспитывает у них математическое мышление, интерес к математике, настойчивость - желание не отстать от тех, которые успешно справляются с олимпиадным заданием.   Олимпиады и конкурсы  также во многом позволяют выявить качество математических знаний учащихся. Их результаты также  позволяют говорить о развитии математических способностей.

Как классный руководитель использую следующие формы внеурочной деятельности: экскурсии,   познавательные игры, исследовательскую работу, олимпиады, конкурсы, направленные на развитие разных видов одаренности.

Так, за последние два года воспитанники класса приняли участие в мероприятиях:

6 класс

1.  Выпуск стенгазеты о классе

 2. Школьный конкурс стихов о маме, посвященный Дню матери.

3. Литературно-художественный конкурс «Мы твои наследники, Россия!»

4.  Подготовка  спектакля к Новому году

5. Подготовка классного праздника «Любимые мамочки»

6.  Районный конкурс рисунков и поделок «Дорога без опасности»

7.  Выполнение поисковых заданий для школьного музея

8.  Районный конкурс «Лидер»

9. Областной конкурс «Дорога без опасности»

7 класс

1. Экскурсии в ЦТНК

2. Школьный конкурс  стенгазет к Новому году

3. Районный конкурс «Моя семья»

4.Школьный конкурс чтецов «Мы твои наследники, Россия»

5. Районный конкурс исследовательских работ «Первые шаги в науку»

6.Районный конкурс рисунков, посвященный Дню защитника Отечества

7. Областной конкурс «Лидер 21 века»

8. Областная выставка исследовательских работ «Моя семья»

                                                            Заключение.

Результатом проводимой работы является ежегодное увеличение количества  различных  конкурсов, олимпиад.    Отрадно, что увеличивается и количество детей, принимающих участие, причем стараются принять участие не только хорошо и отлично успевающие   ученики. В международной математической игре  «Кенгуру» учащиеся показывают с каждым годом все более высокие результаты, обучающиеся отмечены дипломами Молодежного математического чемпионата, являются призерами районной олимпиады, в   исследовательских конференциях районного и областного уровней мы имеем дипломы, практически за участие в каждом районном конкурсе творческого характера мы также становимся обладателями грамот.

Целесообразное использование образовательного пространства наряду с   систематически проводимой внеурочной деятельностью позволяет  :

-укреплять и расширять математические знания учащихся, приобретенные ими на уроках и математический кругозор.

- развивать  уровень познавательной активности учащихся;

- развивать самостоятельность;

- формировать индивидуальную деятельность  учащихся;

Также к результативности  я бы отнесла следующее:

- рост мотивации к участию в исследовательской деятельности, олимпиадах, интеллектуальных играх и т.д.;

-  выявление и поддержка одаренных детей;

Чтобы развивать одаренность, способности обучающихся педагогу следует:

- учитывать индивидуальные и психологические особенности  учащихся, с которыми он работает;

-  продумывать систему   нестандартных и усложненных заданий;

- продумывать формы  внеурочной деятельности..

Результативность участия в различных мероприятиях позволяет говорить о развитии талантов, способностей, одаренности моих воспитанников и обучающихся  в рамках образовательного пространства школы.

                                                                         Литература

1.С.К. Гураль, Синергетическая модель развития образовательного пространства (sun.tsu.ru/mminfo/000063105/303/image/303_015-016.pdf)

2. Козырев В.А. Построение Модели гуманитарной образовательной среды. Pedagog, №7, 1999

3.Пономарев Р.Е. Образовательное пространство как основополагающее понятие теории образования / Р.Е.Пономарев // Педагогическое образование и наука. – 2003. – №1. – С.29-31.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373 .

5. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.

6. Дерябо С. Д. Диагностика эффективности образовательной среды. М., 1997.

7. Савенков А. Образовательная среда: основные теоретические модели образовательной среды // «Первое сентября»: Школьный психолог. – 2008 - №8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Раскрытие творческих способностей детей в образовательном пространстве школы».

Использование инновационного опыта работы учителя и педагога дополнительного образования...

Создание коммуникативной образовательной среды как условие развития одаренности детей

В условиях обновления содержания образования в рамках приоритетного проекта «Образование» и национальной инициативы «Наша новая школа» осо­бое значение приобретают выявление, поддержка, развитие и соц...

Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного пространства школы-интерната VIII вида

Формирование оптимальных коррекционно-развивающих условий воспитания и обучения детей с ОВЗ с целью их социальной реабилитации не представляется возможным без  организации системы индивидуализаци...

Исследовательская и проектная деятельность учащихся – пространство для развития одаренных детей

Исследовательская и проектная деятельность учащихся – пространство для развития одаренных детей http://nsportal.ru/media-gallery/detail/2750794/12252689...

Разработка заседания творческой группы по работе с одаренными детьми на тему: «Педагогические условия развития одаренных детей в современной школе».

Заседание творческой группы по работе с одаренными детьми на тему: «Педагогические условия развития одаренных детей в современной школе».Форма проведения: квест.Девиз квеста: «У твор...

Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС(срок реализации 2017 – 2021 гг.)

Содержание общего образования характеризуется совре­менными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...