Создание коммуникативной образовательной среды как условие развития одаренности детей
статья на тему

Базарова Лхамажап Содбоевна

В условиях обновления содержания образования в рамках приоритетного проекта «Образование» и национальной инициативы «Наша новая школа» осо­бое значение приобретают выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных и способных детей. Проблемным полем остается создание образовательной среды-комплекса, развивающей отношения между учителями и учениками, форми­рующей мышление детей. Среды, ориентированной на коммуникацию, обще­ние. Здесь возникает проблема построения процесса взаимопонимания и непо­средственного общения Учителя и одаренного Ученика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание коммуникативной образовательной среды как условие развития одаренности детей

Базарова Л. С., зам. директора по BP

 Кусочинской сош Могойтуйского района

В условиях обновления содержания образования в рамках приоритетного проекта «Образование» и национальной инициативы «Наша новая школа» особое значение приобретают выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных и способных детей. Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности». Психолог Б.М.Теплов понятие «одаренность» трактует как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризует личность. Одаренность - это постоянно развивающийся потенциал, существующий только в динамике, постоянно находящийся в движении, в развитии, а потому практически непрерывно меняющийся. При этом именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей ребенка. Проблемным полем остается создание образовательной среды-комплекса, развивающей отношения между учителями и учениками, формирующей мышление детей. Среды, ориентированной на коммуникацию, общение. Здесь возникает проблема построения процесса взаимопонимания и непосредственного общения Учителя и одаренного Ученика.

Школа - это комплексная среда, обеспечивающая учебный процесс, взаимоотношения учителя с учеником. Среда школы, ориентированная на коммуникацию, - синтез разных дисциплин, мышлений. Ведь сама передача знаний учащимся - открытая коммуникация. Возможность интерпретации, эвристическая беседа, обсуждение разных точек зрения, дополнительных материалов, проблем создает эту открытую коммуникацию. Необходимость выстраивания отношений во время учебного процесса заставляет развиваться разным видам мышления, развивает ментальные координаты одаренных учащихся. Например, в преподавании физики использование ментальных карт через работу со словарем терминов, логическими цепочками развивает ассоциативную систему мышления. Использование разных систем мышления в образовательной среде только обогащает потенциал ребенка. Ведь математика способствует формированию абстрактного мышления - развитию левополушарной зоны, которая нужна для личностного роста одаренных детей. Успешное целеполагание в построении образовательного маршрута развивает критическое мышление.

         Использование интегрированных уроков истории, физики и литературы дает возможность на метапредметном уровне овладеть культурными ценностями, закономерностями физики, не только повышая мотивацию ребенка, но и обогащая предметное содержание для одаренных учащихся, развивая словесные умения, предоставляя условия для структурирования своих знаний по нескольким предметам.

         В какой бы области деятельности учащиеся ни проявляли одаренность, они ориентируются не на общее мнение, а на лично добытое знание. Поэтому учитель должен быть готов к тому, что его ученик может оспаривать чужие точки зрения (в том числе и весьма авторитетные), отстаивать свое мнение, обосновывать собственную точку зрения и т.п. Школа предоставляет ту образовательную среду, где такому ребенку комфортно было проявлять свои способности. Среду, ориентированную на коммуникацию, общение, способствующую формированию системы ценностей, развивающих одаренность ребенка.

Литература

1.  Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей. Д.Б. Богоявленская. - М., 2002.

2.   Богоявленская, Д.Б. Основные современные концепции творчества и одаренности.  Д.Б. Богоявленская. - М., 1997.

3.  Рабочая концепция одаренности. - М., 2003.

              4. Теплов. Б.М. Избранные труды: В 2-х т. - М. : Педагогика, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование активной образовательной среды как условие развития личности школьников.

Актуальность  темы вытекает  из  противоречия между новыми требованиями общества  к подготовке школьников:  формирование  новых качеств – инициативность, способность само...

Статья «Индивидуализация образовательной среды в условиях дистанционного образования детей-инвалидов»

Статья посвящена  идивидуализации образовательной среды в условиях дистанционного образования детей-инвалидов...

Создание образовательной среды как условия развития творческих способностей учащихся

В данной статье автор рассматривает вопрос о влиянии образовательной среды школы на успешное обучение и развитие творческих способностей личности учащихся. Образовательная среда является своеобразной ...

Создание развивающей образовательной среды в условиях сельской школы

Создание развивающей образовательной среды в условиях сельской школы...

Разработка заседания творческой группы по работе с одаренными детьми на тему: «Педагогические условия развития одаренных детей в современной школе».

Заседание творческой группы по работе с одаренными детьми на тему: «Педагогические условия развития одаренных детей в современной школе».Форма проведения: квест.Девиз квеста: «У твор...

Информационно-образовательная среда как условие развития образовательной организации Автор Осепян Анна Карленовна

Сегодня мы живем в мире, характерной чертой которого является нарастание темпов изменений. На мировом рынке появляются новые технологии, которые требуют от образовательных управленческих технологий, п...

Инновационный проект по созданию здоровьесберегающей образовательной среды в условиях коррекционной школы

Создание целостной продуктивной системы деятельности образовательного учреждения, направленной на формирование окружающей среды, благоприятной для сохранения и укрепления здоровья каждой личности и во...