Роль ИКТ в воспитательной работе
материал по теме

Ефимова Светлана Викторовна

«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент

стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании,

а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса,

значительно повышающей его качество»

( Из Концепции долгосрочного социально-экономического развития

Российской Федерации на период до 2020 года)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_ikt_v_vospitatelnoy_deyatelnosti.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               

                                                              Ефимова Светлана Викторовна

                                                             педагог-организатор

                                            МБОУ «СОШ № 11»

Роль ИКТ

в воспитательной деятельности

                                                                             

                                                                               Кто постигает новое, лелея старое,

                                                                        Тот может быть учителем.

                                                                          Конфуций

       Мудрые слова. Можно соглашаться с ними, а можно и не соглашаться.  Но как бы мы порой в текучке дел не хотели бы избежать в работе каких-либо новых веяний, по разным причинам нам это не удается, так как сама жизнь, наши обычные и необычные дети вносят в нее коррективы, «подталкивают» нас, учителей, к решению ряда проблем разными путями, один из которых - применение новых технологий. 

        Внеурочное время обучающихся должно быть наполнено интересным  содержанием. Наш ученик – это не только школьник, но и прежде всего человек с многогранными интересами, запросами, стремлениями. Кто он будет, когда вырастет? Каким он будет? Воспитать гражданина, целеустремлённого, убеждённого, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого, - это долг каждого педагога. Решить эту задачу поможет хорошо продуманная система работы с ребятами во внеурочное время.

«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент

стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании,

а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса,

значительно повышающей его качество»

( Из Концепции долгосрочного социально-экономического развития

Российской Федерации на период до 2020 года)

Современное общество справедливо называют информационным. Вопросам информатизации и в нашей школе всегда уделялось особое внимание. В школе проводится работа по созданию единого информационного пространства на основе интеграции информационных и коммуникационных технологий в образовании и воспитании; происходит формирование организационно-педагогических условий для адаптации ученика и учителя к требованиям современного информационного общества.

         В современном обществе, многие со мной согласятся, учить детей легче, чем воспитывать. Процесс воспитания требует более тонкого подхода к ребенку и это процесс постоянного творчества.

И я считаю, что в решении воспитательных задач огромную роль играют инфорационно-коммуникационные технологии.

        Широкое внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс позволило расширить арсенал методологических приемов: появилась возможность создания зрелищных компьютерных средств воспитания с элементами графики, звука, видео, мультимедиа, гипер-текста, что способствует повышению эффективности педагогического труда.      

      Грамотное применение любых информационных технологий влечёт за собой развитие личности ребёнка: интеллекта, памяти, внимания, дает возможность представить воспитательную систему на качественно новом уровне. 

Использование ИКТ в воспитательной практике

  • Поиск и сбор информации;
  • Банки данных по различным направлениям воспитательной работы;
  •  Развитие исследовательских способностей детей (создание проектов);
  • Формирование и развитие школьных СМИ;
  • Диагностика (психологическое тестирование, экспресс-диагностики);
  • Развитие школьного сайта;
  • Разработка грамот, дипломов и пр.;
  • Подготовка педсоветов на воспитательные темы;
  • Данные для родителей (памятки, рекомендации, презентации для родительских собраний и пр.);
  • Информация для классных часов;
  • Виртуальный музей;
  • Портфолио школьника;
  • Компьютерные карты здоровья;
  • Планы самовоспитания детей;
  • Игры, конкурсы, викторины;
  • Обобщение опыта.

Программа воспитания, на основе которой строится работа, является примерной, именно поэтому каждый учитель находится в постоянном поиске, корректируя её для своей работы.

Основными направлениями, по которым я работаю:

  1. Нравственно - правовое воспитание.
  2. Гражданско – патриотическое.

3. Художественная деятельность и эстетическое воспитание

4. Формирование здорового образа жизни

5. Познавательная деятельность

6. Работа с родителями

Работая по каждому направлению невозможно обойтись без современных информационно-комуникационных технологий.

Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Достоинства всех наших событий в школе с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Компьютер становится средством распространения и обмена информацией между учеником и педагогом, и способствует развитию у ребенка повышенного интереса к окружающему миру.

Множество мероприятий были проведены мною с использованием мультимедийных презентаций, которые позволили наглядно продемонстрировать дополнительные материалы: иллюстрации, музыкальное сопровождение, графики, таблицы. Проведенные КТД отличались особой погруженностью учеников в работу, работая индивидуально и в группах, ученики не успевали отвлечься, расслабиться, не замечая при этом, по их словам, как пролетало время.

Таким образом, благодаря  ИКТ - технологиям  создается атмосфера успешности для большинства учеников. Наиболее удачными являются те события, на которых у детей воспитывались такие качества души и сердца, как любовь к человеку, долг и ответственность, уважение, терпение, умение видеть красоту в простом и обыденном и дарить тепло и доброту.

       Использование информационно-коммуникационных технологий во внеклассной работе сочетает несколько направлений: и интеллектуальное, и творческое, также вырабатывается командный дух, умение работать в команде, азарт.

    Использование ИКТ внесло изменения во все стороны жизни нашей школы. В первую очередь – изменилась роль ученика. Он стал активным участником воспитательного процесса, превратился в партнёра  (помогает в подготовке и проведении внеклассных мероприятий).

      Таким образом, умело применяя ИКТ мы достигаем цели воспитания, которая состоит в том, чтобы помочь ребенку найти свое место в жизни и определить свое поведение с требованиями современной жизни, с умением адаптироваться в коллективе, прислушиваться к мнению коллектива, умению слушать, и воспринимать мир таким, какой он есть, изменять себя в зависимости от жизненных ситуаций и находить правильное решение.

Значение этого способа организации деятельности учащихся состоит в том, что оно позволяет выработать у учащихся определенную систему отношений к окружающей действительности, формирует образ самого себя, ценные мотивы, чувства, духовные потребности, ответственность за поступки.

Новые современные возможности помогают мне в работе не только с детьми, но и с их родителями. Ведь одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Мы привлекаем родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Использование ИКТ позволило нам сделать эту работу более успешной.

Но каждая работа должна иметь конечный результат. Эффективность воспитательного процесса – это не одноразовые срезы, пусть даже очень глубокие и детальные, а диагностика изменения ситуации развития ребенка в течение нескольких лет.

        Таким образом, можно сказать, что благодаря использованию ИКТ воспитательный процесс стал более эффективным. А эффективность воспитательного процесса - это соотнесенность полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в воспитательной практике.

        Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Занятия с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся  школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы педагога.

Говоря о положительных результатах применения информационных технологий в воспитательном процессе, не стоит все же преувеличивать возможности компьютеров, поскольку передача информации – это не передача знаний, культуры, и поэтому информационные технологии предоставляют педагогам хотя и очень эффективные, но вспомогательные средства.

Своим коллегам хочется пожелать: используйте компьютер как орудие труда, как инструмент для творчества! Передавайте свои знания детям, увлекайте учеников за собой, но не забывайте о здоровьесберегающих технологиях и принципе добровольной деятельности.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музейной педагогики в воспитательной работе

      В 2007 году наша школа №1 им. Героя Советского Союза Дмитрия Евлампиевича Комарова отметила  70-летний юбилей. Торжественное празднова...

Роль медиасреды в воспитательной работе

Подростки проявляют большой интерес ко всем электронным ресурсам, стремятся повышать свою компьютерную грамотность и применять свои умения на практике. Именно эти стремления и необходимо максимально ...

Семинар «Роль воспитательной работы в профилактике безнадзорности, вредных привычек среди подростков»

Цель:Информационно-просветительская работа по профилактике безнадзорности и вредных привычек среди подростков, пропаганде здорового образа жизни. Задачи:·...

Роль диагностики в системе воспитательной работы классного руководителя

На основе основной "управленческой" функции диагностики определены ее основные этапы. Предлагаются диагности изучения классного коллектива и личности учащихся. Раскрывается роль диагностики в системе ...

Роль патриоитческого воспитатния в системе воспитательной работы школы-интерната

Опыт  моей  работы  по  патриотическому  воспитанию  воспитанников – это  один  из  наших  примеров,  создания  эффективной  системы...

Роль воспитательной работы в формировании личности учащегося

Статья. Приложение: 1. Сценарий КВН в 10 классах "Физиология Петербурга". 2. Урок знаний "Я - гражданин! Я - петербуржец!"...