Роль ИКТ в воспитательной работе
материал по теме
«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент
стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании,
а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса,
значительно повышающей его качество»
( Из Концепции долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_ikt_v_vospitatelnoy_deyatelnosti.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ефимова Светлана Викторовна
педагог-организатор
МБОУ «СОШ № 11»
Роль ИКТ
в воспитательной деятельности
Кто постигает новое, лелея старое, Тот может быть учителем. Конфуций Мудрые слова. Можно соглашаться с ними, а можно и не соглашаться. Но как бы мы порой в текучке дел не хотели бы избежать в работе каких-либо новых веяний, по разным причинам нам это не удается, так как сама жизнь, наши обычные и необычные дети вносят в нее коррективы, «подталкивают» нас, учителей, к решению ряда проблем разными путями, один из которых - применение новых технологий. Внеурочное время обучающихся должно быть наполнено интересным содержанием. Наш ученик – это не только школьник, но и прежде всего человек с многогранными интересами, запросами, стремлениями. Кто он будет, когда вырастет? Каким он будет? Воспитать гражданина, целеустремлённого, убеждённого, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого, - это долг каждого педагога. Решить эту задачу поможет хорошо продуманная система работы с ребятами во внеурочное время. «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» ( Из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года) Современное общество справедливо называют информационным. Вопросам информатизации и в нашей школе всегда уделялось особое внимание. В школе проводится работа по созданию единого информационного пространства на основе интеграции информационных и коммуникационных технологий в образовании и воспитании; происходит формирование организационно-педагогических условий для адаптации ученика и учителя к требованиям современного информационного общества. В современном обществе, многие со мной согласятся, учить детей легче, чем воспитывать. Процесс воспитания требует более тонкого подхода к ребенку и это процесс постоянного творчества. И я считаю, что в решении воспитательных задач огромную роль играют инфорационно-коммуникационные технологии. Широкое внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс позволило расширить арсенал методологических приемов: появилась возможность создания зрелищных компьютерных средств воспитания с элементами графики, звука, видео, мультимедиа, гипер-текста, что способствует повышению эффективности педагогического труда. Грамотное применение любых информационных технологий влечёт за собой развитие личности ребёнка: интеллекта, памяти, внимания, дает возможность представить воспитательную систему на качественно новом уровне. Использование ИКТ в воспитательной практике
Программа воспитания, на основе которой строится работа, является примерной, именно поэтому каждый учитель находится в постоянном поиске, корректируя её для своей работы. Основными направлениями, по которым я работаю:
3. Художественная деятельность и эстетическое воспитание 4. Формирование здорового образа жизни 5. Познавательная деятельность 6. Работа с родителями Работая по каждому направлению невозможно обойтись без современных информационно-комуникационных технологий. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Достоинства всех наших событий в школе с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Компьютер становится средством распространения и обмена информацией между учеником и педагогом, и способствует развитию у ребенка повышенного интереса к окружающему миру. Множество мероприятий были проведены мною с использованием мультимедийных презентаций, которые позволили наглядно продемонстрировать дополнительные материалы: иллюстрации, музыкальное сопровождение, графики, таблицы. Проведенные КТД отличались особой погруженностью учеников в работу, работая индивидуально и в группах, ученики не успевали отвлечься, расслабиться, не замечая при этом, по их словам, как пролетало время. Таким образом, благодаря ИКТ - технологиям создается атмосфера успешности для большинства учеников. Наиболее удачными являются те события, на которых у детей воспитывались такие качества души и сердца, как любовь к человеку, долг и ответственность, уважение, терпение, умение видеть красоту в простом и обыденном и дарить тепло и доброту. Использование информационно-коммуникационных технологий во внеклассной работе сочетает несколько направлений: и интеллектуальное, и творческое, также вырабатывается командный дух, умение работать в команде, азарт. Использование ИКТ внесло изменения во все стороны жизни нашей школы. В первую очередь – изменилась роль ученика. Он стал активным участником воспитательного процесса, превратился в партнёра (помогает в подготовке и проведении внеклассных мероприятий). Таким образом, умело применяя ИКТ мы достигаем цели воспитания, которая состоит в том, чтобы помочь ребенку найти свое место в жизни и определить свое поведение с требованиями современной жизни, с умением адаптироваться в коллективе, прислушиваться к мнению коллектива, умению слушать, и воспринимать мир таким, какой он есть, изменять себя в зависимости от жизненных ситуаций и находить правильное решение. Значение этого способа организации деятельности учащихся состоит в том, что оно позволяет выработать у учащихся определенную систему отношений к окружающей действительности, формирует образ самого себя, ценные мотивы, чувства, духовные потребности, ответственность за поступки. Новые современные возможности помогают мне в работе не только с детьми, но и с их родителями. Ведь одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Мы привлекаем родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Использование ИКТ позволило нам сделать эту работу более успешной. Но каждая работа должна иметь конечный результат. Эффективность воспитательного процесса – это не одноразовые срезы, пусть даже очень глубокие и детальные, а диагностика изменения ситуации развития ребенка в течение нескольких лет. Таким образом, можно сказать, что благодаря использованию ИКТ воспитательный процесс стал более эффективным. А эффективность воспитательного процесса - это соотнесенность полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в воспитательной практике. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Занятия с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы педагога. Говоря о положительных результатах применения информационных технологий в воспитательном процессе, не стоит все же преувеличивать возможности компьютеров, поскольку передача информации – это не передача знаний, культуры, и поэтому информационные технологии предоставляют педагогам хотя и очень эффективные, но вспомогательные средства. Своим коллегам хочется пожелать: используйте компьютер как орудие труда, как инструмент для творчества! Передавайте свои знания детям, увлекайте учеников за собой, но не забывайте о здоровьесберегающих технологиях и принципе добровольной деятельности.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль музейной педагогики в воспитательной работе
В 2007 году наша школа №1 им. Героя Советского Союза Дмитрия Евлампиевича Комарова отметила 70-летний юбилей. Торжественное празднова...
Роль медиасреды в воспитательной работе
Подростки проявляют большой интерес ко всем электронным ресурсам, стремятся повышать свою компьютерную грамотность и применять свои умения на практике. Именно эти стремления и необходимо максимально ...
Семинар «Роль воспитательной работы в профилактике безнадзорности, вредных привычек среди подростков»
Цель:Информационно-просветительская работа по профилактике безнадзорности и вредных привычек среди подростков, пропаганде здорового образа жизни. Задачи:·...
Роль диагностики в системе воспитательной работы классного руководителя
На основе основной "управленческой" функции диагностики определены ее основные этапы. Предлагаются диагности изучения классного коллектива и личности учащихся. Раскрывается роль диагностики в системе ...
Роль патриоитческого воспитатния в системе воспитательной работы школы-интерната
Опыт моей работы по патриотическому воспитанию воспитанников – это один из наших примеров, создания эффективной системы...
«Роль и место детского общественного объединения в организации воспитательной работы в школе»
О создании современного школьного детского объединения...
Роль воспитательной работы в формировании личности учащегося
Статья. Приложение: 1. Сценарий КВН в 10 классах "Физиология Петербурга". 2. Урок знаний "Я - гражданин! Я - петербуржец!"...