Роль патриоитческого воспитатния в системе воспитательной работы школы-интерната
статья по теме
Опыт моей работы по патриотическому воспитанию воспитанников – это один из наших примеров, создания эффективной системы формирования патриотического сознания у детей и юношеств и я хочу поделиться с этим с вами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на районной педагогической конференции
«Патриотическое воспитание: опыт и перспективы»
педагога-организатора Панаевской школы-интерната
Большаковой Светланы Юрьевны
2013 год
«Роль патриотического воспитания
в системе воспитательной работы школы-интерната»
. Как у маленького деревца, еле
поднявшегося над землей, заботливый
садовник укрепляет корень от мощности
которого зависит жизнь растения на
протяжении нескольких десятилетий,
так учитель должен заботиться о
воспитании у своих детей чувства
безграничной любви к Родине.
В.А.Сухомлинский.
Российская земля - край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории.
Отечество требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из них почувствовал великую ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие нации зависит от нас самих, от нашей самоотверженности, организованности, готовности к труду, высокой работоспособности. Время бессильна ослабить память человечества о неизменной стойкости и мужестве нашего народа, о славе тех, кто насмерть стоял у истоков этого ратного и трудового подвига.
С чего начинается патриотическое воспитание? Станет ли патриотизм личностно значимым качеством для наших детей? Или они будут цинично улыбаться, произнося такие понятия, как Отчизна, гражданин, чувство долга?
Давайте на минуточку задумаемся: какой станет наша жизнь, если из русского языка, из нашего сознания исчезнут эти понятия, дорогие сердцу подавляющего большинства? Кто-то, возможно, скажет: «Ну и что?» А кто-то глубоко задумается. Что ж, раздумья о Родине — самые важные минуты в становлении гражданина, в поиске своего места в жизни.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в нашей школе стало воспитание патриотизма. Это, на мой взгляд, основа социально-гражданского, духовного развития личности. Только на основе возвышающего чувства патриотизма и корневых национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется ответственность за её могущество, честь и независимость. О многостороннем формирующем влиянии патриотизма говорил великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он считал, что патриотизм — не только важная задача воспитания, но и могучее педагогическое средство: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Я считаю, что воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность школы по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Воспитание - работа творческая. Она не знает универсальных средств на все случаи жизни, требует постоянного поиска, умения поспевать за жизнью. Внутренний мир молодых людей психологически необычайно сложен и в такой же мере подвижен, изменчив. Добиться, чтобы каждый понял, что не только нужно брать от жизни, но и уметь отдавать другим, - это трудное и довольно тонкое дело. Пожалуй, только школа остаётся единственным островком, где пытаются воспитать подрастающее поколение в духе любви к Родине, используя при этом преемственность традиционных форм и методов.
Спектр мероприятий по патриотическому воспитанию достаточно широк. Перечислю основные из них:
- Месячник оборонно-массовой и спортивной работы;
- Районная (заочная)
- Военно-спортивная игра «Командарм – Патриот»;
- Конкурс патриотической песни «Русский характер»;
- Международный литературно-художественный конкурс «Гренадеры, вперед!»;
- Декада воинской Славы
Наши мальчишки ежегодно принимают участие в районных спартакиадах, где занимают призовые места. А какой эмоциональный настрой даёт школьная игра «Зарница», где результат зависит от каждого в отдельности и от команды в целом. Юноше, обдумывающему житье, важно постоянно думать о том, что наряду со множеством профессий, предоставленных ему обществом для выбора, есть такая, которой он должен овладеть обязательно, - профессия защитника Отечества.
Ежегодно десятиклассники проходят военные сборы допризывников. Эти сборы, развеяли всякие сомнения в таком вопросе, как «Служить или не служить в армии?» - все были единодушны: «Служить!».
Шефская помощь в ходе акции «Помощь ветеранам» стала не единичным визитом вежливости накануне праздников Дня Защитника Отечества и Дня Победы, а просто реальной заботой о конкретном человеке: более 5 лет мы с детьми общаемся с ветераном ВОВ Рыбъяковой Агнией Никитичной. Наша первая встреча состоялась в канун Дня Победы. Встреча была очень эмоциональной, и дети не могли удержаться, чтобы не сделать что-то полезное для этой 89-летней женщины. Эти отношения с годами переросли в дружбу, которая была необходима не только пожилой женщине, но и моим МОРЖАМ. Помощь по дому, задушевное общение с живым свидетелем тех грозных событий помогло приобрести детям бесценный опыт, и способствовали развитию человеческих качеств: сострадания, милосердия, взаимопонимания.
Я верю в педагогику авторитета – это антипод педагогики авторитарной. Стараюсь, чтобы на уроках мужества, учащиеся имели возможность встретиться с непосредственными участниками реальных событий: ветеранами ВОВ, локальных конфликтов; молодыми воинами-односельчанами Российской армии! Во время такой встречи можно получить ответ на любой интересующий тебя вопрос, а потом вместе с этими людьми поразмышлять: «А что такое Родина? Кто такой патриот?»
Гражданственность, ответственность — стержень нравственной позиции личности. Мы прослеживаем судьбы некоторых выпускников, которые предпочли учёбе в институте службу в армии. Они приходят в школу, встречаются с учениками, рассказывают о своей службе, о воинском чувстве выполненного долга.
Сколько всегда бывает положительных эмоций, когда мы принимаем участие в конкурсах рисунков, плакатов, «Слава тебе, победитель-солдат!», в районных конкурсах творческих работ «Россия, вперёд!», где неизменно занимаем призовые места. А сколько собрано и оформлено интереснейшей информации о родственниках и односельчанах, свидетелях грозного военного времени,
В школе ко Дню Защитника Отечества и Дню Победы каждый год организуем выставки книг, посвящённых защитникам Отечества, конкурсы рисунков и плакатов. На кануне Дня Победы проводим разные акции. 9 Мая наши лучшие ребята несут Почетный караул и возлагают венки и цветы к памятнику.
У каждого народа есть свои нравственные герои, верой и правдой служившие своему Отечеству. На примере наших предков мы стараемся воспитывать своих воспитанников. Наша школа – интернат стала местом, где ведется целенаправленная работа по воспитанию патриотов нашей Родины. Людей, которые будут гордиться своей Родиной, а значит, когда это необходимо, смогут её защитить и приумножить её славу как их отцы и деды.
Вторая мировая война, а для нашей страны Великая Отечественная для многих ребят ушла в далекое прошлое, но они помнят людей, которые отстояли Россию, ведь эти люди сегодня рядом с нами. Это они помогают ребятам стать настоящими патриотами своей Родины.
9 мая 2013 года исполнилось 68 лет, как советский народ разгромил немецкий фашизм, несший народам мира рабство. Живых героев тех огненных лет в нашем селе осталось совсем мало, но мы помним и чтим своих спасателей, отдавая им должное. Рядом с нами живут ветераны Великой Отечественной войны, самоотверженным трудом крепившие оборону и тыл: Рыбъякова Агния Никитична, Хороля Ларо, Сэротэтто Константин, Сэротэтто Максим. Поэтому каждый год в начале мая для тружеников тыла мы проводим литературно-музыкальную композицию, операцию «Помощь ветеранам» и акции «Георгиевская ленточка», «Парад победителей» и «Свеча памяти».
Очень важно, проводя работу по патриотическому воспитанию, учитывать, что в наши дни нельзя ребятам ничего навязывать, это может вызвать у них протест, отчуждение, нужно стараться делать это исподволь, заинтересовывая школьников возможностью проявить свои таланты и способности.
Патриотизм — это такое качество, включающее трудолюбие, стремление сделать что-то полезное для своей страны, ответственность за свои дела и поступки, а главное — за качество сделанного тобой. Мы не злоупотребляем этим понятием, чтобы не обветшало оно, не превратилось в пустословие. Но, думаю, что коллеги согласятся со мной: дух патриотизма живёт в нашей школе. И прежде всего — в делах наших детей, в позиции учителей, убеждённых в том, что такое воспитание нужно вести с первых же лет пребывания ребёнка в школе.
Многие нравственные качества человека закладываются в детские школьные годы! Без любви к Отечеству и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать у ребёнка чувство собственного достоинства, привить ему положительные нравственные качеств.
Сегодня современному обществу, как никогда, нужны патриоты — интеллектуально и духовно развитые люди, любящие свою Родину, почитающие традиции наших дедов и прадедов, способные на самопожертвование во имя спасения жизни своих сограждан. Патриотическая работа со школьниками – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость России.
Большое внимание в школе – интернате уделяется спорту. Есть секции футбола, волейбола и баскетбола. Занимаются все желающие с 1 по 11 класс. Есть секции атлетической и оздоровительной гимнастики. Есть секции по теннису, по национальным видам спорта. Школа –интернат открыта для детей с 8 утра до 22 часов. Дети в нашей школе – интернате подтянутые, вежливые и доброжелательные. Опыт школы – интерната показывает, что весь учебный и воспитательный процесс может сопровождаться укреплением здоровья, развитием образного мышления и гармоничного восприятия окружающего мира.
В коротком материале нельзя познакомить всё. Что я провожу и показать все особенности организации учебно – воспитательного процесса. Главное, что я стремлюсь дать детям хорошее образование и вырастить их психически, физически и нравственно здоровыми людьми, достойными гражданами и патриотами нашей Родины – России.
Краткие выводы:
1.Опыт моей работы по патриотическому воспитанию воспитанников – это один из наших примеров, создания эффективной системы формирования патриотического сознания у детей и юношеств.
2. Я не претендую на абсолютную истину в воспитании, но анализ показывает, что работа по патриотическому воспитанию весьма положительно влияет на дисциплину, культуру поведения и отношение воспитанников к таким ценностям, как: Родина, честь, достоинство, свобода, ответственность.
3. Решающим условием успех в воспитании воспитанников являются комплексный подход, использование всех форм воспитания: патриотического, физического, эстетического и нравственного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль диагностики в системе воспитательной работы классного руководителя
На основе основной "управленческой" функции диагностики определены ее основные этапы. Предлагаются диагности изучения классного коллектива и личности учащихся. Раскрывается роль диагностики в системе ...
План воспитательной работы школы-интерната на 2012-2013 учебный год
Представлен общешкольный план воспитательной работы на учебный год по основным направлениям воспитательной работы школы....
Концепция воспитательной системы ГКОУ РО школы-интерната VIII вида № 14 г. Волгодонска
В материале описана воспитательная система ГКОУ РО школы-интерната VIII вида № 14 г. Волгодонска.Цель воспитательной системы: создание единого воспитательного пространства, центром и главной ценностью...
Ученическое самоуправление и ДО "МОРЖ" в системе воспитательной работы школы-интерната
Школа – это маленькая модель общества. Если мы хотим, чтобы школьники во взрослой жизни стали инициативными людьми, то необходимо сделать их инициативными уже в школе, если мы хотим, чтобы ребята науч...
Патриотическое воспитание в системе воспитательной работы школы-интерната. Номинация: На благо Отечества
Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в соци...
Организация процесса здоровьясбережения и здоровьясохранения обучающихся в воспитательной работе школы - интернате
Выступление на педогагическом советеВступление ребенка в возраст ученичества повышает нагрузку на весь организм. Именно поэтому охрана и укрепление здоровья ребенка является не только важной медицинск...
Роль воспитателя в системе воспитания учащихся школы – интерната
Профессиональная деятельность воспитателя ответственная, потому что он является первым воспитателем в жизни ребенка после родителей, закладывает основы воспитания, и от его результатов работы ча...