Роль музейной педагогики в воспитательной работе
методическая разработка (10 класс) по теме
В 2007 году наша школа №1 им. Героя Советского Союза Дмитрия Евлампиевича Комарова отметила 70-летний юбилей. Торжественное празднование началось с открытия музея школы «Вехи памяти». Инициатором создания школьного музея, который находится в одноэтажном здании рядом со школой, является директор школы Евгений Иванович Квашнин, учитель истории и обществознания, выпускник нашей школы. Директором музея назначена Троцкая Людмила Леонидовна, проработавшая в школе более 35 лет, из них 25 лет организатором воспитательной работы, человек, фанатично преданный своему делу.
Школа тепло приветствовала своих выпускников и учителей – ветеранов.
На юбилее школы я начала осознавать насколько значима школа в жизни каждого, кто здесь провёл и проводит самые яркие, незабываемые отрезки времени под названием школьная жизнь. Школа – место, где непрерывная связь времён представлена в виде удивительного духа единения учителей и учеников всех поколений. Наша школа необычна своей историей – носит имя Героя Советского Союза Дмитрия Евлампиевича Комарова. В годы войны здесь располагался госпиталь.
За 70 лет школу №1 закончили более 60 000 выпускников, среди которых 105 получили золотые и серебряные медали (41золотая и 64 серебряные) Школа гордится своими выпускниками. Среди них – кандидаты и доктора наук, которые работают в России и за её пределами.
Роль музейной педагогики в работе классного руководителя.
«Память - это тот посох, на который человек опирается в своем жизненном пути, она делает его зрячим…»
В.П.Астафьев
Музей «Вехи памяти», созданный к 70-летию школы в 2007 году при МОУ СОШ №1 им. Д.Комарова г. Шахуньи, является одной из форм дополнительного образования в условиях данного образовательного учреждения. Директор школьного музея Л.Л.Троцкая, проработавшая в МОУ СОШ №1 им. Д.Комарова более 25 лет завучем по воспитательной работе, является настоящей хранительницей экспонатов, которые по крупицам собирались и хранились в школе.
Школа имеет богатую историю. Беспримерный подвиг в Великой Отечественной Войне совершил ученик нашей школы Герой Советского Союза командир танка Т -34 гвардии лейтенант Дмитрий Евлампиевич Комаров. Все ребята из первого выпуска 1941 года ушли на фронт и погибли, защищая Родину от фашизма. Письма с фронта учеников, учителей, воспоминания ветеранов, газетные вырезки о жизни школы в годы войны, когда здесь находился госпиталь, благодарные послания учеников – выпускников военных училищ, которые пошли по стопам героя – земляка и многие другие экспонаты представляют собой огромную воспитательную и научно – познавательную ценность. Музейная педагогика – новая форма учебного взаимодействия, важная часть общего, «ежедневного» воспитания учащихся в вопросах истории прошлого, в формировании духовно – нравственных ориентиров у учащихся.
Цель музейной педагогики– создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.
Задачи музейной педагогики:
§ Воспитание любви к школе и уважения к учителям;
§ Воспитание любви к родному краю и людям;
§ Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции;
§ Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
§ Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики.
Задолго до открытия школьного музея, принимая участие в оформлении экспонатов об истории школы в годы войны, привлекла к работе учеников своего класса. (Тогда они учились в 8-м классе.) Их не оставили равнодушными письма, карточки, фотографии с фронта, которые они могли потрогать, обсудить. Письма с фронта…. Они занимают особое место среди экспонатов школьного музея, играют первостепенную роль в воссоздании «живого образа человека». Чем дальше уходят годы Великой Отечественной войны, тем с большим волнением и бережностью относимся мы к заветным «треугольникам» – самым дорогим реликвиям, которые передавались из поколения в поколение. Ребята могли рассказать об этом. Поэтому первыми экскурсоводами в музее стали эти ребята. Записались всем классом (23 человека) в кружок «Поиск», который ведёт директор школьного музея Троцкая Л.Л.
Тесное сотрудничество и взаимодействие с ней помогает мне планировать и проводить мероприятия на материалах школьного музея, развивать сотворчество, активность, самодеятельность ребят класса в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов.
Участие в проекте социальной направленности «Я –Гражданин России» (время действия проекта: 2007 – 2012 гг.) способствует формированию интереса к истории страны, своей малой Родины, школы и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.
Цель проекта:
Развитие гражданско – патриотического воспитания на материалах школьного музея.
Вместе с активом из десяти учащихся моего класса, входим в Совет музея. Вместе планируем работу на каждую четверть по проведению экскурсий. Ежегодно составляется план работы кружка и план работы музея, согласно которым проводятся внеурочные мероприятия, как для учащихся нашей школы, так и для гостей города, района, области.
В реализации проекта музейная педагогикадает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности;
- организовать дополнительные внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее;
- воспитывать патриотическое сознание школьников;
- развивать коммуникативные компетенции, навыки исследовательской работы учащихся;
- формировать чувства ответственности и гордости за свою школу, семью, чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.
Основные направления:
- Поисково-собирательское.Это направление даёт возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. Много исследовательских работ на материалах музея ребята создали за 4 года. Самые яркие о выпускниках: о Д.Комарове, М.Светлове, первых выпусках, ветеранах – участниках войны и т.д
Например, собирая материал о Михаиле Светлове, выпускнике школы 1939 г., курсанте Московского командного училища 1941 г., который погиб в самом начале войны, удалось воссоздать его жизнь по почтовым карточкам, который посылал Михаил своим родным по мере следования на фронт: Костромская, Ярославская, Пензенская обл. …
«Здравствуйте, дорогие родители папочка и мамочка, а также бабушка и Витя.В настоящее время пока жив и здоров и вам, дорогие мои родители, от всего сердца желаю доброго здоровья.Если буду жив и здоров, то постараюсь за всю вашу заботу отблагодарить на деле.»
16.10.1941 г. –последняя весточка с фронта.
Родственники не знали, когда погиб и где захоронен М.Светлов. Л.Л. Троцкая сделала запрос в центральный архив министерства обороны и в этом году, в августе пришёл ответ, что командир взвода 1103 стрелкового полка 328 М.П.Светлов погиб 14.12.1941 г. и похоронен в с. Ивановское Тульской области.
Бережно перебирая пожелтевшие от времени листочки писем с фронта, невольно окажешься в атмосфере того времени и понимаешь, какую историческую ценность они представляют, ведь по ним можно проследить историю целого поколения. Не все солдаты были героями, но все честно выполняли свой воинский и гражданский долг.
- Экскурсионное. Подготовка и проведение экскурсии в школьном музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Есть определённая группа учащихся, освоивших экскурсионное дело и желающих проводить экскурсии. Если раньше приходилось очень долго готовиться к выбору темы, составлению текста, сейчас таких проблем нет. Ученики сами распределяют роли, выбирают материал. Очень виден прогресс в презентационных, коммуникативных навыках подачи материала.
Что сделано:
Учениками 11 Б кружка «Поиск» за период 2007 – 2011 гг проведены экскурсии по темам:
- «Подвиг Д.Комарова» для учащихся школы (2-9 классы), для учащихся МОУ СОШ №2, МОУ СОШ №14, гостей из Н. Новгорода активу МОУ ДОД ЦДТ.
- «По стопам героя» о выпускниках школы, закончивших военные училища.
-«Школа в годы войны».
- «Учителя-ветераны войны».
- «Дети войны»
- «Первые выпуски»
- «Пионерская организация школы»
- «Традиции школы»
- «Письма с фронта»
- «Старые фотографии расскажут.
- Культурно-массовые мероприятия, дела. Встречи с участниками Великой Отечественной войны, учителями – ветеранами, выпускниками прошлых лет, деятелями науки, культуры и искусства. Школьный музей органично вписывается в план работы всего общеобразовательного учреждения.
Ученики 11 Б кружка «Поиск» за период 2007 – 2011 гг. провели 6 передач:
Цикл передач «От всей души» для учителей-ветеранов:
- «От А до Я в любом открытии всё начинается с учителя»,
-«У старости мудрое лицо»,
- «Учителя – ветераны ВОВ»,
- «День Победы – это радостный и грустный праздник»,
- « Дети войны»,
- «Письма с фронта»
Формы и метоы работы.
В основе лежит личностно-деятельностный подход к ребёнку, педагогика сотрудничества, многообразие образовательных маршрутов и право их свободного выбора учащимися создаёт условия для самоактуализации личности и её социализации. Если на уроках истории учащиеся получают основы знаний о городе и крае, то во внеурочной деятельности они могут углубить и расширить эти знания, кроме того, реализовать их в одном из видов практической деятельности, получить профессиональные навыки экскурсовода, исследователя, музейного работника.
Творческий потенциал детей сегодня может и должен быть использован и школой, и музеем. В деятельности школьного музея можно проследить большое разнообразие форм и методов работы с использованием музейных материалов в учебном процессе, обогащение содержания работы новыми формами, подсказанными современностью. Так появились музейные проекты, интерактивные, новые формы учебного взаимодействия в школе.
Проведение занятий требует дифференцированного подхода к учащимся, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ученика.
Музейные педагогические технологии.
Моя сверхзадача, как классного руководителя: создание условий для выработки у учащихся позиции созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию; позиции не столько механического запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и эмоционально-нравственной оценки.
Особенно эффективны в музейной педагогике технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения.
Как один из вариантов технологии индивидуального обучения может быть использован метод проектов. Это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Очень интересно проходят виртуальные экскурсии о истории школы на английском, немецком языке.
Связь с другими школами, городами.
В 2009 г. состоялась тёплая встреча по обмену наработок по музейной педагогике с педагогами и ребятами «Школы молодого лидера» МОУ ДОД ЦДТ из г. Нижний Новгород.
Переписка по e- mail:
с выпускниками военных училищ:
- Малковым Сергеем, выпускником школы1985 года, выпускником Благовещенского училища,
- с Роженцовым В.П, выпускником 1969 года, который по рекомендации Шахунского РКВЛКСМ был направлен, как лучший комсомолец, в Благовещенское высшее командное Краснознамённое училище имени маршала Советского Союза К.А. Мерецкого, которое закончил с отличием, затем поступил в военную академию бронетанковых войск имени Маршала Советского Союза Малиновского Р.Я. С отличием закончил академию. Присуждена учёная степень кандидата технических наук.
Участие в конкурсах
- Смирнов Вячеслав, занял 1 место в районном конкурсе «Мой первый учитель»
- Раевская Аля, стала лауреатом конкурса компьютерных презентаций «Салют, Победа!»
Большую исследовательскую работу провели все ребята по теме «История семьи в истории страны».
Защита проектов -15, исследовательских работ – 20человек.
Конкурсы плакатов, сочинений, – 23, эссе - 22человека.
В этом году мой 11Б последний учебный год работает в музее, в 2012 году будем подводить к завершению социальный проект«Я –Гражданин России». Результатпроекта в виде отчуждаемого продукта мы видим в созданных детьми конкурсных работах, творческих проектах, презентациях.
Неотчуждаемый продукт выражается в положительных изменениях, происходящих с личностью обучающихся, в их духовном росте, в дальнейшем желании принимать участие в жизни страны.
Внутренний результат увидеть сложнее. Диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:
-собеседование,
- методика сочинений,
- наблюдения,
- тестирования и др.
Успехи воспитательной деятельности связаны, прежде всего, с тем, насколько владеем мы умениями развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать атмосферу творчества, групповой ответственности. Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в коммуникативные ситуации, требуя проявления качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию. К таким качествам можно отнести рефлексию, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству. Именно эти качества стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска. В то же время эти качества составляют гуманистический потенциал учителя и способствуют всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребёнка, обеспечивая целесообразность и эффективность педагогического взаимодействия, повышение качества образования, формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения – главной цели современной школы, выполняющей социальный заказ общества.
Классный руководитель 11Б класса МОУ СОШ №1 им. Д. Комарова
Санаткина Галина Павловна
2011-2012 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Muzeynaya_pedagogika_pomogaet_mne_v_vospitatelnoy_rabote.docx | 891.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Музейная педагогика играет важную роль в формировании военно – патриотического, нравственного воспитания школьников.
При школьном музее «Вехи памяти», с момента его открытия, создан кружок «Поиск» под руководством директора музея Л.Л.Троцкой. Кружок посещают все ребята моего класса, где они не только знакомятся с подлинным материалом, который вызывает у них живой интерес, но и активно проявляют себя, готовят и проводят экскурсии, помогают в сборе и оформлении экспонатов. Создан актив кружка. Все кружковцы с гордостью носят юнармейскую форму.
Ежегодно составляется план работы кружка и план работы музея, согласно которым проводятся внеурочные мероприятия, как для учащихся нашей школы, так и для гостей города, района, области.
Активом кружка «Поиск» за период 2007 – 2011 гг. проведены экскурсии по темам:
- «Подвиг Д.Комарова» для учащихся школы (2-9 классы), для учащихся МОУ СОШ №2, МОУ СОШ №14.
- «По стопам героя- земляка» о выпускниках школы, закончивших военные училища.
-«Школа в годы войны».
-«Учителя-ветераны войны» и др.
13 ноября 2009 г. школьный музей посетили учащиеся из Н.Новгорода. Для них были организованы экскурсия и «Круглый стол».
Ежегодно для учителей – ветеранов ребятами из кружка «Поиск» проводятся передачи «От всей души», посвящённые Дню учителя и Дню Победы. Тесное сотрудничество с учителями – ветеранами играет важную роль в формировании нравственного воспитания школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль музейной педагогики в работе классного руководителя
В 2007 году наша школа №1 им. Героя Советского Союза Дмитрия Евлампиевича Комарова отметила 70-летний юбилей. Торжественное празднова...
Роль музейной педагогики в реализации образовательной программы «Искусство и культура моего народа» на уроках изобразительного искусства
Организация художественной деятельности школьников, их эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства. Использование музейной педагогики, как наиболее эффективной формы ...
Роль музейной педагогики в формировании личности учащихся.
Данная статья показывает важность музейных образовательных программ в становлении личности учащихся...
Роль музейной педагогики в воспитании учащихся школы
В работе описана роль музейной педагогики в формировании предметных и метапредметных результатах образования обучающихся....
«Роль музейной педагогики в воспитании школьников»
Данный доклад представляет опыт реализации духовно- нравственного развития и воспитания школьников(музейная работа)....
Статья на тему "Роль музейной педагогики в изучении географии в школе"
Статья рассказывает о том, какие преимущества имеет урок географии в музее? Примеры музеев Санкт-Петербурга, пригодных для проведения уроков географии.Пример проведения урока по изучению п...
Роль музейной педагогики в героико-патриотическом воспитании детей и молодежи (на примере школьного музея)
Статья "Роль музейной педагогики в героико-патриотическом воспитании детей и молодежи(на примере школьного музея) "...