«Роль и место детского общественного объединения в организации воспитательной работы в школе»
статья по теме

О создании современного школьного детского объединения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_detskom_dvizhenii.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья  «Роль и место детского общественного объединения в организации воспитательной работы в школе»

Актуальность

     Есть истины, которые не требуют доказательств. Одна из таких истин – всё начинается с детства. В том числе и постижение жизни, освоение опыта предшествующих поколений. Этот опыт ребёнок открывает для себя прежде всего дома, в семье, общаясь с родителями, бабушкой и дедушкой, старшими братьями и сёстрами.

     Нормальное и, тем более, благоприятное протекание детства во многом предопределяется тем, насколько внешняя среда способствует достижению оптимальных способностей детей или, по крайней мере, поддерживает развитие в пределах потенциальных способностей. Воздействие среды на воспитание, образование, культуру и здоровье детей может дать положительный толчок развитию или, напротив, затормозить его.

     Жизнь ребёнка происходит в бесконечных открытиях, которые он совершает под неусыпным контролем взрослых. Взрослые от большой любви и сильного беспокойства учат и поучают детей, указывают и оберегают от трудностей, но взрослеющей личности такая забота очень скоро станет в тягость.

     В школе ребёнка ожидают новые открытия. Педагоги, руководители школы будут знакомить его с законами, нормами и традициями общественного бытия. Для начала – с правилами поведения и школьными порядками. В зависимости от стиля и традиций школы, от педагогической интонации он получит первые представления об общественных приоритетах. Какими они будут? Чаще преимущественно авторитарными по своему характеру; в счастливых случаях – с робкими проблесками демократичности.

     А потом наступит момент, когда для подростка мнение сверстников начнёт превалировать над оценками взрослых. Традиционные школьные ценности, прививаемые ему с раннего возраста – послушность, исполнительность, старательность – вдруг будут поставлены под сомнение, да ещё и со всей категоричностью переходного возраста. Ничего удивительного. В возрасте «гадких утят» подростки впервые формулируют для себя непростые императивы личностной самореализации.

     Психологи считают фразу «Я сам» исходной в развитии личности. Представим современную среднестатистическую российскую благополучную семью, где родители с детства опекают ребёнка, решают, куда их чаду пойти учиться, чем заниматься в свободное время, в школу привозят , со школы встречают… Вечная опека взрослых быстро приучает таких детей к бездумности и самоуспокоенности. А потом мы, взрослые сокрушаемся: откуда такая безынициативность, социальная апатия, безответственность? Это с одной стороны. Но есть семьи, где общение ребёнка с родителями сводится к минимуму. И тогда подросток действует по собственному опыту или совету друзей. Кто-то, при хорошем раскладе, идёт записываться в кружок или в ставшие такими популярными в последнее время спортивную секцию (но сегодня не во все можно попасть бесплатно), кто-то предпочитает общение с этими же друзьями в «Контакте»… Но есть и такие, кто просто идёт на улицу. Детям подросткового возраста свойственно объединяться. Вопрос только в том, что станет смыслом их объединения.

     Есть такие дети, кто ищет выход своей энергии в общественной работе. Как правило таких сегодня немного.

     Каждый четвёртый житель современного Санкт-Петербурга – представитель молодого поколения. Сегодня в городе действуют свыше шести тысяч детских и молодёжных общественных организаций, действующих на базе школ, учреждений дополнительного образования. Многие объединения подростков вообще стремятся действовать за пределами школы.

     

     Имея опыт общения с некоторыми организациями из этого перечня, могу смело утверждать, что в них ребёнок взрослеет разумно, получает опыт совместной коллективной деятельности, имеет возможность раскрыть свои способности и реализовать их на практике, развивает лидерские качества. Подростки в детских объединениях сами устанавливают законы и правила отношений, сами находят точку приложения сил, сами оценивают сделанное. И всё-таки даже при выраженном стремлении подростков к самоорганизации ответственность за них несут взрослые. В первую очередь – организаторы, руководители, лидеры. Сегодня, как правило, это добровольцы. Время, когда старший пионерский вожатый был не только полноправным членом педагогического коллектива школы, но и членом педагогического совета, ушло в прошлое.

     Характерным явлением все прошедшие годы было «выталкивание» детских общественных формирований из стен школ, других общеобразовательных учреждений, ведь они (школы и иные детские учреждения) весь этот период не были ориентированы на развитие детского общественного движения. Многие директора школ, например, считают перспективу появления вновь в стенах своих учреждений детского общественного объединения нежелательной. Во-первых, потому, что это потребует больших дополнительных усилий как с их стороны, так и со стороны учителей, а школе и так хватает проблем, во-вторых, потому, что они побаиваются возможности появления, скажем и пионеров, и скаутов в одном классе. Наконец, многие из них вовсе не представляют себе какое место должно занять детское общественное, да ещё самодеятельное формирование в современной школьной системе. Среди педагогов есть, конечно, немало таких, кто откровенно ностальгирует по временам минувшим, но, увы, не так уж много тех, кто рискует сам заняться созданием детского общественного объединения. Кроме того, сегодня частенько имеет место путаница, смешение и подмена детских общественных объединений разными формами внеклассной работы, в том числе разными «школьными парламентами», «днями самоуправления» и т. п. Воспитательными мероприятиями, которые порой выдаются за детские объединения, но которые ими не являются по причинам отсутствия выраженной социальной направленности в деятельности или неразвитости реальных черт самодеятельности детей. Кроме того, по причине отсутствия самостоятельности в своей жизнедеятельности – они являются и по целям, и по сути частью школьной (внешкольной) системы, да ещё и представляют из себя часто лишь эпизодические, бессистемные явления. Как это ни жаль, но школе и системе дополнительного образования сегодня легче обойтись, так сказать, «своими средствами», нежели развивать детское общественное движение. Это действительно сложно, трудоёмко и не во всём понятно. Привычное, где учитель – «хозяин» - проще, а преимущества детских общественных формирований для системы образования воспринимаются сегодня, мягко говоря, далеко не всеми педагогами. Не каждый взрослый способен видеть в ребёнке личность, достойную уважения и понимания. Взрослые не всегда понимают, насколько значимы их признание и поддержка для детей, добровольно, по собственной инициативе осуществивших пусть скромную, но общественно значимую акцию. Именно поэтому серьёзная государственная поддержка участия подростков в жизни общества – один из факторов нового отношения к детям, к строительству мира в их интересах и вместе с ними.

     Люди, склонные и способные к работе с детскими сообществами на современных демократических началах, есть. Им свойственны смелость, образованность, умение широко мыслить, творческое отношение к делу.

Попробуем разобраться в самом понятии «детское объединение», «детская организация», «детское движение».

     Стремление к объединению – естественная потребность детского возраста. Объединяясь в разные группы, компании, команды дети тем самым объединяют свои знания, практический опыт, свои силы и возможности для достижения конкретной цели в различных формах деятельности. Именно поэтому ребёнок видит в объединении с другими детьми средство самозащиты, самоутверждение, самоопределение себя как личности, единственной в своём роде, и как члена сообщества себе подобных людей. Объединения могут быть для детей одного возраста и разного общества. Они отличаются по своим целям, программам деятельности, по количеству и составу своих членов, характеру устанавливаемых отношений, взаимодействий, связей, внутренней структуре, уровню развития и влияния на детей и подростков.

С детства каждый является членом различных объединений. Это семья, группа в детском саду, класс в школе, компания друзей, туристическая группа и т. д.

     Объединения могут быть постоянные и временные, большие и малые; формальные (имеющие статус и признание) и неформальные; реальные – существующие на практике и условные, в которых отсутствуют конкретные связи отношений. Например, такое объединение по возрастному признаку как «старшеклассники».

     Объединения могут быть различного характера по содержанию, форме, уровню развития.

     Некоторые из объединений могут характеризоваться каким-либо одним направлением деятельности (морское дело, экология, техническое творчество и др.), другие являются многопрофильными.

     По длительности существования детские объединения могут быть также ситуативные, то есть созданные для решения какой-либо задачи, не требующей постоянного участия (добровольцы, инициаторы).

     По характеру управления можно различать неформальные объединения, клубные объединения, детские общественные объединения.

     Одной из часто встречающихся форм объединения людей, в том числе детей и подростков, является «организация».

«Организация – объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель, и действующих на основе определённых процедур и правил…Это относительно автономная группа людей, ориентированная на достижение некоторой заранее фиксированной цели, реализация которой требует совместных и скоординированных действий. Характерной особенностью организации…является наличие в ней специального персонала, прошедшего специальную подготовку и выполняющего функцию управления»[1].

     Такая социальная общность, как организация, представляет собой сложную, взаимосвязанную систему социальных позиций и ролей, которые должны соответственно выполняться людьми. Являющимися членами той или иной организации.

Социальная организация даёт возможность человеку реализовать свои потребности и интересы, с учётом строго определённых правил. Эти правила устанавливаются исходя из социального статуса участников организации, социальными ролями, которые ему предписаны, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной организации.

Организация – объединение людей ради такой цели, которая не может быть достигнута никем из них порознь, хотя и важна для каждого. Достижение этой цели вынуждает их распределиться по ролям («горизонтально») и по руководству, подчинению – статусам («вертикально»).

     Возникает вопрос: «Может ли любое объединение быть организацией?» Ответ: «Нет, не может. Организацией является только такое объединение, которое отражает конкретные общественные интересы».

     «Детское движение – это совместные действия детей и подростков, которые объединяются для изменения своего положения в обществе, для изменения самого общества, окружающей их жизни и мира. Причём эти действия могут выражаться как через стихийные, так и через специально организованные формы» Детское движение можно, таким образом, рассматривать как участие, вплетение детей и подростков в общественную жизнь и деятельность.

     В основе детского движения лежит общественная самостоятельность детей и подростков, их собственное стремление участвовать в общественной жизни. Это стремление на первых порах не всегда ярко выражено, может носить ещё не очень осознанный стихийный характер.

     Во главе того или иного детского движения всегда есть формальный или неформальный лидер, лидеры. Ими часто являются взрослые. Это происходит тогда, когда среди ребят высок авторитет его личности, он компетентен и профессионален, действует, отражая их интересы, помогает им развивать способности.

     Научные исследования свидетельствуют, что подростки готовы к партнерству со взрослыми в детских общественных объединениях (57,3%) при определенных условиях. Если взрослый станет их старшим другом, будет помогать им, но в дела и решения объединения не будет вмешиваться (40,2%). Если взрослый желает и умеет быть равноправным членом (участником) объединения, будет делать все вместе с ребятами (34,7%).

По В. И. Далю, воспитание – это возвышенное духовное питание, умение найти спрятанное в человеке. Это целенаправленный процесс формирования характерного поведения и отношения ребёнка к самому себе, своей семье, объединению, коллективу сверстников в школе и вне неё, обществу, взрослым людям, учителям и т. д. средствами детского общественного объединения.

     Воспитание в детском общественном объединении – процесс выработки у растущего человека личностных свойств и качеств, опыта социальных отношений в ходе совместной со сверстниками (и поддерживающими их взрослыми), самостоятельно организуемой деятельности по обустройству доступных сторон окружающей и собственной жизни.

Открывая возможности для самовыражения подростков в позициях деятеля, преобразователя, открывателя, охранителя, творца, созидателя, детские общественные объединения способствуют формированию таких сторон социального опыта растущей личности, которые в других воспитательных организациях не могут получить полноценного развития. Прежде всего, это опыт солидарного участия в обустройстве общественной жизни и общественно-приемлемых способов социального самоутверждения, социальной ответственности, организации общественного самоуправления.

Межрегиональная детская общественная организация Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Ю.Питер».

     Всё вышесказанное, конечно, верно, но, чтобы действительно понять, что такое детская организация, детское объединение, в чём их значимость, нужны их реальные действия. Именно поэтому я хочу рассказать о конкретной организации, а точнее о Межрегиональной детской общественной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Ю-ПИТЕР» (МДОО «Ю-ПИТЕР»), действительным членом которой является школьное детское объединение «200 %», которым я руковожу с 2007 года.

МДОО «Ю-ПИТЕР» – это действующая на добровольной основе детская организация, являющаяся правопреемником Ленинградского Союза пионерских организаций. Свой День рождения МДОО «Ю-ПИТЕР» празднует 19 мая, а летоисчисление ведёт от 1991 года.

Флаг «Ю-ПИТЕР» - тёмно-синее полотнище с эмблемой в форме эллипса, в основании которого расположено название организации «Ю-ПИТЕР». Над названием на фоне стилизованного солнца расположены две детские фигурки-звезды, поддерживающие на вытянутых руках эмблему Санкт-Петербурга «Кораблик Адмиралтейства» и девизом «За Родину, Добро и Справедливость!»

У организации есть свой Устав и программы деятельности.

     Основная философия  МДОО «Ю-ПИТЕР» - знать для того, чтобы уметь, а уметь для того, чтобы действовать. «Ю-ПИТЕР» старается пробудить в детях желание открывать и развивать свои способности, помогать тем, кто нуждается в помощи, стремиться внести свой вклад в будущее Санкт-Петербурга, России. Не являясь политической организацией, МДОО «Ю-ПИТЕР» не сторонится политики. Но и не считает её своим основным делом, не принадлежит ни к одной из партий.

     Председателем Межрегиональной детской общественной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Ю-ПИТЕР» с момента её создания является Светлана Васильевна Шорина. Руководящим органом организации является Координационный Совет, в котором представлены в равном количестве представители (взрослые и дети) детских общественных объединений – членов Межрегиональной детской общественной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Ю-ПИТЕР».

     В настоящее время членами МДОО «Ю-ПИТЕР» являются 17 детских общественных объединений – школьных, районных, общегородских, профильных, таких как «Класс», «Радость», «Тури», «Рассвет», цирковой коллектив «Чайка», «2-3-7», «Друзья», «СМиД», «Лига-380», Городской клуб Советов школьных музеев «Клио», «ШКОДА!», «Друзья реки Охты» и другие.

МДОО «Ю-ПИТЕР» является субъектом:

С 1993 года – Санкт-Петербургского Круглого стола детских и молодёжных организаций;

С 1991, 2000 гг. – Общероссийского Союза детских общественных объединений «Союз детских организаций России – «Юная Россия»;

С 1990 г. – Международного Союза детских общественных организаций «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций»;

С 1993 г. – Eurojeune.

С 2001 г. – Общероссийской детской общественной организации «Детские и молодёжные социальные инициативы» (ДИМСИ).

МДОО «Ю-ПИТЕР» в 2001 г. включён в Федеральный реестр молодёжных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой.

     В деятельности МДОО «Ю-ПИТЕР» наиболее успешно реализуются следующие содержательные программы: «Круг друзей», «Досужее время», «ИграЯ УСПЕХ», «Туризм для всех», «Обнимем детством город наш», «За Дело, Дружбу и Честь!», «Оч. Умелые ручки»

     За годы существования  МДОО «Ю-ПИТЕР» сложилась система взаимодействия с органами государственной власти РФ и Санкт-Петербурга в Лице Департамента по молодёжной политике (Государственный комитет по молодёжной политике РФ), Министерства труда и социального развития РФ, Министерства образования РФ, Комитета по делам семьи, детства и молодёжи (Комитет по делам молодёжи) Администрации Санкт-Петербурга: разработана программа «Региональное взаимодействие» в детском лагере «Штормовой» Всероссийского детского центра «Орлёнок» (с 1988 года по настоящее время), разработана программа смотра-конкурса работы загородных детских оздоровительных учреждений (1993 г.), реализована программа Детских игр Доброй Воли (1994 г.), проведён Фестиваль детских лагерей «Взлетает бабочка надежды» (1995 г.), тематические программы летнего отдыха «Город сияющих огней», «Планета Солнечных зайчиков», «Город Чудес и Открытий», «Из века в век с любовью», «Мир начинается с Меня», специализированные программы для детей-сирот из 20 регионов РФ «Триумф XX века», смена актива детских домов Северо-западного Федерального округа РФ «Я – гражданин XXI века»

Реализованы издательские проекты: информационно-методические журналы «Круг друзей», «Кораблик детства», газета для детей и подростков «Круг друзей», сборник «Досужее время», справочник «Загородные детские оздоровительные учреждения Санкт-Петербурга.

Деятельность МДОО «Ю-ПИТЕР» отмечена дипломами Государственного комитета по молодёжной политике РФ, Почётной грамотой Министерства образования РФ, Дипломом губернатора Санкт-Петербурга.

Программы и проекты МДОО «Ю-Питер»

МДОО «Ю-ПИТЕР» - организатор массовых мероприятий для детей и подростков, которые создаются в рамках основных программ и проектов:

«Круг друзей»

Программа призвана помочь детям и разным категориям взрослых выработать новый взгляд на место детей в обществе в целом и роль общественной жизни в частности. Данная программа предусматривает согласованную реализацию трёх логических блоков:

  1. Тематические лагерные смены в каникулярное время. Развитие инструкторского движения среди детей.
  2. Издание аналитических и методических материалов, отражающих деятельность детских общественных формирований Санкт-Петербурга и области.
  3. Проведение тематических семинаров с целью повышения квалификации разных категорий специалистов, работающих с детьми.

Социальный эффект Программы состоит в том, что повышение уровня информированности детей и взрослых в вопросах детского движения позволяет формировать положительное отношение к данному социальному явлению и, главное, формирует позицию.

«Досужее время»

Программа помогает детям и подросткам, в соответствии с их возрастными особенностями, организовывать досуговую деятельность; развивать их интеллектуальные, творческие, коммуникативные способности; формировать у них самостоятельность, ответственность, чувство долга, доброжелательность…

«Обнимем детством город наш»

Программа объединяет детей, подростков и взрослых в реализации благотворительных, шефских акций, мероприятий для ветеранов войн и труда, учителей-пенсионеров, военнослужащих МВД, находящихся в зонах боевых действий в Чечне и членов их семей, детей-сирот.

«Город чудес»

Программа ставит своей целью помочь ребёнку осознать себя, осознать свои достоинства и недостатки; учит ребёнка найти своё место в системе отношений, понять истоки своего поведения; ориентирует на доброе отношение к людям, к себе самому. Главное в программе – создание внутренней ориентации подростка на Мир, Любовь, Радость…

«Туризм для всех»

Программа направлена на создание условий для формирования личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей Среды, пропаганда здорового образа жизни. Наряду с формированием туристских знаний и умений, программа обогащает представления ребёнка о целостности восприятия картины мира и своего места в нём.

«За Дело, Дружбу, Честь!»

Программа предлагает тематические блоки, направленные на воспитание у подростков важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. Они включают: любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, проблемам, почитание национальных святынь и символов.

Блоки программы:

«Обнимем детством город наш». Забота о городе и о его людях.

«Дом без одиночества». Забота о вдовах войны, ветеранах, работниках тыла.

«Цепочка памятных мест». Изучение, поиск и забота о памятных местах боевой и трудовой славы города.

«Бей, барабан!». Изучение государственных традиций и праздников. Овладение навыками обращения с символами, атрибутами организации.

«Сверим наши песни». Сбор песенного наследия поколений юных граждан.

«Оч. Умелые ручки»

Формирует эстетический вкус, даёт навыки оформительской деятельности, умения в области «Оригами», «Бумагопластики», «Бисероплетения», «Флористики», «Керамики».

«ИграЯ успех»

Программа создана для формирования благоприятного психологического климата внутри детского коллектива. Состоит программа из двух разделов.

Первый раздел написан для ребят, которым программа поможет разобраться в том, что такое коллектив, стадии его развития и чем он отличается от группы людей. Кто такой лидер, его роль в коллективе, и как стать лидером. Что можно сделать для решения вопроса общения внутри коллектива.

Второй раздел предназначен для взрослых, работающих с детьми. Он отвечает на вопросы: как формировать благоприятный психологический климат в коллективе? Как развивать потребность ребят в самосовершенствовании коммуникативных умений.

Школьное детское общественное объединение «200 %»

    Участвуя в программах и проектах «Ю.Питера», мои ребята учатся познавать окружающий мир и понимать свою роль в этом мире. Принимая участие в клубных днях, загородных выездах, творческих встречах, делегатских сборах, тематических сменах в загородных лагерях и детских центрах Ленинградской области «Силандэ», «Зеркальный», «Юность», «Электросила», во Всероссийском Детском Центре «Орлёнок», ребята приобретают бесценный опыт, который потом передают своим одноклассникам в школе и заражают многих интересными идеями. Сегодня в школе стала популярной газета «Переменка» (её выпуски ребята готовят сообща, чередуя поручения и распределяя обязанности: одни выступают в роли корреспондентов, другие верстают газету, есть и те, кто определяют тему выпуска, предлагая обсудить волнующие всех вопросы).Если раньше детей после уроков не заставить было остаться на репетицию, то теперь занятость репетиционных площадок в период подготовки к общешкольному коллективному делу расписана по минутам до позднего вечера. А сами творческие дела стали, по мнению и учителей, и родителей, и самих ребят интересными и объединяющими классные коллективы…

Но этому предшествовал сложный период становления.

     1 сентября 2007 года по воле судьбы я переступила порог школы № 200. Познакомившись с педагогическим коллективом и не увидев проявления особой активности классных руководителей при организации воспитательных мероприятий, решила действовать через ученический коллектив.

     Начиналось всё с первого коллективного выезда группы учащихся школы в город Приозерск, где уже несколько лет активно живёт детское объединение «ШкоДа».

На этот выезд я постаралась собрать учеников из разных классов. Программа выезда (а я была одним из его организаторов) была спланирована до мелочей и насыщена разнообразными делами: тренинги на сплочение, значимые социальные акции «Чистый город», «Курению –нет!», «Поможем животным», знакомство с ритуалами и символами «Ю.Питера», экскурсии по городу и в крепость Корела, увлекательные спортивные соревнования, интересные творческие дела, общая дискотека, вечерние «огоньки» – всё это послужило сплочению ребят. О том выезде ребята поспешили рассказать после возвращения всем в школе. Специальные статьи появились на страницах нашей газеты, на школьном активе состоялся творческий отчёт о поездке, но самое главное, информация о выезде живо обсуждалась среди ребят в классах.

     А потом сами ребята предложили организовать и в нашей школе своё детское объединение. Потекла бурная жизнь. Участвуя в праздничных городских мероприятиях, посвящённых 15-летию Круглого стола детских и молодёжных общественных объединений в апреле 2008 года, мои ребята познакомились с новыми объединениями, пообщались с руководителями и организаторами молодёжной политики в Санкт-Петербурге, приобрели новых друзей. А потом был летний выезд на смену в лагерь «Электросила». Вот лишь некоторые впечатления о смене самих ребят.

В этом году с 25 июля по 14 августа я была в составе детской общественной организации  «Ю.Питер» в лагере «Электросила». Это моё первое посещение лагеря. И я получила огромное количество положительных эмоций. Эта смена называлась «Ветер странствий». Мне очень понравилась смена. Все ребята были разделены на 3 отряда с разными названиями: 1 отряд назывался «Сушеные кальмары», 2 отряд – «Контрабанда», и 3 отряд «Крузенштерн». Все названия связаны с морской темой, поскольку в этой смене мы путешествовали по странам. Ещё мы ходили в поход на 3 дня. Там мы узнали друг друга лучше и очень хорошо сдружились со всеми отрядами. По очереди мы готовили еду, почти всё было из тушёнки, но очень вкусно! Мы очень сильно уставали и ночью спали, как убитые.

В середине смены у нас было «Евровидение», в нём участвовали несколько артистов, певцов, танцоров из каждого отряда. Из нашего отряда участвовали 2 человека – это Яна и Даня. Все участники были великолепны, но наша Яна оказалась самой лучшей, поэтому она заняла 1 место! За исполнение песни из известного кинофильма

«Титаник».

Наша смена была очень интересная, и я в составе нашего объединения «200%» поеду туда ещё.                                                                                        Даша Забордаева, 6 в класс

В летнем лагере мне очень понравилось. Особенно запомнилось разные праздники. Самый мой любимый -  «Мисс Ю.Питер». Девочки сначала сделали себе костюм, подходящий к  морской теме, потом подготовили продолжение стихотворения, которое начиналось словами  «Увидеть Париж и…».  Потом  надо было физически и морально подготовиться к вопросам  третьего тура. Начало праздника проходило так:  все  девочки вышли   на подиум и красиво прошлись под  музыку. Потом остановились, развернулись к зрителям показать себя. На испытании «Минута славы» были разные представления:  кто-то пел, кто-то показывал фокусы. Победила Женя из десятого отряда. Её призом стала красивая корона. В конце праздника показывали фотографии на тему: «А вот она  я!» и « Любовь!». В самом конце нас всех сфотографировали,  все девочки прошли под аркой, сооруженной из рук мальчиков. Все получилось забавно.

Ещё  у нас был праздник «Рыцарский турнир». К нему мальчикам-участникам надо было подготовить костюм, щит, копьё. Конкурс начинался с того, что ассистентки с микрофоном подходили к каждому рыцарю, а рыцарь должен был рассказать про свои доспехи или про свой талисман. У кого-то был талисман - орёл, у кого-то -  сердце, у кого-то - скорпион. Потом всех рыцарей разделили на пары, и у них было задание - сесть рядом с монитором, по которому шёл «мультик» без звука и озвучивать в микрофон то, что они видели на экране.  Очень смешно всё получилось. Мне понравилось.  Было и другое  задание: одному участнику закрывали глаза, а другой -  должен был говорить,  в какую сторону вести карандашом разные линии, в итоге - надо было нарисовать замок.

Каждое утро у нас в лагере начиналось так: сначала играл горн в 8-00, на весь лагерь звучала музыка. Никто, конечно, под эти звуки не вставал сразу, тогда наш вожатый Сергей Казаков включал на весь корпус громкую музыку, после чего все подпрыгивали на кроватях. Потом мы шли в «умывалку», чистили зубы. В  8-30 каждому отряду надо было выйти с флагом на «Капитан-шоу». На него  ребята  выходили под барабанную дробь, потом начиналась перекличка. Отряды произносили своё название.  Дежурные командиры от отрядов выходили к ведущим, ведущие оглашали задание, а дежурные командиры его выполняли. Тому, кто выигрывал, вручалась медаль «Капитан дня». «Капитан-шоу» проходило всегда необычно.

 В последние 3 дня перед отъездом  каждому отряду надо было  снять фильм. У 8 и 9 отрядов фильм был про любовь,  а у 10 отряда «Остаться в живых». Фильмы снимались интересно, правда,  все постановщики и исполнители главных ролей были к тому времени изрядно уставшими. У 9-го отряда фильм про то, как девочка с мальчиком влюбились, но один «мелкий» проказник каждый раз всё портил, но в итоге он сам и влюбился. Фильм 10-го отряда было интересно смотреть,  во время  демонстрации в зале все были охвачены настоящим страхом, так как эта работа была очень необычна и особенно всем понравилась.

А мне понравилось отдыхать в лагере вместе с «Ю.Питером»!

Труфанова Люба, 7 в класс

Мы постоянно выезжаем в гости к детским объединениям на клубные дни, на обучающие занятия в офис «Ю.Питера», в загородные лагеря. Впечатления от этих выездов только позитивные, но самое главное, - ребята привозят оттуда новые идеи в свои классы и уже здесь, в стенах школы, реализуют их по-своему.

С 17 по 26 ноября в ЗЦ «Зеркальный» состоялась  зимняя смена «ИграЯ в себя», которую проводил «Ю-Питер». Из нашей школы и  детского объединения «200%» принимали участие в этой смене восемь человек: ученики 6-го класса - Иван Кузнецов и Илья Колецкий и ученики 10-х классов - Баринова Наташа, Боталова Настя, Ермаченков Георгий, Щемелинин Дмитрий, Гасова Оля и Саитова Юля.

На смене было много интересных развлекательных мероприятий: «Ты и я»- конкурс пар; конкурс актерского мастерства, фотоконкурс, спортивные мероприятия, конкурс фильмов. Также у участников смены проходил ШАР (школа активной работы), на нем «зеркалята» учились играть на барабанах, танцевать, постигали основы актерского мастерства, учились петь и играть в различные интересные игры.

Свободного времени почти не было, мы постоянно готовили номера к концертам, играли, и, конечно же, учились!!!

 В нашем отряде работали две вожатые - Саша и Алина и два стажёра Федя и Оля, представители ДОО «Театр «Дети для детей». Каждый вечер проходил «огонек» (на нем обсуждались итоги дня, он проходил при свечах на отрядном месте).

Самым интересным делом смены, по моему мнению, были съёмки фильма, в которых участвовали все ребята отряда.

Очень интересными событиями были открытие и закрытие смены в ЗЦ «Зеркальный». За активную работу в смене «ИграЯ в себя» мы были награждены двумя бесплатными путевками на январскую смену «Сто классных газет» во Всероссийский детский центр «Орлёнок». Кто туда поедет, мы будем решать сообща.

Впечатления о смене отличные: очень добрые, понимающие вожатые и стажёры, интересные мероприятия и конкурсы, отличное питание, хорошее обучение, добрые педагоги и просто тёплая дружеская обстановка.

 Боталова Анастасия, 10 «б» класс

Смена с 17 по 26 в ЗЦ «Зеркальный» прошла на «УРА!». На протяжении всего нашего пребывания в лагере стояла замечательная погода. В первый же день выпал снег. В «Зеркальном» существует традиция собираться вечером вокруг горящей свечи. Собравшиеся люди делятся секретами, открывают душу, узнавая друг о друге много нового. Каждый день пребывания в «Зеркальном» был очень насыщенным, свободного времени почти не было. Да оно нам было и не нужно, потому что постоянно проводилось много веселых и интересных мероприятий. Например, школа танцев, круг друзей, цирк, маска (актерское мастерство), строевая подготовка, урок игры на барабанах и многие другие интересные ШАРы (школа активной работы). Также проводились спортивные мероприятия: кросс на 3 км, турниры по шашкам и шахматам, армрестлинг. Прыжки на скакалке, футбол, фотокросс. Между всеми отрядами проводились игры по станциям.

        У нас были замечательные вожатые, которые организовывали для нас различные интересные игры внутри отряда. Эти игры сближали нас. Каждый вечер мы пели песни под гитару, делились впечатлениями о прожитом дне.

        Очень нам понравились концерты, посвященные открытию и закрытию смены. Мы с отрядом сняли фильм про нашу жизнь, который показали в конце смены. Последняя дискотека была самой веселой – отличное завершение отдыха и полезной работы.

                                                                              Саитова Юлия, 10 «А» клас,

                                                                                      Ермаченков Георгий, 10 «Б» класс

Щемелинин Дмитрий, 10 «Б» класс

Мне запомнился лагерь «Зеркальный» своими интересными играми, конкурсами, развлекательными программами. У нас практически не было свободного времени. Наши вожатые Юля и Саша на время заменили нам родителей. Они добрые, и мы иногда, пользуясь этим, выводили их из себя. Тогда они нас ругали, но мы понимали, что виноваты. Самое главное, что они поддерживали нас в трудную минуту. Ребята в отряде быстро сдружились.

Самым запомнившимся для меня остались вечерние «огоньки», когда мы зажигали свечу и открывали друг другу свои мысли, а иногда и самые сокровенные!

 Гусарова Саша, 7 «в»  класс

     Самые активные участники объединения награждаются поездками во Всероссийский Детский Центр (ВДЦ ) «Орлёнок». Всего за неполных два года участниками разнообразных тематических смен в «Орлёнке» стали семь членов доо «200 %».

   В этом году мне посчастливилось побывать  в детском центре «Орлёнок». Он расположен в одном из лучших уголков России, на берегу Чёрного моря и состоит из семи детских лагерей: «Звездный», «Стремительный», «Штормовой», «Солнечный», «Дозорный», «Комсомольский» и  «Олимпийский».  Я отдыхала в «Штормовом». Само здание «Штормового» спроектировано в виде корабля, а это значит, что и внутри всё было сделано в морском стиле, даже общались мы на морском языке. Как и на любом корабле, в «Штормовом» есть свои правила и законы.

   В первые дни было, конечно, тоскливо, но потом, когда со всеми познакомились, было очень хорошо и уезжать уже не хотелось. В нашем экипаже было много ребят и все они приехали из разных мест.

   Я попала в смену, которая называлась «Театральные подмостки». Задачей этой смены было поставить спектакль, к которому мы готовились в течение всей смены.

  В первые дни у нас не было школьных занятий и поэтому мы все дни то играли, то готовились к спектаклю. Для постановки мы выбрали сказку Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». У нас каждый человек был задействован в спектакле, у каждого была определённая цель: у некоторых – хорошо сыграть свою роль, а у меня была цель - сделать хорошие декорации. Я считаю, что со своей задачей я справилась: мои декорации были признаны лучшими. Но это ещё не всё, чем мы там занимались. Как я уже сказала: в первые дни мы играли и гуляли, затем стали ходить в бассейн. Это было прекрасно. Потом у нас были «огоньки». На первом «огоньке» нас посвящали в ТЕАТРАЛы, на втором – в УМАСы, на третьем огоньке – в МАСТЕРа  и на четвёртом  (последнем) нас посвящали в Орлята. Было очень интересно.

   У нас был знаменательный день – это торжественная линейка открытия театральной смены, на которой мы поднимали флаг России. Было очень торжественно. Так же выбирали командиров, боцманов, физоргов, режиссёров, журналистов. Я была боцманом.

  После всех организационных мероприятий у нас начались школьные занятия. Затем был  составлен определённый план. Одним из пунктов этого плана было посещение театра в городе Краснодаре.

 Краснодар очень красивый город, там мы были в театре и смотрели спектакль «Отцы и дети». Хороший спектакль и мы смотрели его с интересом.   

  Всё хорошее когда-то заканчивается, вот и подходит к концу наше пребывание в «Орлёнке». Чтобы нам было не очень грустно, мы организовали прощальный бал. Мы долго к нему готовились, подбирали костюмы, учили разные танцы, делали маски. Это было великолепно.  Время в «Орленке» пролетело быстро и наступила самая грустная пора – расставание, но мы не будем долго грустить, так как приобрели много друзей. Конечно же, мы будем поддерживать наши отношения, делиться с друзьями своими планами на будущее, вспоминать, как мы проводили время в «Орлёнке». "Орлёнок" – это место самых удивительных встреч.

Торовец Анастасия, 8 «а» класс

     Численный состав нашего объединения: 37 человек. Это ребята разного возраста (самый младший учится в шестом классе, старшие закончили школу в прошлом учебном году), все по-разному учатся, имеют свои личные увлечения, но всех их объединяет «200» и осознание той мысли, что именно они сегодня являются носителями новых идей и замыслов в своих классах. Девиз школьного объединения: «Нашим процентам расти с каждым днем!». И они растут на самом деле. Вот и учителя уже вовлечены в нашу деятельность. Предложили ребята из «200 %» к Дню рождения школы провести КВН между сборными классов и педагогами, и инициатива получила поддержку. А игра получилась замечательной! Дети, по наблюдению многих,  впервые так живо болели за своих педагогов, а сами учителя по-другому взглянули на некоторых учеников: «Вот он, оказывается, какой ответственный и активный!»- говорили они о неуспевающем в учёбе старшекласснике, который ловко управлял аппаратурой во время проведения игры и даже провёл один из её этапов.

     Общаясь с сегодняшними учениками «двухсотки», я стараюсь рассказать им о своих успешных учениках, прошедших опыт жизни в детском объединении «УЮТ-компания» и «Точка отсчёта», которые были созданы в местах моей предыдущей педагогической деятельности. Организуя сегодня разнообразные мероприятия в школе № 200, я приглашаю к участию в них и моих взрослых учеников. Сегодня многие их них нашли своё место в жизни, добились поставленных целей, состоялись как Личности. А когда удаётся организовать совместный выезд моих выросших и сегодняшних учеников, то эффект от такого совместного творчества колоссальный. Принцип преемственности даёт реальные результаты. Кто-то из ребят после такого общения начинает бороться с собственными комплексами, пробует себя в новом деле, смело вступает в диалог со сверстником и старшим товарищем.

     Большинство сегодняшних моих учеников считают, что членство в объединении помогает им развивать организаторские способности, получать новые социальные знания и умения. Объединение для ребят – это не столько место времяпровождения, сколь значимая часть жизни. Большинство ребят стремятся к деятельности в объединении в качестве организаторов и исполнителей. Родители отмечают, что участие их детей в общественной организации приносит им реальную пользу. Сами родители стали чаще интересоваться деятельностью школьного детского объединения, участвуют в подготовке и проведении творческих мероприятий, печатаются на страницах нашей общей газеты, рассказывая о своём детстве.

По-моему же собственному мнению, главным достижением двухлетней деятельности школьного объединения  «200 %» являются сложившиеся отношения товарищества между ребятами, представляющие собой единство взаимного уважения и взаимной требовательности. Сегодня чаще употребляется термин «отношения сотрудничества», хотя, безусловно, товарищество является более глубоким понятием. «Нет уз святее товарищества», писал Н. В. Гоголь. Потребность в уважении, принятии, поддержке является ведущей для наших ребят.

Среди основных направлений деятельности нашего детского объединения можно назвать:

-Выпуск газеты «Переменка».

-Выездные делегатские сборы.

-Благотворительные акции: «Посылка солдату-земляку», «От сердца к сердцу», «Письмо другу из Цхинвала», «Подарок ветерану»

-Добровольческие субботники по благоустройству территории Южно-Приморского парка

-Организация коллективных творческих дел

-Школа лидера

Наши достижения:

-2007-2008 год – за активное участие в программах  МДОО Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Ю-Питер» объединение награждено грамотами МДОО «Ю-Питер».и путёвками во ВДЦ «Орлёнок»

-Февраль 2009 год - на городском фестивале-конкурсе «Как вести за собой» лидеров детских общественных объединений движения «Союз юных петербуржцев» учащийся 6 «а» класса Максим Горюшин стал Лауреатом и Победителем в номинации «Лучшая защита портфолио»

-Февраль 2009 год- Грамота Командующего войсками Северо-Западного округа МВД РФ генерал-майора П.П.Дашкова за активное участие в благотворительной акции «Посылка солдату-земляку»

-Март 2009год – на Фестивале прессы детских общественных объединений газета «Переменка» получила Приз детского жюри специальный Диплом газеты «Пионерская правда» за лучшее освещение событий района.

     В наше время при упоминании молодёжи одним из первых на ум приходят понятия «фанатизм», «фанат». Поп-музыки, рока, кумиров от шоу-бизнеса, спортивных клубов. Когда-то, в советские времена, они назывались «неформалами» и как бы игнорировались как предмет изучения, а тем более партнёр для взаимодействия. Сегодня – это лишь частица пёстрого мира общественной жизни подростков, частица взрывоопасная. Исходя из этого, задача государства и общества состоит в том, чтобы в этой бурной стихии новой «неформальной», а по сути общественной жизни детей и подростков выделить те течения, направления и формы, в которых бы участники обретали свой первый опыт гражданственности, социальной значимости, получали первые уроки патриотизма, гуманизма, культуры мира. Поэтому размышления относительно стратегии и тактики детского движения в начале нового века следует отнести к позитивным, социально значимым направлениям.

     Тот период, когда словосочетание «детское движение» вызывало вопросы, разное толкование и даже недоумение, уходит в прошлое. За два десятилетия, прошедшее после трансформации единой и единственной детской организации (пионерской) в Союз пионерских организации (Федерацию детских организаций) в общественной жизни страны и, соответственно, в массовом сознании, произошли большие перемены.

Существо их в том, что от полного отторжения, неприятия взрослыми самого факта, самой возможности существования детской организации, постепенно те же взрослые приходят к осознанию того, что возможна деятельность разных объединений на одном пространстве, что это необходимо для значительной части подростков, как одна из форм проявления их естественной общественной активности. Сейчас уже многие родители с одобрением относятся к желанию своих детей вступить в ряды скаутов, экологов или новых пионеров (тогда как в начале 90-х годов стоило больших трудов объяснить представителям педагогической науки, социальных служб, что дети и энтузиасты взрослые сами вправе определять, какому объединению отдать предпочтение). Многие, но далеко не все, поскольку пока на радио, телевидении, в газетах и журналах ещё только пробивается информация о детях и подростках, осваивающих начальный опыт общественной жизни. И ещё потому, что в поколении взрослых чрезвычайно живуч стереотип представлений о детской организации, как составляющей государственной административно-бюрократической системы со всеми её пороками. Как правило, образ детской организации связывается с политикой, с партийной идеологией, несправедливо забывая о том ярком, романтическом, героическом образе, который привлекал (и заслуженно!) многие поколения подростков, но который нынешним детям, к сожалению, не известен.

     Демократия, свобода, выбор – это понятия желанные, благородные, высокие. Но освоение их. Соотнесение своей собственной жизни и судьбы с ними, далеко не так просты, как многим казалось на старте демократических реформ в общественной жизни детей.

Тем не менее, хочется верить, что путь, который сегодняшние дети вместе со взрослыми в рядах детского движения, поможет им стать настоящими гражданами, патриотами своего Отечества.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация воспитательной работы в школе как средство развития ключевых компетенций школьников

Данный материал можно использовать для проведения педагогических советов. методических мероприятий. В конспекте охарактеризованы основные ключевые компетенции школьников и способы их формирования....

Организация воспитательной работы в школе

План воспитательной работы школы на 2014-2015 уч.год...

Воспитательная работа в спортивной школе «Потенциал детских общественных объединений»

В МБУДО «Детско-юношеская спортивная школа №2» г. Белгородав соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) общего образования в центре восп...

«ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК ЯДРО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ»

Разработка направлена на обновление модели воспитательной системы современной школы через развитие и поддержку детских общественных объединений. Воспитательная система "Школьное агентство социаль...