Использование проектно – исследовательских технологий во внеурочной деятельности школьников
статья

Белавкина Надежда Дмитриевна

Рассматриваются вопросы личностно – ориентированного образования при организации исследовательской и проектной деятельности школьников. В основе педагогической деятельности лежит психолого – педагогическая концепция: фасилитационный подход. Личностно –ориентированный подход позволяет в полной мере раскрыть задатки каждого воспитанника и оказать помощь в их развитии и  реализации.

Использование современных образовательных технологий в образовательном и воспитательном процессах является неотъемлемй частью работы учителя в школе и педагога дополнительного образования. Их применение является неотъемлемой частьюв организации работы с детьми во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_proektno_-_issled._tehnologiy_1.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование проектно – исследовательских технологий

во внеурочной деятельности школьников

Использование современных образовательных технологий в образовательном и воспитательном процессах является неотъемлемй частью работы учителя в школе и педагога дополнительного образования.

Процессы воспитания и образования не отделимы друг от друга  как в урочной, так и во внеурочной деятельности. В объединениях по интересам и творческих группах у ребят появляется возможность расширить свои знания практически во всех предметных областях. И, что не маловажно, пополнить их в реализации практических дел, напрвленных на получение определённого результата. Сложность заданий помогает каждому ученикупродвигаться в собственном образовательном поле, создавая свой маршрут. При этом у каждого будет своя зона ближайшего развития, как при выполнении индивидуальной работы, так и групповой.

В своей педагогической практике использую  проектно – исследовательские технологии в разных направлениях при организации внеурочной работы: экологическое, гражданско – патриотическое, духовно – нраственное, социальное, краеведение.

Система творческих заданий предусматривает также применение учащимися активных методов для организации самостоятельной творческой деятельности. Таким образом, системы методов организации творческой деятельности учителя и учащихся ориентированы на единую цель и взаимно дополняют друг друга.

Мой педагогический опыт предполагает личностно-ориентированный характер организации воспитательно - образовательного процесса, который  позволяет решать одну из основных задач – выявление, развитие и поддержку одаренных детей, точнее, одарённости в каждом ребёнке. А увидеть эту одарённость не всегда просто и возможно.

 В тактике творческого стиля взаимодействия просматриваются следующие линии поведения учителя: умение поставить учебно-познавательные проблемы; стимулирование к поиску новых знаний и нестандартных способов решения задач и проблем; поддержка ученика на пути к самостоятельным выводам и обобщениям.

Классификация творческих работ учащихся.

1.Проблемно-реферативные — творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

2.Экспериментальные — творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат.

3.Натуралистические и описательные — творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности.

4.Исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.

В моей работе главными направлениями являются: гражданско – патриотическое, эколого – краеведческое и духовно – нравственное, которые очень тесно связаны, так как решают задачи нравственного становления личности и формирования устойчивой гражданской позиции.  Планирование и осуществление этапов учебного исследования является важной частью системной работы по приобщению ученика к науке. 

В основе педагогической деятельности лежит психолого – педагогическая концепция: фасилитационный подход. Суть в совместной ответственности учителя и ученика за общее дело. Основные личностные установки учителя при этом – ответственность и принятие ребёнка таким, какой он есть.

 Сочетание форм организации при выполнении творческого задания может быть разным. Задачи при этом также имеют свою специфику.

При индивидуальной: активизировать личный опыт учащегося, развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу для решения.

 При коллективной: обмениваться опытом определения направления поиска. Расширяет возможности учащихся анализировать сложившуюся ситуацию. Представляет различные точки зрения на уровень представленной ситуации.

При групповой: представляет совместный взгляд членов группы на поставленную ситуацию. Развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением других,  выслушивать и анализировать предлагаемые участниками группы направления поиска.

Сбор информации  при разных формах работы тоже разный.

При индивидуальной: развивает исследовательские умения учащихся по организации поиска необходимой информации (классификационные умения, умение сужать поле поиска, выделять существенные признаки)

 При коллективной: расширяет индивидуальный опыт по рассматриваемой проблеме через обмен необходимой информацией между учащимися. Развивает умение совместной организации поисковой деятельности. Выявляет собственные организационные возможности учеников.

При групповой: развивает умения распределять функции и роли между участниками группы, планировать деятельность, определять меру ответственности участников группы

 Принятие решения предполагает свою специфику.

При индивидуальной: самостоятельно использовать освоенные методы, реализовать опыт творческой деятельности, предложить собственную версию решения задачи.

 При коллективной:  обмениваться опытом применения методов творчества при выполнении задания. Расширяет возможности учащихся в выборе оптимального из множества предложенных способов решения задачи

При групповой: освоить способ выполнения задания в совместной деятельности. Развивает умения планировать решение задачи в соответствии с выбранным методом, распределять функции между участниками группы, совместно обсуждать ход решения задачи, отстаивать личную позицию.

Анализ творческого продукта имеет свои особенности.

При индивидуальной: вырабатывает умение самоанализа. Позволяет демонстрировать и защищать полученный творческий продукт.

 При коллективной: позволяет сопоставить субъективные результаты выполнения задания учащимися и определить объективный уровень полученного результата (на фоне результатов других).

         При групповой: демонстрировать совместный продукт, полученный группой. Развивает умения оценивать уровень выполнения творческого задания, сопоставлять собственные результаты с результатами работы других групп.

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося.

Мои принципы в работе.

1. Считаю, что каждый школьник имеет право быть понят учителем как человек, обладающий своими индивидуальными особенностями, стремлениями, своим складом ума и характера, такое понимание поможет полюбить детей, уважать их.

2. «Не навреди и помоги» - интерес к знаниям и их совершенствованию во всех областях необходимо вовремя поддержать.

3. «Ребенок, дай мне руку, чтобы я могла идти в лучах твоей веры в меня»

 Педагогическое сопровождение – важный момент в работе. Ребёнок робко делает свои первые шаги по дорожке успеха и вера в поддержку педагога для него необходима.

Составить презентацию – это не так сложно, но представить её на конференции – это очень серьёзно и ответственно. Научить этому должен педагог – наставник. На краевой краеведческой конференции свои работы представляют старшеклассники, проявляя навыки работы с презентацией в индивидуальной и групповой формах.

 С результатами своих исследований успешно выступили наши ученицы на краевой конференции школьников в ПИППКРО. Первые выступления на краевом конкурсе всегда волнительны. Но эти волнения оправдываются, когда получаешь высокую оценку представительного жюри, в состав которого входят преподаватели ВУЗа.

4.  «Отдай ребёнку всё, что можешь» - этот процесс долгий, но необходимый. Педагог ценен опытом передачи своих знаний и умений ученикам. И тогда радость победы оправдывает все волнения, и ты счастлив вместе с детьми. Особенно, когда получаешь высокую оценку не только на краевом уровне, но и Всероссийском.

5. «У человека всегда есть всё, чтобы осуществить свою мечту!»

( Пауло Коэльо). Дети, увлечённые энтомологией, побывав на экскурсии в биолого – почвенном институте ДВО РАН выразили серьёзное намерение заниматься наукой. Первые шаги в этом направлении – изучение майских жуков, которых  практически нет в Приморье, вернее они есть, только под другим названием – дальневосточный хрущ . А для сравнения наловили жуков в Подмосковье, где их огромное количество. Исследование продолжится, но уже в лабораториях, совместно с учёными.

 Удивительный мир подземных пахарей – ещё одна тема для исследования, которой заинтересовалась ученица 6 класса и провела эксперимент по выработке биогумуса в домашних условиях.

 И тема бездомных животных, которых с каждым днём становится всё больше, не может не волновать школьников. Собаки и кошки брошены равнодушными людьми и нуждаются в нашей защите. Проект долговременный, рассчитан на привлечение большого количества людей. Второй массовый проект – «Использование энергосберегающих ламп и способы их утилизации» отмечен на Всероссийском конкурсе научно– исследовательских работ школьников» им. Менделеева.

 Интересы ребят самые разные. Их волнуют взгляды своих сверстников из других стран на вопросы охраны окружающей среды. При общении на Международном тигрином  форуме, на котором побывали старшеклассники, выяснилось, что интересы в сохранении экологического равновесия на планете у ребят из разных стран, совпадают.

 Счастье человека во многом зависит от того, какой смысл он вкладывает в свой труд, в свою работу. Смысл моей работы – раскрыть способности ребёнка и создать условия для их проявления и развития, нести добро, добру учить, добиваться цели через трудности.

Но прежде чем учить этому других, учителю самому надо постоянно учиться. Обмен опытом по формированию экологической культуры школьников  происходит на конференциях в ДВФУ  и биолого – почвенном институте ДВО РАН, по вопросам духовно – нравственного и патриотического воспитания - на семинарах, которые проходят в ПК ИРО. Участие в конкурсах «За нравственный подвиг учителя» и «Воспитать человека» – это и учёба, и экзамен одновременно, который приходится сдавать наравне с такими же учителями, как сам.

Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: « В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим.

Сейчас очевидно и то, что наступило время, когда нельзя рассчитывать только на учебный процесс. Его эффективность в обеспечении современного качества образования не безгранична, особенно в рамках классно-урочной системы. Личностно –ориентированный подход и использование проектно – исследовательских технологий позволяют в полной мере раскрыть задатки каждого воспитанника и оказать помощь в их развитии и  реализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование проектно – исследовательской технологии"

Данная статья содержит материал практического использования проектно - исследовательской технологии в учебной и внеклассной деятельности по географии....

Методическая разработка урока хореографии с использованием проектно-исследовательской технологии "Движение весны".

Данная методическая разработка позволяет ученикам второго класса научиться применять исследовательские методы для создания творческого продукта....

Использование элементов исследовательского подхода во внеурочной деятельности по географии и краеведению

Из опыта работы учителя географии по использованию элементов исследовательского подхода в учебно-воспитательном процессе....

Мои инновации в образовании. Использование проектно-исследовательской технологии.

Проектная и исследовательская деятельность как средство и условие развития одаренности и творческого потенциала учащихся в практике обучения иностранным языкам....

Проектно-исследовательская работа во внеурочной деятельности в начальных классах

Проектно-исследовательская работа во внеурочной деятельности в начальных классах...

Использование исследовательской технологии во внеурочной деятельности учащихся

В статье приведены основные этапы формирования у учащихся приемов исследовательской деятельности.Исследовательская деятельность учащихся - образовательная технология, использующая в качестве главного ...

Урок литературы с использованием проектно-исследовательской технологии по теме: "Образ маленького человека в повести «Станционный смотритель»"

Урок открытия нового знания с использованием  проектно-исследовательской и коммуникативной технологий (исследование «Кто такой маленький человек», дискуссия)...