Статья "Использование проектно – исследовательской технологии"
статья по географии по теме
Данная статья содержит материал практического использования проектно - исследовательской технологии в учебной и внеклассной деятельности по географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 5.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель географии МБОУСОШ №19 г.Тулы
Макарова А.Ф.
Использование проектно – исследовательской технологии
в школьном курсе географии.
На современном этапе учебно – воспитательный процесс в школе рассматривается с позиций личностно – ориентированного подхода, направленного на формирование ключевых компетенций: владение информационными технологиями, способность к самообучению и развитию, умение работать в команде, умение решать проблемы. Важное место в образовательном пространстве занимает география, которая помогает сформировать у учащихся готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни. Неотъемлемой частью уроков географии является практическая работа. Разнообразие видов практических работ по источникам знаний ( с географической картой, с глобусом, с профилем местности, с текстом учебника, с коллекцией, с геоинформационными ресурсами, с аэро- и космическими снимками) позволяют учащимся наблюдать объекты, явления, процессы; выполнять описания природоведческого и страноведческого характера; объяснять закономерности влияния природы на хозяйственную деятельность человека, прогнозировать тенденции развития и последствия. Формируемые в процессе практического применения умения и знания создают основу для формирования ключевых компетенций.
Решение практико – ориентированных задач предусматривает эффективную, творческую работу учителя. С целью реализации научного метода познания в своей работе я использую проектно – исследовательскую технологию в урочной и внеклассной работе по географии, которая позволяет выработать у учащихся стремление к самостоятельному изучению окружающего мира.
Изучение малой родины начинается с семьи, школы, школьного двора, улицы, микрорайона. Остановлюсь на некоторых исследованиях, проводимых с учащимися. Исследование своей родословной позволило учащимся не только выяснить, сколько детей в семьях родственников, но и построить график динамики рождаемости, познакомиться с образом жизни родственников и их профессиями. Такое исследование воспитывает у учащихся чувство уважения и гордости за свою семью, помогает не терять связь поколений, чтобы «не быть Иванами, не помнившими родства».
В процессе исследования статистических показателей состава учащихся школы за несколько лет у учащихся 9 класса появилась возможность самостоятельно построить половозрастные пирамиды, диаграммы, графики; выявить причины снижения численности учащихся и прогнозировать дальнейшие изменения.
Ежегодно ученики МБОУСОШ №19 разрабатывают проект благоустройства школьной территории, ведут наблюдения за развитием цветочной рассады, проводят эксперимент по выявлению адаптации различных видов декоративных растений к почвам пришкольного участка.
Актуально полевое исследования почв в окрестности школы, так как в настоящее время остро стоит вопрос об экологическом бедствии почв нашего региона и необходимости безотлагательных мер по решению проблем деградации почв. Проведенное исследование помогает школьникам понять значимость почвы: служит средой обитания для многочисленных насекомых и их личинок, дождевых червей, позвоночных животных, которые улучшают свойства почвы: рыхлят ее разлагают органические остатки, изменяют химические свойства. Почва служит основным источником влаги для растительности. А в конечном итоге определяет здоровье людей и их жизнь. Поскольку почва – «Матушка – кормилица». Разработан проект участия школьников в решение экологических проблем, связанных с деградацией почв. Высаживая деревья и кустарники на склонах разрастающих оврагов, учащиеся оберегают почву от водной эрозии.
Проведение исследования улиц микрорайона и создание проекта по их благоустройству вызвало интерес у учащихся, педагогов, педагогов дополнительного образования, родителей. В ходе исследовании составлена карта микрорайона и маршрутный путеводитель, собраны сведения об истории улиц и начале строительства, представлены фотоматериалы за несколько лет. Разработан проект благоустройства микрорайона.
Удивительно красиво описала названия наших улиц учитель английского языка Дремизова З.А.:
«Пройду по Серебровской,
Сверну на Самокатную
И на Зеркальной улице
Я постою в тени.
Седова и Прокудина
Орловская, Макаренко
По западной окраине
Ведут меня они».
Подобные виды работ воспитывают у школьников чувство гордости за свою малую родину, желание сохранить и преумножить все то, что делает ее краше.
Интересной формой работы является проведение экологических познавательных маршрутов и экскурсий на территории Тульской области.Это просто необходимо, так как наша область находится на стыке природных зон и представляет собой очень интересный объект не только в целях обозрения, но и в целях изучения, в чем и состоит главная особенность экологического туризма. Особенно в организации экологических троп нуждаются памятники природы и различные музеи-заповедники, так как необходимо регулировать рекреационную нагрузку. Природные тропы помогают нам овладевать умением применять знания о природе на практике. Все знания, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе создания и прохождения экскурсий по экологической тропе, направлены на решение одной из главных задач нашего времени – оптимизацию отношения Человека и Природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательские технологии на уроках русского языка и литературы
Проектно-исследовательская технология как система интегрированных процедур в образовательном процессе включает многие известные методы и способы активного обучения: метод проектов, метод погружения, м...
Проектно-исследовательская технология на уроках истории и ОРКСЭ
Публикация из опыта работы педагога по проектно-исследовательской технологии....
Проектно-исследовательская технология в организации учебной деятельности.
Передо мной, как перед учителем технологии стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удо...
Использование проектно – исследовательских технологий во внеурочной деятельности школьников
Рассматриваются вопросы личностно – ориентированного образования при организации исследовательской и проектной деятельности школьников. В основе педагогической деятельности лежит психолого &nda...
Проектно-исследовательские технологии в музыкальном образовании
В статье раскрывается применение проектно-исследовательских технологий на уроках музыки в средней школе, а также во внеклассной работе....
Проектно-исследовательская технология как средство формирования познавательных умений.
Презентация опыта работы...