Использование элементов исследовательского подхода во внеурочной деятельности по географии и краеведению
статья по географии на тему
Из опыта работы учителя географии по использованию элементов исследовательского подхода в учебно-воспитательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_elementov_issledovatelskogo_podhoda.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование элементов исследовательского подхода во внеурочной деятельности по географии и краеведению
Квакина Оксана Витальевна, учитель географии Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа п.Октябрьский
Зуевского района»
Исследовательская деятельность учащихся является обязательным компонентом образовательной среды школы. Основную цель организации исследовательской работы связывают с развитием мыслительной деятельности школьников, формированием их творческого потенциала, активности и ответственности как основного личностного качества. В каждой школе, в каждом классе обязательно есть ученики, которые нестандартно мыслят, отличаются умением быстро решать возникающие задачи, активно подходят к изучению проблем окружающего мира и, если учебная деятельность была организована с учетом этих особенностей, на основе поиска, то и результат имеет место быть.
Внимание к исследовательскому подходу связано с необходимостью учитывать требования образовательного стандарта, четко определяющего значение исследовательского метода в воспитании. У учащихся формируются качества характера, основанные на принципах глубокого изучения материала, объективности, честности. Ещё один нравственный аспект исследовательского подхода – социальная значимость работы подростка. Деятельность не имеет целью только получение оценки, он должен заранее подумать, как заинтересовать людей, окружающих школьника, в частности родителей, его исследованием, дать возможность общения.
В своей практике реализую исследования следующих типов: полевые исследования, эколого-социальные. Главное в исследовательской работе - это определение учащимися алгоритма решения поставленной проблемы: выбор темы, формулировка проблемы, изучение специальной литературы, выбор района, объекта исследования, составление плана работы, изучение карты района исследования, изготовление схемы маршрута, выбор методов и оборудования, выбор алгоритма обработки и подачи материалов исследования, проведение полевых мероприятий, составление и оформление документации.
При реализации разных видов исследовательской деятельности работы можно разделить на три вида: монопредметные – решение локальных задач под руководством учителя («Составление дневного рациона питания с учётом нормы потребления холестерина»); межпредметные – осмысление и попытка решения глобальных задач под управлением нескольких педагогов («Памятник историко-культурного наследия моей малой родины: Городищенский могильник») и надпредметные - выполнение локальных задач общеучебного, социального характера («Создание электронного фотоальбома «Мой край», «Путешествие по улицам родного посёлка»).
Внеурочная деятельность с использованием метода исследований органично связана с урочной. Их разделение достаточно условно и зачастую виды сочетаются и успешно дополняют друг друга. Домашнее задание исследовательского характера может присутствовать в обоих видах, поскольку, такое исследование достаточно протяжённое во времени, например: «исследовать объём потребления воды в семье за месяц, год» или «подсчитать объём бытовых отходов в семьях». Проверка результатов таких заданий в классе заставляет задуматься о бережном отношении к ресурсам и наводит на определённые рациональные решения. Кроме выполнения учебной задачи, решается и ряд социально-психологических моментов, учитель имеет возможность повлиять на характер взаимоотношений детей и родителей: усилить заинтересованность взрослых в школьных делах, вглядеться в психологическую атмосферу семьи, оценить степень доверительности, заинтересованности и взаимопомощи.
Виды исследовательской деятельности на уроке:
- применение исследовательского метода обучения (УМК «Сферы», рубрика «Мои географические исследования»)
- нетрадиционные уроки (урок-лаборатория, урок изобретательства)
- эксперимент (например: «Как образуются облака»)
- домашнее задание исследовательского характера (дать анализ потребления воды в семье)
Виды исследовательской деятельности во внеурочное время:
- исследовательские практикумы (например: «Снег как индикатор загрязнения окружающей среды»)
- факультативы и кружки
- участие в олимпиадах, конкурсах муниципального и регионального уровня («Мои исследования», «Гимн воде», «Вятская шкатулка»)
- учебные проекты (например: «Животные Кировской области, занесённые в Красную книгу, обитающие в Зуевском районе»)
- походы и экскурсии (поход в с.Ухтым «В поисках волконскоита»)
Внеурочная деятельность предполагает более широкие возможности. Включение в образовательные программы исследовательской практики может проводиться в самой школе, на базе внешкольных учреждений или полевых условиях. Откуда дети берут темы для школьных исследований? Ответ один: они вокруг нас, в окружающих нас предметах и явлениях, в детских играх, в заголовках статей или крылатых фразах литературных произведений.
Очень нравятся учащимся социальные исследования. В преддверии очередной переписи населения было предложено провести исследование в ученическом коллективе: выявить социальные статусы учащихся. В итоге получилась работа под названием «Кто мы?»
Походы, экскурсии планируются с чётко обозначенными целями, программой деятельности, предусматривают активную деятельность школьников. Так, например: поход в д. Махни Зуевского района, цель его - исследование сохранности памятника природы района - кедровая роща. Результат: подготовка практико-ориентированного проекта «Поможем кедрам!» (очистка, обустройство территории, через местную газету обращение к жителям района о бережном отношении к памятнику природы).
Весенняя экскурсия в природу в курсе природоведения 5 класса предполагает исследование природного комплекса окрестности школы. По результатам исследования заслушиваются отчёты и предложения по обустройству.
Факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности.
Участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, в том числе дистанционных, предметных неделях предполагает выполнение ими исследований или их элементов в рамках данных мероприятий. Дети охотно проявляют свои навыки самостоятельной работы. Например, совершенствуя собственную информационную грамотность, трое учащихся старших классов приняли участие в сетевом конкурсе «Родные тропинки Вятской глубинки», а двое учащихся 6 класса – в дистанционном конкурсе «Великие русские путешественники», где были помещены работы-исследования.
Ежегодно 1/5 часть учащихся школы являются участниками предметных олимпиад, но умело выполнить задания исследовательского характера удаётся не каждому. Поэтому «оттачивание» навыков исследовательской деятельности продолжается в рамках курса «Основы проектирования», где старшеклассники работают над реализацией разнообразных проектов.
Сегодня уже недостаточно направленности учебного процесса на человека, имеющего знания, но не умеющего использовать их с наибольшей эффективностью, ориентация внеурочной деятельности на самостоятельную, поисковую работу школьника, несомненно, обеспечивает возможность такого применения. Очевидна и результативность сотворчества с учениками: районный конкурс проектов «Я – гражданин Вятского края!» - 2 место; региональный образовательный сетевой проект «Родные тропинки Вятской глубинки» - 2 место; районный конкурс проектов «Мои исследования» - 1 место.
Желание детей заниматься исследованиями разной направленности – это замечательно и требует своего осмысления. В перспективе моей работы – деятельность по освоению приема исследовательского сочинения и участие в региональных конкурсных мероприятиях.
Как сложно взрослеть в этом рыночном мире, Дорогу не многие верно найдут,
Но мы исследования в школе учили. И, верьте – удачи повсюду нас ждут.
Научившись работать над исследовательским проектом, поняв алгоритм (последовательность) шагов в решении любой проблемы, наши дети сумеют претворить в жизнь свои мечты и планы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов образовательных технологий на уроках географии.
В статье предложены раличные формы активного обучения на уроках географии....
Использование элементов исследовательской работы на уроках географии
Практика обучения в современной школе убедительно доказывает, что в содержании обучения существует ряд тем, которые можно давать ученику для самостоятельного изучения....
Элементы исследовательской работы на уроках географии как фактор формирования поисковых и аналитических умений учащихся
Практика обучения в школе на сегодняшний день убедительно доказывает, что в содержании обучения существует ряд тем, которые можно и нужно давать учащимся на самостоятельное изучение, научив его предва...
"Элементы исследовательской работы на уроках географии как фактор формирования поисковых и аналитических умений учащихся"
В современной экономике конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, ориентироваться...
Мастер-класс "Использование элементов музейной педагогики на уроках географии"
для учителей географии...
Урок c элементами исследовательской деятельности учащихся по географии и химии на тему: «Агротехнология в Нечернозёмной зоне. Минеральные удобрения»(на примере Щёлковского района Московской области).
Интегрированный урок с элементами исследовательской деятельности для 9 класса ао химии и географии.Московская область, Щёлковский район, Нечерноземье . Как можно вырастить богатый урожай? Ответить на ...