Программа деятельности летнего оздоровительного лагеря
методическая разработка по теме
Данная программа поможет начальнику оздоровительного лагеря создать свою собственную программу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_deyatelnosti_lagerya_2013.rar | 27.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Каникулы даны школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после учебной нагрузки. Но это также время их обогащения, время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира, формирование гражданской позиции
С целью организации отдыха детей в период каникул на базе МБОУ «Крутовская ООШ» организуется оздоровительный лагерь «Солнечный круг» с дневным пребыванием. Предполагается за одну смену оздоровить обучающихся в возрасте от 7 до 14 лет. Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:
-продолжение учебно-воспитательного процесса в период каникул;
-проблема каникулярной занятости детей;
-укрепление здоровья обучающихся.
В программе заложены принципы:
- Принцип самоактуализации;
- Принцип индивидуальности;
- Принцип субъективности;
- Принцип выбора;
- Принцип творчества и успеха;
- Принцип доверия и поддержки.
Краткая характеристика программы
Настоящая программа нацелена на организацию активного отдыха школьников, воспитание нравственной составляющей личности, укрепление здоровья детей и подростков, формирование ценностного отношения к общечеловеческой культуре, основанное на принципах природосообразности, сотрудничества, деятельности.
При разработке программы руководствовались Законом РФ «Об образовании», Конвенцией ООН «О правах ребенка», Законом Белгородской области «О защите прав ребенка в Белгородской области», Уставом школы.
Педагогическая идея программы
Анализ работы оздоровительного лагеря прошлых лет показал, что эффективной является работа, построенная в форме игры - путешествия. В прошлом году в лагере ребята принимали активное участие в играх, эстафетах, конкурсах, сопереживали друг другу, вели летопись достижений своего отряда.
Все это стало возможным благодаря продуманной работе взрослых и активной позиции детей. Ведущим направлением воспитательной работы этой лагерной смены будет патриотическое, экологическое воспитание, также предполагается широко использовать здоровьесберегающие технологии. Направление актуально и выбрано не случайно. Во-первых, 2013 год объявлен годом экологии; во-вторых, форма «игра-путешествие» детям доступна, интересна и её познавательно-состязательное содержание соответствует возрастным особенностям школьников, в третьих – сохранение и укрепление здоровья отдыхающих детей является важнейшим условием функционирования оздоровительного лагеря.
Целевой блок программы
Цель программы – создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей.
Задачи программы:
- Создавать условия для раскрытия и развития творческого потенциала каждого воспитанника.
- Организовывать продуктивную совместную деятельность детей и взрослых.
- Формировать самостоятельность и ответственность за свою деятельность.
- Совершенствовать систему организации внеурочной деятельности детей.
- Формировать у отдыхающих детей гражданскую позицию, умение быть толерантным, патриотические чувства.
- Развивать социальные навыки поведения, прививать адекватное отношение
к духовным ценностям.
Критерии и способы оценки качества реализации программы
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, имел мотивацию к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
- Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
- Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
- Удовлетворенность детей и взрослых формами работы;
- Творческое сотрудничество взрослых и детей.
При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.
Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.
При хорошей организации питания, медицинских наблюдений и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.
Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в обретении новых знаний о родном крае, своей планете и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине. Предполагается, что дети приобретут коммуникативные навыки, чего требует и социальный заказ общества. Дети должны почувствовать и свою социальную значимость.
Диагностические мероприятия включают:
- отбор-тестирование детей и подростков, отдыхающих в оздоровительном лагере (тесты для изучения интеллектуальных, творческих, лидерских способностей детей);
- вводная диагностика для изучения ожиданий детей от смены в лагере;
- вводная диагностика родителей для изучения показателей здоровья и особенностей личности детей – отдыхающих лагеря;
- текущая диагностика пребывания в лагере, ощущений от времяпрепровождения, эмоциональных состояний детей;
- заключительная экспресс-диагностика для изучения результативности образовательно-воспитательного процесса в лагере. (Приложение)
Содержание и средства реализации программы
Реализация целей и задач лагерной смены осуществляется по программе « Путешествие по Солнечной стране». Отряд планирует свою работу с учётом общелагерного плана.
Содержание Программы структурируется по направлениям деятельности: трудовой, творческой, физкультурно-оздоровительной, воспитание гражданственности и патриотизма. Важным направлением воспитательной работы в лагере является деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация этой деятельности лагеря носит вариативный характер, для функционирования которой имеется обеспеченность педагогическими кадрами.
Содержание деятельности оздоровительного лагеря «Солнечный круг» включает 3 периода:
1. Организационный период определяется мероприятиями:
- Знакомство участников с условиями лагеря;
- Формирование детского коллектива; выборы самоуправления в отряде; выявление уровня притязаний, творческого, лидерского потенциала участников;
- Знакомство с Программой смены.
Формы и методы: наблюдение, анкетирование, игры на развитие коммуникативных навыков; включение ребят в игру – «Путешествие по Солнечной стране»
2. Основной период предполагает:
- Обеспечение условий для реализации программы смены;
- Предоставление возможностей творческой и лидерской самореализации каждого участника;
- Помощь в решении личностных проблем детей;
- Качественная организация совместной деятельности детей и взрослых;
- Обеспечение возможностей для развития личности ребёнка.
В этот период проводятся основные мероприятия: КТД, спортивно - состязательные, познавательно - развлекательные игры; конкурсы. В ходе смены детям предоставляется возможность показать свои нравственные, коммуникативные качества, раскрыть творческие способности и духовные ценности каждого участника лагерной смены.
3. Заключительный период включает:
- Оценку деятельности отряда и отдельного отдыхающего;
- Диагностику успешности реализации программы смены;
- Выработку рекомендаций на новый лагерный сезон.
Во избежание ненужного единообразия, создания условий для развития творческого потенциала не только детей, но и педагогических работников было принято решение об организации тематической смены, основанной на ролевой игре.
Данная программа реализуется посредством сюжетно-ролевой игры-путешествия по Солнечной стране.
Почему именно игра? Игра - самое интересное, что придумано человеком. Она стимулирует познавательный интерес, трудовую активность, волевые преодоления, раскрепощает личность, помогая её самовыражению, самосуществованию, самоутверждению снимает психологический барьер между взрослым и ребёнком. Она вносит живую струю творчества, яркости и необычности в любое коллективное и групповое дело, в любую форму. Игра - это естественная потребность и детства, и отрочества и юности.
Срок реализации программы - лагерная смена.
- Правила игры
Лагерная смена представлена в виде карты, на которой отмечены ключевые моменты путешествия: «Восхождение на Олимп», «Заповедная опушка», лужайка «Если хочешь быть здоров», «Поляна Памяти», «Тропа откровения», «У Лукоморья», «Дом Нептуна», «Дом творчества», привал «Спортивный». Каждый пункт остановки перекликается с одним из ориентиров программы.
Участники игры:
- дети, отдыхающие в лагере, вожатые, воспитатель и другие работники лагеря.
Условия:
- вожатые, воспитатель помогают детям выполнять задания каждого этапа путешествия;
- отряд определяет своё название, девиз, речёвку, придумывает эмблему, песню;
- участники могут идти главной тропой Добра, зарабатывая минимальное количество баллов или же по её тропинкам, где получают дополнительные баллы.
- Описание игры
Отправной точкой путешествия является «Старт» игры. На этом этапе участники готовятся к «Посвящению во всезнайку». Они знакомятся с правилами игры, с её основными направлениями, условиями достижения славы, получают маршрутные листы, где фиксируются успехи группы на каждом этапе путешествия. На празднике открытия всезнайского пути они получают почётное звание «Юного всезнайки». В зависимости от продвижения группы в конце игры они могут получить звания «Заслуженный непоседа», «Непоседа-самоучка», «Самый смекалистый», и другие звания. Идя прямой дорогой, команда на каждом этапе зарабатывает 5 баллов. Важно учитывать личное участие каждого игрока группы, занося сведения в маршрутный лист.
Первое испытание встречает участников у подножья Олимпа - спортивные игры и соревнования. К этому месту можно приблизиться тремя способами: прямой дорогой, не зарабатывая баллов; тропой Открытий, продемонстрировав свой таланты и заработав дополнительно 2 балла; тропой Доверия, участвуя в доверительных и откровенных беседах и зарабатывая 2 балла. Группа может разделиться на 2 части и пойти разными тропами к одной общей цели, получив дополнительно 2 балла.
Остановка у Лукоморья, ребята участвуют в сказочном представлении и зарабатывают по 4 балла.
Продолжая движение, группы попадают на лужайку «Если хочешь быть здоров». Знание в игре дают возможность заработать до 5 баллов.
Тропа Добра приводит детей к дому Нептуна, который находится на реке Счастья. Они становятся участниками театрализованного представления, в ходе которого зарабатывают 2 балла.
По дороге к «Заповедной опушке» путешественники делают привал, «пьют» ключевую воду из родника Милосердия, получая на данном этапе по 2 дополнительных очка.
Привал на «Заповедной опушке» позволяет продемонстрировать участникам игры знания правил дорожного движения, стать участниками социально - психологической игры «Вредным привычкам - нет!»» и заработать 5 баллов.
Обращение к творческому потенциалу детей в «Доме творчества» участники игры показывают знания правил поведения на воде и пожарной безопасности, свое актерское мастерство, получая при этом 4 очка.
Далее участники игры выходит на «Поляну Памяти», где может заработать 5 баллов, участвуя в литературно-музыкальной композиции, в операциях «Обелиск» и «Забота».
Конечным пунктом игры является сбор отряда. Это своеобразное закрытие лагерной смены. На этом этапе проводятся спортивные мероприятия, подводятся итоги всей игры-путешествия, награждаются команды-участники, отмечается личное участие отдельных детей.
«Лучший сказочник»
«Самый смекалистый»
«Заслуженный непоседа»
«Непоседа-самоучка»
Перечисленные выше номинации могут быть использованы как при групповом награждении, так и при личном.
Кадровое обеспечение программы
Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.
В реализации программы участвуют опытные педагоги, прошедшие обучение организации работы с детьми в период каникул:
начальник лагеря;
старшая вожатая;
воспитатель;
уборщик служебных помещений;
повар, подсобный работник.
Информационно-методическое обеспечение программы
- Наличие программы деятельности лагеря, плана работы отряда, плана-сетки лагерной смены.
- Должностные инструкции всех участников процесса.
- Проведение установочного совещания для всех работающих в течение лагерной смены.
- Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
- Проведение планёрок.
- Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
В соответствии с поставленной целью и задачами в программе деятельности оздоровительного лагеря «Солнечный круг»; наличия системы форм и методов реализации программы, предполагается, что в течение лагерной смены :
1. Дети укрепят своё здоровье при обеспечении сбалансированным, витаминизированным питанием в течение лагерной смены и реализации мероприятий по спортивно – оздоровительному направлению воспитательной работы; получат знания по сохранению и укреплению своего здоровья; обретут навыки здорового образа жизни.
2. Обретут гражданскую позицию – сохранять и охранять родную природу, бережно относиться к истории своей Родины, истории и культуре других народов, соблюдать традиции своей семьи и коллектива.
3. Будут сформированы навыки коммуникативной деятельности.
4. Дети получат знания об общеисторических, нравственных и духовных ценностях, научатся ценить их и пользоваться ими в своём социальном опыте.
5. Дети раскроют свои творческие и познавательные способности.
Игровой замысел игры « Путешествие по Солнечной стране» увлекателен, интересен для детей и предполагает, что дети будут совершать только добрые поступки, обретут новых друзей, проявят лидерские качества и укрепят духовные ценности. Программа летнего школьного оздоровительного лагеря «Солнечный круг», построенная в форме игры – путешествия и тематическая лагерная смена, дадут положительные результаты, так как эта форма близка детям по возрастным и познавательным возможностям. Также при планировании мероприятий учитываются возможности разновозрастного отряда, интересы детей. А это большая возможность успешной реализации программы в лагерной смене.
Особенности материально-технического обеспечения программы
- Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
- Материалы для оформления и творчества детей.
- Наличие канцелярских принадлежностей.
- ИКТ-технологии.
- Призы и награды для стимулирования.
Применение | |
Кабинеты | Игровые комнаты |
Спортивный | Занятия спортом, состязания, линейка (в случае плохой погоды) |
Спортивная площадка | Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания |
Школьный двор | Отрядные дела, игры-путешествия |
Школьная библиотека | Литература для педагогов и детей лагеря |
Столовая | Завтрак, обед |
Комнаты гигиены | Туалеты, раздевалка |
Пришкольный участок | Организация ОПТ |
Музыкальные инструменты, теле- видеоаппаратуру | Организация содержательного оздоровительного отдыха детей |
Близкое нахождение зеленых массивов | Развитие и оздоровление детей |
Список литературы
1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы/под ред. И.С Артюховой.- М.:ВАКО, 2007.
2. Козлова М. А. Я иду на урок в начальную школу: Сценарии школьных праздников, Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.
3. Лещинская В.В. «Праздники для младших школьников» ООО «Аделант», 2009.
4. Осокина Т.И. и др. Игры и развлечения детей на воздухе/Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Л.С.Фурмина – 2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 1983.
5. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия. 1 класс. – М ВАКО, 2004
Приложения
АНКЕТА (в начале лагерной смены)
Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
- Твои первые впечатления от лагеря?
- Что ты ждешь от лагеря?
- Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
- В каких делах ты хочешь участвовать?
- Что тебе нравиться делать?
- Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?
- Кто твои друзья в лагере?
– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
Я пришел в лагерь, потому, что………………………………………………………….
Я не хочу, чтобы…………………………………………………………………………..
Я хочу, чтобы………………………………………………………………………………
Я боюсь, что……………………………………………………………………………….
Пожалуйста, напиши также:
Имя…………………….. Фамилия………………………………
АНКЕТА ( в конце лагерной смены)
- Что ты ожидал (а) от лагеря?
- Что тебе понравилось в лагере?
- Что тебе не понравилось?
- С кем из ребят ты подружился?
- Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему?
- Какие мероприятия ты будешь рад увидеть в лагере в следующую смену?
- Было ли скучно в лагере?
- Было ли тебе страшно?
- Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?
- Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?
- Что бы ты хотел(а) пожелать себе?
- Что бы ты хотел(а) пожелать другим ребятам?
- Что бы ты хотел(а) пожелать педагогам?.
- Самое важное событие в лагере? Было или оно?
- Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере?
– Закончи предложения: Я рад, что ……………………………..
Мне жаль, что……………………………………………………...
Я надеюсь, что……………………………………………………..
Твое имя, фамилия и автограф на память __________________________________
Управление образования администрации Старооскольского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная Крутовская школа»
Оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей
«Солнечный круг»
УТВЕРЖДЕНА
Приказ МБОУ «Крутовская ООШ»
от «____» ________ 2013 года №___
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД КАНИКУЛ «СОЛНЕЧНЫЙ КРУГ»
Крутое
2013
Содержание программы
- Пояснительная записка
- Краткая характеристика программы
- Педагогическая идея программы
- Целевой блок программы
- Критерии и способы оценки качества реализации программы
- Содержание и средства реализации программы
- Кадровое обеспечение программы
- Информационно-методическое обеспечение программы
- Особенности материально-технического обеспечения программы
- Список литературы
- Приложения
МОУ ДОД «СЮН»
Солнечный круг
Сельская библиотека
Сельский клуб
Школьная библиотека
МОУ ДОД «ЦРТДЮ № 1»
Бассейн «Металлург»
Зоопарк
Кинотеатр «Быль»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
Программа летнего оздоровительного лагеря "Увлекательное путешествие за 18 дней" предназначена для организации отдыха и оздоровления учащихся в летний период на базе школы по двум направлениям: ...
Программа для летнего оздоровительного лагеря при школе
На протяжении 10лет я работала вожатой в летнем оздоровительном лагере при школе. За этот период накопилось очень много полезного и интересного материала. Данную программу и мероприятия мы составили с...
Программа работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей при школе.
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей при МКОУ "Кодинская СОШ №4" работает на протяжении 15 лет. Программа работы имеет несколько направлений - оздоровительное, спортивное, трудово...
Методические материалы к разработке программы работы летнего оздоровительного лагеря при школе
Программа работы летнего оздоровительного лагеря составлена на примере организации спортивной оздоровительной работы МОУ "Рамешковская СОШ" Тверской области. Программа содежит принципы и методы органи...
Программа школьного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Зазеркалье»
Каникулярное время - это смена деятельности школьников, которая позволяет умственный труд, характерный для образовательного процесса, заменить многообразием досугово-оздоровительных форм работы. Следо...
Программа деятельности летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей "Солнышко"
Цели и задачи воспитательной работы в летнем оздоровительном лагере дневного пребывания детей «Солнышко» гуманны и демократичны, отвечают запросам сегодняшнего дня, заказу родителей и потребност...
Досуговая программа деятельности летнего оздоровительного лагеря "Радуга" с дневным пребыванием детей
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, при...