Методические материалы к разработке программы работы летнего оздоровительного лагеря при школе
методическая разработка по теме
Программа работы летнего оздоровительного лагеря составлена на примере организации спортивной оздоровительной работы МОУ "Рамешковская СОШ" Тверской области. Программа содежит принципы и методы организации летней спортивной оздоровительной работы, позволяет использовать разнообразные формы работы с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_materialy_k_razrabotke_programmy_sportivnogo_ozdorovitelnogo_lagerya.doc | 87 КБ |
programma_sektsii_basketbol.doc | 78.5 КБ |
shkolnaya_viktorina.doc | 34.5 КБ |
programma_sektsii_voleybol.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение «Рамешковская средняя общеобразовательная школа» Рамешковского района Тверской области
Учитель физической культуры высшей категории
Петухов Виктор Николаевич
Методические материалы к разработке программы работы летнего оздоровительного лагеря при школе
Рамешки
2013г.
Программа
детского спортивно - оздоровительного лагеря с дневным пребыванием при МОУ «Рамешковская средняя общеобразовательная школа»
Руководитель: Петухов В.Н.
Пояснительная записка
Лагерь с дневным пребыванием обучающихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Ежегодно для обучающихся организуется спортивно-оздоровительное звено в лагере дневного пребывания на базе МОУ «Рамешковская СОШ». В нем отдыхают ученики начальных классов и среднего звена. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей.
Физическая культура и спорт играют огромную роль в жизни современного общества. Они не только укрепляют здоровье нации, но и воспитывают мужество, волю, упорство в достижении цели, умение не пасовать перед трудностями и честью выходить из непростых ситуаций.
Спорту, как и настоящей полнокровной жизни, чужды пассивность, безволие, успокоенность. Каждодневное напряжение, преодоление всех объективных и субъективных трудностей - обязательные условия достижения жизненных целей. Этому учат постоянные тренировки.
Жизнь и практика показывают, что тот, кто прошел хорошую школу физического воспитания, более приспособлен к высокому производительному физическому и умственному труду, способен более легко находить правильные и нужные решения в трудных ситуациях.
Физкультура и спорт помогли тысячам граждан воспитать в себе силу воли, целеустремленность, выдержку, самодисциплину, коллективизм, товарищество, дружбу, взаимовыручку и другие качества.
Народная мудрость гласит: «Здоровье - всему голова».
Здоровье - бесценный дар природы, источник счастья.
Цели и задачи программы
Цели:
- Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период, создание условий для укрепления здоровья детей;
- Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива.
Задачи:
- Вовлекать детей в систематические занятия физической культурой и спортом;
- Преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей посредством игры, познавательной и трудовой деятельности;
- Формировать у школьников навыки общения и толерантности в процессе коллективной творческой деятельности, включая в процесс всех участников звена;
- Укреплять в сознании школьников нравственные и культурные ценности;
- Прививать навыки здорового образа жизни для укрепления здоровья.
Принципы, используемые при планировании
и организации деятельности
Безусловная безопасность всех мероприятий.
Учет личностных особенностей каждого ребенка.
Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками звена.
Достаточное количество оборудования и материалов для организации деятельности звена.
Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.
Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками звена.
Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых.
Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника звена высказать свое мнение о прошедшем дне.
Направления и виды деятельности
Физкультурно-оздоровительная деятельность
«К битвам спортивным все мы готовы,
Каждый уверен в силе своей.
И побеждает на финише снова
Дружба и сила команды моей.
Пусть мальчишки и девчонки,
Вся озорная детвора,
Сегодня скажут звонко-звонко:
« Добро пожаловать, олимпийская игра!»
Основные формы организации:
Утренняя гимнастика (зарядка).
Спортивные игры на спортивной площадке.
Подвижные игры на свежем воздухе (Игры - вертушки «Тропа здоровья, «Тропа ужасов», «Захват территории»).
Эстафеты (спортивная игра «Веселые старты»).
Тематический день «Олимпиада в Сочи».
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях.
Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы:
ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Организация взаимодействия детей с социумом
География проекта: основная территория реализации деятельности – территория школы.
Площадка программы: основной площадкой Программы и организацией, реализующей ее составляющие, является МОУ «Рамешковская средняя общеобразовательная школа».
Социальные взаимодействия и партнеры: основными партнерами в работе по реализации Программы являются МОУ «Рамешковская средняя общеобразовательная школа», ДЮСШ Рамешковского района, в ходе реализации программы предполагается сотрудничество со спортивными объединениями и общественными организациями.
Условия реализации программы
Нормативно-правовые условия:
Закон «Об образовании РФ».
Конвенция о правах ребенка, ООН,1991г.
Устав МОУ «Рамешковская СОШ».
Положение о лагере дневного пребывания.
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
Инструкции по организации и проведению походов и экскурсий.
Приказы отдела образования.
Должностные инструкции работников.
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
Заявления от родителей.
Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
Акт приемки лагеря.
Календарный план работы спортивного лагеря
МОУ «Рамешковская СОШ»
( 1 смена - июнь, 2013 год)
Дата | Ключевые мероприятия |
01.06. | Открытие площадки. Праздник на площади у ДК п. Рамешки |
03.06. | Организационные мероприятия. Инструктаж по технике безопасности. Подвижные игры «Так играли наши бабушки и дедушки» |
04.06. | Общефизические и технические упражнения на стадионе. Лапта |
05.06. 06.06. | Участие членов площадки в составе команды «Глобус» в этапе областных соревнований (п. Максатиха) |
07.06. | Велопоход на р. Каменка (Рамешковский район), посещение Барской усадьбы. |
08.06. | Упражнения в силе, ловкости и быстроте. Конкурсная программа. |
10.06. | Велопоход по живописным местам района (с. Замытье, д. Пальцево, д. Берег), посещение и благоустройство Храма |
11.06. | Упражнения с мячами. Стритбол. |
12.06. | Подвижные игры на стадионе «Эх, догоню!» |
13.06. | Велопоход на р. Сельница с элементами экологического десанта. |
14.06. | Упражнения с мячом. Волейбол (пляжный) |
15.06. | Пеший поход по живописным местам (трехречье, Рамешки), встреча в д.Плосково с фермером Печуркиным А.И – посещение пасеки. |
17.06. | Спортивное ориентирование (парк) |
18.06. | Велопоход на р. Медведица (д.Городок) с элементами экологического десанта. |
19.06. | Один день в Сочи |
20.06. | Спортивные игры на стадионе – лапта, волейбол. |
21.06. | Соревнования в подвижных спортивных играх |
22.06 | Легкоатлетические соревнования на стадионе. |
24-25.06. | Турнир по футболу |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение «Рамешковская средняя общеобразовательная школа» Рамешковского района Тверской области
Учитель физической культуры высшей категории
Петухов Виктор Николаевич
Программа занятий секции «Баскетбол»
Рамешки
2013г.
Баскетбол
Программа занятий спортивной секции для учащихся 5–9-х классов
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», любая образовательная деятельность по учебным предметам вообще и физической культуре в частности должна осуществляться на основе образовательных программ, которые либо рекомендованы соответствующими организациями (департамент образования, министерство образования), либо разработаны специалистами образовательного учреждения.
Секционная работа в образовательном учреждении по видам спорта является дополнительным физкультурным образованием и должна осуществляться на основе соответствующей образовательной программы. На протяжении многих лет работы в школе я провожу занятия секции баскетбола. В ней занимаются ученики 5–9-х классов. С самого начала возникла проблема обеспечения содержания занятий на основе образовательной программы.
Обеспечение содержания занятий через реализацию школьной программы затруднено, поскольку речь идет о дополнительном образовании, углубленном изучении раздела «Баскетбол», да и контингент занимающихся разновозрастный. Обеспечить содержание занятий на основе программы ДЮСШ не представляется возможным, так как ее содержание строго дифференцировано по годам обучения и уровню спортивного мастерства.
Возникает необходимость создания образовательной программы, адекватной задачам дополнительного физкультурного образования в условиях образовательного учреждения с учетом наличия в группе учащихся различного возраста и уровня подготовленности. Попытки найти образовательную программу по баскетболу, подходящую для организации занятий в школьной секции, не увенчались успехом. Поэтому я разработал свой вариант такой программы. Кроме содержания программы я составил рабочие планы ее реализации.
Программа апробирована на протяжении нескольких лет и позволила не только добиться системности в работе, привлечения учащихся к дополнительным занятиям, сформировать у них положительный интерес к физической культуре, но и получить высокие спортивные результаты. Команда школы является неоднократным призером районных соревнований по баскетболу, а школа в целом – финалист областных соревнований на Кубок Губернатора Тверской области по игровым видам спорта.
Предлагаемая программа содержит пояснительную записку, основные положения теоретической подготовки, физической подготовки, технической подготовки, тактической подготовки, контрольные тесты.
Пояснительная записка
В системе физического воспитания школьников одним из направлений является внеклассная работа. Основу ее составляет организация работы школьной спортивной секции. Традиционно сложилось так, что многие учителя физической культуры, ведущие такие секции, не имеют каких-либо программ занятий. Данная программа призвана обеспечить направление дополнительного физкультурного образования учащихся общеобразовательного учреждения с использованием способов двигательной деятельности из раздела «Баскетбол». Структура и содержание программы могут быть использованы для разработки программ секционной работы по другим видам спорта.
Баскетбол является одним из разделов школьной программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Он является одним из ведущих видов спорта в организации секционной работы в общеобразовательном учреждении. Тем не менее, в осуществлении такой работы необходимо ориентироваться на единство всех форм системы физического воспитания школьников: урок физической культуры, мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования, физкультурные праздники.
Цель занятий – формирование физической культуры занимающихся.
Задачи работы секции:
- расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями из раздела «Баскетбол» и использование их в качестве средств укрепления здоровья и формирования основ индивидуального здорового образа жизни;
- совершенствование функциональных возможностей организма;
- формирование позитивной психологии общения и коллективного взаимодействия;
- формирование умений в организации и судействе спортивной игры «Баскетбол».
Содержание данной программы рассчитано на систему двухразовых занятий в неделю продолжительностью 60–90 минут. Продолжительность занятий определяется их интенсивностью. Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени учебных занятий и затратами времени на соревновательную деятельность по баскетболу в школе и вне ее. Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической.
Кроме того, в программе представлены контрольные тесты для занимающихся по физической и технической подготовленности, а также методическое обеспечение и литература. Содержание видов спортивной подготовки определено исходя из содержания примерной федеральной программы (Матвеев А.П., 2005). При этом большое внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовки баскетболиста и тактико-техническим действиям баскетболиста.
Теоретическая подготовка включает вопросы истории и современного состояния баскетбола, правил соревнований по баскетболу, техники безопасности, а также вопросы, связанные с гигиеническими требованиями. Физическая подготовка дифференцирована на упражнения общей и специальной подготовки. Техническая подготовка включает упражнения без мяча и с мячом. В состав упражнений с мячом входят передача, прием, ведение и броски по кольцу. Тактические действия включают действия (индивидуальные и командные) игрока в нападении и защите.
Примерное распределение времени в отдельном занятии по технической, тактической и физической подготовке представлено в Таблице. Распределение времени осуществлено с учетом продолжительности секционного занятия 90 минут. Учитель, исходя из целей, условий, возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся, потребностей работы секции, может изменять продолжительность занятия и распределение времени.
Таблица
Тестирование уровня технической подготовленности проводится по контрольным упражнениям, представленным в методическом пособии В.Т. Чичикина, П.В. Игнатьева «Проектирование учебного процесса по физической культуре в общеобразовательном учреждении» (НГЦ, Н. Новгород, 2005). Тестирование уровня физической подготовленности занимающихся проводится по региональным тестам в начале и в конце учебного года с их последующим анализом и представлением занимающимся.
Содержание разделов теоретической, технической, тактической, физической подготовки представлено без распределения по классам. Учитель должен самостоятельно, исходя из степени готовности занимающихся, распределить учебный материал. Более того, программа рекомендует базовый уровень содержания учебного материала. Это содержание может быть расширено по усмотрению учителя.
Содержательное обеспечение разделов программы
Теоретическая подготовка
1. Развитие баскетбола в России и за рубежом.
2. Общая характеристика сторон подготовки спортсмена.
3. Физическая подготовка баскетболиста.
4. Техническая подготовка баскетболиста.
5. Тактическая подготовка баскетболиста.
6. Психологическая подготовка баскетболиста.
7. Соревновательная деятельность баскетболиста.
8. Организация и проведение соревнований по баскетболу.
9. Правила судейства соревнований по баскетболу.
10. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом.
Физическая подготовка
1. Общая физическая подготовка.
1.1. Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, фитболами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат).
1.2. Подвижные игры.
1.3. Эстафеты.
1.4. Полосы препятствий.
1.5. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).
2. Специальная физическая подготовка.
2.1. Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста.
2.2. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста.
2.3. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста.
2.4. Упражнения для развития ловкости баскетболиста.
Техническая подготовка
1. Упражнения без мяча.
1.1. Прыжок вверх - вперед толчком одной и приземлением на одну ногу.
1.2. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком:
- с разной скоростью;
- в одном и в разных направлениях.
1.3. Передвижение правым – левым боком.
1.4. Передвижение в стойке баскетболиста.
1.5. Остановка прыжком после ускорения.
1.6. Остановка в один шаг после ускорения.
1.7. Остановка в два шага после ускорения.
1.8. Повороты на месте.
1.9. Повороты в движении.
1.10. Имитация защитных действий против игрока нападения.
1.11. Имитация действий атаки против игрока защиты.
2. Ловля и передача мяча.
2.1. Двумя руками от груди, стоя на месте.
2.2. Двумя руками от груди с шагом вперед.
2.3. Двумя руками от груди в движении.
2.4. Передача одной рукой от плеча.
2.5. Передача одной рукой с шагом вперед.
2.6. То же после ведения мяча.
2.7. Передача одной рукой с отскоком от пола.
2.8. Передача двумя руками с отскоком от пола.
2.9. Передача одной рукой снизу от пола.
2.10. То же в движении.
2.11. Ловля мяча после полуотскока.
2.12. Ловля высоко летящего мяча.
2.13. Ловля катящегося мяча, стоя на месте.
2.14. Ловля катящегося мяча в движении.
3. Ведение мяча.
3.1. На месте.
3.2. В движении шагом.
3.3. В движении бегом.
3.4. То же с изменением направления и скорости.
3.5. То же с изменением высоты отскока.
3.6. Правой и левой рукой поочередно на месте.
3.7. Правой и левой рукой поочередно в движении.
3.8. Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.
4. Броски мяча.
4.1. Одной рукой в баскетбольный щит с места.
4.2. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места.
4.3. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки.
4.4. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места.
4.5. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения.
4.6. Одной рукой в баскетбольную корзину с места.
4.7. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения.
4.8. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов.
4.9. В прыжке одной рукой с места.
4.10. Штрафной.
4.11. Двумя руками снизу в движении.
4.12. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении.
4.13. В прыжке со средней дистанции.
4.14. В прыжке с дальней дистанции.
4.15. Вырывание мяча.
4.16. Выбивание мяча.
Тактическая подготовка
1. Защитные действия при опеке игрока без мяча.
2. Защитные действия при опеке игрока с мячом.
3. Перехват мяча.
4. Борьба за мяч после отскока от щита.
5. Быстрый прорыв.
6. Командные действия в защите.
7. Командные действия в нападении.
8. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.
Контрольные тесты (требования к учащимся)
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение «Рамешковская средняя общеобразовательная школа» Рамешковского района Тверской области
Учитель физической культуры высшей категории
Петухов Виктор Николаевич
Методические материалы к урокам физической культуры Викторина по теме «Футбол»
Рамешки
2013г.
Футбольная викторина организовывается в школе как самостоятельное мероприятие и как часть спортивного праздника. Чтобы она прошла организованно, следует заранее провести определенную подготовку - наметить сроки проведения, определить возраст участников, форму проведения викторины, установить четкую и понятную детям систему оценки результатов и подведения итогов, подобрать в библиотеке необходимую литературу и предусмотреть для участников время на подготовку.
Провести викторину можно в два этапа. Первый - соревнования в классах. Второй - финальные соревнования с участием школьников- победителей соревнований в классах или же сборных команд классов. В зависимости от избранной формы финальную часть можно организовать и как личные соревнования победителей первого этапа, и как лично- командные, когда в зачет коллективу идет заранее условленное число лучших личных результатов. Интересна и командная форма проведения финала. В том случае право ответа на очередной вопрос предоставляется только одному участнику от команды. При этом заранее определяется численный состав команд и устанавливается, сколько раз каждому школьнику можно участвовать в ответах на вопросы.
Финал викторины следует провести в присутствии всех ребят данного возраста. Пока жюри оценивает ответы, ведущий сообщает правильный ответ на данный вопрос. Очень хорошо если он также сообщает интересные подробности, связанные с данным вопросом. Оценив ответы, жюри на специальном табло, хорошо видимом участникам и зрителям, против фамилий участников или названий команд проставляет количество баллов. Таким образом, соревнования продолжаются далее. В заключение подводятся итоги и награждаются победители.
Примерные вопросы викторины.
- Кто написал книгу « Вратарь республики »? (Лев Кассиль).
- Какой мяч легче: футбольный, мини-футбольный или волейбольный? (волейбольный).
- Засчитывается ли гол, если мяч остановился между стойками, на линии ворот? (не засчитывается).
- Засчитывается ли гол, если он забит непосредственно с начального ударa? (да)
- Что обозначает аббревиатуры ЦСКА,ДЮСШ,МКФ,РФС.
- Через сколько лет проводятся чемпионаты мира по футболу? (4 года)
- Засчитывается ли гол, забитый в ворота с углового удара? (да).
- Как наказывается игрок за подножку соперника в своей штрафной площадке? (назначается пенальти).
- Что означает жест судьи: поднятая вверх рука? ( свободный удар).
- Засчитывается ли гол, забитый в ворота соперников непосредственно со свободного удара? (не засчитывается).
- Засчитывается ли гол, забитый в ворота соперников непосредственно со штрафного удара? (да).
- Как наказывается игрок за опасную игру? (свободным ударом).
- Как наказывается игрок за опасное нападение на соперника за пределами своей штрафной площади? (штрафным ударом).
- Как наказывается игрок за опасное нападение на соперника в пределах своей штрафной площади? (назначается пенальти).
- Может ли игрок выполняющий удар, коснуться мяча дважды подряд? (нет).
- Какое решение принимается судьей, если мяч вышел за линию ворот от игрока обороняющейся команды? (назначается угловой удар).
- Как называется ложное движение, применяемое игроком в целях введения соперника в заблуждение? (финт).
- Где должны располагаться игроки соревнующихся команд при начальном ударе? (только на своей половине поля).
- Может ли вратаря заменить полевой игрок? (да).
- Как наказывается игрок за подножку в штрафной площади соперников? (назначается штрафной удар).
- Что означает желтая карточка? (предупреждение).
- Кто является автором футбольного марша? (композитор М.Блантер).
- Разрешается ли в мини-футболе с помощью подката отбирать мяч у соперника? (нет).
- В чем сущность олимпийской системы соревнований? (после поражения команды выбывают из соревнований).
- Фиксируется ли положение «вне игры» в мини-футболе? (нет).
- Как называется быстрый розыгрыш мяча между двумя игроками, с выходом одного из них на свободное место, для получения паса? (игра «в стенку»).
- В чем сущность круговой системы соревнований? (команды встречаются друг с другом).
- Останавливается ли игра, если мяч попадает в судью и остается в поле? (нет).
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение «Рамешковская средняя общеобразовательная школа» Рамешковского района Тверской области
Учитель физической культуры высшей категории
Петухов Виктор Николаевич
Программа занятий спортивной секции «Волейбол»
Рамешки
2013г.
Программа занятий
секции «Волейбол»
(срок реализации - 1 год, возраст обучающихся - 13-15 лет)
Пояснительная записка
Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц.
Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве.
Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мыши. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов.
Программа курса волейбол для детей 13-15 лет составлена на основе пособия Ю.Д. Жележняк, Л.Н. Слупский «Волейбол в школе», Москва, «Просвещение», 1989.
Программа курса волейбол для детей 13-15 лет рассчитана на один год, 108 часа, при 2-х разовых занятиях в неделю по 1,5 часа. Включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в волейбол. В практической части углублено изучаются технические приемы и тактические комбинации. В занятиях с учащимися 13-15 лет целесообразно акцентировать внимание на комбинированные упражнения, технику передач и учебно-тренировочные игры, поэтому на эти разделы программы отводится большее количество часов.
Цели и задачи
Цели:
- Сформировать у обучающихся знания техники и тактики игры в волейбол.
- Содействовать укреплению здоровья детей 13-15 лет.
- Воспитывать моральные и волевые качества занимающихся, содействовать развитию чувства товарищества и взаимопомощи.
Задачи:
- Обучить приемам волейбола, сформировать начальные навыки судейства.
- Научить занимающихся применять полученные знания в игровой деятельности и в самостоятельных занятиях.
Ожидаемый результат
По окончании курса учащиеся должны владеть понятиями «Техника игры», «Тактика игры», знать правила игры, владеть основными техническими приемами, применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий волейболом, сформировать первичные навыки судейства.
Оценка практической подготовленности по контрольным упражнениям.
Технический прием | Контрольные упражнения | Возраст лет | Оценка | |||||||
мальчики | девочки | |||||||||
высокий | Выше среднего | средний | низкий | высокий | Выше среднего | средний | низкий | |||
I. Передача мяча | 1. Поточная передача мяча двумя руками сверху в стенку с расстояния 3 м (кол-во раз) | 11 12 13 14 | 4 7 9 12 | 3 5 6 9 | 2 3 4 5 | 1 1 2 3 | 4 6 7 9 | 3 4 5 7 | 2 3 3 4 | 1 1 2 3 |
2. Передача мяча двумя руками сверху с собственного набрасывания из зоны 6 в кольцо диаметром 1 м, установленное в зоне 3 (10 попыток) | 11 12 | 3 5 | 2 4 | 1 2 | 0 1 | 3 4 | 2 3 | 1 2 | 0 1 | |
3. Передача мяча двумя руками сверху из зоны4 через сетку в квадрат3х3 м, расположенный в зоне 6; мяч предварительно передан из зоны 3 (10 попыток) | 11 12 | 4 6 | 3 5 | 2 3 | 1 2 | 4 5 | 3 4 | 2 3 | 1 2 | |
4. Передача мяча двумя руками сверху из зоны 3 в кольцо, установленное в зоне 4, с предварительной передачи мяча из зоны 5 (10 попыток) | 13 14 15 16 17 | 4 6 6 6 7 | 3 5 5 5 5 | 2 3 3 3 3 | 1 2 2 2 2 | 3 5 5 5 6 | 2 4 4 4 5 | 1 2 3 3 3 | 0 1 2 2 2 | |
5. Передача мяча двумя руками сверху в прыжке из зоны 4, через сетку в квадрат 3х3 м, расположенный у лицевой линии в зоне 6, с предварительной передачи мяча из зоны 3 (10 попыток) | 13 14 | 5 6 | 4 5 | 3 3 | 2 2 | 4 5 | 3 4 | 2 3 | 1 2 | |
6. Передача мяча двумя руками сверху из зоны 2 в кольцо, установленное в зоне 4, предварительной передачи мяча из зоны 6 (10 попыток) | 15 16 17 | 4 4 5 | 3 3 4 | 2 2 2 | 1 1 1 | 3 4 4 | 2 3 3 | 1 2 2 | 0 1 1 | |
7. Передача мяча двумя руками сверху в прыжке из зоны 4 через сетку в прямоугольник 2х3 м, расположенный у лицевой линии в зоне 6, предварительной передачи мяча из зоны 3 (10 попыток) | 15 16 17 | 5 5 7 | 4 4 5 | 3 3 4 | 2 2 2 | 4 4 5 | 3 3 4 | 2 2 3 | 1 1 2 | |
II. Подача мяча | 1. Нижняя прямая подача в пределы площадки (10 попыток) | 11 12 | 7 8 | 4 6 | 3 4 | 1 2 | 6 7 | 4 5 | 3 3 | 1 2 |
2. Нижняя прямая подача на точность (по 5 попыток в левую и правую половину площадки) | 11 12 | 4 6 | 3 4 | 2 3 | 1 2 | 4 5 | 3 4 | 1 2 | 0 1 | |
3. Верхняя прямая подача в пределы площадки (10 попыток) | 13 14 | 8 9 | 5 7 | 3 5 | 2 3 | 6 7 | 4 5 | 3 4 | 2 2 | |
4. Верхняя прямая подача на точность (по 5 попыток в левую и правую половину площадки) | 13 14 | 5 6 | 4 5 | 2 3 | 1 2 | 4 5 | 3 4 | 2 2 | 1 1 | |
5. Верхняя прямая подача на точность по заданию (по 5 попыток в левую и правую половину площадки) | 15 16 17 | 6 7 8 | 5 5 6 | 3 4 4 | 2 3 3 | 5 5 6 | 4 4 4 | 2 3 3 | 1 2 2 | |
6. Верхняя боковая подача в пределы площадки (10 попыток) | 15 16 17 | 5 7 8 | 4 6 7 | 2 4 5 | 1 2 3 | 4 5 6 | 3 3 5 | 2 2 3 | 1 1 2 |
Технический прием | Контрольные упражнения | Возраст лет | Оценка | |||||||
мальчики | девочки | |||||||||
высокий | Выше среднего | средний | низкий | высокий | Выше среднего | средний | низкий | |||
III. Нападающий удар | 1. Прямой нападающий удар из зоны 4 в пределы площадки с передачи из зоны 3 (10 попыток) | 11 12 13 14 | 3 4 6 8 | 2 3 5 6 | 1 2 3 4 | 0 1 2 3 | 2 3 6 6 | 1 2 5 5 | - 1 3 3 | - - 2 2 |
2. Нападающий удар из зоны 4 на точность (по 5 попыток в зоны 1 и 5) с передачи из зоны 3 | 15 16 17 | 6 7 8 | 5 6 7 | 4 4 5 | 3 3 4 | 5 6 7 | 4 5 6 | 3 3 4 | 2 2 3 | |
3. Прямой нападающий удар из зоны 4 на силу в пределы площадки с передачи из зоны 3 (10 попыток) | 15 16 17 | 5 7 8 | 4 6 6 | 3 5 5 | 2 4 4 | 4 6 6 | 3 5 5 | 2 4 4 | 1 3 3 | |
IV. Блокирование | 1. Блокирование нападающего удара из зоны 4 в зону 5 (10 попыток) | 13 14 15 16 17 | 2 2 5 6 8 | 1 1 4 5 6 | 1 1 2 4 4 | - - 1 2 3 | 1 2 4 5 7 | 1 1 3 4 5 | - - 2 3 3 | - - 1 1 1 |
2. Блокирование нападающего удара из зоны 2 в зону 1 (10 попыток) | 13 14 15 16 17 | 2 2 5 6 8 | 1 1 4 5 6 | 1 1 2 4 4 | - - 1 2 3 | 1 2 5 5 7 | 1 1 3 4 5 | - - 2 3 3 | - - 1 1 1 | |
3. Блокирование нападающего удара из зоны 3 в пределы площадки (10 попыток) | 15 16 17 | 4 5 6 | 3 4 5 | 2 3 4 | 1 2 2 | 3 4 5 | 2 3 4 | 2 3 3 | 1 1 1 |
Учебно-тематический план
№ п/п | Темы | Количество часов | В том числе | |
Теоретич. | Практич. | |||
I. | Основы знаний. | 2 | . | |
Понятие о технике и тактике игры. | 1 | 1 | ||
Правила игры в волейбол | 1 | 1 | ||
II. | Технические и тактические приемы. | 66 | ||
Подачи. | 8 | 1 | 6 | |
Передачи. | 15 | 5 | 10 | |
Нападающий удар. | 8 | 2 | 6 | |
Блокирование. | 8 | 2 | 6 | |
Комбинированные упражнения. | 15 | 11 | ||
Учебно-тренировочные игры. | 10 | 2 | 13 | |
Судейство игр. | 2 | 1 | 1 | |
Итого: | 68 | 15 | 53 |
Содержание программы
Материал программы разбит на два раздела: раздел основы знаний и технико-тактические приемы.
I. Основы знаний – 2 часа
- понятие о технике и тактике игры;
- основные положения правил игры в волейбол. Нарушения, жесты судей.
II. Технико-тактические приемы – 66 часов
1. Подачи – 8 часов
- техника выполнения прямой нижней подачи;
- прямая верхняя подача;
- ознакомление с техникой выполнения верхней боковой подачи.
2. Передачи – 15 часов
- верхняя передача двумя руками перед собой с выходом;
- приём мяча снизу двумя руками;
- верхняя передача двумя руками над собой через голову;
- верхняя передача двумя руками в прыжке.
3. Нападающий удар – 8 часов
- техника выполнения прямого нападающего удара правой и левой рукой перевод правой рукой (влево и вправо из зоны 4;2;3.);
-ознакомление с техникой постановки одиночного и группового блока.
4. Комбинированные упражнения – 15 часов
- подача – передача;
- подача – передача – нападающий удар;
- передача – нападающий удар – передача (игра в защите).
5. Учебно-тренировочные игры – 10 час
- отработка навыков взаимодействия игроков на площадке;
- отработка индивидуальных действий игроков разных игровых амплуа.
6. Судейство игр – 2 часа
- отработка навыков судейства школьных соревнований.
На каждом занятии осуществляется физическая подготовка учащихся, направленная на развитие основных двигательных качеств и координационных способностей обучающихся.
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий
В рамках содержания первого раздела занимающейся получают теоретические знания о технике и тактике игры волейбол. Знакомятся с гигиеническими требованиями к местам занятий и инвентарем, спортивной одежде и обуви. В ходе бесед и лекции занимающейся знакомятся с основными правилами игры в волейбол. Изучая наглядные пособия, дополнительную литературу, учащийся получают представления о судействе игры, о жестах судей. На занятиях используется беседа с занимающимися, рассказ преподавателя, работа с дополнительной литературой.
При изучении 2 раздела программы «Технические и тактические приемы» применяются как общеобразовательные методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности: метод регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы, словесные и сенсорные методы, а также различные средства: подготовительные упражнения, подвижные спортивные игры, игровые упражнения, учебные игры, соревнования. При занятии с учащимися данной возрастной группы большое значение имеет наглядность в обучении.
Поэтому при изучении техники выполнения отдельных элементов необходимо использовать рассказ-показ, демонстрацию таблиц и рисунков изучаемого двигательного действия.
Закрепление правильных способов выполнения изученных движений до стадии навыка, их
дальнейшее совершенствование проводится посредством самостоятельных упражнений занимающихся. Основные методы: игровой, соревновательный.
Максимальный эффект обеспечивается лишь при оптимальном сочетании различных средств и методов, выбранных с учетом особенностей спортивной специализации.
Материально-техническое обеспечение:
- Спортивный зал;
- Волейбольные мячи – 20 шт;
- Набивные мячи -10 шт;
- Скакалки – 20 шт;
- Стойки с волейбольной сеткой;
- Таблицы «Техника основных элементов игры в волейбол».
Библиография.
Ю.Н. Клещев, А.Г. Фурманов Юный волейболист, М – «Физкультура и спорт» 1979 г.
А.Г. Фурманов Волейбол на лужайке, в парке, во дворе, М – «Физкультура и спорт» 1982 г.
Ю.Д. Железняк, Л.Н. Слупский, Волейбол в школе, М – «Просвещение» 1989 г.
Г.П. Богданов. Уроки физической культуры IV-VI классов: Пособие для учителей.
- Москва «Просвещение», 1984 г.
Э. Найминова. Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. – Ростов-н/Д: «Феникс», 2001 г.
Л.П. Матвеев. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физ. культуры. – Москва, «Физкультура и спорт» 1991 год.
В.И. Лях. Координационные способности школьников. – Минск, «Полымя», 1989 г.
Научно-методический журнал «Физическая культура в школе» №1, 2002 г.
Научно-методический журнал «Физическая культура в школе» №2, 2002 г.
Научно-методический журнал «Физическая культура в школе» №5, 1998 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Математический кросс" в летнем оздоровительном лагере при школе.
Цели: - Работа по развитию интереса к математике; - Воспитать любознательность, ...
Программа для летнего оздоровительного лагеря при школе
На протяжении 10лет я работала вожатой в летнем оздоровительном лагере при школе. За этот период накопилось очень много полезного и интересного материала. Данную программу и мероприятия мы составили с...
Программа работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей при школе.
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей при МКОУ "Кодинская СОШ №4" работает на протяжении 15 лет. Программа работы имеет несколько направлений - оздоровительное, спортивное, трудово...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования детей «Порядок открытия и организации работы летнего оздоровительного лагеря на базе МБОУ ДОД ДДТ
Лагерь с дневным пребыванием – это сфера активного отдыха ребенка, которая дает ему возможность раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации, является частью социальной сре...
Программа кружка в рамках работы летнего оздоровительного лагеря "Discovery"
Программа предполагает ряд мероприятий, вовлекающих детей в познавательно -творческую деятельность в форме кружковой работы....
Статьи о работе летнего оздоровительного лагеря в МБОУ "Сеяхинская школа-интернат"
Во врямя летней оздоровительной кампании в 2017 году, в МБОУ "Сеяхинской школе-интернат " была организована деятельность по журналистике, где дети совместно с педагогами организовывали разли...
Программа летнего оздоровительного лагеря при школе с дневным пребыванием «Школа юных конструкторов».
Программа летнего оздоровительного лагеря при школе с дневным пребыванием. Программа реализована в августе 2018 года...