Программа экологического воспитания
рабочая программа на тему
Программа экологического воспитания во внеклассной работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ekologicheskogo_vospitaniya.docx | 30.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №34» г. Владимира
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №34
Семенова Е.Б.
«10» сентября 2012года
Программа экологического воспитания
учащихся во внеклассной работе
Составитель программы:
Ощепкова Надежда Васильевна,
учитель биологии
г. Владимир 2012 год
Содержание
- Пояснительная записка………………………………………….стр. 3
- Цели и задачи…………………………………………………....стр. 4
- Основные требования к учащимся……………………….……стр. 4
- Содержание программы…………………………………..…….стр. 5
Пояснительная записка
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования и среднего (полного) общего образования, выпускник основной и старшей школы должен осознанно выполнять (и пропагандировать) правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни, активно и целенаправленно познавать мир, уметь учиться, применять полученные знания на практике, владеть основами научных методов познания окружающего мира, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность.
На реализацию этих требований направлена программа экологического воспитания во внеурочной деятельности. Одной из основных задач в воспитательной системе школы занимает формирование у учащихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения к природе, к себе как составной части природы, к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас. Программа по экологическому воспитанию школьников во внеклассной работе разработана как научное и практическое добавление к учебным предметам естественно-научного цикла. Показателем и условием эффективности формирования экологической культуры служат осознанность получения знаний о явлениях, процессах и законах природы, понимание взаимосвязи общества и биосферы, готовность к конкретным действиям, улучшающим состояние окружающей среды своей местности, и реальный вклад в это дело.
Данная программа предусматривает вовлечение во внеклассную работу учащихся 1-11 классов.
При этом учитываются особенности внеклассной работы по экологическому воспитанию учащихся. Работа, которая выполняется во внеурочное время, является необязательной для учащихся и строится на основе их интереса и самостоятельной деятельности. Содержание внеклассной работы является развитием материала, который изучается на уроках естественно-научного цикла.
Цель программы:
развитие у школьников ответственного отношения к окружающей среде, которое имеет три аспекта:
1) Забота о сохранении естественного природного окружения
2) Ответственность за своё здоровье как за личную ценность
3) Активная созидательная деятельность по изучению и охране окружающей среды.
Задачи программы:
- вовлечение учащихся в экологическую работу с учётом их интересов и способностей;
- общественно-полезная направленность мероприятий;
- повышение роли самих детей, органов самоуправления, привлечение родителей для совместной деятельности;
- взаимодействие с внешкольными учреждениями и общественными организациями;
- развитие познавательных интересов учащихся, их творческих способностей;
Основные требования к учащимся
В ходе реализации программы учащиеся должны:
- знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- иметь сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;
- быть способны выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- уметь анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
Содержание программы
Программа экологического воспитания школьников МБОУ СОШ № 34 г.Владимира включает следующие направления воспитательной деятельности: «Экология природы», «Экология здоровья»». Каждое из них ориентировано на приобщение учащихся к тем или иным общечеловеческим ценностям.
Направление «Экология природы»
| Начальная школа (1–4 классы) | Основная школа | Старшая школа |
Цель: | Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности | ||
Задачи: | Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека. Развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде. Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами. | Формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем. Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера. | Становление экологической ответственности как основной черты личности на основе системных знаний об экологических проблемах современности и возможности устойчивого развития современной цивилизации. |
Общешкольные творческие дела | Школьный конкурс экологического рисунка; месячник по охране и привлечению птиц в сады и парки города; участие во всероссийском форуме «Зеленая планета»; практическая и исследовательская работа на пришкольном учебно-опытном участке; трудовые десанты по благоустройству и озеленению территории школы и города в рамках декады, посвященной Дню Земли; школьная научно-практическая конференция; участие в городском конкурсе, посвященном Международному дню леса; школьный праздник, посвященный Всемирному дню охраны окружающей среды; экологические экскурсии по территории школы, парка «Добросельский», «Патриаршему саду»; проведение праздника урожая; участие в городской выставке детского творчества «Зеркало природы»; благотворительные акции по сбору корма для животных в приютах в рамках весенней и осенней «Недель добра»; участие в городском празднике, посвященном 65-летию юннатского движения в городе. | ||
Формы работы с классом | Общение с природой | ||
Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы); развешивание кормушек для птиц, подкормка птиц; экологические экскурсии. | Практическая работа на пришкольном учебно-опытном участке, развешивание кормушек и искусственных гнездовий, подкормка птиц, озеленение территории школы и кабинетов; экологические экскурсии; | Экологический мониторинг территории школы; проектно-исследовательская деятельность; экологические экскурсии; | |
Экологические игры, проекты | |||
Загадки природы; Осторожно, их мало! Лесная аптека; Зеленый класс; «Жалобная книга» природы. | Экологические группы птиц; Экологическая почта; Не проходите мимо!; Красная книга нашего края; Чистый двор; Чистый микрорайон; | Школьная научно-практическая конференция старшеклассников; организация и проведение игр для младших школьников. Разоработка экологического паспорта пришкольной территории; Экология нашего края; | |
Классные часы, беседы | |||
«Заповеди леса», «Редкие растения и животные», «Кто в лесу живет, что в лесу растет?», «Прогулки в Природоград», «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья», «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля». | «Охрана природы – твоя обязанность», «Эта хрупкая планета», «Страницы любопытных фактов», «Природа родного края», «Красная книга Владимирской области», «Деревья разные бывают», «Памятники животным». | «Природа в произведениях искусства», «Человек есть существо природное и духовное», «Экологические проблемы нашего времени». | |
Предполагаемый результат | Знание ребятами причин экологических проблем и способов выхода из них. Активное отношение учащихся к защите прав людей на качество среды обитания, рост их самостоятельных инициатив. |
Направление «Экология здоровья»
| Начальная школа | Основная школа (5–8 классы) | Старшая школа |
Цель | Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни. | ||
Задачи | Научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта. Познакомить с активным отдыхом и его влиянием на здоровье человека. Воспитывать сознательное отношение к труду. | Формировать потребность в здоровом образе жизни. Развивать физическую подготовку учащихся. Формировать навыки рациональной организации умственного и физического труда. | Формировать основы здорового образа жизни. Повышать уровень физической подготовки учащихся. Воспитывать ответственность за сохранение своего здоровья и здоровья окружающих. |
Общешкольные творческие дела | Спартакиада школьников. Общешкольная игра «Зарница». | ||
Формы работы с классом | Ведение листка здоровья в классных журналах; Акции «Дети и дорога», «За безопасность жизни детей» | ||
Психологические тренинги «Кто я?». Активные игры на воздухе. Подвижные игры на переменах. «Веселые старты». | Психологические тренинги «Кто я, какой я?». Спортивно-развлекательные игры. Игра «Зарница». Организация работы летних трудовых бригад. | Тренинги «Сам себе психолог». Военизированные и спортивно-развлекательные игры. Организация работы летних трудовых бригад. | |
Классные часы, беседы | |||
«Как стать Нехворайкой», «В гостях у Мойдодыра», «Твой режим дня», «Вредные привычки. Как их искоренить?» | «Что дает спорт человеку», «О чудесных лекарствах, которые не найти в аптеке», «Будьте здоровы», «Суд над сигаретой». | «Здоровье нации. Как его сохранить?», «Суд над наркотиками», «Достаточно ли родиться, чтобы стать человеком?» | |
Работа с семьей | Родительский всеобуч «Как сохранить здоровье ребенка», «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника», Соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья». | ||
Предполагаемый результат | Осознание учащимися значимости здоровья. Положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости, утомляемости учащихся. Повышение интереса школьников к спортивным мероприятиям, спорту. Увеличение количества занимающихся в спортивных секциях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль и задачи педагогического коллектива по экологическому воспитанию школьников в соответствии с Краевой Программой экологического воспитания и образования.
Анализ работы по экологическому воспитанию школьников за 2009-2010г....
Программа" Экологическое воспитание детей в условиях детского дома"
программа по экологии для воспитателей....
Программа экологического воспитания
Экологическое просвещение - это первый этап работы по сохранению окружающей среды. Реализация программ по экологическому просвещению школьников осуществляется при помощи разных форм и методов, существ...
Программа экологического воспитания детей в социально-реабилитационном центре
Модифицированная программа экологического воспитания детей социально-реабилитационного центраI. Аналитическая запискаСоциально-политические и экономические проблемы современного общества п...
Программа экологического воспитания "Экологические проблемы нашего района"
Цель программы: Развивать бережное отношение к природе родного края...
Программа внеклассной работы:«Реализация основных направлений программы экологического воспитания учащихся».
Основной целью представленной программы является формирование экологической культуры школьников. Програм...
Программа экологического воспитания «Экологическое воспитание обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»
Цель программы: Формирование у обучающихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе, окружающему пространству через экологизациюурочной и внеурочной деятель...