Программа экологического воспитания
материал по биологии по теме

Якуб Галина Николаевна

Экологическое просвещение - это первый этап работы по сохранению окружающей среды. Реализация программ по экологическому просвещению школьников осуществляется при помощи разных форм и методов, существующих в экологическом образовании. Экологическое воспитание в школе осуществляется посредством разнообразной деятельности организационной, просветительской, познавательной и развлекательной направленности, а также в ходе непосредственного участия школьников в экологических конкурсах, рейдах, акциях, экспедициях и т. д. Помощь в экологическом образовании учащихся нашей школы оказывают также организации системы дополнительного экологического образования. Это такие организации, как национальный парк «Югыд-ва», Подчерское лесничество, Детское объединение «Краеведение» ЦВР. Подчерье расположено на территории национального парка «Югыд-ва». Работая в тесном сотрудничестве с инспекторами и методистами национального парка и лесничества, стала возможной реализация данной экологической программы, целью которой является Формирование экологической культуры школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ekologicheskogo_vospitaniya.docx581.84 КБ

Предварительный просмотр:

        

I.         Пояснительная записка

Острота современных экологических проблем требует участия в их решении широких масс населения. Любые технологические, организационные и экономические меры могут дать должный эффект лишь в том случае, если экологическая идея «овладеет массами». Такой центральной идеей экологического сознания должно стать представление об экологически обусловленных границах потребления и поведения. Формировать экологическое мировоззрение и экологическую культуру поведения людей призвано массовое экологическое образование. Его целью является воспитание экологической нравственности у каждого человека. Людям необходимо осознать потребность в установлении жестких рамок собственного развития, необходимость согласования своей деятельности с развитием всей биосферы. Соблюдение этих правил должно стать основой новой экологически обусловленной морали и нравственности.

Экологическое просвещение - это первый этап работы по сохранению окружающей среды. Реализация программ по экологическому просвещению школьников осуществляется при помощи разных форм и методов, существующих в экологическом образовании. Экологическое воспитание в школе осуществляется посредством разнообразной деятельности организационной, просветительской, познавательной и развлекательной направленности, а также в ходе непосредственного участия школьников в экологических конкурсах, рейдах, акциях, экспедициях и т. д. Помощь в экологическом образовании учащихся нашей школы оказывают также организации системы дополнительного экологического образования. Это такие организации, как национальный парк «Югыд-ва», Подчерское лесничество, Детское объединение «Краеведение» ЦВР. Подчерье расположено на территории национального парка «Югыд-ва». Работая в тесном сотрудничестве с инспекторами и методистами национального парка и лесничества, стала возможной реализация данной экологической программы, целью которой является Формирование экологической культуры школьников.

Достижение цели планируется в результате решения следующих задач:

•   понимание   многосторонней   ценности  природы   как     источника  материального   и духовного развития общества;

•   овладение     прикладными     знаниями,     практическими     умениями     и     навыками рационального    природопользования,    развитие    способности    оценить    состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;

•   выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе;

•   формирование понятия о взаимосвязях в природе;

•   развитие     духовной     потребности     в     общении     с     природой,     осознание     ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы  в единстве с переживаниями нравственного характера;

•   формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе.

Экологическое воспитание - важная составляющая часть нравственного воспитания человека. Школа делает все возможное, чтобы увлечь ребят и заинтересовать их проблемами экологии. Чтобы содействовать приобретению знаний, добиться понимания сложного характера взаимоотношений окружающей среды, сформировать активную жизненную позицию и выработать практические навыки для сознательного участия в жизнедеятельности окружающей среды в нашей школе проводятся разнообразные мероприятия

П.Основные правила и принципы организации экологического воспитания.

1.Процесс   формирования   ответственного   отношения   к   природе   является   составной частью        общей        системы        воспитания,        актуальным        ее        направлением.

2.  Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального  и  краеведческого  подходов к раскрытию  современных  экологических проблем.

3.    В    основе    формирования    бережного    отношения    к    природе   лежит   единство интеллектуального,   эмоционального  восприятия  окружающей   среды   и   практической деятельности                                по                               ее                               улучшению.

4.  Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы: -сотрудничества (построение взаимоотношений участников процесса экологического образования на основе компетентности)

-целостности   (сбалансированность   процессов   формирования   умений    и   навыков,

стратегий взаимодействия с природой)

-систематичности    и    непрерывности    (непрерывное    экологическое    образование

школьников на всех ступенях обучения)

-междисциплинарной интеграции (выход на смежные с экологией науки)

III. Формы, методы и средства организации экологического воспитания

Экологическое воспитание в школе осуществляется в процессе обучения естественным наукам, проведения ежегодных экологических декад, внеклассных воспитательных мероприятий. Работа органов школьного самоуправления (ДО «Родник», «Зеленый мир»), а также работа летних трудовых бригад имеет эколого-биологическое направление. По форме проведения все мероприятия можно разделить на:

1.  традиционные (беседы, диспуты, игры, конкурсы, экскурсии)

2.  активные («круглый стол», конференция, спектакль)

3.  инновационные (внедрение метода проектов в систему экологического воспитания) Наиболее   действенным   средством   экологического   воспитания   в   школе   является

разнообразная   деятельность   учащихся      (учебная,   познавательная,   художественная, творческая,    игровая).    Особую    роль    играет    природоохранительная    деятельность школьников. Виды ее многообразны:

•    по защите природной среды (подкормка животных; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек на охраняемых территориях)

•    по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (рейды в

природу);

•    по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение школьной территории);

•    по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет)

•    по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).

Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения.

IV. Мероприятия по реализации программы.

Программа экологического воспитания младших школьников 1.БЛ0К ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

Проведение рабочих сборов ДО «Зеленый мир»

2. БЛОК ПОЗНАВ А ТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

Беседы экологического содержания: «Удивительное рядом», «Зеленая аптек», «Птицы –

крылатые доктора леса», «Природа - наш дом», «Мы - друзья природы», «Мир вокруг нас», « Как мы помогаем природе?!», « Звери и птицы зимой»,   «Тайны бионики», «Растения под нашей защитой», «О культуре поведения в природе», «Как мы помогаем природе». Устный журнал: «Мир живой природы», «Кладовые природы». Турнир-викторина "Редкие    растения Республики Коми», викторина «Ко Дню Птиц». Конкурс загадок и ребусов о природе.

Экологические игры: «Цветик - семицветик», "Тайны лесной тропинки",   "Робинзоны", "Птичья столовая",   "Сбор  грибов",  "По тропе Берендея",  «В  мире зверей  и  птиц», «Зеленый глобус», «Зоопарк  на столе», «Наш дом-планета Земля». Экологический КВН. Круглый стол: «Наш помощник - книга» (знакомство с детскими книгами о природе) Экскурсии в лес: "Музей природы", "Тропинки, тайны, голоса".

Эстафета любимых занятий /уход за растениями, животными, выращивание растений, изготовление поделок из природного материала, сбор марок и открыток о природе и т.п./. Фенологические наблюдения за природой родного края .

3. БЛОК ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ.

Конкурсы экологического рисунка «Береги природу». Конкурс рассказов о природе родного края. Конкурс стихов и сочинений о природе. Организация выставки "Осенний букет". Оформление фотостенда «Природа национального парка Югыд ва ". Участие в районных мероприятиях по экологии, организованных СЮН.

4.  БЛОК ПРАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

КТД "Мастерская Самоделкина" /изготовление кормушек, домиков для птиц/. Конкурс мягкой игрушки и поделок из дерева «Животные родного края». Участие в акциях: «Уборка береговой территории р. Подчерье от мусора», «Марш парков», «Голубая лента», «Озелени свой класс».

5. БЛОК РАЗВЛЕК А ТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

Конкурсы чтецов стихотворений о природе. Эколого - литературная игра «Мой Бианки». Развлекательное мероприятие «В гостях у Берендея», игра «Крылатый почтальон и пернатый чемпион». Участие в «Празднике Птиц» и «Празднике Земли». Подготовка выступления кукольного театра на «Вечере экологической сказки»

Программа

экологического воспитания школьников-подростков

1.  БЛОК ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

Проведение рабочих сборов ДО Родник (краеведческой тематики) Экологический сбор -"огонек" детского объединения «Родник». Разведка экологических бед.

2. БЛОК ПОЗНАВ А ТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

Работа экологического лектория ДО «Родник». Беседы: «По страницам Красной книги», «Лекарственные растения», «Цветы - радость жизни». Цикл бесед из серии «Экологический коктейль». Экологические игры: Экологический марафон: «Наш дом-планета Земля», игра-путешествие: «По заповедным уголкам Республики Коми», экологический турнир: «Я иду по лесу», зоолого - экологический хоккей, игра -разнобой: «По следам Робинзона», решение игровых задач по экологии, познавательная игра на пришкольном лесоучастке: «Сенсорная тропа. Экологические игры типа КВН, "Счастливый случай", "Что? Где? Когда?". Встречи со специалистами: охотниками, лесниками, инспекторами национального парка «Югыд -ва». Экологическая викторина по темам:  "Охраняемые растения Республики Коми», "Заповедные территории", "Редкие и исчезающие животные Коми края". Турнир знатоков житейских премудростей народных примет, лекарственных растений и др. Конкурс неоконченного рассказа по экологической тематике в жанре детектива, приключения, сказки, романа, Пресс-бой на темы: "Охрана природы в нашей и зарубежных странах", "Острые экологические проблемы в мире", "Экология и АЭС", "Искусство и природа", "Молодежь и борьба зачистую Землю". Деловые, ролевые игры. Аукцион экологических знаний. Экологические экскурсии. Экологическая тропа.

3. БЛОК ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Конкурс рефератов, сочинений на тему «Живая природа». Организация выставки «Животный мир национального парка «Югыд ва». Организация фотовыставки «Ко Дню птиц». Конкурс плакатов «Земля в наших руках» Выпуск бюллетеней, листовок, информационных листков в защиту природы». Анкетирование учащихся на тему: «Мое отношение к природе». Подготовка выступления экологической агитбригады. Выпуск газеты: «Экологический вестник». Помощь в организации книжной выставки «Природа и человек в прозе коми писателей»

4.  БЛОК ПРАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ.

Изготовление гнездовий, домиков, кормушек для птиц. Оборудование экологической тропы для летней детской оздоровительной площадки. Зимняя подкормка животных. Участие в экологической экспедиции в д. Орловка. Участие в акциях: «Марш парков», «Голубая лента», «Очистка береговой территории р. Подчерье от мусора».

Реализация социальных и исследовательских проектов: «Уют школы», «Визуальная среда сельского школьника», «Ландшафтный проект реконструкции школьного двора»

5. БЛОК РАЗВЛЕКА ТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

Конкурсы чтецов стихотворений о природе родного края. Экологический вечер с конкурсной программой ко Дню Земли, Дню защиты окружающей среды. Экологический спектакль: «Жизнь клетки обыкновенной». Конкурс знатоков экологии. Кольцовка песен о природе. Вечер «Человек и природа»

V. Механизм реализации программы.

Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет Детское объединение «РОДНИК». В состав ДО входят участники образовательного процесса, заинтересованные в организации и совершенствовании деятельности по экологическому воспитанию. Детское объединение «РОДНИК» определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.

Основными исполнителями мероприятий Программы являются учащиеся, педагоги, методисты и инспекторы национального парка «Югыд - ва» и Подчерского лесничества.

VI. Оценка эффективности реализации программы.

Оценка эффективности Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.

Деление на блоки мероприятий программы условно, каждое мероприятие экологического содержания решает задачи обучения, воспитания и развития школьников и направлено на формирование экологического сознания, воспитание необходимых чувств, организацию позитивной деятельности школьников в природе. Главное, чтобы работа по формированию экологической культуры школьников конечным результатом имела сохранение и приумножение Природы Земли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа экологического воспитания детей в социально-реабилитационном центре

Модифицированная программа экологического воспитания детей социально-реабилитационного центраI. Аналитическая запискаСоциально-политические и экономические проблемы современного общества п...

Программа экологического воспитания

Программа экологического воспитания во внеклассной работе...

Программа экологического воспитания "Экологические проблемы нашего района"

Цель программы: Развивать бережное отношение к природе родного края...

Программа внеклассной работы:«Реализация основных направлений программы экологического воспитания учащихся».

Основной целью представленной программы является формирование экологической культуры школьников.                 Програм...

Программа экологического воспитания «Экологическое воспитание обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»

Цель программы: Формирование у обучающихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе, окружающему пространству через экологизациюурочной и внеурочной деятель...