Программа экологического воспитания детей в социально-реабилитационном центре
методическая разработка по теме
Модифицированная программа экологического воспитания детей социально-реабилитационного центра
I. Аналитическая записка
Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели детские учреждения к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания: не отказываясь от прежних достижений в этой области, мы вынуждены вносить изменения в воспитательный процесс. В нашем учреждении центральное место в воспитательной системе занимает формирование у детей экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения:
– к природе (экология природы),
– к себе как составной части природы (экология здоровья),
– к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).
В Центре накопилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию детей, совместной деятельности педагогов Центра, школы и родителей. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.
Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу, программа экологического воспитания школьников очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением.
Программа призвана объединить все воспитательные структуры , обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а также преемственность в воспитании воспитанников СРЦ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_ekolog.vospit.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Модифицированная программа экологического воспитания школьников
I. Аналитическая записка
Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели детские учреждения к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания: не отказываясь от прежних достижений в этой области, мы вынуждены вносить изменения в воспитательный процесс. В нашем учреждении центральное место в воспитательной системе занимает формирование у детей экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения:
– к природе (экология природы),
– к себе как составной части природы (экология здоровья),
– к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).
В Центре накопилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию детей, совместной деятельности педагогов Центра, школы и родителей. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.
Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу, программа экологического воспитания школьников очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением.
Программа призвана объединить все воспитательные структуры , обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а также преемственность в воспитании воспитанников СРЦ.
2. Цель и задачи Программы
Цель: создание широких возможностей для творческой самореализации личности на пользу себе и обществу.
Задачи:
- воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности;
- формирование экологического мышления и экологической культуры детей;
- развитие таланта и способностей как особой ценности;
- формирование здорового образа жизни воспитанников.
3. Прогнозируемый результат
Результат экологического воспитания – воплощение модели воспитанника, обладающего экологической культурой.
5. Содержание Программы экологического воспитания
Программа экологического воспитания школьников включает следующие направления воспитательной деятельности: «Экология природы», «Экология здоровья», «Экология души». Каждое из них ориентировано на приобщение воспитанников к тем или иным общечеловеческим ценностям.
Направление «Экология природы»
| Младший школьник | Подросток | Старшеклассник |
Цель: | Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности | ||
Задачи: | Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека. Развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде. Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами. | Формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем. Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера. | Становление экологической ответственности как основной черты личности на основе системных знаний об экологических проблемах современности и возможности устойчивого развития современной цивилизации. |
Общие творческие дела | Дни защиты окружающей среды от экологической опасности | ||
Формы работы с группой | Общение с природой | ||
Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы). Посвящение в друзей природы. | Выезды на природу с маршрутными наблюдениями. Обследование флоры и фауны местной территории. | Экологический мониторинг. Выращивание на | |
Экологические игры | |||
Загадки природы. Осторожно, их мало! Почемучкина поляна. Лесная аптека. | Знатоки природы. Путешествие в мир природы. Знакомые незнакомцы. Поиск нарушителей природы. | Экологический КВН. Организация и проведение игр для младших школьников. | |
Экологические проекты | |||
Разведка прекрасного и удивительного. Зеленый класс. «Жалобная книга» природы. | Экологическая почта. Не проходите мимо! Красная книга района. Чистый двор. Чистый район. | Экологический паспорт района. Экология нашей реки. Разработка экологических троп. | |
Часы общения, беседы-рассуждения | |||
«Заповеди леса», «Редкие растения и животные», «Кто в лесу живет, что в лесу растет?», «Прогулки в Природоград», «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья», «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля». | «Охрана природы – твоя обязанность», «Эта хрупкая планета», «Страницы любопытных фактов», «Природа родного края», «Красная книга Астраханской области», «Деревья разные бывают». | «Природа в произведениях искусства», «Человек есть существо природное и духовное», «Экологический кризис: шанс на спасение». | |
Посещение Этно-краеведческого музея с .Енотаевка. | |||
Досуг | Кружки «Цветоводство» (на базе двора Центра), «Юный эколог», «Моделирование и конструирование из вторсырья». | ||
Работа с семьей | Экологический всеобуч: «Как воспитать любовь к природе» | ||
Заповеди | Вылечи каждое раненое дерево. Будь настоящим другом природы. Ухаживай за природой, преумножай ее богатства. Посади и вырасти дерево, цветок, растение. Сердцем и душой прикоснись к таинствам природы. Не засоряй рек, озер, колодцев и родников, помни – придется воды напиться. Будь готов всегда встать на защиту своих младших братьев. | ||
Предполагаемый результат | Знание ребятами причин экологических проблем и способов выхода из них. Активное отношение учащихся к защите прав людей на качество среды обитания, рост их самостоятельных инициатив. |
Направление «Экология здоровья»
| Младший школьник | Подросток | Старшеклассник |
Цель | Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни. | ||
Задачи | Научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта. Познакомить с активным отдыхом и его влиянием на здоровье человека. Воспитывать сознательное отношение к труду. | Формировать потребность в здоровом образе жизни. Развивать физическую подготовку учащихся. Формировать навыки рациональной организации умственного и физического труда. | Формировать валеологическую культуру школьников. Повышать уровень физической подготовки учащихся. Воспитывать ответственность за сохранение существующих школьных традиций |
Общие и совместные творческие дела | Спартакиада школьников. | ||
Формы работы с группой | Ведение валеологических карт, книги классных спортивных рекордов. | ||
Психологические тренинги «Кто я?». Активные игры на воздухе («Бизон»). Подвижные игры на прогулках. «Веселые старты». | Психологические тренинги «Кто я, какой я?». Спортивно-развлекательные игры. Игра «Азимут». | Тренинги «Сам себе психолог». Вечер физкультуры и спорта. Военизированные и спортивно-развлекательные игры. Организация работы летних трудовых бригад. | |
Часы общения, беседы | |||
«Как стать Нехворайкой», «В гостях у Мойдодыра», «Твой режим дня», «Вредные привычки. Как их искоренить?» | «Что дает спорт человеку», «О чудесных лекарствах, которые не найти в аптеке», «Будьте здоровы», «Суд над сигаретой», «Труд человека кормит, а лень портит». | «Здоровье нации. Как его сохранить?», «Суд над наркотиками», «Достаточно ли родиться, чтобы стать человеком? | |
Работа с семьей | Родительский всеобуч «Как сохранить здоровье ребенка», «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника», «Домашняя экология». | ||
Заповеди | Просыпайся утром с улыбкой. Научись быть всегда жизнерадостным. Спи и ешь не больше, чем нужно, а не то жизнь проспишь и здоровье проешь. Занимайся спортом. Умей противостоять пошлости жизни: алкоголю, наркотикам, безделью. | ||
Предполагаемый результат | Осознание учащимися значимости физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств, для профессионального самоопределения. Положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости, отсутствие утомляемости учащихся. Повышение интереса школьников к спортивным мероприятиям, спорту. Увеличение количества занимающихся в спортивных секциях. |
Направление «Экология души»
| Младший школьник | Подросток | Старшеклассник |
Цель | Формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности школьника | ||
Задачи | Формировать потребность в сознательном, ответственном отношении к учению. Пробудить интерес к прошлому своего народа, воспитывать гордость за национальную культуру. Выявлять и развивать творческие наклонности детей. Помочь ребенку осмыслить себя как частичку окружающего мира. | Воспитывать ответственное отношение к учению, развивать познавательную активность. Воспитывать чувство национальной гордости, бережное отношение к памятникам истории и культуры, гражданскую ответственность за свое поведение. Развивать духовный мир школьника, его творческое мышление, способности и задатки. Осознавать собственную значимость в окружающем мире. | Формировать потребность в самообразовании в условиях развития науки, культуры и техники. Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности за будущее своей страны. Формировать эстетические вкусы и идеалы, инициативность, творческое отношение к окружающему миру. Ориентировать школьников на «постоянный труд души». |
Общие и совместные творческие дела | Интеллектуальный марафон. Экологические викторины. Экскурсии в музеи, на выставки. | ||
Формы работы с группой | Посещение и обсуждение видеороликов. Библиотечные уроки. Конкурсы чтецов, сочинений, рисунков. Акция «Помоги ветерану». Акция доброты и милосердия. | ||
Часы общения, беседы-рассуждения. | |||
«Герб и флаг России», «Защитники земли русской», «Азбука юного гражданина», «Правила поведения в обществе», «Что важнее: знать или выполнять?», «Зачем учиться в школе?», «Твой читательский формуляр», «Мои увлечения», «Про великих и знаменитых», «Слово о родном крае». | «Люблю тебя, мой край родной», «Моя родословная», «Жизнь замечательных людей», «Мои земляки», «Учиться с увлечением. Возможно ли это?», «Наши Читательские Интересы», «Из истории праздников», «В мире профессий», «Ребенок и его права», Встречи с интересными людьми. | «Что могу я сделать для своего Отечества?», «Защита Родины – долг каждого», «Конституция – основной закон государства», «Обязанности и ответственность», «Доброта и гуманность сегодня», «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?», «Моя профессия. Какой ей быть?», «В мире красоты и искусства», Творческие гостиные. | |
Досуг | Кружки художественно-эстетического и познавательно-практического направления. Концертные программы к различным праздникам. Выставка «Город мастеров». | ||
Работа с семьей |
| ||
Заповеди | Цени и оберегай свое Отечество, познавай людей, живущих в нем, его прошлое и настоящее. Сохраняй традиции и культуру своего народа. Помни: каждый человек имеет задатки; развивай их! Каждое дело – творчески, иначе – зачем! Раскрой себя в любой инициативе. | ||
Предполагаемый результат | Осознание воспитанником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, умение совершенствовать и применять свои знания. Осознание необходимости изучения, сохранения и преумножения историко-культурного, духовного наследия Родины, верность гражданскому долгу. Гуманистическая направленность личности учащегося, понимание им ценности человеческой жизни, уважение человеческого достоинства, способность к состраданию, доброжелательность. Осознание детьми необходимости познания прекрасного в окружающей действительности. |
6. Мониторинг
С целью изучения эффективности экологического воспитания проводится диагностика уровня воспитанности и анкетирование воспитанников. В определении уровня воспитанности используется методика Н.П.Капустина, по которой одним из критериев является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле, к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде, оказать помощь природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль и задачи педагогического коллектива по экологическому воспитанию школьников в соответствии с Краевой Программой экологического воспитания и образования.
Анализ работы по экологическому воспитанию школьников за 2009-2010г....
Программа" Экологическое воспитание детей в условиях детского дома"
программа по экологии для воспитателей....
Результаты деятельности: о апробации инновационной программы «Ступени в жизнь» и социально-реабилитационной программы "Мир чудес"
Аналитический отчёт о результатах апробации инновационной программы «Ступени в жизнь»...
Программа экологического воспитания детей на кружке « Мир, в котором я живу»
Экологическое образование и воспитание учащихся - это веление времени, продиктованное самой жизнью: чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо о...
Программа экологического воспитания детей на кружке « Мир, в котором я живу»
Экологическое воспитание – самое важное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенн...
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»
Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...
Рабочая программа музыкального руководителя ОСГБУСОССЗН "Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" "Музыка и мы" Возрастная категория 7-11 лет
Программа «Музыка и мы» определяет содержание и организацию реабилитационной деятельности по общекультурному направлению. Данная программа способствует формированию музыкальной культуры у ...