Программа внеклассной работы:«Реализация основных направлений программы экологического воспитания учащихся».
учебно-методическое пособие (биология) по теме
Основной целью представленной программы является формирование экологической культуры школьников.
Программа помогает решать следующие задачи:
- овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
- развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, активности в общении, неординарности мыслительной деятельности; развивать познавательный интерес, стремление к учению, уверенность в своих знаниях;
- учить учащихся находить выходы из самых различных ситуаций, уметь убеждать и договариваться, приходить к единственно правильному решению и находить компромисс;
- формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе.
В работе указаны отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ. Указаны формы, методы и средства организации экологического воспитания.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 13 – 17 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 5 лет.
Мероприятия по реализации программы:
1.Блок: работа экологического кружка «Мы – часть природы».
2 Блок: проведение мероприятий в рамках Международных экологических акций.
3 Блок: проведение анкетирования.
4 Блок: проведение экскурсий.
5 Блок: проведение и участие в различных конкурсах.
6 Блок: проведение тематических классных часов экологической направленности.
7.Блок: проведение практических мероприятий.
8.Блок: проведение Дня здоровья.
В конце представленной работы дана оценка эффективности реализации Программы.
Программа экологического воспитания в МОУ Бутурлиновская СОШ №7 разработана на основании Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ (статьи 6, 71-74), региональной программы экологического образования в Воронежской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nominatsiya.docx | 57.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Номинация: организация внеклассной работы по предмету.
Тема: «Реализация основных направлений программы экологического воспитания учащихся».
Автор:
Климова Светлана Витальевна
учитель биологии
высшая квалификационная категория
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа №7
Стаж работы – 17 лет
Учебное заведение:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа №7
Адрес:
397502 Воронежская область
Г.Бутурлиновка
ул. Шолохова, д.36 кв.1
Электронная почта:
klimovasv69 @ mail. ru
Бутурлиновка
2012 г.
Содержание.
1.Пояснительная записка…………………………………………………………3
2. Актуальность программы и основные положения экологического воспитания…………………………………………………………………..……5
3. Основные положения экологического воспитания……………….…………5
4. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ……….……..7
5. Формы, методы и средства организации экологического воспитания….…7
6. Мероприятия по реализации программы………………………………….…9
7. Блок: работа экологического кружка «Мы – часть природы»………….…..9
8. Блок: проведение мероприятий в рамках Международных экологических акций………………………………………………………………………….…..29
9. Блок: проведение анкетирования………………………………….…………29
10. Блок: проведение и участие в различных конкурсах………………….…..30
11. Блок: проведение тематические классных часов экологической направленности…………………………………………………………………..30
12. Блок: проведение практических мероприятий……………………..……...31
13. Блок: проведение Дня здоровья……………………………………...……..31
14. Оценка эффективности реализации Программы…………….…………….31
15. Методическое обеспечение программы. …………………………………..33
16. Использованная литература………………………...………………………33
Пояснительная записка:
"Я вижу воспитательный смысл в том,
чтобы ребенок видел, понимал, ощущал,
переживал, постигал, как большую тайну,
пробуждение жизни в природе".
Сухомлинский.
Воспитательная система нашей школы опирается на ряд основополагающих документов: Конвенцию о правах ребёнка, Закон об образовании РФ, Устав школы, Концепцию воспитательной деятельности Воронежской области, Положение о Совете школы, приказ МО Воронежской области. Школа относится к модели общеобразовательного учреждения адаптивного типа. Это предполагает определённое своеобразие формирования воспитательной политики, проявляющееся в том, чтобы в рамках одной единой школы воспитательная система должна обеспечить многоуровневый подход к ребёнку – представителю групп разного социального статуса. Кроме того, очень важным нам представляется то, что учащиеся должны получить за время обучения в школе определённый социальный опыт, примерить на себя социальные роли, чувствовать себя в дальнейшей жизни комфортно и уверенно. Выпускник школы, по нашему мнению, должен быть конкурентно способным и здоровым человеком, который может адаптироваться к быстро меняющимся условиям в окружающей среде. При этом для него являются значимыми общечеловеческие ценности, такие как доброта, гуманизм, справедливость, сострадание.
Исходя из вышесказанного, моделью воспитательной работы нашей школы была признана «Школа здоровья». Данная модель базируется на 4 подпрограммы. Для каждого этапа реализации программы были определены следующие задачи – доминанты:
1-3 классы, младшие школьники | 5-7 классы, младшие подростки | 8-9 классы, старшие подростки | 10-11 классы, старшеклассники |
Формирование социокультурных ценностей и основ нравственного поведения | Постижение учащимися нравственных ценностей | Формирование собственного мнения по важнейшим проблемам жизни, формирование способности к самоопределению | Формирование активной гражданской позиции, постижение учащимися основ экологической культуры |
Моя работа строится в соответствии с планом по воспитательной работе нашей школы. Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Научная организация процесса экологического воспитания требует четкого определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей.
Программа экологического воспитания в МОУ Бутурлиновская СОШ №7 разработана на основании Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ (статьи 6, 71-74), региональной программы экологического образования в Воронежской области.
Актуальность программы и основные положения экологического воспитания.
В век новых технологий человек престаёт ощущать себя частью природы, действует как её хозяин и преобразователь, что ведёт к формированию утилитарного подхода к окружающей среде, что в свою очередь ведёт к её загрязнению. Именно поэтому столь важно формирование экологической культуры подрастающего поколения.
При этом под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:
- интерес к природе;
- знания о природе, взаимосвязях в природе, воздействии человека на природу;
- чувства эстетические и нравственные;
- позитивная деятельность и поведение в природе;
- мотивы деятельности в природе /гуманистические, познавательные, эстетические, санитарно-гигиенические, утилитарные и др./.
Таким образом, в области экологического воспитания ставятся следующие цели и задачи.
Основные положения экологического воспитания.
Цель: формирование экологической культуры школьников.
Задачи:
- овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
- развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, активности в общении, неординарности мыслительной деятельности;
- развивать познавательный интерес, стремление к учению, уверенность в своих знаниях;
- стимулирование положительных эмоций и чувств учащихся;
- развивать логическое и ассоциативное мышление, способность к построению собственных умозаключений;
- учить учащихся находить выходы из самых различных ситуаций, уметь убеждать и договариваться, приходить к единственно правильному решению и находить компромисс;
- усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека;
- понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества;
- выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе;
- формирование понятия о взаимосвязях в природе;
- развитие духовной потребности в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера;
- формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ:
- Междисциплинарный подход в формировании экологической культуры школьников.
- Систематичность и непрерывность изучения экологического материала.
- Единство интеллектуального и эмоционального, волевого начала в деятельности учащихся по изучению природы.
- Взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе.
Формы, методы и средства организации экологического воспитания различают как:
а) традиционные;
б) активные, инновационные.
Работая на протяжении ряда лет над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их творческих способностей, я убедилась в том, что значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся. Наиболее эффективно её можно осуществлять за счёт использования прогрессивных образовательных технологий и методов. Особую значимость при этом приобретает метод проектов. Каждый проект - маленький шажок на пути к экологической культуре, капля в то море жизненного опыта, которое формирует личность. Благодаря проектной деятельности возможен охват широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем.
Также особую роль играет и природоохранительная деятельность школьников:
- по защите природной среды (подкормка животных; спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц);
- по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними;
- по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение склонов);
- по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет);
- по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).
По программе предусмотрено активное вовлечение детей в самостоятельную учебно-творческую деятельность через личностное познание родного края – экскурсии, походы, экспедиции, практические задания по изучению явлений и объектов лесного биоценоза, влияния антропогенного воздействия на лес, проведение опытов, научноисследовательских работ.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 13 – 17 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 5 лет.
Мероприятия по реализации программы.
1.Блок: работа экологического кружка «Мы – часть природы».
Пояснительная записка.
Программа кружка рассчитана на 140 часов( 1 раз в неделю на протяжение 4 лет).
В рамках кружка изучаются четыре основных модуля: 1) изучение экологического состояние реки Осередь; 2) изучение экологического состояния леса (Шиповой дубравы); 3) город – как особая техногенная среда; 4) человек как часть природы.
На изучение каждого модуля отводится 1 год.
Эффективность усвоения обеспечивается использованием современных педагогических технологий, которые позволяют осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию школьников, содействуют развитию их творческого потенциала.
При изучении курса предусматривается проведение семинарских занятий, проектная деятельность, дидактические игры, дискуссии, школьные конференции. Лекции, составляющие около 1/3 части курса, позволяют раскрыть ключевые положения. Большое внимание уделяется самостоятельной работе школьников при подготовке практических работ, разработке и защите проектов по соответствующим темам курса. Проводятся наблюдения, делаются оценки и прогнозы, позволяющие выявить изменения состояния окружающей среды. В современных экологических исследованиях главным является всестороннее изучение современного и прогноз возможного состояния окружающей среды, исследование закономерностей распространения загрязнителей в компонентах биосферы, изменении в состоянии здоровья людей, изучения возможных путей оптимитизации и управления окружающей природной средой на локальном, региональном и глобальном уровнях. По окончании каждого модуля проводится школьная учебно-исследовательская конференция.
1-й год.
По Воронежской земле протекает более 200 малых рек. Они когда-то составляли гордость нашего края. Светлые и прохладные, они давали человеку воду на поля, утоляли жажду. Многие из местных жителей помнят то время, когда можно было пить речную воду. Увы! Сейчас вода во многих реках содержит столько химических элементов искусственного происхождения, что даже не пригодна для питья животным. Экологическая обстановка на малых реках области продолжает оставаться напряжённой, о чём свидетельствуют данные химических анализов, материалы обследования водоёмов, обращения граждан в областную комиссию по охране природы.
В недалёком прошлом местные жители помнят нашу реку полноводной красавицей. В выходные дни многие спешили на местные пляжи, чтобы окунуться в прохладную, дающую живительную силу реку. А таких мест для купания в городе было много, до сих пор люди помнят старые названия этих мест: рабочее, мелкое, глубокое, прохладное, ледокол. Помнят, как бегали весной смотреть сначала на ледоход, а затем на разлив реки. Река каждый год заливала близлежащие улицы: Набережную, 1 –е мая, Попкова, Комсомольскую и другие. Вода заливала дома, а жители, не желая покидать свои дома, пережидали паводок на своих чердаках. В настоящее время река стала неузнаваема. Она заволакивается песком и илом, интенсивно зарастает водной растительностью, загрязняется неочищенными стоками. Кто виноват в этом? В конце концов, наша река может погибнуть! Что же нужно делать по улучшению экологического состояния Осереди? Мы хотели найти ответы на наши вопросы. Ведь нам больно видеть, как погибает наша река.
Цели и задачи:
Основной целью является разработка теоретических и методических основ количественной оценки распределения снежных ресурсов на основных элементах ландшафта: в лесу, в овражно-балочной сети; выявить наиболее актуальные экологические проблемы, характерные для нашей реки Осередь. В соответствии с основной целью исследования решались следующие задачи:
1) разработка метода картирования снегозапасов в районах с развитой овражно-балочной сетью и лесной растительностью;
2) исследование гидрологической роли рельефа местности;
3) оценка средних многолетних и вероятностных снежных ресурсов с учетом неравномерности залегания на местности;
4) оценка гидрологической роли овражно-балочной сети;
5) определить состав и качество речной воды, выявить есть ли угроза, которая представляет собой неразумное антропогенное воздействие на природу и здоровье человека;
6) на основе простых и доступных современных методик определения качественных и количественных показателей экологического состояния водной среды, получить данные для прогнозирования дальнейших изменений и проектирования решения некоторых экологических проблем;
7) выявить характер растительности в реке Осередь, определить доминирующие виды, дать краткую морфологическую характеристику доминирующим видам, научиться работать с определителем растений;
8) продолжать развивать у учащихся интерес к экологическим проблемам и окружающему их природному богатству;
9) воспитывать бережное отношение к природе.
Тематическое планирование
№ п/п | Разделы и темы | Кол-во часов | Формы обучения |
Окружающая среда. | |||
1. | Окружающая среда | 1 | Лекция |
2. | Факторы среды | 1 | Лекция |
2. | Экскурсия: «Взаимосвязь факторов живой и неживой природы» | 1 | Экскурсия |
3. | Почему всем хватает места на Земле? | 1 | Семинар |
4. | Биотические связи в природе | 1 | Лекция, дискуссия |
Самое важное вещество на Земле. | |||
5. | Самое важное вещество на Земле. | 1 | Круглый стол |
6. | Сколько воды необходимо для жизни? | 1 | Семинар |
7. | Вода как среда обитания. | 1 | Лекция |
8. | Кто живёт в воде. | 1 | Дидактическая игра |
9. | О чём могут рассказать обитатели водоёма? | 1 | Семинар |
10. | Загрязнение водоёмов. | 1 | Лекция |
11. | Как река очищается от загрязнений? | 1 | Лекция |
12 | Практическая работа№1 «Экологическое состояние реки Осередь». | 1 | Практическая работа |
13-14 | Практическая работа №2 «Определение скорости течения водоёма». | 2 | Практическая работа |
15-16 | Практическая работа №3 «Определить полноводность реки». | 2 | Практическая работа |
17-18 | Практическая работа № 4 «Определение взаимосвязи скорости течения реки, её полноводности с условиями жизни в ней и с её фауной». | 2 | Практическая работа |
19-20 | Практическая работа №5 «Состав и качество воды реки Осередь». | 2 | Практическая работа |
21-22 | Практическая работа №6 «Как живёт река зимой?». | 2 | Практическая работа |
23-24 | Практическая работа №7 «Снежные ресурсы как основной фактор формирования водных ресурсов». | 2 | Практическая работа |
25-26 | Практическая работа №8 «Выявление антропогенного влияния на реку». | 2 | Практическая работа |
27-28 | Практическая работа № 9 «Характеристика разнотравного фитоценоза у реки Осередь». | 2 | Практическая работа |
29-30 | Рекомендации по улучшению состояния реки. | 2 | Круглый стол |
31. | Родники. Чем мы можем помочь родникам? | 1 | Лекция |
32. | Практическая работа№10: «Экологическое состояние родника». | 1 | Практическая работа |
33. | Берегите воду. | 1 | Театрализованная постановка |
34-35. | Учебно-исследовательская конференция. | 2 | Конференция. Подведение итогов |
Результатом данного курса явилось написание проекта «Экологическое состояние реки Осередь». Перед учащимися стояли следующие цели и задачи: выявить наиболее актуальные экологические проблемы, характерные для нашей реки Осередь; на основе простых и доступных современных методик определения качественных и количественных показателей экологического состояния водной среды, получить данные для прогнозирования дальнейших изменений и проектирования решения некоторых экологических проблем. Данная работа способствовала развитию у учащихся мышления исследовательского типа. В каждой работе был проведён анализ полученных результатов, сделаны соответствующие выводы, давались и рекомендации по улучшению экологического состояния реки. По результатам районного конкурса «Охрана и восстановление водных ресурсов Воронежской области» работа заняла 1 место, а в областном конкурсе 2 место.
Работа по данной тематике продолжается. В этом году мы участвуем в районном конкурсе водных проектов с новой работой, так как мы продолжаем исследовательскую работу по изучению экологического состояния нашей реки.
2-й год
Лес обладает большой возможностью изменять и улучшать климат, придавать окружающей среде комфортные, наиболее благоприятные и высокие санитарно-гигиенические свойства. Взаимоотношения человечества с лесом несколько веков определялись понятием "завоевание". Лес рассматривался либо как препятствие на пути развития прогресса, либо как товар, который можно продать, получив прибыль. Однако такое отношение к природе не оставалось безнаказанным: истории известно немало примеров, когда древние цивилизации вымирали из-за того, что люди вырубали леса: за этим следовали эрозия почв, заиливание рек, оскудение плодородных земель, что вело к упадку земледелия. Так погибли или сошли с исторической сцены древние культуры Месопотамии, Средиземноморья, Центральной Америки.
Сегодня варварское обращение с природой стало причиной резкого ухудшения экологии всей нашей планеты. Поэтому специалисты считают, что в новом тысячелетии мы должны выработать другой подход к лесу. Немалая часть этих лесов находится под угрозой исчезновения: планируются их использование под сельскохозяйственные угодья, вырубки для лесозаготовок и другие виды человеческой деятельности, которые нарушат природные экосистемы. Поэтому нужны экстренные меры по их охране и экологически грамотному использованию. Иначе и они исчезнут с лица планеты. Международный Институт мировых ресурсов разрабатывает новый подход к использованию лесов, который включает несколько этапов. Прежде всего, должна быть собрана вся необходимая информация о состоянии лесов и обеспечен легкий и быстрый доступ к ней организаций, заинтересованных в охране зеленого покрова планеты.
Целью курса является экологическое образование учащихся на основе углубленного изучения лесного биогеоценоза. Основные задачи курса:
1. Усвоение учащимися знаний о биогеоценозе леса, основных его компонентах и связях между ними.
2. Формирование у школьников представлений о многообразии живых организмов лесов региона.
3. Усвоение учащимися знаний об основных уровнях организации живого: организменном, популяционно-видовом, биоценотическом, биосферном.
4. Формирование у школьников понятий о рациональном, научно-обоснованном использовании лесных ресурсов с учетом особенностей лесных экосистем края.
5. Развитие у учащихся интеллектуальных (установление причинно-следственных зависимостей, оценка, прогнозирование, проектирование) и практических умений, связанных с изучением и благоустройством местного леса. Воспитание у школьников отношения к лесам края как к универсальной ценности на основе представлений о водоохранном, почвозащитном, экономическом, гигиеническом, эстетическом, познавательном значениях леса.
Тематическое планирование
№ п/п | Разделы и темы | Кол во часов | Формы обучения |
Природные сообщества. | |||
1 | Природные сообщества. Экосистемы. | 1 | Лекция |
2 | Как живут организмы в природном сообществе. | 1 | Лекция, дискуссия |
3 | Экскурсия: «Лес как природное сообщество». | 1 | Экскурсия |
4 | Как растения защищаются от микробов. | 1 | Семинар |
5 | Как в лесу заживает ожог. | 1 | Лекция, дискуссия |
6 | Проект «Жалобная книга природы». | 1 | Проектная деятельность |
7 | Как растения осваивают новые территории. | 1 | Лекция |
8 | Как завершается долгая жизнь дерева. | 1 | Лекция |
9 | Проект «Письмо зелёному другу». | 1 | Проектная деятельность |
Приспособления растений к экологическим факторам | |||
10 | Значение света для растений. | 1 | Лекция, дискуссия |
11 | Практическая работа №1 «Приспособление растений к использованию света». | 1 | Практическая работа |
12 | Практическая работа №2 «Беспозвоночные, обитающие в лесу». | 1 | Практическая работа |
13 | Практическая работа №3 «Роль беспозвоночных животных в формировании почвенного слоя». | Практическая работа | |
13 | Роль тепла в жизни растений. | 1 | Лекция, дискуссия |
14 | Роль воды в жизни растений. | 1 | Лекция, дискуссия |
15 | Практическая работа№4 «Экологические группы растений по отношению к водному режиму». | 1 | Практическая работа |
16 | Роль воздуха в жизни растений. | 1 | Лекция, дискуссия |
17-18 | Практическая работа№5 «Формирование снегозапасов в лесу». | 1 | Практическая работа |
19 | Практическая работа№6 «Приспособления у плодов и семян к переносу ветром». | 1 | Практическая работа |
20 | Влияние атмосферных загрязнений на растения. | 1 | Круглый стол |
Экологические взаимоотношения | |||
21 | Взаимоотношения между растениями. | 1 | Лекция, дискуссия |
22 | Взаимоотношения между растениями и животными. | 1 | Лекция, дискуссия |
23 | Жизненные формы растений. | 1 | Лекция, дискуссия |
24 | Практическая работа№7 «Эколого-морфологическая классификация растений». | 1 | Практическая работа |
25-26-27 | Практическая работа№8 «Характеристика фитоценоза леса». | 1 | Практическая работа |
28 | Онтогенез растений. | 1 | Лекция |
Приспособления к условиям жизни в сообществах | |||
29 | Фитоценоз как элемент экосистемы. | 1 | Лекция |
30 | Практическая работа №9 «Видовое разнообразие леса». | 1 | Практическая работа |
31 | Практическая работа №10 «Приспособление растений к жизни в лесу». | 1 | Практическая работа |
32 | Практическая работа №11 «Приспособление растений к условиям жизни на открытых местообитаниях». | 1 | Практическая работа |
33 | Сравнительная характеристика воздушной и водной сред жизни. | 1 | Круглый стол |
34-35 | Учебно-исследовательская конференция. | 1 | Конференция. Подведение итогов |
Работа по данной тематике продолжается. Мы участвовали в районном конкурсе юных исследователей окружающей среды. В номинации: «Зоология и экология беспозвоночных животных». С исследовательской работой: « Жители подземного царства». В районном конкурсе работа заняла 1 место, и была отправлена на областной. Перед учащимися стояли следующие цели и задачи: а) познакомиться с особенностями внешней и внутренней организации дождевого червя, как представителя типа кольчатые черви, класса малощетинковые; б) познакомиться с их ролью в природе и жизни человека; в)рассмотреть особенности организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группой животных; г) расширить знания о прикладном значении животных в природе, значении и роли в природе и жизни человека; д )развивать умения наблюдать за натуральными объектами; е)развивать умения делать выводы, расширять кругозор; ж)развивать познавательный интерес к предмету;- узнать, как дождевой червь приспосабливается к различным условиям окружающей среды.
3-й год
Неменьший интерес представляют собой города. Ведь город представляет собой особый мир, особую среду обитания человека. Сейчас города – «паразиты» биосферы, они не могут обеспечить себя энергией и ресурсами, и в их экосистемах никогда не возникает экологическое равновесие. Но отказаться от городов человечество не может, и поэтому главная задача экологии – это уменьшить вредное влияние городов на естественные и сельскохозяйственные экосистемы. Особый интерес вызывает ещё и то, что на занятиях мы исследуем свой родной город. Нам интересно: «Что думает о нём местное население?», «Всё ли благополучно с экологической обстановкой?»
В данном курсе изучается и особенности квартир как экосистем. Ребятами проводятся исследования собственных квартир на соответствие её экологическим нормативам. Ведь экологически грязные дома – это не фантазия учёных и специалистов, а реальный факт, от которого страдает множество людей. Здоровье человека во многом зависит от состояния среды помещения, в котором он проводит большую часть времени.
Цели: сформировать первоначальные представления о взаимосвязи здоровья человека и среды обитания. Задачи:
1)научиться выявлять наиболее актуальные для среды обитания современного человека проблемы;
2)познакомиться с методиками получения качественных и количественных показателей экологического состояния среды жизни человека;
3) помочь использовать полученные знания для прогнозирования дальнейших изменений среды обитания человека и проектирования решения экологических проблем своего поселения.
Тематическое планирование.
№ п/п | Разделы и темы | Кол во часов | Формы обучения |
Город, в котором я живу | |||
1 | Город – особая техногенная экологическая система. | 1 | Лекция |
2-3 | «Изучение особенностей восприятия различных районов нашего города». | 2 | Лекция, практическая работа |
4-5 | «Изучение влияния автомобильного транспорта на окружающую среду города». | 2 | Лекция, практическая работа |
6-7-8 | «Выявление «партизанских» свалок на территории города». | 3 | Практическая работа |
9-10 | Составление карты-схемы с указанием обнаруженных свалок. | 2 | Практическая работа |
11-12 | «Проблема бытового мусора». | 2 | Практическая работа |
13-14 | Конкурс: «Вторая жизнь ненужных вещей». | 2 | Конкурс |
15 | Определение видового разнообразия в местах активной деятельности человека. | 1 | Лекция, практическая работа |
16 | Выявление приспособительных признаков растений к антропогенному воздействию. | 1 | Лекция, практическая работа |
17 | Определение степени загрязнения воздуха по состоянию растений. | 1 | Лекция, практическая работа |
18 | Проект «Город будущего». | 1 | Проектная деятельность |
19 | Экологический эрудицион «Свалка по имени Земля». | 1 | эрудицион |
Дом, в котором я живу | |||
20 | Мой дом, моя крепость. | 1 | Лекция |
21-22 | Оценка внутренней отделки помещения. | 2 | Лекция, практическая работа |
23-24 | Изучение естественной и искусственной освещённости квартиры. | 2 | Лекция, практическая работа |
25-26 | Измерение и оценка параметров микроклимата квартиры. | 2 | Лекция, практическая работа |
27-28 | Компьютеры и здоровье. | 2 | Круглый стол |
30 | «Атас! Компьютеры идут на нас». | 1 | Театрализованная постановка |
31 | Препараты бытовой химии в быту. | 1 | Лекция, дискуссия |
32 | Влияние комнатных растений на микроклимат жилища. | 1 | Лекция, практическая работа |
33 | Викторины «Жизнь моя в опасности, без правил безопасности». | 1 | Викторина |
34-35 | Учебно-исследовательская конференция. | 2 | Конференция. Подведение итогов |
Результатом данного курса явилось написание проектов «Мой город» и «Дом, в котором я живу». Проект «Мой город» был представлен сначала на школьной, а затем на районной научно – исследовательской конференции, где ребятам была объявлена благодарность от имени районного отдела образования за серьёзную работу. Проект «Дом, в котором я живу» Ребятами выполнялась практическая работа «Оценка внутренней отделки помещения». Школьники учитывали отделку стен, потолка, пола. Учитывалась цветовая гамма, качество покрытий, чистота стен. Данные были обработаны, составлены сводные таблицы, сделаны соответствующие выводы. Учащиеся выполняли работу «Изучение естественной и искусственной освещённости квартиры». Ребята рассчитывали площадь окон, площадь пола и подсчитывали световой коэффициент естественного освещения. Затем, подсчитав мощность и количество ламп, подсчитывался коэффициент искусственного освещения. Сравнивая полученные результаты с гигиеническими нормами, учащиеся, делали соответствующие выводы и вносили свои предложения по улучшению естественной и искусственной освещённости, давали предложения по распределению школьной мебели. В практической работе «Измерение и оценка параметров микроклимата квартиры» ребята измеряли температуру и относительную влажность воздуха. Показатели микроклимата помещения заносились в таблицу, проводилось сравнение с санитарно-гигиеническими нормами, делались соответствующие выводы. Учащиеся проводили работу «Состав и качество питьевой воды». В данной работе ребята проводили анализы не только водопроводной воды, но и воды из колодцев. Школьники в работе «Препараты бытовой химии» выясняли, какими препаратами мы пользуемся дома. Раскрывали вредность данного химиката и предлагали альтернативные средства чистящим и моющим химическим препаратам. В практическую работе «Компьютеры и здоровье» ребята проводили анкетирование по результатам, которых были заполнены таблицы, построены диаграммы, разъяснено пагубное воздействие неионизирующего излучения, даны соответствующие рекомендации. В конце работы был дан комплексный анализ экологического состояния жилых квартир, сделан соответствующий вывод и даны рекомендации по улучшению жилой среды. На районном конкурсе экологических исследовательских работ по проблемам защиты окружающей среды, в номинации «Физическая лаборатория» проект занял 1 место.
4-й год
Врачи регулярно проводят осмотры детей в школах. Делается это для того, чтобы оценить состояние их здоровья и предупредить распространение болезней. Так вот, медицинские осмотры показывают, что здоровье детей стало резко ухудшаться. Сегодня совершенно здоровым является один ученик из десяти. У остальных девяти обнаруживаются различные отклонения в здоровье, в том числе хронические заболевания. У остальных девяти обнаруживаются различные отклонения в здоровье, в том числе хронические заболевания. Первые два места в «школьном списке болезней» занимают болезни, о которых большинство ребят даже не догадываются. Это болезни позвоночника и нервные расстройства. Опасны они, прежде всего тем, что ухудшают работу многих других органов (особенно сердца, лёгких, желудка). На третьем месте – нарушения зрения. В будущем все эти болезни школьников могут заметно ограничить их возможности при выборе профессии. К болезням позвоночника относиться, прежде всего, его различные искривления. Основная причина искривления – привычка сидеть, сгорбившись или согнувшись набок. В результате появляются боли в спине, а также нарушается кровоснабжение внутренних органов и мозга. Вот почему так важно учиться держать правильную осанку. Многие школьники жалуются на головные боли, раздражительность и плохой сон. Это первые признаки нервного расстройства, которое возникает, прежде всего, у тех ребят, которые постоянно испытывают страхи, сильно переживают свои неудачи и мучаются сомнениями. Очень важно учиться управлять своими чувствами и воспитывать в себе уверенность. Нарушение зрения (чаще всего близорукость) наблюдается у каждого 4-го ученика. Главная причина этого – переутомление глаз, которое возникает от чрезмерной нагрузки и несоблюдения правил ухода за глазами.
Кроме перечисленных болезней у школьников встречаются и другие отклонения в здоровье. Чтобы не подвергать своё здоровье опасности нужно научиться управлять им.
Для того чтобы оценить моё здоровье, и здоровье окружающих людей и провидится данный курс. Ребята приобретают новые дополнительные знания по биологии, овладевают практическими навыками оказания первой медицинской помощи, выполняют практические работы, по выявлению физиологического состояния собственного организма, составляют рацион питания, режим дня, ведут исследовательскую деятельность по методике валеологического самоанализа, знакомятся с основными принципами сохранения здоровья.
Тематическое планирование
№ п/п | Разделы и темы | Кол во часов | Формы обучения |
Оценка состояния физического здоровья (3) | |||
1 | Самооценка здоровья. | 1 | Лекция, практическая работа |
2 | Определение уровня физиологического состояния человека математическим методом. | 1 | Лекция, практическая работа |
3 | Подсчёт пульса. Измерение АД, роста. | 1 | Лекция, практическая работа |
Оценка состояния опорно- двигательного аппарата (7) | |||
4 | Оценка подготовленности организма к занятиям физической культуры. | 1 | Лекция, практическая работа |
5 | Оценка гибкости тела. | 1 | Лекция, практическая работа |
6 | Определение быстроты реакции. | 1 | Лекция, практическая работа |
7 | Оценка правильности осанки. | 1 | Лекция, практическая работа |
8 | Выявление плоскостопия методом плантограммы. | 1 | Лекция, практическая работа |
9 | Выявление труда на работоспособность. | 1 | Лекция, практическая работа |
10 | Значение ритма и нагрузки в работе мышц. | 1 | Лекция |
Оценка состояния сердечно – сосудистой системы (3) | |||
11 | Определение стрессоустойчивости сердечно – сосудистой системы. | 1 | Лекция, практическая работа |
12 | Ортостатическая проба. | 1 | Лекция, практическая работа |
13 | Реакция сердечно – сосудистой системы на физическую нагрузку. | 1 | Лекция, практическая работа |
Оценка состояния дыхательной системы (3) | |||
14 | Определение времени максимальной задержки дыхания при различных состояниях. | 1 | Лекция, практическая работа |
15 | Влияние холода на частоту дыхательных движений Викторина «О пользе закаливания». | 1 | Лекция, практическая работа Викторина |
15 | Определение содержания углекислого газа в классной комнате. | 1 | Лекция, практическая работа |
Оценка состояния пищеварительной системы (5) | |||
16-17 | Оценка качества продуктов питания по информации, указанной на упаковке. | 1 | Лекция, практическая работа |
18 | Пищевые отравления. Влияние никотина на ферменты слюны. | 1 | Лекция |
19 | Помощь при отравлениях. | 1 | Лекция |
20 | Составление дневного рациона. | 1 | Лекция, практическая работа |
21 | Изучение устойчивости витаминов. | 1 | Лекция |
Оценка состояния кожи (2) | |||
22 | Определение типов кожи на разных участках лица. | 1 | Лекция, практическая работа |
23 | Правила очищения кожи. | 1 | Лекция |
Оценка состояния центральной нервной системы (4) | |||
24 | Оценка степени утомления. | 1 | Лекция, практическая работа |
25 | Оценка степени внимания и работоспособности. | 1 | Лекция, практическая работа |
26 | Темпинг – тест. | 1 | Лекция, практическая работа |
27 | Определение типа темперамента. | 1 | Лекция, практическая работа |
Санитарно – гигиенический режим учебного помещения(3) | |||
28 | Оценка освещённости помещения. | 1 | Лекция, практическая работа |
29 | Определение уровня шума. | 1 | Лекция, практическая работа |
30 | Оценка температурного режима. | 1 | Лекция, практическая работа |
Биоритмы (5) | |||
31 | Определение хронобиологического типа. | 1 | Лекция, практическая работа |
32-33 | Составление режима дня. | 2 | Лекция, практическая работа |
34-35 | Учебно-исследовательская конференция. | 2 | Конференция. Подведение итогов |
Результатом данного курса явилось написание проекта «Оценка состояния здоровья. Валеологический самоанализ».
Перед учащимися стояли следующие цели и задачи:
- научиться объективно, оценивать состояние своего здоровья;
- обучиться методам самопознания, самоконтроля;
- программировать свою деятельности по укреплению здоровья;
- развивать умения давать физиологическое обоснование гигиеническим правилам;
- развивать гигиеническое, экологическое воспитание.
На районном конкурсе исследовательских работ учащихся и педагогов образовательных учреждений «Культура здорового образа жизни детей и подростков», в номинации: «Проблемы здоровья и здорового образа жизни в сознании подростков» работа заняла 1 место, на областном конкурсе Департамент образования, спорта и молодёжной политики Воронежской области наградила работу грамотой «Лауреата областного конкурса исследовательских работ учащихся и педагогов «Культура здорового образа жизни детей и подростков».
2 Блок: проведение мероприятий в рамках Международных экологических акций.
1 марта - День борьбы с наркоманией.
22 марта – Всемирный день воды (конференция «Вода – удивительное вещество!», «Без чистой воды ни туды и ни сюды»).
1 апреля – День птиц (КВН «Птичьи разговоры).
7 апреля – День здоровья, 22 апреля – День Земли.
22 апреля - День Земли (Марш парков).
31 мая - День без курения (театрализованная постановка «Наследство Жана Нико», конкурс плакатов «Мы против курения»).
27 сентября – День туризма (туристический слет).
4 октября – День защиты животных.
20 ноября – Международный день отказа от курения.
1 декабря – День борьбы со СПИДом.
3 Блок: проведение анкетирования.
Нужно отметить и важную роль различных анкет. Анкетирование проводится и среди учащихся, и учащимися среди местного населения. Ведь отвечая на поставленные вопросы, ребята начинают задумываться над данными проблемами, стараются найти решения в сложившихся ситуациях. Анкетирование «Твоё отношение к курению» Анкетирование « Что я знаю о наркотиках» и т.д.
4 Блок: проведение экскурсий.
Экскурсии в Шипов лес. Экскурсии по заповедным местам нашей области. Ребята были в Новохопёрском Государственном заповеднике, Дивногорском музее- заповеднике, Государственном заказнике «Каменная степь», на уникальных меловых горах Белогорья, посетили музей Хреновского конезавода. Это, безусловно, расширяет кругозор ребят, развивает любовь к природе и чувство патриотизма.
5 Блок: проведение и участие в различных конкурсах.
Конкурс рисунков «Берегите воду», конкурс рисунков и плакатов «Мы выбираем здоровье», конкурс рисунков «Охрана воды», конкурс фотографий на тему «Здоровый образ жизни», районные конкурсы учебно-исследовательских проектов, районные конкурсы старшеклассников по антинаркотической тематике, районные конкурсы творческих работ «Юный юннат», районный конкурс старшеклассников «Будущее Родины»- номинация «Малой родине - любовь и заботу»; районные конкурсы агитбригад «Мы против наркотиков».
Областные конкурсы учебно-исследовательских проектов, областной конкурс рисунков и фотографий «Окно в природу».
6 Блок: проведение тематические классных часов экологической направленности.
«В здоровом теле – здоровый дух», «Наркомания – чума ХХ века», «Жизнь без наркотиков», «Земля – мой дом родной», «Экологический кризис Земли», «О пользе закаливания» "Заповедные территории", "Редкие и исчезающие животные края", "Природа и АЭС".
7.Блок: проведение практических мероприятий.
Экологические акции по благоустройству микрорайона. Озеленение класса, школы, улицы, двора. Изготовление кормушек, домиков для птиц. Зимняя подкормка для птиц.
8.Блок: проведение Дня здоровья.
Каждую четверть проводятся дни здоровья, которые направлены на повышение сопротивляемости организма детей и подростков к различным заболеваниям, работоспособности школьников, продуктивности их обучения. Во время этих дней проводятся всевозможные походы, где ребята знакомятся с проблемами окружающей среды, проводятся спортивные соревнования, просмотр фильмов пропагандирующих ЗОЖ.
Оценка эффективности реализации Программы.
Оценка эффективности Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.
Работая над программой, следует помнить о том, что деление на блоки условно, что каждое мероприятие экологического содержания решает задачи обучения, воспитания и развития школьников и направлено на формирование экологического сознания, воспитание необходимых чувств, организацию позитивной деятельности школьников в природе.
Главное, чтобы работа по формированию экологической культуры школьников конечным результатом имела сохранение и приумножение Природы Земли.
Методическое обеспечение программы.
1. Акимова Т.А. Экология. - М.,1998.
2. Дорогань Л.В., Филиппов В.П. Экология. - Воронеж,1995.
3. Дажо Р. Основы экологии. - М.,1975.
4. Степанчук Н.А. Практикум по экологии человека. - Волгоград,2009.
5. Экологическое образование и воспитание. Метод. Рекомендации. - Улан-Удэ,1990.
6. Разработки мероприятий в рамках Международных экологических акций.
7. Разработки тематических классных часов.
8. Анкеты соответствующей тематики.
Использованная литература:
1. Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. - М., 1999
2. Дерябо С.Д., Ясвин В.П. Экологическая педагогика и психология. _Ростов-на-Дону.: Феникс,1996.
3. Зорина Т.Г. Школьникам о лесе. - М., 1971
4. Крискунов Е.А., Пасечник В.В. Экология (пособие для учителя). - М., 1995
5. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. - М.,1999.
6. Рыков Н.А. Зоология с основами экологии животных. - М., 19
7. Ционская Д. как воспитывала у детей интерес к природе. - М., 1959
8. Экологическое воспитание в средней и высшей школе: Сб. научных трудов. / Под ред. Б.А. Янсона. - Даугавпилс, 1988
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по физике на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках физики" (7 класс)
Внеклассная работа по предмету является важным рессурсом повышения эффективности и качества образования учащихся, а применение игровых технологий способствует привлечению внимания школьников к теме, р...
Мероприятия по реализации основных направлений программы духовно – нравственного воспитания школьников на 2013 – 2014 уч. год. учителя истории и обществознания
план мероприятий и пояснительная записка учителя истории и обществознания Смольской Татьяны Григорьевны...
Экологическое воспитание учащихся на примере детского общественного объединения природоохранной направленности «Зелёная планета».
Цель ДОО «Зелёная планета»: дать обучающимся возможность реализовать потребность в самовыражении и творчестве в области экологической деятельности, тем самым создать благоприятную почву для проявления...
Экологическое воспитание учащихся на уроках и во внеклассной работе по географии.
Сегодня является одной из важнейших задач общества, а значит, и образования.На уроках географии уч – ся получают знания о родном крае, а во внеурочное время углубляют и расширяют полученные знан...
«Экологическое воспитание учащихся на уроках английского языка на ступени основного общего образования»
Приводится описание опыта работы по экологическому воспитанию учащихся на уроках английского языка...
Программа "Экологическое воспитание учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности"
Приводится аннотация к программе "Экологическое воспитание учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности"...
Программа Экологическое воспитание учащихся
Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешне...