Внеклассное занятие по теме: "Cтарорусские единицы измерения длины"
занимательные факты на тему

Зубков Сергей Викторович

Данное занятие разработано для расширения кругозора учащихся и повышения их интереса к изучению математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект21.89 КБ
Office presentation icon Слайд- программа250 КБ

Предварительный просмотр:

Cтарорусские единицы измерения длины

Цели: - развивать логическое мышление, выявляя достоинства и недостатки старорусских единиц измерения длины;

- познакомить со старорусскими единицами измерения длины;

- прививать интерес к математике.

Оборудование: установка мультимедиа, 20 нитей, половинки тетрадных листов.

Литература: сайт интернета -  http://festival.1september.ru/

Ход урока

  1. Организационный момент:

         Приветствие учителя.

Краткий рассказ:

    Ребята вы знаете, что жизнь это процесс непрерывного развития. Развивается всё, что окружает нас – это живая и неживая природа. Изменения в неживой природе протекают медленно, в живой природе их легче заметить. Человек тоже является частью природы, и он тоже развивается, познаёт что-то новое, набирается опыта. В древние времена, когда ещё не было никаких наук, у человека возникла потребность в том чтобы что-то считать, измерять и люди откладывали одинаковые предметы для счёта, соотносили длину предметов с частями тела. Так зародилась наука математика, эта наука сопровождала человечество во все времена, и развивалась вместе с человеком. Сегодня мы поговорим о старорусском этапе развития математики, а что именно предстоит нам узнать, сейчас мы с вами выясним.

У. Как вы думаете, ребята, что делал человек, если ему нужно было что-то измерить?

У. Какие современные единицы измерения длинны вы знаете?

Сегодня мы отправимся в прошлое и узнаем о старорусских единицах измерения длины.                (Слайд №1)

  1. Мотивация. Знакомство с планом занятия.

 У.  Как вы думаете, ребята, что сегодня мы узнаем?

                                         План:              (Слайд №2)

  1. Меры длины
  2. Сажень        
  3. Верста
  4. Полусажень
  5. Локоть
  6. Пядь
  7. Старинные меры в современном языке

  1. Работа по намеченному плану:       (Слайд №3)

1. Меры длины

У. С древности, мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д.

Как вы думаете почему?

Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.

2. Сажень                                             (Слайд №4)

Простая сажень

Маховая сажень (мерная)

Косая сажень (казённая)

3. Верста                                              (Слайд №5)

4. Полусажень                                    (Слайд №6)

Три вида, заметить, что у каждой сажени есть полусажень.

5. Локоть                                             (Слайд №7)

Четыре вида

Ребятам предлагается измерить парту локтями.

Практическая работа по измерению длины нитки.

6. Пядь                                                 (Слайд №8)

Пядь малая

Пядь великая

«Пядь с кувырком»

         1 аршин =  4 четверти (пяди) = 16 вершков = 71,12 см.

          Ребятам предлагается измерить парту пядями.

       

         Практическая работа по измерению длинны парты.

        

Старинные меры в современном языке  (Слайд №9)

У. В современном русском языке старинные единицы измерения и слова, их обозначающие сохранились, в основном, в виде пословиц и поговорок.

 

Поговорки:

  1. «Пишешь аршинными буквами»
  2. Это значит крупно.
  3. «Коломенская верста»
  4. Шутливое название очень высокого человека.
  5. «Косая сажень в плечах»
  6. Так называли широкоплечего человека.

Практическая работа по переводу старорусских единиц измерения длины в сантиметры.

Обобщение учителя:

Возвращение к плану и вопросы по нему:

  1. Кто являлся, с древности, единицей измерения? (Человек)
  2. Самая длинная единица измерения длины в древней Руси? (Верста)
  3. Что идёт за верстой? (Сажень)

Какие есть виды саженей? (Простая сажень, маховая сажень (мерная), косая сажень (казённая))

  1. Что идёт за саженью? (Полусажень)
  2. Что идёт за полусаженью? (Локоть)
  3. Какие виды локтей вы видели?
  4. Что идёт за локтем? (Пядь)
  5. Какие есть виды пядей? (пядь малая, пядь великая, «пядь с кувырком»)
  6. Сколько пядей в аршине? (1 аршин =  4 четверти (пяди) = 16 вершков = 71,12 см.)

У. Молодцы ребята мы сегодня познакомились со старорусскими единицами измерения длины. Вы хорошо их усвоили и теперь можете рассказывать о них другим. Учите математику прилежно и узнаете ещё много интересного!

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике в 4 классе "Единицы измерения длины". (коррекционная программа 8 вида)

Конспект урока математики Тема: Единицы измерения длиныЦели:Образовательные: закрепить понятие «длина»; единицы ее измерения; учить применять полученные знания на практике, отрабатывая сложе...

Конспект занятия по РЭМП по теме: "Измерение длины"

Конспект занятия по РЭМП подготовлен и представлен для учителей-дефектологов и учителей начальной школы и родителей. Занятие проведено с детьми подготовительной группы, имеющими задержку психичес...

Интегрированное занятие русского языка, литературы, математики в 6 классе по теме «Использование устаревших слов в работе с единицами измерения»

Цель: совершенствовать знания учащихся о старинных русских мерах длины; проследить, как используются эти названия в современном русском языке и литературе, математике.Формирование универсальных учебны...

Методическая разработка урока "Единица измерения длины - дециметр"

Представлена технологическая карта урока,  подходит для использования в 1 классе в любом УМК.Мной проведена в работе по УМК "Школа России".Урок открытия нового знания, построен по техно...

Единицы измерения длины

Презентация к уроку математики 5 класс по теме "Единицы измерения длины"...

Конспект урока по математике в школе для детей с ОВЗ, 6 класс, «Сложение чисел, полученных при измерении 1-2 единицами стоимости, длины, массы с последующим преобразованием результата»

Конспект урока по математике в школе для детей с ОВЗ, 6 класс, «Сложение чисел, полученных при измерении 1-2 единицами стоимости, длины, массы с последующим преобразованием результата»...

Задания 2. Размеры и единицы измерения . Единицы измерения длины

Задания 2. Размеры и единицы измерения . Единицы измерения длины...