Методическая разработка урока "Единица измерения длины - дециметр"
методическая разработка по математике

Пурлушкина Светлана Владимировна


Представлена технологическая карта урока,  подходит для использования в 1 классе в любом УМК.

Мной проведена в работе по УМК "Школа России".

Урок открытия нового знания, построен по технологии деятельностного метода.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Открытый урок по курсу

«Математика»

Тема «Дециметр»

1 класс

Урок разработала:

Пурлушкина Светлана Владимировна

учитель начальных классов.

2018 год


Технологическая карта урока «Дециметр»

Тема: Единица измерения  длины - дециметр

Тип урока: урок открытия нового знания.

Технология деятельностного метода.

Цель урока: учить использовать приобретенные математические знания в практической деятельности.

Задачи урока:

  • познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром;
  • учить чертить и  измерять длины отрезков, предметов;
  • учить читать, записывать, сравнивать и преобразовывать изученные единицы измерения длины (см-дм);
  • учить группировать числа и геометрические фигуры по заданному или самостоятельно установленному признаку;
  • формировать каллиграфический почерк учащихся;

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий; творческого подхода к выполнению заданий.
  • Навыки сотрудничества со сверстниками, навыки самостоятельной работы.
  • Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Метапредметные результаты:

  • Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
  • Овладение способами выполнения заданий поискового характера, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа синтеза, обобщения, классификации.
  • Готовность признать существование различных точек зрения.
  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенности объектов.

Предметные результаты:

      - Использование приобретенных математических знаний для описания окружающих предметов.

  • Умение красиво писать цифры.
  • Умение выполнять устно арифметические действия с числами до 20, решать простые текстовые задачи, выполнять  алгоритмы, исследовать, распознавать и группировать геометрические фигуры.
  • Понимать соотношение величин «см», «дм».
  • Уметь измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша; сравнивать, преобразовывать величины.

Оборудование урока:

  1. Компьютер, медиапроектор
  2. Бумажный дециметр,   сантиметр (на каждого ученика)
  3. Полоска серого цвета (20 см), карточка с отрезками  – одна на парту.
  4. Карточки с наименованиями величин (объем, длина, масса), с наименованиями  единиц измерения величин (литр, сантиметр, килограмм)
  5. Цифры  и карточки с буквами «дециметр».
  6. Учебник математики для 1 класса (автор Моро М.И.) и рабочая тетрадь.

Этап урока и его цели

Деятельность учителя,

задания для учеников

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1.

Мотивация к учебной деятельности

Цели:

-  включение в учебную деятельность;

- создание положительной атмосферы в классе.

Вступительное слово:

 – «Прозвенел звонок, начинается урок. Будем дружно мы трудиться – это в жизни пригодится!»

«Ребята, сегодня у нас много гостей, давайте поприветствуем их и покажем, чему мы научились за это время и как мы умеем дружно работать».  

Стоят у парт. Поворачиваются к гостям и здороваются поклоном головы.

Положительный настрой на урок.

Развитие умения слушать и концентрироваться.

2.

Чистописание – калиграфическое письмо

Цели:

-улучшение каллиграфии;

-развитие внимания.

-Посмотрите на  звездочку. Какую цифру она вам загадала?  (5) Слайд 2

- Напишите эту цифру в воздухе вместе со звездочкой.

- Почему мы повторили цифру 5? (сегодня 5 число)

Слайд 3. Написание цифры

Оформите тетрадь –запишите  сегодняшнюю дату – 5 апреля,  Классная работа.

-Напишите красиво эту цифру в тетради до команды «Стоп!»

Дети следят за  звездочкой, узнают цифру 5.

Пишут цифру в воздухе.

Оформляют тетрадь.

Пишут цифру в тетради.

Умеют красиво писать цифру 5.

Умеют быть внимательными.

3.

Актуализация знаний, фиксация затруднений (Устные  упражнения.)

Цели:

- организовать актуализацию  знаний и умений  по выполнению работы с числовым рядом, основанную на знаниях  нумерации.

 

Устный счет:

- счет от 10 до 20  и обратно – хором, по колонкам

-повторение нумерации (Слайд  ) – представьте  число в виде суммы разрядных слагаемых

14 =   дес.  ед.

17 =   дес     ед

19=    дес    ед

16=      дес       ед

18=      дес       ед

11=      дес       ед

- назовите число, следующее за числом  17,  12

предыдущее числу  7,  16

 число, стоящее между числами  10 и 12,  14 и 16

ИТОГ:  - Молодцы!

Дети считают хором   от 10 до 20 и обратно.

Дети называют соответствующие числа.

Группа учащихся работает самостоятельно – фронтальная работа сильных учащихся

Закрепляют знание устной нумерации в пределах 20.

Формируют вычислительный навык.

Учатся осуществлять анализ и нахождение лишнего объекта.

Самоопределение к деятельности

Дополните предложение словами  «килограмм,  литр, сантиметр»

- Папа держал чемодан, масса которого 11 …

- В  ведро вмещается 10 … (литров) воды

- Ученик начертил в тетради отрезок длиной 2 (см)

Соедините величины и единицы измерения (на  доске - карточки)

Сантиметр                  масса

Литр                             длина

Килограмм                  объем

                                температура

Дети  дополняют предложения.

4.

3 м

Подведение к проблеме.

Цели:

- актуализация знаний о геометрических фигурах;

- подведение к теме урока.

–С помощью каких инструментов  можно измерить длину?

- Посмотрите фрагмент мультфильма «38 попугаев» и обратите внимание на то, кого и как измеряли герои мультфильма.

Слайд 5.

- Кого измеряли звери?(удава)

- Какими мерками они пользовались?(попугаем, мартышкой и слоненком)

-Удобно ли в жизни пользоваться такими мерами длины? Почему?

- Какие единицы  измерения длины вы знаете?

- Какую единицу мы с вами изучали?

- Покажите пальчиками,  как выглядит сантиметр.

- Длину можно измерить линейкой, рулеткой, метром.

- Дети смотрят мультфильм.

- Дети отвечают на вопросы.

Учатся вдумчиво смотреть видеофайлы.

Учатся оформлять свои мысли в устной форме

5 м

Практическая работа

Сейчас  вы  будете работать в парах. Давайте вспомним   правила работы в парах.

- Раскройте конверты…

Измерьте длину  красного отрезка с помощью модели сантиметра.  Чему равна длина отрезка?  ( 3 см)

Возьмите полоску  серого  цвета и измерьте  длину с помощью вашей мерки – модели см.  

- Удобно ли измерять?

- Нужна другая мерка, больше, чем сантиметр.

Ребята, существует другая единица измерения. Ей легче измерять  длину  нашей полоски.  

Но название этой единицы длины – вам надо отгадать самим.  

Расположите числа в порядке возрастания, и вы узнаете, с какой новой единицей измерения длины мы познакомимся сегодня на уроке.

17  12  15  19  11  18  14  20

М    е    и    т     д     е  ц   р

 Дециметр  от латинского слова деци – десять (десяток).

Произнесем хором слово – дециметр.  

Слово расшифровали. Молодцы! Все успешно справились с этим заданием?

1) Слушай ….

2) Уважай …

3) Договаривайся…

 (на  доске)

- Дети работают в парах.

На партах у учащихся конверты для практической работы:

листочки, на которых нарисованы отрезки: красный = 3 см, желтый = 14 см

серая  бумажная полоска – 20 см

модели сантиметра (полоска зеленого цвета) и дециметра (полоска синего цвета).

Учащиеся работают   с набором  и отвечают на вопросы учителя. 

Дети отгадывают - дециметр

Знают  правила  работы в парах

Учатся работать в парах, рассуждать, обсуждать вопросы, измерять.

5.

Формулирование темы урока.

Цели:

-формулировка темы урока

- Кто  может сформулировать тему нашего урока?

- Какие задачи поставим? Что будем узнавать?

( для чего нужна единица измерения – дм, чему равен дециметр)

Сегодня нам предстоим узнать, что такое ДМ и чему равен дециметр.

Это новая незнакомая нам величина.

Знакомство с новой единицей измерения  длины.

Учатся формулировать тему урока.

6.

Физминутка

Цель:

- организация отдыха детей

Немного отдохнем – разомнемся.  Нашим гостям мы тоже предлагаем  минуты отдыха.

Звучит мелодия, дети повторяют движения за дежурными.

Предупреждение утомляемости. Концентрация внимания.

7.

 Формирование нового знания через деятельностный подход.

Цели:

- знакомство с новой единицей измерения длины;

- формирование практических умений по измерению объектов;

Вернемся к практической работе:

Кто знает, сколько сантиметров в 1 дм?

Сравните полоски зеленого (1 см) и синего цветов (1 дм).

Сколько отрезков в 1 см поместится в отрезке синего цвета. (10) Слайд

- Полоска синего цвета равна 10 см,   это 1 дм.

В 1 дм  -  10 см.

Слово ДЕЦИМЕТР длинное.  Как мы можем написать коротко это слово?  В математике принято сокращение слова дециметр – ДМ.(табличка).  

ДМ - это обозначение новой единицы измерения длины – дециметр. Прочитайте  слово  с ударением.

Напишите в тетради слово ДЕЦИМЕТР и его короткое обозначение Слайд

- Измерьте  с помощью новой мерки – ДМ   длину  серой  полоски.  Сколько  раз поместилась мерка? (2)

-  Легче или труднее было измерять?

- Измерьте с помощью  модели см и дм  длину  желтого отрезка, который начерчен у вас на листочке.

- Сколько раз уложился дециметр? (1)

- Можно уложить модель дециметра еще раз? (нет)

- Чем можно измерить оставшуюся  часть? (модель см)

- Сколько раз уложился сантиметр? (4)

Длина этого отрезка 1 дм 4 см  = 14 см. Слайд

- Проверьте с помощью  линейки   длину синей полоски. Чему  равна длина полоски?    (10см) Слайд

- Значит,  чему равен 1 дм?

 1 дм = 10 см

10 см = 1 дм

Слайд 8.

Это важно. Это надо запомнить!

Запишем это в тетради!

Дети  выполняют практическую работу.

Дети выполняют задания фронтально.  

Записывают в тетрадь

Дети  измеряют объекты с помощью дециметра.

Записывают в тетрадь

- Учатся ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Учатся оформлять свои мысли в устной форме.

- Учатся выполнять практические действия в парах.

8.

2 м

Физминутка  для глаз

Цель:

- организация отдыха детей

Учащиеся выполняют физминутку для глаз

Дети повторяют упражнения.

Предупреждение утомляемости. Концентрация внимания.

9.

 Включение в систему знаний

Цели:

- организовать умения преобразовывать и сравнивать величины, решать задачи на основе нового знания.

-Откройте учебник на с. 51.

Рассмотрите верхний рисунок на стр. 51.

Определите по нему длину голубой полоски. ( 10 см.)

 Прочитайте задание № 2. Что надо сделать?  Выполним  задание.

 - Проверим по слайду.       Слайд 13, 14

Учебник стр 51  проверь себя      

Работа по учебнику.   Измерение длины и ширины обложки учебника. (25,5  см– 19,5 см)

Работа по слайдам.

Преобразовать величины (устно).  Слайд 15

17см =…   дм…  см

19см =    …дм   …см

13см =  …дм   …см

- Кто заметил, сколько дециметров в каждом числе?

Дети самостоятельно чертят отрезок.

Дети отвечают. Работа ведется фронтально.

Дети отвечают на вопросы.

Соотношение величины  проговаривают хором.

Умеют чертить отрезки.

Учатся преобразовывать величины.

Учатся сравнивать величины.

Учатся выполнять арифметические действия с величинами.

10.

5 м

 Самостоятельная работа.

 - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы  на закрепление изученного материала;

организовать самопроверку.

- А теперь посмотрим, как вы умеете работать самостоятельно.    Слайд

На самостоятельное выполнение  на карточках, проверка.

16 см =     дм      см

18 см =     дм      см

11 см =     дм      см

<   >  =

3 дм      9 дм

1 дм      1 см

6 дм      4 дм

 

- Оцените свою работу  с помощью светофора.

Самостоятельное выполнение задания,  соотнесение с правильными результатами.

Учатся планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, самостоятельно преобразовывать и сравнивать величины,  проводить самопроверку по образцу.

Подведение итогов

- Наш  урок подходит к концу.

-Скажите, какую цель ставили?

- Можно ли измерять  такими мерками как в мультфильме? Правильными ли будут результаты?

-С какой новой единицей измерения длины познакомились?

- Что такое дециметр?

-  Чему равен 1 дм?

- А зачем нужно измерять длину? Где в жизни могут пригодиться ваши знания о единицах длины, умение измерять длину?

- Длину  каких  предметов можно   измерять с помощью дециметра?

10.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Слайд 18.

Посмотрите на слайд и продолжите предложения:

Я – узнал…

Я – научился….

Я -  могу похвалить себя за…..

Я – могу похвалить другого человека за…

Дети продолжают предложения.

Умеют подвести итог урока.

11.

1 м

Домашнее задание.

- Рабочая тетрадь страница 25, №  4.

- Спасибо за урок!     Слайд

Дети слушают и задают вопросы, если что-то непонятно

Умеют применять математические знания в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...