Интегрированное занятие русского языка, литературы, математики в 6 классе по теме «Использование устаревших слов в работе с единицами измерения»
методическая разработка (6 класс) на тему

Олеся Алексеевна Филимонова

Цель: совершенствовать знания учащихся о старинных русских мерах длины; проследить, как используются эти названия в современном русском языке и литературе, математике.

Формирование универсальных учебных действий

Личностные УУД:

Формировать познавательный интерес к учебному материалу

Регулятивные УУД:

Уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия в соответствии с поставленной задачей, вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать свои предположения.

Коммуникативные УУД:

Уметь выражать свои мысли полно и точно, управлять действиями партнёра (оценивать, корректировать), решать конфликты.

Познавательные УУД:

Выделять познавательную цель, осуществлять сбор информации, классифицировать её, выбирать наиболее эффективный способ решения, прогнозировать результаты вычислений, уметь осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Задача занятия:

Познакомить со старинными мерами длины, с историей их происхождения,

научить ими пользоваться, т.е. переводить старинные русские меры длины в современные.

Тип занятия: интегрированное занятие общеметодической направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_integrirovannoe_na_seminar.docx29.24 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие русского языка, литературы, математики в 6  классе по теме

«Использование устаревших слов в работе с единицами измерения»

Цель: совершенствовать знания учащихся о старинных русских мерах длины; проследить, как используются эти названия в современном русском языке и литературе, математике.

Формирование универсальных учебных действий

Личностные УУД:

Формировать познавательный интерес к учебному материалу

Регулятивные УУД:

Уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия в соответствии с поставленной задачей, вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать свои предположения.

Коммуникативные УУД:

Уметь выражать свои мысли полно и точно, управлять действиями партнёра (оценивать, корректировать), решать конфликты.

Познавательные УУД:

Выделять познавательную цель, осуществлять сбор информации, классифицировать её, выбирать наиболее эффективный способ решения, прогнозировать результаты вычислений, уметь осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Задача занятия:

Познакомить со старинными мерами длины, с историей их происхождения,

научить ими пользоваться, т.е. переводить старинные русские меры длины в современные.

Тип занятия: интегрированное занятие общеметодической направленности.

Межпредметные связи: русский язык, литература, математика.

Оборудование и материалы: компьютер, мультимедиа-проектор, компьютерная презентация, раздаточный материал.

План занятия:

    №

     Этапы занятия

Время (мин.)

I

     Организационный этап

2

I   I

     Актуализация знаний. Подведение к теме урока.

17

     Обобщение и систематизация знаний.

 

     Сообщения о старинных русских мер длины:

-пядь

-    вершок

      -аршин

      -локоть

      -сажень

 

      -верста.

I   II

    Физминутка

2

     III

     Заключительный этап.

3

     Подведение итогов.

      Рефлексия.

     Ход занятия

I. Организационный этап.

Обращение учителя к ученикам с приветствием.

Здравствуйте!  Тема аттестационной работы « Применение технологии развития самостоятельности на уроках математики». Я хочу предоставить вашему вниманию фрагмент интегрированного занятия  по русскому языку, математики по теме «Использования устаревших слов при работе с единицами измерения».

II. Актуализация знаний. Подведение к теме урока.

Просмотр фрагмента из мультфильма «38 попугаев»

УМ: Какую величину Удава измеряли Мартышка, Попугай и Слонѐнок? (Длину, рост удава). Каков рост удава?

(Рост удава - 38 попугаев, или 5 мартышек, или 2 слонѐнка).

УМ: Каждый мерил собой. Вот и в глубокой древности наши предки измеряли расстояние своими частями тела. Это и удобно, и руки - ноги всегда при себе, их нельзя «забыть дома».

-Какова тема нашего занятия? (О старинных русских мерах длины).

Какие же цели вы поставите для себя?

-Сегодня мы с вами продолжим говорить о старинных русских мерах длины.

УР:    -А также о красоте и культуре русской речи.

Не имели наши предки

Ни линейки, ни рулетки.

Но могли предмет любой

Измерять самим собой.

Ткани мерили локтями,

Землю мерили лаптями,

И имели пальцев пять –

Щели в доме измерять.

В общем, жили не тужили,

Не хлебали лаптем щей…

И всему на свете были

Люди – мерою вещей!

УМ:    - Какие вы знаете современные меры длины? (мм, см, дм, м, км)

-А раньше использовали другие меры: пядь, вершок, аршин, локоть, сажень, верста.

УМ: - Заранее вы были разделены на группы и получили задание. Сейчас мы предоставляем слово каждой группе для сообщения своего материала.

1 группа Аршин

АРШИН – одна из главных русских мер длины - длина всей руки. В аршине   71см. Десятки лет никто не меряет аршинами. Но слово это не забыто.

УР: Оно встречается в крылатых выражениях, пословицах и поговорках. «Пишешь аршинными буквами»? (Пишешь очень крупно.) О ком говорят: «На аршин голова, да ума на пядь»? (Так говорят о взрослом, но глупом человеке.)

Послушаем 2 группу. Пядь/Локоть

УР: Пядь – единица измерения длины.  Она бывает малая и великая.

Пядь малая – это расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев руки. Это примерно 18 см.

Пядь великая – это расстояние от концов вытянутых мизинца и большого пальца. Еѐ длина 22 – 23 см.

УМ:  -Давайте измерим малую пядь.

-Чему она у вас равна? (Ответы детей)

- Почему она имеет разные размеры? (руки у всех разные).

Кристина:

-Сейчас мы не пользуемся пядью. Это слово устарело, но живет в русской речи. «Семь пядей во лбу» - так говорят об очень умном человеке. Ученица заранее подготовила рисунок, где приблизительно показала отношение такого лба к росту человека.

УР: В русском языке встречается много пословиц и крылатых выражений, в которых упоминается пядь. Самое известное: «Не отдать ни пяди земли». Как вы это понимаете? (ответы). Именно с такими мыслями боролись с врагом советские люди в годы Великой Отечественной войны.

УМ:- В торговле аршин постепенно вытеснил меру «локоть».

Дарья: ЛОКОТЬ равнялся длине руки от пальцев до локтя. Величина этой меры длины составляла от 38 до 47 см. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку.

- Как вы думаете, одинаково ли купцы заплатили за эту веревку? (Ответы учащихся.)

Настя: Так как локти у людей имеют разную длину, в каждом торговом городе издавался свой указ, каким локтем нужно пользоваться.

УР: Эта мера длины чаще всего встречается в пословицах, характеризующих

определенные качества человека. Как вы думаете, о ком говорили: « Нос с локоть, а ум с ноготь»? ( Так говорили о глупом человеке).

«Сам с ноготок, а борода с локоток»? (О человеке невзрачной внешности, но пользующемся авторитетом благодаря своему уму, социальному положению или жизненному опыту.)

«Близок локоть да не укусишь», «Близок локоток, да ум короток» - о каком-нибудь простом, но невыполнимом деле.

УМ: - А теперь поговорим о мерах - вершок.  Про которые нам расскажет следующая группа

Полина : ВЕРШОК: в современном исчислении - 4см 4 мм. Это  длина верхней части пальца. Так говорят о маленьком по возрасту человеке.

Следующая группа САЖЕНЬ

УМ: О русских богатырях говорили: «У него косая сажень в плечах». Как это понимать? Сколько это см или метров?

Сажень – встречается с 11 века. Различали два вида сажени: маховая и косая. Маховая сажень – расстояние между пальцами (маховая сажень – 1м 76 см). Косая сажень (слайд) – расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки (примерно два метра 48 сантиметров! Вот это плечи! Воистину богатырские).

УР: О версте нам расскажет последняя группа.

Наши предки умели измерять и большие расстояния. Для этого

они использовали версту. 1 верста = 1км 67 м. Есть еще одно значение версты: верстовой столб на дороге. Он был полосатым, высота его более 4 метров.

Живет в речи выражение: «Коломенская верста» - шутливое прозвище для высокого человека.

УР: Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Вам нужно составить правильно крылатые выражения.

Близок локоть,

да не укусишь.

От горшка два вершка,                                    

 а уже указчик.

Каждый купец

на свой аршин меряет.

Пудовое горе с плеч свалишь,

а золотником подавишься.

На аршин борода,                                             

 да ума на пядь.

Свой золотник

чужого куда дороже.

Давайте проверим верно ли вы сделали.

УМ:  мы  с вами поработали над теоретической частью проекта. А сейчас я предлагаю вам начать работу над практической частью.  Наша задача провести сравнительный анализ роста обучающихся в 1 классе и в конце 4 класса, но не в современных единицах измерения, а старинных.

Для этого порошу разделиться вас на пары. У каждой пары свое задание, выделенное маркером. На каждом столе есть подсказка для перевода. Приступаем к работе.

Физминутка:

УМ: - А  сейчас узнаем, хорошо ли вы запомнили меры длины. Давайте поиграем в игру. Когда я скажу «сажень», вы разведете руки в стороны, если «локоть», схватите локотки руками, «пядь» - потрясете кистями рук, «верста» – тянемся кверху, «аршин» – одну руку в сторону, «вершок» - присядете. Но я буду говорить и современные меры длины – вы должны хлопнуть в ладоши).

Верста-сажень - аршин - метр - вершок - сантиметр - пядь - локоть.

УР: - Ребята, какими мерами длины мы учились сегодня пользоваться на занятии?

Составление кластера (пядь, вершок, локоть, аршин, сажень, верста).

Верно. Все вместе это старинные русские меры длины.

УМ: Почему сейчас мы не используем старорусские меры? (ответы детей) Была принята Международная система единиц. С1963 года ею пользуются во всех областях науки, техники и народного хозяйства.

УР: Давно ушли из повседневного употребления и аршин, и вершок, локоть и пядь, сажень и верста. Но остались они в крылатых выражениях, в народной мудрости: пословицах и поговорках…

  • по-прежнему уважаемы люди «семи пядей во лбу» (умные), «косая сажень в плечах» (сильные), заметна «верста коломенская» (высокие).

Мы - частица нашей великой Родины. Мы помним язык наших дедов и прадедов, бережем его, украшаем и правильно пользуемся.

У: Ребята, спасибо за работу. Мы с вами продолжим изучать и другие старинные русские меры и работать над оформлением данного проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка, литературы, истории (9-й класс) по «Слову о полку Игореве» в форме игры «Умники и умницы».

Урок повторения, обобщения и контроля, комплексного применения знаний. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Урок - игра. Такой урок позволяет в и...

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и математики по теме: "Имя числительное и дроби".

Цель данного интегрированного урока – показать тесную связь предметов русский язык и литература. Необычная форма данного занятия (создание научного журнала) помогает учителю пробудить в учениках интер...

Интегрированный урок русского языка и математики в 6 классе на тему "Имя числительное и число".

Цель урока: научить различать имена числительные и числа,обратить внимание на слова со значением числа, развивать интерес к математике и русскому языку на базе получения дополнительной информац...

Итоговая работа на тему: " Использование элементов игровой технологии на уроках русского языка в 5 классе при изучении темы " Лексическое значение слова"

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся   главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы ...

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"...

Технологическая карта интегрированного урока русского языка, литературы, информатики в 7 классе по теме «Деепричастный оборот или нужны ли деепричастия в поэзии?»

Данный урок является уроком закрепления знаний  о деепричастном обороте. Учащиеся на протяжении всего уроказакрепляют умения находить деепричастия, графически обозначать деепричастный оборот, стр...

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и математики в 6 классе по теме "Имя числительное"

Технологическая карта  интегрированного урока русского языка и математики в 6 классе по теме "Имя числительное"...