Рабочая программа по факультативу"Уют в доме" на 2012-2013 учебный год
рабочая программа по теме

Харчикова Наталья Владимировна

 

           

Цель факультатива: учить обучающихся пользоваться разнообразными технологическими приёмами работы из подручного материала (аппликация, оригами, изонить, шитьё, моделирование), направленных на создание поделок для домашнего уюта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakult_rab_program_uyut_v_dome.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

                                     

Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №4

Календарно-тематическая планирование

по факультативу «Уют в доме»

для 7 класса

на 2012-2013 учебный

Составила тематическое планирование: Харчикова Н.В.

Перспективный план факультатива « Уютный дом»

 Общее количество часов

                                       

30

Дата

                                           Тема

Кол-во часов

1

1 –я четверть.

Уголок школьника.        


5

4.10

Карандашница.

        1

11.10

Весёлые звери.

        1

18.10

Закладка .

        1

25.10

1.11

Игольница.

        2

2

2– я четверть.

Подарки друзьям.


7

15.11

22.11

Панно из модулей

      2

29.11

Браслет.

      1

6.12

Рамка для фотографии.

      1

13.12

20.12

27.12

Коллаж.

      3

3

3 – я четверть.

Встречаем гостей.


10

17.01

24.01

Объёмная открытка.

        2

31.01

7.02

14.02

Игрушка.

        3

21.02

28.02

Салфетка.

        2

7.03

14.03

21.03

Сумка.

        3

4

4 – четверть.

Весеннее настроение.


8

  4.04

Цветы из бумаги.

         1

11.04

Стрекоза.

         1

18.04

Серьги.

         1

25.04

  2.05

Мяч.

         2

16.05

Травянчики.

         1

23.05

30.05

Заборчик.

         2

Литература.


Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги” 
С.И.Гудилина “Чудеса своими руками” 
М.А.Гусакова “Аппликация” 
М.А.Гусакова «Подарки и игрушки своими руками»
Т.Еременко, Л.Лебедева “Стежок за стежком” 
Т.И. Еременко “Рукоделие”, “Игрушка” 
Н.М.Конышева “Чудесная мастерская” 
Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”
Н.М.Конышева “Умелые руки” 
Н.М.Конышева “Секреты мастеров”, “Копилка игр сибирячка” 
С.В.Кочетова “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка).  
О.С.Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров” .

Учебно-методическое обеспечение.

1.Программа факультативной работы, календарно-тематический план.

2.Учебные пособия по технологии изготовления изделий.

3.Методические рекомендации по выполнению творческих работ.

4.Учебно-наглядные пособия: проектные работы обучающихся, таблицы по охране труда, образцы готовых изделий и работ, технологические карты.

5.Материалы и инструменты.

6.Компьютер для показа презентации.

Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №4

                                                      Утверждена приказом ОУ

                                                от 31.08.2012г. №58

                                               Директор школы        ____________О.Н. Самойлова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по факультативу «Уют в доме»

для 7 класса

на 2012-2013 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель факультатива: учить обучающихся пользоваться разнообразными технологическими приёмами работы из подручного материала (аппликация, оригами, изонить, шитьё, моделирование), направленных на создание поделок для домашнего уюта.

 Задачи программы факультатива «Уют в доме»:

Освоение знаний о разнообразных видах деятельности для формирования новых знаний, расширение, углубление и уточнение его представлений о ближайшем окружении.

Овладение  простейшими технологиями  работы с бумагой, тканью по оформлению изделий, поделок.

Развитие интереса к творческой работе, интеллектуальных  способностей в процессе решения познавательных задач.

Воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к труду;  художественного вкуса и эстетической культуры на примере оформления дома.

Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, создание уюта в доме собственными руками.

Коррекция и развитие  устной речи, недостатков психофизического развития учащихся с ограниченными возможностями умственного развития, их познавательных возможностей и интересов.

Нормативно-правовые документы, на основе которых

разработана рабочая программа.

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки, Уставом ГБ(О)СКОУ С(К)О школы-интерната VIII вида №4, типовой программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, Образовательной программой ОУ.

Сведения о программе.

Для занятий на факультативе объединяются обучающиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Обучающимся  предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных объектов труда. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение обучающимися необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.  Программа факультатива  предусматривает формирование у обучающихся общетрудовых умений и навыков. В этом направлении приоритетными для факультатива  «Уют в доме» являются:

- выдвижение гипотезы на основе житейских представлений;  использование инструментов и приспособлений для измерения длины, ширины ткани, бумаги и других материалов; описание изделий и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ;

- предусматривает подготовку обучающихся к самостоятельному выполнению изделий;  работа с бросовым материалом; подбор цветовых решений.

- подготовка работ к выставкам.

Для изучения программы факультатива  рекомендуется три направления:

-технология выполнения предметов быта из бумаги;

-технология выполнения предметов быта из ниток, ткани;

-технология выполнения предметов из  бросового материала.

Технология выполнения предметов быта из бумаги предусматривает:

        

Аппликация: составление эскиза, цветовое решение, перенос эскиза на объёмную форму, вклеивание узора, приемы работы с цветной бумагой и бумагой на клеевой основе
Оригами: получение объёма методом сгиба, овладения простыми приёмами складывания, знакомство с понятием – базовая форма

Панно из модулей:  построение эскиза на линованной бумаге, изготовление моделей (способом оригами). Построение орнаментальной композиции, клеевая сборка панно.
Коллаж:  выбор готового эскиза, самостоятельный подбор фактурной бумаги, перенос эскиза на бумагу, сборка коллажа.

Объемная открытка: как вид графики, чтение выкройки ее цветовое решение, выкраивание деталей, сборка

Технология выполнения предметов быта из ниток, ткани предусматривает:

-Знание техники безопасности работы с иглой и ножницами.

-Изонить: овладение приемами  заполнения  угла  в изонити.  Разработка эскиза, цветовое решение.

-Шитье: составление эскиза, разработка простых выкроек, перенос на ткань, овладение приемами шитья.

-Плетение: эскиз проекта, цветового решения, освоение приемов плетения брид.
-
Шитье  игрушек на основе: разработка эскиза проекта, подбор материала для работы, составления  технологической карты работы. Выполнение проекта, оценка эстетической ценности работы.

Технология выполнения предметов из бросового и природного материала предусматривает:

Поделки на основе плотного картона, пластиковых банок, используя в качестве дополнительного материала пластилин.

Учитывать в работе с природным материалом, что каждое растение отличается своей индивидуальностью (форма листьев, их цвет и т.п.),  быть рачительным хозяином родной природы, оберегать любое растение от бессмысленного уничтожения.

Место и роль учебного курса.

 В представленной программе выбор тем разработан от простого к сложному. При этом учитель может корректировать задание индивидуально – усложняя или упрощая его. Идея факультатива показать возможности применения данных проектов в повседневной жизни, учить ребёнка разнообразным подходам к одному и тому же материалу (Бумага – аппликация, оригами,  коллаж, объёмная открытка и многое другое). Практические моменты более успешно осваиваются детьми, чисто теоретические знания для них мало привлекательны. Если у обучающегося есть потребность, то идет формирование внутреннего мотива, который переходит в целевую установку. В разнообразном труде  обучающийся  может расширить и углубить, систематизировать свои знания об окружающей жизни, сформировать общие представления и простейшие житейские понятия о ней. Мыслительные действия формируются на основе практических и переводятся во внутренний план (идет оперирование представлениями), подкрепляется  реальными действиями, в данном случае – созданием художественных предметов быта утилитарного  назначения. 

                          Информация о количестве учебных часов.

Количество часов на год – 30

Количество часов в неделю -1

Методы, используемые на занятиях факультатива:

Словесный - беседа, рассказ;

Наглядный – показ мультимедийных материалов, рассматривание иллюстраций;

Практический - показ образца выполнения последовательности работы.

Технология обучения:

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

Объяснительно-иллюстративный – ученики воспринимают и усваивают готовую информацию;

Репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

Частично-поисковый – участие учеников в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

Исследовательский – самостоятельная, творческая  работа обучающихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:

Фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;

Индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

Групповой – организация работы в группах;

Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Форма занятий – традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

Виды и формы контроля.

Программа предполагает необходимый учёт техники выполнения работ, сравнительное диагностирование обучающихся по учебным полугодиям, выставки работ, участие в мероприятиях разного уровня.

Планируемый уровень подготовки учащихся.

Обучающиеся должны  знать:

-различные виды технологических  приемов работы с бумагой, нитью (аппликация, модули, оригами, плетение, изонить);

-эстетические требования;

-понятие технологии;

-простые приемы работы с разными материалами для выполнения первоначального замысла;

-правила безопасности труда при использовании материалов и инструментов;

уметь:

-с помощью педагога: составить простейшие эскизы;

-определять основные технологические этапы работы, проверять ее качество;

-выбирать необходимый материал для работы;

-выполнять проект по технологической карте;

-соблюдать правила техники безопасности труда.

            Содержание рабочей программы.

        

Уголок школьника – 5 часов.        

         Применять в повседневной жизни разнообразные приёмы использования одного и того же материала (бумагу - аппликация, оригами, коллаж и другое).

Подарки друзьям – 7 часов.  

        Получит  знание техники безопасной работы с иглой и ножницами; овладеет  приемами  заполнения  угла  в изонити.  Составлять эскизы с использованием цветового решение. Разрабатывать  простые выкройки, переносить их на ткань, овладевать приемами шитья.

Встречаем гостей – 10 часов.

        Подбирать  материал для работы, составлять  технологическую карту для работы. Выполнять  простые проекты поделок  утилитарного  назначения, давать оценку эстетической ценности работы.

Весеннее настроение – 8 часов.

 Даёт огромные возможности для осуществления фантазий.  Осваивать способы работы с различными инструментами, подходящими именно к тому материалу, с которым в данный момент работает.  Поможет  обучающимся  ценить каждую мелочь. И главное — включить свое воображение и фантазию относительно того, как можно использовать тот или иной бросовый материал.

Перспективный план факультатива « Уютный дом»

 Общее количество часов

                                       

30

Дата

                                           Тема

Кол-во часов

1

1 –я четверть.

Уголок школьника.        


5

4.10

Карандашница.

        1

11.10

Весёлые звери.

        1

18.10

Закладка .

        1

25.10

1.11

Игольница.

        2

2

2– я четверть.

Подарки друзьям.


7

15.11

22.11

Панно из модулей

      2

29.11

Браслет.

      1

6.12

Рамка для фотографии.

      1

13.12

20.12

27.12

Коллаж.

      3

3

3 – я четверть.

Встречаем гостей.


10

17.01

24.01

Объёмная открытка.

        2

31.01

7.02

14.02

Игрушка.

        3

21.02

28.02

Салфетка.

        2

7.03

14.03

21.03

Сумка.

        3

4

4 – четверть.

Весеннее настроение.


8

  4.04

Цветы из бумаги.

         1

11.04

Стрекоза.

         1

18.04

Серьги.

         1

25.04

  2.05

Мяч.

         2

16.05

Травянчики.

         1

23.05

30.05

Заборчик.

         2

Литература.


Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги” 
С.И.Гудилина “Чудеса своими руками” 
М.А.Гусакова “Аппликация” 
М.А.Гусакова «Подарки и игрушки своими руками»
Т.Еременко, Л.Лебедева “Стежок за стежком” 
Т.И. Еременко “Рукоделие”, “Игрушка” 
Н.М.Конышева “Чудесная мастерская” 
Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”
Н.М.Конышева “Умелые руки” 
Н.М.Конышева “Секреты мастеров”, “Копилка игр сибирячка” 
С.В.Кочетова “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка).  
О.С.Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров” .

Учебно-методическое обеспечение.

1.Программа факультативной работы, календарно-тематический план.

2.Учебные пособия по технологии изготовления изделий.

3.Методические рекомендации по выполнению творческих работ.

4.Учебно-наглядные пособия: проектные работы обучающихся, таблицы по охране труда, образцы готовых изделий и работ, технологические карты.

5.Материалы и инструменты.

6.Компьютер для показа презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по алгебре 8 класса на 2012-2013 учебный год

Предлагается рабочая программа по алгебре по УМК А.Г. Мордковича для учащихся 8 классов на 2012-2013 учебный год....

Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» на 2012-2013 учебный год, 6 класс

Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» на 2012-2013 учебный год, 6 класс...

Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» на 2012-2013 учебный год, 5 класс

Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» на 2012-2013 учебный год, 5 класс...

Рабочая программа История Древнего мира 5 класс 2012-2013 учебный год

Рабочая программа по истории Древнего мира (5 класс) включает в себя: пояснительную записку; содержание рабочей программы; требования к уровню подготовки учащихся 5 класса;планируемые результаты освое...

Рабочая программа по факультативу"Бумажная фантазия" на 2012-2013 учебный год

        Цель программы факультатива «Бумажная фантазия » - всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие обучающихся в процессе овладения элементарны...

Рабочая программа кружка «Цветоводство с элементами творчества» (2012 -2013 учебный год, 8-14 лет)

Рабочая программа кружка «Цветоводство с элементами творчества»(2012 -2013 учебный год, 8-14 лет)...

рабочая программа по русскому языку 5 класс 2012 - 2013 учебный год

Рабочая программа была составлена на основе учебника и программы под ред. Ладыженской...