Рабочая программа по факультативу"Бумажная фантазия" на 2012-2013 учебный год
рабочая программа по теме
Цель программы факультатива «Бумажная фантазия » - всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие обучающихся в процессе овладения элементарными приемами конструирования из бумаги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakult_rab_program_bumazhnaya_simfoniya.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №4
Утверждена приказом ОУ
от 31.08.2012г. №58
Директор школы ____________О.Н. Самойлова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по факультативу «Бумажная фантазия»
для 5 класса
на 2012-2013 учебный год
Пояснительная записка.
Цель программы факультатива «Бумажная фантазия » - всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие обучающихся в процессе овладения элементарными приемами конструирования из бумаги.
Задачи программы факультатива «Бумажная фантазия»:
Освоение знаний о разнообразных видах деятельности для формирования новых знаний, расширение, углубление и уточнение его представлений о ближайшем окружении.
Овладение простейшими технологиями работы с бумагой, тканью по оформлению изделий, поделок.
Развитие интереса к творческой работе, интеллектуальных способностей в процессе решения познавательных задач.
Воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к труду; художественного вкуса и эстетической культуры на примере оформления дома.
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, создание уюта в доме собственными руками.
Коррекция и развитие устной речи, недостатков психофизического развития учащихся с ограниченными возможностями умственного развития, их познавательных возможностей и интересов.
Нормативно-правовые документы, на основе которых
разработана рабочая программа.
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки, Уставом ГБ(О)СКОУ С(К)О школы-интерната VIII вида №4, типовой программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, Образовательной программой ОУ.
Информация о количестве учебных часов.
Количество часов на год – 30
Количество часов в неделю – 1
Формы организации образовательного процесса.
Методы, используемые на занятиях факультатива:
-беседа, рассказ, сказка;
-рассматривание иллюстраций;
-показ образца выполнения последовательности работы.
Технология обучения.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
Объяснительно-иллюстративный – ученики воспринимают и усваивают готовую информацию;
Репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
Частично-поисковый – участие учеников в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
Исследовательский – самостоятельная, творческая работа обучающихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:
Фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
Индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
Групповой – организация работы в группах;
Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Форма занятий – традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
Работа с бумагой и картоном. Аппликация.
Плоскостные и объёмные – сходство и различие. Виды бумаги: чертёжно -рисовальная, писчая, обёрточная, обойная, гофрированная, цветная, промокательная, бархатная. Виды картона: цветной, тонкий, упаковочный; открытками, салфетками, фантиками. Выбор картона и бумаги.
Практическая работа: разметка и измерение бумаги разной по фактуре, плотности и цвету. Складывание бумаги, сгибание пополам, резание ножницами, соединение деталей с помощью клея, ниток, проволоки. Работа по выкройке и чертежу. Применение операций склеивания и сшивания деталей из бумаги и картона. Сборка и оформление игрушки.
Знакомство с декоративно-прикладным искусством, техникой выполнения работ по технологической карте, знакомство с разными видами аппликаций (плоских и объёмных): из ракушек, кусочков ваты, бумаги, из природных материалов, и их полезной значимостью. Ученики учатся не только изготавливать работы по образцу, но и составлять свои собственные композиции.
Виды и формы контроля.
Формами подведения итогов реализации программы “Бумажная фантазия ” являются: выставки: тематические, праздничные, творческие конкурсы: школьного, сельского, районного, федерального масштаба.
На итоговых занятиях предоставляется возможность широко сопоставить разнообразные работы, объединенные общей темой, сравнить свои работы с творчеством своих товарищей, проявить “зрительское умение”, оценить художественный труд.
Планируемый уровень подготовки обучающихся.
Обучающиеся должны: знать:
-понятие технологии;
-простые приемы работы с разными материалами для выполнения первоначального замысла;
-правила безопасности труда при использовании материалов и инструментов;
уметь:
-планировать ход и этапы работы;
-с помощью педагога: составить простейшие эскизы;
Содержание рабочей программы.
«Волшебные свойства бумаги»- познакомиться со свойствами бумаги. Рассказывать о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки.
«Объемные фигуры простым взмахом ножниц»-
познакомиться с техникой получения объемных фигур при помощи ножниц. Совершенствуются навыки вырезания.
«Фантазии с листом бумаги»-
использовать разные виды бумаги применительно к разным фактурным поделкам; разовьет воображение, фантазию.
«Симметричное вырезание»- познакомится с явлениями лучевой (радиальной) симметрии. Разовьет пространственного мышления. Сформирует умения планировать свои действия.
«Паучок» - обучится способам выкраивания деталей; совершенствует навыки вырезания, учить создавать яркий и выразительный образ.
«Мотыльки» - закрепит способы вырезания по сложному контуру; совершенствует навыки выкраивания деталей поделки; воспитает аккуратность в работе.
«Березки» - научится создавать объемные фигурные образы; четко следовать устным инструкциям воспитателя; воспитает умения работать коллективно, прислушиваясь к мнению участников продуктивной деятельности.
«Божья коровка» - приемам сгибания по диагонали; разовьет мелкую моторику рук. Работать четко, стремясь к конечной цели.
«Цыплята с червячком» - совершенствовать умение создавать сюжетное изображения по представлению. Развивать чувство композиции.
«Корзиночка» - совершенствовать навыки работы по трафарету; развивать чувство цвета, композиции развивать умение составлять узоры из геометрических и растительных элементов .
«Волшебная птица» - закреплять приёмы вырезания симметричных предметов из бумаги гармошкой; поощрять проявления творчества.
«Вращающаяся елочка» - познакомить детей с гофрированной и крепированной бумагой; освоение рационального способа получения одинаковых элементов: складывание бумажной полосы дважды или трижды пополам и вырезание силуэта по контуру. Оформление работы.
«Снежинки» - учить детей создавать разнохарактерные узоры на сложенной вчетверо бумаге. Учить детей предвосхищать результат. Развивать воображение; совершенствовать навыки вырезания; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
«Ветка вишни» - учить детей создавать яркий образ; учить правильно, отбирать материал для поделки по предложенной теме; развивать творческое воображение; развитие мелкой моторики рук.
«Ежик в лесу» - учить работать коллективно, обсуждать задуманное; учить создавать постройки с использованием нескольких изученных техник: работа по выкройкам, конструирование из коробочек, оригами. Воспитывать желание помогать товарищу.
«Корзиночка» - закреплять приёмы вырезания симметричных предметов из бумаги. Развивать чувство цвета, композиции; воспитывать желание помогать товарищу, давать советы по оформлению работы.
Мышка-коробочка» - учить самостоятельно создавать нестандартные образы, функционально применяемые в жизни садика и группы (коробочки); совершенствовать навыки вырезания и работы с клеем; развивать мелкую моторику рук детей; воспитывать интерес к конструированию из бумаги.
«Радуга и лотос» - учить детей создавать отдельные элементы для коллективной композиции, работая в парах; совершенствовать навыки работы с бумагой; объяснить детям, что вклад каждого из них важен для конечного результата коллективной работы.
«Бумажный бант» - учить детей с помощью линейки отмерять четкие длинные полоски одинаковой длины и ширины; совершенствовать навыки вырезания; учить из длинных тонких полосок бумаги создавать большой бант для оформления открыток. Развивать мелкую моторику рук.
«Шкатулка» - учить самостоятельно клеить коробочки на основе предложенной воспитателем выкройки; учить украшать полученный результат с помощью разного вида бумаги; развивать воображение; воспитывать эстетические чувства.
«Сирень» - применение техники прорезного декора для оформления венчиков цветов. Применение техники симметричной аппликации для вырезания листьев разной формы.
«Гвоздики» - знакомство с явлением осевой симметрии и освоение техники объемной симметричной аппликации: складывания квадрата (прямоугольника) пополам, вырезание половины изображения (линия сгиба – это середина цветка) по нарисованному или воображаемому контуру и получение симметричного силуэта. Обогащение и расширение возможностей освоенной техники.
«Каллы» - применение техники симметричной аппликации для вырезании листьев разной формы; творческое экспериментирование –поиск выразительных средств для передачи характерных особенностей образа.
«Нарядные открытки» - творческое экспериментирование – поиск выразительных средств для передачи характерных особенностей образа.
«Одуванчики» - закрепление представлений о строении цветковых растений. Освоение рационального способа получения одинаковых элементов: складывание бумажной полосы дважды или трижды пополам. Оформление цветов.
«Гусеница» - учить детей из плотной бумаги создавать вертушки для наблюдения за ветром на прогулке; учить приемам сгибания по диагонали; развивать мелкую моторику рук; воспитывать интерес изготавливать поделки своими руками.
«Коллаж» - учить работать коллективно, обсуждать задуманное; учить создавать постройки с использованием нескольких изученных техник: работа по выкройкам, квиллинг, торцевание, оригами. Воспитывать желание помогать товарищу.
«Шторы» - учить детей многократному сгибанию, по принципу «гармошка»; развивать эстетические чувства; развивать мелкую моторику рук.
« Абажуры» - учить детей создавать поделки, основываясь на базовой форме усеченный конус; учить декорировать свои творческие работы; развивать чувство цвета, композиции.
« Вертушки» - учить детей из плотной бумаги создавать вертушки для наблюдения за ветром на прогулке; учить приемам сгибания по диагонали; развивать мелкую моторику рук; воспитывать интерес изготавливать поделки своими руками.
Календарно – тематический план
факультатива «Бумажная фантазия»
Общее количество часов | 30 | ||
№ | Дата | Тема | Кол-во часов |
1 – я четверть | 5 | ||
1 | 3.10 | Волшебные свойства бумаги | 1 |
2 | 10.10 | Объёмные фигуры простым взмахом ножниц | 1 |
3 | 17.10 | Фантазии с листом бумаги | 1 |
4 5 | 24.10 31.10 | Симметричное вырезание | 2 |
2 - четверть | 7 | ||
1 | 14.11 | Паучок | 1 |
2 | 21.11 | Мотыльки | 1 |
3 | 28.11 | Берёзки | 1 |
4 | 5.12 | Божья коровка | 1 |
5 | 12.12 | Цыплята с червячком | 1 |
6 | 19.12 | Корзиночка | 1 |
7 | 26.12 | Волшебная птица | 1 |
3 - четверть | 10 | ||
1 | 16.01 | Вращающаяся ёлочка | 1 |
2 | 23.01 | Снежинки | 1 |
3 | 30.01 | Ветка вишни | 1 |
4 | 6.02 | Ёжик в лесу | 1 |
5 | 13.02 | Нарядные открытки | 1 |
6 | 20.02 | Мышка-коробочка | 1 |
7 | 27.02 | Радуга и лотос | 1 |
8 | 6.03 | Бумажный бант | 1 |
9 | 13.03 | Шкатулка | 1 |
10 | 20.03 | Сирень | 1 |
4 - я четверть | 8 | ||
1 | 3.04 | Гвоздики | 1 |
2 | 10.04 | Каллы | 1 |
3 | 17.04 | Одуванчики | 1 |
4 | 24.04 | Вертушки | 1 |
5 | 8.05 | Абажуры | 1 |
6 | 15.05 | Шторы | 1 |
7 | 22.05 | Коллаж | 1 |
8 | 29.05 | Гусеница | 1 |
Литература.
- Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
- Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.
- Джун Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с англ. С.В. Григорьевой – М: «Просвещение», 1979 г.
- Докучаева Н.И.. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. Санкт-Петербург «Диамант» «Валерии СПб», 1997 г.
- Васина Надежда. Бумажная симфония.2009г.
Учебно-методическое обеспечение.
- Программа факультативной работы, календарно-тематический план.
- Учебные пособия по технологии изготовления изделий.
- Методические рекомендации по выполнению творческих работ.
- Учебно-наглядные пособия: проектные работы обучающихся, таблицы по охране труда, образцы готовых изделий и работ, технологические карты.
- Материалы и инструменты.
- Компьютер для показа презентаций.
Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №4
Календарно-тематическая планирование
по факультативу «Бумажная фантазия»
для 5 класса
на 2012-2013 учебный
Составила тематическое планирование: Харчикова Н.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку На 2012/2013 учебный год 4 класс ( 4 часа в неделю) УМК « Английский язык» Авторы И.И. Верещагина, О.В.Афанасьева
Рабочая программа составлена на основе:· Федерального компонента государственного образовательного стандарта;·...
Рабочая программа по истории 6 класс 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/), примерной программы основного общего...
Рабочая программа по истории 7 класс 2012 - 2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории(http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/), Примерной программы...
Рабочая программа по истории 8 класс 2012 - 2013 учебный год
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по истории (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/), примерной програмы основного...
Рабочая программа по истории 9 класс 2012-2013 учебный год
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории и авторских программ - Сороко-Цюпа ...
Рабочая программа по алгебре 9 класс 2012-2013 учебный год Никольский С.М
рабочая программа составлена на основе Сборника рабочих программ.7-9 класс\ составитель Бурмистрова Т.А.2011г.Календарно-тематическое планирование включает разделытема урока, колличествво часов,...
Рабочая программа для 7 класса на 2012-2013 учебный год к УМК Кузовлева
Структура документаРабочая программа по английскому языку представляет собой целостный документ, включающий разделы:Пояснительная записка;Содержание тем учебного предмета.Учебно – те...