Программа внеурочной деятельности для 5 класса
календарно-тематическое планирование (5 класс) по теме
Программа внеурочной деятельности для 5 класса по направлению воспитания духовно-нравственной культуры "Огонёк души"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyat-t_v_5_klasse.docx | 91.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Абашево муниципального района Хворостянский Самарской области
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по направлению
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования
«ОГОНЁК ДУШИ»
Работу выполнила учитель высшей категории
Борисова Елена Александровна
с. Абашево
Пояснительная записка.
- Анализ ситуации.
В наше время перед любым учителем и классным руководителем встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение имеет недостаточный уровень сформированности духовно-нравственных качеств личности учащихся, что препятствует их успешной социальной адаптации.
- Актуальность программы.
В связи с этим проблемы духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. В обоснование этого факта можно привести постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной. Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ. Возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических и социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.
Об актуальности духовно- нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Актуальность данной программы связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
- во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;
- во-вторых, в современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности;
- в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, т.к. воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
- в-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Поэтому появилась необходимость увеличения усилий педагогов по духовно- нравственному воспитанию школьников.
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Духовно- нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования:
- формирование доступных школьнику знаний о духовных ценностях, представленных в культуре народов России;
- осознание принадлежности к родному народу, стране, государству, интерес и чувство сопричастности современным событиям и истории России;
- развитие толерантных чувств, уважительного отношения к другой национальности, вере, религии;
- развитие готовности к нравственному поведению, культуре и этике взаимоотношений с окружающим миром;
- развитие положительных качеств личности, определяющих выполнение социальных ролей ученика;
- воспитание способности к духовному самообогащению, рефлексивным проявлениям, самооценке и самоконтролю поведения.
Учитывая требования времени, разработана программа духовно-нравственного развития под общим названием «Огонёк души», направленная на формирование у школьников духовно – нравственных ценностей, воспитание бережного отношения к традициям русского народа и историческому наследию Родины.
Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.
Программа предназначена для школьников, учащихся 5-8 классов (10 - 14 лет).
Программа рассчитана на 4 года.
Форма организации занятий – групповая.
Цель программы: воспитание духовно-нравственной личности на основе приобщения школьников к национальному наследию русской православной культуры.
Задачи:
- Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
- Способствовать осознанию своих культурных и родовых корней.
- Развивать гражданское самосознание.
- Приобщать детей к великому русскому искусству.
- Поднимать уровень музыкальной и художественной культуры детей, развивать сознательное отношение к творческому процессу.
- Вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс, в организацию и проведение массовых мероприятий.
Объём программы
Название кружка | Количество часов в неделю | Количество часов за год | Продолжительность занятия (мин) | |||||||||
5кл. | 6кл. | 7кл. | 8кл. | 5кл. | 6кл. | 7кл. | 8кл. | 5кл. | 6кл. | 7кл. | 8кл. | |
Огонёк души | 1 | 1 | 1 | 1 | 34 | 34 | 34 | 34 | 40 | 40 | 40 | 40 |
Формы занятий: беседа, дискуссия, игра, экскурсия, концерт, диспут, исследование, конференция, театрализация и т. д.
Прогнозируемые результаты.
Направления воспитания | Ценностные установки | Планируемые результаты воспитательной деятельности |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества | - учащиеся имеют элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли жизни общества; -сформировано отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, языку, народным традициям; -учащиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской полиции; --учащиеся имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации; -учащиеся имеют представления о правах и обязанностях гражданина, семьянина. |
Воспитание нравственных чувств и этического сознания | Нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль , честность, щедрость, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике | -учащиеся имеют представления о национальных ценностях; -сформировано представление о правилах поведения в ОУ, общественных местах и дома; -сформировано представление о истории страны, религиях России; -у учащихся сформировано уважительное отношение к родителям, старшим, сверстникам и младшим, бережное отношение ко всему живому; -учащиеся имеют представления о отрицательном влиянии СМИ; --сформировано отрицательное отношение к аморальным поступкам.
|
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни | Уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие | - у обучающихся сформировано ценностное отношение к труду, творчеству, уважительное отношение к профессиям; -учащиеся имеют опыт коллективной работы, реализации учебных проектов; -умеют проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных заданий; -у учащихся сформировано бережное отношение к результатам своего и чужого труда, личным вещам, школьному имуществу. |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни | Здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое | -у учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; -учащиеся имеют элементарные представления и значимой роли морали и нравственности в сохранении здоровья человека; -имеют личный опыт здоровьесберегающей деятельности; -имеют представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; -учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, СМИ на здоровье человека |
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде | Родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание | -у учащихся развит интерес к природе; -сформировано понимание активной роли человека в природе, ценностное отношение к растениям и животным. |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях | Красота, гармония, духовный мир, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве | -учащиеся имеют представления о душевной и физической красоте человека; -сформированы эстетические идеалы, чувство прекрасного, учащиеся умеют видеть красоту природы и труда; -имеют интерес к занятиям художественным творчеством. |
Программа даёт возможность повысить духовно – нравственный уровень учеников, патриотическое и гражданское сознание и самосознание, уровень знаний отечественной истории и культуры, коммуникативную толерантность.
К концу первого года обучения учащиеся должны:
Знать:
- Смысл нравственных понятий (доброта, честность, дружба, взаимовыручка).
- Ценность, значимость книги.
- Традиции изученных православных праздников.
- Виды русских народных песен.
- Роль и значение устного народного творчества в жизни русского народа.
- Основные жанры и виды изобразительного искусства.
- Отдельные произведения выдающихся русских художников.
Уметь:
- Пользоваться различными вариантами слов-утешений, одобрений, вразумлений.
- Проявлять в делах заботу о родителях.
- Пользоваться книгой, как источником знаний.
- Трудиться в коллективе, опираясь на поддержку и взаимопонимание товарищей.
- Использовать художественные материалы, создавать, творческую работу на основе собственного замысла.
- Сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства, узнавать отдельные произведения художников.
- Выражать своё отношение к окружающему миру через рисунок, песню, танец.
К концу второго года обучения учащиеся должны
Знать:
- Значение своего имени.
- Составляющие основу семьи (любовь, забота, согласие, почитание родителей).
- Семейные традиции и реликвии.
- Уклад и традиции городской и деревенской жизни русского народа.
- Традиции изученных православных праздников.
- Виды детского фольклора.
- Роль и значение устного народного творчества в жизни русского народа.
- Виды декоративно-прикладного искусства.
- Известные центры художественных ремёсел России.
Уметь:
- Дорожить доброй молвой о семье.
- Раскрывать связи между прошлым и настоящим на основе знаний о родословной семьи.
- Находить отличительные черты между городской жизнью и деревенской.
- Использовать приобретённые знания, умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
- Выражать своё отношение к окружающему миру через рисунок, песню, танец.
К концу третьего года обучения учащиеся должны
Знать:
- Смысл основных критериев духовно-нравственных понятий (вера, надежда, любовь, мудрость).
- Сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства).
- Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель).
- Применять основные средства художественной выразительности в рисунке, в декоративных и конструктивных работах.
- Знать виды и жанры народного искусства (музыка, танец, устное народное творчество).
Уметь:
- Использовать народную мудрость предков в жизненных ситуациях.
- Пользоваться энциклопедической и справочной литературой как источником знаний.
- Решать творческие задачи на уровне импровизаций.
- Передавать настроение в собственной творческой работе.
- Использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различные художественные техники (коллаж, аппликация, конструирование).
- Понимать специфику народного праздника, знать простейшие элементы русского танца.
- Использовать приобретённые знания, умения в практической деятельности и в повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности.
- Пополнять свой активный словарный запас, в процессе изучения устного народного творчества.
К концу четвёртого года обучения учащиеся должны
Знать:
- Традиции и обычаи русского народа
- Имена знаменитых людей своей Родины, своего края.
- Профессии предков.
- Крупнейшие художественные музеи России.
- Своеобразие архитектуры и живописи древней Руси.
- Особенности и символическую нагрузку декора народного костюма разных областей России.
- Роль и значение устного народного творчества в жизни русского народа.
Уметь:
- Трудиться сообща, уважая личность каждого человека.
- Отстаивать своё мнение, свою позицию.
- Активно включаться в ситуацию нравственного выбора.
- Принимать ответственность за своё решение.
- Выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии.
- Исполнять хороводные песни.
Календарно-тематическое планирование кружка «Огонёк души»
5 класс, 34 часа.
Тема занятия | Форма занятия | Требования к уровню подготовки учащихся | Универсальные учебные действия | Результат работы |
Раздел 1. Слово – 17ч. Не дом хозяина красит, а хозяин дом. | ||||
1.Моя семья | Час познания | Знать свои обязанности в семье. Уметь объяснять, почему для тебя так дорога семья. | Умение участвовать в диалоге, отстаивать своё мнение. Формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно - преобразующей деятельности человека | Устный рассказ «Доброе слово о родителях» |
2. Здравст-вуй, школа! | Игра | Знать правила поведения в школе. Уметь объяснять, почему дети должны учиться. | Умение участвовать в диалоге. Формирование мотивации успеха и достижений школьников. Умение самостоятельно выделить и формулировать познавательную цель. | Устный рассказ «Я стал пятиклассником» |
3. Абашево – моя малая Родина. | Дискуссия | Знать прежнее название своего села, названия улиц, достопримечатель-ностей села. Уметь мотивировать, чем дорого для тебя твоё село. | Развитие композиционного мышления и воображения. Умение вступать в общение друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге. Формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с историческим прошлым своего села. | Устный рассказ «Моё родное село» |
4. Я среди друзей. | Дискуссия | Знать правила честной дружбы. Уметь объяснять значение понятия «настоящий друг». | Построение логической цепи рассуждения. Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. | Коллективная аппликация «Букет дружбы» |
5. Верный друг. | Дискуссия | Знать, как должен поступить настоящий друг в различных ситуациях. Уметь использовать приёмы общения, позволяющие осуществить благоприятный контакт в общении. | Умение вступать в общение друг с другом, участвовать в диалоге. Развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно- продуктивной деятельности. | Памятка «Заветы для настоящего друга» |
6. Земля – кормилица. | Игра | Знать профессии людей, которые трудятся в поле и на огороде. Уметь распознавать овощи. | Умение вступать в общение друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. | Игра «Собирай урожай» |
7. Творчество родителей и детей. | Коллективная работа | Знать творческие увлечения своих родителей, какими талантами они обладают. Уметь работать сообща, разделять обязанности, учитывать способности и возможности каждого участника коллективного дела. | Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла. Развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно- продуктивной деятельности. | Панно – аппликация «Осенняя сказка» (Природный материал) Инсценировка музыкальной сказки «Репка» |
8. Богатство осени. | Праздник | Знать, какой урожай собирают осенью. Уметь использовать приемы общения, позволяющие осуществить благоприятный контакт в общении. | Развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности. Умение вступать в общение друг с другом, участвовать в диалоге. | Праздник «Золотая Осень» |
9. Мои близкие и родные люди. | Дискуссия | Знать варианты благодарения родителей. Уметь проявлять заботливое отношение к родителям, друг к другу. | Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. Умение анализировать высказывания, оценивать свою работу с точки зрения её соответствия творческой задаче. | Устное письмо близким людям. |
10. Семейный лад. | Круглый стол | Знать семейные праздники, свои обязанности при организации праздника. Уметь проявлять заботливое отношение к родителям, друг к другу. | Умение вступать в общение друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге. Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Устный журнал «Любимый семейный праздник» |
11. Благодарение Родительская любовь. | Час познания. | Знать варианты благодарения родителей. Уметь выражать свою благодарность близким тебе людям. | Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Умение обеспечить учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Устный рассказ «За что я благодарен родителям» |
12. Красота души. | Занятие-размышление | Знать правила общения со сверстниками и старшими товарищами. Уметь высказывать своё отношение к окружающим, ценить положительные качества человека. | Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла. Умение управлять поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий. | Устный рассказ «На кого я хочу быть похожим» |
13. Русские народные игры. | Игра | Знать правила коллективных игр. Уметь договариваться со сверстниками, распределять роли в игре. | Умение участвовать в диалоге, адекватно воспринимать произведения искусства. Уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | Русская народная игра «Метелица» |
14. Игры и развлечения бабушек и дедушек. | Игра | Знать правила коллективных игр. Уметь договариваться со сверстниками, распределять роли в игре. | Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. Адекватно воспринимать произведения народного фольклорного творчества. Развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно - продуктивной деятельности. | Игра «Отгадай, чей голосок» |
15. Поздрав-ление. | Час-размышление | Знать варианты обращения к старшим в поздравлении. Уметь составлять поздравление друзьям и близким. | Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. Формирование мотивации успеха и достижений школьников, творческой самореализации. | Текст для поздравительной открытки другу |
16. Рождестве-нская сказка. | Путешествие | Знать зимние православные праздники. Уметь обыгрывать сюжеты из сказок, распределяя между собой роли | Умение ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Уметь находить справочно - информационный материал по теме и пользоваться им. | Рукописная книга «Мои сказки» |
17. Обобщение по разделу «Слово» | Праздник | Знать историческое прошлое своей страны, традиции русского народа. Уметь участвовать в хороводах, выполнять движения по примеру учителя, обыгрывать сюжет песни. | Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. Развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно- продуктивной деятельности | Праздник «Рождество Христово» |
Раздел 2. Образ – 10ч Кто родителей почитает – вовек не погибает. | ||||
18. Первый образ. | Устный журнал | Знать элементарные автобиографические сведения о родителях. Уметь уважительно относиться к родителям. | Уметь находить справочно - информационный материал по теме и пользоваться им. Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. | Конкурс стихов о маме |
19. Светлый образ. | Литературная гостиная | Знать, какую смысловую роль играет Светлый образ в жизни православного человека. Уметь объяснять, что обозначает понятие «Светлый образ». | Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение, ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения. Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории. | Устный рассказ «Какой он, Светлый образ?» |
20. Образ природы. | Час познания | Знать правила поведения на природе. Уметь высказывать своё отношение к образу «Природа». | Умение выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла при выполнении работы. Умение владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Стенд «Природа родного края» |
21. Образ благотатный (мастера-труженики) | Занятие-путешествие | Знать профессии своих родителей. Уметь уважительно относиться к людям труда. | Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. Ознакомление учащихся с миром профессий и их социальным значением, историей их возникновения и развития как первой ступенью формирования готовности к предварительному профессиональному самоопределению. | Устный журнал «Профессии наших родителей» |
22. Образ защитника Родины. | Час познания | Знать известные имена защитников Заполярья, героев России. Уметь использовать необходимую информацию для составления рассказов. | Самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально - действенной идентификации. Формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан. | Стенд «Защитники Родины» |
23. Любимый образ мамы. | Дискуссия | Знать правила общения со сверстниками и старшими. Уметь уважительно относиться к старшим, гордиться за их заслуги. | Умение организовать взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. | Конкурс стихов о маме |
24. Образ народного слова. | Литературное знакомство | Знать понятия «пословица», «поговорка». Уметь использовать меткие слова и выражения в своей речи. | Умение обеспечить учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности. | Литературная викторина «Меткое слово» |
25. Масленица | Практикум | Знать особенности православного праздника «Масленица». Уметь использовать импровизацию при обыгрывании элементов праздника. | Развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности. Воспитание нравственности, основанной на свободе совести и традициях русского народа. | Выпечка блинов совместно с работниками столовой |
26. Счастливый день. Пасха. | Час познания | Знать историю праздника Пасха, его обряд. Уметь объяснять значимость православного праздника в жизни русского человека. | Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. Умение обеспечить учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Буклет «Светлая Пасха» |
27. Обобщение по разделу «Образ» | Праздник | Знать названия русских православных праздников, их обряды. Уметь исполнять хором песни. | Формирование мотивации успеха и достижений учащихся, творческой самореализации на основе эффективной организации творческой деятельности. Воспитание нравственности, основанной на свободе совести и традициях русского народа. | Фольклорный праздник «У наших ворот всегда хоровод» |
Раздел 3. Книга – 6ч Кто говорит - тот сеет, кто слушает - собирает. | ||||
28. Кто трудится над созданием книги. | Исследование | Знать историю создания книги, имена первопечатников. Уметь работать со справочной литературой. | Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в определении цели, функций участников, способов взаимодействия. Уметь находить справочно- информационный материал по теме и пользоваться им. | Книжка – малышка «Мои четвероногие друзья» |
29. Первая книга в школе. | Театрализация | Знать правила обращения с книгой. Уметь объяснять, чему научили первые книги в школе. | Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в определении цели, функций участников, способов взаимодействия. | Праздник «Книжкины именины» |
30. Живая книга. | Литературный час | Знать правила обращения с книгой. Уметь объяснять, как книга помогает в учёбе, в получении новых знаний. | Умение анализировать высказывания, оценивать свою работу с точки зрения её соответствия творческой задаче. | Викторина «Книга – источник знаний» |
31. Книга книг. | Литературный час | Знать правила обращения с книгой. Уметь объяснять, как книга помогает в учёбе, в получении новых знаний. | Умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя. | Кроссворд «Знайка» |
32. Библия | Час познания | Знать понятие «Библия». Уметь характеризовать духовное значение Библии в жизни православного человека. | Умение выдвигать гипотезы и обосновывать их. Умение формировать картины мира материальной и духовной культуры. | Чтение библейских рассказов для детей |
33. Библия | Практикум | Знать правила обращения с книгой. Уметь характеризовать духовное значение Библии в жизни православного человека. | Умение формировать картины мира материальной и духовной культуры. | Рисунки библейских сюжетов. |
34. Обобщающее занятие «Мир дому твоему» | Круглый стол | Знать о важности традиций в жизни православного человека. Уметь высказывать свои мысли и чувства по отношению к другим. | Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства. | Плакат с элементами аппликации «Всемирный хоровод» |
Календарно-тематическое планирование кружка «Огонёк души»
6 класс, 34 часа.
Тема занятия | Форма занятия | Требования к уровню подготовки учащихся | Универсальные учебные действия | Результат работы |
Раздел № 1. Слово – 17 часов Красна птица перьем, а человек ученьем | ||||
1.Моя семья и я. | Занятие - открытие | Знать основные и составные цвета. Уметь применять первичные живописные навыки; использовать художественные материалы и применять их в живописи. | Умение участвовать в диалоге, отстаивать своё мнение. Формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно - преобразующей деятельности человека. | Тематический рисунок «Моя семья на отдыхе» |
2.Какого цвета школа. Первые впечатления | Игра | Знать основные и составные цвета. Уметь использовать художественные материалы, создавать творческую работу на основе собственного замысла. | Умение участвовать в диалоге. Формирование мотивации успеха и достижений школьников. Умение самостоятельно выделить и формулировать познавательную цель. | Тематический рисунок «Идём в школу» |
3.Осенний пейзаж в творчестве русских художников. | Занятие-познание | Знать жанр изобразительного искусства – пейзаж. Уметь использовать художественные материалы. | Развитие композиционного мышления и воображения. Умение вступать в общение друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге. | Тематический рисунок «Осень пришла» |
4. Я и мои друзья. | Час размышления | Знать жанр изобразительного искусства – портрет. Уметь использовать художественные материалы | Развитие композиционного мышления и воображения. Умение вступать в общение друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге. | Тематический рисунок «Я и мои друзья» |
5. Иллюстрации к русским народным сказкам. | Литературное знакомство | Знать жанр изобразительного искусства – портрет. Уметь использовать художественные материалы (гуашь); применять основные средства художественной выразительности в живописи; узнавать отдельные произведения выдающихся художников (В. М. Васнецов). | Умение вступать в общение друг с другом, участвовать в диалоге. Развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно- продуктивной деятельности. | Рисунок. Противополож-ные по характеру сказочные герои |
6. Рисование отгадок к русским народным загадкам о труде и лени, об орудиях труда. | Соревнование | Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства. Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). | Умение вступать в общение друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. | Рисунки по теме занятия. |
7. Доброе слово о родителях – основе жизни. | Интегриро-ванное занятие. Практикум. (Занятие совместно с родителями) | Знать творческие увлечения своих родителей, какими талантами они обладают. Уметь работать сообща, разделять обязанности, учитывать способности и возможности каждого участника коллективного дела. | Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла. Развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно- продуктивной деятельности | Коллективное составление панно из природных материалов. |
8. Краски осени. | Праздник совместно с родителями | Знать, какой урожай собирают осенью. Уметь использовать приемы общения, позволяющие осуществить благоприятный контакт в общении. | Развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности. Умение вступать в общение друг с другом, участвовать в диалоге. | Праздник «Золотая осень» |
9. Путешествие в мир декоративно-прикладного искусства. | Заочное путешествие | Знать правила построения орнамента: ритм, цвет, семантика элементов. Уметь применять основные средства художественной выразительности при изображении орнамента. | Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. Умение анализировать высказывания, оценивать свою работу с точки зрения её соответствия творческой задаче. | Ковш-утица. Хохломская роспись. |
10. Красота в устройстве и декоре крестьянского быта | Час познания | Знать понятия «архитектор, архитектура». Уметь использовать художественные материалы, применять основные средства художественной выразительности, рассматривать здания реальных форм. | Умение вступать в общение друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге. Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Жостовский поднос |
11. Как цветы и птицы попали на предметы быта. | Проблемное занятие | Знать понятие - орнамент. Уметь использовать художественные материалы, анализировать декоративные свойства при рассматривании цвета и фактуры материала. | Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Умение обеспечить учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Рисунок растительного орнамента наличников. |
12. Красота белой линии в русском кружеве и зимнем пейзаже. | Занятие-исследование | Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура). Уметь использовать художественные материалы (бумага разной фактуры, гуашь), анализировать декоративные свойства при рассматривании цвета и фактуры материала | Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла. Умение управлять поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий. | Рисунок «Силуэт заснеженного дерева на цветном фоне» |
13. И рады мы проказам матушки-зимы. | Час познания, игра | Знать основные жанры произведений изобразительного искусства. Уметь узнавать отдельные произведения выдающихся художников. | Знать основные жанры произведений изобразительного искусства. Уметь узнавать отдельные произведения выдающихся художников. | Русская народная игра «Метелица» |
14. Новогодний весёлый хоровод. | Заочное путешествие | Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия. Уметь использовать художественные материалы (бумага) и технику бумагопластики; применять основные средства художественной выразительности. | Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместно - продуктивной деятельности. | Аппликации и игрушки на ёлку. |
15. Подарок друзьям. | Проблемное занятие | Знать понятия «вертикаль», «горизонталь». Уметь использовать художественные материалы (бумага); применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах; работать с ножницами. | Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. Формирование мотивации успеха и достижений школьников, творческой самореализации. | Рождественский сувенир «Ангел-хранитель» |
16. Загадочный мир рождествен-ских колядок | Театрализация | Знать календарные праздники, историю зарождения маски, виды масок и их назначение. Уметь создавать из любого материала маску, характерную для представления. | Умение ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Уметь находить справочно - информационный материал по теме и пользоваться им. | Изготовление маски для колядок. |
17. Обобщение по разделу «Слово» | Интегриро-ванное занятие совместно с родителями. | Знать историческое прошлое своей страны, традиции русского народа. Уметь участвовать в хороводах, выполнять движения по примеру учителя, обыгрывать сюжет песни. | Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. Развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно- продуктивной деятельности | Праздник «Рождество Христово» |
Раздел № 2. Образ – 10 часов Кто родителей почитает, тот вовек не погибает. | ||||
18. Тема материнства в изобразитель-ном искусстве. | Занятие-открытие | Знать схематическое строение человека. Уметь выполнять задания с бумажными вариантами (карточки с изображением частей тела человека). | Уметь находить справочно - информационный материал по теме и пользоваться им. Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. | Аппликация «Я и мои родные» |
19. Человек, Земля, Вселенная. | Диспут | Знать жанры произведений изобразительного искусства. Уметь различать основные и составные цвета и смешивать их с белой и черной краской; использовать художественные материалы (гуашь) и применять их в живописи по воображению. | Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение, ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения. | Рисунок «Созвездия вселенной» |
20. Образы природы. | Занятие-открытие | Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура). Уметь применять средство художественной выразительности (линия) в декоративном рисунке. | Умение выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла при выполнении работы. | Вологодские кружева. Рисунок Вологодской снежинки. |
21. Мастера Городецкой росписи. | Занятие-открытие | Знать отличительные особенности росписи Гжели и Хохломы (цвета, конструкция, форма, украшение, роспись). Уметь расписывать предмет, используя элементы растительных узоров. | Ознакомление учащихся с миром профессий и их социальным значением, историей их возникновения и развития как первой ступенью формирования готовности к предварительному профессиональному самоопределению. | Устный журнал «Мир профессий» |
22. Образ защитника в декоративно-прикладном искусстве России. | Исследование | Знать свойства материалов (глина, пластилин, соленое тесто, камень), различия между плоскостью и объемом, рисунком, рельефом, скульптурным изображением. Уметь пользоваться материалами, используя их по назначению; выполнять объемные детали, создавать объёмную работу. | Формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан. | Поделка из солёного теста (Образец – каргопольская игрушка) |
23. Подарок маме | Практикум | Знать виды изобразительного искусства - декоративно- прикладное творчество. Уметь использовать художественные материалы (бумага); применять основные средства художественной выразительности в декоративных работах. | Умение организовать взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. | Открытка для мамы с элементами аппликации «Мимоза» |
24. Птички-свистульки из Твери и Вятки | Игра | Знать о скульптуре как виде изобразительного искусства, особенности ее восприятия. Уметь сравнивать различные виды изобразительного искусства (скульптуры); выполнять работы по лепке птиц в объеме. | Умение обеспечить учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности. | Птички-свистульки |
25. Солнце как вечный символ жизни, весны. | Исследование | Знать вид произведений изобразительного искусства – скульптура. Уметь сравнивать различные виды изобразительного искусства (живописи, скульптуры). | Развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности. Воспитание нравственности, основанной на свободе совести и традициях русского народа. | Игры «Зайцы и собаки», «Рыбки в пруду» |
26. Светлый пасхальный праздник | Занятие-творческий час | Знать основные и составные, теплые и холодные цвета. Уметь использовать художественные материалы (солёное тесто); применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах. | Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. Умение обеспечить учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Сувенир Пасхальное яйцо» из солёного теста. |
27. Обобщающее занятие по разделу «Образ» | Интегрирова-нное занятие совместно с родителями | Знать названия русских православных праздников, их обряды. Уметь исполнять хором песни и заклички. | Формирование мотивации успеха и достижений учащихся, творческой самореализации на основе эффективной организации творческой деятельности. | Фольклорный праздник «Жаворонки» |
Раздел № 3. Книга – 7 часов Кто грамоте горазд, тому не пропасть. | ||||
28. Художники-иллюстраторы детских книг. | Практикум | Знать вид изобразительного искусства – графика, художников- иллюстраторов (И. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин). Уметь применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах; | Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в определении цели, функций участников, способов взаимодействия. Уметь находить справочно- информационный материал по теме и пользоваться им. | Книжка-малышка «Мои четвероногие друзья» |
29. Коллективное создание иллюстраций для православной азбуки. | Практикум | Знать вид изобразительного искусства – графика. Уметь использовать художественные материалы, воспринимать окружающий мир и произведения искусства узнавать отдельные произведения выдающихся художников (И. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин). | Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в определении цели, функций участников, способов взаимодействия. Умение произвольно и выразительно строить контексную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя. | Иллюстрация для православной азбуки |
30. Иллюстрации для книжки-малютки | Практикум | Знать вид изобразительного искусства – графика. Уметь использовать художественные материалы, воспринимать окружающий мир и произведения искусства, узнавать отдельные произведения выдающихся художников (И. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин). | Умение анализировать высказывания, оценивать свою работу с точки зрения её соответствия творческой задаче. Адекватно воспринимать произведения народного фольклорного творчества. | Иллюстрация для книжки-малютки со сказкой собственного сочинения. |
31. Буквица. | Практикум | Знать вид произведений изобразительного искусства – скульптура. Уметь сравнивать различные виды изобразительного искусства (живописи, скульптуры). | Развитие эстетических представлений и критериев на основе изобразительной и художественной конструктивной деятельности. | Декоративные буквицы. Барельеф (пластилин). |
32. Природа как вечная основа жизни и главная тема в искусстве | Диспут | Знать вид изобразительного искусства – живопись. Уметь использовать художественные материалы. | Умение выдвигать гипотезы и обосновывать их. Умение формировать картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой и предметно - преобразующей деятельности человека. | Рисунок «Дерево жизни» |
33. Обобщающее занятие | Интегрирова-нное занятие | Знать о важности традиций в жизни православного человека. Уметь высказывать свои мысли и чувства по отношению к другим. | Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства. | Праздник «Книжкины именины» |
34. Экскурсия | Экскурсия | Знать правила поведения в природе Уметь правильно вести себя в лесу, высказывать свои мысли и чувства | Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства. | Фотоальбом |
Календарно-тематическое планирование кружка «Огонёк души»
7 класс, 34 часа.
Тема занятия | Форма занятия | Требования к уровню подготовки учащихся | Универсальные учебные действия | Результат работы |
Раздел № 1. Слово – 17 часов Своя земля и в горсти мила. | ||||
1. Русский народный фольклор - неотъемлемая часть национальной культуры. | Беседа | Знать жанры фольклора. Уметь отгадывать загадки. | Умение участвовать в диалоге, отстаивать своё мнение. Формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно - преобразующей деятельности человека. | Исполнение песни «Земелюшка-чернозем» |
2.Пословицы и поговорки русского народа о знаниях, о учении. | Викторина | Знать жанры фольклора – пословицы и поговорки. Уметь объяснять роль пословицы в жизни человека, рассуждать по теме. | Умение участвовать в диалоге. Формирование мотивации успеха и достижений школьников. Умение самостоятельно выделить и формулировать познавательную цель. | Викторина «Пословицы и поговорки» |
3.Напевы родной земли. | Музыкальное знакомство | Знать характерные особенности попевки. Уметь слушать и слышать музыку, эмоционально, выразительно исполнять попевки. | Формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с историческим прошлым своего села. | Песни о родной стороне. |
4. Русские народные игры. | Игра | Знать правила поведения в коллективных играх. Уметь работать сообща, разделять обязанности, учитывать способности и возможности каждого участника коллективного дела. | Построение логической цепи рассуждения. Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. | Народная игра «Вместе за руки возьмёмся» |
5. Русские народные сказки. | Викторина | Знать различия между авторской и народной сказками. Уметь анализировать высказывания, оценивать свое речевое поведение с точки зрения его соответствия речевой задаче. | Умение вступать в общение друг с другом, участвовать в диалоге. Развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно продуктивной деятельности | Викторина «Из какой сказки герой?» |
6. Русский хоровод. | Хоровод песен | Знать отличия хороводного и дробного шага. Уметь создавать ритм в хороводе при помощи хлопков. | Умение вступать в общение друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. | Хоровод «Каравай» |
7. Таланты родителей. | Интегриро-ванное занятие совместно с родителями. | Знать творческие увлечения своих родителей, какими талантами они обладают. Уметь работать сообща, разделять обязанности, учитывать способности и возможности каждого. | Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла. Развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно - продуктивной деятельности. | Инсценировка музыкальной сказки «Муха-цокотуха» |
8. Песня-игра «Хоровод грибов» | Праздник. | Знать, какой урожай собирают осенью. Уметь использовать приемы общения, позволяющие осуществить благоприятный контакт в общении. | Развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности. Умение вступать в общение друг с другом, участвовать в диалоге. | Праздник «Золотая осень». |
9. Мамина песня. | Хоровод песен | Знать отличительные особенности колыбельной песни. Уметь петь с выраженным настроением. | Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. Умение анализировать высказывания, оценивать свою работу с точки зрения её соответствия творческой задаче. | Исполнение песни «Колыбельная». |
10. Традиции русского гостеприимства. | Ролевая игра | Знать формы приветствия и прощания. Уметь правильно обращаться к старшим по возрасту. | Умение вступать в общение друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге. Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. | Игра «Идём в гости» |
11. Культура общения. Почему мы так говорим. | Ролевая игра | Знать значения слов, означающих приветствие и прощание. Уметь выражать в речи формы приветствия и прощания соответственно, произнесенные с разной интонацией. | Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Умение обеспечить учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Ролевая игра «Благословле-ние» |
12. Хоровод | Хоровод песен | Знать отличия хороводного и дробного шага. Уметь создавать ритм в хороводе при помощи хлопков. | Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла. Умение управлять поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий. | Хоровод «Русская берёзка» |
13. Жанры фольклорных песен: лирические, плясовые, шуточные, игровые. | Занятие – представление | Знать жанры фольклорных песен, названия русских народных инструментов. Уметь использовать доступные народные инструменты (шумовые). | Уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | Исполнение песни «Метелица» |
14. Зима. Рождество. Колядки. | Игровое занятие | Знать календарные праздники русского народа. Уметь использовать доступные народные инструменты. | Адекватно воспринимать произведения народного фольклорного творчества. Развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно - продуктивной деятельности. | Обряд колядования. |
15. Русские обряды. Святочные гадания. | Театрализация | Знать отличительные особенности подблюдных песен. Уметь анализировать текст песен. | Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. Формирование мотивации успеха и достижений школьников, творческой самореализации. | Исполнение русских народных песен. |
16. Святки. Гадания. | Представление | Знать православные праздники русского народа. Уметь анализировать текст песен. | Уметь находить справочно - информационный материал по теме и пользоваться им. | Святочные гадания |
17. Обобщающее занятие по разделу «Слово» | Интегрирова-нное занятие совместно с родителями | Знать историческое прошлое своей страны, традиции русского народа. Уметь участвовать в хороводах, выполнять движения по примеру учителя, обыгрывать сюжет песни. | Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. Развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно- продуктивной деятельности | Праздник «Рождество Христово» |
Раздел № 2. Образ – 10 часов С родной земли – умри, не сходи. | ||||
18. Игры с мамой. | Игра | Знать отличительные особенности командных игр. Уметь играть сообща, разделять обязанности, учитывать способности и возможности каждого участника коллективной игры. | Уметь находить справочно - информационный материал по теме и пользоваться им. Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. | Игры: «А кто у нас хороший?», «У медведя во бору». |
19. Светлый образ. | Литературное знакомство | Знать жанры литературных произведений Уметь анализировать высказывания, оценивать свое речевое поведение. | Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории. | Чтение библейских рассказов для детей. |
20. Русское поле в народном фольклоре. | Викторина | Знать народные песни, попевки о русском поле. Уметь извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров. | Умение владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Игра – викторина «Стихи, загадки, попевки о цветах и травах луговых» |
21. Город мастеров. | Игра | Знать пословицы, поговорки о ремеслах и мастерах-тружениках. Уметь соотносить поговорку со смысловым значением. | Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. Ознакомление учащихся с миром профессий и их социальным значением, историей их возникновения и развития как первой ступенью формирования готовности к предварительному профессиональному самоопределению. | Игровая программа «Город мастеров» |
22. Русские народные богатыри. Былины. | Литературное знакомство | Знать об особенностях жанра былины. Уметь отличать былину от сказки. | Формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан. | Устный рассказ «Образ богатыря в былинах» |
23. Русские народные песни о маме. | Концерт | Знать отличительные особенности народной песни. Уметь петь с выраженным настроением. | Умение организовать взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. | Исполнение песен о маме. |
24. Это русское чудо – частушка. | Представление | Знать об особенностях жанра «частушка». Уметь использовать импровизацию в тексте частушки. | Развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности. | Праздник «Жаворонки» |
25. Народные праздники. Масленица. | Представление | Знать жанр устного народного творчества – «заклички». Уметь исполнять хором «масленичные» песни. | Развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности. Воспитание нравственности, основанной на свободе совести и традициях русского народа. | Масленичные песни-заклички. Игры «Шёл козёл по лесу», «Селезень» |
26. Пасха – праздник праздников и торжество торжеств. | Праздник | Знать историю праздника Пасха, его обряд. Уметь использовать импровизацию при исполнении песен. | Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. Умение обеспечить учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Исполнение народных песен «Жаворону-шки», «Весна-красна», «Как под наши ворота» |
27. Обобщающее занятие по разделу «Образ» | Игровое занятие. | Знать названия русских православных праздников, их обряды. Уметь исполнять хором песни и заклички. | Формирование мотивации успеха и достижений учащихся, творческой самореализации на основе эффективной организации творческой деятельности. Воспитание нравственности, основанной на свободе совести и традициях русского народа | Ролевая игра «Народные посиделки» |
Раздел № 3. Книга – 7 часов Знания никому не в тягость. | ||||
28. Архаичные, диалектные слова | Исследование | Знать значение архаичных и диалектных слов. Уметь работать со справочной литературой. | Уметь находить справочно - информационный материал по теме и пользоваться им. | Словарь-памятка «Архаичные слова» |
29. Первая русская азбука. Кирилл и Мефодий. | Игра | Знать сведения о Кирилле и Мефодие. Уметь определять правила для коммуникатив-ных игр. | Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в определении цели, функций участников, способов взаимодействия. | Игровая программа «Путешествие к дереву знаний». |
30. Пословицы и поговорки о книге. | Конкурс | Знать понятия «пословица», «поговорка». Уметь использовать меткие слова и выражения в своей речи. | Умение анализировать высказывания, оценивать свою работу с точки зрения её соответствия творческой задаче. Адекватно воспринимать произведения народного фольклорного творчества. | Конкурс на знание пословиц и поговорок о книге. |
31. По дорогам сказок. | Викторина | Знать названия русских народных сказок. Уметь соотносить героев со сказкой. | Умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя. Умение устанавливать причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения. | Викторина «По дорогам сказок» |
32. Обрядовые песни. | Концерт | Знать отличительные особенности русских обрядовых песен. Уметь исполнять обрядовые песни с использованием шумовых инструментов. | Умение формировать картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой и предметно - преобразующей деятельности человека. | Исполнение обрядовых песен «Ой, вставала я ранёшенько», «Дударь». |
33. Обобщающее занятие по разделу «Книга» | Круглый стол | Знать отличительные особенности русских народных песен. Уметь исполнять народные песни | Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства. | Памятка «Как правильно работать с книгой» |
34. Экскурсия в сельский дом культуры | Экскурсия | Знать особенности занятий клубного работника | Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать грамотную речь. | Фотоальбом |
Календарно-тематическое планирование кружка «Огонёк души»
8 класс, 34 часа.
Тема занятия | Форма занятия | Требования к уровню подготовки учащихся | Универсальные учебные действия | Результат работы |
Раздел № 1. Праздники – 21 час Всякая душа празднику рада | ||||
1. Русские народные праздники - неотъемлемая часть национальной культуры. | Беседа | Знать виды народных праздников; Уметь определять народный праздник по приметам | Умение участвовать в диалоге, отстаивать своё мнение. Формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно - преобразующей деятельности человека. | Работа над проектом «Русские народные праздники» |
2. «Осенины» - народный праздник | Занятие-открытие | Знать виды народных праздников; Уметь определять народный праздник по приметам | Умение вступать в общение друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге. | Работа над проектом «Русские народные праздники» |
3.«Дожинки» – праздник последнего снопа. | Час познания | Знать народные праздники, свои обязанности при организации праздника. Уметь проявлять заботливое отношение друг к другу. | Умение вступать в общение друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге. Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. | Аппликация из природного материала. |
4.Праздник урожая. | Праздник. Коллективная работа совместно с родителями | Знать, какой урожай собирают осенью. Уметь использовать приемы общения, позволяющие осуществить благоприятный контакт в общении. | Развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности. Умение вступать в общение друг с другом, участвовать в диалоге. | Праздник «Золотая осень» |
5.Русские народные игры | Игра | Знать правила поведения в коллективных играх. Уметь работать сообща, разделять обязанности, учитывать возможности каждого участника коллективного дела. | Построение логической цепи рассуждения. Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. | Игры «Бой петухов», «Охота», «Капкан» |
6.Хлеб всему голова. | Занятие-исследование | Знать профессии людей, которые трудятся в поле. Уметь распознавать зерна злаковых культур. | Умение вступать в общение друг с другом, участвовать в диалоге. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. | Книжка-малышка «Хлеб всему голова» |
7.Праздник Казанской иконы Божьей Матери. | Интегрированное занятие | Знать варианты благодарения родителей. Уметь выражать свою благодарность близким тебе людям. | Умение обеспечить учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Письмо-благодарность |
8.Дмитров день. | Творческая мастерская | Знать варианты поминания умерших родных; Уметь выражать своё сочувствие близким тебе людям. | Умение обеспечить учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Письмо-соболезнование |
9.Зиновьев день | Творческая мастерская | Знать правила изготовления простейшей кормушки для птиц Уметь применять основные навыки работы с ножницами, картоном. | Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. Умение оценивать свою работу с точки зрения её соответствия творческой задаче. | Кормушки для птиц |
10. «Кузьминки» - по лету поминки. | Игровая программа | Знать правила поведения в коллективных играх. Уметь работать сообща, разделять обязанности, учитывать возможности каждого участника коллективного дела. | Построение логической цепи рассуждения. Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. | Игровая программа «Кузьминки» - по лету поминки. |
11. День именинника | Игра-путешествие | Знать дни рождения одноклассников, особенности организации праздника. Уметь проявлять заботливое отношение друг к другу. | Развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности. | Игра-путешествие «День именинника» |
12. Жизнь – радуга. | Творческая мастерская | Знать о средствах эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура). Уметь использовать художественные материалы, анализировать декоративные свойства при рассматривании цвета и фактуры материала. | Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла. Умение управлять поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий. | Рисунок «Моя жизнь – радуга». |
13. День Наума-Грамотника | Занятие-открытие | Знать виды народных праздников; Уметь определять народный праздник по приметам | Умение вступать в общение друг с другом, участвовать в диалоге. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. | Работа над проектом «Русские народные праздники» |
14. День Николы Зимнего. | Театрализация | Знать, как праздновали в старину праздник; Уметь использовать приемы общения, позволяющие осуществить благоприятный контакт в общении. | Развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности. | Мини-спектакль «Святой Чудотворец». |
15. Евстратиев день | Занятие исследование | Знать календарные праздники, историю зарождения праздников; Уметь анализировать справочную литературу. | Умение ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Уметь находить справочно - информационный материал по теме и пользоваться им. | Альбом «Народные приметы» |
16. День Модеста. | Тематическое занятие | Знать календарные праздники, историю зарождения праздников; Уметь анализировать справочную литературу. | Умение ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Уметь находить справочно - информационный материал по теме, пользоваться им. | Альбом «Народные приметы» |
17. Новогоднее путешествие в страну Фантазии | Занятие-путешествие | Знать календарные праздники, историю зарождения праздников; Уметь работать сообща, разделять обязанности, учитывать возможности каждого. | Умение вступать в общение друг с другом, участвовать в диалоге. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. | Новогодний утренник. |
18. Рождество Христово. | Праздник. Интегрированное занятие совместно с родителями. | Знать зимние православные праздники. Уметь обыгрывать сюжеты из сказок, распределяя между собой роли. | Умение ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Праздник «Христос родился!» |
19. Рождественские посиделки. | Конкурс поэзии. | Знать зимние православные праздники, стихи на тему праздника. Уметь использовать импровизацию и выразительное исполнение при чтении стихов. | Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. | Конкурс поэзии. |
20. Проводы Масленицы | Фольклорный праздник. | Знать особенности православного праздника «Масленица». Уметь использовать импровизацию при обыгрывании элементов праздника. | Развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности. Воспитание нравственности, основанной на свободе совести и традициях русского народа. | Фольклорный праздник «Проводы Масленицы» |
21. Светлое Христово Воскресенье | Игровая программа. | Знать историю праздника Пасха, его обряд. Уметь объяснять значимость православного праздника в жизни русского человека. | Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. Умение обеспечить учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Игровая программа «Пасхальные забавы». Защита проекта «Русские народные праздники». |
Раздел № 2. Образ – 10 часов Жизнь дана на добрые дела. | ||||
22. Русская крестьянская изба как элемент культуры русского народа | Занятие-исследование | Знать понятия связанные с темой «русская изба» Уметь применять основные средства художественной выразительности | Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Макет русской избы. |
23. Быт, нравы, традиции Руси. | Занятие-открытие | Знать историческое прошлое своей страны, традиции русского народа. Уметь использовать справочную литературу. | Развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно - продуктивной деятельности. | Рисунок «Быт крестьянской семьи». |
24. Национальные традиции семейного воспитания русского народа. | Конференция | Знать историческое прошлое своей страны, традиции русского народа. Уметь анализировать справочную литературу. | Умение использовать приемы общения, позволяющие осуществить благоприятный контакт в общении. | Альбом с загадками, потешками и колыбельными песнями. |
25-26. Русские народные художественные промыслы. | Заочное путешествие | Знать виды промыслов русского народа. Уметь называть «авторство» изделий русского народного промысла. | Уметь находить справочно - информационный материал по теме и пользоваться им. Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. | Декоративный рисунок «Сказочная Гжель» |
27-28. Языческие традиции в фольклоре русского народа. | Викторина | Знать различия между авторской и народной сказками. Уметь анализировать высказывания, оценивать свое речевое поведение с точки зрения его соответствия речевой задаче. | Умение вступать в общение друг с другом, участвовать в диалоге. Развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно - продуктивной деятельности. | Викторина по народным сказкам. Викторина по русским былинам. |
29. Обряды и ритуалы как форма культурно-досуговой деятельности. | Беседа. | Знать особенности обрядов при рождении младенца, именинах, свадьбах, венчании. Уметь анализировать высказывания, оценивать свое речевое поведение. | Умение вступать в общение друг с другом, участвовать в диалоге. Развитие коммуникативной компетентности школьников. | Рисунок «Свадьба» (Венчание). |
Раздел № 3. Книга – 5 часов С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь. | ||||
30. Первая книга на Руси | Занятие-открытие | Знать первопечатника России, первую книгу, правила обращения с книгой. Уметь объяснять, чему научили первые книги в школе. | Умение анализировать высказывания, оценивать свою работу с точки зрения её соответствия творческой задаче. | Книжка-малышка «Мои стихи» |
31. Праздник Кирилла и Мефодия. | Диспут | Знать создателей славянской азбуки; Уметь объяснять, какое значение имеет грамотность населения. | Умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения. | Аппликация «Аз+Буки» |
32. Книга книг – Библия. | Час познания. | Знать понятие «Библия». Уметь характеризовать духовное значение Библии в жизни православного человека. | Умение формировать картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой и предметно - преобразующей деятельности человека. | Чтение библейских рассказов для детей. |
33. Что за прелесть эти сказки. | Игра-соревнование | Знать названия русских народных сказок. Уметь соотносить героев со сказкой. | Развитие эстетических представлений и критериев на основе изобразительной и художественной конструктивной деятельности. | Игра-соревнование «Что за прелесть эти сказки» |
34. Обобщающее занятие «Пусть огонёк души твоей согреет путника в пути, пусть поведёт в кромешной тьме и никогда не гаснет!» | Круглый стол. Интегрированное занятие | Знать о важности традиций в жизни православного человека. Уметь высказывать свои мысли и чувства по отношению к другим. | Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства. | Защита проектов учащихся. |
Список литературных источников.
- Азбука нравственного воспитания / Под ред. И.А. Каирова и О.С. Богдановой. М.: Просвещение, 1979.
- Богданов С.Г. Творческая работа сельских школьников // Открытая школа. 2002. - №3.
- Бондаревская Е.В. Ценностно-смысловые ориентации стратегическое направление развития сельской школы // Педагогика. - 2002. - №5.
- Буданцова А.А. Фольклор как средство формирования эмпатической культуры учащихся: Учеб. пособие. Чебоксары: ЧГПУ, 2005.
- Бушмелева Е.А. Концепция духовно-нравственного развития школьника // Классный руководитель. 1999. - №3.
- Данилов А.П. Семья, школа, СМИ: единый подход к воспитанию: нравственное воспитание // Интегральная педагогика. 2001. - Спец. вып.
- Зазыкин С.А., Громов П.Р. Методическое обеспечение воспитательного процесса в сельской школе. М.: Центр, 2000.
- Курчина В. Воспитание эффективно, если оно системно: сельские школы // Народное образование. 2003. - №10.
- Лопатина А. Книга для занятий по духовному воспитанию. Кн.1: Рассказы о мировых религиях, сказки, истории и притчи, игры, занятия и беседы. М.: Русский Раритет, 1996.
- Лопатина А. Книга для занятий по духовному воспитанию. Кн.2: Природа глазами души; Беседы о высшем смысле жизни; Медиативные сказки; Вопросы и задания духовно-нравственного содержания. — М.: Сфера, 1999.
- Пионтковский В. Нравственная культура как педагогическая проблема // Учитель. 2004. - №4.
- Шевченко Л.Л. Проект программы «Основы православной культуры». М. -2002.
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования. М. – 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"
Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...
Программа внеурочной деятельности, 5 класс.Проектная деятельность
Данная программа преднозначена для проведения занятий во второй половине дня с пятиклассниками из расчета 17часов в год....
рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс "Географический образ Кемеровской области"
программа по краеведению в 6 классе по ФГОС...
Программа внеурочной деятельности "Дружный класс"
Программа «Дружный класс» представляет собой комплексную нравственно-гражданскую программу, направленную на развитие установок толерантности у учащихся начальной школы. Включает в себя непоср...
программа внеурочной деятельности 6 класс "Деловая активность"
Программа внеурочной деятельности «Деловая активность» составлена на основе программы непрерывного социально экономического образования и воспитания учащихся 1-11 класс (научный руководитель и редакто...
Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"
Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...
Программа внеурочной деятельности 5 класса
Программа кружка "Рукодельница" для 5-го класса....